Предупреждение возникновения новых речевых расстройств внутри имеющегося синдрома это задача
Профилактика речевых расстройств
Профилактика нарушений речи, так же как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. Это так называемая первичная профилактика, при успешном проведении которой речевое расстройство вообще не возникнет. Однако иногда все же не удается полностью предупредить появление речевой патологии, и в этих случаях приходится говорить о вторичной профилактике. Ее задача сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся. На этот вид профилактики хотелось бы обратить особое внимание родителей: надо приложить все усилия к тому, чтобы своевременно исправить положение дел и уж во всяком случае его не усугубить. Существует еще и третичная профилактика, в задачу которой входит недопущение возврата уже устраненных речевых расстройств, что может случиться при недостаточном закреплении достигнутых результатов. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов профилактики.
1. Первичная профилактика
А. Профилактика до рождения ребенка
Проследим поэтапно (как бы по ходу развития ребенка) основное содержание данного вида профилактики.
Поскольку многое в развитии ребенка может предопределить наследственность, то будущим родителям нужно очень серьезно подойти к этому вопросу. При наличии особо неблагоприятной наследственности по материнской или отцовской линии необходимо обратиться за консультацией к специалистам, после чего тщательно взвесить все «за» и «против». Как показывает жизнь, в некоторых случаях бывает лучше полностью отказаться от намерения иметь ребенка, чем обречь его на тяжелую инвалидность.
Что касается состояния здоровья самих будущих родителей, то здесь очень важно не допускать бездумного отношения к жизни и приобретения разного рода вредных привычек. Если же такие привычки уже приобретены, то обоим будущим родителям необходимо полностью отказаться от них не менее чем за год до наступления беременности.
Даже такая, как многие считают, «безобидная» вещь, как курение матери во время беременности, отрицательно сказывается на всем ходе внутриутробного (а значит, и последующего) развития ребенка. С очень тяжелыми случаями речевой и другой патологии неоднократно приходится встречаться и у детей, родившихся от отцов, которые за некоторое время до рождения ребенка принимали непосредственное участие в ликвидации Чернобыльской аварии. Это касается и многих других вредных профессиональных условий.
Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Большая забота об обеспечении нормального протекания этого ответственейшего периода в жизни женщины проявляется у нас в общегосударственном масштабе – через сеть женских консультаций, где с будущими мамами планомерно проводится разъяснительно-профилактическая работа. Однако очень многое зависит и непосредственно от самой женщины, от соблюдения ею необходимых мер личной предосторожности. Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведем только один конкретный пример.
«В декретный отпуск уходила одна молодая сотрудница, у которой беременность протекала на редкость хорошо. Она очень ждала ребенка, в семье все обстояло благополучно и, казалось бы, ничто не предвещало беды. Прощаясь с нею, мы все просили ее быть как можно осторожнее. Но поскольку она чувствовала себя вполне нормально, то по выходе в декрет решила в первый же день начать в квартире генеральную уборку: перестирать все занавески, которая сама сняла с высоких окон, и пр. В конце третьего «рабочего» дня «скорая помощь» привезла ее в больницу, где она с серьезными осложнениями родила семимесячного ребенка. А дальше у него потянулся длинный «хвост» не только речевой, но и различной нервно-психической патологии…»
Вот такой дорогой ценой нередко приходится расплачиваться за свои необдуманные действия. Поэтому так важно понять, что даже самое хорошее самочувствие в период беременности может оказаться обманчивым и что на протяжении всего этого периода необходимо соблюдать предельную осторожность.
Очень отрицательно сказываются на будущем ребенке и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации, тем более если они приобретают затяжной характер. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки. Разрешение всякого рода конфликтов должно быть отложено не только на время беременности, но и на весь послеродовой период. Нет таких житейских проблем, которые были бы важнее нервно-психического здоровья будущего ребенка и полноценности его речи – это в конечном итоге всегда осознается всеми родителями, но нередко такое осознание приходит слишком поздно…
Что касается разного рода несчастных случаев, многие из которых предотвратить не в нашей власти, то и здесь очень важна разумность поведения самой женщины и ее ближайших родственников и друзей. Ведь всем нам хорошо известно, что любое несчастье можно переживать по-разному: мысленно как бы сглаживая его (все равно оно уже произошло и изменить ничего невозможно), или же, наоборот, усугубляя, «накручивая». Важно понять, что последнее в данном случае совершенно недопустимо и что для будущей матери должны быть, по возможности, созданы самые щадящие условия – ее нужно всеми возможными способами постараться как-то устранить от непосредственного участия в нежелательных событиях и максимально успокоить.
