Понятия психопатологии этиология патогенез синдромы

Понятие о психическом заболевании

Раздел II. Общая психопатология

Развитие психиатрии в последнее время связано с ростом ряда биологических наук — анатомии, физиологии центральной нервной системы, патологической анатомии, физиологии, биохимии и др.

Важный этап в эволюции психиатрических знаний относится к середине XIX столетия, когда было установлено, что психические болезни — это болезни головного мозга. В дальнейшем положение о том, что душевные расстройства обусловлены заболеванием центральной нервной системы несколько видоизменилось, поскольку было установлено важное значение для психики общего состояния организма.

Психическое заболевание — результат сложных и разнообразных нарушений деятельности различных систем организма человека, с преимущественным поражением головного мозга, основными признаками которого являются расстройства психических функций, сопровождающиеся нарушением критики и социальной адаптации.

Этиология большинства психических болезней остается в значительной мере неизвестной. Неясно соотношение в происхождении большинства психических болезней наследственности, внутренне обусловленных особенностей организма и вредностей окружающей среды, иначе говоря, эндогенных и экзогенных факторов. Патогенез психозов также исследован лишь в общем виде. Изучены основные закономерности грубой органической патологии головного мозга, воздействие инфекций и интоксикаций, влияние психогенных факторов. Накоплены существенные данные о роли наследственности и конституции в возникновении психических заболеваний.

Какой-либо одной причины, вызвавшей психические болезни, нет и не может существовать. Они бывают врожденными и приобретенными, полученными в результате травматических повреждений головного мозга или вследствие перенесенных инфекций, обнаруживаются в самом раннем или преклонном возрасте. Одни из причин уже выяснены наукой, другие пока еще точно не известны. Рассмотрим основные из них.

Внутриутробные травмы, инфекционные и другие болезни матери во время беременности, и как следствие, — «уродства» новорожденного. В результате нервная система и в первую очередь головной мозг формируются неправильно. У некоторых детей происходит отставание в развитии, а иногда и непропорциональный рост мозга.

Наследственные факторы, обусловленные неправильным расхождением хромосом. В частности, нерасхождение 21-й хромосомы вызывает болезнь Дауна. Современная генетика считает, что информация, определяющая строение организма, заключена в хромосомах — образованиях, имеющихся в каждой живой клетке. В клетках организма у человека 23 пары хромосом. Аномалии в системе 21-й пары и являются причиной болезни Дауна. Однако, в подавляющем большинстве случаев речь идет о наследственной предрасположенности к психическим заболеваниям.

Поражение головного мозга вследствие перенесенной черепно-мозговой травмы, нарушения мозгового кровообращения, прогрессирующего склероза сосудов мозга и других болезнях. Перенесенные в любом возрасте контузии, ранения, ушибы, сотрясения мозга могут привести к психическим нарушениям. Они проявляются либо сразу же, непосредственно после травмы (психомоторное возбуждение, потеря памяти и др.), либо спустя какое-то время (в виде различных отклонений, в том числе и судорожных припадков).

Инфекционные заболевания — сыпной и брюшной тиф, скарлатина, дифтерия, корь, грипп и, особенно, энцефалиты и менингиты, сифилис, поражающие в первую очередь головной мозг и его оболочки.

Действие токсических, ядовитых веществ. Это прежде всего алкоголь и другие наркотики, злоупотребление которыми может привести к возникновению психических расстройств. Последние могут возникать при отравлении промышленными ядами (тераэтилсвинец), при неправильном употреблении лекарственных препаратов (большие дозы акрихина и т. д.).

Социальные потрясения и психотравмирующие переживания. Психическая травматизация может быть острой, чаще связанной с непосредственной угрозой жизни и здоровью заболевшего или его близких, а также хронической, касающейся наиболее значимых и тяжелых для данной личности сторон (честь, достоинство, социальный престиж и т. д.). Этим так называемым реактивным психозам свойственна четкая причинная зависимость, «звучание» волнующей темы во всех переживаниях больного и относительная кратковременность.

Многочисленные исследования показали, что на психическое состояние человека влияют также тип личности, индивидуальные черты характера, уровень интеллекта, профессия, внешняя среда, состояние здоровья и даже ритмичность естественных отправлений.

