Признаки синдрома трудного темперамента детства

Признаки синдрома трудного темперамента детства thumbnail

Синдромами темперамента являются “легкий темперамент”, “трудный темперамент” и “темперамент с длительным привыканием”.

— Легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. В первые месяцы жизни дети с такими свойствами быстро привыкают ко времени кормления и сна, приучаются к новой пище и не боятся новых людей.
-Трудный темперамент представляет собой полную противоположность легкому и характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, медленной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций и высокой интенсивностью их проявления. В первые месяцы жизни дети с этими свойствами темперамента не могут привыкнуть к распорядку дня: они засыпают и просыпаются в разное время, промежутки между кормлениями оказываются для них то слишком длинными, то слишком короткими.
-Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и негативной, но слабой по интенсивности, реакцией на новые ситуации. Обладателям этих свойств темперамента не нравится непривычная пища, незнакомые люди, новые занятия, однако их отрицательная реакция имеет довольно слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную. Во взрослом возрасте такие люди стараются избегать новых ситуаций, часто имеют проблемы с общением, хотя они выражены не так отчетливо, как у людей с трудным темпераментом, и, как и в детском возрасте, люди с этим типом темперамента не склонны к интенсивному выражению эмоций. синдромы свойств: обладатели “легкого” темперамента чаще имеют хорошую социальную адаптацию (они чаще удовлетворены своей работой, отношениями с окружающими, у них реже обнаруживаются невротические отклонения).

Вместе с тем, те или иные свойства темперамента и синдромы этих свойств не фатальны для будущего их обладателей. Действительно, “трудный” темперамент оказывается статистически чаще, чем “легкий”, связан с разнообразными сложностями, возникающими и в детстве, и во взрослом возрасте. Однако, как показали авторы Нью-Йоркского исследования , сложности эти не неизбежны и часто являются результатом ошибок в воспитании. В тех случаях, когда родители учитывают индивидуальные особенности своего “трудного” ребенка и исходят из этих особенностей, им удается помочь ребенку избежать многих сложностей в дальнейшем. Такие родители тщательно подготавливают ребенка к будущим новым ситуациям, например к началу школьного обучения, помогают ему наладить общение с другими детьми, то есть обучают ребенка навыкам общения, которые у него сами собой не складываются. Они стремятся не переломить не нравящиеся им свойства, а изменить их проявления, не ждут быстрых результатов. В этих случаях эффект оказывается поразительным.

Дело в том, что, чем старше становится ребенок, тем большую роль в его поведении играет не сам темперамент, а свойства, сформированные на его основе. Так, детский страх общения с незнакомыми людьми продолжает играть деструктивную роль во взрослом возрасте только в тех случаях, когда робость и застенчивость ребенка много раз становились причиной его неудач в общении, что приводит к естественному желанию оказываться в этих ситуациях как можно реже. Но, избегая этих ситуаций, стараясь как можно меньше общаться с незнакомыми людьми, ребенок сокращает свои возможности научиться тому, в чем он и так не слишком успешен. Именно эти вторичные наслоения на свойства темперамента и приводят к тому, что во взрослом возрасте сохраняются те же проблемы, что были в детстве.Трудный темперамент потому и называется трудным, что для адаптации детей, обладающих им, требуется гораздо больше внимания и усилий со стороны родителей и воспитателей, чем для адаптации детей с более благоприятными свойствами темперамента. Не у всех хватает на это сил и умения, и именно поэтому дети с определенными свойствами темперамента чаще оказываются менее подготовленными ко взрослой жизни.Нефатальный характер свойств темперамента проявляется и в противоположном эффекте. Неблагополучная семейная ситуация, неправильный стиль общения с ребенком могут привести к тому, что дети с синдромом свойств легкого темперамента окажутся впоследствии замкнутыми, невротичными, боящимися любых изменений. Таким образом, особенности темперамента, рассматриваемые в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании , оказались онтогенетически устойчивыми на протяжении многих лет, но в то же время их роль в адаптации оказалась тесно связана с условиями развития и воспитания ребенка.

