Понятия психопатологии этиология патогенез симптом и синдром

Понятие о психическом заболевании

Раздел II. Общая психопатология

Развитие психиатрии в последнее время связано с ростом ряда биологических наук — анатомии, физиологии центральной нервной системы, патологической анатомии, физиологии, биохимии и др.

Важный этап в эволюции психиатрических знаний относится к середине XIX столетия, когда было установлено, что психические болезни — это болезни головного мозга. В дальнейшем положение о том, что душевные расстройства обусловлены заболеванием центральной нервной системы несколько видоизменилось, поскольку было установлено важное значение для психики общего состояния организма.

Психическое заболевание — результат сложных и разнообразных нарушений деятельности различных систем организма человека, с преимущественным поражением головного мозга, основными признаками которого являются расстройства психических функций, сопровождающиеся нарушением критики и социальной адаптации.

Этиология большинства психических болезней остается в значительной мере неизвестной. Неясно соотношение в происхождении большинства психических болезней наследственности, внутренне обусловленных особенностей организма и вредностей окружающей среды, иначе говоря, эндогенных и экзогенных факторов. Патогенез психозов также исследован лишь в общем виде. Изучены основные закономерности грубой органической патологии головного мозга, воздействие инфекций и интоксикаций, влияние психогенных факторов. Накоплены существенные данные о роли наследственности и конституции в возникновении психических заболеваний.

Какой-либо одной причины, вызвавшей психические болезни, нет и не может существовать. Они бывают врожденными и приобретенными, полученными в результате травматических повреждений головного мозга или вследствие перенесенных инфекций, обнаруживаются в самом раннем или преклонном возрасте. Одни из причин уже выяснены наукой, другие пока еще точно не известны. Рассмотрим основные из них.

Внутриутробные травмы, инфекционные и другие болезни матери во время беременности, и как следствие, — «уродства» новорожденного. В результате нервная система и в первую очередь головной мозг формируются неправильно. У некоторых детей происходит отставание в развитии, а иногда и непропорциональный рост мозга.

Наследственные факторы, обусловленные неправильным расхождением хромосом. В частности, нерасхождение 21-й хромосомы вызывает болезнь Дауна. Современная генетика считает, что информация, определяющая строение организма, заключена в хромосомах — образованиях, имеющихся в каждой живой клетке. В клетках организма у человека 23 пары хромосом. Аномалии в системе 21-й пары и являются причиной болезни Дауна. Однако, в подавляющем большинстве случаев речь идет о наследственной предрасположенности к психическим заболеваниям.

Поражение головного мозга вследствие перенесенной черепно-мозговой травмы, нарушения мозгового кровообращения, прогрессирующего склероза сосудов мозга и других болезнях. Перенесенные в любом возрасте контузии, ранения, ушибы, сотрясения мозга могут привести к психическим нарушениям. Они проявляются либо сразу же, непосредственно после травмы (психомоторное возбуждение, потеря памяти и др.), либо спустя какое-то время (в виде различных отклонений, в том числе и судорожных припадков).

Инфекционные заболевания — сыпной и брюшной тиф, скарлатина, дифтерия, корь, грипп и, особенно, энцефалиты и менингиты, сифилис, поражающие в первую очередь головной мозг и его оболочки.

Действие токсических, ядовитых веществ. Это прежде всего алкоголь и другие наркотики, злоупотребление которыми может привести к возникновению психических расстройств. Последние могут возникать при отравлении промышленными ядами (тераэтилсвинец), при неправильном употреблении лекарственных препаратов (большие дозы акрихина и т. д.).

Социальные потрясения и психотравмирующие переживания. Психическая травматизация может быть острой, чаще связанной с непосредственной угрозой жизни и здоровью заболевшего или его близких, а также хронической, касающейся наиболее значимых и тяжелых для данной личности сторон (честь, достоинство, социальный престиж и т. д.). Этим так называемым реактивным психозам свойственна четкая причинная зависимость, «звучание» волнующей темы во всех переживаниях больного и относительная кратковременность.

Многочисленные исследования показали, что на психическое состояние человека влияют также тип личности, индивидуальные черты характера, уровень интеллекта, профессия, внешняя среда, состояние здоровья и даже ритмичность естественных отправлений.