В большинстве случаев в психиатрии принято деление заболеваний на «эндогенные», т. е. возникшие, исходя из внутренних причин (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), и «экзогенные», спровоцированные воздействием окружающей среды. Причины последних выглядят более очевидными. Патогенез большинства психических болезней может быть представлен только на уровне гипотез.

Читайте также:  Кости носа плода синдром дауна

Источник

Ýòèîëîãèÿ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé

Îáùåå çäîðîâüå îïðåäåëÿåòñÿ êàê ñîñòîÿíèå ÷åëîâåêà, êîòîðîìó ñâîéñòâåííî íå òîëüêî îòñóòñòâèå áîëåçíåé èëè ôèçè÷åñêèõ íåäîñòàòêîâ, íî è ïîëíîå ôèçè÷åñêîå, äóøåâíîå è ñîöèàëüíîå áëàãîïîëó÷èå (ïî ÂÎÇ).

Îñíîâíûå êðèòåðèè îáùåãî çäîðîâüÿ:

1) ñòðóêòóðíàÿ è ôóíêöèîíàëüíàÿ ñîõðàííîñòü îðãàíîâ è ñèñòåì;

2) ñâîéñòâåííàÿ îðãàíèçìó èíäèâèäóàëüíî äîñòàòî÷íî âûñîêàÿ ïðèñïîñîáëÿåìîñòü ê èçìåíåíèÿì â òèïè÷íîé äëÿ íåãî ïðèðîäíîé è ñîöèàëüíîé ñðåäå;

3) ñîõðàííîñòü ïðèâû÷íîãî ñàìî÷óâñòâèÿ.

Ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå – îäíà èç âàæíåéøèõ ñîñòàâëÿþùèõ îáùåãî çäîðîâüÿ. Êðèòåðèè ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ (ïî ÂÎÇ):

1) îñîçíàíèå è ÷óâñòâî íåïðåðûâíîñòè, ïîñòîÿíñòâà, èäåíòè÷íîñòè ñâîåãî ôèçè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî «ß»;

2) ÷óâñòâî ïîñòîÿíñòâà è èäåíòè÷íîñòè ïåðåæèâàíèé â îäíîòèïíûõ ñèòóàöèÿõ;

3) êðèòè÷íîñòü ê ñåáå è ñâîåé ñîáñòâåííîé ïñèõè÷åñêîé ïðîäóêöèè (äåÿòåëüíîñòè) è åå ðåçóëüòàòàì;

4) ñîîòâåòñòâèå ïñèõè÷åñêèõ ðåàêöèé (àäåêâàòíîñòü) ñèëå è ÷àñòîòå ñðåäîâûõ âîçäåéñòâèé, ñîöèàëüíûì îáñòîÿòåëüñòâàì è ñèòóàöèÿì;

5) ñïîñîáíîñòü ñàìîóïðàâëåíèÿ ïîâåäåíèåì â ñîîòâåòñòâèè ñ ñîöèàëüíûìè íîðìàìè, ïðàâèëàìè, çàêîíàìè;

6) ñïîñîáíîñòü ïëàíèðîâàòü ñîáñòâåííóþ æèçíåäåÿòåëüíîñòü è ðåàëèçîâûâàòü – ýòî ñïîñîáíîñòü èçìåíÿòü ñïîñîá ïîâåäåíèÿ â çàâèñèìîñòè îò ñìåíû æèçíåííûõ ñèòóàöèé è îáñòîÿòåëüñòâ.

 ñîâðåìåííîì îïðåäåëåíèè ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ ïîä÷åðêèâàåòñÿ, ÷òî äëÿ íåãî õàðàêòåðíà èíäèâèäóàëüíàÿ äèíàìè÷åñêàÿ ñîâîêóïíîñòü ïñèõè÷åñêèõ ñâîéñòâ êîíêðåòíîãî ÷åëîâåêà, êîòîðàÿ ïîçâîëÿåò ïîñëåäíåìó àäåêâàòíî ñâîåìó âîçðàñòó, ïîëó, ñîöèàëüíîìó ïîëîæåíèþ ïîçíàâàòü îêðóæàþùóþ äåéñòâèòåëüíîñòü, àäàïòèðîâàòüñÿ ê íåé è âûïîëíÿòü ñâîè áèîëîãè÷åñêèå è ñîöèàëüíûå ôóíêöèè â ñîîòâåòñòâèè ñ âîçíèêàþùèìè ëè÷íûìè è îáùåñòâåííûìè èíòåðåñàìè, ïîòðåáíîñòÿìè, îáùåïðèíÿòîé ìîðàëüþ.

