Понятие синдрома и симптома в нейропсихологии

Симптом – это внешнее, наблюдаемое, видимое проявление расстройства какой-либо психической функции.

Выделяют первичные и вторичные симптомы:

Первичные – нарушения ПФ, непосредственно связанные с поражением опред. фактора.

Вторичные – нарушения ПФ, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов.

Пример: больной не понимает содержания обращенной к нему речи. Возможные причины: проблемы с деафферентацией звуков (сенсорная афазия); проблемы со слухоречевой памятью; непонимание определенных грамматических конструкций.

Т.е. симптом по своей природе, по психологическим механизмам, многозначен. Один и тот же симптом может возникнуть при поражениях разных зон мозга.

Нейропси квалификация симптома: выявление нарушенного нейропси фактора.

При этом необходимо найти повреждение других психических функций, где основу расстройства составляет тот же самый нейропсихологический фактор.

Т.о., для заключения о локальном диагнозе необходимо сформировать синдром.

Синдром – это закономерное сочетание симптомов, в основе которого лежит один и тот же нейропсихологический фактор (или несколько идентичных).

В отличие от синдрома, в симптомокомплексе нет общего фактора.

Фактор – это работа определенного локуса, обеспечивающая протекание звена психической функции. Это структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся опред. принципом физиологической деятельности, нарушение кот. ведет к появлению нейропси синдрома. Это определенный вид аналитико-синтетической деятельности дифференцированных структур мозга, который одновременно является составляющим звеном ВПФ.

С одной стороны фактор – это понятие психофизиологическое, а с другой – клинико-психологическое. Также это условное понятие, «виртуальное».

Пример: синдром ТПО. Фактор – пространственный и квазипространственный анализ и синтез (СМ. ВОПРОС 4); Фактор слухоречевой памяти (височная доля).

Виды факторов: 1. Модально-специфические (анализ и синтез зрит, такт, и слух инф-ции);

2. Модально-неспецифические: 1) Ассоциативные (работа ассоц.зон коры): пространственные, регуляторные (передние отделы), сукцессивность (развернутая во вр. организация пси деят)-симультанность (по принципы гештальта) – как стратегии обработки инф-ции, межполушарное взаимодействие; 2) Связанные с 1 блоком мозга: инертность-подвижность; энергетический баланс (тонуса).

Синдромный анализ – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных симптомов.

Этапы:

1) Качественная квалификация симптома, выявление нейропси фактора.

2) Первичные и вторичные симптомы; количественный анализ;

3) Анализ сохранных звеньев.

Лурия: Квалификация симптомов – лишь первый этап анализа мозговой организации ВПФ. Необходимо перейти к описанию целого симптомокомплекса – к синдромному анализу.

Функциональная система в целом может нарушаться при поражении большого числа зон, причем при различных по локализации поражениях она нарушается по-разному, то есть, каждая зона мозга ответственная за свой фактор. Нужно выяснить, какие факторы включает психическая деятельность и какие участки мозга составляют ее нервную основу (динамика и структура).

Принцип двойной диссоциации функций: корковый очаг поражения нарушает одни психические процессы, но другие остаются сохранными.

Таким образом, чтобы приблизиться к структурному анализу психологических процессов, нужен тщательный нейропсихологический анализ синдрома и двойной диссоциации, которая возникает при локальных поражениях мозга.

Источник

Нейропсихологический фактор— принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры.

Он является связующим понятием между психическими функциями и работающим мозгом. С одной стороны, фактор является результатом активности определенных функциональных органов мозга, а с другой — играет объединительную роль для психических процессов в их системной функции реализации какого-либо специфического звена.

Инструментом выделения нейропсихологических факторов является синдромный анализ, который включает в себя:

1) качественную квалификацию нарушений психических функций с объяснением причин возникших изменений;

2) анализ и сопоставление первичных и вторичных расстройств, т. е. установление причинно-следственных связей между непосредственным источником патологии и возникающими расстройствами;

3) изучение состава сохраненных высших психических функций.