Сам процесс родов также во многом зависит от самой женщины. Разумное и правильное поведение будущей матери во время беременности во многом предопределяет нормальное протекание родов. В ближайший перед родами период необходимо полностью исключить якобы неотложные переезды и перелеты в другие города, поскольку не столь редки случаи начала родов непосредственно в поезде или самолете. Вряд ли нужно объяснять, с каким невообразимым риском это сопряжено не только для будущего ребенка, но и для самой матери. Нередко о такой поездке потом приходится жалеть всю жизнь. Что касается поведения женщины непосредственно во время родов, то ей очень важно заблаговременно приобрести об этом все нужные сведения. К счастью, необходимая работа в этом плане проводится женскими консультациями, нужно лишь отнестись к этому с полной ответственностью.
Б. Профилактика после рождения ребенка
После рождения ребенка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии или отклонение от его нормального хода. Так, если ребенок в положенное время не начинает держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснять у специалистов и безотлагательно принимать рекомендуемые ими меры по исправлению положения. В этом отношении обычно действует такое общее правило: чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть.
Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений, то она складывается в основном из таких двух моментов:
1) заботы о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов;
2) заботы о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:
• предупреждение ушибов в области головы;
• предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);
• охрана органов слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний;
• охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:
– предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
– исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под одну и ту же щеку во время сна (последнее может повести к образованию так называемого перекрестного прикуса);
– раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
– своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребенка;
– своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4–5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
• охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т. п.);
• охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и в течение некоторого времени после ее окончания, борьба с аскаридами и т. д.); этот раздел профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.
Забота о правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:
• обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей);
• поощрение лепета ребенка мимикой радости;
• воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;
• медленное и четкое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребенка жизненной ситуацией, а также отчетливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку постепенно приступить к овладению речью;
• отчетливое правильное произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
• приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;
• систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться понимать его с полуслова и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;
• полное исключение случаев сюсюкания с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания;
• занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
• развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
2. Вторичная профилактика
Если несмотря на принятые профилактические меры случилось так, что в период беременности, родов или раннего развития ребенка какие-то неблагоприятные факторы все же имели место, то нужно немедленно приступить к проведению вторичной профилактики, направленной на предупреждение дальнейшего развития уже возникшей патологии.
В подобных случаях, прежде всего, не нужно думать о том, что у вашего ребенка обязательно появятся расстройства речи. Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огромная и ничем не заменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растет и развивается ребенок. Если же эти условия оставляют желать лучшего, то на компенсацию рассчитывать не приходится, скорее наоборот – уже имеющиеся отклонения в развитии можно еще больше усугубить.
Таким образом, если у вас не все благополучно обстояло с протеканием беременности, родов или самого раннего периода развития ребенка, то нужно, не впадая в панику, приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить возможно более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребенка.
Не менее важное значение имеет и своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации при поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определенных мозговых структур и нормализации их функций. В подавляющем большинстве случаев все это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно смягчить негативное влияние имевшихся вредных воздействий на весь ход дальнейшего речевого развития ребенка.
3. Третичная профилактика
Нельзя не упомянуть здесь и о третичной профилактике, то есть о профилактике рецидивов (возвратов) уже устраненных речевых расстройств. Такие рецидивы могут иметь место в случаях недостаточно прочного закрепления результатов логопедической работы или при особо неблагоприятных жизненных ситуациях, срывающих механизмы компенсации. Чаще всего это наблюдается при, казалось бы, уже устраненном заикании. Поэтому здесь важно проявлять особую осторожность и понимать, что вновь воспитанный навык правильной речи является еще очень непрочным и что для его полной автоматизации необходимо определенное время и непрерывная работа по закреплению.
Даже при нарушениях звукопроизношения может произойти возврат к старой дефектной артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная. По этой причине и после прекращения логопедических занятий родители должны в течение некоторого времени проводить с ребенком специальные упражнения и осуществлять контроль за его речью. На заключительном занятии логопеды обычно обязательно дают такие рекомендации, но, к сожалению, некоторые родители недооценивают их важности.
