Почему дети рождаются с синдромом аутизма у детей

Почему дети рождаются с синдромом аутизма у детей thumbnail

аутизм

Учёные с большой тревогой отмечают, что за последние десятилетия количество детей, имеющих нарушения аутистического спектра, увеличилось: если в конце ХХ века такой диагноз ставился одному ребенку из тысячи, то сейчас это каждый 150-й малыш. Ведущая причина аутизма не выявлена, но существует много полностью и частично подтверждённых гипотез.

Кто такой аутист?

Это человек, имеющий иную картину мира и иное восприятие действительности. Аутисты:

  • не выносят шума;
  • не проявляют эмпатии к окружающим;
  • с трудом воспринимают устную речь, намного легче письменную;
  • предельно откровенны и прямодушны;
  • как правило, имеют выдающиеся математические и логические способности;
  • воспринимают сказанное буквально – сарказм и шутки им непонятны;
  • не любят прикосновений;
  • не смотрят людям в глаза;
  • имеют ограниченный круг интересов;
  • склонны к повторяющимся ритуальным действиям, которые приносят им чувство защищённости;
  • придерживаются жёсткого распорядка своей жизни и раз и навсегда заведённых привычек;
  • могут не отличать голос человека от других звуков;
  • в качестве реакции сопротивления новому у них возникает аутоагрессия, причём чувство предела отсутствует, и травмирующий опасный опыт не закрепляется.

Виды аутизма

ребенок аутистНа сегодняшний день учёные выделяют два типа аутизма:

  • 1 тип – врождённый, из чего следует, что причина аутизма носит генетический характер – этот тип встречается в 1 случае из 10000.
  • 2 тип – приобретенный. Ребенок рождается нормальным, но в возрасте от года до 2-х лет что-то происходит, и развивается регресс. Такое случается в 40 раз чаще, чем в первом случае, и частота увеличивается год от года.

Почему рождаются дети-аутисты?

На этот вопрос учёные пытаются найти ответ с 20-х годов ХХ века, именно тогда проводились первые исследования. Сегодня можно говорить о том, что причина заболевания – комплексная.

Генетические нарушения

синдром аутистаВ первую очередь была изучена генетика семей с детьми-аутистами.

Учёные взяли под наблюдение более тысячи семей, в которых было несколько здоровых детей и один болеющий аутизмом.

Оценка их ДНК производилась по образцам крови. Научные работники ставили перед собой задачу обнаружения дупликации или делеции разных участков ДНК.

Эпизодические, случайные и ненаследуемые копии на научном языке называются de Novo ВВК. Именно их и подвергли анализу, и выяснилось, что новые ВВК действительно превышают порог нормы у больных детей.

Было выявлено, что хромосома 7, отвечающая за социальность личности, у больных детей имела дупликации. Таким образом было доказано, что генный сбой влияет на развитие аутизма.

В ходе исследований была обнаружена существенная закономерность. Девочки более устойчивы к аутизму по генетическим причинам, чем мальчики.

Мелкие изменения в картине ДНК не приводят у девочек к развитию болезни, хотя могут вызывать незначительные отклонения в поведении, имеющие оттенок аутизма. Нужны действительно серьёзные генетические нарушения, чтобы родилась девочка, больная аутизмом. А вот мальчики, к сожалению, оказались гораздо более уязвимы даже перед небольшими отклонениями.

Таким образом, появилась доказательная база для разработки метода анализа генетических комбинаций, который с тех пор применяется для идентификации сети генов, пострадавших от редких изменений при аутизме.

Заболевания матери во время беременности

В процессе вынашивания плода любое заболевание матери может оставить негативный след на развитии ребёнка. Проводилось множество исследований факторов риска беременных женщин, и на первое место были выведены три основные причины дефицита или избытка гормонов, из-за которых рождаются дети-аутисты.

генетические нарушенияДефицит железа. Матери, чьи дети страдают аутизмом, в период внутриутробного развития малыша употребляли недостаточно железа.

Анемия беременных вызывает тканевую гипоксию и задержку развития ребёнка, а в самых тяжёлых случаях может привести и к перинатальной смертности.

Такие дети рождаются с дефицитом массы тела, у них более длительно протекает желтуха новорождённых, позже отпадает и медленнее заживает пуповина.

Но если это состояние хоть и с большим трудом, но корректируется, то задержка умственного и моторного развития ребёнка, рождённого от матери с железодефицитной анемией, непоправима.

Метаболические нарушения – ожирение, диабет (особенно инсулинозависимый) и гипертензия. Серьёзные сбои обмена веществ беременной женщины не могут не повлиять на развитие плода, в первую очередь в стадии развития его мозга. Было доказано, что данные нарушения несут огромную опасность для умственного развития будущего ребёнка. Для участниц исследования, которые употребляли нормальное количество питательных веществ с пищей и препаратами, риск аутизма у детей был ниже среднего.

Низкий иммунитет матери, вирусные заболевания. Одной из причин возникновения аутизма является сниженный иммунитет матери во время беременности. В цепочке нарушений, ведущей к аутизму у детей, важным моментом является здоровье матери, в частности ее иммунитет. Иммунитет плода не справляется с патогенами, атакующими организм матери, таким образом, повышается риск негативного воздействия на его мозг.

малышОсобенно опасны:

  • краснуха;
  • цитомегаловирус;
  • розеола;
  • варицелла (герпес-вирус 3 типа, или опоясывающий лишай);
  • герпес 2 типа;
  • герпес 6 типа.

В развитии и функционировании нервных процессов участвуют нейромедиаторы головного мозга. Вирусные процессы влияют на центральную нервную систему и её активность. У детей с диагностированным аутизмом оказывается чрезмерной выработка антител к основному белку миелина и белку нейронно-аксонных отростков.

Возраст матери старше 35 лет

поздние родыС возрастом возникает проблема зачатия и вынашивания ребенка в связи с ежегодным уменьшением количества яйцеклеток у женщин.

От момента рождения у женщины имеется около 500 тысяч яйцеклеток, и они ежемесячно теряются.

Дети, рождённые женщинами ближе к 40 годам, а также рождённые из положения ягодичного предлежания, в два раза чаще страдают от аутизма, доказали американские учёные университета Юты.

Кроме этого, исследователи утверждают, что чаще от аутизма страдает старший ребёнок. В первом случае риск появления аутизма в 1,6 раз больше, чем у детей, рожденных женщиной моложе 35 лет, а во втором случае, у нерожавших, риск увеличивается в 1,8 раз.

Если возраст любого супруга находится между 35 и 39 годами, риск рождения аутичного ребёнка увеличивается.

Если оба родителя находятся в возрасте более 35 лет, риск такой же, как и в случае, когда в этом возрасте только один из них. Однако, если один из родителей моложе 35 лет, а другой 40 лет и старше, дополнительный риск аутизма больше в случае, если матери больше 35 лет.

Поэтому женщинам старше 35 лет, желающим стать матерью, показано обследование до беременности и во время ее на пороки развития плода.

Но и ранние роды – тоже зона повышенного риска, так как организм молодой матери ещё полностью не созрел для продолжения рода.

Гормональный дисбаланс

новорожденныйДефицит адреналина и норадреналина. Недостаточная их выработка провоцирует разрушение психики ребёнка.

Родители наблюдают слабое эмоциональное реагирование на происходящее, отсутствие эмпатии к окружающим и заинтересованности в налаживании контакта со сверстниками, подавленное состояние.

Колебания окситоцина. Роль этого гормона в регуляции эстрального цикла, беременности и лактации хорошо известна.

Выявлено его участие в механизмах внимания, узнавании знакомых лиц, работе кратковременной памяти и социальном поведении. Соответственным образом проявляется и его дефицит.

Дефицит гормонов щитовидной железы во время беременности – в первую очередь тироксина. Гормон отвечает за миграцию клеток мозга во время развития эмбриона, а в будущем – за социальную адаптацию человека. Нехватка тироксина приводит к недоразвитию отдельных участков мозга.

Все эти данные вселяют надежду, что аутизм может быть скорректирован медикаментозно с помощью гормонов.

Плохая экология

плохая экологияИсследования на эту тему проводились неоднократно, и каждый раз подтверждалось, что воздух, перенасыщенный вредными выхлопами, приводит к патологии развития плода.

У лабораторных мышей в 3 раза увеличивались боковые желудочки мозга, что мешало развитию других его участков, а также возрастало количество глютамата в сером веществе.

Описываемый эффект имел худшие последствия для самцов, чем для самок.

Наблюдения за детьми из экологически неблагополучных районов подтверждают, что у них аутизм развивался намного чаще, чем у их сверстников, живущих в более чистых с точки зрения экологии районах.

Прививки и вакцинация

прививкаПротивники вакцинации убеждены, что существует прямая связь аутизма и прививок.

Они утверждают, что у многих детей проявления аутизма начались через некоторое время после прививки.

Вещество, которое обвиняют в появлении аутизма после вакцинации, называется тиомерсал.

По мнению противников вакцинации, тиомерсал токсичен для центральной нервной системы и провоцирует развитие аутизма.

В состав тиомерсала входит этил-ртуть. Однако это вещество выводится организмом достаточно быстро и не успевает повлиять на развитие ребенка.

В 1999 году производители вакцин договорились снизить количество тиомерсала в вакцинах до минимума, и постоянные проверки национального здоровья в развитых странах проводятся каждые несколько лет.

Запасы вакцин с тиомерсалом должны были подойти к концу в 2002 году.

Профилактика аутизма

Если в семье уже есть аутист, то шанс появления заболевания у второго ребёнка составляет до 18 %. Чтобы избежать этого, необходимо разумно отнестись к предстоящей беременности:

  • зачатие планировать на возраст 20-35 лет;
  • исключить алкоголь, курение, наркотики, контакт с пестицидами, тяжёлыми металлами, лакокрасочными изделиями;
  • не разогревать пищу в микроволновой печи в пластмассовых контейнерах;
  • уменьшить количество глютена, лактозы и глютамата натрия в пище;
  • заблаговременно пройти все необходимые обследования, в том числе типирование генов фолатного цикла, оценить уровень содержания в организме витаминов В и D;
  • исключить наличие различных инфекций, в первую очередь герпеса;
  • при выявлении инфекций или каких-либо других заболеваний (ревматоидного артрита и т. д.) проконсультироваться у специалиста и пройти курс терапии;
  • в период подготовки к зачатию и на протяжении беременности использовать витамины групп В и D;
  • во время беременности принимать Омега-3 ПНЖК, как минимум 300 мг Омега-3 ежедневно.

Заключение

Аутизм – тяжёлый диагноз, но не приговор. Известны случаи, когда люди-аутисты добивались невероятных высот – в частности, великий Альберт Эйнштейн. Но и простой человек с диагнозом аутизм может найти своё место в жизни и в достаточной степени адаптироваться в обществе. Однако ещё важнее следить за своим здоровьем, планируя ребёнка, чтобы тяжёлая участь обошла его стороной.

Источник

За последние десятилетие, редкое еще в середине прошлого столетия расстройство – аутизм, стало распространенным. И с каждым годом количество детей, у которых выявляются аутические черты, растет. Отчасти, это происходит благодаря изучению синдрома и улучшения методов диагностики. Но также – и из-за увеличения числа людей с таким отклонением.

Почти полстолетия ученые гадают, почему рождаются дети с аутизмом, каковы причины этого, от чего зависит будущее ментальное здоровье человека. Исследования, проводившиеся в клиниках мира, помогли выявить типичные факторы провоцирующие такое расстройство.

Это все, что оказывает влияние на формирование мозга. Точнее – той части ДНК и нервной системы, которые впоследствии отвечают за социализацию человека и формирование навыков, необходимых для общения.

Причины рождения детей с аутизмом

Аутизм известен давно, но почему дети рождаются с этим заболеванием, достоверно выяснено учеными не было. Сегодня установлены отдельные факторы, доказанно повышающие риск формирования аутических отклонений у плода, но сказать точно, почему рождаются аутичные дети, по какой конкретно причине, хотя бы в 50% случаев невозможно.

Выделяют распространенные факторы, повышающих шансы на развитие патологии.

Генетические нарушения

При исследовании этого вопроса проанализировали ДНК представителей 1000 семей с младенцами с аутичными чертами. Также в этих семьях были и здоровые дети.

У “особых” малышей выявлены ненаследуемые (приобретенные в процессе развития) дупликации гена в 7 хромосоме. Этот участок нашего жизненного кода как раз и отвечает за социализацию, взаимоотношения с представителями нашего вида.

Небольшие сбои приводят к проблемам, в основном, у мальчиков.

Тогда как девочки с таким дефектом, отклонения от нормы в области социальных навыков показывают гораздо реже. Однако появление дубликата, сбоя в генетической цепочке, далеко не каждый раз проявляется аутичными чертами, и не передается по наследству.

Плохие экологические условия

Еще одной частой причиной рождения аутичных детей считается плохая экология. Перенасыщенный вредными веществами воздух, зараженная земля и сточные воды приводят к патологии плода, если мать находится в этих условиях в первые месяцы беременности. На поздних сроках вынашивания также возможно появление патологий, но уже со стороны внутренних органов. А в самом начале страдает мозг.

Лабораторные исследования на мышах доказывают тезис о крайне сильном влиянии отравленной окружающей среды на вынашиваемое потомство, причем речь идет о тяжелых формах расстройства.

Исследуя, как часто рождаются аутисты в городах с не лучшей экологией, и сравнивая эти показатели со сверстниками из более благополучных районов, медики пришли к выводу, что место жительство матери также учитывается причиной рождения “особенных” детей. И опять же – выше шанс пострадать у мальчиков.

Так объясняется феномен, что у инженеров, работающих на химических производствах, рождаются аутисты чаще, чем у людей, выбравших безопасные профессии.

Гормональный дисбаланс

В периоде вынашивания крайне важно отслеживать гормональный уровень матери. Нехватка одних элементов и превалирование других влияют на формирование нового организма, его мозга.

Так, гормоны щитовидной железы, в частности – тироксин, влияют на миграцию клеток мозга эмбриона. А позже будут отвечать за социальную адаптацию нового человека.

Колебания окситоцина могут снизить способность к узнаванию лиц, работоспособность кратковременной памяти, ухудшить социализацию.

Дефицит адреналина и норадреналина приведет к социальной апатии, нежелании реагировать на происходящие вокруг события, отвлеченности от внешнего мира.

Это направление сейчас углубленно изучается.

Так как в ближайшем будущем врачи планируют снизить угрозу рождения больных детей за счет вовремя примененной гормональной терапии.

Болезни матери в период беременности

Еще одной причиной, почему рождаются дети-аутисты и от чего стоит всеми силами оберегаться, являются заболевания беременной женщины.

Опасными для психики и работы мозга потомства считаются:

  • Дефицит железа, анемия матери, которая слишком мало уделяла внимания своему состоянию в период беременности. Малокровие приводит к серьезным нарушениям в формировании нового организма, отставанию в развитии. Иногда – и смерти во младенчестве.
  • Нарушения метаболизма независимо от типа: ожирение, диабет, гипертензия. Подобные патологии сильно влияют на формирование мозга будущего малыша, потенциально снижая его интеллектуальные способности.
  • Вирусные инфекции и слабый иммунитет в целом. Для беременных опасны краснуха, герпес, розеола. В принципе, любой подхваченный вирус может нанести серьезный вред формирующейся нервной системе.

Из-за такого влияния на будущее здоровье детей, матерей, имеющих подобные проблемы со здоровьем, врачи предпочитают держать под пристальным контролем.

Некоторые исследования показывают, что возраст родителей также имеет значение.

Но утверждение, что при рождении первенца после 35 лет, риск у малыша получить отклонения в развитии мозга выше было оспорено.

Поводом к сомнениям стали условия исследований.

Не учитывалось, что матери проживают в разных социальных и экологических условиях, ведут разный образ жизни. Значит – невозможно выявить общую закономерность влияния только возраста родителей.

Отдельно стоит упомянуть недавно снова ставший актуальным вопрос: аутистами рождаются или становятся?

Расстройства аутического характера стоит рассматривать как врожденную предрасположенность. Которая может не проявиться никогда.

РАС любого вида не являются результатом изменения структуры головного мозга или его отравления. Никакой препарат, вакцина или воздействия другого типа в первые месяцы жизни, не способны вызывать болезнь. Это – мифы о расстройстве. Но спровоцировать развитие, проявление симптомов, при наличии предрасположенности у младенца, отравление вполне может.

Список использованной литературы

  1. Autis mrisk factors: genes, environment, and gene-environment interactions. Chaste P, Leboyer M. Dialogues Clin Neurosci. 2012 Sep;14(3):281-92. Review.
  2. Prenatal, perinatal, and postnatal factors associated with autism: A meta-analysis. Wang C, Geng H, Liu W, Zhang G. Medicine (Baltimore). 2017 May;96(18):e6696
  3. A new era for autism research, and for our journal. Pellicano L, Mandy W, Bölte S, Stahmer A, Lounds Taylor J, Mandell DS. Autism. 2018 Feb;22(2):82-83. doi: 10.1177/1362361317748556. Epub 2018 Jan 25.
  4. Очирова В.Б., Грибова М.О. Развитие ребенка: пути решения проблем на основе методологии системно-векторной психологии Юрия Бурлана // Актуальные вопросы психологии: Материалы IV Международной научно-практической конференции. 30 апреля 2013 г.: Сборник научных трудов. — Краснодар, 2013. С. 88-90.

Источник

Содержание:

Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как смертельный приговор. Что это за загадочная болезнь, каковы причины развития и можно ли распознать ее на ранней стадии? Рассмотрим в данном материале.

