Патопсихологический синдром при невротических расстройствах

Патопсихологический синдром при невротических расстройствах thumbnail

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание……………………………………………………………….2

Введение…………………………………………………………..………3

Глава 1. Патопсихологические синдромы при неврозах…………………..………………………………….……………4-8

Глава 2. Патопсихологические синдромы при расстройствах личности………………………….………………………………………9-12

Глава 3. Различия между патопсихологическими синдромами при неврозах и расстройствах личности……………………………………………………………….…13-16

Введение

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Согласно представлениям Л.С. Выготского различают три вида созревания: органическое, половое и социальное. На протяжении истории человечества, виды созревания совпадали или расходились. Данный феномен принято объяснять культурными и экономическими особенностями той или иной эпохи. Моменты созревания подростка современности имеют полное расхождение. В настоящее время сначала можно наблюдать половое созревание, затем органное и, наконец, социальное. Вследствие данного расхождения стало возможным выделять подростковый возраст как отдельный этап личностного становления человека.

На данном этапе человеческого развития происходят бурные изменения человеческой личности в различных ее сферах: физической, психической и социальной. Вследствие появления характерных подростковому возрасту новообразований происходит кардинальное изменение представлений человек о себе, о мире, о своем реальном и возможном месте в окружающей действительности. Несомненно, что подобные изменения представлений и отношений переживаются подростком особенно остро и накладывают значительный отпечаток на формы реагирования и поведения подростка. Это взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире. Бурные изменения, происходящие с подростком в пубертатный период, являются наиболее уязвимыми моментами формирования различного рода нарушений как психического, так и физического спектра. В данной работе пойдет речь о нарушениях психической сферы подросткового возраста: неврозах и расстройствах личности.

Подростковый возраст – основополагающий период формирования и диагностики психопатий.

Патопсихологические синдромы при неврозах

Термин «невроз» имеет более двухсотлетнюю историю. Предложенный еще в 1776 году Уильямом Калленом, термин «невроз» объединял в себе широкий круг расстройств, зависящих от нарушения деятельности нервной системы и не сопровождавшихся какой-либо органической патологией органов и их систем. Из первоначального определения в настоящее время сохранилось только представление о функциональном характере нарушений.

Согласно В.А. Гиляровскому, советскому психиатру, «невроз — это болезненно переживаемые и со­провождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вы­званные психическими факторами и необусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации».

Опираясь на вышеуказанное определение, можно выделить следующие особенности невроза: психогенный фактор как причина возникновения, вегесоматический характер проявлений, обусловленность нарушения характером личности.

Неврозом считается психогенное или конфликтогенное функциональное личностное расстройство, проявляющееся преимущественно эмоциональными, поведенческими и нейровегетативными нарушениями. По своему происхождению неврозы рассматриваются как следствие неразрешимого внутриличностного конфликта, протекающего на фоне недостаточно эффективно функционирующих механизмов психологических защит.

При ослабленности нервной системы инфекционными заболеваниям, интоксикациями или переутомлением, возможность возникновения невроза особенно велика. Роль предшествующих и сопутствующих соматических вредностей особенно характерна для неврозов, возникающих в условиях постоянно растущего психо-эмоционального напряжения. Наиболее уязвимыми периодами для личности в отношении неврозов являются кризовые периоды жизни, например, пубертатный период.

Выделяют 3 классические формы неврозов: неврастению, истерию (истерический невроз) и невроз навязчивых состояний.

Неврастения — выраженное ослабление нервной системы в результате перенапряжения.

Для данного вида невроза характерна следующая симптоматика: раздражительная слабость, расстройства засыпания и различные вегетативные расстройств.

Раздражительная слабость проявляется в чрезмерно быстром истощении эмоциональных реакций. Больной замечает у себя несдержанность, не свойственную ему ранее. По случайному и малозначительному поводу у него могут возникать бурные реакция раздражения или возбуждения. Несмотря на непродолжительность подобных вспышек, они могут часто повторяться. Настроение таких людей лабильно, с оттенком тоскливости.

Наблюдаются расстройства засыпания, сон носит поверхностный характер, с преобладанием тревожных сновидений, больные жалуются на сонливость днем и бессонницу ночью. Иногда снижается или совсем пропадает аппетит. При неврастении часто можно наблюдать жалобы со стороны больных на стягивающие головные боли («каска неврастеника»).