В большинстве случаев в психиатрии принято деление заболеваний на «эндогенные», т. е. возникшие, исходя из внутренних причин (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), и «экзогенные», спровоцированные воздействием окружающей среды. Причины последних выглядят более очевидными. Патогенез большинства психических болезней может быть представлен только на уровне гипотез.

Источник

Психопатологи́ческий симпто́м (от др.-греч. σύμπτομα «случай, совпадение, признак») — характерное проявление или внешний признак какого-либо расстройства психической деятельности (например, расстройства сознания, внимания, воли или влечений, восприятия, мышления, интеллекта, памяти, эмоций, либо признак двигательного расстройства)[1]. Проявления, признаки психических функциональных или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма[2]. Психопатологические симптомы устанавливаются врачом-психиатром при исследовании пациента и используются для постановки диагноза конкретного психического расстройства. Совокупность таких симптомов, объединённых единым патогенезом, называется психопатологическим синдромом. При различных психических расстройствах в клинической картине присутствуют разные виды симптомов, дифференциация которых необходима для более точной диагностики расстройства. Психиатрическая семиотика, или симптоматология, — медицинская наука о таких признаках и симптомах.

Виды симптомов[править | править код]

Английским неврологом Хьюлингсом Джексоном (1835—1911) было описано «послойное» построение психической деятельности и двойной эффект поражений мозга: «негативные» проявления вследствие непосредственного эффекта поражения и «позитивные» в виде вторичных феноменов[3]. Идеи Хьюлингса оказали влияние на психиатрию и описательную психопатологию и стали традицией в классификации симптомов[3].

Продуктивные симптомы («позитивные» или «плюс-симптомы»)[4][5] — неспецифическая реакция неповреждённых слоёв нервной системы на причину расстройства. Представляют собой качественно новые признаки, не имевшиеся до заболевания. Примерами могут служить бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение, кататонические состояния, расстройства настроения (депрессивные или маниакальные состояния) и нарушение стройности мышления.

Несмотря на то, что данные симптомы неспецифичны проявлениям дизонтогенеза, их длительное воздействие может привести к формированию одной из его форм.

Негативные симптомы («дефицитарные» или «минус-симптомы»)[4][5] — проявления самого́ патологического процесса, связанные с этиологическим фактором. Характеризуются как явление «выпадения» в психической деятельности. К ним относятся: снижение энергетического потенциала и апатия, бедность речи, ухудшение процессов мышления, памяти, интеллектуальной деятельности, асоциальность, социальная изоляция.

В процессе диагностики детей часто встает задача отграничения негативных симптомов от явлений дизонтогенеза, так как иногда «выпадение» той или иной функции может быть следствием нарушения её развития. Например, негативные расстройства при ранней детской шизофрении, которая сама говорит о неравномерности развития психических функций.

Помимо этого, симптомы делят на функциональные и органические, сенестопатические и эффекторные, неблагоприятные и благоприятные[6].

По Снежневскому, развитие психического расстройства сопровождается увеличением количества симптомов, изменениями в их взаимоотношениях и возникновением новых психопатологических симптомов.

Классификация симптомов[править | править код]

Ниже представлены основные и самые важные группы психопатологических симптомов:

  • Симптомы кататонических расстройств:
    • Симптом капюшона
    • Негативизм
    • Симптом воздушной подушки
    • Симптом Павлова
    • Мутизм
    • Стереотипия
  • Эхо-симптомы:
    • Эхопраксия
    • Эхолалия
  • Симптомы расстройства воли:
    • Абулия
    • Парабулия
    • Гипобулия
  • Симптомы расстройств восприятия:
    • Галлюцинация
    • Слуховая галлюцинация
    • Метаморфопсия
  • Симптомы расстройств мышления:
    • Бред
    • Сверхценная идея
    • Бредоподобная идея
    • Персеверация
    • Патологическая обстоятельность
  • Симптомы расстройств эмоций:
    • Уплощённый аффект
    • Гипотимия
    • Гипертимия
    • Экзальтация
    • Эйфория
    • Дисфория
  • Симптомы расстройств памяти:
    • Амнезия
      • Антероградная амнезия
      • Ретроградная амнезия
      • Фиксационная амнезия
    • Конфабуляция
    • Парамнезия
    • Криптомнезия
  • Симптомы, типичные для расстройств шизофренического спектра и бредовых расстройств:
    • Симптом аутизма
    • Симптом передачи (открытости) мыслей
    • Псевдогаллюцинация
    • Симптом эха мыслей
    • Симптом вкладывания мыслей
    • Симптом отнятия мыслей
    • Симптом блокировки мыслей
    • Речевая бессвязность
    • Шизофазия

Психопатологические симптомы в детской психиатрии[править | править код]

При работе с детьми необходимая чёткая дифференциация психопатологических симптомов, чтобы отличать симптомы дизонтогенеза и симптомы психического расстройства.

Возрастные симптомы[5][7] являются патологически искажёнными и гротескными проявлениями нормального возрастного развития. Данные симптомы являются специфичными больше для возраста, чем для самого заболевания, и могут проявляться при различных психических патологиях: детском типе шизофрении, органических поражениях мозга, невротических состояниях.

В каждом возрастном периоде имеются свои специфические для данного этапа возрастные симптомы, которые обусловлены онтогенетическим уровнем реагирования организма на вредности.

Российский детский психиатр, профессор и (1979) выделил 4 уровня нервно-психического реагирования у детей и свойственные им возрастные симптомы[5][7]:

  • Сомато-вегетативный (0—3 года) — повышенная возбудимость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, расстройство сна, аппетита, навыков опрятности, страхи.
  • Психомоторный уровень (4—10 лет) — преобладают гипердинамические расстройства: тики, заикание, двигательная расторможённость, страхи.
  • Аффективный уровень (7—12 лет) — страхи, аффективная неустойчивость, дромомания, негативизм и агрессия. На данном этапе повышается риск развития психогений. Это обусловлено началом формирования самосознания у подростка.
  • Эмоционально-идеаторный (12—16 лет) — преобладают сверхценные идеи и интересы («метафизическая интоксикация»), психогенные реакции в виде эмансипации, протеста, а также идеи мнимого уродства (синдром анорексии, дисморфофобия), страхи.

Однако данные возрастные симптомы могут сочетаться, то есть на последующем этапе развития могут проявляться симптомы, присущие предыдущему уровню нервно-психического реагирования.

Примечания[править | править код]

  1. Д. В. Семёнов, А. В. Берсенев. Психопатологические симптомы и синдромы: учебное пособие. — Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2006. — 88 с. — ISBN 5-89368-671-3.
  2. ↑ Психология. А—Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
  3. 1 2 Всемирная организация здравоохранения. Лексикон психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов. — 2 изд. — К.: «Сфера», 2001. — ISBN 966-784-125-1.
  4. 1 2 Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. — СПб.: СпецЛит, 2001. — 463 с — ISBN 5-299-00187-8
  5. 1 2 3 4 Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: Учебное пособие для вузов. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Трикста, 2013. — 303 с. — (Gaudeamus). ISBN 978-5-8291-1504-3 (Академический Проект) ISBN 978-5-904954-25-3 (Трикста)
  6. Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  7. 1 2 Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Литература[править | править код]

  • Ковалёв В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: «Медицина», 1979. — 608 с.

Источник

Ýòèîëîãèÿ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé

Îáùåå çäîðîâüå îïðåäåëÿåòñÿ êàê ñîñòîÿíèå ÷åëîâåêà, êîòîðîìó ñâîéñòâåííî íå òîëüêî îòñóòñòâèå áîëåçíåé èëè ôèçè÷åñêèõ íåäîñòàòêîâ, íî è ïîëíîå ôèçè÷åñêîå, äóøåâíîå è ñîöèàëüíîå áëàãîïîëó÷èå (ïî ÂÎÇ).

Îñíîâíûå êðèòåðèè îáùåãî çäîðîâüÿ:

1) ñòðóêòóðíàÿ è ôóíêöèîíàëüíàÿ ñîõðàííîñòü îðãàíîâ è ñèñòåì;

2) ñâîéñòâåííàÿ îðãàíèçìó èíäèâèäóàëüíî äîñòàòî÷íî âûñîêàÿ ïðèñïîñîáëÿåìîñòü ê èçìåíåíèÿì â òèïè÷íîé äëÿ íåãî ïðèðîäíîé è ñîöèàëüíîé ñðåäå;

3) ñîõðàííîñòü ïðèâû÷íîãî ñàìî÷óâñòâèÿ.

Ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå – îäíà èç âàæíåéøèõ ñîñòàâëÿþùèõ îáùåãî çäîðîâüÿ. Êðèòåðèè ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ (ïî ÂÎÇ):

1) îñîçíàíèå è ÷óâñòâî íåïðåðûâíîñòè, ïîñòîÿíñòâà, èäåíòè÷íîñòè ñâîåãî ôèçè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî «ß»;

2) ÷óâñòâî ïîñòîÿíñòâà è èäåíòè÷íîñòè ïåðåæèâàíèé â îäíîòèïíûõ ñèòóàöèÿõ;

3) êðèòè÷íîñòü ê ñåáå è ñâîåé ñîáñòâåííîé ïñèõè÷åñêîé ïðîäóêöèè (äåÿòåëüíîñòè) è åå ðåçóëüòàòàì;

4) ñîîòâåòñòâèå ïñèõè÷åñêèõ ðåàêöèé (àäåêâàòíîñòü) ñèëå è ÷àñòîòå ñðåäîâûõ âîçäåéñòâèé, ñîöèàëüíûì îáñòîÿòåëüñòâàì è ñèòóàöèÿì;

5) ñïîñîáíîñòü ñàìîóïðàâëåíèÿ ïîâåäåíèåì â ñîîòâåòñòâèè ñ ñîöèàëüíûìè íîðìàìè, ïðàâèëàìè, çàêîíàìè;

6) ñïîñîáíîñòü ïëàíèðîâàòü ñîáñòâåííóþ æèçíåäåÿòåëüíîñòü è ðåàëèçîâûâàòü – ýòî ñïîñîáíîñòü èçìåíÿòü ñïîñîá ïîâåäåíèÿ â çàâèñèìîñòè îò ñìåíû æèçíåííûõ ñèòóàöèé è îáñòîÿòåëüñòâ.

 ñîâðåìåííîì îïðåäåëåíèè ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ ïîä÷åðêèâàåòñÿ, ÷òî äëÿ íåãî õàðàêòåðíà èíäèâèäóàëüíàÿ äèíàìè÷åñêàÿ ñîâîêóïíîñòü ïñèõè÷åñêèõ ñâîéñòâ êîíêðåòíîãî ÷åëîâåêà, êîòîðàÿ ïîçâîëÿåò ïîñëåäíåìó àäåêâàòíî ñâîåìó âîçðàñòó, ïîëó, ñîöèàëüíîìó ïîëîæåíèþ ïîçíàâàòü îêðóæàþùóþ äåéñòâèòåëüíîñòü, àäàïòèðîâàòüñÿ ê íåé è âûïîëíÿòü ñâîè áèîëîãè÷åñêèå è ñîöèàëüíûå ôóíêöèè â ñîîòâåòñòâèè ñ âîçíèêàþùèìè ëè÷íûìè è îáùåñòâåííûìè èíòåðåñàìè, ïîòðåáíîñòÿìè, îáùåïðèíÿòîé ìîðàëüþ.

ÌÊÁ-10 (Ìåæäóíàðîäíàÿ êëàññèôèêàöèÿ áîëåçíåé 10-ãî ïåðåñìîòðà) çàìåíÿåò ïîíÿòèå «ïñèõè÷åñêàÿ áîëåçíü» áîëåå îáùèì è àìîðôíûì ïîíÿòèåì «ïñèõè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî». Ïîñëåäíåå â ÌÊÁ-10 îïðåäåëÿåòñÿ êàê «áîëåçíåííîå ñîñòîÿíèå ñ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèìè èëè ïîâåäåí÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè, ñâÿçàííîå ñ íàðóøåíèåì ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îðãàíèçìà â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ áèîëîãè÷åñêèõ, ñîöèàëüíûõ, ïñèõîëîãè÷åñêèõ, ãåíåòè÷åñêèõ èëè õèìè÷åñêèõ ôàêòîðîâ. Îíî îïðåäåëÿåòñÿ ñòåïåíüþ îòêëîíåíèÿ îò âçÿòîãî çà îñíîâó ïîíÿòèÿ ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ». Òàêèì îáðàçîì, ïñèõè÷åñêóþ áîëåçíü, ðàññòðîéñòâî èëè àíîìàëèþ ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê ñóæåíèå, èñ÷åçíîâåíèå èëè èçâðàùåíèå êðèòåðèåâ ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ.

