Полевое поведение это симптом затылочного синдрома
Полевое поведение – это поведение, при котором человек руководствуется исключительно эмоциями, случайными внешними стимулами, при этом уровень произвольности его поступков существенно снижен. Все действия подчинены текущему моменту, а не внутренним правилам, поставленным целям или потребностям. В раннем детском возрасте такая реакция на мир считается нормальной. Но если ребенок старше 3 лет ведет себя таким образом, это говорит о недоразвитости волевой сферы.
Примерами служат подобные моменты – человек не ориентируется на собственные мотивы (пришел, куда позвали, увлекся тем, что показали, эмоционально вовлекся в провокацию и пр.). Во взрослом возрасте непосредственную связь с полевым поведением имеет локус контроля (внешний), проявляющийся приписыванием своих достижений, неудач и любых жизненных событий внешним факторам. Противоположное поведение (волевое) показывает целенаправленность действий, контроль ответов на внешние стимулы.
Специалисты говорят о полевом поведении как о характеристике человека во время таких видов обследования, как медицинское (неврологическое, психиатрическое), логопедическое, нейропсихологическое. Полевое поведение свидетельствует о:
- нарушении или несформированности произвольной регуляции деятельности;
- сниженном уровне сознания (у взрослых) или его недостаточности (у детей);
- нарушениях внимания, контроля действий.
Полевое поведение является клинической характеристикой, которая обычно дается либо детям с особенностями развития (алалия, РАС, СДВГ), либо взрослым с органическим повреждением головного мозга (либо имеющим интеллектуальную недостаточность с детства).
Полевое поведение влечет за собой трудности социальной адаптации – ребенку тяжело выполнять социальные требования в группе детей, как в игре со сверстниками, так и на занятиях, например, в детском саду. Впоследствии данное нарушение становится причиной возникновения проблем с усвоением школьной образовательной программы и снижения общего уровня развития.
Причины полевого поведения
Отсутствие внутреннего контроля над собственным поведением является признаком эмоциональных, неврологических и психических нарушений, несформированности волевой сферы. Наиболее распространенные причины возникновения полевого поведения:
- органические нарушения в работе головного мозга, например, несформированность лобной доли;
- родовые травмы;
- травмы, полученные непосредственно после рождения;
- психические отклонения, связанные с интеллектуальной и мыслительной сферами.
Полевое поведение – один из симптомов большого количества нарушений развития, таких как аутизм (РАС), умственная отсталость, алалия, СДВГ. При этих расстройствах проявляются разные симптомы – речевые, поведенческие, эмоциональные.
Коррекция полевого поведения
Поскольку полевое поведение является одним из важных симптомов различных нарушений развития, таких как аутизм, РАС, СДВГ, необходима не только тщательная коррекция, но и своевременная диагностика. Перед началом коррекции важно пройти комплексную диагностику и установить причины полевого поведения, правильно поставить диагноз. Наиболее ранние признаки нарушения психомоторного развития способен обнаружить невролог уже в трехмесячном возрасте, позже родители сами могут замечать некоторые странности в поведении ребенка и обращаться за консультацией как к детским психологам, так и к психиатрам, и к педагогам-дефектологам.
Первое, что нужно сделать – обратиться к специалистам и выяснить точную причину происходящего. Обязательны консультации: невролога, психиатра, сурдолога, нейропсихолога, логопеда-дефектолога. В нашем центре есть услуга консилиума, после которой мы пишем подробное заключение и направляем на необходимые обследования. Единой схемы коррекции не существует. Если выявляется аутизм, то будет одна коррекция, если алалия – другая, и так далее.
Полевое поведение – это лишь внешний симптом. По сути, у индивида, страдающего этим нарушением, сохраняются лишь базовые рефлексы и биологическая ориентировка, а эмоционально-волевая часть психики находится в выключенном состоянии. У него отсутствует образ «Я», схема собственного тела, понимание обращенной речи (в грубой версии). После того, как выставлен диагноз, исходя из его показаний может применяться медикаментозная терапия. Но основной упор идет на нейропсихологическую и логопедическую коррекцию, сенсорную интеграцию, занятия с психологом.
Чтобы помочь ребенку с полевым поведением дома, необходимо:
- Создать неизменность пространства дома. Чем чаще будет меняться обстановка, переставляться предметы, тем больше они будут привлекать внимание ребенка, не давая сосредоточиться на волевых задачах. Оптимально, чтобы пространство в группе детского сада также соответствовало этому.
