Первичные и вторичные нарушения в структуре синдрома

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л. С. Выготский (1960) предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов:

· Первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (например, нарушения слуха или зрения при поражении органов чувств);

· Вторичные — нарушения, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития (например, слепота в той или иной мере препятствует общению с окружающими, что может приводить к ряду расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным ощущением неуспеха). Механизм возникновения таких нарушений различен. Могут нарушаться те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной — специфическое недоразвитие (например, у детей с нарушением слуха происходит недоразвитие речи). Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде (например, в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивающимися и уязвимыми являются две функции — произвольная моторика и речь, которые, соответственно, нарушаются чаще всего).

Классификация психического дизонтогенеза

Данная классификация была предложена В. В. Лебединским, в основу которой были положены классификации дизонтогенеза Г. Е. Сухаревой и Л. Каннера.

Таблица 1.

Аномалия Чем вызвана
1. Недоразвитие Отставание в развитии
2. Задержанное развитие
3. Поврежденное развитие Поломка в развитии
4. Дефицитарное развитие
5. Искаженное развитие Асинхронии развития
6. Дисгармоничное развитие

Кклассификация этих нарушений по характеру нарушения развития, т. е. по типу дизонтогенеза. Такая классификация разработана В.В.Лебединским (1985), использовавшим клинические классификации вариантов дизонтогенеза психиатров Г.Е.Сухаревой, Л.Каннера и В.В.Ковалева. В ней выделяются шесть типов дизонтогенеза.

1. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отста­вание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего — коры больших полушарий). Пора­жение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов, действующих во внутриутробный, природовой периоды или в раннем детстве. Наи­более характерным примером недоразвития является самая распро­страненная форма умственной отсталости — олигофрения.

2. Задержанное развитие — замедление темпа всего психиче­ского развития, возникающее чаще всего в результате слабо вы­раженных органических поражений коры головного мозга (обыч­но парциального характера) или длительных и тяжелых сомати­ческих заболеваний.

3. Поврежденное психическое развитие, представленное орга­нической деменцией — нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер.

4. Дефицитарное психическое развитие. Наиболее ярко его представляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем — зрения, слуха и мышечно-кинестетической системы (т.е. опорно-двигательного аппарата).

5. Искаженное психическое развитие — разные варианты слож­ных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития яв­ляются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм — наиболее яркий пример это­го типа нарушенного психического развития.

6. Дисгармоническое психическое развитие, связанное с наруше­нием формирования эмоционально-волевой сферы. К нему отно­сятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.

Среди представителей каждого типа нарушенного развития на­блюдаются значительные индивидуально-групповые различия, ко­торые зависят от причин нарушения, периода действия и интен­сивности фактора, вызвавшего нарушение.

Знание типов нарушенного развития дает возможность более глубоко понять типологию нарушений по психофизиологическим проявлениям, которые рассматриваются в данной книге.

Понятие дизонтогенеза

В 1927 г. Швальбе [см.: Ушаков Г. К, 1973] впервые употребил термин «дизонтогенез», обозначив им отклонения внутриутроб­ного формирования структур организма от их нормального разви­тия. Впоследствии термин «дизонтогения» приобрел более широ­кое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период, ограниченный теми сроками развития, когда морфоло­гические системы организма еще не достигли зрелости.

Как известно, почти любое более или менее длительное патоло­гическое воздействие на незрелый мозг может привести к наруше­ниям психического развития. Проявления этого будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространен­ности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в кото­рых оказался больной ребенок. Эти факторы определяют и основ­ную модальность психического дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, потребностно-эмоциональная сфера.

В отечественной дефектологии применительно к дизонтогениям принят термин аномалия развития.

Дата добавления: 2016-11-20; просмотров: 6793 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Эпилепсия – эндогенно-органическое заболевание с хроническим течением. Возникает преимущественно в детском и юношеском возрасте. Характеризуется разнообразными параксизмами (припадками), а также изменениями Личности, нередко достигающими степени слабоумия.

Большие судорожные припадки, малые судорожные припадки (абсанц) – мгновенное помутнение сознания.

Дисфория – резкая смена настроения, тенденция к плохому настроению. Возможна эпилептическая аура, т.е. человек предчувствует приступ.

Формы:

  • генуинная – заболевание, когда не ясна природа происхождения (базовая);
  • симптоматическая – в результате тяжелого поражения головного мозга (травмы, воспаления, опухоли).

Статистика: от 3 человек на 1000 населения.

Психологическая характеристика.

Изменение динамики протекания психической Деятельности

Два основных феномена эпилепсии:

  1. Общая замедленность (снижение темпов психических процессов). Это проявляется в отсутствии ярких и быстрых эмоциональных и поведенческих проявлений. В моторной сфере – замедленность и «неуклюжесть». Замедлена ориентировка в любом новом задании.
  2. Инертность психической Деятельности. Состоит в трудности переключения с задания на задание. Наблюдается в начале задания. Наблюдается истощаемость. Любой симптом зависит от тяжести и длительности заболевания.

1. Снижение познавательной способности

  • Нарушения памяти обычно не грубые. При генуинной эпилепсии Корсаковского синдрома не бывает (дизорганизация процессов памяти, забывают отдельные моменты). При исследовании пиктограмм опосредовано не улучшает запоминание, а дизорганизует. Больной может воспроизвести синонимичное значение заданного слова, рисует сам рисунок, отражается стремление определить как можно больше признаков. Цели выполнения инертны.
  • Специфика речи определяет инертность и нарушение памяти. Замедление тембра речи, возможны амнестические западения на слова вплоть до амнестической афазии. Может быть олигофазия – нарушение темпа и речевая память. Часто используют уменьшительно ласкательные суффиксы.
  • Сужен объем внимания. Трудность в переключении внимания.

2. Мышление. Снижение операциональной стороны. Трудности вычисления существенного признака предмета, явлений, понятий. Существенный признак заменяется конкретным ситуационным решением. Трудность в понимании переносного смысла пословиц и метафор. Больной понимают все конкретно и не могут вычленить общее. Обстоятельность, выражающаяся в выраженной детализации суждений. Нарушение мотивационной стороны мышления, что выражается в специфическом резонерстве. Всегда резонерство многословно (аффективная насыщенность), любит учить жизни. При этом обстоятельность. Резонерство возникает в определенных ситуациях и носит компенсаторный характер. Старается произвести впечатление.

Специфические изменения Личности

Характерны специфические черты Личности: слащавость, подчеркнутость с людьми, которые у них в подчинении, грубы, при первом впечатлении милы, внимательны – это поведенческий фасад. Больные ведут себя агрессивно, злопамятны. Педантизм, перфекционизм – стремление сделать все по высшему классу. Инертность мотивационной сферы – жесткость, ригидность целей и побуждений.

Патопсихологический синдром при эпилепсии:

Основной синдромообразующий фактор – это нарушение динамики мыслительной Деятельности (инертность, вязкость, ригидность).

Вызывает нарушение психики: снижение темпа протекания психических процессов, эмоциональная «застойность».

Первичный дефект. Сужение поля-ориентировки. Инертность мотивации и целеполагания. Приводит к негибкости жизненных программ вообще, трудности их перестройки. Снижение продуктивности познавательной Деятельности.

Вторичный дефект. Признаки адаптации к узким сжатым болезнью рамкам жизнедеятельности, т.е. совокупность личностных качеств и их противоречивое сочетание. Эгоцентризм, склонность к резонерству.

Третичный дефект. Возникает как реакция Больного на отношение окружающих к нему и к его болезни. Больной «видит» в глазах окружающих страх, неприязнь, ожидание его неуспеха в ситуации общения и познавательной Деятельности. Это приводит к слащавости, злопамятности, неуверенности и в тоже время завышенной самооценке в этих ситуациях. Амнестические западения бывают часто. Вплоть до олигофазии (изменение речи, нарушение речи). Характерна обстоятельность.

Источник

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С.Выгот­ский (1960) предложил различать в аномальном раз­витии две группы симптомов: первичные — наруше­ния, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т.д.), и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Это деление принципиально важно для изучения аномалий раз­вития.

Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание (например, при осложненной олигофрении — недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых). В тех случаях, когда субстрат болез­ненного процесса неизвестен (например, при шизофрении), вы­деляется не первичный, а «основной» дефект, который определя­ется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при данном заболевании.

Вторичный дефект, по мнению Л.С.Выготского, является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. Его структура включает в себя ряд компо­нентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте.

Механизм возникновения вторичных нарушений различен. Вто­рично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной, — так называемое специфическое недо­развитие. Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушением слуха.

Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, кото­рые в момент воздействия вредности находятся, как указывалось, в сензитивном периоде. В результате разные вредности могут в определенной мере приводить к сходным результатам. Так, на­пример, в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваю­щимися и наиболее уязвимыми являются две функции — произ­вольная моторика и речь. Обе они нарушаются чаще всего при самых различных вредностях, давая задержку речевого развития, недоразвитие произвольной регуляции действия с явлениями дви­гательной расторможенности.

Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления от основного дефекта. Чем сложнее психический процесс, чем больше опосредован он рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторов может привести к конечному сходному ре­зультату вторичных нарушений. Так, например, глухота наряду со специфическими вторичными нарушениями обусловливает и за­держку психического развития, которая будет проявляться в за­медлении становления логических форм мышления, эмоциональ­ном недоразвитии и т.д. Явления задержки психического разви­тия могут наблюдаться в структуре нервно-психических расстройств и при патологии других систем: нарушениях зрения, двигатель­ной и эмоциональной сферы.

В зависимости от места первичного дефекта направление вто­ричного недоразвития может быть «снизу вверх» или «сверху вниз». Л. С. Выготский считал основной координатой вторичного недо­развития направление «снизу вверх» — от элементарных функций к более сложным. Однако ряд данных позволяет считать, что вто­ричное недоразвитие может наблюдаться не только в отношении высших, но и базальных функций. Известно, что в онтогенезе раз­витие идет не только «снизу вверх», но и «сверху вниз». В послед­нем случае развитие высших функций стимулирует перестройку базальных,’ внося в них новые задачи и цели. В случае дефекта высших уровней такого «подтягивания» не происходит, возника­ет вторичное недоразвитие базальных систем (недоразвитие «сверху вниз»). Так, например, при олигофрении недоразвитие мышле­ния способствует и вторичному недоразвитию потенциально бо­лее сохранных гнозиса и праксиса (см. следующие разделы).

Важнейшим Фактором возникновения вторичных нарушений развития является фактор социальной депривации. Дефект в той или иной мере препятствует общению, тормозит приобретение знаний и умений. Своевременно не осуществленная психолого-

педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженной вто­ричной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженность самооценки, уровня притязаний, возникновение аутистических черт и т.д.)-.

Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нару­шений обусловлена особенностями самого психического разви­тия детского возраста. Пропущенные сроки в обучении и воспи­тании автоматически не компенсируются в более старшем воз­расте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Трудности в обучении создают не только педагогическую запущенность, но и стойкое отрицательное отношение к школе, которое в более старшем воз­расте становится одним из основных факторов, формирующих на­рушения поведения у подростков.

Таким образом, в процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловлен­ными нарушениями. Если на первых этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, то затем вторично возникшие явления психического недоразвития, а так­же негативные личностные установки, вызванные неудачами в школе, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению и, иррадиируя на более широкий круг психологических возрастных проблем, препятствовать адекватной социальной адап­тации. И наоборот, ранняя психолого-педагогическая коррекция дефекта во многом улучшает прогноз формирования личности и социальной компенсации этой группы детей.

Источник

Патопсих синдром – относительно устойчивая закономерность внутренне связанной совокупности  отдельных симптомов, проявляющихся в поведении, познавательной деятельности больного и эмоционально личностного реагирования.

Иерархия первичных и вторичных симптомов. Первичный – непосредственно связанный с болезнью. Вторичный – результат первичного, его следствие.

Синдром является диагностируемым признаком заболевания (и типичен, и специфичен).

В патопсихологии получили развитие представления о патопсихологических синдромах нарушений познавательной, мотивационно-волевой и личностной сферы при психических заболеваниях (Поляков, Кудрявцев, Блейхер и др.).

«Клинико-психологический синдром» — это закономерно возникающее сочетание симптомов нарушения познавательных процессов или личности, в основе которого лежит вызванная болезненным процессом недостаточность объединяющего их звена в системно-структурном строении психики. Клинико-психологический синдром автор рассматривает в рамках двух подходов — патопсихологического и нейропсихологического. В патопсихологии центральное место занимает поиск общего звена нарушения высших психических функций, лежащего в основе развития отдельных симптомов при реализации таких функций. Например, синдромообразующим радикалом при шизофрении может быть нарушение мотивации, следствием которого являются характерные для этого заболевания изменения (или особенности) мышления, восприятия, памяти и др.

   Клинико-психологический синдром не отличается от клинико-психопатологического, но имеет иное содержание. «Если клинические (психопатологические) исследования выявляют закономерности проявлений нарушенных психических процессов, то экспериментально-психологические исследования должны ответить на вопрос: как нарушено течение (то есть структура) самих психических процессов».

Из ряда психопатологических синдромов наибольшее значение в клинике (Блейхер, Крук) имеют следующие:

  •  шизофренический, или диссоциативный симптомокомплекс (F20-F29) — складывается из таких личностно-мотивационных расстройств, как изменение структуры иерархии мотивов, нарушение целенаправленности мышления (резонерство, разноплановость и др.); эмоционально-волевых расстройств (уплощение и диссоциация эмоций, парабулии и др.), изменения самооценки и самосознания (аутизм, отчужденность и др.);
  •  психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс (F60-F69) — складывается из эмоционально-волевых расстройств, изменения структуры иерархии мотивов, неадекватности уровня притязаний и самооценки, нарушений мышления кататимного типа, нарушений прогнозирования и опоры на прошлый опыт (в клинике — акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции) (F43);
  •  органические (экзо- и эндогенный) (F00-F09) симптомокомплексы — складываются из симптомов снижения интеллекта, распада системы прежних знаний и опыта, нарушений памяти, внимания, операциональной стороны мышления; неустойчивости эмоций; снижения критических способностей (в клинике этому соответствуют экзогенно-органические поражения головного мозга — церебральный атеросклероз (I67.2); последствия черепно-мозговых травм (F06); токсикомании (F13-F19) и другие болезни, а также «эндогенно-органические» расстройства типа истинной эпилепсии (G40), первичных атрофических процессов в головном мозге (G31);
  •  олигофренический симптомокомплекс (F70-F79) — складывается из неспособности к обучению, формированию понятий, абстрагированию, дефицита общих сведений и знаний, примитивности и конкретности мышления, повышенной внушаемости и эмоциональных расстройств.

Следует также указать симптомокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов (F23).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Патопсихологический синдром играет существенную роль в качестве звена в нозологической и функциональной диагностике.

Сравнение отечественной и зарубежной патопсихологий.

Отечественная

Зарубежная

Для анализа психических нарушений используются понятия патопсихологического синдрома, первичных и вторичных симптомов

Для анализа психических нарушений используется психиатрическая классфикация и различные личностные классификации

Разделение предметов патопсихологии и психиатрии (психопатологии)

Предметы патопсихологии и психиатрии четко не разделены

Методы: наряду с проективными методами, наблюдением, интервью, опросниками, используется квазиэксперимент.

Используются стандартизированные опросники, тесты

Методологическая опора на отечественные общепсихологические теории (культурно-историческая психология Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н.Леонтьева).

Методологическая опора на западные общепсихологические теории, в большинстве случаев адресующие к психотерапевтической практике.

      Как следствие — в центре внимания находятся прежде всего ВПФ (более разработанный раздел патопсихологии).

      Подходы к изучению личности разработаны в меньшей степени, однако эмоционально-личностная сфера присутствует в предмете.

Как следствие — в центре внимания находится прежде всего эмоционально-личностная сфера.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник