Причины синдрома эмоционального выгорания у педагогов

4. ПРИЧИНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы. По данным исследования Н.А.Аминова (Школьный психолог,2001,№18) через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает « эмоциональное выгорание», а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя, и даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозами, что характеризуется несдержанностью, грубостью, неуверенностью, тревожностью.

Эмоциогенность заложена в самой природе учительского труда, причем эмоции носят самый разнообразный характер. Большинство авторов сходятся во мнении, что эмоциогенные формы профессиональной дезадаптации работающих учителей (в ярко выраженной форме это «синдром выгорания») являются характерным признаком данного вида деятельности и в то же время могут быть проявлением профессиональной непригодности.

«Синдром эмоционального выгорания» – сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Симптомы эмоционального выгорания:

– чувство эмоционального истощения, изнеможения;

– чувство усталости и опустошенности;

– недостаток энергии и энтузиазма;

– негативное самовосприятие в профессиональном плане и заниженная самооценка;

– агрессивные чувства (раздражительности, напряженности, гнева);

– упадническое настроение, цинизм, пессимизм, апатия, дипрессия;

– психосоматические недомагания (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т. д.)

– утрата способности видеть положительные своего труда;

– отрицательная установка по отношению к работе и жизни в целом.

Результаты работы с педагогами позволили выделить наиболее часто встречающиеся причины «синдрома выгорания»:

– напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;

– нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;

– однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;

– вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;

– работа без перспективы, невозможность выстроить профессиональную карьеру;

– немотивированность учащихся, результаты с которыми «невидимы»;

– неразрешенные личностные конфликты.

На развитие синдрома «эмоционального выгорания» влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам, провоцирующим синдром, относят:

– хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность, связанную с интенсивным общением и эмоциями;

– завышенные нормы контингента (например учащихся в классе);

– нечеткую организацию и планирование деятельности;

– повышенную ответственность за исполняемые функции ( за благополучие пациентов, учащихся, клиентов);

– неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности (конфликтность в системе « руководитель – подчиненный», «коллега – коллега», «учитель – ученик»);

– психологический трудный контингент (дети с акцентуациями характера, неврозами, психологическими особенностями возраста; нарушители дисциплины). В результате воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.

К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоционального выгорания», относят склонность к эмоциональной регидности. «Эмоциональное выгорание» быстрее возникает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов выгорания проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности.

Стимулирует развитие эмоционального выгорания слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы «выгорания» – безразличие, равнодушие, душевная черствость.

Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно. К сгорающим относят и «трудоголиков» – тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения

Одним из существенных факторов, преграждающих усиление «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за происходящее. Если педагог во всем происходящем винит свое окружение, то чувство бессилия и безнадежности только возрастает.

Как правило, в «эмоциональном сгорании» играют существенную роль три фактора: личностный, ролевой и организационный. Установлено, что с развитием «сгорания» связана значимость работы. Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Больше подвержены сгоранию педагоги, испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые»).

Источник

Ноздрина Тамара Михайловна
воспитатель
ГУО «Санаторный ясли-сад №17 «Солнышко»»

Молодечно, Республика Беларусь
Еще в 70-е годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

Во-первых, повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе – от него требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Во-вторых, в практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобильности, толерантности и наличием внутренних энергоресурсов, что вызывает достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния [8].

Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности [4], [5]. В настоящее время исследователями выделено свыше 100 симптомов, помогающих определить начинающееся выгорание у работников, а том числе и педагогов: снижение мотивации к работе; резко возрастающая неудовлетворенность работой; потеря концентрации и увеличение ошибок; возрастающая небрежность во взаимодействии с клиентами (учащимися); игнорирование требований к безопасности и процедурам; ослабление стандартов выполнения работы; снижение ожиданий; нарушение крайних сроков работ и увеличение невыполненных обязательств; поиск оправданий вместо решений; конфликты на рабочем месте; хроническая усталость; раздражительность, нервозность, беспокойство; дистанцирование от клиентов (учащихся) и коллег и др. [1], [2], [3], [6].

Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.

Применительно к профессиональной деятельности мы можем говорить о профессиональном выгорании, в основе которого лежит эмоциональное выгорание. Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы. Деперсонализация – тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Редуцирование личных (персональных) достижений выражается в снижении чувства компетентности в своей работе, появлении недовольства собой, уменьшении ценности своей деятельности. В профессиональной сфере наблюдается ярко выраженное негативное самовосприятие: возникает чувство вины за собственные негативные проявления или чувства, снижается профессиональная и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе [3], [6].

В.В. Бойко также выделяет три фазы формирования выгорания. Фаза напряжения сопровождается нервным (тревожным) напряжением и служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Фаза резистенции или сопротивления нарастающему стрессу характеризуется тем, что в этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В фазе истощения наблюдается падение энергетического тонуса и ослабление нервной системы, оскудение психических ресурсов. Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания [1].

Относительно педагогов можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:

– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);

– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса.

– неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относят:

– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;

– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях [8].

Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в коллективе учащихся, а как следствие и в педагогическом коллективе. Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми.

Следовательно, важно предупреждать развитие эмоционального выгорания. Это должен быть комплекс профилактических мер, которые активно используются как самим педагогом, так и всем педагогическим коллективом, включая администрацию. Профилактические мероприятия должны направляться на снятие напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. Мерами профилактики выгорания могут быть следующие условия организации деятельности:

— сотрудник не должен находиться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам, администрации;

— важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе;

— выгоранию препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия в нем, наращивание профессиональных качеств, постоянная рефлексия и концептуализация своего опыта, своих достижений;

— создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания и развивающих программ, направленных на осознание и раскрытие творческого потенциала сотрудника, повышения его ощущения самоэффективности [3].

Однако, существенная роль в борьбе с синдромом профессионального выгорания отводится и самому сотруднику. Представляется целесообразным для профилактики выгорания необходимость освоения приёмов саморегуляции, самопрограммирования, самоорганизации. Ниже приведено несколько таких приемов, которые может использовать каждый педагог.

Ступени преодоления напряжения:

1. Успокойтесь, используя технику расслабления.

2. Осознайте источник вашего напряжения. Задайте себе вопрос: «Почему я сейчас так напряжен?» и прислушайтесь к внутреннему ответу.

3. Решите, что вам нужно сделать, чтобы избавиться от этого источника напряжения. Задайте себе вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы стать спокойным?» и прислушайтесь к внутреннему ответу.

4. Отбросьте всякое беспокойство о проблеме:

§ Представьте себе желаемый исход

§ Рассмотрите несколько альтернатив

§ Напоминайте себе, что вы сможете сделать это. «Я могу сделать это. Я делаю это».

5. Если вы чувствуете, что сделали все возможное для достижения цели, но не достигли ее, примите этот исход.

В эмоционально сложных и конфликтных ситуациях важна эмоциональная уравновешенность. Достигается это умением не концентрироваться на конфликте. Поэтому так важно умение отстраняться мысленно и эмоционально от уже произошедших негативных событий (снимая тем самым эмоциональную напряженность) или (и) давая выход негативным эмоциям в социально допустимой форме.

Способы саморегуляции:

Первый этап. Глубоко вдохните и задержите дыхание, сколько можете. О чем думает человек, задержав дыхание? О неурядицах на работе, неприятностях дома, финансовых затруднениях или других проблемах? Конечно, не думает и даже не может думать, потому что у него на это нет времени. Он полностью поглощен желанием восстановить нормальное дыхание, чтобы избавиться от удушья. Это желание заслоняет все проблемы повседневности. Такую перенастройку ума, диктуемую жизненно важной потребностью, можно назвать «созданием конкурирующей доминанты». Дыхание есть жизнь. Задерживая его, вы лишаете организм потребности, по сравнению с которой все остальные уходят на задний план и хоть на мгновение, но теряют свою актуальность. Это мгновение — ваш выигрыш. Используйте его, чтобы выйти из-под прямого воздействия негативных эмоций. Для этого с выдохом расслабьтесь и при очередном вдохе чуть отклонитесь назад, поднимите подбородок и слегка откиньте голову.

Второй этап. Отключение от негативной ситуации заключается в том, чтобы на высоте вдоха «покинуть» свое тело. Обратите внимание на то, каким образом отстраненное положение тела начинает изменять вашу перспективу видения обстановки. Представьте себе, что вы видите себя и все, что происходит, как будто смотрите фильм о себе. Установите удобную для вас дистанцию. Почувствуйте себя наблюдателем, далеким и в то же время заинтересованным всем тем, что происходит. Спокойно и бесстрастно рассматривайте происходящее как внешнее явление. Установленная вами дистанция оказывает услугу: вы начинаете видеть, как и что вы делаете, не превращаясь в то, что вы видите. Вы можете наблюдать свои эмоции, например, гнев, но не действуйте на основании этого гнева. Главное — не дайте себе «втянуться» в ситуацию вновь. Делайте все, что необходимо для поддержания дистанции: вообразите перед собой стеклянный барьер, отодвиньтесь на большее расстояние, поднимитесь над ситуацией и смотрите на нее свысока. На расстоянии вы имеете больше «воздуха для дыхания». Вы можете расслабиться и с этой новой перспективы взвесить все более здраво. Большинство из нас находит наилучшие решения, оставляя все эмоции в стороне.

