Патогенез судорожного синдрома у детей

Патогенез судорожного синдрома у детей thumbnail

Патогенез судорог. Морфология судорог у детей

В возникновении судорожных пароксизмов у детей раннего возраста определенную роль играет генетическая предрасположенность, наследование определенных особенностей обмена и нейродинамики в виде пониженного судорожного порога. К факторам, провоцирующим припадки, относятся инфекции, нарушение электролитного баланса, резкое возбуждение, стрессовые ситуации.

Несмотря на значительное число работ, посвященных изучению механизма судорожной готовности, сущность его до конца не раскрыта. В последние годы исследованы отдельные звенья метаболических, сосудистых гемо- и ликвородинамических нарушений при эпилепсии у взрослых. Показана роль гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) и связанных с ней аминных соединений в развитии судорожной активности. Одни из них (гуанидин, гамма-гуанидинмасляная кислота) повышают судорожную готовность, другие (гидрокси-гамма-аминомасляная кислота) — снижают ее. Даже незначительные отклонения в метаболическом балансе этих веществ могут способствовать развитию судорожного разряда.

Остаются, однако, трудности в определении первичных обменных нарушений, способствующих проявлению припадка, и вторичных, возникающих в результате припадка.

Сосудистые нарушения наблюдаются преимущественно в области микроциркуляторного русла. Расширение капилляров сменяется их спазмом, что приводит к недостаточности мозгового кровообращения и гипоксии. Ликвородинамические изменения также могут понижать порог судорожной готовности мозга.

патогенез судорог

Интимные механизмы, лежащие в основе патофизиологии судорожных пароксизмов у детей раннего возраста, вероятно, еще более сложные, чем у взрослых. Это обусловлено особенностями развивающегося организма: несовершенством высших интегрирующих отделов головного мозга, повышенной иррадиацией процессов возбуждения, недостаточностью гомеостаза, лабильностью обменных процессов, высокой проницаемостью гематоэнцефалического барьера для различных токсических и бактериальных агентов, повышенной потребностью мозговой ткани в кислороде.

Характер патоморфологических изменений в нервной системе при судорогах у детей раннего возраста зависит от основного патологического процесса. У детей, перенесших внутриутробную гипоксию, асфиксию в родах, внутричерепную родовую травму, находят деструктивные изменения: микрогирию, микроцефалию, пахигирию, порэнцефалию, кистозную дегенерацию белого вещества, очаговые уплотнения в области таламуса, гидроцефалию. При гистологических исследованиях обнаруживают дегенеративные изменения нервных клеток, замещение их глиальной тканью, дезорганизацию волокон в белом веществе мозга, сморщивание нейронов с распадом их отростков, пролиферацию гигантских астроцитов, очаговые некрозы. После инфекционных заболеваний имеют место оболочечно-мозговые спайки, рубцы, очаги деструкции.

При наследственных заболеваниях наблюдаются специфические изменения: при фенилкетонурии — демиелинизация, при туберозном склерозе — узелковые глиальные массы, которые могут обызвествляться, при энцефалотригеминальном ангиоматозе — гемиатрофия полушарий мозга и мозжечка, аномалии развития сосудов, обызвествления и т. д.

Наряду с резидуальными изменениями нервной системы обнаруживают нарушения, вызванные непосредственно судорожными припадками. К ним относятся дистрофия нервных клеток коры головного мозга, мозжечка, ядер таламуса, височных областей и лимбической системы, которые нарастают по мере учащения припадков. Вначале изменения носят обратимый характер, а затем развиваются структурные нарушения — очаги запустения, кариоцитолиз, клетки-тени. Они неспецифичны и возникают вследствие гипоксии мозга, которая сопутствует судорожным припадкам.

Клиническая картина судорожного синдрома во многом определяется уровнем развития нервной системы ребенка. В связи с этим структура припадков у новорожденных, грудных и детей более старшего возраста имеет свои особенности.

— Также рекомендуем «Судороги новорожденных. Причины судорог у новорожденных»

Оглавление темы «Детские судороги»:

1. Патогенез судорог. Морфология судорог у детей

2. Судороги новорожденных. Причины судорог у новорожденных

3. Гипогликемические судороги. Гипокальциемические судороги новорожденных

4. Судороги при родовой травме. Судороги у детей раннего возраста

5. Судороги при наследственных заболеваниях. Причины наследственных судорог

6. Судороги при органическом поражении нервной системы. Фебрильные судороги

7. Спазмофилия. Симптом Хвостека у детей

8. Респираторные аффективные судороги. Диагностика аффективных судорог у детей

9. Дифференциальный диагноз судорожных состояний детей. Прогноз судорожных пароксизмов у детей

10. Противосудорожная терапия у детей. Лечение судорог у детей

Источник

ГЛАВА 34 СУДОРОГИ

Судороги
— внезапное непроизвольное сокращение скелетных мышц, сопровождающееся
нарушениями сознания разной степени выраженности. Судорожный синдром —
частая ургентная патология детского возраста. Распространённость
судорог у детей составляет 17-20 случаев на 1000 детского населения.
Судорогами обусловлено около 10% вызовов скорой педиатрической помощи.
Частое развитие судорог в детском возрасте объясняют как особенностями
незрелой нервной системы ребёнка, склонной к развитию общемозговых
реакций на раздражение, так и многообразием причин, их вызывающих.

Незрелый
мозг более предрасположен к развитию общемозговых реакций, чем зрелый.
Повышенную «готовность» детского мозга к судорожной активности можно
объяснить относительным преобладанием возбуждающих глутаматергических
систем над тормозными ГАМК-ергическими. Несовершенная дифференцировка
коры головного мозга, слабое регулирующее влияние её на подкорковые
структуры, значительная гидрофильность ткани мозга объясняют склонность
ребёнка к генерализованным ответным реакциям (гиперкинезы, воз-
буждение, судороги и т.д.) на различные раздражители.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

Причинами
судорог могут быть различные острые и хронические заболевания и
повреждения головного мозга (нейроинфекции, трав- мы, кровоизлияния,
гидроцефальный синдром, дисгенезии мозга, опухоли), генетические и
хромосомные заболевания (нарушения метаболизма аминокислот, углеводов,
жиров), токсические повреждения мозга (инфекционный токсикоз, экзогенные
отравления химическими веществами и лекарственными препаратами).
Судороги могут развиваться при эндокринных и электролитных нарушениях
(гипогликемия при СД, гипокальциемия при гипопаратиреозе и спазмофилии,
гипомагниемия, гипо- и гипернатриемия и т.д.). Также возможны
психогенные судорожные пароксизмы (например, аффективно-респираторные
судороги). По данным различных авторов, от 25 до 84%

судорог
возникают на фоне лихорадки (фебрильные, или гиперпирексические,
судороги). Отдельную группу составляют судороги при эпилепсии,
распространённость которой составляет 0,5-1% в общей популяции.

Несмотря
на полиэтиологичность судорожного синдрома, в большинстве случаев его
общими патогенетическими факторами являются расстройства центральной
гемодинамики, приводящие к гипоксии, ацидозу и другим метаболическим
нарушениям в ЦНС. Повышение сосудистой и клеточной проницаемости,
наряду с лабильностью водно-солевого обмена и тенденцией к развитию
внутримозговой гиперосмолярности, приводят к отёку и набуханию
головного мозга. Под влиянием гипоксии и метаболических расстройств
нарушается энергетический баланс мозга, снижается активность ферментных
систем, что способствует развитию повышенной судорожной готовности.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

По
клиническим проявлениям судороги могут быть парциальными (фокальными,
локализованными), распространяющимися на от- дельные группы мышц, и
генерализованными — в виде общего судорожного припадка.
Генерализованные судороги развиваются при вовлечении в процесс обоих
полушарий головного мозга, парциальные — определённых областей одного
полушария.

По характеру мышечных
сокращений различают судороги клонические и тонические. Клонические
судороги характеризуются быстрой сменой сокращения и расслабления
скелетных мышц. При тонических судорогах происходит длительное
сокращение мышц без периодов расслабления. У детей, особенно раннего
возраста, судороги в большинстве случаев бывают генерализованными и
имеют смешанный тонико-клонический характер.

Повторение
судорожных пароксизмов без восстановления сознания называют судорожным
статусом. Это состояние сопровождается нарушением дыхания и
нарастанием циркуляторно-гипоксического отёка головного мозга.
Распространение последнего на ствол мозга вызывает расстройство функций
дыхательного и сосудодвигательного центров с развитием патологических
типов дыхания, брадикардии, коллаптоидных состояний.

Типичный генерализованный тонико-клонический припадок

Типичный
генерализованный тонико-клонический припадок обычно начинается
внезапно и проявляется двигательным возбуждением и угнетением сознания
различной степени выраженности. Возможны плавающие движения глазных
яблок, фиксация взора вверх и в сторону. Голова запрокидывается назад,
руки согнуты в локтевых суста-

вах, ноги
разогнуты, тело напряжено. Дыхание прекращается, кожа становится
бледно-цианотичной, появляется брадикардия. Это тоническая фаза
генерализованного судорожного приступа. Примерно через минуту
появляются дыхательные движения, подёргивания мимической мускулатуры.
Мышечные сокращения распространяются на туловище и конечности.
Развивается клоническая фаза припадка. После окончания припадка
сознание постепенно восстанавливается. О тяжести судорожного приступа
свидетельствуют степень дыхательных расстройств, а также длительность и
глубина нарушения сознания. Неблагоприятный прогностический признак —
возникновение локальных неврологических симптомов (парезов, параличей).

Судорожный синдром при различных состояниях

Наиболее
часты в детской практике кратковременные генерализованные
тонико-клонические фебрильные судороги. Как правило, они возникают у
нормально развивающихся детей в возрасте от 6 мес до 3-5 лет
(преимущественно от 1 до 2 лет) на фоне подъёма температуры тела без
признаков токсического или инфекционного поражения мозга.
Продолжительность фебрильных судорог невелика (обычно не более 5 мин). В
большинстве случаев они имеют благоприятный прогноз и не
сопровождаются неврологическими нарушениями. Нервнопсихическое развитие
детей, перенёсших простые фебрильные судороги, как правило,
соответствует возрасту.

Судорожные
пароксизмы при нейроинфекциях (менингиты, менингоэнцефалиты) отличаются
значительной вариабельностью, но чаще всего доминируют
тонико-клонические судороги. Для гипокальциемии типичны тетанические
судороги. Гипомагниемия проявляется гипервозбудимостью, мышечным
дрожанием и судорогами. Для гипогликемии характерны слабость,
гипергидроз, судороги и развитие коматозного состояния. При эпилепсии
отмечается стерео- типность приступов и продолжительный последующий
сон. Примерно у половины больных с судорогами быстрое установление их
этиологии только по клиническим проявлениям невозможно.

ЛЕЧЕНИЕ

Успешная терапия судорожного синдрома может быть проведена только после установления причины, вызвавшей судороги.

•  Гипокальциемия — 10% раствор кальция глюконата (1 мл/кг) в/в медленно в растворе глюкозы.

•  Гипомагниемия — 25% раствор магния сульфата (0,4 мл/кг) в/м.

•  Гипогликемия — 10% (200 мг/кг) или 20% раствор глюкозы (100 мл/кг) в/в струйно.

•  При фебрильных судорогах необходимо купирование лихорадки.

Из-за
существующих трудностей диагностики, ургентности клинической ситуации
необходимо проводить симптоматическую терапию препаратами первой
помощи, которые, купируя (возможно, временно) судорожный пароксизм,
предоставляют возможность для проведения диагностического поиска и, при
необходимости, лечения отё- ка мозга. Дыхательные расстройства,
стойкое нарушение сознания, невозможность проведения этиотропного
лечения — показания для срочной госпитализации ребёнка на фоне
симптоматической противосудорожной терапии.

Лечебные
мероприятия при судорогах необходимо направить на восстановление
адекватного дыхания и уменьшение возбудимости ЦНС. Для обеспечения
проходимости дыхательных путей следует очистить полость рта и глотку
ребёнка от слизи, остатков пищи или рвотных масс (аспирация с помощью
электроотсоса или механическое удаление их), предупредить западения
языка, приподняв за углы нижнюю челюсть или установив воздуховод.
Голову ребёнка необходимо повернуть в сторону для предотвращения
аспирации при вос- становлении дыхания. Следует освободить ребёнка от
тесной одежды, затрудняющей дыхание, и обеспечить ему доступ свежего
воздуха (например, открыть окно) или при возможности наладить
оксигенацию через катетер, маску или из кислородной подушки.

Для
купирования судорожного пароксизма наиболее широко применяют
производные бензодиазепина (диазепам, лоразепам, клоназепам,
мидазолам). Эти препараты следует всегда вводить медленно в течение 2-3
мин (при быстром введении ректально или внутривенно бензодиазепины
могут вызвать угнетение дыхания). Обычно препараты хорошо переносятся,
действие их сохраняется в течение 1-2 ч. Лечение начинают с ректального
или внутривенного введения диазепама. Если судороги не прекращаются в
течение 5 мин после первого внутривенного введения диазепама, лечение
продолжают клона- зепамом или лоразепамом. Преимущество последних по
сравнению с диазепамом заключается в большей продолжительности
действия. При передозировке бензодиазепинов может возникать
артериальная гипотензия, мышечная слабость, сонливость.

