Патопсихологические синдромы у детей и подростков таблица

Патопсихологические синдромы у детей и подростков таблица thumbnail

Стр. 96

Особенности психологической помощи детям с поврежденным психическим развитием

Важное место в системе психологической помощи детям с поврежденным развитием занимает психологическая коррекция.

Психологическая коррекция детей с поврежденным развитием направлена на восстановление пораженных или утраченных психических функций, а также на адаптацию ребенка к приобретенному дефекту. Перед началом психокоррекционных воздействий перед психологом стоит задача правильно определить время возникновения дефекта, значимость утраченной функции в общем психическом развитии ребенка, тяжесть нарушения и преморбидные особенности личности. Целесообразно использовать классификацию М. О. Гуревича, отражающую клинические этапы отдаленных последствий поврежденного развития.

Таблица 3 Патопсихологические синдромы детей с поврежденным развитием и основные направления психологической помощи

Степень повреждения Патопсихологические радикалы Направления психологической помощи
Церебрастения Неспособность к умственному напряжению; повышенная утомляемость. Снижение объема памяти в слуховой и зрительной модальностях, трудности концентрации, устойчивости и распределения внимания, нарушение динамики мыслительных процессов. Адаптация детей в целом удовлетворительная (посещают школу), но при усложненных жизненных ситуациях у них могут наблюдаться обострения в виде головокружения, нарушения сна, общего психического тонуса Повышение умственной работоспособности с помощью специальных психотехнических приемов по развитию памяти, внимания, скорости реакций.
Развитие навыков саморегуляции, благодаря психорегулирующим тренировкам. Формирование положительной мотивации на занятие.
Коррекция негативных проявлений
Церебропатия Может проявиться у детей в вялости, общей заторможенности, в апатодинамическом синдроме. Или наоборот, в повышенной возбудимости, двигательной расторможенности. Существенные трудности в обучении. Психопатоподобные реакции. В структуре личности неадекватная самооценка, снижение критики своего состояния Коррекция нарушений поведения.
Повышение социальной активации.
Психокоррекционная работа с родителями
Слабоумие Резкий упадок интеллектуальной деятельности и активности. В структуре личности отмечается выраженное снижение критики своего поведения, нарастание бездеятельности. Тугоподвижность мыслительных операций Организация жизнедеятельности и общения ребенка в семье, в коллективе. Обучение ребенка доступным видам деятельности. Психологическая поддержка родителей

Основным направлением психологической коррекции детей с церебрастеническим синдромом является повышение их умственной работоспособности. Это достигается с помощью специальных психотехнических приемов по развитию памяти, внимания, скорости реакций и др. Занятия можно проводить в групповых и индивидуальных формах в зависимости от возраста ребенка, структуры и тяжести дефекта и его мотивации. Не рекомендуется формировать группу из детей с однородными патопсихологическими синдромами, например повышенная расторможенность. В группе должно быть не более 34 детей. Психокоррекция активации внимания должна проводиться поэтапно на основе развития навыков самоконтроля и на основе процедур переноса сформированных навыков на новые объекты и ситуации (Гальперин, Кабыльницкая, 1974). С помощью метода поэтапного формирования контроля детям предлагается исправление ошибок в их письменных работах, затем в разных заданиях другого рода (тест Бурдона, ошибки в узорах, смысловые несуразности в картинках и рас сказах, различные лабиринты и др.). Основная задача таких занятий — в процессе выполнения заданий привить ребенку самоконтроль, а также превратить сам процесс выполнения заданий в сокращенное, обобщенное и автоматизированное, идеальное действие.

Источник

Главным образом понятие «Пограничное нервно-психическое расстройство» используется для объединения нерезко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений, сопровождающихся значительными отклонениями от нормы. При этом пограничные состояния в основном не являются начальными, промежуточными («буферными») фазами или стадиями основных психозов. Они представляют особую группу патологических проявлений, имеющих в клиническом выражении свое начало, динамику и исход, зависящие от формы или вида болезненного процесса.

Пограничные формы психических расстройств условно объединяются в одну группу болезненных нарушений на основе признаков, включающих достаточно характерные проявления. Их обнаружение позволяет проводить дифференциацию пограничных состояний как с основными «непограничными» патологическими проявлениями, так и с состоянием психического здоровья. Пограничные состояния объединяют группу расстройств, характеризуемых главным образом преобладанием проявлений так называемого невротического уровня нарушений психической деятельности.