- Минимум игрушек, нужно избегать сенсорного перенасыщения. Оптимально, если в доступе ребенка есть 3-5 разных игрушек, которые периодически можно менять. Это позволит ребенку лучше сосредоточиться на игре без перевозбуждения. Кроме того, такой подход благотворно влияет на мотивацию к взаимодействию и игре со взрослым.
- Повторяемость действий после каких-то процедур, создание определенных ритуалов, четкий режим дня. Таким образом, у ребенка закрепляются необходимые модели поведения и появляется понимание, что мир устроен по правилам. Это касается не только занятий, можно кружить ребенка по утрам после того, как он проснется, или качать на мяче перед сном – это поможет формировать привычку как замену волевому поведению. Формирование стереотипных бытовых ситуаций, повторяющихся до деталей из раза в раз, формирует каркас действий. Далее ребенок сам или при помощи взрослых сможет расширять и дополнять имеющуюся схему, не рассеивая внимание на внешние стимулы.
При полевом поведении необходима комплексная коррекция как можно раньше. Потребуется участие команды специалистов, включающей психиатра, невролога, нейропсихолога, дефектолога, логопеда и психолога. В таких случаях очень важно грамотно составить план реабилитации с медикаментозным лечением и психолого-педагогической коррекцией и придерживаться плана регулярных занятий.
Дефектолог, олигофренопедагог Королева Виктория Николаевна
Если вы обнаружили у своего ребенка признаки полевого поведения и хотите пройти комплексную диагностику, звоните по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
Источник
c. перепутывание букв;
d. первая и третья причины.
40. Аграфия — это:
a. потеря способности к рисованию;
b. потеря способности переноса навыков письма с правой руки на левую у правшей;
c. навязчивые повторения отдельных букв при письме или штрихов при рисовании;
d. нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.
41. Акалькулия часто сочетается с:
a. семантической афазией;
b. кинестетической апраксией;
c. соматоагнозией;
d. эмоциональными расстройствами.
42. Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой:
a. первого блока мозга;
b. второго блока мозга;
c. третьего блока мозга;
d. всех трех блоков.
43. «Полевое поведение» является результатом поражения:
a. лобных долей;
b. височных долей;
c. затылочных долей;
d. теменных долей.
44. Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является:
a. корректурная проба;
b. одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторам;
c. управление движущимся объектом;
d. узнавание стимульного материала.
45. Дефекты мышления, связанные с опосредованием речевых связей, вызываются:
a. поражением конвекситальных отделов лобных долей;
b. левовисочными поражениями;
c. теменно-затылочными поражениями;
d. правовисочными поражениями.
46. «Круг Пейпеса» в основном описывает циркуляцию эмоциональных процессов:
a. между теменной и височной корой;
b. от зрительного анализатора к третичным полям;
c. внутри лимбической системы;
d. между ретикулярной формацией и лобной корой.
47. Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как:
a. безразличное благодушие;
b. грусть;
c. депрессия;
d. тревога.
48. Процесс опознания от общего к частному более представлен:
a. в левом полушарии;
b. в правом полушарии;
c. одинаково в обоих полушариях;
d. в зависимости от стимульного материала.
49. Левшество — это:
a. преобладание размера левой руки над правой;
b. совместное преобладание леворасположенных парных органов над правыми;
c. преобладание левой руки и левой ноги над правыми;
d. различия в чувствительности правой и левой половины тела.
50. Особенностью очаговых поражений мозга у детей является:
a. слабая выраженность симптоматики;
b. значительная выраженность симптоматики;
c. длительный период обратного развития симптомов;
d. высокая зависимость от латерализации очага поражения.
51. К основным принципам патопсихологического исследования по Зейгарник относятся все указанные, кроме:
a. построения эксперимента по типу функциональной пробы;
b. стандартизации процедуры проведения эксперимента и анализа данных;
c. качественного анализа хода и результатов исследования;
d. изучения закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования психических процессов в норме.
52. Существенными характеристиками внимания являются все указанные, кроме:
a. устойчивость;
b. разноплановость;
c. переключаемость;
d. концентрация.
53. Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:
a. Шульте;
b. Векслер;
c. Бурдон;
d. Бине.