ÌÊÁ-10 (Ìåæäóíàðîäíàÿ êëàññèôèêàöèÿ áîëåçíåé 10-ãî ïåðåñìîòðà) çàìåíÿåò ïîíÿòèå «ïñèõè÷åñêàÿ áîëåçíü» áîëåå îáùèì è àìîðôíûì ïîíÿòèåì «ïñèõè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî». Ïîñëåäíåå â ÌÊÁ-10 îïðåäåëÿåòñÿ êàê «áîëåçíåííîå ñîñòîÿíèå ñ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèìè èëè ïîâåäåí÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè, ñâÿçàííîå ñ íàðóøåíèåì ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îðãàíèçìà â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ áèîëîãè÷åñêèõ, ñîöèàëüíûõ, ïñèõîëîãè÷åñêèõ, ãåíåòè÷åñêèõ èëè õèìè÷åñêèõ ôàêòîðîâ. Îíî îïðåäåëÿåòñÿ ñòåïåíüþ îòêëîíåíèÿ îò âçÿòîãî çà îñíîâó ïîíÿòèÿ ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ». Òàêèì îáðàçîì, ïñèõè÷åñêóþ áîëåçíü, ðàññòðîéñòâî èëè àíîìàëèþ ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê ñóæåíèå, èñ÷åçíîâåíèå èëè èçâðàùåíèå êðèòåðèåâ ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ.

Ïñèõè÷åñêîå çàáîëåâàíèå – ðåçóëüòàò ñëîæíûõ è ðàçíîîáðàçíûõ íàðóøåíèé äåÿòåëüíîñòè ðàçëè÷íûõ ñèñòåì îðãàíèçìà ÷åëîâåêà, ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì ãîëîâíîãî ìîçãà, îñíîâíûìè ïðèçíàêàìè êîòîðîãî ÿâëÿþòñÿ ðàññòðîéñòâà ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ íàðóøåíèåì êðèòèêè è ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè.

Ïîíÿòèå «ïñèõè÷åñêèå áîëåçíè» íå èñ÷åðïûâàåòñÿ ëèøü âûðàæåííûìè ôîðìàìè ïñèõè÷åñêèõ íàðóøåíèé (ïñèõîçàìè), ò. å. òàêèìè ïàòîëîãè÷åñêèìè ñîñòîÿíèÿìè ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ïðè êîòîðûõ ïñèõè÷åñêèå ðåàêöèè ãðóáî ïðîòèâîðå÷àò ðåàëüíûì îòíîøåíèÿì (È. Ï. Ïàâëîâ), ÷òî îáíàðóæèâàåòñÿ â ðàññòðîéñòâå îòðàæåíèÿ ðåàëüíîãî ìèðà è äåçîðãàíèçàöèè ïîâåäåíèÿ.

Ê ïñèõè÷åñêèì áîëåçíÿì â øèðîêîì ïîíèìàíèè, ïîìèìî ïñèõîçîâ, îòíîñÿòñÿ è áîëåå ëåãêèå ðàññòðîéñòâà ïñèõèêè, íå ñîïðîâîæäàþùèåñÿ âûðàæåííûì íàðóøåíèåì îòðàæåíèÿ ðåàëüíîãî ìèðà è ñóùåñòâåííûì èçìåíåíèåì ïîâåäåíèÿ. Îíè âêëþ÷àþò íåâðîçû, ïñèõîïàòèè, óìñòâåííîå íåäîðàçâèòèå è íå äîñòèãàþùèå ñòåïåíè ïñèõîçà ïñèõè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ðàçëè÷íîãî ãåíåçà, íàïðèìåð îáóñëîâëåííûå îðãàíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè ãîëîâíîãî ìîçãà, ñîìàòîãåíèÿìè, èíòîêñèêàöèÿìè è ò. ï. Ñ. Ñ. Êîðñàêîâ â ñâîå âðåìÿ ïèñàë, ÷òî ïñèõèàòðèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ó÷åíèå î äóøåâíûõ ðàññòðîéñòâàõ âîîáùå, à íå òîëüêî î âûðàæåííûõ ïñèõîçàõ.

