Первой стадии синдрома профессионального выгорания

  

Управление персоналом »
Словарь » Эмоциональное выгорание. Стадии

Управление персоналом
Словарь-справочник

В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.

Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман представляет четыре стадии эмоционального выгорания.

Первая стадия — напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.

Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.

Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.

Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия — определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.

Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994), развитие синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности.

По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.

1. Предупреждающая фаза

а) Чрезмерное участие:

  • чрезмерная активность;
  • отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;
  • ограничение социальных контактов.

б) Истощение:

  • чувство усталости;
  • бессонница;
  • угроза несчастных случаев.

2. Снижение уровня собственного участия

а) По отношению к сотрудникам, пациентам:

  • потеря положительного восприятия коллег;
  • переход от помощи к надзору и контролю;
  • приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
  • доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.

б) По отношению к остальным окружающим:

  • отсутствие эмпатии;
  • безразличие;
  • циничные оценки.

в) По отношению к профессиональной деятельности:

  • нежелание выполнять свои обязанности;
  • искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;
  • акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

г) Возрастание требований:

  • потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
  • чувство переживания того, что другие люди используют тебя;
  • зависть.

3. Эмоциональные реакции

а) Депрессия:

  • постоянное чувство вины, снижение самооценки;
  • безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.

б) Агрессия:

  • защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
  • отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
  • подозрительность, конфликты с окружением.

4. Фаза деструктивного поведения

а) Сфера интеллекта:

  • снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;
  • ригидность мышления, отсутствие воображения.

б) Мотивационная сфера:

  • отсутствие собственной инициативы;
  • снижение эффективности деятельности;
  • выполнение заданий строго по инструкции.

в) Эмоционально-социальная сфера:

  • безразличие, избегание неформальных контактов;
  • отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;
  • избегание тем, связанных с работой;
  • самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета;

  • неспособность к релаксации в свободное время;
  • бессонница, сексуальные расстройства;
  • повышение давления, тахикардия, головные боли;
  • боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
  • зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

6. Разочарование и отрицательная жизненная установка;

  • чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
  • экзистенциальное отчаяние.

Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.

См. также:

Модели эмоционального выгорания,
Эмоциональное выгорание менеджеров

-C-

  • Сбалансированность рабочего места
  • Сенсорная депривация
  • Серый кардинал
  • Сетка менеджмента
  • Симптом механизма неудачи
  • Синдром эмоционального выгорания
  • Служебная субординация
  • Собеседование. Методики собеседования
  • Сопротивление изменениям
  • Социальная депривация
  • Социальное иждивенчество
  • Социально-психологический тренинг
  • Сплетни
  • Стадии развития коллектива
  • Стадии эмоционального выгорания
  • Стеклянный потолок
  • Стили общения
  • Стили руководства
  • Структурированное интервью
  • Структурное подразделение
  • Субкультура в организации

Вернуться к оглавлению »»»

Первой стадии синдрома профессионального выгорания

 

Источник

……….этот путь индивидуален…….

Следствием целостного
подхода к выгоранию стало понимание, что оно (как и любой кризис!) – это процесс,
который постепенно разворачивается во времени, и проходит определённые стадии
своего развития. Его динамику можно представить как путь, который специалист
может пройти вниз, — по лестнице отчуждения, в пропасть профессиональной
непригодности. Конечно, этот путь индивидуален. 

Более того, на каждой из
ступенек этой лестницы человек может остановиться, осмыслить ситуацию и
направить усилия на возвращение к себе и людям. 

Однако для того, чтобы Вы
смогли сделать это, надо представлять общую картину, увидеть особенности каждого
из основных «этапов пути»  (стадии или
фазы этого процесса).

Большинство
исследователей выделяют три этапа (стадии) выгорания. Мы будем говорить о пяти,
добавив в эту привычную схему ещё два: предварительный (предупреждающий) и
финальный (завершающий).

Этап 1.
Предупреждающая стадия.

Один из наиболее
важных «пусковых механизмов» выгорания – сужение жизненного пространства
личности лишь до профессиональной деятельности. Если работа становится главной
ценностью и смыслом всей жизни человека, она обедняет личность.

