Пиктограммы для детей с синдромом дауна

Пиктограммы для детей с синдромом дауна thumbnail

Неговорящие  дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым способствовать интеграции таких детей в социум.  

 Одним из направлений работы по социализации аутичных детей, является работа с пиктограммами (РЕСS) как  альтернативной системой коммуникации.

Неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации для того, чтобы общаться. И данным навыкам можно обучить с помощью  карточек РЕСS.

Несколько слов об этой программе и преимуществах ее использования:

1. РЕСS — это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.

2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.

3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его — благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена

Если в работе  сочетать элементы, способы, формы работы как по программе  PECS, так и по системе пиктограмм, которая представлена автором Баряевой Л. Б.,можно так же обучить навыкам коммуникации не только аутичных, но и неречевых детей с другими диагнозами.

Что же такое пиктограмма? Пиктограммами называют символические изображения, заменяющие слова.

 Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

— как средство временного общения, когда ребенок в перспективе может овладеть звуковой речью. В этом случае задача педагога, использующего метод пиктограммы,- сохранить у ребенка мотивацию и желание общаться.

— как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем.

Методика предполагает работу с пиктограммами, изображающими предметы (на голубом фоне) и действия с ними (на красном фоне), которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

Предлагаются следующие этапы обучения:

Ознакомление ребенка со знаком — символом и уточнение его понимания:

идентификация слова. Взрослый последовательно демонстрирует  ребенку пиктограммы. Предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый

выбор такой же пиктограммы из множества других.

конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета и произносит фразу, соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза.

выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктограмм той, которую назвал взрослый.

выбор из двух предложений, представленных пиктограммами того, которое назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:

— составить из пиктограмм пару.

  1ый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом /кукла – играть, яблоко – есть/

2ой вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет /пить – вода/

среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе /одежда/.

найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг – другу.

найти и исправить ошибку во фразе. Взрослый показывает пиктограммы фразы, содержащие ошибку и предлагает из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить ошибку.

3.Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа.

— дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других.

составить из пиктограмм фразу, произнесенную взрослым.

составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.

подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.

составить логическую цепочку.

Таким образом, невербальные средства общения предусматривают формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» /пиктограмма/ — обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Читайте также:  Синдром альпорта у детей лечение

Да, ребенок с пиктограммами выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается с помощью них  со сверстниками, и приобретает социальные  навыки, чем не общается вообще. И последнее, мы не знаем, на каком этапе у неговорящего ребенка разовьется разговорная речь — может через год, а может через два он научится произносить 2-3 слова, а может этого не произойдет никогда.  Но  мы не имеем никакого этического права оставить ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет или  не хочет, что он чувствует, что волнует его.

Литература.

  1. Баряева Л. Б. Знакомимся с окружающим миром: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста/ Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2007. – 63с.: ил.- (Дошкольник. Мир вокруг нас).
  2. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб./ Л.Г. Нуриева, — Изд.6-е, — М.: Теревинф, 2012.- 107с. – («Особый ребенок»).
  3. Фрост, Лори. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов/ Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011. – 416с.

Источник

Экологические и соцпроекты

Бизнес идея № 1835. Отличительный значок для детей с синдромом Дауна

Для многих людей тяжелая болезнь — это огромное горе, которое оставляет свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Они не способны его пережить, и это делает их жизнь пустой, бессмысленной и безрадостной. Другие же более сильные и решительные личности, приняв болезнь как данность, продолжают жить дальше вопреки всему и более того, она служит им стимулом для саморазвития и построения собственного бизнеса. Катя Хаузер (Katia Hauser) принадлежит как раз к таким людям, которые вызывают восхищение и уважение.

Она предприниматель и мама троих детей, один из которых имеет синдром Дауна. Рождение дочки Annaliese с этой болезнью перевернуло всю ее жизнь. Сначала было горе, потом боль, потом приятие и понимание, что совершенных детей не существует, и что ее любовь к ребенку абсолютно не зависит от несовершенства девочки.

Кате пришлось сидеть дома по уходу за больным ребенком, но именно в это время она переосмыслила жизненные ценности, поняла, что такое радость материнства, научилась получать удовольствие от жизни несмотря ни на что, и видеть картину в перспективе. Больной ребенок научил ценить такие важные вещи, как любовь, семью, здоровье и веру. По словам Кати, каждый член ее семьи стал лучше благодаря этому горю.

Кате хотелось рассказать всему миру, что она гордится тем, что она любящая мать ребенка с синдромом Дауна. Она стала искать идею по созданию особого отличительного значка для детей с синдромом Дауна. Сначала была идея с лентами, голубой и желтой. Но эта идея не была успешной. Мало кто хотел замечать разноцветные ленты. Идею для будущего отличительного значка подсказал муж Кати, он заставил ее вспомнить, как она впервые узнала о том, что ее ребенок имеет синдром Дауна. И Катя вспомнила, что это было особенное строение стопы- с большим промежутком между большим и вторым пальцем.

Решение пришло сразу. Катя сделала значок для детей с синдромом Дауна в виде стопы, и он сразу стал популярным, причем не только в родной стране, но и за рубежом. Люди стали присылать вместе с запросами на отличительный значок и фотографии стоп своих детей, они стали интересоваться информацией о синдроме Дауна и о детях, которые его имеют.

Катиному бизнесу всего один год. Это небольшая компания, в которой работают 2 сотрудника, одним из которых является сама Катя. На некоторые работы, такие как упаковка товара она привлекает сторонних работников, причем ищет сотрудников среди людей с синдромом Дауна.

Катя планирует расширять производство, и нанимать на работу еще больше людей с синдромом Дауна. Компания Down Syndrome Footprint выпукает отличительные значки в виде стопы для детей с синдромом Дауна, которые наносятся на кружки, одежду, магниты, машины и т.п. В этом году Катя получила звание Предприниматель Года (Entrepreneur of the Year) от Chippewa County Economic Development Corporation.

©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей

31.05.2010

Глухой чайный магазин. Как повысить социальный имидж привычных видов бизнеса

Глухой чайный магазин. Как повысить социальный имидж привычных видов бизнеса

В китайском городе Гуйян работает чайный магазин, на работу в котором трудоустраивают только глухих сотрудников. Проблем со слухом не имеет лишь один кассир.

Читайте также:  Сколько длится абстинентный синдром при отказе от алкоголя

Тренд “Устойчивость” или Sustainability

Тренд “Устойчивость” или Sustainability

Словами “устойчивый и  “устойчивость” в западной бизнес-среде сегодня принято заменять “экологичный” и “экологичность”. Зачем это нужно, и какие виды бизнеса стремятся назвать себя устойчивыми?

Вторая жизнь покрышек и бутылок. 20 новых бизнес-идей в сфере переработки

Вторая жизнь покрышек и бутылок. 20 новых бизнес-идей в сфере переработки

Эксперты считают, что к 2050 году количество пластика в океанах превысит количество рыб. Из-за грозящих миру катастроф стремительно возрастает роль экологических проектов и стартапов.

Тематическая радиостанция против засухи

Тематическая радиостанция против засухи

Как только ни борются с засухой в Калифорнии! Беречь воду калифорнийцев принуждает даже местная радиостанция под названием Water Lover’s Station, песни которой связаны только с тематикой воды.

Бизнес-тренд “Вело драйв-ин”: зеленый свет велосипедистам

Бизнес-тренд “Вело драйв-ин”: зеленый свет велосипедистам

Если владелец какого-либо пространства хочет с положительной стороны зарекомендовать себя в среде «современных и продвинутых», начинать нужно с велосипедов. Как сделать бизнес в духе «вело-френдли»?

Бизнес-тренд "Полезная одноразовость": 6 необычных одноразовых вещей

Бизнес-тренд «Полезная одноразовость»: 6 необычных одноразовых вещей

Одноразовые вещи — это необязательно пластиковые стаканчики или полиэтиленовые пакеты. Одноразовые предметы могут быть биоразлагаемыми, а создавать такие вещи считается трендом среди производителей.

Тренд: рестораны и супермаркеты продуктов второй свежести

Тренд: рестораны и супермаркеты продуктов второй свежести

о многих странах мира вокруг несвежих продуктов крутятся многие социальные проекты. Малоимущим еда достается бесплатно или почти задаром, а розничные сети находят способ реализовывать неликвид.

Экстремальный бизнес: 10 примеров бизнеса с опасными животными

Экстремальный бизнес: 10 примеров бизнеса с опасными животными

Люди согласны платить уже за то, чтобы лишь увидеть диких животных, а за возможность встречи с ними “на равных”  и вовсе готовы оставить состояние. Мы собрали 10 примеров бизнеса на опасных…

Тренд 5G: как бизнес готовится к новому поколению мобильной связи

Тренд 5G: как бизнес готовится к новому поколению мобильной связи

Подобно другим модным словам вроде “блокчейн”, различные компании теперь стремятся ухватиться за новый тренд — 5G. Цель проста — пропиариться и презентовать возможности новой технологии массам.

Тренд на бодипозитив: бизнес формата “овер сайз”

Тренд на бодипозитив: бизнес формата “овер сайз”

Бодипозитив — это не только публичные выходки полных феминисток, но еще и новый тренд в бизнесе, ориентированный на людей нестандартной фигуры и их потребности, которые раньше игнорировались.

Тренд “Рэп”: 8 примеров бизнеса, связанного с рэпом

Тренд “Рэп”: 8 примеров бизнеса, связанного с рэпом

Рэп-культура не могла не отразиться на бизнесе и окружающем нас мире. В этой подборке мы собрали необычные идеи бизнеса, связанные с рэпом и творчеством популярных рэперов.

15 необычных новогодних бизнес-идей

15 необычных новогодних бизнес-идей

Новогодний бизнес — это не только Дед Мороз со Снегуркой на заказ, но и много других интересных идей. Например, ледяные бары, шоколадные грузовики и даже… клуб противников Нового года.

Источник

19.01.2017

Коммуникация между людьми осуществляется при помощи: вербального общения (устной речи) либо невербального (жестов, мимики, телодвижений, символов).

Устная речь это сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Ее разделяют на:  импресcивную (сенсорную) речь –восприятие и понимание речи, и экспрессивную (моторную) речь – произнесение звуков речи самим человеком.

Очень часто общение с помощью устной речи у ребенка с синдромом Дауна происходит со значительными трудностями, и тогда ее дополняют альтернативными средствами общения, как правило,  жестами и пиктограммами.  Данные средства в общении с детьми с синдромом Дауна используют одновременно с устной речью, если же ребенок  не может владеть устной речью, тогда  оставшиеся альтернативные средства временно или навсегда ее полностью заменяют.

Роль невербальных средств общения для детей с синдромом Дауна очень значима. При неумении или неспособности использовать устную речь и неимении возможности донести свои мысли или выразить свои чувства другим может вызвать  у ребенка с синдромом Дауна скованность, неловкость, отчужденность, страх, враждебность. И наоборот  овладение такими средствами невербального общения, как жесты помогает  смягчить стрессовые ситуации, вызванные проблемами  общения. Использование жестов поможет ребенку с синдромом Дауна не только развить способность к коммуникации, но и пополнить словарный запас, получить определенные знания.

Чаще всего именно ладони и руки — это первые части тела, которыми начинает управлять маленький ребенок. Поэтому использование жестов возможно уже в самом раннем возрасте, даже с грудными детьми, что в будущем поможет сократить разрыв между импрессивной (пассивной) и экспрессивной (активной) речью ребенка.

Основные принципы  использования жестов, которые должны соблюдаться при работе с детьми с синдромом Дауна:

  • систематичность: жесты, которым обучен ребенок, должны использоваться в повседневной жизни регулярно;
  • конкретизация: один жест — одно понятие или действие;
  • ассоциативность: жест всегда должен синхронно подкрепляться словом;
  • общедоступность: всем окружающим, особенно близким ребенка, важно понимать жесты, которые использует ребенок, и реагировать на них.
Читайте также:  Коррекционные программы при синдроме дауна

При обучении жестовой коммуникации ребенка с синдромом Дауна обязательно нужно помнить:

  1. При обучении жесту обязательно побуждать ребенка произносить слова. При выполнении жеста взрослый должен «проговорить» его — произнести значение каждого  жеста. Также когда ребенок обращается с жестом к взрослому, последний должен прокомментировать его.
  2. Когда выполняется жест и одновременно произносится слово, нужно держать визуальный контакт с ребенком.
  3. При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь, а именно выполнить движения своими руками при этом взяв руки ребенка в свои, если ребенок не может сделать его сам.

В Центре Раннего Развития ВБО «Даун Синдром» специалисты используют систему  общепринятых и общедоступных жестов, которые могут быть понятны человеку не имеющего специального образования.

В основном это жесты рук, которые обозначают либо предмет, либо действие, которые имеют непосредственное отношение к ребенку.

На занятиях педагоги Центра изучают, а потом используют  жесты,  значение которых важно (интересно) для ребенка, вначале, это простые предметы (что ребенок чаще всего видит) и действия (что ребенок чаще всего делает).

жесты1  жесты2

Также для детей младшего возраста жесты используются не для всех слов, а только главных в предложении. Например, на вопрос : «Хочешь пить?» — используется жест «Пить», или, при утверждении : «Идем домой», используется только жест «Дом».

Постепенно ребенок освоит жесты, из которых он сможет выстроить небольшие фразы или предложения, например: «Пойдем туда». Просьба «Дай мне» выполняется несколькими жестами «Дай», «Мне»,  «Название предмета».

Свою оценку жестовой коммуникации, а также некоторые рекомендации по ее использованию дает логопед  Центра Раннего Развития ВБО «Даун Синдром», Ольга Мороз:

«В Центре Раннего развития мы активно используем  жесты, так как это средство коммуникации всегда доступно и всегда с ребенком. В основе жеста лежит движение различных частей тела: чаще всего рук и головы. В отличии  от  жестов, обычные телодвижения не несут в себе смысл (определенное значение), разве что улучшение физических характеристик определенного действия, и выполнение которых  можно сравнить с ЛФК. А главная особенность и важность жестов в том, что с помощью них ребенок с синдромом Дауна осознает, что может влиять на окружающих, меняя тем самым обстоятельства вокруг себя.

Дети, которые активно используют жесты, менее капризны, так как их просьбы понятны  для окружающих. Такой ребенок достаточно хорошо реализует себя в социальном плане (может сообщить о физиологических потребностях, обратиться с просьбой), что очень важно для психологического здоровья ребенка.  Также использование жестов способствует развитию  планирующей  функции речи, программированию высказывания во внутреннем плане.»

Практические советы родителям формирования жестовой среды для ребенка с синдромом Дауна:

  • Применяйте жесты в каждой жизненной ситуации: прием пищи, одевание, игра, прогулка.
  • Используйте жесты во время игры с ребенком. Очень полезны ролевые игры с использованием жестов:  «Доктор»,  «Магазин», «Дочки- матери». Собираясь читать или петь с ребенком, продумайте заранее, для каких слов вы будете использовать жесты.
  • Привлекайте к жестовой коммуникации  как можно больше людей из окружения  ребенка: родственников, друзей, соседей, вашего лечащего врача. Планируйте регулярные встречи для близких на которых вы будете обсуждать коммуникацию ребенка и учиться жестам сообща. Идеально,  когда неговорящий ребенок с синдромом Дауна растет в среде, где все его близкие люди могут использовать жесты.
  • Изготовьте специальные жестовые пособия: это может быть фотоальбом важных для ребенка людей и вещей с картинками или описанием соответствующих к ним жестов.  Жестовые плакаты или жестовые книги с разными темами, которые интересны ребенку. Ими  всегда можно воспользоваться, если кто-то забыл какой-нибудь жест.
  • Чем чаще Вы используйте жесты,  тем легче их выучить Вам и ребенку. Используйте жесты на часто повторяющиеся действия.
  • Не перегружайте ребенка информацией, изучайте жесты соответственно темпу Вашего ребенка (1 жест в день или 1 жест в неделю) и придерживайтесь его, и тогда интерес к коммуникации у ребенка  пересилит страх сделать ошибку.
  • Важно дать ребенку время, и он обязательно вступит  в жестовую коммуникацию.

И  помните о главном принципе взаимодействия с ребенком: «Учимся с радостью»!

Источник