Основные нейропсихологические факторы:

1) модально-неспецифический (энергетический) фактор;

2) кинетический фактор;

3) модально-специфический фактор;

4) кинестетический фактор (частный случай модально-специфического фактора);

5) фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности;

6) фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний;

Читайте также:  Синдром хронической тазовой боли при простатите

7) фактор сукцессивности (последовательности) организации высших психических функций;

8) фактор симультанности (одновременности) организации высших психических функций;

9) фактор межполушарного взаимодействия;

10) общемозговой фактор;

11) фактор работы глубоких подкорковых структур.

Нейропсихологический симптом – нарушение психических функций в результате локальных поражений головного мозга.

Синдром – это закономерное сочетание симптомов, основой которого является нейропсихологический фактор, т. е. определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических симптомов.

Нейропсихологический синдром – слияние нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.

Синдромным анализом называется анализ нейропсихологических симптомов, главной целью которого считается нахождение общего фактора, который полностью объясняет появление разных нейропсихологических симптомов. Синдромный анализ включает в себя следующие этапы: сначала определяются признаки патологии различных психических функций, а затем происходит квалификация симптомов.

Сенсорные зрительные расстройства.

При нейропсихологическом подходе к нарушению ВПФ, предложенном А. Р. Лурия, следует учитывать все симптомы, возникающие при поражении самых разных уровней анализаторных систем. Е. Д. Хомская выделяет два типа расстройств, возможных при изучении работы различных анализаторных систем: а) относительно-элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (светоощущения, цветоощущения, тон-шкала и пр.) и б) более сложные гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (восприятие формы, предмета, звуков речи и пр.). Первый тип расстройств возникает при повреждении анализаторных систем и первичных зон коры больших полушарий, второй — при поражении вторичных зон коры. Гностические расстройства, возникающие в этом случае, носят название «агнозия». В зависимости от локализации поражения могут быть зрительные, слуховые, тактильные агнозии.

Зрительные агнозии.

Зрительные агнозииподразделяются на:

тотальную агнозию (неузнавание предметов или их изображений);

симультанную агнозию (узнавание предметов и их изображений, но неузнавание изображения ситуации, в которой участвуют эти предметы);

агнозию цвета (цвета различает, но не узнает цвета предметов) и шрифтов (пишет, но не может прочитать);

пространственную агнозию (нарушение ориентировки в пространственных признаках изображения);

лицевую агнозию;

географическую агнозию (неузнавание маршрута или местности).

Результаты клинических наблюдений показали, что при поражении вторичных зон затылочной коры нарушается интегральность восприятия целых зрительных комплексов, что приводит к возникновению феномена неузнавания реальных предметов и их изображений. Такое нарушение зрительного восприятия при поражении вторичных отделов затылочной коры представляет собой распад высшей организации зрительных процессов и называется «зрительная агнозия».

Предметная агнозия — возникает при поражении нижней части вторичных зон затылочной коры. При этом нарушении больной может описать все признаки предмета, но не понимает смысл изображения в целом, не узнает предмет. В такой грубой форме предметная агнозия наблюдается лишь при одновременном поражении нижних отделов вторичных зон височной области левого и правого полушарий. В этом случае больной ведет себя как слепой, хотя и видит предметы. Он постоянно ощупывает их и ориентируется на слух. При одностороннем поражении данная агнозия проявляется при распознавании в затрудненных условиях (контурное, перечеркнутое, наложенное изображение).

Лицевая агнозия (прозопагнозия) возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры правого полушария. Больные не могут различать человеческие лица или их фотографии. При грубой форме лицевой агнозии не узнают мужские и женские лица, детские и взрослые, лица своих родных и близких.

Буквенная агнозия возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры левого полушария, на границе затылочной и височной коры (у правшей). Больные правильно копируют буквы, но не могут их узнать и назвать, в результате распадается навык чтения (первичная алексия).