Вегетативные расстройства, обусловливающие многочисленные жалобы больных, могут производить впечатление соматического заболевания. Нередки жалобы на сердцебиение, сжимающие и щемящие боли в области сердца. Вегетативные нарушения при неврастении выражаются в чрезмерной потливости, подергиваниями в отдельных мышечных группах, артериальной гипотонией или гипертонией.

Неврастению как невроз следует дифференцировать от максированных эндогенных депрессий, а также от астенических синдромов, возникающих при тяжелых соматических и инфекционных заболеваниях, черепно-мозговых травмах.

Истерический невроз — группа психогенно обусловленных невротических состояний с соматовегетативными, сенсорными и двигательными нарушениями, особенно легко возникает у лиц, страдающих психопатией истерического круга. Однако истерический невроз как реакция на травмирующую ситуацию возможен и у человека без каких-либо истерических черт характера.

Больные истерическим неврозом отличаются повышенной чувствительностью и впечатлительностью, внушаемостью и самовнушаемостью, неустойчивостью настроения и склонностью привлекать к себе внимание окружающих. Но в отличие от психопатии истерического круга, выше обозначенные личностные особенности больных истерическим неврозом выражены в меньшей степени и не приводят к значительной социальной дезадаптации.

Читайте также:  Гиперкинетический синдром у детей коррекция

Большее место в клинической картине занимают эмоционально-аффективные расстройства: страхи, астения, ипохондрические проявления, подавленное настроение. Эти расстройства, как правило, внутренне переживаются не столь интенсивно, однако сопровождаются ярким внешним оформлением в виде театральных поз, заламывания рук, громких воплей и вздохов. У больных истерией нередко наблюдаются психогенно возникающие амнезии: под влиянием психотравмирующей ситуации «выпадает», «вытесняется» из памяти все, что с ней связано.

Истерические психогенные амнезии обычно недлительны и, в конечном итоге, восстанавливаются в памяти. Возможны галлюцинации — яркие, образные и связанные с психотравмирующей ситуацией.

К двигательным нарушениям при истерии относятся судорожные припадки, парезы, параличи, мутизм, истерический ступор.

Среди сенсорных нарушений выделяются: истерическая слепота, глухота и нарушения чувствительности в виде гипестезий, гиперестезии и парестезии.

К вегетативно-соматическим расстройствам при истерическом неврозе относят: нарушения дыхания, сердечной деятельности, желудочно-кишечного тракта, сексуальной функции.

Невроз навязчивых состояний объединяет различные невротические состояния с навязчивыми мыслями, идеями, представлениями, влечениями, действиями и страхами. Данный вид невроза встречается значительно реже, чем неврастения и истерический невроз.

Навязчивые явления по своим проявлениям весьма многочисленны и разнообразны. Наиболее типичными являются фобии, а также навязчивые мысли, воспоминания и действия. Чаще встречаются кардиофобия, канцерофобия, лиссофобия или навязчивая боязнь сумасшествия, , клаустрофобия, агорафобия, навязчивые страхи высоты. Навязчивые явления непреодолимы и возникают вопреки желанию больного. Больной относится к ним критически, понимает их чуждость, стремится их преодолеть, но самостоятельно освободиться от них не может.

Клиническая картина невроза навязчивых состояний не ограничивается обсессивно-фобическими расстройствами. Как правило, в ней представлены и общеневротические (неврастенические) симптомы: повышенная раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна.

Настроение преимущественно пониженное, с оттенком безнадежности и чувством собственной неполноценности.

Поиск по сайту:

Источник

Психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс 

В клинике личностно-аномальному симптомоком-плексу соответствуют акцентуированные и психопатические личности.

Психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс складывается из эмоционально-волевых расстройств, изменения структуры иерархии мотивов, неадекватности уровня притязаний и самооценки, нарушений прогнозирования и опоры на прошлый опыт.

Структура синдрома определяется типом личностного расстройства, что при исследовании познавательной деятельности проявляется опосредованно или может не проявляться. Более заметно познавательная деятельность нарушается у пациентов, страдающих расстройством личности возбудимого типа, с невысоким интеллектуальным уровнем, находящихся в состоянии выраженной декомпенсации.

Возбудимый вариант личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса имеет своеобразную структуру, отличающуюся относительной сохранностью когнитивной сферы: восприятие, внимание и память обычно не страдают или их нарушения не связаны со структурой синдрома (Носачев Г. Н., Романов Д. В., 2001).

