Презентация профилактика синдрома эмоционального выгорания

Слайд 1

Профилактика синдрома эмоционального выгорания (СЭВ)

Слайд 2

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. СЭВ — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной (познавательной) и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Слайд 3

К профессиональным факторам риска относят «помогающие», альтруистические профессии (врачи, медицинские сестры, педагоги, социальные работники, психологи).

Слайд 4

Профессиональные стрессоры, способствующие развитию СЭВ: обязательность работы в строго установленном режиме дня большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия

Слайд 5

Главная причина- психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внешними и внутренними).

Слайд 6

К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки ; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы

Слайд 7

Личностные особенности, способствующие развитию СЭВ Высокий уровень эмоциональной лабильности (неустойчивости) Высокий самоконтроль (особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций) Склонность к повышенной тревоге Ригидная (негибкая) личностная структура

Слайд 8

Симптомы, характерные для СЭВ:

Слайд 9

усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья; повышение артериального давления; болезни сердечно-сосудистой системы физические симптомы

Слайд 10

поведенческие симптомы падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах, образовании; формальное выполнение работы);

Слайд 11

эмоциональные симптомы: недостаток эмоций; безразличие и усталость; ощущение беспомощности; раздражительность; тревога, неспособность сосредоточиться; чувство вины; душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив

Слайд 12

В целях направленной профилактики СЭВ следует : стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Слайд 13

Профессиональное развитие и самосовершенствование обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.

Слайд 14

Уход от ненужной конкуренции Бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу

Слайд 15

эмоциональное общение Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным.

Слайд 16

Рекомендации по профилактике СЭВ Определение краткосрочных и долгосрочных целей Взятие «тайм-аутов» (отдых от работы) Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь)

Слайд 17

Упражнение «Главное — второстепенное »

Слайд 18

Релаксация по Джекобсону На 1-2 секунды напрягите и отпустите 2-3 раза подряд соответствующие мышцы: 1. Пальцы ног 2. Стопы 3. Икроножные мышцы 4. Мышцы бедра 5. Ягодичные мышцы 6. Живот 7. Мышцы спины 8. Кисти рук (сжать в кулак, разжать) 9. Предплечье напрячь, расслабить 10. Трицепсы, бицепсы 11. Мышцы груди 12. Мышцы шеи

Слайд 19

маска удивления: поднять высоко брови; маска гнева: нахмурить брови; маска поцелуя: сомкнуть губы как для поцелуя; маска смеха: улыбка «Буратино»; маска недовольства: сжать губы, поджать подбородок и опустить уголки рта; сильно зажмурьтесь и откройте глаза; напрягите и расслабьте нос. Теперь посидите несколько минут, насладитесь покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, вы полностью расслабились Упражнения для лица:

Слайд 20

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ 1) Психологические средства: аутогенная тренировка, мышечная релаксация, музыка и светомузыка, психорегуляция . 2) Психогигиенические средства: интересный досуг, позитивные кинофильмы, общение с природой, комфортабельные условия жизни, хорошее общение. 3) Организационные средства: сбалансированная активность, правильный режим дня, планирование деятельности. 4) Медико-биологические средства: массаж, водные процедуры, бани, рациональное питание, полноценный отдых и сон. 5) Фармакологические средства: препараты женьшеня, золотого корня, витамины и минеральные вещества, биоактивные добавки, аромамасла. Особое место занимает хороший зеленый чай. Правильно организованная чайная процедура обладает не только фармакологическим, но и ярко выраженным психологическим

Слайд 21

Способы, связанные с воздействием слова Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»). Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. Самоодобрение (самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Слайд 22

Релаксация

Источник

Слайд 1

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Слайд 2

Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда. Уильям Джеймс

Слайд 3

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 4

СИСТЕМА КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Слайд 5

Аспекты профессионального выгорания

Слайд 6

ПЕРВЫЙ – снижение самооценки. Как следствие, люди чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Слайд 7

ВТОРОЙ – одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальные отношения с окружающими.

Слайд 8

ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация . Усталость, апатия и депрессия,сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Слайд 9

СИМТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Слайд 10

Психофизические симптомы Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости ); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; бессонница. внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Слайд 11

Социально-психологические симптомы Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Слайд 12

Поведенческие симптомы Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её — всё труднее и труднее; постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и « застревание » на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности ;

Слайд 13

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Слайд 14

Отрицательные эмоции копить в себе нельзя!