Вопрос 4)Трехкомпонентная теория Пломина и Басса (Штат Колорадо г. Боулдер) построена на понимании темперамента как совокупности динамических особенностей поведения, образующих подструктуру личностных черт. Основными свойствами темперамента можно считать активность, эмоциональность и социабельность.
Активность — проявление общего энергетического уровня в моторике. Выделено три показателя активности: темп движений, интенсивность и выносливость. Темп связан с быстротой движений (быстрая речь, спешка и др.); интенсивность проявляется в амплитуде и силе движений; выносливость — в способности долго оставаться активным, не уставать, сохранять высокий уровень работоспособности.
Эмоциональность — проявление двух эмоций: гнева и страха. О страхе говорят в связи с интенсивностью стимула, который способен вызвать страх, а также длительностью последствия, разнообразием ситуаций, которые его вызывают, сопутствующими физиологическими реакциями. Гнев так же определяется по интенсивности стимула, по величине латентного времени, по продолжительности реакции. Положительные эмоции, согласно авторам, не образуют самостоятельных свойств темперамента, т.к. являются компонентами активности и социабильности.
Социабельность обнаруживается в желании быть среди других людей. Она проявляется в стремлении избегать одиночества, в желании устанавливать новые межличностные контакты.
Пломин и Басс определили, что существует различие во внутрипарном сходстве между монозиготными и дизиготными близнецами. Оно доказывало существенность влияния генетического фактора, но ставило вопрос о том, почему реальная разница между дизиготными близнецами более значительна, чем это можно было бы предполагать гипотетически. Был сделан вывод о том, что различия между дизиготными близнецами усиливаются вследствие разного отношения к ним родителей. Генотип вносит вклад в индивидуальные различия между детьми, но условия, в которых они живут, могут их усиливать, а иногда и , наоборот, ослаблять.
Исследования, проводимые на детях более старшего возраста (например, подросткового), подтвердили гипотезу о генетической обусловленности эмоциональности, активности и социабильности. Оценка вклада генотипа неоднозначна в разных исследованиях и колеблется от r=0,3 до r=0,5.

Читайте также:  Синдром передней лестничной мышцы при шейном остеохондрозе

Вопрос 5)К неаддитивному наследованию относятся эффекты доминирования и эпистаза. Во-вторых, такие результаты могут быть связаны с влиянием ассортативности, т.е. тенденциозности в подборе брачных партнеров по чертам темперамента. Экспериментальная проверка гипотезы о влиянии ассортативности дала скорее отрицательные, чем положительные результаты, поэтому вряд ли ассортативность является причиной полученных соотношений внутрипарного сходства родственников по свойствам темперамента. В-третьих, на результаты могли повлиять особенности отношений между близнецами. Например, МЗ близнецы в силу их генетической идентичности могут оказываться в более похожих средовых условиях, которые влияют на оценки темперамента. В то же время для ДЗ близнецов могут быть характерны контрастные эффекты (подчеркивание несходства). Однако, если учесть, что наследственные черты темперамента проявляются уже в младенчестве, вряд ли особенности близнецовой среды играют здесь значительную роль.
Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.К неаддитивному наследованию относятся эффекты доминирования и эпистаза. Во-вторых, такие результаты могут быть связаны с влиянием ассортативности, т.е. тенденциозности в подборе брачных партнеров по чертам темперамента. Экспериментальная проверка гипотезы о влиянии ассортативности дала скорее отрицательные, чем положительные результаты, поэтому вряд ли ассортативность является причиной полученных соотношений внутрипарного сходства родственников по свойствам темперамента. В-третьих, на результаты могли повлиять особенности отношений между близнецами. Например, МЗ близнецы в силу их генетической идентичности могут оказываться в более похожих средовых условиях, которые влияют на оценки темперамента. В то же время для ДЗ близнецов могут быть характерны контрастные эффекты (подчеркивание несходства). Однако, если учесть, что наследственные черты темперамента проявляются уже в младенчестве, вряд ли особенности близнецовой среды играют здесь значительную роль.
Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом. Начиная с младенческого возраста, МЗ близнецы демонстрируют гораздо более высокое сходство по чертам темперамента , чем ДЗ близнецы. Для последних характерны чрезвычайно низкие оценки внутрипарного сходства. Такие соотношения свидетельствуют в пользу гипотезы о неаддитивных эффектах действия генов на вариативность темперамента

6)Какие особенности близнецовой среды влияют на наследуемость темперамента?Наследственные черты темперамента проявляются уже в младенчестве, вряд ли особенности близнецовой среды играют здесь значительную роль.
Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента , связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.

