Подготовка детей с синдромом дауна к школе
Подготовка к школе детей с синдромом Дауна
Паргачевская О.М., Общественная организация инвалидов «Даун Центр»
В нашем обществе живут «солнечные дети» – так принято называть детей с синдромом Дауна. Каждый семисотый ребенок на планете рождается с синдромом Дауна. В России ежегодно 2500 детей получают такой диагноз. Вопреки стереотипам, появление в семье особого ребенка не зависит от образа жизни родителей, их положения в обществе, возраста, страны или материка. Всему виной лишняя, 47-я хромосома в ДНК малыша. Таким детям, как правило, не нужны особые лекарства или специальное питание, синдром нельзя вылечить.Это такое заболевание, при котором характерна умственная отсталость и другие тяжелые заболевания, сопровождающие ребенка всю жизнь. Зато им всем постоянно необходимы развивающие занятия, начиная с самого раннего детства, а их родителям – квалифицированная поддержка и помощь. Детям с синдромом Дауна многое дается труднее, чем сверстникам, но при помощи специалистов большинство детей может научиться говорить, рисовать, писать, читать, пойти в детский сад и в школу, дружить, заниматься музыкой или спортом.
Они вполне могут быть счастливыми детьми, но только с помощью любящих родителей, опытных специалистов и просто добрых людей вокруг. А счастливые дети лучше учатся, более восприимчивы к познавательному процессу, быстрее приспосабливаются к новым условиям социализации!
На современном этапе одной из важнейших задач образования в России является полноценное развитие ребёнка и осуществление наиболее
эффективных путей её достижения. Защита прав ребёнка на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится областью деятельности, в
которой тесно переплетаются интересы различных социальных институтов, различных специалистов, всего общества в целом.
В настоящее время дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Эти изменения обусловлены, несколькими важными
факторами: во-первых, медицинское обслуживание и услуги специалистов в области ранней помощи стали лучше. Во-вторых, у детей с СД сейчас
появилась возможность приобрести семейный и социальный опыт, более
близкий к общепринятому. В-третьих, в настоящее время у детей с особыми потребностями появилось больше возможностей для получения образования; и, наконец, меняется к лучшему отношение общества к подобным людям.
Современное состояние и перспективы развития образовательного
учреждения в огромной мере зависят от педагогов – от их научной и
методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников). Работа с такими детьми — дело, требующее специальных знаний и больших душевных, а также физических затрат.
Но далеко не всегда педагоги готовы обучать таких детей, а также сами ребята не всегда выдерживают испытание инклюзией. Внутри самих школ с появлением особых детей нередко возникают проблемы с их «принятием» в коллектив обычно развивающихся одноклассников.
Причины тому: недостаточная дошкольная подготовка особых
учеников, заметные уже в начальных классах нехватка базовых знаний,
недостаточная социализация, отсутствие навыков общения.
Поступление в школу – серьезное испытание для любого ребенка, тем более для ребенка с синдромом Дауна, и группа подготовки к школе, на мой взгляд, является обязательной ступенью, которая облегчает процесс адаптации к школьным требованиям и способствует более плавному и комфортному для ребенка вхождению в образовательный процесс. В подавляющем большинстве случаев дети с синдромом Дауна в семь лет не готовы поступать в школу, если не занимались в подготовительной группе, так как их особенности не позволят им быстро вписаться в школьный коллектив, поддерживать высокий темп обучения, принимать и выполнять все правила и нормы школьного процесса. Я считаю, что группа подготовки к школе служит для детей с синдромом Дауна прекрасным способом профилактики дезадаптации, которая может возникнуть при поступлении в школу, а так же способом коррекции имеющихся особенностей развития.
Основной целью подготовки ребенка с синдромом Дауна к школе является формирование у него принятия роли ученика, развитие навыков группового взаимодействия в жестко заданной структуре, формирование умения подчиняться правилам группы и учебного процесса. На этапе подготовки к школе интеллектуальное развитие ребенка должно не выходить на первый план, а просто учитываться и стимулироваться.
С 24 января2015 года в нашем «Даун-центре» открыли первый класс подготовки к школе, который находится на Чехова д.11-13. Занятия проходили два раза в неделю. Обучались шестеро детей.
А в этом учебном году занятия начались с октября. Занятия проходят один раз в неделю, по субботам. Три группы по возрасту:
1 группа — от 5до 6 лет. Занятия по 15 -20 мин. Дети учатся работать в классе, сидеть за партой, выполнять задания.
2 группа – от 7 до 8 лет. Занятия по 30 мин. Подготовка к школе.
3 группа – от 8 до 9 лет Занятия по 30- 45 мин. Поддержка для детей, которые пошли в первый класс.
Карту оценки готовности к школьному обучению ребенка с синдромом Дауна я брала с методического пособия с «Даунсайд Ап».
Работа, которая ведется в Центре ранней помощи в Москве, уже апробирована и занимаются этой работой несколько специалистов, т.е. целая команда, и еще совместно с детским садом. У них есть наглядные пособия, оборудование к урокам, т.е. всё для успешной работы. А у нас, к сожалению пока, все на начальной стадии.
У наших родителей пока такой организованности нет, т.е. ходят по желанию, по возможности.
Первый месяц ребята адаптировались, знакомились со школьными правилами, учились как себя вести на уроке, работать коллективно.
А еще мы берем на наши занятия обычных детишек, которые помогают быстрее адаптироваться нашим солнышкам, это братья, сёстры солнечных ребят.
В нашей школе работают два преподавателя, один ведет урок, другой в роли тьютора. Потом меняемся.
1 урок. Обучение грамоте, письмо, окружающий мир.
Перемена.
2 урок. Математика, окружающий мир.
Мы используем разные методики обучения, но за основу берем практический опыт работы группы подготовки к школе, занятия которой проходили в Центре ранней помощи «Даунсайд Ап», используя методическое пособие. А по обучению грамоте используем Букварь Жуковой Н.С.
Наша общественная организация действует на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И к нам на занятия приезжают ребятас родителями не только из дальних районов, но из области тоже. На наших занятиях по подготовки к школе ребята учатся сидеть за партой, поднимать руку, слушать, отвечать, работать на доске, общаться со своими сверстниками.Уроки проходят по 30 — 40 минут, как в обычной школе. Работоспособность детей в течение 35–40 минут поддерживаем частой сменой видов деятельности и проведением физкультурных минуток в середине каждого урока. Есть перемена и школьный звонок. На перемене и перед уроками ребята играют в игровой комнате. Родители ждут детей после занятий у двери «класса».
Есть дети очень сложные, которые только начинают потихоньку на контакт идти. Есть девочка, которая даже боялась заходить в класс. Сейчас она может сидеть на занятиях и работать с помощью тьютора, и ей нужно все равно походить и что-то взять. И еще у меня есть в одной группе ребенок аутист. С ребятишками 5-6 лет, мне очень нравится заниматься, они проще идут на контакт и работать стараются, но они еще пока не адаптировались, приходят испуганными, а только потом включаются в работу.
Проводим так же внеклассные мероприятия. В мае мы поставили сказку «Теремок», где участвовали солнечные и обычные дети. Кто-то рассказывал сам за своего героя, а кто-то просто открывал рот и выполнял действия, изображая своего персонажа. В середине октября совместно с родителями готовили салат «Винегрет», после изучения темы «Овощи». Ребята сами резали овощи, конечно под присмотром родителей, мешали и украшали зеленью. И еще отметили день рождение двух девочек, задували свечи на торте, угощались разными вкусностями и пели песни. Все ушли домой довольные как дети, так и родители. Совместная деятельность родителей с детьми очень укрепляет связь и делает любое мероприятие интересным. Поддержка родителей формирует в малыше самостоятельность, отсутствие тревожности. При выполнении нового задания поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности. А активная деятельность ребенка способствует формированию мотивации к познанию, к творчеству.
Опираясь на сильные стороны в обучении детей с синдромом Дауна, можно наиболее успешно спланировать учебный процесс и содержание учебного материала. Прежде всего следует отметить, что детям с синдромом Дауна присущи относительно хорошее зрительное восприятие, зрительная память и способность к наглядному обучению, поэтому на занятиях необходимо использовать наглядную опору – демонстрационный, раздаточный материал, видео презентации, познавательные фильмы.
К числу сильных сторон детей с синдромом Дауна относятся также хорошая способность к подражанию, умение учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение, что позволяет использовать на занятиях действия по подражанию и по образцу. В качестве хорошего объяснения, которое усваивает ребенок с синдромом Дауна, подчас может выступать совмещенное действие. Хорошо работают приемы произнесения ответов детьми вместе с педагогом хором и индивидуально, а так же по образцу.
Демонстрационные и раздаточные материалы, используемые на уроках, должны быть максимально разнообразны.
При построении занятий также необходимо учитывать основные методические принципы обучения детей с нарушением интеллекта: игровую форму обучения; смену видов деятельности; доступность и повторяемость программного материала; обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия. При обучении детей с синдромом Дауна требуется большое количество упражнений, повторений, но эти повторения не должны быть однообразными. Они проводятся на разном материале, в различных игровых и жизненных ситуациях, в разном оформлении. Игровая форма оживляет многочисленные повторения и позволяет сохранить у детей интерес и мотивацию к их выполнению.
Очень хотелось, чтобы еще были дополнительные уроки: музыка, физкультура, рисование, труд, занятия с психологом.
Одному учителю очень тяжело, поэтому нужна команда творческих преподавателей, желающих работать!
Методическое пособие / под общ.ред. Н.А. Урядницкой. Подготовка к школе детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. – 218 с.
Источник
Как правильно подготовить ребенка к школе, научить считать, читать и писать, ведь в школе непросто учиться даже обычному ребенку, а тем более ребенку с особенностями развития? Подобные вопросы обычно задают педагогам и психологам Даунсайд Ап родители детей шести-семилетнего возраста. И чем меньше времени остается до начала школьной поры, тем чаще они выходят на первый план в череде родительских тревог.
Пытаясь найти ответы на эти и многие другие «школьные» вопросы, Даунсайд Ап в 2009 году в рамках российско-британского гранта организовал первый в России экспериментальный проект по подготовке к школе детей с синдромом Дауна. До этого подготовкой наших ребят к школе в России практически никто не занимался (за исключением, может быть, некоторых групп, где обучали детей с разными отклонениями в развитии).
Эксперимент построен таким образом, что в течение первых двух лет проводится практическая работа по подготовке к школе групп детей с синдромом Дауна, во время которой специалистами-педагогами нарабатывается и апробируется методический и практический материал по данной теме. А в течение третьего года наработанный опыт суммируется и, в конечном счете, выливается в методические рекомендации для воспитателей, педагогов, логопедов и других специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна в России.
Приступая к реализации проекта, мы (команда педагогов и психологов Даунсайд Ап) ставили перед собой несколько практических целей. Первая – социальная: познакомить детей со спецификой школьной жизни, снять страх перед незнакомыми видами деятельности, которые предлагает школа, перед новыми правилами, которые она диктует. На наших занятиях мы учим ребят готовиться к уроку, поднимать руку и отвечать у доски, слушать учителя, выполнять задания. Учим общаться в организованном и жестко структурированном детском коллективе и самостоятельно, без помощи родителей, устанавливать отношения с педагогами и одноклассниками. Вторая наша цель – обучающая. На уроках ребята знакомятся с основами чтения и письма, элементарными математическими представлениями, развивают внимание, память, мышление.
В этом году в группе по подготовке к школе в Даунсайд Ап занимаются 9 детей с синдромом Дауна шести-семи лет. Те ребята, которые начали посещать занятия в 2009 году, уже выпущены в коррекционные и инклюзивные школы Москвы, а остальные составили костяк нынешней группы.
Занятия начинаются обычно в 10.30 утра и продолжаются примерно до 14 часов дня. То есть всего за 3,5 часа мы успеваем позаниматься математикой, чтением, письмом, творческой деятельностью. Кроме того, в структуру занятия включены подвижные игры, музыкально-ритмические упражнения и такая уникальная форма занятия, как круг.
Итак, звенит звонок, наши ученики с портфелями заходят в класс, достают тетрадки и пеналы и садятся в круг. Здесь имеется возможность в свободной форме пообщаться между собой и с педагогами, настроиться на предстоящий урок. Ребята узнают друг друга по фото, с удовольствием читают свои имена на плакате и подбирают к ним фотографии, беседуют о погоде, любимых игрушках и развлечениях. После чего все встают, берутся за руки и играют в простые, всем знакомые народные игры: «Колечко, колечко», «Золотые ворота», «Пошла коза по лесу».
После круга обычно идут два урока: обучение чтению и письму, математика. По продолжительности они не превышают 30 минут и чередуются каждую неделю. На уроке чтения знакомимся с буквами, читаем слоги и слова. За прошедшие почти два года ребята изучили все буквы, многие читают слова по слогам и могут написать свое имя, но пока еще есть сложности в правильном построении фразы, им также трудно беседовать на свободные темы.
Между первым и вторым уроком есть, как и в школе, переменка, на которой мы играем в «классики», ходим по дорожкам с препятствиями, водим хороводы, играем в мяч.
На уроке математики изучаем цифры, учимся считать, знакомимся с понятиями «право», «лево», «верх», «низ», представлениями о длине, ширине, высоте. К примеру, мы можем попросить ребят нарисовать солнце в правом верхнем углу листа, а цветок – в левом нижнем, посчитать, сколько маленьких матрешек спряталось в одной большой. Кроме традиционных методик, используются и новые зарубежные наработки. Так, хорошо зарекомендовало себя недавно опробованное нами английское пособие «Нумикон», позволяющее получить наглядные представления о числе и количестве, цвете, форме, размере.
После основных двух уроков дети обязательно занимаются творчеством, много рисуют красками, восковыми мелками, лепят из пластилина, делают необычные аппликации. Всем очень нравится сам процесс творчества, но важна и оценка родителей. Многие работы, которые мы делали на занятиях, ребята уносят домой, а некоторые из них украшают стены нашего центра.
Ближе к концу учебного дня появляется возможность перекусить. За обедом совершенствуются навыки самостоятельной еды, а мы помогаем не забывать о необходимости есть правильно, убирать за собой посуду. Ребята учатся пользоваться ножом, режут овощи и фрукты для салатов, которые затем сами же и съедают. Они наблюдают за приготовлением супа, называют все овощи, которые кладут в кастрюлю, а затем, помешивая ложкой, повторяют пройденное.
После обеда – последняя часть занятия, логоритмика, где мы поем песни с жестами, знакомимся с музыкальными инструментами, учимся различать их звучание на слух.
Затем родители получают домашнее задание, узнают, чем занимались ребята на уроке, получают советы педагогов, как лучше дома закрепить пройденное. За прошедшие полтора года стала очевидна большая включенность родителей в работу этой группы. Они интересуются успехами своих детей, участвуют в психологической группе, посещают музеи в рамках нашего проекта вместе со своими детьми.
Завершается трудовой день своеобразным ритуалом, когда ребята с родителями и педагогами садятся в круг и все вместе задувают свечу, что демонстрирует окончание занятий.
Как видим, учебный день наш достаточно насыщен, ребята трудятся и, понятно, устают, поэтому так важна продуманная структура занятия, чтобы частая смена видов деятельности позволяла ученикам оставаться в тонусе на протяжении всего учебного времени. Мы стараемся заинтересовать ребят, повысить их мотивацию к учебе и, пока их интерес не ослаб, сделать на уроке как можно больше. Но, как и в любой работе, есть и свои сложности. Так, некоторые наши ученики склонны к упрямству, их бывает не так-то просто привлечь к конструктивной работе на уроке. Есть ребята со сложностями в понимании устной речи. А иногда самому педагогу трудно понять, не хочет ребенок отвечать или просто не понимает обращенного к нему вопроса. Из-за слабого здоровья и быстрой утомляемости многие наши ученики не сидят, а лежат за партами во время урока, а в момент «перегрева» могут просто встать с места, чтобы побегать или поиграть.
Вот в рамках нашей небольшой экспериментальной группы мы и ищем удачные педагогические приемы, нарабатываем опыт, порой ошибаемся – и учимся на своих же ошибках. Не ставится цель подготовить к школе всех детей с синдромом Дауна в России. Мы лишь хотим описать наш опыт работы и, если получится, донести его до тех специалистов, которые будут работать с нашими детьми в детских садах или школах. Хочется помочь родителям не бояться школы и продуктивно готовиться к ней, а педагогам – понять, с чего же начинать работу с особенным ребенком, как его обучать, плавно и безболезненно подвести к непростой школьной жизни. Тем более что первые результаты нашего эксперимента говорят о том, что многие школьные трудности ребят с синдромом Дауна, – такие как страх, незнание школьных правил, неумение или нежелание общаться, – можно вполне успешно преодолеть еще перед школой.
Источник
С 2009 года команда педагогов и психологов Даунсайд Ап реализует первый в России экспериментальный проект по подготовке к школе детей с синдромом Дауна. В рамках этого проекта уже седьмой учебный год проводятся регулярные занятия в группах по подготовке к школе, которые посещают ребятишки из Москвы и Подмосковья. Руководит этим направлением работы логопед Ирина Панфилова. Мы задали ей несколько вопросов.
– Ирина Анатольевна, родители ребятишек, которые готовились к школе в Даунсайд Ап, как правило, с большой благодарностью вспоминают эти занятия. В чем секрет?
– У нас работает междисциплинарная команда, которая учитывает особенности каждого ребенка в группе, поэтому занятия строятся с учетом индивидуальных возможностей детей. Отправной точкой при составлении программы занятий всегда является не то, чего ребенок не может и чему его необходимо научить, а то, что он умеет делать. Именно так, исходя из его возможностей, мы двигаемся дальше
– Можно ли сказать, что важными членами этой междисциплинарной команды по подготовке ребенка к школе являются и его родители?
– Так и есть. Родители – важное звено нашей совместной работы. Потому что составляют программу, реализуют ее, конечно, педагоги, но отрабатывать все навыки, закреплять их совершенно необходимо в домашних условиях. Родители учатся вместе с ребенком. Только в совместной деятельности с ребенком родители начинают замечать его сильные и слабые стороны.
– К сожалению, не во всех городах, а особенно поселках, у детей с синдромом Дауна есть возможность заниматься в таких группах, как в Даунсайд Ап. Между тем, среди родителей таких детей много людей вдумчивых, грамотных, а главное – очень желающих помочь своему малышу. Что они могут сделать, чтобы подготовить ребенка к школьной жизни?
– В первую очередь – добиваться у себя по месту жительства создания группы подготовки в школе для детей с особенностями развития. Сейчас на базе практически любого дошкольного учреждения есть такие группы для обычных дошкольников, однако не все дети с синдромом Дауна могут попасть туда и успешно выдержать темп занятий. Поэтому единственная возможность – сделать группы специально для них на базе одного какого-то детского сада или центра развития. Если будет создана такая группа из трех-пяти детей, то вполне можно брать за основу разработки Даунсайд Ап либо программы для специальных дошкольных учреждений – они тоже подойдут – и исходя из этого составить свою программу, по которой начинать работу. Это не так уж сложно, ведь и в Москве сначала группа подготовки к школе для ребятишек с синдромом работала только в стенах Даунсайд Ап. Но потом многие дошкольные учреждения, куда ходят такие дети, по нашему образцу начали открывать у себя подобные группы. Сегодня они уже делятся своим опытом, как и наш центр, в котором поводятся обучающие семинары для педагогов.
– А если создать такую группу по подготовке для детей с ОВЗ не удалось, может ли родитель сам заниматься дома со своим ребенком?
– Конечно, может. В 2012 году наработанный в Даунсайд Ап опыт по подготовке к школе был собран и оформлен в виде методического пособия под редакцией Н.А. Урядницкой, которое так и называется: «Подготовка к школе детей с синдромом Дауна». По идее, пособие рассчитано на специалистов: воспитателей, педагогов, логопедов, – однако им могут воспользоваться и родители. Там достаточно подробно расписано все, что мы делаем в группе. Кроме того, многие наши занятия мы снимаем на видео и выкладываем видеозаписи на своем портале, это тоже может помочь. Но сразу хочу сказать: важно не только наполнить ребенка знаниями, с которыми он пойдет в школу, но и интегрировать его в коллектив сверстников. Поэтому одной из важных целей группы подготовки к школе является социализация детей, а она возможна только в детском коллективе.
– Для начала, видимо, родителям придется самим «подковаться» в теории. Как это сделать?
– Если мама или папа решили самостоятельно взяться за такое сложное дело, как подготовка ребенка к школе, то для начала им совершенно необходимо прослушать курс семинаров для родителей. Такие семинары организуются и у нас в Даунсайд Ап, и на местах, в разных регионах. Если родители не могут их посещать, то надо воспользоваться хотя бы нашим информационным порталом DOWNSIDEUP.WIKI, где можно прослушать интерактивные семинары и лекции наших специалистов.
– С какого возраста нужно начинать целенаправленную подготовку к школе, как часто рекомендуется заниматься и какими материалами пользоваться?
– Как правило, едва малыш пошел в детский сад, мы уже начинаем задумываться о школе. Но тут нужно понимать, что если мы будем сильно усердствовать в формировании учебных навыков, то к семи-восьми годам можем отбить у ребенка всякое желание пойти туда. Основной в этот период является игровая деятельность, и все учебные навыки должны даваться ребенку исключительно в игре, с учетом его интересов, мотивации, с большим количеством наглядных пособий. Сейчас и в книжных магазинах, и в интернете можно найти множество пособий для обучения счету, чтению и другим навыкам, необходимым в рамках подготовки к школе. Невозможно для всех порекомендовать какое-то одно из них, поскольку это должен быть индивидуальный выбор. Надо пробовать, подбирать, наблюдать, по каким материалам ребенку будет интереснее заниматься, какие пособия больше соответствуют зоне его ближайшего развития.
– Есть ли разница – готовить ребенка с синдромом Дауна к обучению в специализированной или в инклюзивной школе?
– Разница есть, и родители должны это понимать. Если родители решили отдать ребенка в коррекционную школу, то имеет смысл предварительно сходить туда и ознакомиться с программой начальной школы для специальных коррекционных учреждений. Если планируется посещение инклюзивной школы, родителям нужно заранее приобрести учебники, по которым будет учиться их ребенок, и понять, сможет ли он усвоить навыки, которые должны быть сформированы в течение учебного года. Общая программа для детей с синдромом Дауна бывает практически невыполнима, поэтому даже в инклюзивной школе они должны учиться по индивидуальной программе, составленной специалистами образовательного учреждения специально для каждого такого ученика с учетом его индивидуальных особенностей. И все же, если вы готовите ребенка к инклюзивной школе, значит, занятий должно быть больше, они должны быть более целенаправленными, дополняться посещением логопеда и дефектолога. Потому что темп усвоения программы в инклюзивной школе очень высокий. (Например, так называемый букварный период в коррекционной школе может растянуться чуть ли не на год, а в инклюзивной – уложиться в месяц-полтора. Чтобы ребенок с синдромом Дауна мог, пойдя в школу, меньше отставать от одноклассников, при подготовке к школе надо идти с опережением, давая ему определенный набор навыков. Первый год обучения в школе очень важен, и необходимо сделать все возможное, чтобы первый класс для ребенка прошел комфортно.) Вообще, школа – это достаточно жестко структурированная среда, поэтому мы рекомендуем детям с синдромом Дауна идти в школу не раньше восьми лет. Только к этому возрасту они начинают созревать, для того чтобы принять на себя роль ученика и вписаться в классно-урочную систему.
– Что все-таки важнее при оценке готовности к школе: психологические аспекты, базовые знания ребенка, его умение общаться со сверстниками, навыки самообслуживания?
– Зная истории многих семей, где воспитываются дети с синдромом Дауна, я вижу, что довольно часто при подготовке к школе родители делают упор на учебные навыки, не уделяя должного внимания самым простым бытовым вещам. Если ребенок не может самостоятельно открыть портфель и разложить тетради с учебниками на парте, переодеться, помыть руки, воспользоваться туалетом – все это будет сильно осложнять его нахождение в школе. Мы неоднократно сталкивались с такими случаями, и заканчивались они тем, что детей приходилось переводить на домашнее обучение. А для ребятишек с синдромом Дауна такая изоляция от социума нежелательна.
Источник