Причины механизмы и особенности синдрома гиперактивности у детей

Причины механизмы и особенности синдрома гиперактивности у детей thumbnail

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Общие сведения

СДВГ — синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно — ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный — преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Читайте также:  Синдром ранней реполяризации в год

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Источник

План

Введение.

1. Признаки гиперактивности у ребенка.

2. Причины гиперактивности.

3. Пути коррекции гиперактивности.
Взаимодействие родителей с гиперактивными
детьми.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность темы исследования. Синдром
гиперактивности у детей — очень распространенное
поведенческое и эмоциональное нарушение у детей.
Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне
окружающих. Ребенок ни минуты не сидит на месте,
постоянно находится в движении, никогда не
доводит дело до конца, бросает и тут же
принимается за другое. Симптомы наблюдаются у 3-5%
детского населения.

Часто детей с симптомами этого заболевания
называют гиперактивными. Болезнь у детей до года
встречается реже, чем у младенцев.
Гиперактивность у детей до года имеет
индивидуальные признаки. Лечение
гиперактивности у детей – это работа опытного
психолога.

Синдром гиперактивности у детей выражается в
завышенной подвижности. Ребенок не способен
усидеть на месте, постоянно крутится, сейчас он
занимался одним делом, через минуту – другим, а
потому не удивительно, что все остается
незавершенным. Ребенок с признаками
гиперактивности постоянно находится в движении,
когда к нему обращаешься, кажется, не слышит или
не обращает внимание. Из-за неусидчивости плохо
воспринимает материал, слабо обучается.

Цель данной работы – рассмотреть причины
появления симптома гиперактивности у детей и
определить пути коррекции.

Задачи:

  • рассмотреть признаки гиперактивности у
    ребенка;
  • изучить причины гиперактивности;
  • определить пути коррекции гиперактивности,
    способы взаимодействия родителей с
    гиперактивными детьми.

1. Признаки гиперактивности у
ребенка

Как правило, таких детишек называют
“моторчиками”, “с вечным двигателем” или “как
на шарнирах”, ведь они постоянно в движении. Они
не могут спокойно сидеть, постоянно прыгают,
бегают, их руки без конца что-то трогают,
бросают, ломают. Такие дети весьма любопытны, но
их любопытство — явление сиюминутное, поэтому,
как правило, редко улавливают суть.

Любознательность гиперактивным детям не
свойственна, они совершенно не задают вопросов
“зачем”, “почему”. Даже если и задают, то ответ
выслушать забывают.

Невзирая на постоянное движение, в котором
ребенок находится, у него имеются некоторые
нарушения координации: неуклюж, неловок в
движении, постоянно роняет предметы, часто
падает, ломает игрушки.
Тело гиперактивных малышей постоянно в
царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов
из этого они не делают и вновь набивают шишки.

Характерными чертами в поведении являются
рассеянность, негативизм, неусидчивость,
невнимательность, частые смены в настроении,
упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие
дети часто оказываются в центре
разворачивающихся событий, так как они самые
шумные.

Гиперактивный ребенок не понимает задания, с
трудом усваивает какие-либо новые навыки.
Довольно часто самооценка   гиперактивных
 детей занижена. Ребенок не умеет
расслабляться в течение дня, успокаивается лишь
во время сна.

Зачастую днем такой ребенок не спит даже в
младенческом возрасте, ночной же сон у него
весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе
внимание, находясь в общественных местах,
поскольку все время что-то трогают, хватают, не
слушают своих родителей.

2. Причины гиперактивности

Читайте также:  Синдром лдн у грудничка комаровский

Существует множество мнений по причинам
проявления у детей гиперактивности. Наиболее
распространенные из них:

  • генетическая предрасположенность
    (наследственность);
  • биологические (родовые травмы, органические
    повреждения мозга малыша во время беременности);
  • социально-психологические (алкоголизм
    родителей, микроклимат в семье, условия
    проживания, неправильная линия воспитания).