Ïñèõèàòðèÿ ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà îáùóþ ïñèõèàòðèþ (îáùóþ ïñèõîïàòîëîãèþ), èññëåäóþùóþ îñíîâíûå, ñâîéñòâåííûå ìíîãèì ïñèõè÷åñêèì áîëåçíÿì çàêîíîìåðíîñòè ïðîÿâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ ïàòîëîãèè ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, îáùèå âîïðîñû ýòèîëîãèè è ïàòîãåíåçà, ïðèðîäó ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, èõ ïðè÷èíû, ïðèíöèïû êëàññèôèêàöèè, ïðîáëåìû âîññòàíîâëåíèÿ, ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ, è ÷àñòíóþ ïñèõèàòðèþ, èññëåäóþùóþ ñîîòâåòñòâóþùèå âîïðîñû ïðè îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ.

Îñíîâíûì ìåòîäîì ïîçíàíèÿ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé îñòàåòñÿ ìåòîä êëèíèêî-îïèñàòåëüíûé, èññëåäóþùèé â åäèíñòâå ñòàòèêó è äèíàìèêó ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ. À. Á. Ãàííóøêèí (1924) îòñòàèâàë ñëåäóþùèå ïðèíöèïû èçó÷åíèÿ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé: âî-ïåðâûõ, èçó÷åíèå âñåõ çàáîëåâàíèé ïîä îäíèì è òåì æå óãëîì çðåíèÿ, îäíèìè è òåìè æå êëèíè÷åñêèìè ïðèåìàìè; âî-âòîðûõ, èññëåäîâàíèå ëè÷íîñòè áîëüíûõ â öåëîì.  ýòîì ñëó÷àå îí èìåë â âèäó íå òîëüêî èçó÷åíèå áîëüíûõ â èõ âçàèìîîòíîøåíèè ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé, íî è âûÿâëåíèå ñîìàòè÷åñêèõ êîððåëÿöèé ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ; â-òðåòüèõ, ïîçíàíèå áîëüíûõ íå òîëüêî â ïðåäåëàõ áîëåçíè, íî è íà ïðîòÿæåíèè âñåé èõ æèçíè. Öåíòðàëüíàÿ ðîëü ñðåäè ðåãóëÿòîðíûõ ìåõàíèçìîâ ïðèíàäëåæèò íåðâíîé ñèñòåìå êàê âåäóùåé ñèñòåìå, ñ ïîìîùüþ êîòîðîé îñóùåñòâëÿåòñÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ ñâÿçü âñåõ ÷àñòåé îðãàíèçìà è ïîñëåäíåãî ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé. Ïàòîôèçèîëîãè÷åñêîé îñíîâîé ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ñëåäóåò ñ÷èòàòü ïðåæäå âñåãî ðàññòðîéñòâà ôóíêöèé ÖÍÑ – íàðóøåíèå îñíîâíûõ ïðîöåññîâ âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè.

Читайте также:  Хронический гломерулонефрит у детей изолированный мочевой синдром

Ýòèîëîãèÿ áîëüøèíñòâà ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé îñòàåòñÿ â çíà÷èòåëüíîé ìåðå íåèçâåñòíîé. Íåÿñíî ñîîòíîøåíèå â ïðîèñõîæäåíèè áîëüøèíñòâà ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé íàñëåäñòâåííîñòè, âíóòðåííå îáóñëîâëåííûõ îñîáåííîñòåé îðãàíèçìà è âðåäíîñòåé îêðóæàþùåé ñðåäû, èíà÷å ãîâîðÿ ýíäîãåííûõ è ýêçîãåííûõ ôàêòîðîâ. Ïàòîãåíåç ïñèõîçîâ òàêæå èññëåäîâàí ëèøü â îáùåì âèäå. Èçó÷åíû îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè ãðóáîé îðãàíè÷åñêîé ïàòîëîãèè ãîëîâíîãî ìîçãà, âîçäåéñòâèå èíôåêöèé è èíòîêñèêàöèé, âëèÿíèå ïñèõîãåííûõ ôàêòîðîâ. Íàêîïëåíû ñóùåñòâåííûå äàííûå î ðîëè íàñëåäñòâåííîñòè è êîíñòèòóöèè â âîçíèêíîâåíèè ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.