Ïñèõè÷åñêîå çàáîëåâàíèå – ðåçóëüòàò ñëîæíûõ è ðàçíîîáðàçíûõ íàðóøåíèé äåÿòåëüíîñòè ðàçëè÷íûõ ñèñòåì îðãàíèçìà ÷åëîâåêà, ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì ãîëîâíîãî ìîçãà, îñíîâíûìè ïðèçíàêàìè êîòîðîãî ÿâëÿþòñÿ ðàññòðîéñòâà ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ íàðóøåíèåì êðèòèêè è ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè.

Ïîíÿòèå «ïñèõè÷åñêèå áîëåçíè» íå èñ÷åðïûâàåòñÿ ëèøü âûðàæåííûìè ôîðìàìè ïñèõè÷åñêèõ íàðóøåíèé (ïñèõîçàìè), ò. å. òàêèìè ïàòîëîãè÷åñêèìè ñîñòîÿíèÿìè ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ïðè êîòîðûõ ïñèõè÷åñêèå ðåàêöèè ãðóáî ïðîòèâîðå÷àò ðåàëüíûì îòíîøåíèÿì (È. Ï. Ïàâëîâ), ÷òî îáíàðóæèâàåòñÿ â ðàññòðîéñòâå îòðàæåíèÿ ðåàëüíîãî ìèðà è äåçîðãàíèçàöèè ïîâåäåíèÿ.

Ê ïñèõè÷åñêèì áîëåçíÿì â øèðîêîì ïîíèìàíèè, ïîìèìî ïñèõîçîâ, îòíîñÿòñÿ è áîëåå ëåãêèå ðàññòðîéñòâà ïñèõèêè, íå ñîïðîâîæäàþùèåñÿ âûðàæåííûì íàðóøåíèåì îòðàæåíèÿ ðåàëüíîãî ìèðà è ñóùåñòâåííûì èçìåíåíèåì ïîâåäåíèÿ. Îíè âêëþ÷àþò íåâðîçû, ïñèõîïàòèè, óìñòâåííîå íåäîðàçâèòèå è íå äîñòèãàþùèå ñòåïåíè ïñèõîçà ïñèõè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ðàçëè÷íîãî ãåíåçà, íàïðèìåð îáóñëîâëåííûå îðãàíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè ãîëîâíîãî ìîçãà, ñîìàòîãåíèÿìè, èíòîêñèêàöèÿìè è ò. ï. Ñ. Ñ. Êîðñàêîâ â ñâîå âðåìÿ ïèñàë, ÷òî ïñèõèàòðèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ó÷åíèå î äóøåâíûõ ðàññòðîéñòâàõ âîîáùå, à íå òîëüêî î âûðàæåííûõ ïñèõîçàõ.

Ïñèõèàòðèÿ ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà îáùóþ ïñèõèàòðèþ (îáùóþ ïñèõîïàòîëîãèþ), èññëåäóþùóþ îñíîâíûå, ñâîéñòâåííûå ìíîãèì ïñèõè÷åñêèì áîëåçíÿì çàêîíîìåðíîñòè ïðîÿâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ ïàòîëîãèè ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, îáùèå âîïðîñû ýòèîëîãèè è ïàòîãåíåçà, ïðèðîäó ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, èõ ïðè÷èíû, ïðèíöèïû êëàññèôèêàöèè, ïðîáëåìû âîññòàíîâëåíèÿ, ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ, è ÷àñòíóþ ïñèõèàòðèþ, èññëåäóþùóþ ñîîòâåòñòâóþùèå âîïðîñû ïðè îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ.