Как средство
первой помощи при судорожном синдроме также можно внутримышечно ввести
магния сульфат. После достижения противосудорожного эффекта введением
бензодиазепинов, а также при кратковременных однократных судорогах, в
качестве противосудорожных средств можно использовать фенобарбитал и
фенитоин в сочетании с ацетазоламидом.

При
повторении судорог и при судорожном статусе препаратами выбора служат
неингаляционные анестетики. Чаще всего применяют 20% раствор натрия
оксибата. Препарат вызывает мышечную релакса-

цию,
снижает двигательную активность, способствует нормализации КЩС крови
и, в определённой степени, предохраняет мозг от гипоксического отёка.
Противопоказан при выраженной артериальной ги- потензии, гипокалиемии,
угнетении дыхания и тяжёлых нарушениях сердечного ритма. При
труднокупируемом судорожном статусе можно ввести барбитураты короткого
действия (тиопентал натрий, гексобарбитал). Гексобарбитал можно вводить
ректально, внутримышечно или внутривенно. При внутривенном применении
барбитуратов для предотвращения их ваготонического эффекта показано
предварительное введение атропина. Быстрое противосудорожное действие
этих препаратов достигается только при внутривенном введении. При
внутримышечном или ректальном введении эффект наступает через 5-25 мин.
Повторное введение противосудорожных лекарственных средств в этот
период нецелесообразно и даже опасно.

При
тяжёлых нарушениях дыхания и гипоксии противосудорожные препараты
могут вызвать остановку дыхания. В таком случае показан перевод ребёнка
на ИВЛ на фоне введения мышечных релаксантов. При судорожном синдроме,
помимо противосудорожных препаратов, необходима профилактика отёка
головного мозга: больному придают немного приподнятое положение (30?) и
назначают диуретик (маннитол, фуросемид); введение гипотонических
растворов противопоказано.

Дети с
судорогами неясного генеза или возникшими на фоне инфекционного
заболевания подлежат госпитализации после оказания им экстренной помощи
для проведения диагностического поиска, лечения отёка мозга и решения
вопроса о необходимости и возможности выполнения лечебно-диагностической
поясничной пункции. При установлении диагноза эпилепсии необходим
подбор длительной базисной терапии.

Детям,
перенёсшим фебрильные судороги, необходимо проведение профилактики
повторных судорожных эпизодов. В последнее время предпочтение отдают
интермиттирующим методам профилактики: в период риска развития
фебрильных судорог (инфекционные заболевания, гипертермия) детям
назначают комплекс, включающий жаропонижающие и противосудорожные
средства, а при гипертензионногидроцефальном синдроме дополнительно
назначают ацетазоламид или глицерол (глицерин).

ПРОГНОЗ

Серьёзной
проблемой остаётся прогнозирование возможного развития эпилепсии у
детей, перенёсших судорожные состояния. Проведённые исследования
свидетельствуют о возможности трансформации синдрома фебрильных судорог
в эпилепсию в 2-10% слу-

чаев. В группе
детей, перенёсших фебрильные судороги, эпилепсия развивается в 6 раз
чаще, чем у детей, не имевших их. Прогностически неблагоприятный
признак возможного развития эпилепсии у ребён- ка — фокальный или
латерализованный характер фебрильных судорог, их продолжительность
более 15 мин, повторные судорожные эпизоды (более 3 раз), изменения
неврологического статуса, наличие родственников, страдающих эпилепсией.

Источник

Ïàòîãåíåç ñóäîðîã è ìåõàíèçì ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà. Ïðè÷èíû åãî âîçíèêíîâåíèÿ â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà ÷åëîâåêà. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà è äèàãíîñòèêà ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà ó äåòåé. Îêàçàíèå íåîòëîæíîé äîâðà÷åáíîé ïîìîùè, äåéñòâèÿ ìåäèöèíñêîé ñåñòðû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñóäîðîæíûé ñèíäðîì îïðåäåëÿåòñÿ êàê ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, ïðîÿâëÿþùååñÿ íåïðîèçâîëüíûìè ñîêðàùåíèÿìè ïîïåðå÷íîïîëîñàòîé ìóñêóëàòóðû. Ñîêðàùåíèÿ ìîãóò áûòü êàê ëîêàëèçîâàííîãî õàðàêòåðà (ëîêàëèçîâàííûå ñóäîðîãè), òàê è ãåíåðàëèçîâàííûå (ïðè âîâëå÷åíèè ìíîãèõ ìûøå÷íûõ ãðóïï). Âûäåëÿþò áûñòðûå ñóäîðîãè (êëîíè÷åñêèå), õàðàêòåðèçóþùèåñÿ áûñòðîé ñìåíîé ñîêðàùåíèé è ðàññëàáëåíèé, è òîíè÷åñêèå, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ äëèòåëüíûì è ìåäëåííûì ñîêðàùåíèåì ìóñêóëàòóðû. Âîçìîæåí ñìåøàííûé õàðàêòåð ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà.  òàêîì ñëó÷àå ñóäîðîãè íàçûâàþòñÿ êëîíèêî-òîíè÷åñêèìè.

Ïàòîãåíåç ñóäîðîã. Ìåõàíèçì ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà.

 îñíîâå ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà ëåæàò èíôåêöèîííûå, òîêñè÷åñêèå èëè âîäíî-ýëåêòðîëèòíûå íàðóøåíèÿ, ïðåèìóùåñòâåííî â ãîëîâíîì ìîçãå. Áåññïîðíûì ôàêòîðîì ïàòîãåíåçà òàêæå ÿâëÿåòñÿ èøåìèÿ èëè ãèïîêñèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà. Âîçíèêíîâåíèå ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà âîçìîæíî ïðè ñëåäóþùèõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ:

1. Ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè ïðè ýïèëåïñèè.

2. Ñóäîðîæíûå ñîñòîÿíèÿ ïðè èñòåðèè.

3. Ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè ïðè îñòðûõ íàðóøåíèÿõ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ (OHM Ê).

4. Ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè ïðè îñòðûõ âîñïàëèòåëüíûõ çàáîëåâàíèÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà.

5. Ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè ïðè çàêðûòîé ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìå (×ÌÒ).

6. Ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè ïðè îïóõîëÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà.

7. Ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè ïðè àëêîãîëèçìå.

8. Ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè ïðè îñòðûõ îòðàâëåíèÿõ ôîñôîðîðãàíè÷åñêíìè âåùåñòâàìè (ÔÎÑ) è ïñèõîòðîïíûìè ïðåïàðàòàìè. Íà ïåðâîì ìåñòå ïî ÷àñòîòå âîçíèêíîâåíèÿ íàõîäèòñÿ ñóäîðîæíûé ñèíäðîì, âîçíèêàþùèé ïðè ýïèëåïñèè.

Ñîãëàñíî ñòàòèñòè÷åñêèì èññëåäîâàíèÿì, ñóäîðîæíûé ñèíäðîì ó äåòåé âñòðå÷àåòñÿ â 17-25 ñëó÷àåâ èç òûñÿ÷è. Ó äîøêîëüíèêîâ ýòî ÿâëåíèå íàáëþäàåòñÿ â ïÿòü ðàç ÷àùå, ÷åì â îáùåì â ïîïóëÿöèè. Ïðè ýòîì áîëüøàÿ ÷àñòü ïðèïàäêîâ ïðèõîäèòñÿ íà ïåðâûå òðè ãîäà æèçíè ðåáåíêà.

Ñóäîðîãè — íåïðîèçâîëüíûå ñîêðàùåíèÿ ìûøö; õàðàêòåðíî êðàéíåå èõ íàïðÿæåíèå. ïðîÿâëÿþòñÿ â âèäå ïðèñòóïîâ, äëÿùèõñÿ îò íåñêîëüêèõ ñåêóíä äî ñóòîê.

Ñóäîðîæíûå ñîñòîÿíèÿ ìîæíî ðàçäåëèòü íà íåñêîëüêî ãðóïï:

Ñóäîðîãè êàê íåñïåöèôè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà íà òàêèå ðàçäðàæàþùèå ôàêòîðû, êàê òðàâìà, èíôåêöèè, èíòîêñèêàöèÿ è äð. (ýïèçîäè÷åñêèå ýïèëåïòè÷åñêèå ðåàêöèè).

Ñèìòîìàòè÷åñêèå ñóäîðîãè èëè ýïèëåïòè÷åñêèé ñèíäðîì íà ôîíå àêòèâíî òåêóùåãî öåðåáðàëüíîãî ïðîöåññà (îïóõîëåâîãî, âîñïàëèòåëüíîãî, ïàðàçèòàðíîãî è ò.ä.);

Ýïèëåïñèÿ êàê ñóäîðîæíûé ñèíäðîì âñëåäñòâèå îðãàíè÷åñêèõ ïîðàæåíèé ÖÍÑ.

Ðàçëè÷àþò:

Ëîêàëèçîâàííûå (ïàðöèàëüíûå, ôîêàëüíûå) — ñóäîðîãè îòäåëüíûõ ãðóïï ìûøö.

Ãåíåðàëèçîâàííûå — â âèäå îáùåãî ñóäîðîæíîãî ïðèïàäêà, êîãäà âñå ìûøöû òåëà îõâà÷åíû ñóäîðîãàìè; ãåíåðàëèçîâàííûé ñóäîðîæíûé ïðèïàäîê ñîïðîâîæäàåòñÿ óòðàòîé ñîçíàíèÿ, ïîÿâëåíèåì ïåíû èçî ðòà, ïðèêóñîì, àðèòìèåé;

Êëîíè÷åñêèå ñóäîðîãè — õàðàêòåðèçóþòñÿ áûñòðîé ñìåíîé ñîêðàùåíèÿ è ðàññëàáëåíèÿ ñêåëåòíûõ ìûøö.

Òîíè÷åñêèå ñóäîðîãè — êîãäà ïðîèñõîäèò äëèòåëüíîå ñîêðàùåíèå ìûøö áåç ïåðèîäîâ ðàññëàáëåíèÿ.

Òîíèêî-êëîíè÷åñêèå — ñî÷åòàíèå òîíè÷åñêèõ è êëîíè÷åñêèõ ñóäîðîã.

Ïðè÷èíû è ôàêòîðû ðèñêà

Äåòè áîëåå ïîäâåðæåíû ñóäîðîãàì, òàê êàê ó íèõ äëÿ ýòîãî ñóùåñòâóåò öåëûé ðÿä ïðåäðàñïîëàãàþùèõ ôàêòîðîâ:

àíàòîìè÷åñêàÿ è ôóíêöèîíàëüíàÿ íåäîðàçâèòîñòü ãîëîâíîãî è ñïèííîãî ìîçãà;

íåäîñòàòî÷íîå ïîêðûòèå ïðîâîäÿùèõ ïóòåé ñïåöèàëüíîé îáîëî÷êîé, êîòîðàÿ îòâå÷àåò çà ñêîðîñòü è êà÷åñòâî ïðîâåäåíèÿ èìïóëüñîâ;

íåïîëíîöåííîñòü ðàçâèòèÿ òîðìîçíûõ ôàêòîðîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé;

áîëüøîå íàñûùåíèå âåùåñòâà ìîçãà âîäîé;

óñèëåííàÿ ïðîíèöàåìîñòü êàïèëëÿðîâ (âûñîêàÿ ïðîíèöàåìîñòü ñòåíîê öåðåáðàëüíûõ ñîñóäîâ ñ áûñòðûì ðàçâèòèåì îòåêà ìîçãà)

Ïðè÷èíîé ïîÿâëåíèÿ ñóäîðîã ó äåòåé â ðàííåì âîçðàñòå ìîæåò áûòü:

ïåðèíàòàëüíûå ïîâðåæäåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà (ãèïîêñèÿ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè èëè àñôèêñèÿ â ðîäàõ);

îðãàíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû, ñòîéêèå ãèïîêñè÷åñêèå íàðóøåíèÿ âî âíóòðèóòðîáíîì ïåðèîäå èëè â ðîäàõ (àñôèêñèÿ);

òðàâìà ãîëîâíîãî ìîçãà â ðîäàõ;

òÿæåëûå ñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ (âðîæäåííûå ïîðîêè ñåðäöà, âàñêóëèòû), íàðóøåíèÿ ñâåðòûâàíèÿ, íàðóøåíèÿ ãîðìîíàëüíîãî ôîíà (ñàõàðíûé äèàáåò, ãèïîòèðåîç, ïàòîëîãèÿ íàäïî÷å÷íèêîâ);

ìåòàáîëè÷åñêèå èëè îáìåííûå íàðóøåíèÿ, ïðèîáðåòåííûå èëè íàñëåäñòâåííî îáóñëîâëåííûå çàáîëåâàíèÿ, ïðèâîäÿùèå ê äåôèöèòó êàëèÿ, ìàãíèÿ è êàëüöèÿ â îðãàíèçìå;

òÿæåëîå òå÷åíèå æåëòóõè íîâîðîæäåííûõ;

âíóòðèóòðîáíûå èíôåêöèè;

ïðèîáðåòåííûé èíôåêöèîííûé ïðîöåññ (èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ âèðóñíîé èëè ìèêðîáíîé ýòèîëîãèè, êîòîðûå ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîðàæåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû (íåéðîèíôåêöèè) — ýíöåôàëèò, ìåíèíãèò);

èíòîêñèêàöèè âíóòðè îðãàíèçìà è èçâíå;

çàáîëåâàíèÿ íàðóøåííîãî îáìåíà âåùåñòâ (ôåíèëêåòîíóðèÿ, ãàëàêòîçåìèÿ è ò.ï.);

âðîæäåííûå àíîìàëèè ðàçâèòèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû;

ïîçæå ýòî ìîæåò áûòü îáúåìíûé ïðîöåññ â öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìå, â ÷àñòíîñòè îïóõîëü, êèñòà, àáñöåññ.

Ôàêòîðàìè ðèñêà òàêæå ìîãóò áûòü:

ïîðîêè ñåðäöà;

íàðóøåíèå ìèêðîýëåìåíòíîãî è ãîðìîíàëüíîãî áàëàíñà â îðãàíèçìå;

èíôåêöèè;

çàáîëåâàíèÿ êðîâè;

íàðóøåíèå íàñûùåíèÿ îðãàíèçìà êèñëîðîäîì;

îáìîðîêè.

Ê ïðè÷èíàì ðàçâèòèÿ äàííîãî ñèíäðîìà ìîæíî îòíåñòè âðîæäåííûå äåôåêòû è ïàòîëîãèè öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, íàñëåäñòâåííûå áîëåçíè, îïóõîëè, íàðóøåíèå ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû è ìíîãîå äðóãîå. Ñóäîðîæíûé ñèíäðîì ó äåòåé íåðåäêî âîçíèêàåò íà ôîíå ñèëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî ïåðåíàïðÿæåíèÿ èëè ðåçêîãî ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà.

Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûå ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà ÷åëîâåêà ïðåäñòàâëåíû â òàáëèöå:

Âîçðàñòíàÿ êàòåãîðèÿ

Ïðè÷èíû

Äî 10 ëåò

* çàáîëåâàíèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû;

* ëèõîðàäêà;

* òðàâìû ãîëîâû;

* íàðóøåíèÿ îáìåíà âåùåñòâ âðîæäåííîãî õàðàêòåðà;

* èäèîïàòè÷åñêàÿ ýïèëåïñèÿ;

* áîëåçíü Êàíàâàíà è Áàòòåíà;

*öåðåáðàëüíûé ïàðàëè÷ ó äåòåé.

Îò 11 äî 25 ëåò

* îïóõîëè ãîëîâíîãî ìîçãà;

* òðàâìàòè÷åñêèå ïîâðåæäåíèÿ ãîëîâû;

* òîêñîïëàçìîç;

*àíãèîìà.

Îò 26 äî 60 ëåò

* óïîòðåáëåíèå àëêîãîëüíûõ íàïèòêîâ;

* ìåòàñòàçû è äðóãèå íîâîîáðàçîâàíèÿ â ãîëîâíîì ìîçãå;

*âîñïàëèòåëüíûå ïðîöåññû â îáîëî÷êàõ ìîçãà.

Îò 61 ãîäà

ïåðåäîçèðîâêà ëåêàðñòâåííûìè ñðåäñòâàìè;

* öåðåáðîâàñêóëÿðíûå áîëåçíè;

* ïî÷å÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü;

*çàáîëåâàíèå Àëüöãåéìåðà è ò.ä.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà çàâèñÿò îò ïðè÷èí åãî âîçíèêíîâåíèÿ.

Ýïèëåïòè÷åñêèé ïðèñòóï îáû÷íî íà÷èíàåòñÿ ñ êðèêà ðåá¸íêà, ïîñëå êîòîðîãî íàñòóïàþò ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ è ñóäîðîãè. Òîíè÷åñêàÿ ôàçà äëèòñÿ 10—20 ñ è ïðîÿâëÿåòñÿ íàïðÿæåíèåì ìûøö ëèöà, ðàçãèáàíèåì ñêåëåòíûõ ìûøö, òðèçìîì, îòêëîíåíèåì ãëàçíûõ ÿáëîê â ñòîðîíó. Áëåäíîñòü ñìåíÿåòñÿ ãèïåðåìèåé ëèöà, çðà÷êè ðàñøèðÿþòñÿ, äûõàíèå îòñóòñòâóåò. Òîíè÷åñêàÿ ôàçà ñìåíÿåòñÿ êëîíè÷åñêîé, äëÿùåéñÿ îò 30 ñ äî íåñêîëüêèõ ìèíóò; õàðàêòåðèçóåòñÿ êîðîòêèìè ñîêðàùåíèÿìè ðàçëè÷íûõ ãðóïï ñêåëåòíûõ ìûøö.  äàëüíåéøåì ñóäîðîãè óðåæàþòñÿ, äûõàíèå âîññòàíàâëèâàåòñÿ, ìûøöû ðàññëàáëÿþòñÿ, áîëüíîé íàõîäèòñÿ â ñîïîðå, ðåôëåêñû óãíåòåíû, ÷àñòî âîçíèêàþò ìî÷åèñïóñêàíèå è äåôåêàöèÿ. ×åðåç 15—30 ìèí íàñòóïàåò ñîí èëè ðåá¸íîê ïðèõîäèò â ñîçíàíèå, íå ïîìíÿ ïðîèçîøåäøåå.

Ôåáðèëüíûå ñóäîðîãè ðàçâèâàþòñÿ ïðè áûñòðîì ïîäú¸ìå òåìïåðàòóðû òåëà äî 38-39 °Ñ, ÷àùå ïðè âèðóñíîé, ÷åì ïðè áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè. Ñóäîðîãè îáû÷íî ïðîñòûå: ãåíåðàëèçîâàííûå òîíè÷åñêèå è êëîíèêî-òîíè÷åñêèå, íåðåäêî ñ ïîòåðåé ñîçíàíèÿ. Îíè äëÿòñÿ 2-5 ìèí è ïðåêðàùàþòñÿ îáû÷íî äî ïðèåçäà âðà÷à.

Ñóäîðîãè ïðè ìåíèíãèòå è ýíöåôàëèòå îáû÷íî ñîïðîâîæäàþò ðàçâ¸ðíóòóþ êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó ñ ìåíèíãåàëüíûìè ñèìïòîìàìè (Êåðíèãà è Áðóäçèíñêîãî), ãèïåðýñòåçèåé, î÷àãîâîé ñèìïòîìàòèêîé, ïàðåçàìè, ïàðàëè÷àìè, ðàññòðîéñòâàìè ÷óâñòâèòåëüíîñòè, ñèìïòîìàìè ïîðàæåíèÿ ÷åðåïíûõ íåðâîâ.