Êàêîé-ëèáî îäíîé ïðè÷èíû, âûçûâàþùåé ðàçâèòèå ïñèõè÷åñêîé ïàòîëîãèè, íåò è íå ìîæåò ñóùåñòâîâàòü. Çàáîëåâàíèÿ ìîãóò áûòü âðîæäåííûìè è ïðèîáðåòåííûìè, ïîëó÷åííûìè â ðåçóëüòàòå òðàâìàòè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèé ãîëîâíîãî ìîçãà èëè âñëåäñòâèå ïåðåíåñåííûõ èíôåêöèé, îáíàðóæèâàòüñÿ â ñàìîì ðàííåì èëè ïðåêëîííîì âîçðàñòå. Îäíè èç ïðè÷èí óæå âûÿñíåíû íàóêîé, äðóãèå ïîêà åùå òî÷íî íå èçâåñòíû. Ðàññìîòðèì íåêîòîðûå èç íèõ.

 ïñèõèàòðèè èìååòñÿ ìíîãî ôàêòîâ, êîòîðûå ñâèäåòåëüñòâóþò î ñóùåñòâåííîé ðîëè íàñëåäñòâåííîñòè â ýòèîëîãèè è ïàòîãåíåçå ýíäîãåííûõ è äðóãèõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé (Âàðòàíÿí Ì. Å., 1983; Ìèëåâ Â., Ìîñêàëåíêî Â. Ä., 1988; Òðóáíèêîâ Â. È., 1992). Îñíîâíûìè èç íèõ ÿâëÿþòñÿ íàêîïëåíèå ïîâòîðíûõ ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèÿ â ñåìüÿõ áîëüíûõ è ðàçíàÿ ÷àñòîòà ïîðàæåííûõ ðîäñòâåííèêîâ â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè ðîäñòâà ñ áîëüíûìè. Îäíàêî â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ðå÷ü èäåò î íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê ïñèõè÷åñêèì çàáîëåâàíèÿì.

×àñòîòà ñîîòâåòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé ó ðîäñòâåííèêîâ áîëüíûõ áîëüøå, ÷åì â îáùåé ïîïóëÿöèè. Òàê, åñëè ðàñïðîñòðàíåííîñòü øèçîôðåíèè ñðåäè íàñåëåíèÿ ñîñòàâëÿåò îêîëî 1%, òî ÷àñòîòà ïîðàæåííûõ ñðåäè ðîäñòâåííèêîâ áîëüíûõ ïåðâîé ñòåïåíè ðîäñòâà ïðèìåðíî â 10 ðàç âûøå, à ñðåäè ðîäñòâåííèêîâ âòîðîé ñòåïåíè ðîäñòâà – â 3 ðàçà âûøå, ÷åì â îáùåé ïîïóëÿöèè. Ñõîäíàÿ ñèòóàöèÿ èìååò ìåñòî è â ñåìüÿõ ïàöèåíòîâ ñ àôôåêòèâíûìè ïñèõîçàìè, ýïèëåïñèåé, äåïðåññèÿìè.

Ðàñïðîñòðàíåííîñòü àëêîãîëèçìà ñðåäè íàñåëåíèÿ, êàê èçâåñòíî, äîñòèãàåò 3–5) % ó ìóæ÷èí è 1% – ó æåíùèí. Ó ðîäñòâåííèêîâ áîëüíûõ ïåðâîé ñòåïåíè ðîäñòâà ÷àñòîòà ýòîãî çàáîëåâàíèÿ âûøå â 4 ðàçà, à ñðåäè ðîäñòâåííèêîâ âòîðîé ñòåïåíè ðîäñòâà – â 2 ðàçà.