Гиперактивность ребенка проявляется еще в
дошкольном возрасте. Дома гиперактивных детей
постоянно сравнивают с их старшими братьями,
сверстниками, у которых хорошая успеваемость и
образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Родителей зачастую раздражает их
недисциплинированность,
навязчивость, беспокойность, эмоциональная
неустойчивость,
неаккуратность. Гиперактивные дети не
могут подходить к выполнению различных
поручений с должной ответственностью, помогать
своим родителям.

При этом наказания и замечания не дают должных
результатов. Со временем сложившаяся ситуация
лишь ухудшается, особенно когда ребенок идет в
школу. В освоении школьной программы сразу же
возникают трудности, отсюда развивается
неуверенность в себе, разногласия во
взаимоотношениях со сверстниками и учителями, а
также усиливаются нарушения в поведении
ребенка. Часто именно в школе у ребенка
обнаруживаются проблемы со вниманием.

Несмотря на выше перечисленное,  
гиперактивные  дети интеллектуально развиты,
о чем говорят результаты многочисленных
тестирований, но им необычайно сложно
сосредоточиться, организовать собственную
работу.

Гиперактивным детям весьма свойственна
импульсивность, ребенок постоянно что-то делает,
не подумав, отвечает на задаваемые вопросы
невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со
сверстниками не следует правилам, из-за чего с
участниками возникают конфликтные ситуации.

Гипеактивный ребенок с нарушением внимания
не может довести выполнение задания до конца, он
несобран, не может сосредоточиться на
неоднократно повторяющейся деятельности, не
приносящей сиюминутного удовлетворения, часто
переключается с одного занятия на другое.

Гиперактивность значительно уменьшается
или вовсе исчезает к подростковому возрасту, но
импульсивность и нарушения функции внимания, как
правило, сохраняются до взрослого возраста.

3. Пути коррекции гиперактивности.
Взаимодействие родителей с гиперактивными
детьми

Основными проявлениями гиперактивности
являются дефицит активного внимания,
импульсивность и повышенная двигательная
активность. Причины появления данного синдрома в
настоящее время окончательно не установлены.

В поведении ребенка данный синдром проявляется
повышенной возбудимостью, непоседливостью,
разбросанностью, расторможенностью, отсутствием
сдерживающих начал, чувством вины и переживания.
Про таких детей иногда говорят, что они “без
тормозов”.

Поскольку своевременно не выявленная
гиперактивность в дальнейшем может стать
причиной школьной неуспеваемости, проявления
неадекватного поведения, нужно обращать особое
внимание на детей раннего возраста,
демонстрирующих признаки этого синдрома. Но
диагноз гиперактивности имеет право поставить
только врач.

В зависимости от особенностей ребенка врач
может порекомендовать либо сбалансированное
питание, либо витаминотерапию, либо
медикаментозное лечение. Но только
медикаментозная помощь не сможет адаптировать
ребенка к окружающим условиям, привить ему
социальные навыки. Поэтому в работе с
гиперактивным ребенком необходим комплексный
подход.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми
рекомендует использовать два основных приема:
сглаживание напряжения и следование за
интересами ребенка.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с
глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью
пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за
интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в
данный момент, что притягивает его интерес.
Например, если ребенок подходит к окну, взрослый
делает это вместе с ним и пытается определить, на
каком предмете остановился взгляд ребенка, и
старается удержать внимание малыша на этом
предмете, подробно описывая детали предмета.

Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками
взрослых при воспитании гиперактивного ребенка
являются: — недостаток эмоционального внимания,
подменяемого медицинским уходом; — недостаток
твердости и контроля в воспитании; — неумение
воспитывать в детях навыки управления гневом.

Если между взрослым и ребенком налажен
эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок
проявляет гиперактивность в гораздо меньшей
степени. “Когда таким детям уделяют внимание,
слушают их, и они начинают чувствовать, что их
воспринимают всерьез, они способны каким-то
обраэом свети до минимума симптомы своей
гиперактивности” — В. Оклендер.

