Понятие о синдроме сгорания в практической деятельности консультанта
ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ?
«Чем больше человек вглядывается во внешний мир, тем больше он там видит самого себя».
В последние годы в развитых странах, всё чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания.
Один из первых исследователей синдрома Кристина Маслач назвала свою книгу «Сгорание – плата за сочувствие». Она определяет это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательных самооценки, отрицательное отношение к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам».
Профессиональное сгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное сгорание возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки».
Синдром профессионального сгорания – это эмоционально – волевая деформация специалиста, вызванная особенностями его профессии.
Какие работники попадают в группу риска, когда речь идет о профессиональном сгорании. Можно выделить следующие закономерности:
- Больше подвержены сотрудники, которые вынуждены по роду службы много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего, это руководители, менеджеры, консультанты, преподаватели, милиционеры, медицинские и социальные работники и т.п.
- Больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего это женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьёй, в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.
- Больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и панического страха потери рабочего места. К этой группе относятся люди старше 45 лет (для которых вероятность нахождения нового рабочего места резко снижается по причине возраста), а также работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденно самостоятельно искать себе работу.
- Больше подвержены люди, которые попадают в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявлять высокую эффективность.
- Больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.
Необходимо отметить, что профессиональное сгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.
Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуальные психологические особенности, как открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному сгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Синдром состоит из несколько фаз:
1). Фанатизм
Огромный выплеск энергии, работоголизм.
2). Фрустация
Перепады настроения – изменение эмоциональности, повышенная раздражительность, конфликтность, равнодушие, (ощущение бессмысленности своей работы), бесчувствие, страх.
3). Астения
Утомление, однообразное проведение свободного времени, повышенная заболеваемость простудными заболеваниями.
4). Апатия и безразличие
Всё всё равно: как выглядишь, в чем одет, как на тебя смотрят, стереотип работы и личной жизни, возникает одиночество.
5) Фаза сгорания
Я психолог, я мать, я гражданин, я домохозяйка и т.п. НЕ РАЗДЕЛЯЮТСЯ.
Последствием неприятия личной ответственности является позиция жертвы, чтобы защитить себя, человек становится пассивным и видит только негативные стороны жизни.
Симптомы профессионального сгорания условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально психологические, поведенческие.
К психофизическим симптомам относятся:
— ощущение эмоционального и физического истощения;
— симптом хронической усталости;
— снижение восприимчивости и реактивности на изменение внешней среды;
— слабость, снижение активности и энергии, ухудшении гормональных показателей;
— частые головные боли, постоянное расстройство желудка, повышение или понижения артериального давления;
— резкая потеря или увеличение веса;
— полная или частичная бессонница;
— постоянное заторможенность, сонливое состояние;
— отдышка или нарушение дыхания;
— заметное снижение сенсорной чувствительности;
К социально- психологическим симптомам относится:
— безразличие, скука, пассивность и депрессия;
Повышенная раздражительность на мелкие, незначительные события;
— частые нервные срывы;
— постоянное переживание негативных эмоций;
— чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;
— чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что не получится;
К поведенческим симптомам относится:
— ощущение, что работа становится всё тяжелее, а выполнение её труднее;
— сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня;
— работник постоянно берёт работу домой, но не выполняет её;
-чувство бесполезности, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
— невыполнение важных задач;
— повышение неадекватной критичности;
— злоупотребление алкоголем;
Последствия профессионального сгорания:
— неуживчивость в коллективе;
— конфликты с клиентами;
— алкоголизм, наркотики и т.п.;
— неврозоподобная симптоматика;
— ипохондрия, уход в болезнь.
Чаще всего от этого страдают люди тревожные, эмпатичные, имеющие гуманистическую, ориентированную на людей жизненную установку.
Нередко встречается профессиональное сгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения.
Причины профессионального сгорания организации: постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве, чрезмерное, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющих полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.
Симптомы профессионального сгорания организаций:
— неадекватно повышенная текучесть кадров (от100% и более в год);
— сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы;
— профессиональная зависимость персонала от руководителей;
— слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании.
Профилактика синдрома профессионального сгорания:
- Вместо обвинения кого-то полезно изменить себя самого, или условия работы, насколько это возможно;
- Снизить нагрузку на работе. Сочетать работу с учёбой, исследованием;
- Как я хочу работать, где, кем?
- Оценивать свою жизнь вообще – живётся ли так как хочется;
- Организовать свою жизнь так, чтобы было хобби не связанное с работой;
- Изменить социальную жизнь, чтобы друзья были другой профессии;
- Уделить внимание своему здоровью;
- Научится проигрывать, не оправдываясь перед собой;
- Научится достигать того, чего хочешь;
- Знать цену себе и своей работе;
- Полноценно отдыхать;
- Участие в семинарах, конференциях, где есть возможность, встретится с новыми людьми и обменяться опытом с коллегами
- Важно постоянно проходить квалификационную профессиональную подготовку (повышение квалификации, участие в тренингах, личная терапия и т.д.)
И все это для того чтобы осознать свои внутренние конфликты и понять, как они влияют на профессиональную деятельность. Важно знать свои возможности и ограничения. Важно быть уверенным в себе и знать эти границы уверенности.
Успех-это самая большая опасность, которая мешает быть гибким, искать другие решения.
Ошибка – это возможность попробовать делать то, чего Вы не делали до этого.
« Мы не можем быть большим, чем мы есть…, но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем».
Источник
Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха Представителям этих профессий грозит опасность профессиональных деструкци (деформаций) и развития «синдрома эмоционального выгорания».
Хочу сразу отделить понятие профессиональной деформации «синдрома сгорания». Оба эти состояния связаны с работой консультанта в психологической службе. Различие заключается в том, что о «синдроме сгорания» принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы. Используя условную оппозицию «Профессионал — Человек», можно более наглядно представить разницу между этими двумя феноменами.
«Я как профессионал» — часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей как носитель необходимых для этого знаний, этических установок и принципов; максимально проявляется в профессиональной деятельности. «Я как человек» — более центральная («своя») часть личности, включающая в себя некие обыденные представления о жизни и о себе, житейские установки и принципы; в основном проявляется в так называемой «личной жизни». Пользуясь этими определениями, «синдром сгорания» можно представить как потерю контролирующей роли «Я профессионального» и внедрение «Я человеческого» в область профессиональной компетенции. На работе специалисты «по-человечески» устают и испытывают раздражение. Профессиональная деформация, напротив, представляется расширением господства «Я профессионального» в область деятельности «Я человеческого». Приходя домой, человек продолжает вести себя как специалист.
В профессиональной деформации можно предположить два компонента:
1. Изначальные склонности.
Еще до соприкосновения со своей будущей работой у человека уже есть черты характера и особенности личности, присущие представителям этой профессии. Они могут осознаваться их обладателем, приниматься как желательные и вызывать чувство гордости (например, желание помогать людям) или, напротив, быть неосознанными, подавляться и скрываться (например, интерес к частной жизни других людей).
2. Собственно профессиональная деформация.
Профессиональная деятельность развивает эти личностные особенности, очерчивает и рельефно выделяет их. Иногда (в случае с вытесненными и непринимаемыми чертами) профессиональная деятельность оправдывает их, дает им право на существование и проявление. Несомненно, изначальные склонности влияют на выбор соответствующей профессии. Они представляют собой «благоприятный» фон, почву, на которой в последующем разворачивает свою деформирующую деятельность профессия. Такая деформация начинается уже во время учебы, когда у студентов разрушаются обыденные установки и стереотипы и формируется профессиональная картина мира. Что же в этом плохого? Действительно, благодаря учебе и дальнейшей работе личность человека преображается, он приобретает массу коммуникативных навыков, начинает лучше понимать себя. Эти явно позитивные изменения описываются выражением «личностный рост», и о них не идет здесь речь. Нас же интересует профессиональная деформация, то есть нечто негативное, «ломающее» личность.
Отметим некоторые из таких относительно негативных последствий, которые обнаруживают себя в обыденной жизни и касаются в основном субъективной сферы человека — сферы отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Объяснение жизненных проблем психологическими причинами. Если в жизни человека что-нибудь случается, человек всегда находит для объяснения этого факта какую-нибудь психологическую причину. Возможно, в том, что произошло какое-то событие (например, кто-то простудился), действительно играют некоторую роль психологические причины, однако здесь речь идет о гиперинтерпретации, то есть о чрезмерном придавании значения психологическому фактору в объяснении самых разнообразных событий.
Приобретение навыков в рационализации своих проблем. Овладение психолого-психотерапевтическим понятийным аппаратом и терминологией предоставляет большие возможности для конструирования оправданий на все случаи жизни. В отличие от предыдущего пункта, где имеет место «раздувание» психологического фактора, здесь речь идет о сочинении «разумных оснований» для своих поступков и удобных (успокоительных) объяснений поведения других людей.