Приемы самоорганизации:

Время – самый драгоценный ресурс вашей жизни. И каждый день вам предоставляется много возможностей использовать его с толком. Но часто вы этого не осознаете. Вы чувствуете себя «впряженными» во внешние обстоятельства и более или менее бессильными повлиять на происходящее вокруг вас. Часто лишний стресс возникает из-за того, что у вас, как вам кажется, постоянно не хватает времени для того, чтобы:

ü спокойно работать;

ü расслабляться;

ü выполнить в срок все свои задачи;

ü реагировать на непредвиденное;

ü поддерживать дружеские отношения с коллегами и другими людьми.

Но, как сказал древнеримский философ Сенека, «у нас немало того времени, которое мы имеем, а много времени, которое мы не используем». Поэтому важно отдавать себе отчет в том, как мы проводим время, и лучше его использовать.

Преимущества планирования ежедневной работы:

1. Вы имеете общую картину того, чем вам придется заниматься на следующий день, и поэтому у вас не будет неприятных сюрпризов (А об этом я и не подумал!»)

2. Вы упорядочите свою работу по степени ее важности и поэтому можете сконцентрировать свое внимание, прежде всего на самых действительно актуальных делах.

3. Завалы ожидающей вас работы становятся более обозримыми и уже благодаря одному этому не вызывают у вас слишком уж большого страха и чрезмерной напряженности.

4. Когда вы планируете свои дела, мысль о том, что выполнение той или иной задачи можно перепоручить другому сотруднику, прочнее укрепляется в вашем сознании. Вы убедитесь, что в результате эти ситуации разрешаются значительно проще, почти сами собой.

5. Вы можете вычеркивать из своего списка отдельные пункты после их выполнения. Подводя итоги дня, вы можете посчитать их как положительные результаты. И похвалить себя.

Пока ваша работа обозрима, структурирована и отсортирована по степени важности отдельных дел, вы сможете осуществлять ее постепенно часть за частью. А это делать намного легче, чем в том случае, когда перед вами груда отдельных задач и вы рискуете потратить слишком много времени на маловажные вопросы.

Несколько советов как планировать свою работу

ü Важно по возможности доводить до конца отдельные задачи. Множество начатых, но не оконченных дел обременяет подсознание и вызывает беспокойство. Дела, доведенные до конца, напротив, дают ощущение гордости, удовлетворения и внутреннего беспокойства, поэтому будет лучше, если вы доведете до победного конца три дела, чем наполовину выполните десять.

ü Подробно планируя свой распорядок дня, учитывайте и свои биоритмы: некоторые из нас более работоспособны по утрам, другие – после обеда или даже вечером. Осуществляйте самые важные свои дела именно в это время! Это позволит вам добиться лучших результатов.

ü Не забудьте запланировать и некий буфер – время для непредвиденного. Если вы заполните работой все имеющееся в вашем распоряжении время вплоть до последней минуты, любая неожиданно возникшая мелочь перевернет ваш план с ног на голову и повергнет вас в состояние стресса и цейтнота. Но если у вас останется определенный зазор, вы сможете использовать его для того, чтобы спокойно реагировать на непредвиденные ситуации; если же этот запас времени вам не понадобится, разгрузите немного следующий день.

ü Решения, принятые в ситуации стресса и цейтнота, часто бывают неправильными или неоптимальными и приводят к другим негативным последствиям. Но если вы можете подумать и принять решение спокойно, часто уже это одно становится первым шагом в решении проблемы.

ü Исследователь стрессовых состояний Ганс Селье установил, что для человека признание результатов его труда важнее, чем власть и богатство. Чем более увлеченно и активно вы будете работать, тем лучших результатов вы сможете достичь. И чем больше будет ваша свобода в принятии решения, тем спокойней будет ваше внутреннее состояние.

ü Принцип успеха – концентрация на главном. Твердо помните: «Положительно настроенный человек говорит не о своих проблемах, трудностях и опасениях, а только о своей цели, своих надеждах, мечтах, желаниях и своем положительном пути». Действуйте: Разрешение проблемы начинается уже в тот самый момент, как вы записали ее (только для себя) и изложили положительный исход, т.е. идеальное желаемое состояние.

Указанные профилактические меры способствуют повышению имеющихся у педагога жизненных ресурсов.

Библиографический список:

1. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб: Питер, 1999. – 105с.

2. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С.13–21.

3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб: Питер: Питер-принт, 2005. – 336 с.

4. Звездина, Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ / Г.П. Звездина// Управление ДОУ. – 2004. – № 4. – С. 37–41.

5. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320с.

6. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования / В.Е. Орел // Психологический журнал.– 2001. – №1. – С.16–21.

7. Трунов, Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме / Д.Г. Трунов // Журнал практического психолога. – 1998. – № 8. – С. 84–89.

8. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя/ Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – №6. – С.59–71.

Источник