Что такое аутизм?

Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.

Каковы причины развития заболевания?

В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:

  • ДЦП;
  • перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;
  • перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;
  • ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме);
  • наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.

Как воспринимает окружающий мир ребенок аутист?

При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.

Симптомы и признаки аутизма

Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:

  • при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);
  • не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;
  • не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;
  • проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;
  • не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно выразить, что он хочет;
  • часто устраивает истерики;
  • пассивен или, наоборот, гиперактивен;
  • не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.

Проявления детского аутизма: первые сигналы родителям

Для раннего аутизма характерно 4 основных клинических признака:

  • нарушение социального взаимодействия;
  • нарушение коммуникации;
  • стереотипное поведение;
  • ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).

Нарушение социального взаимодействия

Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.

Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.

Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.

Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.

Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.

Нарушение коммуникации

У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), все зависит от тяжести течения заболевания – при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами – кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она не связная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице, например, Маша спать, играть и т.д.

Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.

Стереотипное поведение

К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:

  • концентрация внимания на одном занятии – это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.
  • Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.
  • Повторение определенных движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.
  • Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.

Ранние симптомы аутизма у детей до года

Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.

Интеллект у ребенка с аутизмом

В зависимости от особенностей течения данного заболевания некоторые признаки аутизма могут проявляться и в интеллектуальном развитии ребенка. В большинстве случаев, у таких малышей заметна легкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают материал, не могут концентрировать внимание на уроках – все это вызвано наличием аномалий и дефектов головного мозга.

В том случае, когда аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или эпилепсией, то у ребенка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук – рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.

Существует такое понятие, как савантизм – это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.

Виды аутических расстройств

Самыми часто встречающимися видами аутических расстройств являются синдром Аспергера и синдром Ретта.

Синдром Аспергера

Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:

  • достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;
  • нормальные навыки речи, внятность речи;
  • наличие проблем с громкостью речи и интонацией;
  • проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;
  • нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;
  • эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.

Аутичный больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью. Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы необходимые условия развития и воспитания.

Синдром Ретта

Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме. Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1 случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга являются:

  • глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;
  • полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;
  • замедление роста головы после года;
  • утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;
  • частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;
  • ухудшение координации движений;
  • отсутствие речи.

Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.

Методы диагностики аутизма

Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

  • проведение тестов со специальными опросниками;
  • УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
  • ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
  • осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.

Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

Что видит взрослый?

Не является признаком

С высокой долей вероятности означает

Ребенок забывчив, невнимательный, несобранный, растерянный

Лень, игнорирование рекомендаций родителей, проявление непослушания

Непонимание, что от него хотят взрослые, реакция на стрессовую ситуацию, попытка уйти в себя

Не любит перемены, расстраивается при смене обстановки, предпочитает выполнять привычные монотонные действия, отказывается познавать что-то новое

Нежелание развиваться, проявление упертого характера, нежелание выполнять просьбы родителя

Неуверенность в своих силах, стрессовая реакция на перемены

Не хочет выполнять просьбы, проявляет агрессию или игнорирует обращение

Проявление эгоизма, желание всегда быть во главе и доминировать над взрослыми

Ему сложно понять предоставленную информацию

Легко отвлекается, избегает контакта глаза в глаза, раздражается от любых прикосновений или повышения голоса

Непослушание, гиперактивность, невнимательность

У него повышенная чувствительность к звукам, новым требованиям, смене обстановки

Можно ли вылечить аутизм?

Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи.

Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:

  • вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;
  • вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;
  • вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.

Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:

  • формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;
  • постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;
  • учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии;
  • вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;
  • учат играть в ролевые игры;
  • учат устанавливать эмоциональный контакт.

Поведенческое лечение аутизма у детей

Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период наблюдается за поведением аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и реакции больного на тот или иной раздражитель. После этого в индивидуальном порядке подбираются определенные стимулы, помогающие корректировать поведением ребенка. Для одних малышей таким стимулом является игрушка, для других – лакомство, для третьих – любимое развлечение. Такими поощрениями специалист подкрепляет желаемые реакции у ребенка, то есть, если он выполнил то, что от него требуется, то малыш получает свое поощрение. Таким образом, развивается контакт, закрепляются полученные навыки умений и действий, устраняются признаки поведенческих расстройств.

Логопедическое лечение

Независимо от степеней и видов аутизма у большинства детей все же отмечаются нарушениями речевого развития, что не дает пациентам н