Следует также обратить внимание на увеличение наследуемости темперамента с возрастом, о чем свидетельствуют значительные различия коэффициентов корреляции МЗ и ДЗ близнецов по большинству свойств темперамента в старших возрастах.
Таким образом, для свойств темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, выявляется значительный вклад наследственной составляющей, причем уже в младенческом возрасте. Это следует учитывать воспитателям и родителям, чтобы создавать для детей условия развития, соответствующие особенностям их темперамента.

При сравнении МЗ и ДЗ близнецов по этим свойствам авторами также было отмечено высокое внутрипарное сходство МЗ близнецов и низкое — ДЗ близнецов .

Внутрипарное сходство в показателях темперамента, рассматриваемых А. Бассом и Р. Пломином

Показатели темперамента 3,5 года 4,5 года 4,5 года 7,5 лет
rМЗ n = 36 rДЗ n = 31 rМЗ n = 60 rДЗ n = 81 rМЗ n = 81 rДЗ n = 57 rМЗ n = 51 rДЗ n = 33
Активность 0,65 -0,38 0,41 -0,41 0,62 0,09 0,73 0,05
Общая эмоциональность 0,70 0,06 0,64 0,03 0,60 0,27
Страх 0,70 0,38 0,66 0,05
Гнев 0,57 -0,12
Социабельность 0,48 -0,16 0,62 0,13

Внутрипарное сходство у разлученных и неразлученных близнецов по свойствам темперамента

Показатели темперамента Разлученные близнецы Близнецы, живущие вместе
МЗ ДЗ МЗ ДЗ
Эмоциональность        
Страх 0,37 0,04 0,49 0,08
Гнев 0,33 0,09 0,37 0,08
Активность 0,27 0,00 0,38 0,18
Социабельность 0,20 0,19 0,35 0,19

Поражают чрезвычайно низкие, и в ряде случаев даже отрицательные, значения коэффициентов корреляции ДЗ близнецов. Такие результаты могут быть следствием неаддитивного наследования или особенностей внутрипарных отношений близнецов. Дальнейшие исследования тех же свойств темперамента в семьях с приемными детьми и в обычных семьях дали противоречивые результаты. Противоречия значительно больше в младших возрастных группах. Начиная с подросткового возраста, связь эмоциональности, социабельности и активности с генотипом становится более устойчивой. Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.

Источник

Трудный темперамент

Второе название этого типа темперамента — раздражительный (feisty).

Это такие маленькие бунтари, саботирующие какую-либо предсказуемость и последовательность. Это значит, что детки постоянно стараются нарушить режим, наводя там беспорядок.
Чего от них можно ожидать? Именно то, чего казалось бы, ожидать невозможно. 
Мамы на детской площадке, собирайте скорее ведра и лопатки: трудный ребенок вышел поиграть в песочек!

Детки с трудным темпераментом склонны к беспричинной, как кажется родителям, раздражительности. Уже с первых дней в роддоме малышики часто плачут, трудно утешаются, прикладываются к маминой груди или бутылочке со смесью непредсказуемо, совсем не любят (реагируют протестом) незнакомые лица и места — особенно людей в белых халатах с иглами в руках. 

Раздражительные малыши крайне чувствительны к сенсорному воздействию. Они категорически не приемлют и с трудом переносят вмешательства в их маленький  знакомый мир: будь то вторжение в виде нового лица, чистки зубов или несанкционированной смены подгузника. Они недовольны! И не замедлят сообщить об этом тому, кто посмел наглым образом ворваться в их привычный уклад бытия без их предварительного согласия.
Можно подумать, что трудный = высокочувствительный. Но это не так. 
Если трудный ребенок скорее бунтарь, провокатор и холерик, то высокочувствительный — пугливый, тонко чувствующий меланхолик. 
Трудные детки склонны к негативному настроению и замыканию в себе.

Читайте также:  Синдромы и симптомы хронического колита

Чем отличаются трудные детки в контексте сна?

Малыши с трудным темпераментом склонны вносить своей активностью и энергичностью хаос в режим. При это их сон портится быстро и восстанавливать приходится долго и сложно. Они сложно засыпают, беспокойно спят и часто просыпаются из-за подвижности нервной системы, и в целом спят меньше остальных на 2 часа ночью и на 1 час днём.

Обучать СЗ их достаточно сложно уже на стадии разделения ведущей ассоциации и сна. Они выражают протест слезами при минимальных изменениях, например  перед мамой стоит задача всего лишь уменьшить амплитуду качания, но малыш протестует даже на это. Методики лучше выбирать с постепенным изменением. Но бывает и так, что ребенка начинает раздражать помощь мамы в засыпании на каком-то этапе такой методики и предпочтительно применить методику с выходом из комнаты, на которую ребенок реагирует очень хорошо и тем самым удивляет маму.

Маме такого ребенка очень  сложно, так как ребенок не занимает себя сам, требует постоянного внимания и общения. Если ему что то не нравится, то он тут же выражает малейшее несогласие несопоставимо громким криком.

Поэтому в процессе работы со сном от мамы требуется последовательное, настойчивое и уверенное выполнение всех поставленных рекомендаций от консультанта. И только тогда воцарится сон в доме с трудным деткой!

Вера Борисовец
Ст.супервайзер Центра детского сна «ДокторМама»

Юлия Доманова
Руководитель Центра детского сна «ДокторМама»

Источник

источник: https://vsempsyholog.ru/

Темперамент человека – это врожденная характеристика. Он отвечает на вопрос «как?» — как человек себя ведет, действует, поступает в различных ситуациях. Он не отвечает на вопросы «что?» — что он умеет, и «почему?» — почему он так себя ведет. Темперамент в значительной мере определен генетически. Но он вполне может модифицироваться – изменяться под влиянием внешних факторов. Другими словами, особенности поведения ребенка можно модифицировать, но не кардинально менять.
Подход Гиппократа к оценке темперамента, при котором он выделял такие типы как: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, имеет под собой достаточные основания. Но современные исследования показывают, что такой подход больше подходит для взрослых людей. Что касается детского темперамента, то его не следует рассматривать в такой упрощенной форме. Американские психологи Томас и Чесс в 60-х годах XX века пришли к выводу, что более обоснованно оценивать детский темперамент, рассматривая его отдельные составляющие и давая им количественную оценку. Таким образом можно оценивать темперамент детей с самого раннего возраста.

Каждый ребенок с рождения обладает своим уникальным темпераментом. Это означает, что:

Во-первых, врожденные черты темперамента влияют на его поведение. Во-вторых, воспитательные методики, эффективные для одного ребенка, могут быть совершенно не эффективны для другого.

Темперамент ребенка влияет не только на его поведение, но и на эмоциональные реакции. Темперамент — больше чем поведение. Он включает в себя и внутреннюю реакцию на ситуацию. Темперамент влияет на то, как индивиды по-разному воспринимают одно и то же событие.

Лучше всего он проявляется в ситуациях, сопровождающихся переменами и стрессом. Дети отличаются друг от друга тем, какую ситуацию они воспринимают для себя в качестве стрессовой.

Темперамент нельзя изменить, так как он является врожденной характеристикой. Следовательно, попытки изменить темперамент ребенка зачастую приводят к разочарованию родителей, а также травмированию детской психики. Такие попытки со стороны родителей подрывают самоуважение ребенка, его веру в собственные возможности и самостоятельность. После неудачных попыток изменить темперамент ребенка, а также из-за непонимания и неумения найти выход из трудной ситуации, у родителей могут начаться проблемы с нервной системой, депрессивные состояния. Родители, как и дети, в этот трудный период могут нуждаться в поддержке психолога.

Американские психологи ввели такое понятие как «Goodness of fit» – соизмерение потребностей и возможностями ребенка (которые дает его темперамент) с ожиданиями окружения ребенка. Он означает согласование особенностей конкретного темперамента ребенка с окружающей действительностью.
Приспособляемость ребенка заметно улучшается, когда требования, которые к нему предъявляются, соизмеряются с его возможностями и потребностями, в которых «виноват» именно темперамент. Именно поэтому также важно обеспечить ребенку подходящий для его темперамента режим и общение. В противном случае возможны отклонения в поведении ребенка.
С учетом семейных потребностей необходимо приспосабливать условия микроокружения к особенностям темперамента малыша.
Основные трудности могут возникать при различиях темпераментов нескольких детей в семье.