Îñíîâíûì ìåòîäîì ïîçíàíèÿ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé îñòàåòñÿ ìåòîä êëèíèêî-îïèñàòåëüíûé, èññëåäóþùèé â åäèíñòâå ñòàòèêó è äèíàìèêó ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ. À. Á. Ãàííóøêèí (1924) îòñòàèâàë ñëåäóþùèå ïðèíöèïû èçó÷åíèÿ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé: âî-ïåðâûõ, èçó÷åíèå âñåõ çàáîëåâàíèé ïîä îäíèì è òåì æå óãëîì çðåíèÿ, îäíèìè è òåìè æå êëèíè÷åñêèìè ïðèåìàìè; âî-âòîðûõ, èññëåäîâàíèå ëè÷íîñòè áîëüíûõ â öåëîì.  ýòîì ñëó÷àå îí èìåë â âèäó íå òîëüêî èçó÷åíèå áîëüíûõ â èõ âçàèìîîòíîøåíèè ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé, íî è âûÿâëåíèå ñîìàòè÷åñêèõ êîððåëÿöèé ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ; â-òðåòüèõ, ïîçíàíèå áîëüíûõ íå òîëüêî â ïðåäåëàõ áîëåçíè, íî è íà ïðîòÿæåíèè âñåé èõ æèçíè. Öåíòðàëüíàÿ ðîëü ñðåäè ðåãóëÿòîðíûõ ìåõàíèçìîâ ïðèíàäëåæèò íåðâíîé ñèñòåìå êàê âåäóùåé ñèñòåìå, ñ ïîìîùüþ êîòîðîé îñóùåñòâëÿåòñÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ ñâÿçü âñåõ ÷àñòåé îðãàíèçìà è ïîñëåäíåãî ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé. Ïàòîôèçèîëîãè÷åñêîé îñíîâîé ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ñëåäóåò ñ÷èòàòü ïðåæäå âñåãî ðàññòðîéñòâà ôóíêöèé ÖÍÑ – íàðóøåíèå îñíîâíûõ ïðîöåññîâ âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè.

Ýòèîëîãèÿ áîëüøèíñòâà ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé îñòàåòñÿ â çíà÷èòåëüíîé ìåðå íåèçâåñòíîé. Íåÿñíî ñîîòíîøåíèå â ïðîèñõîæäåíèè áîëüøèíñòâà ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé íàñëåäñòâåííîñòè, âíóòðåííå îáóñëîâëåííûõ îñîáåííîñòåé îðãàíèçìà è âðåäíîñòåé îêðóæàþùåé ñðåäû, èíà÷å ãîâîðÿ ýíäîãåííûõ è ýêçîãåííûõ ôàêòîðîâ. Ïàòîãåíåç ïñèõîçîâ òàêæå èññëåäîâàí ëèøü â îáùåì âèäå. Èçó÷åíû îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè ãðóáîé îðãàíè÷åñêîé ïàòîëîãèè ãîëîâíîãî ìîçãà, âîçäåéñòâèå èíôåêöèé è èíòîêñèêàöèé, âëèÿíèå ïñèõîãåííûõ ôàêòîðîâ. Íàêîïëåíû ñóùåñòâåííûå äàííûå î ðîëè íàñëåäñòâåííîñòè è êîíñòèòóöèè â âîçíèêíîâåíèè ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.

Êàêîé-ëèáî îäíîé ïðè÷èíû, âûçûâàþùåé ðàçâèòèå ïñèõè÷åñêîé ïàòîëîãèè, íåò è íå ìîæåò ñóùåñòâîâàòü. Çàáîëåâàíèÿ ìîãóò áûòü âðîæäåííûìè è ïðèîáðåòåííûìè, ïîëó÷åííûìè â ðåçóëüòàòå òðàâìàòè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèé ãîëîâíîãî ìîçãà èëè âñëåäñòâèå ïåðåíåñåííûõ èíôåêöèé, îáíàðóæèâàòüñÿ â ñàìîì ðàííåì èëè ïðåêëîííîì âîçðàñòå. Îäíè èç ïðè÷èí óæå âûÿñíåíû íàóêîé, äðóãèå ïîêà åùå òî÷íî íå èçâåñòíû. Ðàññìîòðèì íåêîòîðûå èç íèõ.