54. Основателем отечественной школы патопсихологии является:
a. Лебединский;
b. Лазурский;
c. Ананьев;
d. Зейгарник.
55. К типичным нарушениям мышления при шизофрении относятся все указанные, кроме:
a. резонерства;
b. разноплановости;
c. соскальзывания;
d. склонности к детализации.
56. Для исследования мышления используются все указанные методики, кроме:
a. «классификации»;
b. «исключения предметов»;
c. методики Выготского-Сахарова;
d. «10 слов».
57. Память может характеризоваться всеми указанными видами, кроме:
a. оперативной;
b. познавательной;
c. кратковременной;
d. отсроченной.
58. Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме:
a. замедленности;
b. тугоподвижности;
c. актуализации малозначимых «латентных» признаков;
d. вязкости.
59. В классической психосоматике выделяют три группы расстройств, кроме:
a. конверсионных расстройств;
b. «органных неврозов»;
c. психосоматических заболеваний в узком смысле слова;
d. вегетозов.
60. Представителем антропологического направления в психосоматике является:
a. Поллок;
b. Стоквис;
c. Витковер;
d. Вайзеккер.
61. Термин «психосоматика» в медицину ввел:
a. Гиппократ;
b. Райх;
c. Хайнрот;
d. Гроддек.
62. Создателем кортико-висцеральной патологии, как одного из направлений психосоматики, является:
a. Павлов;
b. Анохин;
c. Быков;
d. Симонов.
63. Современная биопсихосоциальная модель болезни разработана:
a. Карасу;
b. Экскюлем;
c. Энгелем;
d. Любаном-Плоцца.
64. Автором концепции «профиля личности» в психосоматической медицине является:
a. Александер;
b. Витковер;
c. Данбар;
d. Поллак;
65. Поведенческий тип А «является фактором риска»:
a. желудочно-кишечных заболеваний;
b. злокачественных новообразований;
c. нарушений дыхательной системы;
d. сердечно-сосудистых заболеваний.
66. Конверсионные расстройства, положившие начало психоаналитическому направлению в психосоматике, были описаны:
a. Александером;
b. Джеллиффе;
c. Фрейдом;
d. Адлером.
67. Термин «алекситимия» ввел:
a. Эллис;
b. Карасу;
c. Сифнеос;
d. Розенман.
68. Концепцию «органных неврозов» разработал:
a. Витковер;
b. Энгель;
c. Френч;
d. Дойч.
69. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера:
a. ретардация;
b. регрессия;
c. распад;
d. асинхрония.
70. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается грубая дезорганизация либо выпадение функции:
a. распад;
b. регрессия;
c. асинхрония;
d. ретардация.
71. Вид психического дизонтогенеза, при котором отмечается запаздывание или приостановка психического развития:
a. асинхрония;
b. распад;
c. ретардация;
d. регрессия.
72. Форма психического дизонтогенеза, при котором отмечается выраженное опережение развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств:
a. асинхрония;
b. регрессия;
c. распад;
d. ретардация.
73. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии:
a. социальная депривация;
b. патохарактерологическое формирование личности;
c. педагогическая запущенность;
d. краевая психопатия.
74. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится:
a. педагогическая запущенность;
b. патохарактерологическое формирование личности;
c. акцентуация характера;
d. краевая психопатия.
75. Общее психическое недоразвитие, это:
a. психопатия;
b. олигофрения;
c. акцентуация характера;
d. педагогическая запущенность.
76. Отличительная черта мышления умственно отсталых:
a. искажение процесса обобщения;
b. некритичность;
c. амбивалентность;
d. амбитендентность.
77. Эмоции умственно отсталых:
a. недифференцированы;
b. амбивалентны;
c. ригидны;
d. лабильны.
78. Тотальность поражения психических функций характерна для:
a. олигофрении;
b. педагогической запущенности;
c. задержки психического развития;
d. психопатии.
79. Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций обозначаются термином:
a. педагогическая запущенность;
b. психопатия;
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Источник
Скорее всего, такое поведение для вашего ребенка является нормой. Демонстрируя детскую непосредственность, он спонтанно реагирует на любой внешний раздражитель, заинтересовавший его либо своей формой, либо цветом, либо совокупностью нескольких качеств. Если мальчик или девочка находится в возрасте до 3 лет, это можно отнести к несформированности волевой сферы. Однако с течением времени родители или близкие люди замечают, что поведение малыша не поддается контролю: его реакции продолжают оставаться импульсивными, несмотря на всю проводимую воспитательную и разъяснительную работу. Возможно, что в этот период в семье прозвучит словосочетание «полевое поведение».