К числу наиболее общих нарушений, характерных для пограничных состояний, относятся следующие:

  • — Преобладание невротического уровня психопатологических проявлений на всем протяжении заболевания.
  • — Взаимосвязь собственно психических расстройств с вегетативными дисфункциями, нарушениями ночного сна и соматическими проявлениями.
  • — Ведущая роль психогенных факторов в возникновении и декомпенсации болезненных нарушений.
  • — Наличие в большинстве случаев «органической предиспозиции» (минимальных неврологических дисфункций мозговых систем), способствующих развитию и декомпенсации болезненных проявлений.
  • — Взаимосвязь болезненных расстройств с личностно-типологическими особенностями больного.
  • — Сохранение больными критического отношения к своему состоянию.

Наряду с этим пограничные состояния характеризуются отсутствием:

  • — психотической симптоматики, определяющей психопатологическую структуру болезненного состояния;
  • — прогредиентно нарастающего слабоумия;
  • — личностных изменений, типичных для эндогенных психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия и др.).

С учетом многообразия этиопатогенетических факторов и особенностей проявления и течения к пограничным психическим расстройствам относят:

  • — Различные клинические формы и варианты невротических реакций,
  • — Реактивные состояния,
  • — Неврозы
  • — Патологические развития личности,
  • — Психопатии,
  • — Широкий круг неврозо- и психопатоподобных расстройств при соматических, неврологических и других заболеваниях.
Читайте также:  Катаральный синдром может быть специфической реакцией на введение

В современной Международной классификации психических и поведенческих расстройств (МКБ-10) пограничные психические расстройства рассматриваются главным образом в разделах F4 («Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства»), F5 («Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами»), F6 («Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых») и некоторых других. В число пограничных состояний с точки зрения большинства авторов не включаются эндогенные психические заболевания (в том числе их мягкие, латентные формы, такие, например, как вялотекущая шизофрения и др.), на определенных этапах течения которых преобладают и даже определяют клиническое состояние неврозо- и психопатоподобные расстройства, в значительной мере имитирующие основные формы и варианты собственно пограничных состояний. Однако в этих случаях эндогенный процесс протекает по своим собственным закономерностям, отличным от клинико-психопатологических механизмов, характерных для всех пограничных форм психических расстройств. Неврозо- и психопатоподобные нарушения, будучи наименее специфическими психопатологическими проявлениями, нередко могут отражать динамику более сложных по своей структуре психических заболеваний, протекающих с характерной для них симптоматикой и вызывающих те или иные личностные изменения.

Наиболее важным следствием любого пограничного психического расстройства является развитие у больного в той или иной мере выраженной социальной дезадаптации.

Больные с разными видами пограничных форм психических расстройств нуждаются во многом в сходных лечебно-реабилитационных мероприятиях. С учетом того, что эти больные не представляют, как правило, социальной опасности для окружающих, весь лечебный комплекс (включая психотерапию, биологические средства лечения, медико-социальную коррекцию и др.) может проводиться вне стен психиатрического стационара. Это, с одной стороны, объединяет разных больных с пограничными состояниями, а с другой — отделяет их от больных эндогенными психозами, протекающими с психотическими нарушениями.

Основные симптомы при различных пограничных нервно-психических расстройствах у детей.

Расстройства резидуально-органической природы.

В структуре неврозоподобных синдромов резидуально-органической природы можно выделить несколько видов расстройств, характерных для детско-подросткового возраста. Прежде всего, это гиперкинетические расстройства, которые манифестируют в раннем дошкольном периоде и практически с одинаковой частотой встречаются у мальчиков и девочек.

Наиболее частые жалобы, которые предъявляются их родителями — на расторможенность, неуправляемость, импульсивность, проявляющиеся в различных ситуациях. В обстоятельствах, требующих внимания и настойчивости, такие дети быстро теряют интерес. Они часто прерывают один вид деятельности или меняют его на другой, что не соответствует возрастным показателям нервно-психического развития. В ответ на ограничения со стороны родителей дети становятся агрессивными, склонными к нарушению социальных норм и правил, что нередко заставляет их еще более усиливать репрессивные меры. В условиях школьного обучения такие симптомы становятся наиболее заметными, так как негативным образом отражаются на возможностях ребенка к обучению. Неспособность внимательно слушать и повторять, следовать инструкциям и завершать начатые задания, стремление избегать умственных нагрузок, суетливость и излишний шум в играх, отсутствие адекватной реакции на социальные ограничения приводят ребенка к состоянию школьной дезадаптации, отражающей общую дезадаптацию личности.