Некоторые дефекты речи ограничивают возможность выбора профессии. Задача третичной профилактики – профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи. Основным направлением является учет личностных возможностей и интересов каждого ребенка, страдающего тяжелым нарушением речи. У них должна быть возможность выбора, с помощью педагогов, психологов, врачей, пути обучения, которые позволяют достичь наилучших результатов.
Снижение здоровья, сиротство, бродяжничество, ведущие к полиморфным отклонениям в психическом и речевом состоянии делают необходимым создание медико – психолого – педагогических реабилитационных центров, центров надомного обучения и других детских реабилитационных учреждений.
Организация профилактической логопедической работы
Массовая диспансеризация позволяет направленно проводить широкую программу профилактики мероприятий среди детей с фактором риска речевых нарушений. На первом году жизни ребенок должен быть осмотрен (кроме педиатра) психоневрологом, окулистом, ортопедом, лором. В возрасте двух лет – стоматологом. В 3-5 лет теми же специалистами и логопедом. Такие осмотры позволяют выявить возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе.
Источник
Квалификационное испытание на соответствие занимаемой должности для учителей-логопедов образовательных учреждений.
Тест для учителей-логопедов и дефектологов 2
1. Социальная работа – это:
все ответы верны
удовлетворение экологических потребностей
удовлетворение потребностей отдельного человека в процессе взаимодействия со средой обитания
удовлетворение его эстетических потребностей
2. Сканер позволяет:
записать информацию на диск
определить скорость работы компьютерной техники
представить в цифровом (электронном виде) изображения и текст находящиеся на бумажном носителе
распечатать документы
3. Отказ от запланированного и весьма желательного действия требует от человека
эмоционального напряжения
волевого усилия
все ответы верны
адекватного настроения
4. Как удалить файл?
буксировать значок файла на панель задач
буксировать значок файла за пределы экрана
выделить значок файла, нажать клавишу клавиатуры Back Space
выделить значок файла, нажать клавишу клавиатуры Delete
5. Какой из терминов характеризует врожденное укорочение уздечки языка:
анкилоглоссия
прогения
глоссоптоз
микроглоссия
6. Какой из вариантов ответа подходит под определение следующего понятия: «недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных и структурных дефектов организма» — это …
локализация
денервация
декомпенсация
субкомпенсация
7. Стресс характеризуется:
беспокойством, усугубляющемся бессонницей
уменьшении массы тела
нарушением сбалансированного обмена веществ в организме
увеличением массы тела
8. Значение стресса в жизни человека заключается в следующем:
повышает активность
все ответы верны
повышает функциональные резервы
повышает сопротивляемость к болезням
9. Сеть Интернет – это:
региональная информационно-вычислительная сеть
гигантская мировая компьютерная сеть, «сеть сетей»
корпоративная сеть
локальная вычислительная сеть
10. Проведение работы по дифференциации звуков в произношении необязательно при:
параротацизмах
параротацизмах
парасигматизмах
ротацизмах
11. Деформированные свойства характера при акцентуациях подразумевают:
нет правильного ответа
отсутствие глобальной дисгармонии личности
тотальность дисгармонии личности
постоянную дезадаптацию, приводящую в конечном итоге к госпитализации в психиатрическую клинику
12. Использование интерактивных методик в обучении и воспитании позволяет учащимся приобрести важнейшие качества:
взаимопомощь
умение вырабатывать совместные решения
терпимость к другим мнениям и позициям
нонконформизм
13. Витамины
регулируют активность ферментов
регулируют активность гормонов
участвуют в образовании гормонов
участвуют в образовании ферментов
14. Ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к разным словам, называется:
аккомодация
контаминация
персеверация
антиципация
15. Расстройство координации движения, наблюдающееся при различных заболеваниях головного мозга, носит название:
атония
агнозия
апраксия
атаксия
16. Заражение компьютерными вирусами может произойти в процессе …
форматирования дискеты
печати на принтере
выключения компьютера
работы с файлами
17. К «мифологическому» (нереальному) образу учителя можно отнести следующие характеристики:
проявляет собственные слабости
интересен, талантлив
эмоционален, естественен
скрывает свои переживания, не выказывает эмоции
18. Употребление мяса и мясных изделий способствует:
укреплению костной ткани
росту мышечной ткани
улучшению обмена веществ
ожирению
19. Ведущая деятельность ребёнка в дошкольном возрасте:
игровая
учебная
предметная
трудовая
20. Какие функции выполняет семья?
