Понятие о синдроме сгорания в практической деятельности консультанта

               ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ?

«Чем больше человек вглядывается во внешний мир, тем                                                                                                                         больше он там видит самого себя».

В последние годы в развитых странах, всё чаще говорят  не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания.

    Один из первых  исследователей синдрома Кристина Маслач назвала свою книгу «Сгорание – плата за сочувствие». Она определяет это понятие как «синдром физического и эмоционального  истощения, включая развитие отрицательных самооценки, отрицательное отношение к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам».

        Профессиональное сгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное сгорание возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки».

Синдром профессионального сгорания – это эмоционально – волевая деформация специалиста, вызванная особенностями его профессии.

 Какие работники попадают в группу риска, когда речь идет о профессиональном сгорании. Можно выделить следующие закономерности:

  1. Больше подвержены сотрудники, которые вынуждены по роду службы много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего, это руководители, менеджеры,  консультанты, преподаватели, милиционеры, медицинские и социальные работники и т.п.
  2. Больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего это женщины, переживающие  внутреннее противоречие между работой и семьёй, в связи  с необходимостью постоянно  доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.
  3. Больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и панического страха потери  рабочего места. К этой группе относятся люди старше 45 лет (для которых вероятность нахождения нового рабочего места резко снижается по причине возраста), а также работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденно самостоятельно искать себе работу.
  4. Больше подвержены люди, которые попадают в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявлять высокую эффективность.
  5. Больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

Необходимо отметить, что профессиональное сгорание меньше касается  людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.

Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие  индивидуальные психологические особенности, как  открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному сгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Синдром состоит из несколько фаз:

1). Фанатизм

Огромный выплеск энергии, работоголизм.

2). Фрустация

Перепады настроения – изменение эмоциональности, повышенная раздражительность, конфликтность, равнодушие, (ощущение бессмысленности своей работы), бесчувствие, страх.

3). Астения

Утомление, однообразное проведение свободного времени, повышенная заболеваемость простудными заболеваниями.

4). Апатия и безразличие

Всё всё равно: как выглядишь, в чем одет, как на тебя смотрят, стереотип работы и личной жизни, возникает одиночество.

5) Фаза сгорания

Я психолог, я мать, я гражданин, я домохозяйка и т.п. НЕ РАЗДЕЛЯЮТСЯ.

         Последствием неприятия личной ответственности является позиция жертвы, чтобы защитить себя, человек становится пассивным и видит только  негативные стороны жизни.

Симптомы профессионального сгорания условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально психологические, поведенческие.

К психофизическим симптомам относятся:

— ощущение эмоционального и физического истощения;

— симптом хронической усталости;

— снижение восприимчивости и реактивности на изменение внешней среды;

— слабость, снижение активности и энергии, ухудшении гормональных показателей;

— частые головные боли, постоянное расстройство желудка, повышение или понижения артериального давления;

— резкая потеря или увеличение веса;

— полная или частичная бессонница;

— постоянное заторможенность, сонливое состояние;

— отдышка или нарушение дыхания;

— заметное снижение сенсорной чувствительности;

К социально- психологическим симптомам относится:

— безразличие, скука, пассивность и депрессия;

 Повышенная раздражительность на мелкие, незначительные события;

— частые нервные срывы;

— постоянное переживание негативных эмоций;

— чувство  неосознанного беспокойства и повышенной  тревожности;

— чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что не получится;

Читайте также:  Синдром апноэ во сне у ребенка

К поведенческим симптомам относится:

— ощущение, что работа становится всё тяжелее, а выполнение её труднее;

— сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня;

— работник постоянно берёт работу домой, но не выполняет её;

-чувство бесполезности, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

— невыполнение важных задач;

— повышение неадекватной критичности;

— злоупотребление алкоголем;

Последствия профессионального сгорания:

— неуживчивость в коллективе;

— конфликты с клиентами;

— алкоголизм, наркотики и т.п.;

— неврозоподобная симптоматика;

— ипохондрия, уход в болезнь.

Чаще всего от этого страдают люди тревожные, эмпатичные, имеющие гуманистическую, ориентированную на людей жизненную установку.

     Нередко встречается  профессиональное сгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения.

Причины профессионального сгорания организации: постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве, чрезмерное, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющих полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.

Симптомы профессионального сгорания организаций:

— неадекватно повышенная текучесть кадров (от100% и более в год);

— сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы;

—  профессиональная зависимость персонала от руководителей;

— слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании.