Эмоциональные расстройства детского возраста являются одной из наиболее представленных рубрик в группе резидуально-органических нарушений. Они отражают тревожно-фобическую симптоматику, в основе которой лежит страх сепарации с матерью при необходимости посещать детское дошкольное учреждение, спать отдельно от родителей, а также — страх оставаться одному в помещении и потери значимых близких.

Астенический неврозоподобный синдром с эмоциональной лабильностью, утомляемостью, неприятными физическими ощущениями характерен для органического эмоционально лабильного расстройства, в то время как в клинике органического диссиоциативного расстройства преобладает истероформный синдром с аффективно-вегетативными приступами. Данные нарушения отнесены к эмоциональным расстройствам резидуально-органического генеза, так как характеризуются не только эмоциональными симптомами. В клинической картине у детей и подростков также отмечены когнитивные и вегетативные нарушения, определяемые органической природой заболевания.

В подростковом периоде чаще диагностируются такие психопатоподобные синдромы, как расстройство поведения и органическое расстройство личности. Здесь четко прослеживается отягощенность не только пре-, пери-, но и постнатальной патологией, дополнительной травматизацией головного мозга. При расстройстве поведения, больше представленном у мальчиков, значительное место занимает выраженное нарушение соответствующих возрасту социальных норм, что проявляется агрессивным поведением в семье, прогулами уроков в школе, кражами из дома или общественных мест, грубостью и сопротивлением авторитетам. При органическом расстройстве личности на фоне признаков церебральной астении отмечаются эмоционально-волевые нарушения, заострение и фиксация патохарактерологических черт. Страдает выраженность эмоций, потребностей, влечений, наблюдаются стойкая неспособность продолжать целенаправленную деятельность, сексуальная расторможенность, лживость и асоциальность поведения.

В числе собственно невротических расстройств у детей и подростков ведущее место занимают реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации. Ведущими психотравмирующими факторами здесь являются семейные конфликты, разрыв семейных отношений, уход одного из членов семьи (развод, смерть, заключение). Клинические проявления носят полиморфный характер — апатия, тревога, гипотимия в сочетании с агрессивностью и дисфоричностью, диссомния, асоциальное поведение. В тяжелых случаях наблюдаются заторможенность, пассивность. Параллельно больные имеют низкую самооценку, ощущают себя никчемными, уверены, что окружающие их недооценивают.

Читайте также:  Синдром ленивого кишечника что это

Тревожно-фобические расстройства в виде социальных фобий выявлены среди подростков. Страх распространяется на ситуации, связанные с необходимостью пребывания в небольших группах людей. Причем больные не пытаются спрогнозировать негативные последствия своего страха, а ограничиваются простой констатацией факта наличия тревоги. Панические атаки в данном контингенте относительно редки.

Сравнительно редки среди детей и подростков обсессивно-компульсивные расстройства, развивающиеся преимущественно в школьном возрасте у детей с повышенным чувством морального долга и отражающие наличие внутриличностного невротического конфликта между «должен» и «хочу».

Более распространенными являются соматоформные расстройства в виде соматоформной вегетативной дисфункции, которая отображает неосознаваемую попытку решения ребенком психологических проблем при помощи соматических симптомов. Не подтверждаемые лабораторными и инструментальными данными о расстройстве со стороны желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой системы симптомы заставляют родителей водить ребенка по врачам и искать «причину» заболевания до тех пор, пока они не попадут к психологу или психотерапевту.

Формированию у детей школьного возраста другого невротического расстройства — неврастении способствует воспитание детей с астеническими чертами в духе повышенных требований. Внутриличностный конфликт между «должен» и «могу» здесь приводит к возникновению таких симптомов, как повышенная утомляемость, регулярные головные боли, нарушение сна, тревожность, раздражительность, эмоциональная лабильность.

У детей и подростков к разряду системных неврозов, когда в клинической картине преобладают симптомы функциональных нарушений одной или нескольких соматических систем, относятся логоневроз, невротические тики, невротические энурез и энкопрез. Также, по МКБ-10 выделяются поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся преимущественно в детском и подростковом возрасте, такие как заикание, неорганический энурез, и неорганический энкопрез. При заикании речь ребенка характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, а также остановками, нарушающими ее ритм и размерность. При энурезе наблюдается несвойственная такому возрасту ребенка неспособность произвольного контроля мочеиспускания в ночное и дневное время, при энкопрезе — выделения кала в местах, не предназначенных для этой цели.

Возникновение тикозных расстройств у детей чаще связано с нарушенными внутрисемейными отношениями. Непроизвольно возникающие мышечные движения, мигание, гримасничанье, откашливание, шмыганье возникают в ситуациях повышенного эмоционального напряжения и проходят в ночное время или в период сна. У 24,8% больных отмечаются сопутствующие нарушения речи в форме заикания или речи взахлеб.

Среди поведенческих расстройств, связанных с физиологическими нарушениями у детей и подростков, отмечены расстройства сна неорганической природы в форме снохождения и тревожных сновидений. Данные парасомнии, как возникающие во время сна анормальные эпизодически состояния, носят в отличие от взрослых непсихогенный характер и больше отражают онтогенетические особенности развития ребенка. неврастения психический школьный дезадаптация

Синдром нервной анорексии, как один из видов расстройств приема пищи, встречается в данном исследовании исключительно у девочек подростков. Преднамеренное снижение массы, вызываемое и поддерживаемое самими больными, сопровождается у них тревожной депрессивной симптоматикой с доминированием сверхценных идей дисморфофобического содержания. Семьи данных больных относятся к разряду дисгармоничных.

Расстройства психопатического круга (расстройства личности и поведения), отмеченные лишь у подростков, представляют собой завершающее формирование патохарактерологических отклонений от нормы. Их диагностика у подростков затруднена мозаичностью и полиморфностью клинической картины. Аномально-личностное реагирование здесь в большей степени представлено чертами шизоидного, ананкастного, истерического и эмоционально лабильного типов.

Сравнительно новой формой расстройства личности и поведения в группе детей и подростков является расстройство привычек и влечений в виде компьютерной виртуальной аддикции. Она проявляется навязчивым стремлением проводить максимальное время в игре за компьютером, предпочтением подростком реальным ситуациям живого человеческого общения виртуальной реальности. Факторами риска здесь служит резидуально-органическая недостаточность мозга, алкоголизация одного из родителей (100 %). Больные с данным расстройством демонстрируют высокий уровень социальной фрустрированности в межличностных отношениях и страх отвержения.

По данным исследований, несмотря на то, что в структуре ППР у детей и взрослых преобладают заболевания резидуально-органического характера в клинической картине изучаемых нарушений значительное место занимают симптомы, определяемые воздействием психосоциальных факторов, преломляющихся через систему семейных отношений. Данный факт определяет у детей и подростков с ППР высокую значимость лечебно-реабилитационных мероприятий психотерапевтической и психопрофилактической направленности.

Источник

Невропатия —конституционально или резидуально-органически обусловленная не­достаточность регуляции вегетативной нервной системы, проявляется обшей и аффектив­ной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, плаксивостью, нарушением сна и пи­щевого поведения. Позже могут возникать страхи, аффективно-респираторные судороги. С возрастом болезненные проявления нивелируются, однако расстройство представляет благоприятную основу для формирования неврозов и расстройств поведения, затрудняю­щих социальную адаптацию.

Ранний детский аутизм — имеет генетическое происхождение или является ре­зультатом перинатальной патологии. Проявляется нарушением познавательных функций вследствие недостаточности эмоционалъно-мотивационной функции психики. Ведущим симптомом является нарушение коммуникации с позиции полного отсутствия потребно­сти в ней. Такие дети не стремятся к контакту с окружающим и, не смотрят в глаза, иногда не пользуются речью, отсутствует гибкость мышления. Игра ребенка с ранним детским аутизмом стереотипна, вычурна.

Читайте также:  Гипермобильный синдром разболтанности излишней подвижности

Синдром детских патологических страхов— наблюдается в структуре невроза навязчивых состояний. В клинической картине преобладают страхи различного содержа­ния: выступления, острых предметов, собственной смерти или близких людей, закрытых помещений и т.д. Сопровождаются формированием ритуалов.

Гипердинамический синдром — как следствие перинатальной патологии, характе­ризуется недостаточностью лимбико-ретикулярного комплекса с нарушением регуляции тормозных процессов головного мозга. Проявляется повышенной двигательной растор­моженностью, дефицитом внимания, импульсивностью. Обучение в школе вызывает за­труднение, позднее появляются нарушения поведения и социальная дезадаптация.

Дисморфомания — характерна для подросткового возраста, имеет психогенный ха­рактер происхождения в виде нелестных высказываний окружающих по поводу внешнего вида подростка. Проявляется твердой убежденностью в наличии уродливости отдельных частей собственного тела: безобразно большой нос, уши, «поросячье» лицо, кривые и тол­стые ноги. Все силы подростка, как правило, бывают брошены на борьбу с недостатком — активно требуют оперативного вмешательства, косметических манипуляций. Переубеж­дению не поддается. Наблюдается как вариант психогении и при вялотекущей шизофрении.