все ответы правильные
репродуктивная
воспитательная
нравственно-психологическая
21. Проявлением гиперкинеза является:
палатализация
назализация
гиперсаливация
тремор
22. К психопатоподобным изменениям личности в силу органического поражения головного мозга («органическим» психопатиям) можно отнести:
астенические психопатии
истероидные психопатии
возбудимые психопатии
эпилептоидные психопатии
23. Работа над речью при моторной алалии предполагает (исключите лишнее)
использование предметно-практической деятельности
нормализацию дыхания и голосообразования
воздействие на всю систему речи
использование знаково-символической деятельности
24. У ребенка 7-ми лет с умственной отсталостью ведущей формой деятельности является:
учебная деятельность
манипуляции с предметами
предметная деятельность
игра
25. Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их смысла носят название:
логорреи
эхолалии
нет правильного ответа
гиперакузии
26. К этиологическим факторам, вызывающим заикание относятся:
все ответы верны
наличие психической травматизации
состояние центральной нервной системы
генетический фактор;
27. Замена звуков, слов близкими по звучанию или по смыслу носит название:
элизия
персеверация
парафазия
эхолалия
28. Предупреждение возникновения новых речевых расстройств внутри имеющегося синдрома – это задача
третичной профилактики
социальной профилактики
первичной профилактики
вторичной профилактики
29. При нарушении строения органов артикуляционного аппарата нарушения звукопроизношения чаще всего проявляются в виде:
смешения
искажения
замены
пропуска
30. Может ли педагог быть источником развития девиантности учащегося в школе?
Да, может
Только, если педагог пенсионер
Только если педагог очень молодой
Нет, никогда
31. Сколько видов специальных (коррекционных) учреждений существует в настоящее время в России?
10
8
11
9
32. При каком нарушении усиление громкости звучания в большинстве случаев не улучшает слухового восприятия, а иногда даже ухудшает его ( наступает истощение слуховой функции)?
афазия
моторная алалия
тугоухость
сенсорная алалия
33. Нарушение артикуляции, обусловленное какими-либо патологическими изменениями языка называется:
гипотонией
глоссоплегией
глоссолалией
гиперемией
34. Умение слушать другого, когда он сообщает о своей проблеме неявно, реализуется в следующем приеме:
переключение
«Я-слушание»
активное слушание
«Я-замечание»
35. Индивидуальной особенностью памяти является
концентрация
воспроизведение
прочность
интенсивность
36. Электронные учебники и программы обычно распространяются на
дискете
компакт диске
на флэш карте
жестком диске компьютера
37. ЗПР, связанная с неблагоприятными условиями воспитания, нахождением ребенка в условиях психической депривации – это:
ЗПР соматогенного происхождения
ЗПР церебрально-органического генеза
нет правильного ответа
ЗПР конституционального происхождения
38. Дайте один верный ответ в педагогической ситуации. В коридоре школы ученик, проходя мимо учителя, не здоровается с ним. Как поступить учителю?
сделать вид, что ничего не произошло, а придя в класс, обсудить ситуацию при всех, не называя фамилии невоспитанного мальчика
зайти в кабинет директора (зам. директора) и пожаловаться на невоспитанного мальчика
громко окликнуть по фамилии, очень строго погрозить пальцем
) громко сказать:»Здравствуй, Иванов! Я тебя сразу узнала, а ты меня нет?»
39. Какое определение наиболее полно выражает сущность программированного обучения?
программированное обучение- это особая управляемая и контролируемая самостоятельная работа ученика, осуществляемая с помощью программированных пособий или тех и других вместе
программированное обучение –это обучение, которое проводится не анархично, а строго соответствует учебной программе
программированное обучение- это обучение, проводимое машиной в соответствии с заложенной в нее программой
Программированное обучение- это автоматизированное обучение
40. Как называется течение речевой патологии, при котором происходит увеличение симптомов речевой патологии:
прогрессирующее
регрессирующее
ремитирующее
стационарное
Loading …
Источник