Слайд 15

. Есть ситуации, когда былые недостатки превращаются в преимущество

Слайд 16

ПРИЕМЫ АНТИСРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ 16

Слайд 17

ОТВЛЕКАЙТЕСЬ: •Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе. •Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. •Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. •Обращайте внимание на мельчайшие детали.

Слайд 18

Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности

Слайд 19

2 . Снижайте значимость событий: •Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

Слайд 20

Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

Слайд 21

ДЕЙСТВУЙТЕ: Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Слайд 22

. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

Слайд 23

•наведите порядок дома или на рабочем месте; •устройте прогулку или быструю ходьбу; •пробегитесь; •побейте мяч или подушку и т. п

Слайд 24

ТВОРИТЕ: Любая творческая работа может исцелять от переживаний: •рисуйте; •танцуйте; •пойте; •лепите; •шейте; •конструируйте и т. п.

Слайд 25

ВЫРАЖАЙТЕ ЭМОЦИИ Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих.

Слайд 26

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Слайд 27

Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности .

Слайд 28

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического)

Слайд 29

Упражнение « Внутренний ребенок » . Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш « внутренний ребенок » , и мы начинаем действовать исходя из этого состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать. А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго-состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему « внутреннему ребенку » . Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4-5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Потом подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: « Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать » . Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе. Уменьшите ребенка до размера горошины и положите в свое сердце.

Слайд 30

Упражнение «Убежище» Представьте себе, что у вас есть удобное и надежное убежище, в котором вы можете отдохнуть, когда захотите. Дорогу в это убежище знаете только вы, никто другой вас там не потревожит. Не обязательно, чтобы это место существовало в жизни. Если у вас нет такого убежища, придумайте его. Это может быть маленький деревенский домик в далекой деревне или небольшая квартира на окраине города, о которой никто не знает. Это может быть даже космический корабль, уносящий вас прочь от Земли… Мысленно представьте себе это место. Опишите находящиеся в нем вещи, которые вам нравятся и которые создают ваше жизненное пространство. Представьте, что вы делаете, когда отдыхаете в своем убежище. Возможно, вы слушаете музыку, смотрите на огонь в камине, читаете, рисуете или что-то другое. Старайтесь подумать о тех занятиях, которые вам наиболее приятны. В течение дня, каждый раз, когда вы чувствуете себя особенно уставшим и начинаете нервничать, на несколько минут представьте свое убежище.

Слайд 31

Упражнение «Мудрец» Удобно расположитесь в кресле. Закройте глаза и представьте себе, что вы идете но лесной тропинке. Яркий солнечный день, пение птиц, приятные лесные запахи. Вы выходите на лесную поляну. В центре поляны стоит развесистый дуб, которому наверное не меньше 100 лет. У основания, дерева, у его корней сидит старый человек, мудрец. В своем воображении подойдите к нему как можно ближе. Посмотрите на лицо этого человека, Как можно подробнее представьте для себя его облик, посмотрите в его глаза, постарайтесь понять его настроение. И когда вы окончательно почувствуете доверие к мудрецу, постарайтесь сформулировать самый важный сейчас вопрос и задайте ему. Сосредоточьтесь, постарайтесь услышать совет, ответ мудреца. То, что скажет вам старый мудрец в вашем воображении — это часто то направление, в котором следует двигаться, чтобы правильно разрешить свою проблемную ситуацию.

Слайд 32

Упражнение «Весы» Представьте в своем воображении огромные весы. На одну чашу весов «положите» свои занятия, которые вы делаете, исход» из принципа «Я должен». Чтобы не забыть, сколько занятий вам удалось перечислить, возьмите чистый лист и запишите их для себя. А теперь другую чашу весов «нагрузите» занятиями, которые основаны на принципе «Я хочу». Какие занятия на работе и в жизни вы действительно осуществляете, реализуя свои собственные желания, потребности, интересы? Также запишите эти занятия на листке бумаги. Посмотрите: какая чаша жизненных весов перевешивает? Если первая, то вы живете по принципу «Я должен» и, следовательно, часто переживаете чувство «потери себя». Если у вас перевешивает вторая чаша весов, ваше жизнь строится по принципу «Я хочу», а значит, вы допускаете ошибку в построении жизненной стратегии — слишком много думаете, о себе и мало — о /других. Лучший вариант — равновесие. Если чаши весов равны — вы живете в гармонии с самим собой и окружающими. Выравнивайте свои жизненные интересы.

Слайд 33

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!!!

Источник

Слайд 1

Семинар-тренинг «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» Ведущий: Ложкина В.С., педагог-психолог МАДОУ ЦРР д/с № 87

Слайд 2

План семинара-тренинга Профессиональное выгорание. Причины развития синдрома эмоционального выгорания. Обучение приёмам саморегуляции и релаксации. Упражнение «В каждой шутке есть доля шутки». Упражнение «Ассоциации».

Слайд 4

ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ? Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 5

Выгорание – результат несоответствия между личностью и работой Важнейшие сферы такого несоответствия выявляются: между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами; между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности и жёсткой политикой администрации и контролем; между трудом и вознаграждением; между желанием положительного взаимодействия и отсутствием такового; между желанием справедливости на работе и ее отсутствием; между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы.

Слайд 6

Основные составляющие синдрома эмоционального выгорания эмоциональное истощение; деперсонализация (нарушаются отношения с другими людьми, повышаются негативизм, скепсис); редукция личных достижений (сниженный уровень самооценки, негативное отношение к профессии, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития).

Слайд 7

Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания Во-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни). высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы. В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Слайд 8

Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»: Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Слайд 9

Мифы, приводящие к сгоранию Миф первый: «Жить надо для людей». Миф второй: «Если не я, то кто же?» Миф третий: «Я должен быть для всех хорошим». Миф четвертый: «Работа превыше всего!»

Слайд 10

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ СГОРАНИИ НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Слайд 11

ОСВАИВАЕМ САМОРЕГУЛЯЦИЮ Саморегуляци я – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. ЭФФЕКТЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ: эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); эффект восстановления (ослабление проявлений утомления); эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Слайд 12

СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ : смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Слайд 13

Учимся саморегуляции

Слайд 14

Упражнения и техники Упражнение 1. «Стратегии самопомощи» Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость? Упражнение 2. «Обещание самому себе» Запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из трех областей — профессиональной, организационной и личной.

Слайд 16

Таблица «Возможное решение» Причина Возможное решение Потребность быть всем и всегда нужным, во все вмешиваться Ограничивайте себя. Кто хочет успеть все, не успевает ничего Привычка скорее действовать без предварительного обдумывания Помните: тот, кто знает, что делать, выигрывает единожды, а тот, кто знает зачем, — всегда! Недостает времени на планирование дня Планирование дня отнимает много времени только на первых порах, а при образовании прочного навыка занимает считанные минуты

Слайд 17

Плохое “чувство времени” Помните: как правило, любое дело требует больше времени, чем первоначально кажется Потребность постоянно быть чем-то занятым Лучше сделать меньше, да лучше, чем много, но плохо Привычка обещать всем и всегда свою помощь Если вы всегда говорите “да”, то окружающие воспринимают ваши услуги как должное и легко начинают злоупотреблять вашим временем Неумение говорить “нет” Проявите настойчивость в овладении этим умением! Не настаивайте на роли “хорошего парня”, который ни в чем не отказывает. Такие люди удобны, но не внушают уважения

Слайд 18

Неуважение к вашему времени со стороны окружающих Определите для себя и поставьте в известность окружающих о вашем распорядке дня, о тех часах, когда вас ни в коем случае нельзя отвлекать Неумение уделять беседе ровно столько времени, сколько требует ее предмет Последите за собой: постарайтесь отделить содержательный разговор от пустой болтовни Неспособность заканчивать дела Последите за тем, чтобы не оставлять за собой неоконченных дел Склонность к раздуванию мелких проблем до масштабов “трагедии” Игнорируйте мелкие проблемы! Ищите крупных дел! Отсутствие направленности в работе, загруженность делами Откажитесь от незначительных и малозначительных дел. Отделяйте главное от второстепенного и ненужного

Слайд 20

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ Аминов А.Н. Российская энциклопедия социальной работы, Синдром эмоционального сгорания, в 2-х томах, Т.2. — М., 1997 Водопьянова Н.Е. Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005 Малкина-Пых И.Г. Психология экстремальных ситуаций. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо , 2005 Осухова Н.Г. Не думай о клиенте свысока // Школьный психолог. № 3. 2003 Хухлаева О.В. Эмоциональное выгорание учителей // Школьный психолог. №4. 2006 Самоукина Н.В. Карьера без стресса. – СПб.: Изд-во «Питер», 2003

Источник