Коррекционную работу с такими детьми можно
проводить в рамках игровой терапии. Но так как
гиперактивные дети не всегда воспринимают
границы дозволеного, следует обращать особое
внимание на ограничения и запреты, вводимые в
процессе занятий с ребенком. Их следует делать
спокойным, но вместе с тем уверенным тоном,
обязательно предоставляя ребенку
альтернативные способы удовлетворения его
потребностей. Например: “Выливать воду на пол
нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы
посадим ее в таз”.

Неоценимую помощь оказывают релаксационные
упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к.
они способствуют лучшему осознанию малышом
своего тела, а впоследствии помогают ему
осуществлять двигательный контроль. Например,
родители вместе с ребенком ложатся на ковер и
двигаются по нему, лучше под спокойную музыку:
перекатываются, ползают, “борются”. Если
ребенок маленький, то родитель может положить
ребенка себе на живот и выполнять произвольные
движения и поглаживания. Дети быстро
успокаиваются, ощущают безопасность,
расслабляются и доверяют себя взрослому. Можно,
сидя на ковре (родитель сидит позади ребенка),
делать следующее упражнение: родитель берет
попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими
плавные движения. Можно таким образом играть в
мяч, держа руки ребенка в своих руках. Таким
образом, развивается эмпатия, ребенок получает
удовольствие от взаимодействия с родителем,
доверяет ему, чувствует его поддержку.

Иногда гиперактивность сопровождается
вспышками агрессии, вызванными постоянным
недовольством окружающих и огромным количеством
замечаний и окриков. Родителям необходимо
выработать эффективную стратегию
взаимодействия со своим ребенком. Когда родители
наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в
совместные игровые действия, они начинают лучше
понимать потребности своего ребенка и принимать
его таким, какой он есть.

Родители должны понять, что ребенок ни в чем не
виноват и что бесконечные замечания и
одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к
обострению поведенческих проявлений
гиперактивности. Родителям нужно научиться
сдерживать бесконечный поток замечаний.

Для этого родители и другие близкие люди,
которые живут вместе с ребенком, в течение дня
записывают все замечания, которые были сделаны
ребенку. Вечером взрослые зачитывают список и
обсуждают, какие из замечаний можно было не
делать, отмечая те из них, которые привели к
усилению деструктивного поведения ребенка.

Читайте также:  Клинические рекомендации по мочевому синдрому

Многие родители жалуются, что их дети – “с
мотором”, никогда не устают, чем бы они не
занимались. Однако это не так: излишняя
активность ребенка после эмоционального
перенапряжения, непоседливость могут быть
проявлением общей ослабленности мозга. Поэтому
необходимо строить распорядок дня таким образом,
чтобы не перегружать ребенка, и четко соблюдать
этот распорядок дня. Чтобы предотвратить
перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться
спать в сторого определенное время, как можно
меньше смотреть телевизор, особенно перед сном.
Поскольку гиперактивный ребенок спит мало и
беспокойно, желательно вечером перед сном
погулять с ним, или заняться чем-то спокойным.

В целях безопасности ребенка родители должны
установить определенные запреты. Запретов
должно быть немного, и они должны быть четко и
кратко сформулированы. Запрет для детей раннего
возраста может состоять из 2-3 слов, например
“горячо, утюг”. Для детей дошкольного и младшего
школьного возраста запрет должен содержать не
более 10 слов.

Гиперактивные дети в силу своей импульсивности
не могут долго ждать. Поэтому все поощрения,
обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять
им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно
напоминать взрослым об обещании, что может
вызвать ответную негативную реакцию со стороны
родителей.

Гиперактивному ребенку трудно контролировать
свое поведение, поэтому нельзя требовать от него
одновременно быть внимательным, неподвижно
сидеть и не перебивать взрослого. Например, во
время чтения сказки родитель может дать ребенку
возможность занять свои руки игрушкой и
вставлять реплики.

Гиперактивные дети не всегда адекватно
воспринимают родительскую любовь, поэтому им в
большей степени, чем другим, необходима
уверенность в безусловной родительской любви и
принятии.

Рекомендации родителям

Какие же рекомендации можно дать родителям
гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в
процессе его воспитания?

Первая группа рекомендаций относится к внешней
стороне поведения близких ребенку взрослых
людей.