Àôôåêòèâíî-ðåñïèðàòîðíûå ñóäîðîãè, èìåþùèå îáû÷íî êëîíèêî-òîíè÷åñêèé õàðàêòåð, ÷àñòî ïðîâîöèðóþòñÿ èñïóãîì, ãíåâîì, ñèëüíîé áîëüþ íà ôîíå ïëà÷à. Ýòè ñóäîðîãè îáóñëîâëåíû ãèïîêàïíèåé âñëåäñòâèå ãèïåðâåíòèëÿöèè è ñîïðîâîæäàþòñÿ çàäåðæêîé äûõàíèÿ íà âäîõå, öèàíîçîì, èíîãäà êðàòêîâðåìåííîé ïîòåðåé ñîçíàíèÿ.

Ãèïîêàëüöèåìè÷åñêèå ñóäîðîãè (ñïàçìîôèëèÿ) ðàçâèâàåòñÿ ó äåòåé â âîçðàñòå îò 3—4 ìåñ äî 1,5 ëåò ïðè ñíèæåíèè êîíöåíòðàöèè êàëüöèÿ â êðîâè äî 1,8 ììîëü/ë è íèæå ïðè ðàõèòå, ãèïîôóíêöèè ïàðàùèòîâèäíûõ æåëåç, ïðè çàáîëåâàíèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ äëèòåëüíîé äèàðååé è ðâîòîé, ïðè öåëèàêèè. Âûäåëÿþò ÿâíóþ è ñêðûòóþ ôîðìû ñïàçìîôèëèè.

ßâíàÿ ôîðìà ïðîÿâëÿåòñÿ òîíè÷åñêèìè ñóäîðîãàìè ëèöåâûõ ìûøö, ìûøö êèñòåé è ñòîï, ëàðèíãîñïàçìîì, ïåðåõîäÿùèìè â ãåíåðàëèçîâàííûå òîíè÷åñêèå ñóäîðîãè ñ ïîòåðåé ñîçíàíèÿ.

Ñèìïòîìû ñêðûòîé ñïàçìîôèëèè ïåðå÷èñëåíû íèæå.

— Ñèìïòîì Õâîñòåêà — ñîêðàùåíèå ìèìè÷åñêîé ìóñêóëàòóðû â îáëàñòè ðòà, íîñà, âåêà ïðè ïîêîëà÷èâàíèè ìîëîòî÷êîì ìåæäó ñêóëîâîé äóãîé è óãëîì ðòà.

— Ñèìïòîì Òðóññî — ñóäîðîãà êèñòè («ðóêà àêóøåðà») ïðè ñäàâëåíèè ñîñóäèñòî-íåðâíîãî ïó÷êà â îáëàñòè ïëå÷à (ïðè íàëîæåíèè æãóòà).

— Ñèìïòîì Ëþñòà — íåïðîèçâîëüíîå òûëüíîå ñãèáàíèå ñòîïû ñ ðîòàöèåé íîãè êíàðóæè ïðè ïîêîëà÷èâàíèè ïî ìàëîáåðöîâîìó íåðâó (íèæå ãîëîâêè ìàëîáåðöîâîé êîñòè).

— Ñèìïòîì Ìàñëîâà — êðàòêîâðåìåííàÿ îñòàíîâêà äûõàíèÿ íà âäîõå ïðè íåáîëüøîì ïîêàëûâàíèè êîæè ðåá¸íêà.

Äèàãíîñòèêà ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà ó äåòåé îñíîâàíà:

íà àíàëèçå êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé ïðè ñóäîðîæíûõ ïðèïàäêàõ (âèäû ñóäîðîã, äëèòåëüíîñòü, ïîâòîðÿåìîñòü âî âðåìåíè, ñîïóòñòâóþùèå ñèìïòîìû); íà äàííûõ î çäîðîâüå ðîäèòåëåé, î ïåðåíåñåííîé ïàòîëîãèè ìàòåðüþ â ïåðèîä áåðåìåííîñòè, â ðîäàõ, íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè;

íà îïðåäåëåíèè íåâðîëîãè÷åñêîãî ñòàòóñà ðåáåíêà è îáùåãî ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ;

íà ëàáîðàòîðíûõ è èíñòðóìåíòàëüíûõ îáñëåäîâàíèÿõ:

ÝÝÃ;

íåéðîñîíîãðàôèÿ;

êîìïüþòåðíàÿ òîìîãðàôèÿ, ÌÐÒ ãîëîâíîãî ìîçãà;

àíãèîãðàôèÿ;

ðåíòãåíîãðàôèÿ;

ñïèííîìîçãîâàÿ ïóíêöèÿ è áàêòåðèîëîãè÷åñêîå è ìèêðîñêîïè÷åñêîå èññëåäîâàíèÿ ëèêâîðà (ïðè íåîáõîäèìîñòè).

Îêàçàíèå íåîòëîæíîé äîâðà÷åáíîé ïîìîùè:

— óëîæèòü ðåáåíêà íà ðîâíóþ ìÿãêóþ ïîâåðõíîñòü (èëè íà ïîë èëè ñîçäàòü ïðåïÿòñòâèå äëÿ åãî ïàäåíèÿ ñ êðîâàòè, ïîä ãîëîâó — ìÿãêèé âàëèê) íà áîê;

-óáðàòü âñå áëèçêî ðàñïîëîæåííûå ïðåäìåòû;

Îáåñïå÷èòü ïðîõîäèìîñòü âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé: î÷èñòèòü ïîëîñòü ðòà îò ñîäåðæèìîãî, óäàëèòü èíîðîäíûå òåëà, ââåñòè ðîòîðàñøèðèòåëü (ìåæäó çóáàìè ââåñòè øïàòåëü èëè ëîæêó, îáåðíóòóþ òîëñòûì ñëîåì áèíòà âî èçáåæàíèÿ ïðèêóñà ÿçûêà, ñëåãêà ïðèäåðæèâàÿ ãîëîâó è òóëîâèùå);

-îáåñïå÷èòü äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà;

-îñâîáîäèòü îò ñòåñíÿþùåé îäåæäû;

-âûçâàòü âðà÷à

Ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü:

Ïðîòèâîñóäîðîæíàÿ òåðàïèÿ: ñåäóêñåí 0,5% ð-ð ïàðåíòåðàëüíî; Íàòðèÿ îêñèáóòèðàò 20% ð-ð âíóòðèâåííî ìåëåííî. Ôåíîáàðáèòàë â/â ìåäëåííî, ñ ôåíîáàðáèòàëîì ìîæíî ñîâìåñòíî ââîäèòü äèôåíèí (ôåíèòîèí). Ðåëàíèóì 0,5% ð-ð â/â

Äåãèäðàòàöèîííàÿ òåðàïèÿ: ôóðîñåìèä (ëàçèêñ) 1% ð-ð, ðàçâåäåííûé â 40% ð-ðå ãëþêîçû èëè â 0,9% ð-ðå íàòðèÿ õëîðèäà â/â; ìàííèòîë 10%

Ïðîòèâîñóäîðîæíûì è äåãèäðàòàöèîííûì äåéñòâèåì îáëàäàåò 25% ð-ð ìàãíèÿ ñóëüôàòà â/ì

 ñëó÷àå íåïðåêðàùàþùèõñÿ ñóäîðîã è ïðè óãðîçå àñôèêñèè ïîêàçàíà èíòóáàöèÿ òðàõåè è ïåðåâîä ðåáåíêà íà ÈÂË ñ ââåäåíèåì áàðáèòóðàòîâ (íàòðèÿ òèîïåíòàë, ãåêñàíàë) è ìûøå÷íûõ ðåëàêñàíòîâ äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ (àðäóàí).

Ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ íàèáîëåå ýôôåêòèâíà â ïîäàâëåíèè ñóäîðîã: ïðè ãèïîêàëüöèåìèè ââîäÿò ïðåïàðàòû êàëüöèÿ, ïðè ãèïîãëèêåìèè — ðàñòâîðû ãëþêîçû. Ôåáðèëüíûå ñóäîðîãè ñíèæàþòñÿ æàðîïîíèæàþùèìè ñðåäñòâàìè. Ïðè ñóäîðîãàõ, ñâÿçàííûõ ñ îòåêîì ìîçãà, ïðèìåíÿþòñÿ äèóðåòèêè.

Àíòèêîíâóëüñàíòû (ïðîòèâîñóäîðîæíûå ïðåïàðàòû): Ôåíîáàðáèòàë,áåíçîíàë, ãåêñàìèäèí, äèôåíèí, êàðáàìàçåïèí (ôèíëåïñèí), ïðåïàðàòû âàëüïðîåâîé êèñëîòû è åå ñîëåé (êîíâóëåêñ, äåïàêèí, àöåäèïðîë), ïðåïàðàòû íîâåéøåãî ïîêîëåíèÿ: òîïèðàìàò (òîïàìàêñ), ëàìîòðèäæèí (ëàìèêòàë), îêñêàðáàçåïèí, êåïïðà (ãàáàïåíòèí), ïðåãàáîëèí (ëèðèêà). Ïðè ìèîêëîíè÷åñêèõ ïðèïàäêàõ âûñîêîé ýôôåêòèâíîñòüþ îáëàäàþò ïðîèçâîäíûå áåíçîäèàçåïèíà — àíòåëåïñèí, êëîíàçåïàì, íèòðàçåïàì. Ïðè âñåõ âèäàõ ïðèïàäêîâ ìîæåò áûòü ïîêàçàí â êà÷åñòâå äîïîëíèòåëüíîãî ñðåäñòâà, îñîáåííî ó äåòåé, äèàêàðá, îáëàäàþùèé ïîìèìî ñâîèõ äåãèäðàòàöèîííûõ ñâîéñòâ òàêæå è ïðîòèâîýïåëåïòè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ. Ïðîëàíãèðîâàííûå ôîðìû àíòèêîíâóëüñàíòîâ: äåïàêèí-õðîíî, êîíâóëåêñ-ðåòàðä, ôèíëåïñèí-ðåòàðä. Ãèïîòåíçèâíûå ïðåïàðàòû, æàðîïîíèæàþùèå, íîîòðîïû, äèóðåòèêè, ñåäàòèâíûå ïðåïàðàòû, âèòàìèíû è ìèêðîýëåìåíòû ïî ïîêàçàíèÿì.

ÍÀÑÒÎßÙÈÅ ÏÐÎÁËÅÌÛ ÏÀÖÈÅÍÒÀ: ñóäîðîæíûå ïðèïàäêè

ÏÎÒÅÍÖÈÀËÜÍÛÅ ÏÐÎÁËÅÌÛ: ñîïîðîçíîå, êîìàòîçíîå ñîñòîÿíèå ñîçíàíèÿ, ðàññòðîéñòâà äûõàíèÿ, ãåìîäèíàìèêè, ãîìåîñòàçà, ëåòàëüíûé èñõîä (â ãðóäíîì âîçðàñòå), òðàâìàòèçàöèÿ (ïåðåëîìû êîñòåé ÷åðåïà, çàêðûòûå òðàâìû ÷åðåïà, ÷åëþñòíî-ëèöåâûå òðàâìû, ïðèêóñ ÿçûêà, çàïàäåíèå ÿçûêà, òðàâìû ãóá, ïîâðåæäåíèå çóáîâ, ïðîëåæíè, çàñòîéíûå ÿâëåíèÿ â ëåãêèõ

Êðàòêîñðî÷íàÿ öåëü: êóïèðîâàòü ñóäîðîãè;

Äîëãîñðî÷íàÿ öåëü: ê ìîìåíòó âûïèñêè ïàöèåíò è åãî ðîäñòâåííèêè áóäóò èìåòü íåîáõîäèìûé îáúåì çíàíèé îá óõîäå çà ïàöèåíòîì, î ïðîôèëàêòèêå ñóäîðîã, î íåîòëîæíîé ïîìîùè ïðè ñóäîðîæíîì ïðèïàäêå, âàæíîñòè ñâîåâðåìåííîãî ïðèíÿòèÿ íàçíà÷åííûõ ë/ñ, êîæíûå ïîêðîâû, ñëèçèñòûå îáîëî÷êè ïàöèåíòà áóäóò ÷èñòûìè è öåëûìè, äåôèöèò çíàíèé ó ðîäèòåëåé/ðîäñòâåííèêîâ áóäåò âîñïîëíåí, ôèçè÷åñêîå è ïñèõîýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ðåáåíêà áóäåò íîðìàëüíûì, ñòàáèëüíûì

ñóäîðîæíûé ñèíäðîì êëèíè÷åñêèé äîâðà÷åáíûé

Äåéñòâèÿ ìåäèöèíñêîé ñåñòðû

Ìîòèâàöèÿ

Ì/ñ îáåñïå÷èò äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà, îñâîáîäèò îò ñòåñíÿþùåé îäåæäû

Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ãèïîêñèè.

Ì/ñ îáåñïå÷èò ïðîõîäèìîñòü äûõàòåëüíûõ ïóòåé: î÷èñòèò ïîëîñòü ðòà îò ñîäåðæèìîãî, ïðîâåäåò îòñàñûâàíèå ñîäåðæèìîãî èç ÂÄÏ è îáåñïå÷èò êèñëîðîäîòåðàïèþ

Äëÿ ïðîôèëàêòèêè àñôèêñèè, óìåíüøåíèÿ ãèïîêñèè ìîçãà, äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ àñïèðàöèè ðâîòíûìè ìàññàìè, ñëèçüþ.