Спонтанный порыв
Разумеется, родителям всегда дорог их ребенок, и если что-то с ним не так, это всегда повод не только задуматься, а начать предпринимать какие-то действия. И первое, что следует сделать — это понаблюдать за поведением ребенка в контексте собранной информации о границах нормы и с учетом данных о полевом поведении. Для начала обратимся к терминологии и симптоматике и начнем с определения.
Полевое поведение ребенка — это его реакции, обусловленные не личными осознанными желаниями и мотивацией, а стимулами внешней среды. Следует учитывать слабость или полное отсутствие внутренних побуждений, подавляемых окружающей ситуацией.
Грамотный психолог или психиатр, а также наблюдательный родитель может с большой долей вероятности предположить направление активности ребенка с выраженным полевым поведением, учитывая расположение предметов в помещении.
Такой ребенок будет последовательно реагировать сначала на внешние раздражители, находящиеся в непосредственной близости от него, а затем, по мере продвижения, обратит внимание на более отдаленные предметы.
Полевое поведение ребенка — это один из признаков нарушенных эмоциональных связей и несформированной волевой сферы, при которых у него затруднен или полностью отсутствует самостоятельный контроль своих действий.
Чем обусловлено
Итак, ребенок проявляет нестандартное поведение, и родители это заметили. Разберемся с возможными причинами и последствиями. В некоторых случаях полевое поведение является результатом поражения головного мозга, т. е. можно говорить об органических нарушениях. Это может случаться в результате травм, полученных плодом во время беременности, или же быть следствием травмирования малыша после его рождения.
Но чаще всего фиксируются причины, связанные с психическими отклонениями, т. е. неорганическое происхождение полевого поведения, влекущее за собой проблемы в интеллектуальной сфере, что отражается на рациональном мышлении.
Если вовремя не начать коррекционную работу, то дальнейшие последствия неутешительны: затруднения в социальных контактах, что скажется, во-первых, на процессе игры со сверстниками, а во-вторых, на результатах обучения в школе.
Принцип действия
Впервые о понятии полевого поведения заговорил американский психолог Курт Левин. Он провел серию опытов, которые наглядно продемонстрировали влияние поля предмета на субъекта. Ученый установил, что у ребенка раннего возраста полевое поведение является нормой. Однако после трех лет наблюдается переход от импульсивного поведения к более осознанному, в котором преобладает волевое начало. Но следы раннего поведенческого паттерна остаются записанными в подсознательной памяти.
Поэтому в тот момент, когда мозг взрослого человека не занят каким-либо видом конструктивной деятельности и находится в состоянии «бессознательного блуждания», импульсивные реакции начинают преобладать над осознанными. И опыты К. Левина убедительно доказывают это.
Наблюдения через стекло Гизела
Американский психолог предпринял серию опытов, алгоритм действия которых был следующим:
- по объявлению в газете приглашались желающие принять участие в психологических опытах;
- выразивших такое желание и пришедших в лабораторию оставляли в комнате ожидания на некоторое время;
- в помещении были в произвольном порядке расположены различные предметы, такие как колокольчик, письменные принадлежности, поделки из бисера и т. п.;
- за оставленными в комнате ожидания исследователь наблюдал через стекло Гизела, так что испытуемые наблюдателя не видели.
Результат: каждый испытуемый, независимо от уровня его интеллектуального развития, в т. ч. и профессорско-преподавательский состав института психологии г. Берлина, бессознательно манипулировал расположенными в комнате вещами: переставляя их с места на место, рассматривая, листая книги и обязательно звоня в колокольчик.
Вопрос в следующем: по какой причине испытуемые поступали совершенно иррациональным способом?
К. Левин пришел к выводу, что во время вынужденного бездействия, когда мозг пускается «в свободное плавание», на человеческое поведение влияет фактор среды, и названо было это в психологии полевым поведением.