 ïñèõèàòðèè èìååòñÿ ìíîãî ôàêòîâ, êîòîðûå ñâèäåòåëüñòâóþò î ñóùåñòâåííîé ðîëè íàñëåäñòâåííîñòè â ýòèîëîãèè è ïàòîãåíåçå ýíäîãåííûõ è äðóãèõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé (Âàðòàíÿí Ì. Å., 1983; Ìèëåâ Â., Ìîñêàëåíêî Â. Ä., 1988; Òðóáíèêîâ Â. È., 1992). Îñíîâíûìè èç íèõ ÿâëÿþòñÿ íàêîïëåíèå ïîâòîðíûõ ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèÿ â ñåìüÿõ áîëüíûõ è ðàçíàÿ ÷àñòîòà ïîðàæåííûõ ðîäñòâåííèêîâ â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè ðîäñòâà ñ áîëüíûìè. Îäíàêî â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ðå÷ü èäåò î íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê ïñèõè÷åñêèì çàáîëåâàíèÿì.

×àñòîòà ñîîòâåòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé ó ðîäñòâåííèêîâ áîëüíûõ áîëüøå, ÷åì â îáùåé ïîïóëÿöèè. Òàê, åñëè ðàñïðîñòðàíåííîñòü øèçîôðåíèè ñðåäè íàñåëåíèÿ ñîñòàâëÿåò îêîëî 1%, òî ÷àñòîòà ïîðàæåííûõ ñðåäè ðîäñòâåííèêîâ áîëüíûõ ïåðâîé ñòåïåíè ðîäñòâà ïðèìåðíî â 10 ðàç âûøå, à ñðåäè ðîäñòâåííèêîâ âòîðîé ñòåïåíè ðîäñòâà – â 3 ðàçà âûøå, ÷åì â îáùåé ïîïóëÿöèè. Ñõîäíàÿ ñèòóàöèÿ èìååò ìåñòî è â ñåìüÿõ ïàöèåíòîâ ñ àôôåêòèâíûìè ïñèõîçàìè, ýïèëåïñèåé, äåïðåññèÿìè.

Ðàñïðîñòðàíåííîñòü àëêîãîëèçìà ñðåäè íàñåëåíèÿ, êàê èçâåñòíî, äîñòèãàåò 3–5) % ó ìóæ÷èí è 1% – ó æåíùèí. Ó ðîäñòâåííèêîâ áîëüíûõ ïåðâîé ñòåïåíè ðîäñòâà ÷àñòîòà ýòîãî çàáîëåâàíèÿ âûøå â 4 ðàçà, à ñðåäè ðîäñòâåííèêîâ âòîðîé ñòåïåíè ðîäñòâà – â 2 ðàçà.

Íàêîïëåíèå ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèÿ îòìå÷åíî è â ñåìüÿõ áîëüíûõ ñ äåìåíöèåé àëüöãåéìåðîâñêîãî òèïà. Áîëåå òîãî, âûäåëÿåòñÿ ñåìåéíûé âàðèàíò áîëåçíè Àëüöãåéìåðà. Õîðåÿ Ãåíòèíãòîíà è áîëåçíü Äàóíà ÿâëÿþòñÿ ïðèìåðàìè çàáîëåâàíèé, êîòîðûå õîðîøî èçó÷åíû â êëèíèêî-ãåíåàëîãè÷åñêîì àñïåêòå, â ñâÿçè ñ ÷åòêî óñòàíîâëåííîé ëîêàëèçàöèåé õðîìîñîìíûõ àíîìàëèé (ñîîòâåòñòâåííî, â 4-é è 21-é õðîìîñîìàõ).

Âíóòðèóòðîáíûå òðàâìû, èíôåêöèîííûå è äðóãèå áîëåçíè ìàòåðè âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè

 ðåçóëüòàòå äåéñòâèÿ ýòèõ ôàêòîðîâ íåðâíàÿ ñèñòåìà, è â ïåðâóþ î÷åðåäü ãîëîâíîé ìîçã ôîðìèðóþòñÿ íåïðàâèëüíî. Ó íåêîòîðûõ äåòåé ïðîèñõîäèò îòñòàâàíèå â ðàçâèòèè, à èíîãäà è íåïðîïîðöèîíàëüíûé ðîñò ìîçãà.