Мышление также, как правило, страдает незначительно или не страдает совсем. При общей сохранности категориального строя и динамики мышления возможны значительные колебания. продуктивности (импульсивность в работе, внезапные отказы); нарушение обобщения по типу актуализации несущественных, лично-стно-значимых признаков; проекция (главным образом агрессивная) в ассоциативном эксперименте, пиктограмме; нарушение критичности. Как правило, отмечается высокая аффективная обусловленность мышления. Воображение может иметь некоторые отличительные особенности. Так, возможна проекция установок (например, агрессивных, садистических) в заданиях типа «Рассказ по серии картинок». Отмечается достаточная реалистичность воображения, в ряде случаев может быть повышена его оригинальность.

Речь обычно достаточно хорошо интонированная, часто сопровождающаяся активной мимикой и жестикуляцией. Нередко использование в устной речи ненормативных, жаргонных слов.

Эмоциональная сфера характеризуется увеличением амплитуды и подвижности эмоциональных реакций. При этом возможна яркая, эмоциональная экспрессия. Как правило, отмечается снижение порога возникновения эмоционального ответа. Достаточно характерны также эксплозивность, склонность к эмоциональному «самовзвинчиванию». В большинстве случаев отмечаются выраженная нестабильность аффективного фона, нарушение или снижение волевого контроля над эмоциями, ослабление этического контроля.

В мотивационно-потребностной сфере наблюдаются ее деформация с доминированием примитивных (агрессивных, утилитарно-гедонистических) мотивов, слабость звучания альтруистических мотивов. Характерны нестабильность и завышение уровня притязаний, неадекватное повышение и неустойчивость самооценки.

Заострение свойств личности можно отметить при беседе, изучении анамнеза, экспериментальном исследовании по различным личностным опросникам и проективным тестам (при значительном повышении (понижении) балльных оценок по тем или иным шкалам, типам реакций и т. п.). Нестабильный, завышенный уровень притязаний, завышенная самооценка выявляются в клинико-психологической беседе, в ходе экспериментального исследования (подчеркивание своей правоты, своих положительных качеств и достоинств в процессе беседы, неадекватная личностная экстра-

пунитивная реакция на критику при исследовании познавательной деятельности и т. п.). Повышенную конфликтность в межперсональных отношениях можно наблюдать в ситуации эксперимента (нарушение дистанции, провокационные вопросы и высказывания испытуемого и т. п.). Возможны проецирование интерперсональных конфликтов в тестах пиктограмм, рассказ по картинке, рассказ по серии картинок. Нарушение аффективного контроля проявляется в неадекватных стимулу интенсивности и длительности реакций, трудности их переключения, что может отмечаться в анамнезе, при беседе и экспериментальном исследовании (например, шоковые реакции на эмоционально значимые понятия в ассоциативном эксперименте, в методике пиктограмм). Выраженная аффективная обусловленность мышления проявляется в колебаниях продуктивности, качества выполнения по принципу интересно — неинтересно, успешно — неуспешно. Импульсивность в работе, нарушения волевого контроля особенно заметны при предъявлении достаточно длинной серии однотипных заданий («Выделение существенных признаков», «Исключение» и т. п.). Часто отмечается формирование оппозиционно-негативистических или других искажающих установок в эксперименте. При общей сохранности категориального строя и операций мышления в ряде случаев возможны неадекватные решения, связанные с искажением обобщения по типу актуализации второстепенных, личностно-значимых признаков, при этом значимость избранного варианта часто подчеркивается испытуемым («Я так считаю»).

Читайте также:  Презентация на тему судорожные синдромы у детей

К видам нозологических форм, при которых встречается возбудимый вариант личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса, относятся: расстройства личности (психопатии), ремиссии и дисгармонические изменения личности при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга, черепно-мозговых травмах. 

Торпидный вариант личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса также имеет структуру, характеризующуюся относительной сохранностью интеллектуально-мнестической деятельности.

Восприятие, внимание и память обычно не страдают, их сохранность коррелирует с уровнем интеллектуального развития (Носачев Г. Н., Романов Д. В., 2001).

В структуре мышления при общей сохранности категориального строя и динамики мышления возможны колебания продуктивности, нарушения обобщения по типу актуализации несущественных, личностно-значи-мых признаков; проекция (главным образом внутренних конфликтов) в ассоциативном эксперименте, методике пиктограмм, заданиях «Рассказ по картинке» и т. п.

Продуктивность воображения варьирует. Значимость оценки экспериментатора в процессе экспериментально-психологического исследования, как правило, высокая. Отмечается достаточная реалистичность воображения, возможно повышение его оригинальности.

В эмоциональной сфере, как правило, отмечается повышенный уровень тревожности. Характерен сниженный порог возникновения эмоционального ответа. Реакция на внешние раздражители (в том числе на замечания экспериментатора) адекватна по направленности, неадекватно повышена по силе. Отмечается своеобразная аффективная «застреваемость».

Под заострением свойств личности подразумевается выделение основного радикала, характерологических особенностей, определяющих стиль восприятия и мироощущения. Они влияют на степень адаптации в социуме и самооценку. В силу неуверенности и тревожности она будет характеризоваться неустойчивостью и тенденцией к снижению. У таких людей чаще преобладает дополняющая система ценностей, что указывает на превалирование вытеснения как механизма защиты. Мотив будет направлен на избегание неуспеха, подкрепление своих ответов. Реакция на критику преимущественно интрапунитивная, личностная. Стимулами для работы здесь являются похвала и одобрение, критика усиливает тревожность и снижает результаты. Первостепенным является внутренний характер конфликта, который порождает внешние противоречия. Что касается познавательных процессов, то наблюдается сохранность основных компонентов мышления, памяти. Внимание коррелирует с достаточной интеллектуальной базой. При сниженных интеллектуальных показателях внимание селективно; отмечается значительная врабатываемость, что влияет на мнестические показатели (кривая запоминания носит нарастающий или зигзагообразный характер). При общей способности оперировать категориями, проводить анализ и синтез возможны искажения обобщения по личностно-значимым и второстепенным признакам, формирование суждений на основе конкретно-ситуационных связей.

Виды нозологических форм, при которых встречается торпидный вариант личностно-аномального симптомокомплекса: расстройбтва личности (психопатии), ремиссии и дисгармонические изменения личности (психопатоподобные состояния) при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга, черепно-мозговых травмах и т. д.

ПСИХОГЕННО-ПСИХОТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

В клинике психогенно-психотическому синдрому соответствуют реактивные психозы.

Реактивные психозы представляют собой разнообразные в клиническом отношении расстройства психотического уровня, возникающие в результате действия психических травм, превышающих адаптационно-компенсаторные возможности индивидуума. Одним из характерных качеств этой группы психических расстройств является их временный и обратимый характер. Вместе с неврозами они составляют группу реактивных состояний. Однако патогенез, закономерности развития и особенности психопатологических расстройств при реактивных психозах отличаются от таковых при неврозах. Основным клиническим признаком реактивных психозов является продуктивная психотическая симптоматика, которая отсутствует при неврозах. Наряду с этим для них характерны острота, большая глубина и лабильность нарушений психических функций, что сопровождается утратой способности критически оценивать свое состояние, ситуацию и адаптироваться к ней. Вместе с тем очевидна нозологическая общность неврозов и реактивных психозов. Об этом свидетельствует возможность перерастания неврозов в психозы, и наоборот. К реактивным психозам относятся: аффективно-психогенные шоковые реакции, истерические психозы (истерическое, сумеречное помрачение сознания, псевдоде-менция, пуэрилизм, истерический синдром бредоподоб-ных фантазий, синдром регресса психики, истерический ступор), реактивная психогенная депрессия, реактивные психогенные параноиды.

Реактивные психозы развиваются чаще всего после шоковых, сверхсильных психических травм. К реактивным психозам приводят психические травмы большой силы, интенсивности и внезапного действия (стихийные бедствия, внезапные нападения с угрозой для жизни). Ввиду непосредственного воздействия на инстинктивную сферу человека сами эти воздействия не осознаются человеком в полной мере, а в силу быстроты действия не вызывают сознательной интрапсихической переработки их содержания и значения. Поэтому такие психические травмы обычно приводят к реактивным психозам типа аффективно-шоковых реакций (с психомоторным возбуждением либо, напротив, с обездвиженностью), а также другим реактивным психозам с более сложными психопатологическими картинами — истерическим, бредовым и депрессивным психозами.

Основным клиническим критерием реактивного психоза является отсутствие достаточной интрапсихической переработки ситуации, что сопровождается отсутствием переживания психопатологических расстройств как лич-ностно-чуждых и болезненных, для клиники характерна «реактивная триада» Ясперса.

Читайте также:  Депрессия или синдром хронической усталости

ПСИХОГЕННО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

В клинике психогегшо-невротическому синдрому соответствуют неврозы и невротические реакции.

Неврозы. Термину «невроз» более 200 лет. Из первоначального определения этого заболевания сохранилось только представление о неврозе как о функциональном нарушении. Трудно выделить одну какую-то черту, свойственную неврозу. Ни отсутствие патолого-анатомических изменений, ни признак обратимости, ни критерий легкости нарушений, ни определение невроза как психогенного нарушения, ни социабельность этих больных, ни критическое отношение к своему состоянию, ни установка на получение лечения не могут быть достоверными признаками невроза.

В. А. Гиляровский дал следующее определение невроза: «Неврозы — это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и необусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации». В отличие от реактивных психозов, при неврозах имеется личностная переработка психотравмы, она болезненно переживается и проявляется комплексом преимущественно эмоционально-поведенческих и соматовегетативных расстройств. При неврозах происходит «срыв» личности в ее отношениях с окружающими, и человек обычно стремится к преодолению и компенсации возникающих расстройств. Основные особенности неврозов:

психогенный фактор как причина;

вегетосоматические проявления;

личностный характер;

тенденция к переработке возникших нарушений в соответствии с социальной значимостью психической травмы.

Психические травмы, лежащие в основе неврозов, обычно не отличаются такой остротой и интенсивностью, как при реактивных психозах. Однако явно прослеживается их зависимость по степени патогенности от сложившихся в течение жизни особенностей личности, создающих различную степень свободы реагирования человека на возникшую ситуацию. При этом важнейшим элементом личностного реагирования (с комплексом расстройств невротического уровня) на патогенные события являются особенности функционирования системы «психологической защиты».

Невроз определяют как психогенное (конфликто-генное) функциональное личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов. Невроз — это следствие неразрешимого внутрилично-стного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты.

На фоне взаимодействия психической травмы и особенностей структуры личности формируется ключевое звено патогенеза неврозов — интрапсихический невротический конфликт. Невротический конфликт по своей сути есть конфликт психологический, мотивационный, однако он имеет значительные устойчивость и силу, приводящую в конечном счете к продуцированию болезненных симптомов — невроза.

В отечественной психиатрии наличие специфического внутриличностного конфликта служит одним из критериев позитивной диагностики неврозов (Карва-сарский Б. Д., 1980). В. Н. Мясищев рассматривал три основных типа невротических конфликтов — истерический, обсессивно-психастенический и неврастенический.

Первый (истерический) тип невростических конфликтов определяется чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий и требований окружающих. Данный тип конфликта отличается превышением требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствием адекватного критического отношения к своему поведению («Я хочу, хотя и не имею права»). В генезе этого типа конфликта существенную роль играют особенности семейного воспитания, когда стимулируется стремление ребенка быть в центре внимания окружающих (воспитание по типу «кумир семьи»). Таких лиц отличает превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе, у них несколько ниже способности тормозить свои желания, противоречащие общественным требованиям и нормам.

Второй (обсессивно-психастенический) тип невротических конфликтов обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями («Я хочу, но не могу решиться»). При этом, если даже одна из тенденций становится доминирующей, но продолжает встречать сопротивление другой, создаются благоприятные возможности для резкого усиления психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний. Особое значение для формирования этого типа конфликта имеют усиленные личностные черты по типу неуверенности, нерешительности, которые формируются с детства в условиях воспитания, когда имеет место предъявление противоречивых требований к личности.

Конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе — с другой («Я хочу, но у меня не хватает сил»). Особенности конфликта этого типа чаще всего формируются в условиях, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида. В определенной степени возникновению данного типа конфликта способствуют и высокие требования, предъявляемые человеку в связи с возрастающим темпом современной жизни.

По мере углубления невротических расстройств в динамике невроза наблюдаются и усугубление сомато-биологических сдвигов, перестройка гомеостаза (психоэндокринных соотношений, вегетативной регуляции), однако грубой органической деструкции органов, как это бывает при психосоматических заболеваниях, не происходит. Возможно, как отмечают П. И. Сидоров, А. В. Парняков, невроз — это не только личностная адаптация к психотравмирующим воздействиям социальной среды, но и своеобразная «защита» организма от органической деструкции при увеличении психоэмоционального напряжения путем использования особых невротических механизмов перестройки гомеостаза.

https://www.hr-portal.ru/varticle/patopsikhologicheskie-metodiki

Источник