Свойства предметов
Рассмотрим механизм воздействия предметов на восприятие ребенка. Каждая вещь, находящаяся в поле зрения малыша, является для него либо привлекательной, либо нет. Само собой, что привлекательные объекты имеют определенную «силу притяжения», сопротивляться которой ребенок не может и не хочет. Таким образом, его поведение и вектор движения управляются силой привлекательности предмета. Предположим, в поле зрения малыша попала конфета: она находится на столе, притягивает его и владеет его вниманием. И пока она находится в фокусе его внимания, ребенок устремляется к желанному предмету. Однако если конфета пропала из виду, то в этом случае и направление движения меняется, вследствие чего достижение желаемого невозможно.
Для наглядности американский психолог это же поведение иллюстрировал другим примером. Ребенок видит камень и хочет на него сесть. Для этого необходимо добраться до камня, подняться и, наконец, сесть на него. Первое действие успешно совершено, но сесть на камень возможно только при условии, если повернуться к нему спиной. Однако при этом камень исчезает из виду, т. е. ребенок его перестает видеть. Соответственно, происходит остановка движения, т. к. направление потеряно. Чтобы восстановить картинку, ребенок вынужден повернуться к камню, но при этом сесть на него он опять-таки не может. Тогда включается вариант «В»: надо просто лечь на камень и обхватить его руками. Что ребенок и делает.
Левин отмечал, что близость объекта и желание его получить находятся у ребенка в прямой пропорциональной зависимости.
Взаимодействие с социумом
Время идет, и с ним появляется понимание роли социума. В младенчестве для ребенка не существовало посредников между ним и объектом притяжения: он протягивал руку к вожделенному предмету или упорно следовал к нему по кратчайшему маршруту, воспринимая появляющиеся препятствия как подлинное горе.
Со временем стиль поведения меняется: ребенок понимает, что к объекту можно приблизиться посредством более высокого и сильного взрослого, который сможет достать то, что самому ребенку не под силу.
Еще через некоторое время ребенок проявляет способность ограничивать себя в своих желаниях, осознавая, что не все они достижимы примитивным способом. И здесь можно увидеть, что происходит разграничение полевого и волевого поведения.
Вернемся снова к теории К. Левина, в которой указана разница между положительной и отрицательной валентностью предметов: положительные притягательны для субъекта, а отрицательных он избегает. На основе этого ребенок получает тот самый эмпирический опыт, который формирует осознанное отношение к окружающему миру или волевое поведение. Понимая, что можно, а что нельзя, личность управляет своим отношением к валентности объектов, выходя из-под их власти.
При полевом поведении человек остается под влиянием поля. Можно сказать, что прекрасной «питательной средой» для проявления такого поведения является скука. Каждый родитель замечал, что когда ребенку нечем заняться, он буквально «притягивается» к предметам, походя нанося им вред.
Организованное пространство
Возникает вопрос: что делать, если ребенок проявляет признаки полевого поведения? Во-первых, если малыш не достиг возраста 3 лет, родителям необходимо брать ответственность за его поведение на себя.
Во-вторых, если же речь идет о детях от 3 лет, то здесь уже необходимы корректирующие поведение мероприятия:
- формирование пространства, в границах которого ребенок может трогать привлекательные для него вещи, а за его пределами находятся предметы «табу»;
- перечисление вещей, которые нельзя брать без разрешения и без наблюдения взрослых: утюг, компьютер, телефон и т. п.
Начало школьных занятий также является предметом наблюдения и выводов для родителей: если при выполнении задания ребенок пользуется школьными принадлежностями не по назначению (строит из фломастеров домик), возможно, он находится во власти скуки.
В этом случае позаботьтесь и о структурировании времени вашего ребенка, и о том, чтобы занятия были для него по-настоящему интересны. И нелишним будет научить его оставлять на рабочем столе только предметы, имеющие отношение к занятию.
Дети индиго
Обычным детям достаточно систематически уделять внимание, контролировать их свободное время, оказывать помощь в выборе увлечений, и тогда их развитие соответствуют критериям нормы. Иначе обстоит дело с полевым поведением у детей с аутизмом. Несмотря на то что статистика неумолимо фиксирует увеличение количества таких детей, на государственном уровне ее предпочитают не замечать.
Для сравнения можно отметить, что в США проводится обследование детей до года с применением специальных тестов на наличие признаков аутистического поведения. В случае если такие признаки обнаружены, в течение месяца государственные службы готовят документ, в котором указаны: место коррекционных занятий с ребенком, время, лечащий врач, прописана программа занятий. Данный документ вручается родителям и начинается программа реабилитации.
И здесь следует отметить, что полевое поведение — это симптом, причем достаточно важный в перечне признаков аутизма. И, соответственно, чем раньше будет обращено внимание на характерные признаки заболевания, тем более эффективными будут коррекционные занятия.
Первые признаки
Грамотный детский педиатр может обнаружить признаки аутизма у ребенка в трехмесячном возрасте. Проблема в том, что таких специалистов в России — единицы. И это несмотря на то, что, согласно данным ООН, каждый из 50 мальчиков болен аутизмом, среди девочек ситуация лучше, однако одна из 250 также имеет признаки этого заболевания. И следует обратить внимание, что данные предоставлены не Всемирной организацией здравоохранения, а ООН, что свидетельствует о том, что проблема приобрела глобальный уровень.
Итак, в России родителям следует надеяться только на себя в части первичной диагностики. А потому ниже — первые признаки аутизма, которые выявляются при ежедневном контакте и наблюдении за поведением малыша со стороны, как правило. матери. До года это:
- бедность мимики и жестов у ребенка;
- отсутствие ответной улыбки;
- не происходит узнавания матери и других лиц, осуществляющих ежедневный уход.
После года:
- медленно развивается речь или вообще нет существенных сдвигов;
- после определенного момента может произойти регресс речевых навыков;
- не наступает или явно не проявляется «возраст вопросов»;
- отсутствует возможность диалога;
- отсутствует нормальная реакция на просьбы;
- нет стремления участвовать в коллективных играх;
- боязнь близкого контакта со сверстниками, избегание;
- не формулирует просьбы;
- долгое время присутствует эхолалия и неологизмы в речи;
- использование 2-го и 3-го лица для определения себя.
Национальные особенности диагностики
Скажем прямо: в настоящее время исследования, направленные на выявление причин аутизма и способов его эффективного преодоления ведутся во многих странах. Однако результат разочаровывающий: нет ответа на вопрос «Почему?». И, соответственно, нет «волшебной таблетки».
А если вы живете в России, то вас ожидает еще и отсутствие квалифицированной помощи, т. к. педиатрами в нашей стране не проводится обследование детей до года с применением специальных тестов на предмет диагностирования признаков аутизма. Как правило, даже если родители наблюдают некоторые отклонения, указанные выше, у своего ребенка, то ему «квалифицированно» могут посоветовать в участковой поликлинике «подождать, пока перерастет».
Однако это не тот случай, когда вы имеете право ждать: времени у вас нет. Поэтому, если вы не получили помощи в ближайшей поликлинике, а особенности развития вашего ребенка явно не вписываются в границы нормы, то найдите в интернете ближайший центр, в котором занимаются такими детьми, запишитесь на консультацию к специалисту и начинайте собирать информацию.
Информацию вам необходимо собирать на основе скрупулезных наблюдений за поведением вашего ребенка, в т. ч.: когда заговорил, когда начал узнавать вас и отличать близких людей от чужих, как реагирует на незнакомую обстановку и т. п.
Долгая дорога
Итак, мы рассмотрели особенности поведения детей, обусловленные притягательностью объекта.
Следует отметить, что при аутизме полевое поведение имеет существенные отличия от возрастных проявлений. Наиболее явные признаки невозможно не заметить:
- у этих детей не формируется избирательность при взаимодействии с людьми и объектами окружающего мира;
- они демонстрируют полное отстранение от реальности;
- мимические или вербальные реакции на ситуацию практически отсутствуют;
- на состояние явного физического дискомфорта (холод, грохот, ожог) они не дают реакции;
- со временем у них развивается периферическое зрение, что позволяет им прекрасно ориентироваться в пространстве;
- они могут чем-то заинтересоваться, но вовлекаться в активное взаимодействие не будут;
- навыки самообслуживания у таких детей формируются с большим трудом.
Это далеко не полный перечень отклонений, присутствующих у аутистов. И, да, существует классификация этого заболевания, согласно которой люди с признаками аутистических отклонений разграничены с учетом преобладающих моделей поведения.
Огромная роль в коррекционной работе с аутистами отводится в нашей стране именно родителям по той причине, что занятия с ребенком должны продолжаться не менее пяти часов. А потому маме или папе следует овладеть под руководством специалиста комплексом коррекционных упражнений и целенаправленно заниматься с ребенком. Как показывает практика, это дает хорошие результаты.
Источник