  • Необходимо стараться по возможности сдерживать
    свои бурные аффекты, вызванные поведением
    ребенка. Эмоционально поддерживать детей во всех
    попытках конструктивного, позитивного
    поведения, какими бы незначительными они ни были.
    Воспитывать в себе интерес к тому, чтобы глубже
    познать и понять ребенка.
  • Избегать категоричных слов и выражений, жестких
    оценок, упреков, угроз, которые могут создать
    напряженную обстановку и вызвать конфликт в
    семье. Стараться реже говорить «нет»,
    «нельзя», «прекрати» – лучше
    попробовать переключить внимание малыша, а если
    удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следить за своей речью, стараться говорить
    спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо
    поддаются контролю. Выражая недовольство, не
    манипулировать чувствами ребенка и не унижать
    его.

Вторая группа рекомендаций касается
организации среды и окружающей обстановки в
семье.

  • Если есть возможность, постараться выделить для
    ребенка комнату или ее часть для занятий, игр,
    уединения (то есть его собственную
    «территорию»). В оформлении желательно
    избегать ярких цветов, сложных композиций. На
    столе и в ближайшем окружении ребенка не должно
    быть отвлекающих предметов. Гиперактивный
    ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы
    ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на
    ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним
    составить распорядок дня, следуя которому,
    проявлять одновременно гибкость и упорство.
  • Определить для ребенка круг обязанностей, а их
    исполнение держать под постоянным наблюдением и
    контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечать и
    хвалить его усилия, даже если результаты далеки
    от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на
активное взаимодействие ребенка с близким
взрослым, на развитие способности как взрослого,
так и ребенка почувствовать друг друга,
сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для
детей деятельность – игра, поскольку она близка
и понятна ребенку. Использование же
эмоциональных воздействий, содержащихся в
интонациях голоса, мимике, жестах, форме
реагирования взрослого на свои действия и
действия ребенка, доставит обоим участникам
огромное удовольствие.

Заключение

Под гиперактивностью принято понимать
чересчур беспокойную физическую и умственную
активность у детей, когда возбуждение
преобладает над торможением. Врачи полагают, что
гиперактивность является следствием очень
незначительного поражения мозга, которое не
определяется диагностическими тестами. Говоря
научным языком, мы имеем дело с минимальной
мозговой дисфункцией. Каковы причины
гиперактивности

Причины проявления данного синдрома в
настоящее время окончательно еще не установлены.
Но многие специалисты отмечают среди причин
следующие:

  • токсикоз беременности;
  • патология родов;
  • инфекции и интоксикации первых лет жизни
    малыша;
  • генетические факторы;
  • хронический алкоголизм родителей.

Признаки гиперактивности проявляются у
ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его
эмоциональная неустойчивость и агрессивность
часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Самое главное — искреннее желание помочь
ребенку со стороны родителей.. Нужно постараться,
чтобы обстановка дома была спокойной. Очень
важно правильно организовать режим дня. У
ребенка должен быть безопасный для окружающих
выход его гиперактивности. Хороши занятия
спортом, за исключением борьбы, провоцирующей
агрессивность — ее у гиперактивных детей вполне
достаточно. Не следует также устраивать
соревнований. Когда ребенок соревнуется с кем-то,
пытаясь доказать, что он лучше, он волнуется и
возбуждается. А вот этого гиперактивным детям
как раз не нужно, их нервная система возбуждена и
без того.

 Список использованной литературы

  1. Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция
    психомоторного развития: учебное пособие для
    студентов высших учебных
    заведений. М.: Академия, 2011.
  2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с
    гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.:
    Книголюб, 2008.
  3. Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с
    синдромом дефицита внимания с гиперактивностью:
    монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.
  4. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей:
    гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные
    дети: психокоррекционная работа с
    гиперактивными, агрессивными, тревожными и
    аутичными детьми. М.: Творческий центр
    «Сфера», 2010.
  5. Токарь О.В. Психолого-педагогическое
    сопровождение гиперактивных дошкольников:
    учеб.-метод. пособие. М.: Флинта, 2009.

Источник