Ì/ñ óëîæèò ðåáåíêà íà ðîâíóþ ìÿãêóþ ïîâåðõíîñòü, ïîâåðíåò ãîëîâó ðåáåíêà íàáîê, ïîä ãîëîâó ïîäëîæèò ìÿãêèé âàëèê, ìåæäó çóáàìè ââåäåò øïàòåëü èëè ëîæêó, îáåðíóòóþ òîëñòûì ñëîåì áèíòà (ââåäåò ðîòîðàñøèðèòåëü), ñëåãêà ïðèäåðæèâàÿ ãîëîâó è òóëîâèùå

Çàùèòà îò ìåõàíè÷åñêèõ òðàâì, ïðèêóñà ÿçûêà, ïîâðåæäåíèÿ çóáîâ, òðàâì ãóá, çàïàäåíèÿ ÿçûêà

Ì/ñ óáåðåò âñå áëèçêî ðàñïîëîæåííûå ïðåäìåòû, ñîçäàñò ïðåïÿòñòâèå äëÿ ïàäåíèÿ ðåáåíêà ñ êðîâàòè

Äëÿ ïðîôèëàêòèêè òðàâì âî âðåìÿ ïðèñòóïà

Ì/ñ óñòðàíèò âîçìîæíûå ñâåòîâûå, çâóêîâûå, ìåõàíè÷åñêèå è äðóãèå ðàçäðàæèòåëè

Äëÿ òîãî, ÷òîáû åùå áîëåå íå âîçáóæäàòü íåðâíóþ ñèñòåìó ðåáåíêà

Ì/ñ ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à ââåäåò ë/ï äëÿ êóïèðîâàíèÿ ñóäîðîã (ïðîâåäåíèå ïðîòèâîñóäîðîæíîé òåðàïèè): ïðåïàðàòû ââîäÿòñÿ ïàðåíòåðàëüíî: ñåäóêñåí 0,5%, 20% ð-ð íàòðèÿ îêñèáóòèðàòà, ðåëàíèóì 0,5%, äèàçåïàì 0,5%, áàðáèòóðàòû (ôåíîáàðáèòàë, áåíçîíàë, ãåêñàìèäèí), äèôåíèí (ôåíèòîèí), êàðáàìàçåïèí (òåòðàòîë, ñòàçåïèí, ôèíëåïñèí)

Äëÿ êóïèðîâàíèÿ ñóäîðîã ó ðåáåíêà

Ì/ñ ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à ââåäåò ôóðîñåìèä (ëàçèêñ) 1% ð/ð ðàçâåäåííûé â 40% ð-ðå ãëþêîçû èëè 0,9% ð-ðå íàòðèÿ õëîðèäà â/â èëè 25% ð-ð ìàãíèÿ ñóëüôàòà èëè 10% ìàííèòîë

Äåãèäðàòàöèîííàÿ òåðàïèÿ (ïðîôèëàêòèêà îòåêà ìîçãà, ëåãêèõ)

Ì/ñ îáåñïå÷èò ïàöèåíòó ôèçè÷åñêèé è ïñèõè÷åñêèé ïîêîé

Äëÿ óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà, âîññòàíîâëåíèÿ îðãàíèçìà

Ì/ñ îáåñïå÷èòü ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïîääåðæêó ðîäñòâåííèêàì è ïàöèåíòó

Äëÿ îáëåã÷åíèÿ ñòðàäàíèé

Ì/ñ îáåñïå÷èò ñîáëþäåíèå äèåòû, íàçíà÷åííîé âðà÷îì, îáåñïå÷èò ðàöèîíàëüíûå è ïîëíîöåííîå ïèòàíèå ðåáåíêà, ðàññêàæåò ðîäèòåëÿì î çàïðåùåííûõ è ðàçðåøåííûõ ïðîäóêòàõ ïèòàíèÿ ïðè äàííîì ïàòîëîãè÷åñêîì ñîñòîÿíèè ó ðåáåíêà

Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ íîðìàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îðãàíèçìà, ñêîðåéøåãî âûçäîðîâëåíèÿ, äëÿ ïðîôèëàêòèêè êàõåêñèè

Ì/ñ ââåäåò ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à íàçíà÷åííûå ïðåïàðàòû: ïðîëàíãèðîâàííûå àíòèêîíâóëüñàíòû: äåïàêèí-õðîíî, êîíâóëåêñ-ðåòàðä, ôèíëåïñèí-ðåòàðä, ïðåïàðàòû íîâåéøåãî ïîêîëåíèÿ: òîïàìàêñ, ëàìèêòàë, êåïïðà, îñêàðáàçåïèí

Äëÿ ëå÷åíèÿ ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà

Ì/ñ ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à îáåñïå÷èò ïðèíÿòèå æàðîïîíèæàþùèõ ñðåäñòâ

Äëÿ ñíèæåíèÿ òåìïåðàòóðû ïðè ôåáðèëüíûõ ñóäîðîãàõ

Ì/ñ ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à ââåäåò ïðåïàðàòû êàëüöèÿ (ïðè ãèïîêàëüöèåìèè), ðàñòâîð ãëþêîçû (ïðè ãèïîãëèêåìèè)

Ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ íàèáîëåå ýôôåêòèâíà â ïîäàâëåíèè ñóäîðîã

Ì/ñ îáåñïå÷èò ãèãèåíó êîæè ïàöèåíòà (îáòèðàíèå, äóø, âàííà)

Äëÿ ñîáëþäåíèÿ ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû

Ì/ñ îáåñïå÷èòü ñìåíó íàòåëüíîãî è ïîñòåëüíîãî áåëüÿ ïî ìåðå íåîáõîäèìîñòè

Äëÿ îáåñïå÷åíèÿ êîìôîðòà ïàöèåíòó, äëÿ åãî ëè÷íîé ãèãèåíû

Ì/ñ ñëåäèò çà âíåøíèì âèäîì è ñîñòîÿíèåì áîëüíîãî

Äëÿ ðàííåé äèàãíîñòèêè è ñâîåâðåìåííîãî îêàçàíèÿ íåîòëîæíîé ïîìîùè â ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèÿ îñëîæíåíèé

Ì/ñ áóäåò êîíòðîëèðîâàòü ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà: ÀÄ, ïóëüñ, ×ÄÄ, òåìïåðàòóðà

Äëÿ êîíòðîëÿ ýôôåêòèâíîñòè íàçíà÷åíèé âðà÷à è ñâîèõ äåéñòâèé, êîíòðîëü çà îáùèì ñîñòîÿíèåì ïàöèåíòà

Ì/ñ îáåñïå÷èò ïðîâåäåíèå îêñèãåíîòåðàïèè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à

Äëÿ íàñûùåíèÿ îðãàíèçìà êèñëîðîäîì, óìåíüøåíèÿ ãèïîêñèè ìîçãà

Ì/ñ ïåðåâ

Читайте также:  Видео синдром билана я устал