Íàêîïëåíèå ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèÿ îòìå÷åíî è â ñåìüÿõ áîëüíûõ ñ äåìåíöèåé àëüöãåéìåðîâñêîãî òèïà. Áîëåå òîãî, âûäåëÿåòñÿ ñåìåéíûé âàðèàíò áîëåçíè Àëüöãåéìåðà. Õîðåÿ Ãåíòèíãòîíà è áîëåçíü Äàóíà ÿâëÿþòñÿ ïðèìåðàìè çàáîëåâàíèé, êîòîðûå õîðîøî èçó÷åíû â êëèíèêî-ãåíåàëîãè÷åñêîì àñïåêòå, â ñâÿçè ñ ÷åòêî óñòàíîâëåííîé ëîêàëèçàöèåé õðîìîñîìíûõ àíîìàëèé (ñîîòâåòñòâåííî, â 4-é è 21-é õðîìîñîìàõ).

Âíóòðèóòðîáíûå òðàâìû, èíôåêöèîííûå è äðóãèå áîëåçíè ìàòåðè âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè

 ðåçóëüòàòå äåéñòâèÿ ýòèõ ôàêòîðîâ íåðâíàÿ ñèñòåìà, è â ïåðâóþ î÷åðåäü ãîëîâíîé ìîçã ôîðìèðóþòñÿ íåïðàâèëüíî. Ó íåêîòîðûõ äåòåé ïðîèñõîäèò îòñòàâàíèå â ðàçâèòèè, à èíîãäà è íåïðîïîðöèîíàëüíûé ðîñò ìîçãà.

Ïîðàæåíèå ãîëîâíîãî ìîçãà âñëåäñòâèå ïåðåíåñåííîé ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìû, íàðóøåíèÿ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, ïðîãðåññèðóþùåãî ñêëåðîçà ñîñóäîâ ìîçãà è äðóãèõ áîëåçíÿõ

Ïåðåíåñåííûå â ëþáîì âîçðàñòå êîíòóçèè, ðàíåíèÿ, óøèáû, ñîòðÿñåíèÿ ìîçãà ìîãóò ïðèâåñòè ê ïñèõè÷åñêèì íàðóøåíèÿì. Îíè ïðîÿâëÿþòñÿ ëèáî ñðàçó æå, íåïîñðåäñòâåííî ïîñëå òðàâìû (ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå, ïîòåðÿ ïàìÿòè è äð.), ëèáî ñïóñòÿ êàêîå-òî âðåìÿ (â âèäå ðàçëè÷íûõ îòêëîíåíèé, â òîì ÷èñëå è ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé).

Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ– ñûïíîé è áðþøíîé òèô, ñêàðëàòèíà, äèôòåðèÿ, êîðü, ãðèïï è (îñîáåííî) ýíöåôàëèòû è ìåíèíãèòû, ñèôèëèñ, ïîðàæàþùèå â ïåðâóþ î÷åðåäü ãîëîâíîé ìîçã è åãî îáîëî÷êè.

Äåéñòâèå òîêñè÷åñêèõ, ÿäîâèòûõ âåùåñòâ, ïðåæäå âñåãî àëêîãîëÿ è äðóãèõ íàðêîòèêîâ, çëîóïîòðåáëåíèå êîòîðûìè ìîæåò ïðèâåñòè ê âîçíèêíîâåíèþ ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ. Ïîñëåäíèå ìîãóò âîçíèêàòü ïðè îòðàâëåíèè ïðîìûøëåííûìè ÿäàìè (òåòðàýòèëñâèíåö), ïðè íåïðàâèëüíîì óïîòðåáëåíèè ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ.

Читайте также:  Острый коронарный синдром реферат список литературы

Ñîöèàëüíûå ïîòðÿñåíèÿ è ïñèõîòðàâìèðóþùèå ïåðåæèâàíèÿ ìîãóò âåñòè ê ïñèõè÷åñêîé òðàâìàòèçàöèè, êîòîðàÿ ìîæåò áûòü îñòðîé, ÷àùå ñâÿçàííîé ñ íåïîñðåäñòâåííîé óãðîçîé æèçíè è çäîðîâüþ ÷åëîâåêà èëè åãî áëèçêèõ, à òàêæå õðîíè÷åñêîé, êàñàþùåéñÿ íàèáîëåå çíà÷èìûõ è òÿæåëûõ äëÿ äàííîé ëè÷íîñòè ñòîðîí (÷åñòü, äîñòîèíñòâî, ñîöèàëüíûé ïðåñòèæ è ò. ä.). Ðåàêòèâíûì ïñèõîçàì ñâîéñòâåííà ÷åòêàÿ ïðè÷èííàÿ çàâèñèìîñòü, «çâó÷àíèå» âîëíóþùåé òåìû âî âñåõ ïåðåæèâàíèÿõ áîëüíîãî è îòíîñèòåëüíàÿ êðàòêîâðåìåííîñòü.

Ìíîãî÷èñëåííûå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî íà ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ÷åëîâåêà âëèÿþò òàêæå òèï ëè÷íîñòè, èíäèâèäóàëüíûå ÷åðòû õàðàêòåðà, óðîâåíü èíòåëëåêòà, ïðîôåññèÿ, âíåøíÿÿ ñðåäà, ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ è áèîëîãè÷åñêèå ðèòìû.

 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ â ïñèõèàòðèè ïðèíÿòî äåëåíèå çàáîëåâàíèé íà «ýíäîãåííûå», ò. å. âîçíèêøèå èñõîäÿ èç âíóòðåííèõ ïðè÷èí (øèçîôðåíèÿ, ìàíèàêàëüíî-äåïðåññèâíûé ïñèõîç), è «ýêçîãåííûå», – ñïðîâîöèðîâàííûå âîçäåéñòâèåì îêðóæàþùåé ñðåäû. Ïðè÷èíû ïîñëåäíèõ âûãëÿäÿò áîëåå î÷åâèäíûìè. Ïàòîãåíåç áîëüøèíñòâà ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé ìîæåò áûòü ïðåäñòàâëåí òîëüêî íà óðîâíå ãèïîòåç.

Источник

Патопсихология — это отрасль психологической науки, относящаяся к прикладным областям знания. Признание положения, что патопсихология является психологической дисциплиной, определяет ее предмет и задачи в их специфическом отличии от предмета и задач психиатрии.

Психопатология, как и всякая отрасль медицины, направлена на выяснение причин психической болезни, на исследование симптомов и синдромов, типичных для тех или иных заболеваний, на лечение и профилактику болезни.

Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме.

Общая теория медицины неразрывно связана с общими психологическими концепциями. И той, и другой науке присущи общие проблемы: соотношение биологического и социального в деятельности человека, связь между психикой и деятельностью мозга, психосоматические и соматопсихические корреляции, проблемы нормы и патологии, соотношения между сознанием и неосознаваемыми формами психической деятельности.

Понятие патопсихологии иногда без оснований идентифицируется с понятием психопатологии, хотя они вовсе не тождественны, несмотря на их внешнее сходство и единство образующих эти слова корней.

Предметом патопсихологии, по определению Б. Зейгарник, является изучение закономерностей распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, изучение закономерности искажения отражательной деятельности мозга.

Психопатология, т.е. общая психиатрия, занимается описанием признаков психического заболевания в динамике, в течении болезни. А. В. Снежневский видит основное отличие психопатологии от психологии в том, что первая оперирует понятиями медицинскими (этиология, патогенез, симптом, синдром) и использует общепатологические критерии (возникновение болезни, исход болезни). Патопсихология также использует эти клинические критерии, так как без постоянного соотнесения с ними она бы утратила свое практическое прикладное значение. Данные патопсихологического исследования в обязательном порядке должны соотноситься с психическим статусом больного, со стадией течения заболевания, с его динамикой.

О. П. Росин считает, что патопсихология так же, как и психопатология, изучает закономерности и стереотип развития психической болезни, но предметом ее исследования является не закономерность смены симптомов и синдромов, а определенное звено в структуре симптомообразования, т.е. то, что предшествует психопатологическим образованиям в патогенезе болезни. То есть патопсихология — это необходимое звено в общей патологии психического.

Психопатология, так же как патопсихология, является наукой, изучающей расстройства психики, но пользуются они при этом разными методами. Если патопсихология изучает психические расстройства методами психологии, то психопатология, в основном, прибегает к методу клинико-описательному. Поводом для утверждений о том, что психопатология, или психиатрия, и патопсихология являются одной и той же наукой, иногда, очевидно, служит то обстоятельство, что и патопсихология, и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом — нарушениями психической деятельности.

И так, психопатология и патопсихология все же разные науки не смотря на единый объект изучения.

Источник