Прикорм ребенку с синдромом дауна

Прикорм ребенку с синдромом дауна thumbnail

Прикормом называют питание, которое назначается ребенку по достижении им определенного возраста и физиологических показателей. Оно дополняет грудное молоко или молочную смесь, питательная ценность которых уже не может обеспечить потребностей растущего организма. Благодаря прикорму, при употреблении малышом относительно небольшого количества пищи, он получает много энергии и питательных веществ в виде белков, жиров и углеводов. Так как в первый год жизни младенца происходит закладка основ его будущего здоровья, то правильное питание, и прикорм в том числе, играют очень большую роль.

Сроки введения прикормов зависят от большого количества факторов. Раньше всего прикорм начинают давать детям, находящимся на искусственном и смешанном вскармливании. Обычно, это 5-5,5 месяцев. Детям, находящимся на грудном вскармливании, прикорм не стоит вводить ранее 6 месяцев.

Прикорм можно вводить только, если…

  • ребенок достиг возраста, рекомендованного для начала введения прикорма (5-6 месяцев)
  • малыш уверенно сидит без поддержки
  • вес от рождения увеличился практически в 2 раза
  • грудничок проявляет интерес к взрослой пище
  • у малыша отмечается угасание выталкивающего рефлекса (пропадает срыгивание)
  • ребенок самостоятельно вертит головкой и отворачивается от ложки в случае, если тот или иной продукт не пришелся ему по вкусу

Отложить введение прикорма стоит, если…

  • ребенок болен, отмечается повышенная температура, расстройства кишечника и т.д.
  • недавно был сделана прививка или вакцинация предстоит в ближайшее время

Правила введения прикорма

  1. Каши. Начинать следует с безглютеновых круп: гречневой, рисовой или кукурузной. То есть в их составе не должно быть белка клейковины с целью профилактики развития целиакии — комплексного нарушения, которое у детей выражается в расстройстве желудочно-кишечного тракта и быстром падении веса. В случае подозрения на целиакию следует обратиться к врачу для проведения обследования и использования безглютеновой диеты.

Как приготовить: Кашу варят как обычно, просто следует сделать ее более жидкой. Лучше всего использовать не обычную крупу, а молотую – толокно. Как вариант, крупу можно измельчить в кофемолке.

  1. Фруктовое и овощное пюре. Современные специалисты выделяют 3 вида такого пюре, а именно гомогенизированное (для детей до 5 месяцев), пюреобразное (для детей с 6 до 8 месяцев) и крупноизмельченное (для детей от 9 до 12 месяцев).

Как приготовить: Просто сварите овощи (кабачок, морковку, например) и при помощи блендера сделайте из них пюре. Можно добавить в овощи немного растительного масла.

  1. Мясо. Вы можете использовать постную говядину, ягнятину, кролика, курицу. Избегайте баранины, гусятины, утятины, свинины — все это разнообразие малыш пока не сможет переварить.

Как приготовить: Начать введение мяса стоит с мясного пюре. Для этого сварите в подсоленной воде кусок мяса, перемелите его блендером, заправьте бульоном, можно перемешать с овощным пюре. Когда ребенок будет охотно кушать все более и более густую пищу — время делать тефтельки, котлетки. Делайте их так же, как и для себя, но не используйте пряности, лук и чеснок (после полутора лет,  пожалуйста).

ВАЖНО: 1 и 2 пункты можно менять местами. Если вы решили начинать вводить прикорм летом или осенью, лучше начать с овощного пюре, потому что свежих овощей в это время года в избытке. Если ребенок худенький, можно начать с каш. И не забывайте допаивать малыша. Это поможет избежать проблем с запорами, которые часто сопровождают введение прикормов. Молоко до года разбавляйте водой на половину. (профилактика диабета) Молоко, даже от своих животных, нужно кипятить обязательно.

Добавляйте в овощи любое растительное масло. И не забывайте допаивать малыша. Это поможет избежать проблем с запорами, которые часто сопровождают введение прикормов.

Молоко до года разбавляйте водой на половину. (профилактика диабета) Молоко, даже от своих животных, нужно кипятить обязательно.

  4. Соки. По результатам исследований 100 детей грудного возраста, специалисты пришли к выводу, что соки не вносят значительного вклада в удовлетворении потребностей малышей в    витаминах и микроэлементах, зато очень часто становятся причиной аллергии и нарушения пищеварения у ребенка. Вредное воздействие на желудочно-кишечный тракт ребенка оказывают не только консервированные соки, но и натуральные свежеприготовленные мамой. 

По мнению специалистов, раннее введение соков может испортить слизистую желудка ребенка и нарушить нормальную работу поджелудочной железы, поскольку у ребенка нет ферментов для его переработки.

В современных рекомендациях  после каш и овощных пюре можно вводить фруктовые пюре и только потом, после введения других прикормов — сок, который  следует разводить водой 1:1.

Рекомендуемое количество мясной пищи в рационе ребенка (по материалам: Dietary Recommendations for Healthy Children)

1 год и старше — 40 г

2-3 года — 60 г

4-8 лет — 90-120 г

9-13 лет — 150 г

Если ребенок недополучает в своем рационе мясной пищи, он попадает в группу риска развития железодефицитной анемии и для ее профилактики может понадобиться прием железа из расчета 0.8-1 мг/кг веса.

Другие продукты

Молоко в виде дополнительного продукта питания в раннем возрасте вводить запрещено, так как оно может вызвать развитие кишечных кровотечений с последующим образованием железодефицитной анемии. У малышей, употребляющих цельное молоко, может развиться и непереносимость его белков.

Яйцам присуща достаточно высокая биологическая ценность, обусловленная наличием в них большого количества аминокислот, липидов, железа, а также насыщенных и полиненасыщенных жирных кислот. Все эти компоненты играют важную роль как в физическом, так и в психическом развитии младенца. Перед употреблением очень важно подвергнуть яйца тщательной термообработке, дабы защитить малыша от отравления сальмонеллой.

Правила введения прикорма:

  1. Каждый новый продукт вводите постепенно, начиная с капли, постепенно увеличивая объем до полного.
  2. Если ребенок плохо себя чувствует, например, болит животик, отмените прикорм, переждите не менее 5-7 дней и начинайте опять снова, с капли.
  3. Если ребенку не нравится прикорм, он отказывается его есть, не заставляйте, поменяйте продукт или отложите введение прикорма на неделю-две.
  4. Прикорм давайте перед грудным молоком или смесью. Увеличивая объем прикорма, уменьшайте на столько же объем смеси.

Полный вариант рекомендаций вы можете прочитать здесь 

Осторожно, опасность!

Не давайте детям, не умеющим хорошо жевать твердые продукты, которые плохо жуются. Когда малыши не в состоянии хорошо разжевать пищу, они пытаются проглотить ее целиком, что может привести к удушью кусками пищи, вплоть до смерти ребенка.

Наиболее серьезную опасность представляют следующие продукты:

  • семечки и орешки
  • куски мяса и сыра
  • целые виноградины
  • леденцы и твердые ириски
  • попкорн
  • ореховое масло с мелкими кусочками орехов
  • твердые виды овощей в сыром виде (например, морковь)
  • твердые сорта фруктов в сыром виде (яблоки, в частности)
  • жевательнaя резинкa

Сообщения с форума:

Речь идет о малышке, которой через две недели исполнится год:

 Время приучения к еде было морально очень тяжелым. Проходят недели, месяцы, а результата не видно никакого. Иногда Катя за день не съедала ничего. И «помогали» комментарии доброжелателей))) — «Как это еще не ест?! В ее то возрасте» или «Все дети едят пюре, надо заставлять. Но конечно, вы же по любому ее требованию грудью кормите! Где же тут научиться».  
Еще страх, что ребенку не нравится ничего, кроме хлеба. И что жевать не научится. И что зубы никак не вылезают, а они так должны ей помочь в ее способе питания)))
Мы не сдавались 4 месяца,  действовали по вашим книгам, советам, наитию. В итоге все это время обязательно компенсируется. Катюша ест, как я писала, все. Более того, она понимает, что в нее не «заталкивают» еду, а прислушиваются к ее желаниям, и она их начала активно высказывать. Она показывает пальчиком на то, что хочет есть, а если ей не дали сразу же, то начинает просить ручкой (жест дай-дай). Научилась делать отстраняющий жест головой, как бы говорит «нет». Ну, и выплевывает, если я этот жест проигнорировала. 
Если малыш может есть кусочки еды (мягкие овощи, хлеб, др.), то очень удобно предлагать ему все это на вилке. Мы это обнаружили случайно, когда все ложки были в мойке)) Вот так!