Обездвиживающее, лишающее спонтанности самонаблюдение. Знания, почерпнутые из многочисленных книг, описывающих какую-либо норму (физиологическую, психологическую, психическую и пр.) или другие идеализированные варианты бытия, призывают человека постоянно «отслеживать» за собой поведение, речь, мысли, эмоции с целью самодиагностики и «своевременной самокоррекции».
Гнет профессиональных обязанностей и навыков. Практически каждый специалист-психолог, даже находясь вне работы, чувствует на себе особую ответственность за психологическое состояние окружающих его людей. Если человек знает, как помочь другому, и у него есть такая физическая возможность, он начинает слышать внутри себя императив: «Ты должен бросить все свои дела и прийти на помощь!» Если же он по каким-то причинам не может этого сделать, то его голова заполняется самообвинениями, уничижающими оценками и самооправданиями. К этому же пункту относится и утверждение: «Я обязан вести себя так, чтобы не травмировать других», — которое обычно горячо поддерживается окружающими: «Ты же психолог — ты должен…»
Комплекс «сапожника без сапог». Древнее выражение предписывает: Medice, cura te ipsum — «Врач – исцели себя сам». Медики уже не обращают на это внимание, зато у психологов и психотерапевтов работа над собой поставлена во главу угла самообразования. На официальном уровне — это проявляется как «обязательное прохождение личной терапии», на персональном — в виде индивидуальных требований к себе типа: «У меня все должно быть хорошо. Я должен уметь справляться с конфликтами и неприятными эмоциями. Иначе, какой же я тогда психолог, какое имею право консультировать других людей.»
Поиск людей, нуждающихся в психологической помощи. Не всегда профессиональные навыки гнетут и являются помехой в личной жизни. Иногда человек испытывает удовольствие от своей «опытности», от переполнения знаниями о том, как помочь людям, и ищет поводы для того, чтобы их проявить на деле, например, в раздаче советов. В связи с этим пунктом вспоминается фрагмент из детского стихотворения Барто: «Санитарам не везет: есть и вата, есть и йод, не хватает пустяков — нет ни ран, ни синяков… Наконец нашлась работа и для Красного Креста! Наконец ушибся кто-то. Санитары, на места!»
Потеря способности удивляться. За время своей работы практический психолог встречает тысячи различных житейских ситуаций, общается с огромным количеством самых разных людей. Нормальной реакцией является овладение этим потоком информации: ограничение восприятия, построение типологий и др. Это накладывает отпечаток, как на профессиональную деятельность, так и на личную жизнь специалиста. Встречая что-либо новое на своем жизненном пути, человек редко удивляется этому, поскольку это для него не является новым, с этим или подобным этому он уже встречался. Жизнь он наблюдает сквозь координатную сетку классификаций.
Профессиональный цинизм. Обилие тяжелых жизненных ситуаций, с которыми встречается практический психолог, развивает способность к «не вовлечению» в их переживание, а точнее — способность отстраненно к ним относиться. Такой взгляд со стороны освобождает эти ситуации от эмоционального груза и позволяет выполнять с ними разные манипуляции, например, помещать их в другой контекст, наполнять другим эмоциональным содержанием (иногда очень веселым). Одни считают, что это — цинизм, подразумевая нечто неприемлемое для «воспитанного человека», другие считают, что это — защитная реакция, третьи считают это эффективной социальной стратегией, позволяющей «проще относиться к жизни».
«Синдром эмоционального выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.
Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.
Наиболее часто встречающиеся причины «синдрома эмоционального выгорания»:
— монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным,
— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
— строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
— работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы,
— напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм,
— нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации,
— работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
— неразрешенные личностные конфликты консультанта.
Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление «синдрома эмоционального выгорания», является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами «мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни», «во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит»; «у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них» и т. п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.
Существует также немало конкретных способов преградить путь «синдрому эмоционального выгорания»
— культивирование других интересов, не связанных с консультированием. У специалиста, принимающего ежедневно по восемь — десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей,
— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс,
— стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности,
— способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, — открытость новому опыту,
— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни,
— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
— чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
— участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
— периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой,
— хобби, доставляющее удовольствие.
Итак, чтобы избежать «синдрома эмоционального выгорания», консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом
Источник