Ïîðàæåíèå ãîëîâíîãî ìîçãà âñëåäñòâèå ïåðåíåñåííîé ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìû, íàðóøåíèÿ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, ïðîãðåññèðóþùåãî ñêëåðîçà ñîñóäîâ ìîçãà è äðóãèõ áîëåçíÿõ

Ïåðåíåñåííûå â ëþáîì âîçðàñòå êîíòóçèè, ðàíåíèÿ, óøèáû, ñîòðÿñåíèÿ ìîçãà ìîãóò ïðèâåñòè ê ïñèõè÷åñêèì íàðóøåíèÿì. Îíè ïðîÿâëÿþòñÿ ëèáî ñðàçó æå, íåïîñðåäñòâåííî ïîñëå òðàâìû (ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå, ïîòåðÿ ïàìÿòè è äð.), ëèáî ñïóñòÿ êàêîå-òî âðåìÿ (â âèäå ðàçëè÷íûõ îòêëîíåíèé, â òîì ÷èñëå è ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé).

Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ– ñûïíîé è áðþøíîé òèô, ñêàðëàòèíà, äèôòåðèÿ, êîðü, ãðèïï è (îñîáåííî) ýíöåôàëèòû è ìåíèíãèòû, ñèôèëèñ, ïîðàæàþùèå â ïåðâóþ î÷åðåäü ãîëîâíîé ìîçã è åãî îáîëî÷êè.

Äåéñòâèå òîêñè÷åñêèõ, ÿäîâèòûõ âåùåñòâ, ïðåæäå âñåãî àëêîãîëÿ è äðóãèõ íàðêîòèêîâ, çëîóïîòðåáëåíèå êîòîðûìè ìîæåò ïðèâåñòè ê âîçíèêíîâåíèþ ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ. Ïîñëåäíèå ìîãóò âîçíèêàòü ïðè îòðàâëåíèè ïðîìûøëåííûìè ÿäàìè (òåòðàýòèëñâèíåö), ïðè íåïðàâèëüíîì óïîòðåáëåíèè ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ.

Ñîöèàëüíûå ïîòðÿñåíèÿ è ïñèõîòðàâìèðóþùèå ïåðåæèâàíèÿ ìîãóò âåñòè ê ïñèõè÷åñêîé òðàâìàòèçàöèè, êîòîðàÿ ìîæåò áûòü îñòðîé, ÷àùå ñâÿçàííîé ñ íåïîñðåäñòâåííîé óãðîçîé æèçíè è çäîðîâüþ ÷åëîâåêà èëè åãî áëèçêèõ, à òàêæå õðîíè÷åñêîé, êàñàþùåéñÿ íàèáîëåå çíà÷èìûõ è òÿæåëûõ äëÿ äàííîé ëè÷íîñòè ñòîðîí (÷åñòü, äîñòîèíñòâî, ñîöèàëüíûé ïðåñòèæ è ò. ä.). Ðåàêòèâíûì ïñèõîçàì ñâîéñòâåííà ÷åòêàÿ ïðè÷èííàÿ çàâèñèìîñòü, «çâó÷àíèå» âîëíóþùåé òåìû âî âñåõ ïåðåæèâàíèÿõ áîëüíîãî è îòíîñèòåëüíàÿ êðàòêîâðåìåííîñòü.

Ìíîãî÷èñëåííûå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî íà ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ÷åëîâåêà âëèÿþò òàêæå òèï ëè÷íîñòè, èíäèâèäóàëüíûå ÷åðòû õàðàêòåðà, óðîâåíü èíòåëëåêòà, ïðîôåññèÿ, âíåøíÿÿ ñðåäà, ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ è áèîëîãè÷åñêèå ðèòìû.

 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ â ïñèõèàòðèè ïðèíÿòî äåëåíèå çàáîëåâàíèé íà «ýíäîãåííûå», ò. å. âîçíèêøèå èñõîäÿ èç âíóòðåííèõ ïðè÷èí (øèçîôðåíèÿ, ìàíèàêàëüíî-äåïðåññèâíûé ïñèõîç), è «ýêçîãåííûå», – ñïðîâîöèðîâàííûå âîçäåéñòâèåì îêðóæàþùåé ñðåäû. Ïðè÷èíû ïîñëåäíèõ âûãëÿäÿò áîëåå î÷åâèäíûìè. Ïàòîãåíåç áîëüøèíñòâà ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé ìîæåò áûòü ïðåäñòàâëåí òîëüêî íà óðîâíå ãèïîòåç.

Источник