Еще одно интересное сообщение о приучении ребенка есть ложкой. Мальчику 1 год и 2 месяца:

С кормлением у нас прошли маленькие боевые действия. В один прекрасный момент сынуля отказался брать ложку вообще. Убирал ручки, плакал, требовал чтоб кормили. Скрепя сердцем мама-злыдня (я) высаживала его три раза — в итоге ребенок так и не поел. Это был у нас такой завтрак (в конце августа). До обеда мы все думали над своим поведением. Потом заключили перемирие: я разбила поставленные задачи на этапы (зачерпнуть, донести до рта, попасть в рот) и взяла часть задач на себя. У Саши совсем не получается зачерпнуть — это делаю я, а потом отдаю ему ложку. Обед прошел уже хорошо. С тех пор капризов нет. Я черпаю, Саня выполняет 2 других этапа. Помогаю ему только с супом — придерживаю за локоток.

Еще одно очень важное мнение мамы с нашего форума:

Можно небольшое отступление? Вот когда он болел (на новый год пришлось), то температура 4 дня 39 и 39,5 держалась. Естественно, он не ел и не пил. Но грудь сосал. Практически постоянно. Я с ним все время пролежала. Но благодаря этому у него было достаточно жидкости, писал часто, иначе нам грозили капельницы. После выздоровления он примерно неделю возвращался к привычному рациону. А у меня случился новый прилив молока))) Так что, никогда не поздно наладить грудное вскармливание — молоко прибывает в зависимости от потребностей младенца. И т.к. у меня молоко 3 раза пропадало (1 раз при рождении, т.к. ребенок был в реанимации, а от сцеживания молоко не прибывало и я не кормила грудью 2 недели , 2-й раз примерно в 3 месяца и 3-й раз в 5 или 6 месяцев), то могу сказать, что когда малыш начинает активно сосать даже «пустую» грудь, то молоко появляется не сразу, а примерно приливать начинает день на 10-й. Надо потерпеть. Это мой опыт. может кому-нибудь пригодится.
 

Хорошая подробная статья про прикорм

Читайте также:  Могли ли на узи не заметить синдром дауна

Источник

+ • Важно до года укрепить тонус мышц, поэтому массаж необходим примерно каждые полтора месяца. Если нагрузки в связи с состоянием здоровья малыша должны быть ограничены, то массаж делают при контроле пульса. Тренировать руки поможет очень простое упражнение: дайте ребенку захватить ваши пальцы и потяните его на себя, чтобы он попытался сесть. Но при этом не сжимайте его пальчики, пусть он старается сжать ваши. Тонус у малыша слабенький и сначала у него может ничего не получиться, но постепенно все будет, как надо. И далее мы – только опора для него, но садиться он должен сам, делая усилия. Упражнение для ножек: когда мы ставим ребенка на ноги, надо держать его грудку. Сначала малыш будет подгибать ножки, не выдерживая собственного веса, но в какой-то момент должен сработать обратный рефлекс – разгибания.

• Важно гладить ручки малыша – так развивается осязание. Чувствуя свои руки, он приходит в тело, осознает себя.

• Важно давать в ручки палочку, чтобы развивать мышцы рук.

• Важно разговаривать четко, без сюсюканья и очень эмоционально – это способствует развитию речи и слуха. Голос менять от тихого до громкого. Вкладывать в речь эмоции. Комментировать все свои действия, активно привлекать его внимание, тормошить, вызывая смех. Смех – это тоже проявление воли. Поворот головы на голос, протягивание ручек, улыбка – это тоже воля.

• Важно хорошо есть и много спать. Первые несколько месяцев я часами и днями просиживала с ребенком на руках: он сосал – уставал – засыпал – опять сосал, и это казалось бесконечным. Но он набирался сил, все время ощущал тепло и близость мамы. • Летом хорошо вывозить малыша на море.

• Важно, чтобы до года ребенка окружали нежные оттенки: розовый, небесно-голубой, цвет персика. После года можно использовать яркие натуральные цвета: красный, синий, желтый. Ни в коем случае не ядовитые!

• Важно с 6 месяцев вводить прикорм. Так же очень важно маме (если она кормит) и позже малышу вводить много корнеплодов – морковь, свекла и так далее (картофель – это не корнеплод).

• Деток с синдромом Дауна надо развивать в области искусства – здесь они способны достигнуть хороших результатов. Математика не для них.

• Важно развивать волю ребенка, используя собственные внутренние импульсы ребенка. И из этой воли потом развивается речь.

• Очень важно с лечебным педагогом, психологом, массажистом выстроить программу развития ребенка и каждый день в одно и тоже время работать с малышом, отслеживая результаты и постепенно усложняя задачи.

• Ребенок готов садиться, когда, лежа на животе, он свободно управляет руками и когда переворачивается с живота на спину и обратно. Часто малыш не может самостоятельно освоить переход в сидячую позу, но сидеть он уже умеет. Ему можно помочь научиться, если несколько раз в день поднимать его за пальчики.

• Когда придет время для ползания, то надо развивать способность крутиться на 360 градусов на плоскости. Для этого кладите игрушки в поле действия малыша, побуждая его доставать их. В этот же период полезно ненадолго оставлять ребеночка одного, чтобы он мог сам познавать мир (но не там, откуда он может свалиться). Поощряйте его тянуться к игрушке то одной, то другой рукой. Чтобы малыш тренировался ползать, ставьте его на четвереньки, но обязательно придерживайте, чтобы он не «скакнул» вперед.

Повысить активность ребенка очень помогает стимулирующий массаж-щекотание всего тела чем-то пушистым, например, кусочком шерсти.

Учимся стоять: сначала катаем малыша, лежащего животиком на большом мяче, потому опускаем вниз, чтобы он уперся ножками в пол, и снова подкатываем вверх. Когда ребенок уже начал стоять, очень важно сразу учить его садиться из положения «стоя», отставляя попку назад. А то, не зная, как сесть, он может начать падать плашмя на спину.

И еще: когда малыш умеет только стоять, то его ножки можно ставить на ноги взрослого, и так путешествовать по квартире.

Источник

синдром дауна фотоКаждая мамочка, кормя своего малыша грудью, за дает вопрос во сколько месяцев нужно начинать давать прикорм. Введение прикорма грудничкам следует начинать с 4 – 5  месяцев жизни вашего малыша, но только осторожно.  Бывает и такое что молодая мама воспитывающая первого малыша не знает как правельно начинать введение прикорма грудничкам. Прикармливайте ребенка из ложечки, пищу нужно хорошо измельчать, или как это делают сейчас многие мамочки просто перемолоть в блендере. Если ваш малыш склонен к аллергии, то прикорм следует вводить не раньше чем в 6 месяцев, ведь микрофлора кишечника у грудничков очень слабенькая и много полезных веществ, просто не усвоится, а только нанесет вред. Начинать следует понемногу: например если вы даете первый раз картофельное пюре то ? ч. л. Или даже еще меньше. Если у ребенка не болел животик и на следующий день не появилось ни какой сыпи, можно повторить еще раз, и дать немножко по больше и так с любым продуктом, пусть это будет сок, пюре или протертое яблоко. Самое главное не перестараться и основным питанием должно оставаться грудное молоко, ведь полезнее его для вашего ребенка вы все равно ни чего не найдете. Как бы современные технологии стремительно не развивались, ни какой ученный еще не нашел продукт, который заменит полностью всю ценность грудного молока.

Введение прикорма грудничкам действует главное правило  не навредить.

синдром дауна фото Начинайте прикорм с отдельных продуктов т. е. если вы даете протертое яблоко не добавляйте сахар. Овощное пюре тоже, каждый овощ отдельно и только после того, как вы узнаете, какие продукты ваш малыш предпочитает лучше чем другие.  На какие продукты есть аллергическая реакция, на кие нет, только после этого их можно смешивать и давать ребенку. Исключайте продукты, на которые у ребенка аллергия или болел животик, конечно их можно будет попробовать дать еще раз, но только через несколько месяцев нужно подождать пока кроха окрепнет.

После 6 месяцев можно начинать приучать малыша к твердой пище, ему уже можно дать кусочек зеленного яблока без кожуры, но только под вашим пристальным вниманием. Десна у малышей достаточно крепкие по этому следите, что бы малыш не откусил и не подавился. Жевательные навыки в 6 месячном возрасте еще не сформированы, они просто не знают, как это делать.

Читайте также:  Эффективное средство при синдроме раздраженного кишечника

Сейчас в магазинах очень много всяких разных продуктов которые можно давать уже с 3 месяцев. Если ваш малыш на грудном вскармливании не торопитесь так рано начинать прикармливать, но если ваш малыш на искусственном, то вам терять нечего и вы можете начинать баловать своего малыша. Но тут снова работает правило не нанести вред, потихоньку, постепенно и продукты по одному. Если вы покупаете готовое пюре или кашу обязательно прочитайте состав. Искусственный белок может вызвать аллергию или нарушение пищеварения.

Каши из пшеницы, овса, ржи, ячменя давайте после 6 месяцев. Хоть каши очень полезны и в них много ценного, так же они содержат белок.

С 10 месячного возраста можно приучать ребенка к твердой пище. Каши уже можно не перемалывать, суп достаточно  просто растолочь  ложкой. Мясо можно давать небольшими кусочками, можно давать корку хлеба, печенье. Старайтесь во время кормления давать малышу ложечку в руку и ни чего страшного, если он весь измажется, зато к году он у вас будет спокойно и довольно хорошо орудовать ложкой.

Надеюсь что моя статья введение прикорма грудничкам поможет молодым мамам и они более уверенно будут баловать разнообразной пищей своих карапузиков.

Что можно еще по читать:  Приготовление натуральных соков

Чем накормить ребенка 2 лет

Состав пюре Фрутоняня

Источник

В начале жизни малыша один из самых часто задаваемых вопросов, который действительно тревожит родителей, – как правильно кормить ребенка. В этой статье рассказывается об особенностях кормления малыша с синдромом Дауна и о том, как сделать этот жизненно важный процесс приятным и для мамы, и для ребенка.

Прикорм ребенку с синдромом дауна

Организация кормления: первые месяцы

   Младенцам с синдромом Дауна, как и всем детям, показано грудное вскармливание. Оно дает ребенку не только возможность получать самое лучшее питание, но и укрепляет его иммунитет, предупреждает появление отитов, развивает мышцы органов речи. Формируя правильные навыки кормления, мы закладываем базу для развития органов артикуляции. Несмотря на некоторые особенности строения челюстно-лицевого аппарата, кормление грудью детей с синдромом Дауна вполне достижимо.

   Важно помнить, что кормление малыша – это не только процесс насыщения. Первые несколько недель после рождения ребенок адаптируется к маме, а мама учится понимать ребенка. Именно в это время у малыша появляется чувство, что его любят. Формирование настраивающего поведения и всех дальнейших этапов привязанности во многом зависит от того, как мама кормит малыша, в каком эмоциональном состоянии она находится, как понимает сигналы младенца и реагирует на них. Трудности с сосанием могут отрицательно сказаться не только на физическом развитии ребенка, но и на установлении эмоционального контакта с матерью. Мама, в свою очередь, должна научиться дифференцировать потребности ребенка, не кормить каждый раз, как он заплачет, в противном случае у ребенка в будущем может развиться булимия (Расстройство процесса приема пищи, которое сопровождается резким усилением аппетита. – Прим. ред.).

   Существует ряд причин, которые могут вызвать сложности при организации кормления ребенка с синдромом Дауна:

  • медицинские проблемы – нарушение сердечной деятельности, расстройство пищеварения и другие, в том числе длительное нахождение ребенка на интенсивной терапии;
  • проблемы с мышечным тонусом – трудности, которые возникают при осуществлении движений языка, губ, челюстей;
  • сенсорные проблемы – при наличии повышенной чувствительности у детей может наблюдаться срыгивание и рвота, а при пониженной чувствительности младенцу трудно ощутить, что происходит во рту, ему сложно пережевывать и проглатывать твердую пищу, и она часто скапливается во рту;
  • проблемы, связанные с анатомическими особенностями строения ротовой полости;
  • проблемы поведения – ребенок может испытывать отвращение к пище, потому что ему часто дают лекарства. Во избежание этого лучше выделить для приема лекарств особую ложку, отличающуюся от обычной, или использовать для этой цели пипетку.

   Иногда наблюдается сочетание нескольких осложняющих кормление факторов.

   Прежде всего, важно установить, не лежат ли в основе проблем с кормлением медицинские причины. Если дело в них, то нужно провести соответствующее лечение. Во всех остальных случаях проблемами кормления занимается педагог – специалист по ранней помощи.

Советы по организации грудного вскармливания и кормления из бутылочки

  • Сразу после рождения ребенок готов сосать грудь или соску. Время кормления – это период установления особых взаимоотношений между мамой и ее малышом. Не случайно оптимальное расстояние, на котором видит новорожденный, – около 20–25 см, – соответствует дистанции между глазами младенца и матери во время кормления грудью. Природа заложила в каждого ребенка желание общаться и взаимодействовать с людьми. Начало этого взаимодействия – возникающий во время кормления контакт глаз, который всю жизнь будет оставаться важным элементом общения. Возможно, и первая улыбка малыша, предназначенная матери, появится у него именно в эти мгновения.
  • При кормлении из бутылочки ребенка нужно держать в позе грудного вскармливания, то есть на руках у матери и с приподнятой головой. Если он лежит на горизонтальной поверхности, жидкость из бутылочки может попасть в евстахиевы трубы (каналы, соединяющие нос с ушами), а это часто вызывает отит. После года конфигурация евстахиевых труб меняется, и кормление из соски в положении лежа еще чаще ведет к заболеванию ушей.
  • Поскольку у малыша часто снижен мышечный тонус, снижена и чувствительность его ротовой полости. Чтобы ребенок почувствовал соску во рту, она должна быть не слишком мягкой, а плотной, тугой. В ней лучше сделать не одно, а несколько маленьких отверстий или крестообразное сечение. Основание соски должно быть достаточно широким, чтобы малыш мог захватить ртом только ее кончик. В противном случае она продвинется слишком глубоко, что может вызвать рвоту.
  • Если малышу трудно сосать, вы можете подготовить его к приему пищи. Так, за 15 минут до начала кормления можно проводить стимуляцию мышц лица и шеи ребенка:

– поглаживать круговым движением пальца вокруг угла рта (палец движется сверху вниз);

– поглаживать лицо в направлении от щек ко рту;

– поглаживать шею в области гортани сверху вниз;

– осторожно поглаживать одним пальцем десны и небо спереди назад;

– поглаживать льдом вокруг рта;

– прикасаться соской к щечке малыша;

– легко надавливать соской на нижнюю губу и кончик языка ребенка;

– стимулировать сосание с помощью пальца: положить указательный палец в рот подушечкой вниз. Осторожно нажимать на язык ребенка, пока он не обхватит языком ваш палец и не начнет совершать сосательные движения. Далее следует быстро вынуть палец и заменить его соском или соской.

  • Во время кормления используйте для стимуляции сосания свободную руку:

– держите малыша в позе, удобной для сосания;

– возьмите руку ребенка и поглаживайте ее, особенно у основания большого пальца;

– поглаживайте его щеки, подбородок и верхнюю губу по направлению ко рту, стимулируя хороший захват соска или соски.

Если до четырех месяцев между мамой и ребенком установился эмоциональный контакт и малыш маме доверяет, то проблем с кормлением быть не должно.

Жидкая пища: 4–6 месяцев

   После четырех месяцев в питание ребенка вводится фруктовый сок, а спустя несколько недель – фруктовое пюре (строго по показаниям врача). Если ребенок находится на грудном вскармливании, прикорм дают с шести месяцев (после консультации с врачом). Особенности строения ротовой полости и языка у детей с синдромом Дауна, а также гипотония всей группы мышц, ответственных за прием пищи, требуют от педагога помощи в организации кормления.

   Малыша учат есть с ложки, а также держать бутылочку, регулируя поступление жидкой пищи. Но следует помнить, что если постоянно заставлять ребенка кушать, навязчиво приучать его есть самостоятельно, то ребенок вообще может отказаться от еды.

Как кормить малыша в этот период жизни

  • Кормить ребенка с ложки можно начинать при введении в его рацион сока и пюре. Пища должна быть мягкой и ровной по консистенции. Однако здесь есть один нюанс: старайтесь реже использовать блендер для перемалывания пищи ребенка, так как он измельчает продукты до состояния однородной массы, которая имеет очень своеобразную консистенцию и вкус, часто отличный от вкуса исходного продукта. Лучше всего тщательно разминать кусочки вилкой, тогда ребенок будет ощущать и текстуру продукта, и его реальный вкус.
  • Ложку с пищей нужно аккуратно положить ребенку на язык и слегка направить язык вниз и вглубь ротовой полости. Очень важно делать небольшую паузу, давая малышу время вытянуть вперед губы и снять пищу с ложки. Если взрослый, приподнимая ложку и проводя ею по верхней губе ребенка, сам «счищает» пищу с ложки, то малыш вынужден закидывать голову назад, а это затрудняет глотание. Возможно, сначала у малыша еще будут присутствовать сосательные движения, но постепенно он поймет, как есть с ложки.
  • Во время кормления с ложки мама должна сидеть к ребенку лицом, желательно чуть ниже его. В этом случае у нее просто нет возможности приподнимать ложку, «вытирая» пищу о верхнюю губу ребенка, а тот при этом может отлично контактировать с мамой.
  • Для кормления используется ложка, по размеру близкая к чайной. Она должна быть не очень широкой, чтобы не касаться щек, и не очень длинной, чтобы не вызвать рвоту. Кроме того, ложка должна быть не слишком глубокой, чтобы ребенок легко снимал губами пищу, и не гибкой, чтобы ее было легко ощущать во рту. Учтите, что ложка для еды и ложка для лекарства должны быть разными.
  • Чашка, из которой пьет малыш, должна быть пластмассовой, с отогнутым краем. Иногда используют чашки с вырезом, который помогает малышу пить жидкость, не закрывая глаза краями чашки. Такой вырез вы можете сделать сами в обычной пластиковой чашке. Начинать лучше с густого питья, например, с кефира или сока с мякотью. Положите край чашки малышу на нижнюю губу и вылейте в рот немного жидкости. Если ребенок не поймет, что нужно закрыть рот, аккуратно приподнимите его подбородок вверх, рот закроется, и малыш рефлекторно сделает глоток.
Читайте также:  Факторы влияющие на синдром дауна

Введение твердой пищи: 6–9 месяцев

   Во время еды ребенок уже может держать в руке сухарик, а возможно, и ложку. Кормите малыша с ложки, пить давайте из чашечки. Как только он захочет есть ложкой сам, обязательно пойдите ему навстречу. Это очень важный момент! Конечно, ребенок сделает это не так аккуратно, как вам бы хотелось, но если вы не будете поощрять его инициативу, период такой активности быстро пройдет и тогда приучить ребенка есть самостоятельно будет очень трудно.

Еда руками

   У каждого малыша бывает период, когда он, схватив игрушку или другой предмет, обязательно тянет его в рот. Попробуйте предложить ему вместо игрушки печенье, вполне вероятно, что и его он захочет «попробовать». Если вкус печенья ребенку понравится, он повторит это действие снова и снова. Иногда родители опасаются, что малыш поперхнется, поэтому лучше использовать рассыпчатое песочное печенье, которое практически сразу растворяется во рту. Сначала ребенок будет держать печенье, сухарик или кусок хлеба в кулачке, позже он сможет брать маленькие кусочки пищи щепотью (соединяя большой, указательный и средний пальцы) или пинцетным захватом (соединяя указательный и большой палец).

Как научить ребенка жевать

   Попробовав кусочек пищи, малыш часто выталкивает его изо рта движением языка вперед. Это совсем не означает, что ребенок не хочет съесть этот кусочек. Выталкивание пищи происходит потому, что именно такое движение языком малыш всегда совершал при сосании, и теперь, когда в его рот попала твердая пища, он рефлекторно начинает делать то же самое, что и раньше. Для пережевывания твердой пищи нужны другие движения языка, в частности, не вперед, а из стороны в сторону. Кстати, это очень важно для развития речевых навыков. Как же помочь малышу совершать эти новые манипуляции? Поместите кусочек печенья между щекой и верхней челюстью в районе жевательных зубов. Стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка, малыш просто вынужден будет начать двигать языком из стороны в сторону. Не забывайте класть кусочки еды то слева, то справа. Если вы будете совершать эту процедуру регулярно во время приема еды, по три-четыре кусочка с каждой стороны, результат не замедлит сказаться: через какое-то время вы заметите, что у ребенка появился навык правильного жевания.

   Для стимуляции жевания некоторые родители успешно используют узкие длинные дольки вяленого (сушеного) яблока. В этом случае один конец дольки нужно поместить сбоку на десну ребенка, а другой удерживать своей рукой. Не жалейте времени на обучение малыша жеванию! Еще раз напоминаем, что совершаемые при этом движения являются моделью произнесения слога: рот открыт – произносится гласный звук, рот закрывается – согласный.

Общение во время еды

  Еда – одна из самых благоприятных ситуаций для развития навыков общения. Нарушение процесса приема пищи – это нарушение процесса взаимодействия. Вот некоторые советы, которые помогут вам при организации такого общения.

  • Во время кормления называйте вслух продукты, которые вы предлагаете малышу. Ваши комментарии к происходящему за столом должны быть ясными и краткими.
  • Предлагайте ребенку выбрать, что он сейчас будет есть. Если у вас один вид пищи, пусть он выберет, что он хочет, еду или питье. Если он не знает, как ответить, помогите ему. Ребенок может использовать указательный жест или даже взгляд. Внимательно наблюдая за ним и поняв, что он выбрал, прокомментируйте это словами.
  • Научите ребенка отказываться от еды, используя отстраняющий жест, тогда вам не придется сталкиваться с выплёвыванием пищи и возмущенным криком. Вы должны признать, что какая-то пища может не нравиться ребенку и он имеет полное право отказаться от нее. Когда малыш поймет, что он не объект, в который «закидывают» еду, а полноправный участник процесса, его попытки сообщить о своем желании или нежелании станут более активными.

«Закрепление пройденного»: 9–12 месяцев

   На этом этапе продолжают совершенствоваться навыки самостоятельной еды. Ребенку необходимо научиться брать руками твердую пищу, есть ложкой вязкую пищу, пить из чашки, держа ее двумя руками. Предложите малышу пить жидкость из трубочки. Для этого возьмите маленькую упаковку сока, вставьте в отверстие трубочку и, когда малыш возьмет ее в рот, осторожно сожмите упаковку. При этом часть сока поступит в рот ребенка. Постепенно он приучится сам сосать сок. Питье жидкости из трубочки помогает научиться плотно смыкать губы.

   Известно, что до года ребенка можно научить есть любую пищу. А вот после полутора лет сделать это гораздо сложнее. Во многом потому, что проблема кормления как таковая перерастает в проблему поведения, причем и ребенка, и матери. Малыш к этому времени уже научился вести себя за столом определенным образом, он отвергает ту или иную пищу, а маме часто трудно «перестроиться»: терпеливо относиться к «выходкам» ребенка, избавиться от собственных страхов и беспокойств (например, что ребенок подавится, если ему давать сухари) или заставить себя перестать кормить малыша с ложечки. Именно поэтому заниматься организацией правильного кормления необходимо с первых дней жизни ребенка. 

Литература по теме:

Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: Пособие для родителей / фото Е.Гросман, Е.Зотова, А Португалова. — 2-е изд. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»,2013.-140с.:ил-(Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития)

Чубарова А. И. Грудное вскармливание – путь, данный нам природой // Хрестоматия для родителей: Сборник статей, опубликованных в журнале «Сделай шаг» в 1997–2008 гг. – Изд. 3-е. / сост. П. Л. Жиянова, Н. С. Грозная. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. – С. 184–190.

Чубарова А. И. Как разобраться с нарушениями стула у младенца // Там же. – С. 199–214.

М. Ф. Гимадеева, специалист Центра ранней помощи «Даунсайд Ап»

Источник