Распространенные заблуждения

* Темперамент ребенка в точности отражает характерологические особенности во взрослом возрасте.
* Учет родителями особенностей Темперамента ребенка является уступкой ребенку.

Это не так!

При определении темперамента исследователи пользуются следующими показателями:
Активность – объем различных осуществляемых действий и движений в единицу времени.
Регулярность – устойчивость чередований периодов сна и бодрствования, опорожнения кишечника, кормления и др. То есть регулярное или нерегулярное поведение.
Приятие – Первоначальная реакция на новые внешние стимулы.
Адаптивность – приспособляемость ребенка к изменению окружающих условий. Адаптивность может быть быстрой и медленной.
Интенсивность реакций – сила, с которой ребенок выражает свои эмоции (как положительные, так и отрицательные).
Настроение – общее соотношение поведенческих реакций в течение суток (позитивных и негативных).
Настойчивость – время, в течение которого ребенок может непрерывно осуществлять определенный вид деятельности.
Отвлекаемость – время, которое нужно ребенку для того, чтобы отвлечься, переключиться с одного действия на другое.
Порог реагирования– минимальная сила внешних воздействий, необходимая для реагирования.

Для оценки этих характеристик имеются специальные методики и стандартизированные опросники, в том числе и для детей раннего возраста.

Ребенок с так называемым легким темпераментом характеризуется: высокой ритмичностью поведения, высоким приятием, низкой интенсивностью реакций, высокой адаптивностью.

Трудным темпераментом можно назвать такой, при котором значения минимум 4 из 5 описанных параметров выходят за рамки среднего.

Читайте также:  Понятие о симптоме и синдроме болезни

При трудном темпераменте ребенка у родителей могут возникнуть следующие сложности:
Во-первых, это ребенок со специфическими, своими поведенческими особенностями. Во-вторых мать или оба родителя могут находиться в состоянии продолжительного стресса из-за трудностей в воспитании и уходе за малышом. Такой темперамент ребенка возможен при неблагополучном окружении (за ребенком не следят, в семье употребляют спиртное, имеются заболевания и т.п.). Все это ведет за собой в будущем психологические проблемы у ребенка.
И еще, вспомним о воспитательных целях. Воспитывать ребенка с такими чертами значительно сложнее.
Смысл значения «трудный темперамент» может варьироваться. Ведь каждый человек субъективно его понимает. И ребенок, темперамент которого вызывает проблемы у одних родителей, может восприниматься хорошо и спокойно родителями с другими личностными особенностями.

Предлагается выделять еще и так называемых «медленно разогреваемых» детей.
Их темперамент напоминает трудный, но отличается низкой активностью и умеренной интенсивностью.
Что дает родителям осведомленность об особенностях темперамента ребенка?

* Анализ поведения ребенка, обращение внимания на его трудности. Появляются вопросы, отвечая на которые, родители находят более адекватный подход к потребностям ребенка, cделать более приятны и осмысленным взаимодействие с ним.

* Получение информации об индивидуальных различиях поведения и эмоциональных проявлениях у детей.

* Понимают, что определенные черты поведения сформированы уже к 1 году жизни. И эти особенности не всегда связаны с неправильным уходом или отклонениями.

* Возможность точно описать индивидуальный профиль ребенка (протестировав по тесту темперамента) снижает тревожность родителей и оказывает существенное влияние на взаимопонимание родителей с детей.

* Возможность максимально адаптировать условия микроокружения к индивидуальным особенностям ребенка.

* Понимание того, что плохая реакция – не зловредность, а часто следствие попыток навязать неподходящие (для конкретного темперамента) формы поведения.

Важно: определив темперамент ребенка, мы с вами выявляем так называемые «факторы риска». Проблемы, с которыми ребенок может столкнуться в общении, попытках действовать так, а не иначе. Мы выявляем особенности его поведения, путь иногда и негативные, но это дает нам информацию для того, чтобы лучше общаться с ним, лучше понимать его, уважать желания и потребности малыша. Если мы узнаем о трудностях в темпераменте ребенка, это ни в коем случае не должно автоматически предполагать трудности в воспитании. Не стоит навешивать на человечка «ярлык», который будет означать, что теперь всю жизнь с ним будут «ну сплошные проблемы из-за его поведения».

Имеются ли гендерные (межполовые) различия в особенностях темперамента?

Половые гормоны влияют на характер ребенка в более позднем возрасте. С другой стороны, известно, что у мальчиков на 1 году жизни определенно больший уровень активности и приятия по сравнению с девочками.
Свойства темперамента детей в ближайшие годы в целом сохраняются, но в течение всей жизни они могут заметно меняться. Имеются данные о том, что часть детей, характеризующихся на первом этапе легким темпераментом, могут в дальнейшем приобрести черты трудного, и наоборот.

Возможно ли модернизировать, изменить стиль поведения ребенка?

Да, как уже говорилось, модифицировать какие-то проявления темперамента возможно. Если заранее знать, на какие показатели нужно повлиять, психолог может провести реабилитационные и коррекционные мероприятие. Регулярное проведение комплекса реабилитационных мероприятий может заметно повысить активность, улучшает дыхание во сне – а значит и сам сон. Хотя в целом возможность воздействовать на поведение ребенка достаточно ограничена.
Изменение темперамента возможно на фоне изменений соматического состояния. Другими словами, на фоне того, как меняется здоровье, физическое состояние организма ребенка, его нервной системы.

Клинические состояния, влияющие на темперамент ребенка.

* Пренатальное состояния (беременность), генетические хромосомные оберации (нарушения порядка и числа хромосом);
* Стресс во время беременности и перинатальный период, 20 + 7 недель после родов.
* Постнатальные воздействия на ЦНС (воздействие на центральную нервную систему ребенка уже после его рождения) — нарушение питания, токсины, инфекции и травмы;
* Инвалидизирующие заболевания ЦНС.
* Общие соматические заболевания.

Также модифицирующими факторами для темперамента ребенка могут быть:

— социально-демографические характеристики семьи – наследственность и история семьи в целом.
— неблагоприятное влияние во время беременности и послеродовый период.
— малая масса тела – низкая адаптивность, а при очень низкой массе тела при рождении обычно встречается и низкая интенсивность реакций ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод: в модификации темперамента ребенка принимают участие взаимодействие крохи с окружающей действительностью, биологические особенности его организма + факторы микроокружения (самые близкие люди и обстоятельства).

Факторы риска, связанные с темпераментом

Сам по себе темперамент у ребенка не может быть патологическим, но некоторые особенности его могут указывать на нарушение поведения. Определенные черты темперамент могут являться факторами риска для соматического состояния, нарушения поведения и психического состояния ребенка. Риск усилен в том случае, если у ребенка есть сложные особенности темперамента, которые сочетаются с постоянным стрессовым воздействием, во время которого ребенок остается без поддержки со стороны взрослых.
Некоторые черты темперамента могут сочетаться с определенными вегетативными реакциями. Темперамент может влиять на соматическое состояние, и наоборот.

Иногда симптомы трудного темперамента соответствуют синдрому дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ. Но в основе СДВГ могут лежать и органические причины – нарушения центральной нервной системы ребенка. Не исключено, что СДВГ в некоторых случаях – это крайний вариант особенностей темперамента, которые при благоприятном воздействии возможно улучшить.

Если говорить о том, какой темперамент ребенка наиболее благоприятен для адаптации к детскому саду, это, конечно, легкий темперамент. Если подробнее, то достаточно регулярное поведение, неплохое приятие, хорошая адаптивность, средняя интенсивность реакций, хорошее настроение, средняя отвлекаемость, не слишком низкий порог реагирования. Для каждого ребенка эти показатели будут индивидуальными. Это может говорить и о характере трудностей адаптации к детскому саду, у каждого они будут свои.

Но даже если темперамент вашего ребенка можно назвать трудным, это абсолютно не значит, что он не сможет ходить в детский сад. Просто необходимо правильно заботиться о том, чтобы он привык, адаптировался, и без нервного напряжения, с интересом и удовольствием посещал садик.

Источник