Подходы к анализу психологического синдрома

Подходы к анализу психологического синдрома thumbnail

Культурно-историческая психология - №1 / 2014 | Перейти к описанию

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2018

15 место —
направление «Психология»

1,086 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,034 —
двухлетний импакт-фактор

 

Культурно-историческая психология
2014. Том. 10, № 1. С. 20–25
ISSN:
1816-5435 / 2224-8935 (online)

Венгер А.Л.
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии факультета социальных и гуманитарных наук государаственного бюджетного образовательного учреждения высшего образоввания Московской области, Государственный университет «Дубна», Москва, Россия
e-mail: alvenger@gmail.com

Аннотация

В статье приведено описание некоторых психологических синдромов (устойчивых неблагоприятных вариантов психического развития), изучение которых проводилось на основе положений, сформулированных Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным. Указываются возможные причины возникновения психологических синдромов, факторы, обусловливающие их устойчивость, варианты прогноза, направления психолого-педагогической коррекции. На примере трех психологических синдромов — «авторитарного самоутверждения», «эмоционального отчуждения» и «интеллектуализма» — демонстрируется общий принцип синдромного анализа: выявление «порочного круга», обеспечивающего устойчивость синдрома. Показано, что общее направление коррекции — это разрушение такого «порочного круга». Для выявления психологических синдромов использовался клинический метод: анализировались жалобы родителей и анамнестические данные, полученные в ходе психолого-педагогического консультирования, результаты психологического обследования детей, катамнестические сведения.

В 30-е годы прошлого века Л.С. Выготский [4] четко сформулировал задачу
психологической диагностики развития. Согласно его взглядам, психологический
(«педологический») диагноз должен отражать целостную картину, обеспечивающую
прогноз дальнейшего развития ребенка. Для этого недостаточно  выявить
 имеющиеся  «психологические  симптомы». Необходимо, как в
медицине, определить логику взаимосвязей между ними, вероятные направления
последующих изменений. Такой психологический диагноз может быть представлен в
форме «психологического синдрома», в рамках которого образующие его 
«симптомы» имеют общее происхождение и общую логику развития. Этот подход
Выготский положил в основу описания некоторых психологических синдромов,
характерных для умственно отсталых детей.

  1. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обу- чению в школе //
    Развитие мышления и умственное вос- питание дошкольника / Под ред. Н.Н.
    Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985. С. 165—190.
  2. Венгер А.Л. Структура психологического синдро- ма // Вопросы
    психологии. 1994. № 4. С. 82—92.
  3. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Клиническая психология развития:
    состояние и перспективы // Вопросы психоло- гии. 2007. № 5. С. 3—12.
  4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологиче- ская клиника
    трудного детства // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 5. М., 1983. С. 257—321.
  5. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти т. Т.
    4. М., 1984. С. 243—268.
  6. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особен- ности младших
    подростков. Заключение // Избранные психологические труды. М., 1989. С.
    275—280.
  7. Эльконин Д.Б. Выдержки из научных дневников (1965—1983) // Избранные
    психологические труды. М., 1989. С. 480—519.
  8. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики пси- хического развития
    детей // Избранные психологические труды. М., 1989. С. 301—305.

 

Источник

Корсакова Н.К., Ковязина М.С. Новый взгляд на старую проблему: категория «синдром» в психологии. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 66-76.

В статье рассматривается комплекс проблем, относящихся к современному состоянию и использованию категории «синдром», которая до недавнего времени находилась исключительно в поле профессионального внимания медицины и клинической психологии. Однако с конца ХХ века эта категория всё более часто применяется при описании специфических проявлений психики человека в особых обстоятельствах жизни и деятельности в отсутствие признаков болезни и представлена огромным перечнем так называемых «психологических синдромов» нормы. В связи с таким расширением возникает ряд вопросов, касающихся соотношения новых подходов к пониманию категории «синдром» с ранее установившимися представлениями, а также к методологии исследований, определяющей постановку задач, единицы анализа психики и психологические синдромобразующие детерминанты.

Авторы статьи полагают, что отправной точкой для ответов на эти вопросы является методология Л.С. Выготского и созданный на её основе А.Р. Лурией метод синдромного анализа. В статье даётся краткий экскурс в историю «проникновения» понятия «синдром» из медицины в психологию и его наполнения собственным содержанием на основе представлений о системном строении высших психических функций в нейропсихологической парадигме. Обсуждаются основные структурные составляющие синдрома в их системно-динамических взаимосвязях. Особое внимание в описании структуры синдрома уделяется проблеме «фактора» в качестве общей синдромообразующей причины, интегрирующей симптомы в иерархически организованный контур. Анализируются различные аспекты категориальной «нагруженности» фактора, его принадлежности к норме или патологии. В контексте перспектив развития синдромного подхода обозначаются новые по отношению к классическим разработкам вопросы, касающиеся возможной поликаузальности синдрома, включении в него компенсаторных симптомов, необходимости статистической верификации данных, роли индивидуального наблюдения и др. Рассматриваются основные современные направления в изучении различных синдромов с использованием потенциала отечественной методологии синдромного анализа, соответствующей основным принципам постнеклассической модели научной рациональности.

Читайте также:  Синдром отличника как избавиться взрослому

Поступила: 20.02.2015
Принята к публикации: 02.03.2015
Страницы: 66-76
DOI: 10.11621/npj.2015.0207
Ключевые слова:
синдром;
симптом;
фактор;
клиническая психология;
нейропсихология;
психологический синдром;

Автор(ы): href=»/author/people/1567/»>Корсакова Н.К.;
href=»/author/people/1559/»>Ковязина М.С.;

Подходы к анализу психологического синдрома

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа Л.С. Выготского – А.Р. Лурия // Национальный психологический журнал — 2012 — №8 — с.32- 45

Предметом публикации является обсуждение вопроса о возможности приложения современных философских концепций, позволяющих различать типы научной рациональности (классический, неклассический и постнеклассический), для определения
теоретико-методологических принципов функционирования и развития клинической психологии.

Показано, что в основных положениях культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и в методологии синдромного подхода Выготского-Лурия присутствуют начала постнеклассической модели научной рациональности, с постнеклассическим видением
предмета и метода психологического исследования, а также с постнеклассическим мышлением исследователей. Объективировано, что
в работах Л.С. Выготского и А.Р. Лурия сформулированы общие методологические требования к организации исследования психики,
которые, в целом, соответствуют требованиям, выдвигаемым современной наукой в качестве необходимых для работы со сложными саморазвивающимися системами. Аргументировано, что в концепции синдромного подхода Выготского-Лурия психологические
синдромы описываются как динамические структуры, обладающие качествами саморегуляции, самоорганизации, самодетерминации
и адаптивной целесообразности, что дает основания для рассмотрения их в качестве открытых саморазвивающихся систем.

Источник

    Позитивный опыт ответа

    Психологический
    подход
    — выявляет глубинные причины
    психических заболеваний (например,
    неправильное функционирование пси
    процессов, вызванное неправильным
    научением, ошибками обработки информации,
    внутренними конфликтами и т.д.). В
    этиологиях соответствует описаниям с
    точки зрения разных пси школ: пси-ан,
    бих, когн. и т.д.Клинический подход— описательный (феноменологический
    подход), концентрируется на описании
    сочетаний симптомов. В этиологиях
    заболеваний объединяет биологические,
    генетические и т.д. подходы. ~ медицинский
    подход. (этого не говорил, но было в
    ответе: пси заболевания вызваны
    неправильным функционированием
    физиологических систем  вследствие
    генетических дефектов или повреждений,
    полученных в онтогенезе).

    Дальше
    выписал примеры для всех заболеваний,
    но Пушкина прервала и задала вопрос:
    Когда врач пишет «бред», что в таком
    случае изучает психолог. Ответ: структуру
    бреда, наличие системы, нарушение
    мыслительных процессов (нарушение
    операционального и  личностного
    компонента мышления) — кстати этот доп.
    вопрос Пушкина задала именно про анализ
    пси. заболевания (а не его происхождение).

    Из источников

    ПОСКОЛЬКУ НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО ПУШКИНА
    ИМЕЕТ В ВИДУ: может про сравнение
    психиатрического взгляда и
    патопсихологического, может про
    клинический и психометрический подходы,
    то просто отправляю, что у меня есть, а
    дальше
    проблема
    выбора каждого
    !!!! – будущим
    поколениям – спросить на консультации,
    что имеется в виду.

    Вариант 1. Клинический и психометрический
    подходы

    Клинический: Объектомклинического
    исследования являетсяличность.
    Как считают Л. Хьелл, Д. Зиглер, ни одна
    из теорий личности не может считаться
    полной, если не позволяет создать на ее
    основе действенного метода психотерапии,
    т.е. метода клинического анализа и
    коррекции нарушений в функционировании
    личности. Клинические методы предназначены
    для воссоздания целостной картины
    личности или субъективного образа
    ситуации «изнутри» с точки зрения
    пациента.

    В психологии клинический метод и стиль
    мышления является синонимом «понимающего»,
    а антонимом к нему является
    дифференциально-психологический
    (психометрический) подход. Соответственно,
    для клинической методологии более
    подходит метод психодиагностического
    эксперимента и проективные методы, а
    для дифференциально-психологического
    – стандартизированные анкеты и личностные
    опросники. Главная черта клинического
    стиля мышления –приоритет индивидуального
    случая над статистикой.

    Читайте также:  Нефротический синдром у кошек симптомы

    Клинические и психометрические методы
    обслуживают различные диагностические
    задачи.

    Психометрические:Психометрический тест как
    стандартизированная процедура должен
    соответствовать строгим требованиям
    валидности, достоверности и надежности.
    При этом валидность по А. Анастази –
    этопрогностическая валидность:способность предсказывать будущее
    поведение на основе поведения в тестовой
    ситуации
    . Также применение
    психометрических процедур направлено
    наклассификациюиспытуемых по
    психологическим признакам. Целью такой
    классификации может быть, например,
    предсказание эффективности обучения.
    При этом, предсказание поведения или
    классификация возможны на основании
    единственного психологического свойства
    (интеллекта, тревожности).

    Клинический диагноз: основан на
    синтезе совокупности признаков,
    представлении, что личность пациента
    – это уникальная целостность.Цель
    клинической психодиагностики –выявление причин и закономерностей
    наблюдаемых особенностей поведения
    или психических состояний
    . Основой
    для этого являются знание закономерностей
    формирования личности и собственный
    опыт психодиагностики и психокоррекции.

    В каких случаях надо применять
    опросники, а в каких проективные методы?
    Если нужно рассортировать обследуемых
    по психологическим признакам (уровню
    тревожности, темпераменту, интеллекту),
    то применяется стандартизированная
    процедура и, как правило, такие исследования
    проводятся групповым методом. После
    этого возникает вопрос: что делать с
    выявленной группой риска, т.к. большинство
    стандартизированных процедур (искл.
    Тест Векслера,MMPI) не дают
    ответ о причинах состояния.

    Причины повышенной тревожности каждого
    ребенка будут индивидуальны и потребуют
    сбора индивидуального и семейного
    анамнеза, сопоставления множества
    характеристик, проверки гипотез о
    причинах и следствиях и т.д. Тревожность
    – это лишь «вершина айсберга», причины
    которого кроются в личности ребенка.
    Для правильного подбора психокоррекции
    необходимо точное знание причин и
    закономерностей развития отклонений,
    для чего необходимо использование
    техник клинической психодиагностики,
    которые применяются только индивидуально.

    Понятие «личности» в клиническом
    подходе

    По Б.В. Зейгарник:

    — предпосылки развития (естественные
    потребности, свойства ВНД и тд.)

    — источники развития личности (совокупность
    условий индивидуального воспитания)

    — движущие силы формирования личности
    (например, внутренние конфликты)

    — структура личности.

    Чаще всего общее определение получает
    конкретное психологическое наполнение
    в соответствии с частной теорией
    личности, положенной в основу конкретной
    психодиагностической техники. Чаще это
    психодинамические подходы, однако такие
    тесты как ТАТ, тест Роршаха, Сонди, Люшера
    основаны на оригинальных теориях. Итогом
    исследования обычно является целостное
    представление о структуре индивидуальных
    особенностей клиента, механизмах,
    причинно-следственных цепочках
    (потребности, мотивация, структура
    ценностей и когнитивные установки,
    защиты и т.д.). Тем не менее, ввиду сложности
    объекта исследования и отсутствия
    единой теории личности к предсказаниям
    в области проективной психодиагностики
    следует относиться с осторожностью.

    ВАРИАНТ
    2: Сравнительный анализ ПСИХОПАТОЛОГИИ
    и ПАТОПСИХОЛОГИИ (медицинского и
    психологического)

    Патопсихология

    Психопатология

    Предмет

    • структура нарушений психики,
      закономерности распада

    (Б.В.
    Зейгарник)

    • определенное звено в структуре
      симптомообразования

    (О.П. Россин)

    Признаки психических
    расстройств в динамике болезни,
    закономерность смены симптомов

    Объект

    Нарушения психической
    деятельности

    Терминология

    психологическая

    медицинская

    Методы

    психологические

    Клинико-описательные

    Понятие патопсихологиииногда без
    оснований идентифицируется с понятием
    психопатологии, хотя они вовсе не
    тождественны, несмотря на их внешнее
    сходство и единство образующих эти
    слова корней. Патопсихология, по
    определению Б. В. Зейгарник (1969), исследует
    структуру нарушений психической
    деятельности, закономерности ее распада
    в их сопоставлении с нормой, при этом
    она дает

    классификацию психопатологических
    явлений в понятиях современной психологии.

    Психопатологияявляется наукой
    сугубо медицинской, разделом психиатрии,
    она оперирует главным образом клиническими
    понятиями.Психопатология, т. е. общая
    психиатрия, занимается описанием
    признаков психического заболевания в
    динамике, в течении болезни. О. П. Росин
    (1974) считает, что патопсихология так же,
    как и психопатология, изучает закономерности
    и стереотип развития психической
    болезни, но предметом ее исследования
    является

    не закономерность смены симптомов и
    синдромов, а определенное звено в
    структуре симптомообразования, т. е.
    То, что предшествует психопатологическим
    образованиям патогенезе болезни.
    Патопсихология — необходимое звено в
    общей патологии психического.

    » Психопатология так же, как
    патопсихология, является наукой,
    изучающей расстройства психики, но
    пользуются они при этом разными методами.
    Если патопсихология изучает психические
    расстройства методами психологии, то
    психопатология в основном прибегает к
    методу клинико-описательному. Поводом
    для утверждений о том, что психопатология
    и патопсихология являются одной и той
    же наукой, иногда, очевидно, служит то
    обстоятельство, что и патопсихология
    и психопатология имеют дело с одним и
    тем же объектом, нарушениями психической
    деятельности.

    Читайте также:  Витамины группы в при синдроме жильбера

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Синдромный подход в психологии, как и в медицине, основан не на какой-либо универсальной формальной классификации, а на конкретных наблюдениях. Вследствие этого выявляемые психологические синдромы отличаются один от другого по многим параметрам, систематизация которых представляет собой отдельную задачу. В частности, одно из существенных различий связано с характером прогноза .С этой точки зрения могут быть выделены синдромы с относительно благоприятным прогнозом , невротизирующие и психопатизирующие синдромы.

    К синдромам с относительно благоприятным прогнозом относятся уход от деятельности ,психологическая инкапсуляция, позитивное самопредъявление , гиперсоциальность .Разумеется, и эти психологические синдромы при их сильной выраженности и отсутствии коррекционных мер могут приводить к неврозу или психопатоподобным проявлениям. Однако в большинстве случаев дело ограничивается некоторыми психологическими проблемами, не достигающими степени заболевания и не требующими медицинского вмешательства. С медицинской стороны синдромы семейной и групповой изоляции также имеют благоприятный прогноз. Однако их социальный прогноз принципиально зависит от социальных ориентаций семьи (при семейной изоляции) или группы сверстников (при групповой изоляции), к которой принадлежит ребенок.

    Ярко выраженный невротизирующий характер имеют хроническая не спешность и тотальный регресс . Последний синдром, как правило, развивается на фоне уже имеющегося невроза. При обоих этих синдромах чисто медицинское вмешательство не может быть остаточно эффективным. Оно обязательно должно быть дополнено психокоррекционными воздействиями, направленными на нормализацию системы отношений ребенка с окружающими.

    Психопатизирующее воздействие оказывают социальная дезориентация и отверженность .Последняя часто развивается на фоне уже сложившихся психопатоподобных нарушений. Психопатоподобное поведение могут порождать также синдромы негативного само предъявления и демонстративного нигилизма . Как и в случае невротизирующих синдромов, для преодоления негативных психологических последствий психопатизирующих синдромов необходима перестройка системы отношений ребенка с его социальным окружением.

    Описанные выше психологические синдромы образуют естественные пары: вариант, характерный для старшего дошкольного — младшего школьного возраста, и подростково-юношеский вариант. Для разных синдромов соотношения внутри такой пары различны. В некоторых случаях подростковый вариант является прямым продолжением ранее сложившегося синдрома. Таковы пары негативное самопредъявление -демонстративный нигилизм , позитивное самопредъявление — гиперсоциальность , уход от деятельности — психологическая инкапсуляция .В других случаях это соотношение не столь однозначно. В парах хроническая неуспешность — тотальный регресс , социальная дезориентация -отверженность , семейная изоляция — групповая изоляция подростковый синдром является не прямым продолжением предшествующего варианта развития, а типичным (но не обязательным) «осложнением» предшествовавшего синдрома.

    Во всех описанных случаях смена синдромов не является автоматическим следствием взросления ребенка. Иногда синдром, типичный, вообще говоря, для дошкольного или младшего школьного возраста, может сохраняться на протяжении подросткового юношеского возрастов (или даже впервые возникнуть в одном из этих возрастных периодов). Иногда, напротив, «подростковый» синдром может сложиться же в младшем школьном возрасте.

    Вместе с тем, анализ приведенных описаний психологических синдромов показывает, что имеется общее типологическое различие между синдромами младшего школьного и подросткового возрастов. Психологические синдромы младшего школьного возраста определяют специфику процесса учения и вхождения ребенка в школу как социальный институт. Психологические особенности, характерные для того или иного синдрома воплощаются в особенностях позиции ребенка.

    Психологические синдромы подросткового возраста представляют собой различные формы построения системы социальных отношений ребенка с другими людьми. Психологическая представленность разных синдромов определяется различиями в само сознании подростков. Вследствие этого, психологические синдромы в подростковом возрасте значительно более интегративны, чем в младшем школьном, и охватывают личность в елом, во всем многообразии ее социальных связей и представлений о себе.

    Подростковые и юношеские синдромы не обязательно складываются на основе имевшихся ранее соответствующих синдромов младшего школьного возраста. Они могут (хотя это и не типично) возникнуть и на основе каких-либо других синдромов или же вообще появиться без предшествующего развития какого-либо психологического синдрома.

    Источник