Излишний «рабочий энтузиазм»
становится особенно разрушительным, если не вознаграждается материально или
хотя бы морально.

Итак,
предупреждающую стадию можно охарактеризовать как чрезмерную вовлечённость
специалиста в профессиональную деятельность. Он жаждет успеха и признания, изо
всех сил старается «быть лучшим», что требует чрезвычайно больших энергетических
затрат.

Основными
диагностическими маркерами предупреждающей стадии являются чрезмерная
активность, отказ от потребностей, не связанных с работой (прежде всего,
сокращению подлежат неформальное общение и отдых), и вытеснение из сознания
переживаний, связанных с неудачами (по известному принципу героини романа «Унесённые
ветром» Скарлетт: «Я подумаю об этом завтра!»). Неудивительно, что возникает
эмоциональное истощение (чувство усталости; бессонница, невнимательность).

Очень важно
заметить эти «первые звоночки» и воспринять их как своеобразный сигнал «SOS!», как предупреждение о том, что
с нами происходит нечто неладное.

Этап 2. Первая
стадия выгорания.

Если специалист не
обращает внимания и продолжает  «увеличивать
обороты», он плавно вступает в первую стадию выгорания.

Её основное
психологическое содержание – действие механизма отчуждения, которое приводит к
тому, что М.Буриш называет «снижением уровня собственного участия» в работе.

Прежде всего,
исчезает радость от работы. Все эмоции «притупляются»:  люди и события начинают восприниматься «смазано»,
как будто через сероватую пелену или тёмные очки. Появляется некоторая
отстранённость в отношениях с людьми (даже самыми близкими).Всё чаще внутри
возникает смутное раздражение: «Ну не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!».

В различных сферах
это проявляется по разному:

а. По отношению к
сотрудникам и пациентам:

  • утрата положительного
    восприятия коллег;
  • переход от помощи
    клиентам к надзору и контролю;
  • приписывание вины
    за собственные неудачи другим людям;
  • доминирование стереотипного
    поведения;
  • проявление негуманного
    отношения к людям,  с которыми работаешь
    (ученикам, подчинённым, клиентам, пациентам)

б. По отношению к
остальным окружающим:

  • отсутствие эмпатии;
  • безразличие;
  • циничные оценки;
  • стремление уклониться
    от контактов.

в. По отношению к профессиональной
деятельности:

  • нежелание идти на
    работу;
  • стремление искусственно
    продлить перерывы в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;
  • появление неудовлетворённости
    работой и перенос акцента на материальный аспект (нередко звучит саркастическая
    фраза «Они делают вид, что платят нам зарплату, а мы делаем вид, что работаем»);
  • появление чувства «люди
    меня используют»;
  • зависть к успешным
    коллегам и друзьям.

Этап 3. Вторая
стадия выгорания.

Её основная примета
– отчуждение от людей (от стремления убежать от контактов до ослабления
эмоциональных привязанностей и социальных отношений). Всё чаще возникает раздражение,
а потом и более глубокие негативные чувства по отношению к людям: и к тем, с
кем приходится работать, и к тем, с кем человек общается вне работы. На этой
стадии руководители и продавцы попросту «срываются», «спускают собак» на  подчинённых и покупателей. Более «дипломатичные»
педагоги и психологи изо всех сил стараются «держать себя в руках».

Однако наступает
момент, когда раздражение прорывается и «выплёскивается на головы» ни в чём не
повинных людей. После таких «срывов» могут появиться чувство стыда или вины.
Это очень тяжёлые чувства, которые в гуманистической психологии называют «ядовитыми».
 Но ещё тяжелее, что причин своего
раздражения «выгорающий» специалист не осознаёт.

На второй стадии
выгорания основными становятся следующие эмоциональные реакции:

а.  Депрессия:

  • постоянное чувство
    вины, снижение самооценки;
  • безосновательные страхи,
    апатия, частая смена настроения.

б. Агрессия:

  • защитные установки,
    обвинение других, игнорирование своего «вклада» в неудачи;
  • нетерпимость к
    другим и утрата способности к компромиссу;
  • подозрительность и
    конфликты с окружением.

Особенности
деструктивного поведения при этом таковы
:

В интеллектуальной сфере
наблюдается снижение концентрации внимания, ригидность мышления и отсутствие
воображения. Всё это приводит к резкому падению эффективности деятельности:
человек перестаёт проявлять инициативу, стремиться действовать «строго по
инструкции»; наблюдается рост ошибочных реакций.

В сфере
взаимодействия
всё отчетливее проявляются признаки отчуждения: преобладает
безразличие.  Одни избегают любых неформальных
контактов (даже в отношениях с близкими людьми). У других на фоне безразличия
возникает чрезмерная привязанность к конкретному человеку (которого «выгорающий»
воспринимает как «защитника», «спасителя» или хотя бы «утешителя»). Основным
становиться чувство одиночества и скуки.

Этап 4. Треть
стадия («Истощение»)

Это глубокое
выгорание, затрагивающее личность в целом. Негативные изменения захватывают все
уровни личности:

  • от «уплощения»
    эмоционального отношения к миру и деформации жизненных ценностей (у одних это
    проявляется в безразличии, у других – в депрессии, у третьих – в обиде на весь
    мир, который «не ценит усилий»);
  • до телесного
    (психосоматического) уровня, когда интенсивное 
    профессиональное общение нередко аукается головной болью или даже
    тошнотой, а после работы наступает апатия, сонливость или наоборот, —
    бессонница. Также наблюдается снижение иммунитета (частые недомогания и
    простуды). Далее возможны более серьёзные сбои деятельности организма:
    повышенное давление, тахикардия, постоянные головные боли; боли в позвоночнике,
    расстройства пищеварения. Искажаются пищевые привычки: у одних появляется
    отвращение к пище («кусок в горло не лезет»); другие, наоборот, постоянно
    что-то жуют, как бы стремясь «успокоить» себя и заполнить пустоту внутри. 

Развиваются различные виды зависимостей (компьютер, никотин, кофе, алкоголь и даже
наркотики).

Этап 5. Завершающая
стадия («Разочарование и отчаяние»).

Её маркеры –
ощущение пустоты, беспомощности и бессмысленности не только работы, но и жизни.
Человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. По
привычке он ещё пытается сохранять внешнюю респектабельность и некоторый
апломб, но, если приглядеться, станут заметны пустой взгляд и какое-то странное
окаменение тела.  Безразлично всё: другие
люди, любимая раньше работа и он сам.

Для тех, кто
опустился на такую глубину выгорания есть только два выхода: первый –
расставание с работой, которая требует постоянного взаимодействия с людьми;
второй – непростая работа по восстановлению себя как человека и профессионала.

Требуется настоящее
мужество, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь. Почему? 

Да
потому, что «ожить» и «заново себя собрать» — работа трудная, а порой и
болезненная. Сначала необходимо «разморозить» «ледяной панцирь бесчувствия» и
вновь получить доступ к своим подлинным чувствам, отчуждение от которых –
результат «работы выгорания». При этом важна специальная работа с
разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности агрессивными). 

Результатом
этой подготовительной работы становится «расчистка» внутреннего пространства,
которая высвобождает место для прихода нового.

Следующий этап
профессиональной работы предполагает пересмотр жизненных мифов, целей и
ценностей человека, его нередко неконструктивных представлений и отношения к
себе и своей работе.
Здесь важно принять и укрепить своё «Я» и переосмыслить
свою профессиональную позицию и способы её реализации в рабочих ситуациях. И,
конечно, принять ответственность за себя, свою жизнь и здоровье и научиться заботиться
о себе.

Только после этого
шаг за шагом меняются отношения с окружающими. Происходит пересмотр и
трансформация не только своей профессиональной роли, но и других своих
жизненных ролей, и человек осваивает новые, более продуктивные модели и способы
бытия в мире и взаимодействия с людьми. Он обретает уверенность в своих силах,
значит, вышел из отчуждения и может успешно жить и работать.

ДП: обязательно будет продолжение в следующих статьях о том, что же делать при первых признаках выгорания.

Источник: Н.Г. Осухова / учебно-методической пособие «Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не сгореть на работе»/ ПУ «Первое сентября», 2011г.

Читать также:

Источник

Эмоциональное выгорание развивается не в один момент, это постепенный процесс. Он развивается по стадиям, каждая из которых имеет собственную симптоматику.

Содержание:

  • Фрейденбергер
  • Маслач
  • Cherniss
  • Ленгле
  • Burish
  • Бойко
  • Гринберг

Фрейденбергер

Фрейденбергер – первый, кто попытался систематизировать знания об этапах синдрома эмоционального выгорания. Он выделил две фазы эмоционального выгорания:

  • Ранняя. На этой стадии эмоции и чувства притуплены, но сохранены.
  • Поздняя. Все эмоции притуплены, их просто нет.

Позже в научной карьере Фрейденбергер выделил 12 стадий развития выгорания, которые сгруппированы в 3 этапа:

  • Начальный. Этап характеризуется тем, что у человека формируется навязчивое желание продемонстрировать себя, проявить инициативу. Он активно включается в межличностные отношения и трудовую деятельность.
  • Средний этап. Человек переосмысляет мировоззрение и свои ценности. Появляется отвращение к своей работе и эмоциональным привязанностям, обесцениваются потребности личности. Появившиеся проблемы отрицаются и вытесняются так, будто их не существует.
  • Завершающий этап. Эмоции притупляются: возникает апатия, понижается настроение. У человека искажается восприятие реальности, вплоть до развития синдрома деперсонализации-дереализации. Завершающий этап граничит с депрессией и может комбинироваться с ней. Снижается работоспособность, истощаются физические и интеллектуальные ресурсы.

Маслач

Стадии эмоционального выгорания изучала Маслач (создатель опросника профессионального выгорания). Маслач считает, что синдром эмоционального выгорания проявляется в фазах:

  • Завышенные требования к себе, идеализация потребностей.
  • Физическое и эмоциональное истощение. Характеризуется постоянной усталостью, нежеланием работать, нарушением сна, колебанием настроения, болезненными ощущениями в теле.
  • Дегуманизация – возникает циничное отношение к человеческим потребностям, снобизм, социальная изоляция.
  • Отвращение к собственной личности. Обесцениваются потребности, профессиональные и личностные качества. Человек переживает собственные недостатки и несостоятельность, понижается самооценка.

Cherniss

Cherniss под процессом выгорания подразумевает постепенное изменение профессиональных, поведенческих и личностных установок. Эти изменения сопровождаются деформацией личности и профессиональных навыков. Cherniss считает, что выгорание формируется по таким стадиям:

  • Нарушение баланса между требованиями и психофизиологическими ресурсами. Например, у студента – большие объемы сложной информации с одной стороны, и недостаток сна и времени с другой.
  • Сильное, но краткосрочное эмоциональное напряжение, хронизация усталости. Повышенные требования истощают центральную нервную систему.
  • Поведенческие и личностные изменения. Чувства притупляются, человек работает механически, без эмоционального вовлечения в процесс. Он не получает ни удовольствия, ни отвращения. Для него работа превращается в бессмысленный набор шаблонных действий.

Ленгле

Ленгле считает, что процесс выгорания запускается с момента, когда человек отчуждается от работы и изолируется от общества: не выходит на работу, пьет, тратит рабочее время впустую. Это случается, когда труд утрачивает эмоциональную ценность (например, удовольствие от шитья или сборки велосипеда. В таком случае деятельность приобретает только практическую ценность – деньги и социальный статус. Последняя стадия по Ленгле сопровождается перестройкой жизненных ценностей человек, мировоззрения и поиском нового смысла жизни.

Burish

Burish выделил 6 фаз развития синдрома эмоционального выгорания:

  • Предупреждающая фаза. Она характеризуется повышенным вовлечением в работу и ощущением незаменимости – человек пытается оправдать общественные ожидания. Он больше работает, мало спит, играет социально принятую роль. Предупреждающая фаза заканчивается психическим и физическим истощением от постоянной работы и эмоционального напряжения.
  • Фаза сниженного вовлечения. Преподаватель меньше преподает и контактирует со студентами. Врач избегает контактов с проблемными пациентами, не хочет оперировать тяжело больных. Менеджер по продажам не хочет продавать. Специалисты любой профессии не хотят общаться с коллегами, помогать им и консультировать. Снижается уровень эмпатии: работник становится холодным трудится без эмоционального вовлечения. Конец второй фазы сопровождается ростом требований к собственной личности, потерей смысла жизни и переходом на потребительский образ жизни.
  • Фаза эмоциональных реакций. Третья фаза сопровождается депрессивной симптоматикой и агрессивным поведением. Это проявляется повышенным чувством вины, резко сниженным настроением, снижением двигательной активности и замедлением психических процессов. Понижается трудоспособность, полностью утрачивается интерес к хобби, работе и межличностным отношениям. Агрессия на фазе эмоциональных реакций проявляется пассивно-агрессивным поведением. Любой безобидный вопрос или вопрос «кстати» раздражает человека, приводит его в ярость. Снижается толерантность к ошибкам коллег, повышается конфликтность, игнорируются собственные ошибки.
  • Фаза деструктивного поведения. Рассеивается внимание, снижается объем памяти и способность выполнять прежние задачи на должном уровне. Мышление становится ригидным – человек не хочет применять новые идеи, воображение становится шаблонным и примитивным. Работник меньше проявляет инициативу, становится ведомым. Выполняет задачи по инструкции без применения креатива. Ему безразличны рабочие дела, коллеги, члены семьи и друзья. Человек избегает рабочих ситуаций и встреч с людьми. Он изолируется: меньше встречается, не выходит из дому, не посвящает время любимым занятиям.
  • Фаза психосоматических реакций. Из-за психического и физического истощения, деструктивного поведения, снижается иммунитет, расстраивается сон и сексуальная сфера, колеблется настроение, учащаются головные боли. Для облегчения болезненных ощущений человек прибегает к алкоголю, наркотикам, случайным половым связям, антисоциальному поведению.
  • Фаза разочарования.

Жизнь и работа утрачивают смысл. Возникает чувство тотальной безысходности и беспомощности, экзистенциальный кризис.

Бойко

Изучением фаз занимался разработчик диагностической методики эмоционального выгорания Бойко. Он выделил три фазы развития синдрома:

  • Напряжение и тревожность. Она возникает на фоне хронического психоэмоционального истощения и в условиях повышенного требования к профессиональным качествам специалиста.
  • Фаза резистентности. Активируются компенсаторные механизмы, направленные на стабилизацию психоэмоционального состояния. На этой стадии активируются механизмы психологической защиты: неприятные эмоции или воспоминания вытесняются, человек пытается объяснить свои неудачи случайными обстоятельствами.
  • Фаза истощения. Психические процессы истощаются, снижается физическая трудоспособность. Снижается общий тонус, возникает апатия, снижается настроение. Человек сонлив, раздражителен, груб к коллегам и близким.

Пройдите тест на нашем сайте: Перейти

Гринберг

Гринберг выделяет пять ступеней синдрома эмоционального выгорания:

  • «Медовый месяц». Она сопровождается видимым благополучием: человек удовлетворяется работой, получает удовольствие от общения с коллегами. Когда работа становится монотонной – типовые задачи, одни и те же лица в офисе – положительных эмоций становится все меньше.
  • «Недостаток топлива». Скапливается физическая и интеллектуальная усталость, расстраивается сон.
  • Хронические симптомы. Наблюдаются нейровегетативные нарушения: потливость, одышка, запор или диарея, колебание давления, снижение аппетита, тошнота, головокружение и головные боли. Возникает агрессия и ощущение подавленности.
  • «Кризис». Резко снижается трудоспособность, вплоть до увольнения. Снижается самооценка, развиваются психологические комплексы.
  • «Пробивание стены». Психические и физические расстройства обостряются, углубляются проблемы на работе и в личной жизни.

Мы привели 8 вариантов стадий эмоционального выгорания. Однако нет общепринятой классификации стадий, которыми бы руководствовались врачи при постановке диагноза – ни одна из классификаций выше не является «золотым стандартом».

Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/stadii-emotsionalnogo-vygoraniya

Источник