Профилактика синдрома профессионального сгорания:

  1. Вместо обвинения кого-то полезно изменить себя самого, или условия работы, насколько это возможно;
  2. Снизить нагрузку на работе. Сочетать работу с учёбой, исследованием;
  3. Как я хочу работать, где, кем?
  4.  Оценивать свою жизнь вообще – живётся ли так как хочется;
  5. Организовать свою жизнь так, чтобы было хобби не связанное с работой;
  6. Изменить социальную жизнь, чтобы друзья были другой профессии;
  7. Уделить внимание своему здоровью;
  8. Научится проигрывать, не оправдываясь перед собой;
  9. Научится достигать того, чего хочешь;
  10. Знать цену себе и своей работе;
  11. Полноценно отдыхать;
  12. Участие в семинарах, конференциях, где есть возможность, встретится с новыми людьми и обменяться опытом с коллегами
  13. Важно постоянно проходить квалификационную профессиональную подготовку (повышение квалификации, участие в тренингах, личная терапия и т.д.)

И все это для того чтобы осознать свои внутренние конфликты и понять, как они влияют на профессиональную деятельность. Важно знать свои возможности и ограничения. Важно быть уверенным в себе и знать эти границы уверенности.

Успех-это самая большая опасность, которая мешает быть гибким, искать другие решения.

Ошибка – это возможность попробовать делать то,  чего Вы не делали  до этого.

« Мы не можем быть большим, чем мы есть…, но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем».

Источник

Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха Представителям этих профессий грозит опасность профессиональных деструкци (деформаций) и развития «синдрома эмоционального выгорания».

Хочу сразу отделить понятие профессиональной деформации «синдрома сгорания». Оба эти состояния связаны с работой консультанта в психологической службе. Различие заключается в том, что о «синдроме сгорания» принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы. Используя условную оппозицию «Профессионал — Человек», можно более наглядно представить разницу между этими двумя феноменами.

«Я как профессионал» — часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей как носитель необходимых для этого знаний, этических установок и принципов; максимально проявляется в профессиональной деятельности. «Я как человек» — более центральная («своя») часть личности, включающая в себя некие обыденные представления о жизни и о себе, житейские установки и принципы; в основном проявляется в так называемой «личной жизни». Пользуясь этими определениями, «синдром сгорания» можно представить как потерю контролирующей роли «Я профессионального» и внедрение «Я человеческого» в область профессиональной компетенции. На работе специалисты «по-человечески» устают и испытывают раздражение. Профессиональная деформация, напротив, представляется расширением господства «Я профессионального» в область деятельности «Я человеческого». Приходя домой, человек продолжает вести себя как специалист.

В профессиональной деформации можно предположить два компонента:

1. Изначальные склонности.

Еще до соприкосновения со своей будущей работой у человека уже есть черты характера и особенности личности, присущие представителям этой профессии. Они могут осознаваться их обладателем, приниматься как желательные и вызывать чувство гордости (например, желание помогать людям) или, напротив, быть неосознанными, подавляться и скрываться (например, интерес к частной жизни других людей).

2. Собственно профессиональная деформация.

Профессиональная деятельность развивает эти личностные особенности, очерчивает и рельефно выделяет их. Иногда (в случае с вытесненными и непринимаемыми чертами) профессиональная деятельность оправдывает их, дает им право на существование и проявление. Несомненно, изначальные склонности влияют на выбор соответствующей профессии. Они представляют собой «благоприятный» фон, почву, на которой в последующем разворачивает свою деформирующую деятельность профессия. Такая деформация начинается уже во время учебы, когда у студентов разрушаются обыденные установки и стереотипы и формируется профессиональная картина мира. Что же в этом плохого? Действительно, благодаря учебе и дальнейшей работе личность человека преображается, он приобретает массу коммуникативных навыков, начинает лучше понимать себя. Эти явно позитивные изменения описываются выражением «личностный рост», и о них не идет здесь речь. Нас же интересует профессиональная деформация, то есть нечто негативное, «ломающее» личность.

Читайте также:  Синдром гиперактивности мочевого пузыря лечение

Отметим некоторые из таких относительно негативных последствий, которые обнаруживают себя в обыденной жизни и касаются в основном субъективной сферы человека — сферы отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Объяснение жизненных проблем психологическими причинами. Если в жизни человека что-нибудь случается, человек всегда находит для объяснения этого факта какую-нибудь психологическую причину. Возможно, в том, что произошло какое-то событие (например, кто-то простудился), действительно играют некоторую роль психологические причины, однако здесь речь идет о гиперинтерпретации, то есть о чрезмерном придавании значения психологическому фактору в объяснении самых разнообразных событий.

Приобретение навыков в рационализации своих проблем. Овладение психолого-психотерапевтическим понятийным аппаратом и терминологией предоставляет большие возможности для конструирования оправданий на все случаи жизни. В отличие от предыдущего пункта, где имеет место «раздувание» психологического фактора, здесь речь идет о сочинении «разумных оснований» для своих поступков и удобных (успокоительных) объяснений поведения других людей.

Обездвиживающее, лишающее спонтанности самонаблюдение. Знания, почерпнутые из многочисленных книг, описывающих какую-либо норму (физиологическую, психологическую, психическую и пр.) или другие идеализированные варианты бытия, призывают человека постоянно «отслеживать» за собой поведение, речь, мысли, эмоции с целью самодиагностики и «своевременной самокоррекции».

Гнет профессиональных обязанностей и навыков. Практически каждый специалист-психолог, даже находясь вне работы, чувствует на себе особую ответственность за психологическое состояние окружающих его людей. Если человек знает, как помочь другому, и у него есть такая физическая возможность, он начинает слышать внутри себя императив: «Ты должен бросить все свои дела и прийти на помощь!» Если же он по каким-то причинам не может этого сделать, то его голова заполняется самообвинениями, уничижающими оценками и самооправданиями. К этому же пункту относится и утверждение: «Я обязан вести себя так, чтобы не травмировать других», — которое обычно горячо поддерживается окружающими: «Ты же психолог — ты должен…»

Комплекс «сапожника без сапог». Древнее выражение предписывает: Medice, cura te ipsum — «Врач – исцели себя сам». Медики уже не обращают на это внимание, зато у психологов и психотерапевтов работа над собой поставлена во главу угла самообразования. На официальном уровне — это проявляется как «обязательное прохождение личной терапии», на персональном — в виде индивидуальных требований к себе типа: «У меня все должно быть хорошо. Я должен уметь справляться с конфликтами и неприятными эмоциями. Иначе, какой же я тогда психолог, какое имею право консультировать других людей.»

Поиск людей, нуждающихся в психологической помощи. Не всегда профессиональные навыки гнетут и являются помехой в личной жизни. Иногда человек испытывает удовольствие от своей «опытности», от переполнения знаниями о том, как помочь людям, и ищет поводы для того, чтобы их проявить на деле, например, в раздаче советов. В связи с этим пунктом вспоминается фрагмент из детского стихотворения Барто: «Санитарам не везет: есть и вата, есть и йод, не хватает пустяков — нет ни ран, ни синяков… Наконец нашлась работа и для Красного Креста! Наконец ушибся кто-то. Санитары, на места!»

Потеря способности удивляться. За время своей работы практический психолог встречает тысячи различных житейских ситуаций, общается с огромным количеством самых разных людей. Нормальной реакцией является овладение этим потоком информации: ограничение восприятия, построение типологий и др. Это накладывает отпечаток, как на профессиональную деятельность, так и на личную жизнь специалиста. Встречая что-либо новое на своем жизненном пути, человек редко удивляется этому, поскольку это для него не является новым, с этим или подобным этому он уже встречался. Жизнь он наблюдает сквозь координатную сетку классификаций.

Профессиональный цинизм. Обилие тяжелых жизненных ситуаций, с которыми встречается практический психолог, развивает способность к «не вовлечению» в их переживание, а точнее — способность отстраненно к ним относиться. Такой взгляд со стороны освобождает эти ситуации от эмоционального груза и позволяет выполнять с ними разные манипуляции, например, помещать их в другой контекст, наполнять другим эмоциональным содержанием (иногда очень веселым). Одни считают, что это — цинизм, подразумевая нечто неприемлемое для «воспитанного человека», другие считают, что это — защитная реакция, третьи считают это эффективной социальной стратегией, позволяющей «проще относиться к жизни».

Читайте также:  Беременность и анализ крови на синдром дауна

«Синдром эмоционального выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.

Наиболее часто встречающиеся причины «синдрома эмоционального выгорания»:

— монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным,

— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

— строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

— работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы,

— напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм,

— нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации,

— работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

— неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление «синдрома эмоционального выгорания», является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами «мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни», «во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит»; «у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них» и т. п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Существует также немало конкретных способов преградить путь «синдрому эмоционального выгорания»

— культивирование других интересов, не связанных с консультированием. У специалиста, принимающего ежедневно по восемь — десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей,

— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс,

— стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности,

— способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, — открытость новому опыту,

— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни,

— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

— чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

— участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

— периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой,

— хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать «синдрома эмоционального выгорания», консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом

Источник