Нервная анорексия — возникает чаще у девочек-подростков после бестактного за­мечания по поводу излишнего веса, сделанного лицом противоположного пола, являюще­гося, как правило, предметом симпатии. Подростки начинают ограничивать себя в еде, исключая, в первую очередь, высококалорийную пищу и переходя на минимальные пор­ции однообразной жидкой пищи. Иногда срываясь, наедаются, затем вызывают рвоту. Критика к физическому истощению отсутствует. В эмоциональном фоне преобладает раз­дражительность, конфликтность, позднее появляется депрессивный радикал. Лечение не­обходимо проводить в психиатрическом стационаре с осуществлением жесткого контроля за питанием и проведением терапевтических мероприятий.

Инфантилизм — проявляется общим отставанием созревания психических функ­ций, преимущественно эмоционально-волевой и личностной сфер. Подростки отличаются «детскостью» в эмоциональных и поведенческих реакциях. Различают гармонический, дисгармонический и органический инфантилизм:

гармонический — сопровождается сочетанием задержки темпов психического и физического развития;

дисгармонический— отставание темпов психического развития обусловлено на­рушением онтогенеза и проявляется формированием психопатических черт характера;

органический— психический и психофизический дефект обусловлены резиду-альноорганической патологией обычно вследствие пери- и постнатальных нарушений, сопровождается психоорганической симптоматикой.

Выявление отдельных симптомов не может обеспечить полной информативности о самом болезненном процессе и лишь рассмотрение симптомов в структуре синдрома соз­дает возможность первичной диагностики. Диагностическое значение синдрома заключа­ется в том, что входящие в его структуру симптомы взаимосвязаны между собой единым патогенетическим механизмом. При этом, любому психическому расстройству свойствен­на определенная закономерность видоизменений синдромов и их смена одного на другой. Предварительная диагностика ведущих клинических проявлений определяет стратегию и тактику дальнейших диагностических и терапевтических мероприятий.

Контрольные вопросы

1. Астенический синдром, его клинические варианты.

2. Неврастенический синдром.

3. Истерический синдром.

4. Психопатический и психопатоподобный синдромы.

5. Депрессивный синдром (психотический и непсихотический).

6. Ипохондрический синдром (психотический и непсихотический).

7. Параноидный, галлдюцинаторно-параноидный и паранойяльный синдро­мы.

8. Психоорганический синдром

9. Синдром дисморфофобии и диморфомании.

10.Апатико-абулический синдром.

Задания для самопроверки

1. Пациентка предъявляет жалобы на повышенную утомляемость, невозмож­ность длительно переносить физическое или умственное напряжение, сниже­ние настроения, слезливость. Отмечает, что появилась повышенная чувстви­тельность к яркому свету, громким звукам. Частые головные боли, бессонни­ца. Изменение самочувствия на метеофакторы. Какой синдром у данной больной?

А. Астенический

В. Дисморфоманический

С. Ипохондрический

Д. Депрессивный

Е. Дисморфофобический.

2. Больной П. 39 лет, страдает хроническим гастродуоденитом. Очередное
обострение сопровождалось абдоминальными болями, снижением аппетита,
истощением, тошнотой. Наряду с повышенной утомляемостью и снижением
работоспособности появились мысли об онкопатологии. Настойчиво просит
врачей о проведении дополнительного обследования. В процессе лечения ку­пировался болевой синдром, восстановился прежний вес, уменьшилось вы­раженность астении. Однако, опасения « ракового перерождения» сохраняются. При актуализации страха становится назойливым. При разубеждении соглашается с необоснованностью страха, но заявляет, что сам «прогнатьмысли о раке» не может. Определите синдром.

А. Астенический синдром

В. Истерический синдром.

С. Депрессивно-параноидный синдром

Д. Астено-депрессивный синдром

Е. Фобический синдром

3. Студент технического института, 23 лет. Заболевание развивалось без ви­димых причин. Стал, вялым потерял, интерес к учебе, к общению со знакомыми, к искусству и музыке, которыми раньше « только и жил». Появились слуховые псевдогаллюцинации, бред преследования и гипнотического воз­действия. Заявлял, что его мысли «читают окружающие». Практически был
совершенно бездеятельным и безразличным, почти постоянно высказывал
нелепые идеи различного содержания. Больным себя не считает. Определите синдром.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник