Подготовка к школе детей с синдромом дауна урядницкая

Подготовка к школе детей с синдромом дауна урядницкая thumbnail

С 2009 года команда педагогов и психологов Даунсайд Ап реализует первый в России экспериментальный проект по подготовке к школе детей с синдромом Дауна. В рамках этого проекта уже седьмой учебный год проводятся регулярные занятия в группах по подготовке к школе, которые посещают ребятишки из Москвы и Подмосковья. Руководит этим направлением работы логопед Ирина Панфилова. Мы задали ей несколько вопросов.

– Ирина Анатольевна, родители ребятишек, которые готовились к школе в Даунсайд Ап, как правило, с большой благодарностью вспоминают эти занятия. В чем секрет?

Подготовка к школе детей с синдромом дауна урядницкая

– У нас работает междисциплинарная команда, которая учитывает особенности каждого ребенка в группе, поэтому занятия строятся с учетом индивидуальных возможностей детей. Отправной точкой при составлении программы занятий всегда является не то, чего ребенок не может и чему его необходимо научить, а то, что он умеет делать. Именно так, исходя из его возможностей, мы двигаемся дальше

– Можно ли сказать, что важными членами этой междисциплинарной команды по подготовке ребенка к школе являются и его родители?

– Так и есть. Родители – важное звено нашей совместной работы. Потому что составляют программу, реализуют ее, конечно, педагоги, но отрабатывать все навыки, закреплять их совершенно необходимо в домашних условиях. Родители учатся вместе с ребенком. Только в совместной деятельности с ребенком родители начинают замечать его сильные и слабые стороны.

– К сожалению, не во всех городах, а особенно поселках, у детей с синдромом Дауна есть возможность заниматься в таких группах, как в Даунсайд Ап. Между тем, среди родителей таких детей много людей вдумчивых, грамотных, а главное – очень желающих помочь своему малышу. Что они могут сделать, чтобы подготовить ребенка к школьной жизни?

– В первую очередь – добиваться у себя по месту жительства создания группы подготовки в школе для детей с особенностями развития. Сейчас на базе практически любого дошкольного учреждения есть такие группы для обычных дошкольников, однако не все дети с синдромом Дауна могут попасть туда и успешно выдержать темп занятий. Поэтому единственная возможность – сделать группы специально для них на базе одного какого-то детского сада или центра развития. Если будет создана такая группа из трех-пяти детей, то вполне можно брать за основу разработки Даунсайд Ап либо программы для специальных дошкольных учреждений – они тоже подойдут – и исходя из этого составить свою программу, по которой начинать работу. Это не так уж сложно, ведь и в Москве сначала группа подготовки к школе для ребятишек с синдромом работала только в стенах Даунсайд Ап. Но потом многие дошкольные учреждения, куда ходят такие дети, по нашему образцу начали открывать у себя подобные группы. Сегодня они уже делятся своим опытом, как и наш центр, в котором поводятся обучающие семинары для педагогов.

– А если создать такую группу по подготовке для детей с ОВЗ не удалось, может ли родитель сам заниматься дома со своим ребенком?

– Конечно, может. В 2012 году наработанный в Даунсайд Ап опыт по подготовке к школе был собран и оформлен в виде методического пособия под редакцией Н.А. Урядницкой, которое так и называется: «Подготовка к школе детей с синдромом Дауна». По идее, пособие рассчитано на специалистов: воспитателей, педагогов, логопедов, – однако им могут воспользоваться и родители. Там достаточно подробно расписано все, что мы делаем в группе. Кроме того, многие наши занятия мы снимаем на видео и выкладываем видеозаписи на своем портале, это тоже может помочь. Но сразу хочу сказать: важно не только наполнить ребенка знаниями, с которыми он пойдет в школу, но и интегрировать его в коллектив сверстников. Поэтому одной из важных целей группы подготовки к школе является социализация детей, а она возможна только в детском коллективе.

Подготовка к школе детей с синдромом дауна урядницкая

– Для начала, видимо, родителям придется самим «подковаться» в теории. Как это сделать?

– Если мама или папа решили самостоятельно взяться за такое сложное дело, как подготовка ребенка к школе, то для начала им совершенно необходимо прослушать курс семинаров для родителей. Такие семинары организуются и у нас в Даунсайд Ап, и на местах, в разных регионах. Если родители не могут их посещать, то надо воспользоваться хотя бы нашим информационным порталом DOWNSIDEUP.WIKI, где можно прослушать интерактивные семинары и лекции наших специалистов.

– С какого возраста нужно начинать целенаправленную подготовку к школе, как часто рекомендуется заниматься и какими материалами пользоваться?

Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания у людей

– Как правило, едва малыш пошел в детский сад, мы уже начинаем задумываться о школе. Но тут нужно понимать, что если мы будем сильно усердствовать в формировании учебных навыков, то к семи-восьми годам можем отбить у ребенка всякое желание пойти туда. Основной в этот период является игровая деятельность, и все учебные навыки должны даваться ребенку исключительно в игре, с учетом его интересов, мотивации, с большим количеством наглядных пособий. Сейчас и в книжных магазинах, и в интернете можно найти множество пособий для обучения счету, чтению и другим навыкам, необходимым в рамках подготовки к школе. Невозможно для всех порекомендовать какое-то одно из них, поскольку это должен быть индивидуальный выбор. Надо пробовать, подбирать, наблюдать, по каким материалам ребенку будет интереснее заниматься, какие пособия больше соответствуют зоне его ближайшего развития.

– Есть ли разница – готовить ребенка с синдромом Дауна к обучению в специализированной или в инклюзивной школе?

– Разница есть, и родители должны это понимать. Если родители решили отдать ребенка в коррекционную школу, то имеет смысл предварительно сходить туда и ознакомиться с программой начальной школы для специальных коррекционных учреждений. Если планируется посещение инклюзивной школы, родителям нужно заранее приобрести учебники, по которым будет учиться их ребенок, и понять, сможет ли он усвоить навыки, которые должны быть сформированы в течение учебного года. Общая программа для детей с синдромом Дауна бывает практически невыполнима, поэтому даже в инклюзивной школе они должны учиться по индивидуальной программе, составленной специалистами образовательного учреждения специально для каждого такого ученика с учетом его индивидуальных особенностей. И все же, если вы готовите ребенка к инклюзивной школе, значит, занятий должно быть больше, они должны быть более целенаправленными, дополняться посещением логопеда и дефектолога. Потому что темп усвоения программы в инклюзивной школе очень высокий. (Например, так называемый букварный период в коррекционной школе может растянуться чуть ли не на год, а в инклюзивной – уложиться в месяц-полтора. Чтобы ребенок с синдромом Дауна мог, пойдя в школу, меньше отставать от одноклассников, при подготовке к школе надо идти с опережением, давая ему определенный набор навыков. Первый год обучения в школе очень важен, и необходимо сделать все возможное, чтобы первый класс для ребенка прошел комфортно.) Вообще, школа – это достаточно жестко структурированная среда, поэтому мы рекомендуем детям с синдромом Дауна идти в школу не раньше восьми лет. Только к этому возрасту они начинают созревать, для того чтобы принять на себя роль ученика и вписаться в классно-урочную систему.

– Что все-таки важнее при оценке готовности к школе: психологические аспекты, базовые знания ребенка, его умение общаться со сверстниками, навыки самообслуживания?

– Зная истории многих семей, где воспитываются дети с синдромом Дауна, я вижу, что довольно часто при подготовке к школе родители делают упор на учебные навыки, не уделяя должного внимания самым простым бытовым вещам. Если ребенок не может самостоятельно открыть портфель и разложить тетради с учебниками на парте, переодеться, помыть руки, воспользоваться туалетом – все это будет сильно осложнять его нахождение в школе. Мы неоднократно сталкивались с такими случаями, и заканчивались они тем, что детей приходилось переводить на домашнее обучение. А для ребятишек с синдромом Дауна такая изоляция от социума нежелательна.

Подготовка к школе детей с синдромом дауна урядницкая

Источник

Подготовка к школе детей с синдромом Дауна

Паргачевская О.М., Общественная организация инвалидов «Даун Центр»

В нашем обществе живут «солнечные дети» – так принято называть детей с синдромом Дауна. Каждый семисотый ребенок на планете рождается с синдромом Дауна. В России ежегодно 2500 детей получают такой диагноз. Вопреки стереотипам, появление в семье особого ребенка не зависит от образа жизни родителей, их положения в обществе, возраста, страны или материка. Всему виной лишняя, 47-я хромосома в ДНК малыша. Таким детям, как правило, не нужны особые лекарства или специальное питание, синдром нельзя вылечить.Это такое заболевание, при котором характерна умственная отсталость и другие тяжелые заболевания, сопровождающие ребенка всю жизнь. Зато им всем постоянно необходимы развивающие занятия, начиная с самого раннего детства, а их родителям – квалифицированная поддержка и помощь. Детям с синдромом Дауна многое дается труднее, чем сверстникам, но при помощи специалистов большинство детей может научиться говорить, рисовать, писать, читать, пойти в детский сад и в школу, дружить, заниматься музыкой или спортом.

Читайте также:  Симптом никольского положительный при синдроме лайелла

Они вполне могут быть счастливыми детьми, но только с помощью любящих родителей, опытных специалистов и просто добрых людей вокруг. А счастливые дети лучше учатся, более восприимчивы к познавательному процессу, быстрее приспосабливаются к новым условиям социализации!

На современном этапе одной из важнейших задач образования в России является полноценное развитие ребёнка и осуществление наиболее

эффективных путей её достижения. Защита прав ребёнка на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится областью деятельности, в

которой тесно переплетаются интересы различных социальных институтов, различных специалистов, всего общества в целом.

В настоящее время дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Эти изменения обусловлены, несколькими важными

факторами: во-первых, медицинское обслуживание и услуги специалистов в области ранней помощи стали лучше. Во-вторых, у детей с СД сейчас

появилась возможность приобрести семейный и социальный опыт, более

близкий к общепринятому. В-третьих, в настоящее время у детей с особыми потребностями появилось больше возможностей для получения образования; и, наконец, меняется к лучшему отношение общества к подобным людям.

Современное состояние и перспективы развития образовательного

учреждения в огромной мере зависят от педагогов – от их научной и

методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников). Работа с такими детьми — дело, требующее специальных знаний и больших душевных, а также физических затрат.

Но далеко не всегда педагоги готовы обучать таких детей, а также сами ребята не всегда выдерживают испытание инклюзией. Внутри самих школ с появлением особых детей нередко возникают проблемы с их «принятием» в коллектив обычно развивающихся одноклассников.

Причины тому: недостаточная дошкольная подготовка особых

учеников, заметные уже в начальных классах нехватка базовых знаний,

недостаточная социализация, отсутствие навыков общения.

Поступление в школу – серьезное испытание для любого ребенка, тем более для ребенка с синдромом Дауна, и группа подготовки к школе, на мой взгляд, является обязательной ступенью, которая облегчает процесс адаптации к школьным требованиям и способствует более плавному и комфортному для ребенка вхождению в образовательный процесс. В подавляющем большинстве случаев дети с синдромом Дауна в семь лет не готовы поступать в школу, если не занимались в подготовительной группе, так как их особенности не позволят им быстро вписаться в школьный коллектив, поддерживать высокий темп обучения, принимать и выполнять все правила и нормы школьного процесса. Я считаю, что группа подготовки к школе служит для детей с синдромом Дауна прекрасным способом профилактики дезадаптации, которая может возникнуть при поступлении в школу, а так же способом коррекции имеющихся особенностей развития.

Основной целью подготовки ребенка с синдромом Дауна к школе является формирование у него принятия роли ученика, развитие навыков группового взаимодействия в жестко заданной структуре, формирование умения подчиняться правилам группы и учебного процесса. На этапе подготовки к школе интеллектуальное развитие ребенка должно не выходить на первый план, а просто учитываться и стимулироваться.

С 24 января2015 года в нашем «Даун-центре» открыли первый класс подготовки к школе, который находится на Чехова д.11-13. Занятия проходили два раза в неделю. Обучались шестеро детей.

А в этом учебном году занятия начались с октября. Занятия проходят один раз в неделю, по субботам. Три группы по возрасту:
1 группа — от 5до 6 лет. Занятия по 15 -20 мин. Дети учатся работать в классе, сидеть за партой, выполнять задания.
2 группа – от 7 до 8 лет. Занятия по 30 мин. Подготовка к школе.
3 группа – от 8 до 9 лет Занятия по 30- 45 мин. Поддержка для детей, которые пошли в первый класс.
Карту оценки готовности к школьному обучению ребенка с синдромом Дауна я брала с методического пособия с «Даунсайд Ап».

Работа, которая ведется в Центре ранней помощи в Москве, уже апробирована и занимаются этой работой несколько специалистов, т.е. целая команда, и еще совместно с детским садом. У них есть наглядные пособия, оборудование к урокам, т.е. всё для успешной работы. А у нас, к сожалению пока, все на начальной стадии.

У наших родителей пока такой организованности нет, т.е. ходят по желанию, по возможности.

Первый месяц ребята адаптировались, знакомились со школьными правилами, учились как себя вести на уроке, работать коллективно.
А еще мы берем на наши занятия обычных детишек, которые помогают быстрее адаптироваться нашим солнышкам, это братья, сёстры солнечных ребят.
В нашей школе работают два преподавателя, один ведет урок, другой в роли тьютора. Потом меняемся.
1 урок. Обучение грамоте, письмо, окружающий мир.
Перемена.
2 урок. Математика, окружающий мир.

Читайте также:  Лечение периферического вестибулярного синдрома у собаки

Мы используем разные методики обучения, но за основу берем практический опыт работы группы подготовки к школе, занятия которой проходили в Центре ранней помощи «Даунсайд Ап», используя методическое пособие. А по обучению грамоте используем Букварь Жуковой Н.С.

Наша общественная организация действует на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И к нам на занятия приезжают ребятас родителями не только из дальних районов, но из области тоже. На наших занятиях по подготовки к школе ребята учатся сидеть за партой, поднимать руку, слушать, отвечать, работать на доске, общаться со своими сверстниками.Уроки проходят по 30 — 40 минут, как в обычной школе. Работоспособность детей в течение 35–40 минут поддерживаем частой сменой видов деятельности и проведением физкультурных минуток в середине каждого урока. Есть перемена и школьный звонок. На перемене и перед уроками ребята играют в игровой комнате. Родители ждут детей после занятий у двери «класса».

Есть дети очень сложные, которые только начинают потихоньку на контакт идти. Есть девочка, которая даже боялась заходить в класс. Сейчас она может сидеть на занятиях и работать с помощью тьютора, и ей нужно все равно походить и что-то взять. И еще у меня есть в одной группе ребенок аутист. С ребятишками 5-6 лет, мне очень нравится заниматься, они проще идут на контакт и работать стараются, но они еще пока не адаптировались, приходят испуганными, а только потом включаются в работу.

Проводим так же внеклассные мероприятия. В мае мы поставили сказку «Теремок», где участвовали солнечные и обычные дети. Кто-то рассказывал сам за своего героя, а кто-то просто открывал рот и выполнял действия, изображая своего персонажа. В середине октября совместно с родителями готовили салат «Винегрет», после изучения темы «Овощи». Ребята сами резали овощи, конечно под присмотром родителей, мешали и украшали зеленью. И еще отметили день рождение двух девочек, задували свечи на торте, угощались разными вкусностями и пели песни. Все ушли домой довольные как дети, так и родители. Совместная деятельность родителей с детьми очень укрепляет связь и делает любое мероприятие интересным. Поддержка родителей формирует в малыше самостоятельность, отсутствие тревожности. При выполнении нового задания поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности. А активная деятельность ребенка способствует формированию мотивации к познанию, к творчеству.

Опираясь на сильные стороны в обучении детей с синдромом Дауна, можно наиболее успешно спланировать учебный процесс и содержание учебного материала. Прежде всего следует отметить, что детям с синдромом Дауна присущи относительно хорошее зрительное восприятие, зрительная память и способность к наглядному обучению, поэтому на занятиях необходимо использовать наглядную опору – демонстрационный, раздаточный материал, видео презентации, познавательные фильмы.

К числу сильных сторон детей с синдромом Дауна относятся также хорошая способность к подражанию, умение учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение, что позволяет использовать на занятиях действия по подражанию и по образцу. В качестве хорошего объяснения, которое усваивает ребенок с синдромом Дауна, подчас может выступать совмещенное действие. Хорошо работают приемы произнесения ответов детьми вместе с педагогом хором и индивидуально, а так же по образцу.

Демонстрационные и раздаточные материалы, используемые на уроках, должны быть максимально разнообразны.

При построении занятий также необходимо учитывать основные методические принципы обучения детей с нарушением интеллекта: игровую форму обучения; смену видов деятельности; доступность и повторяемость программного материала; обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия. При обучении детей с синдромом Дауна требуется большое количество упражнений, повторений, но эти повторения не должны быть однообразными. Они проводятся на разном материале, в различных игровых и жизненных ситуациях, в разном оформлении. Игровая форма оживляет многочисленные повторения и позволяет сохранить у детей интерес и мотивацию к их выполнению.

Очень хотелось, чтобы еще были дополнительные уроки: музыка, физкультура, рисование, труд, занятия с психологом.
Одному учителю очень тяжело, поэтому нужна команда творческих преподавателей, желающих работать!

Методическое пособие / под общ.ред. Н.А. Урядницкой. Подготовка к школе детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. – 218 с.

Источник