Оптико-пространственная агнозия характерна для поражения верхних отделов вторичных зон затылочной коры и сопровождается нарушением ориентировки в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов (нарушается лево-правая ориентировка, самостоятельность рисунка, поскольку рисует все отдельно, иногда возникают трудности чтения букв с признаками «лево — право», например, «К» — «Я»). В грубых случаях нарушается ориентировка и в верхне-нижних координатах.

Читайте также:  История болезни орви с кишечным синдромом

Симультанная агнозия характеризуется сужением объема зрительного восприятия, больной не может одновременно воспринимать два предмета, воспринимает только отдельные фрагменты изображения. Поэтому он не в состоянии поставить карандашом точку в центр круга, так как видит или круг, или карандаш.

Цветовая агнозия проявляется в том, что больные различают цвета, но не говорят, в какой цвет окрашены предметы. Они не могут назвать предметы определенного цвета, у них отсутствует обобщенное представление о цвете, и они затрудняются его классифицировать. Это связано с трудностями категоризации цветов, с образованием определенных цветовых групп.

Тактильные агнозии.

Тактильная агнозия выступает в виде:

астереогнозии (предметы не воспринимаются на ощупь, не распознается материал, из которого они состоят, — агнозия текстуры, или агнозия пальцевая, когда не идентифицируются пальцы рук);

соматогнозии (не узнается схема своего тела).

— Вторичные зоны теменной коры обеспечивают синтез кожно-кинестетических ощущений. При их поражении возникают более сложные по своей симптоматике тактильные агнозии (нарушение узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности). Вторичные зоны теменной области коры больших полушарий занимают большую площадь, и, в зависимости от локализации очага поражения, выделяют два синдрома: нижнетеменной и верхнетеменной.

Нижнетеменной синдром возникает при поражении нижних постцентральных областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и лица. Он включает в себя следующие симптомы.

Астериогноз (тактильная предметная агнозия) — больной не узнает предметы на ощупь при сохранной сенсорной основе восприятия. При грубых нарушениях может сопровождаться агнозией текстуры объекта.

Тактильная агнозия текстуры объекта — больной не узнает качество материала (шероховатость, гладкость, мягкость и т. п.).

Пальцевая агнозия (синдром Герштмана) — нарушается возможность узнать и назвать пальцы рук на противоположной руке (с закрытыми глазами).

Тактильная алексия (при поражении левого полушария) — с трудом узнают цифры или буквы, написанные на кисти руки. Эта способность тактильного опознания букв появляется после обучения грамоте.

Верхнетеменной синдром возникает при поражении вторичных зон теменной коры, примыкающих к первичным зонам, куда поступает информация от всего тела. Для него характерна соматоагнозия (нарушение схемы тела), которая проявляется в расстройстве узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу, особенно при поражении правого полушария (больной игнорирует левые конечности, «теряет» их, увеличивает, уменьшает, удваивает).



Источник

Квалификация симптома является лишь первым этапом анализа мозговой организации психических процессов. Для того чтобы данные о локальной патологии мозга позволили прийти к надежным выводам относительно как структуры психических процессов, так и их локализации в коре головного мозга человека, необходимо перейти от квалификации единичного симптома к описанию целого симптомокомплекса, или, как это принято называть, к синдромному анализу изменений поведения, наступающих при локальном поражении мозга.

Системный принцип психологического строения ВПФ, а также их системная динамическая мозговая организация являются основой для понимания того, что при локальных поражениях мозга нарушается не отдельная психическая функция, а целая совокупность функций. Нарушения тех или иных функций проявляются признаками — симптомами (греч. symptoma — совпадение, признак), а целой совокупности нарушенных функций соответствуют несколько признаков, составляющих симптомокомплекс или нейропсихологический синдром (греч. syndromos — совместный бег). Нейропсихологические синдромы представляют собой не просто сумму симптомов (нарушений психических функций), а закономерное их сочетание. В основе этой закономерности лежит нарушение (выпадение) определенного фактора — физиологического процесса, протекающего в конкретных мозговых структурах. Именно поэтому важнейшим принципом изучения нарушений ВПФ у больных с локальными поражениями мозга является синдромный (факторный) анализ этих нарушений.

Читайте также:  Синдром кушинга у кошек и собак

Синдромы нейропсихологические — закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга (ранений, кровоизлияний, опухолей и т.п.). Изучение С. н. составляет основную задачу клинической нейропсихологии и осуществляется с помощью специальных методов, разработанных А. Р. Лурия. С. н. возникают при поражении т. н. вторичных и третичных корковых полей. Поражение первичных полей ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и двигательных функций. В каждом С. н. различают первичные нарушения, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные нарушения, возникающие на основе первичных; последние проявляются в нарушениях тех функций, нормальное протекание к-рых возможно лишь при сохранности соответствующего звена функциональной системы, связанного с работой пораженного участка мозга. Так, при поражении височных отделов коры левого полушария нарушается речевой слух, т. е. звуковой анализ и синтез речи (первичный дефект), что, в свою очередь, приводит к нарушению целого комплекса функций: понимания устной речи, письма, чтения и др. (вторичные нарушения). Комплекс первичных и вторичных нарушений (симптомов) и составляет С. н. Различают С. н., связанные с поражением конвекситальных (наружных), медиальных (внутренних) и базальных (нижних) отделов коры левого и правого полушарий мозга. Преимущественно изучены С. н. поражения различных отделов конвекситальной коры левого полушария. Особый тип С. н. составляют синдромы, возникающие при поражении различных подкорковых структур и при локальных поражениях мозга детей.

В нейропсихологии термин «синдром» имеет два значения. Первое заключено в понятии «нейропсихологический синдром» — закономерное сочетание (симптомокомплекс) нарушений высших психических функций, возникающих в результате локального поражения головного мозга (ранения, кровоизлияния, опухоли, травмы и др.) и имеющих в своей основе патологическое изменение одного (или нескольких) факторов. Во втором значении термин «синдром» используется для обозначения грубо выраженного нарушения какой-либо одной функции. В этих случаях используется выражение «синдром агнозии», «синдром семантической афазии», «синдром апраксии», «синдром акалькулии» и т. д. В работах А. Р. Лурия и его учеников термин «синдром» используется преимущественно в первом значении. Во втором значении этот термин встречается в работах А. Р. Лурия, в основном при изложении истории

изучения патологии той или иной функции. Классификация нейропсихологических синдромов, предложенная А. Р. Лурия, построена по топическому принципу, т. е. по принципу выделения области поражения мозга — морфологической основы нейропсихологического фактора. В соответствии с этим принципом нейропсихологические синдромы подразделяются:

♦ на синдромы поражения корковых отделов больших полушарий и «ближайшей подкорки» (по выражению А. Р. Лурия);

♦ синдромы поражения глубинных подкорковых структур мозга.

Корковые нейропсихологические синдромы, в свою очередь, подразделяются на синдромы поражения:

♦латеральной (конвекситальной);

♦ базальной;

♦ медиальной коры больших полушарий.

Подкорковые нейропсихологические синдромы подразделяются на синдромы поражения:

♦ срединных неспецифических структур;

♦ срединных комиссур (мозолистого тела и др.);

♦ структур, находящихся в глубине полушарий (базальных ядер и др.).

Изучение подкорковых нейропсихологических синдромов началось в нейропсихологии сравнительно недавно, главным образом в связи с развитием стереотаксической нейрохирургии и формированием концепции о вертикальной мозговой организации высших психических функций (помимо горизонтальной, корковой).

Специальную категорию составляют нейропсихологические синдромы (корковые и подкорковые), возникающие при массивных (опухолевых, травматических, сосудистых) поражениях головного мозга, захватывающих как корковые, так и подкорковые структуры.

Помимо топического принципа классификации синдромов иногда используется нозологический принцип. В этих случаях синдромы подразделяются на «опухолевые», «сосудистые», «травматические» и др. Подобная классификация имеет преимущественно клиническое значение и подчеркивает особенности нейропсихологических синдромов, связанные с характером заболевания.

Наконец, иногда синдромы характеризуются в зависимости от возраста больного: «детские» нейропсихологические синдромы и «старческие» нейропсихологические синдромы.

Источник