Параноидный синдром бред псевдогаллюцинации психические автоматизмы

Параноидный синдром бред псевдогаллюцинации психические автоматизмы thumbnail

16
Расстройства памяти, основные симптомы,
их диагностическое значение.

Память

это процесс накопления информации,
сохранения и своевременного
воспроизведения накопленного опыта.

Механизмы
памяти

к настоящему времени изучены
недоста­точно, но накоплено много
фактов, свидетельствующих о су­ществовании
кратковременной
памяти,
основанной
на быстро образующихся временных
связях; и долговременной
памяти,
представляющей
собой прочные связи

Расстройства
памяти условно можно разделить

на количе­ственные (дисмнезии) и
качественные (парамнезии) наруше­ния,
которые в особом сочетании составляют
корсаковский амнестический синдром.

К
дисмнезиям

относятся гипермнезия, гипомнезия и
различ­ные варианты амнезий.

Гипермнезия
непроизвольная, несколько беспорядочная
актуализация прошлого опыта. Наплыв
воспоминаний о слу­чайных,
малосущественных событиях не улучшает
продуктив­ности мышления, а лишь
отвлекает больного, мешает ему
ус­ваивать новую информацию.

Гипомнезия
общее ослабление памяти. При этом, как
правило, страдают все ее составляющие.
Больной с трудом за­поминает новые
имена, даты, забывает детали происходивших
событий, не может без специального
напоминания воспроиз­вести сведения,
хранящиеся глубоко в памяти. Наибо­лее
частая причина гипомнезии — широкий
круг органических (особенно сосудистых)
заболеваний мозга, в первую очередь
атеросклероз. Однако гипомнезия бывает
обусловлена и пре­ходящими
функциональными расстройствами
психики, напри­мер состоянием
утомления (астенический синдром).

Под
термином
амнезияобъединяют
ряд расстройств, харак­теризующихся
потерей (выпадением) участков памяти.
При органических поражениях мозга
это чаше всего утрата некото­рых
временных промежутков.

Ретроградная
амнезия

утрата воспоминаний о событиях,
произошедших до возникновения
заболевания (чаще всего ос­трой
мозговой катастрофы с выключением
сознания). В боль­шинстве случаев
из памяти выпадает короткий промежуток
времени, непосредственно предшествовавший
травме или по­тере сознания.

Истерическая
амнезия
в
отличие от органических заболеваний
полно­стью обратима. Утраченные при
истерии воспоминания мож­но легко
восстановить в состоянии гипноза или
лекарственно­го растормаживания.

Конградная
амнезия —
это
амнезия периода выключения со знания.
Объясняется не столько расстройством
функции па­мяти как таковой, сколько
невозможностью воспринять какую-либо
информацию, например, во время комы
или сопора.

Антероградная
амнезия

выпадение из памяти событий, происходивших
после завершения острейших проявлений
за­болевания (после восстановления
сознания). При этом боль­ной производит
впечатление человека, вполне доступного
контакту, отвечает на поставленные
вопросы, однако позже даже фрагментарно
не может воспроизвести картину
проис­ходившего накануне. Причиной
антероградной амнезии бы­вает
расстройство сознания (сумеречное
помрачение созна­ния, особое состояние
сознания). При корсаковском синдроме
антероградная амнезия выступает как
следствие стойкой ут­раты способности
фиксировать события в памяти
(фиксаци­онной амнезии).

Фиксационная
амнезия

резкое
снижение или полная ут­рата способности
длительно сохранять вновь полученные
све­дения в памяти. Страдающие
фиксационной амнезией не могут
запомнить ничего из только что
услышанного, увиден­ного и прочитанного,
однако хорошо помнят события,
про­изошедшие до начала заболевания,
не утрачивают професси­ональных
навыков. Фиксацион­ная амнезия может
представлять собой чрезвычайно грубый
вариант гипомнезии на конечных стадиях
течения хроничес­ких сосудистых
поражений мозга (атеросклеротическое
слабо­умие). Она также является
важнейшей составной частью кор-саковского
синдрома. В этом случае она возникает
остро в результате внезапных мозговых
катастроф (интоксикаций, травм,
асфиксии, инсульта и пр.).

Прогрессирующая
амнезия

последовательное выпадение из памяти
все более глубоких слоев в результате
прогрессирующего органического
заболевания. Описана очеред­ность,
с которой разрушаются запасы памяти
при прогресси­рующих процессах. По
закону Рибо сначала снижается
способность к запоминанию (гипомнезия),
затем забываются недавние события,
позже нарушается воспроизведение
давно произошедших событий. Это ведет
к утрате организованных (научных,
абстрактных) знаний. В последнюю
очередь утра­чиваются эмоциональные
впечатления и практические
автома­тизированные навыки. По мере
разрушения поверхностных слоев памяти
у больных нередко наблюдается оживление
детс­ких и юношеских воспоминаний.
Прогрессирующая амнезия — проявление
широкого круга хронических органических
прогрессирующих заболеваний:
безынсулыного течения атеросклероза
сосудов головного мозга, болезни
Альцгеймера, болезни Пика, сенильной
деменции.

Читайте также:  Что чаще синдром дауна или синдром эдвардса

Парамнезии
это искажение или извращение содержания
вос­поминаний. Примерами парамнезий
являются псевдореминис­ценции,
конфабуляции, криптомнезии, эхомнезии.

Псевдореминисценцияминазывают
замещение утраченных промежутков
памяти событиями, происходившими в
действи­тельности, но в другое время.
Псевдореминисценции отража­ют еще
одну закономерность разрушения памяти:
в ней доль­ше сохраняется содержание
пережитого («память содержания»), чем
временные взаимоотношения событий
(«память времени»). Конфабуляции
это
замещение провалов памяти вымышлен­ными,
никогда не происходившими событиями.
Появление конфабуляции может
свидетельствовать о нарушении критики
и осмысления ситуации, поскольку
больные не только не помнят происходившего
в действительности, но и не понимают,
что описанные ими события и не могли
происходить. Криптомнезии
это
искажение памяти, выражающееся в том,
что в качестве воспоминаний больные
присваивают све­дения, полученные
от других лиц, из книг, события,
произо­шедшие во сне. Реже наблюдается
отчуждение собственных воспоминаний,
когда больной считает, что он лично
не уча­ствовал в событиях, хранящихся
в его памяти. Таким обра­зом,
криптомнезии — это утрата не самой
информации, а не­возможность точно
установить ее источник. Криптомнезии
могут быть проявлением как органических
психозов, так и бредовых синдромов
(парафренного и парано­идного).

Эхомнезия(редуплицирующая
парамнезия Пика) выражает­ся в
ощущении, будто нечто подобное
настоящему уже про­исходило в
прошлом. Это чувство не сопровождается
пароксизмально возникающим страхом
и феноменом «озарения», как deja
vu.
Нет и полной идентичности настоящего
и про­шлого, а только ощущение
сходства. Иногда возникает уве­ренность,
что событие происходит уже не во
второй, а в тре­тий (четвертый) раз.
Данный симптом бывает проявлением
различных органических заболеваний
мозга с преимуществен­ным поражением
теменно-височной области.


17
Корсаковский синдром (основные
проявления, диагностическое значение,
прогноз).

Синдром
был впервые описан

в 1887 г. С.С.Корсаковым как проявление
специфического алкогольного психоза.
Однако в последующем обнаружилось,
что сходная клиническая карти­на
наблюдается при самых различных
органических заболева­ниях мозга.

Важнейшим
из симптомов

корсаковского синдрома являет­ся
фиксационная
амнезия.

Фиксационная
амнезия

резкое
снижение или полная ут­рата способности
длительно сохранять вновь полученные
све­дения в памяти. Страдающие
фиксационной амнезией не могут
запомнить ничего из только что
услышанного, увиден­ного и прочитанного,
однако хорошо помнят события,
про­изошедшие до начала заболевания,
не утрачивают професси­ональных
навыков.

Грубое
расстройство фиксации

ме­шает больному запомнить не только
содержание предшествую­щей беседы
с врачом, но и сам факт встречи. Находясь
дол­гое время в отделении больницы,
пациент не может запомнить своего
лечащего врача, соседей по палате,
расположение по­мещений в отделении.
Записи не помогают больному восста­новить
утраченные воспоминания, поскольку
он не знает, за­писывал ли где-нибудь
ответ на интересующий его вопрос.
Таким образом, больной не помнит ничего
с момента возник­новения заболевания,
т.е. у него наблюдается антероградная
амнезия.

Антероградная
амнезия

выпадение из памяти событий, происходивших
после завершения острейших проявлений
за­болевания (после восстановления
сознания). При этом боль­ной производит
впечатление человека, вполне доступного
контакту, отвечает на поставленные
вопросы, однако позже даже фрагментарно
не может воспроизвести картину
проис­ходившего накануне.

Читайте также:  Синдром слабости мышц у детей

Поскольку
корсаковский синдром

нередко возникает вследствие острой
мозговой катастрофы, наряду с
антероградной наблюдается и ретроградная
амнезия (ретроантероградная
амнезия).

Ретроградная
амнезия

утрата воспоминаний о событиях,
произошедших до возникновения
заболевания (чаще всего ос­трой
мозговой катастрофы с выключением
сознания). В боль­шинстве случаев
из памяти выпадает короткий промежуток
времени, непосредственно предшествовавший
травме или по­тере сознания.

Больной
замещает

образовавшиеся в памяти пробелы
парамнезиями
(псевдореминисценции,
конфабуляции, криптомнезии).

Парамнезии

это искажение или извращение содержания
вос­поминаний.

Псевдореминисценциями
называют
замещение утраченных промежутков
памяти событиями, происходившими в
действи­тельности, но в другое время.

Конфабуляции
это
замещение провалов памяти вымышлен­ными,
никогда не происходившими событиями.

Криптомнезии
это
искажение памяти, выражающееся в том,
что в качестве воспоминаний больные
присваивают све­дения, полученные
от других лиц, из книг, события,
произо­шедшие во сне.

Резкое
расстройство памяти приводит к
нару­шению ориентировки (амнестическая
дезориентировка).

В
от­личие от синдромов помрачения
сознания

у больного с корсаковским синдромом
не затруднен процесс получения
инфор­мации об окружающем мире,
относительная сохранность ин­теллекта
и прошлого опыта позволяют ему составить
правиль­ное общее представление о
ситуации. Больной не чувствует себя
дезориентированным в привычной
обстановке (у себя дома, в знакомом
дворе). Однако, оказавшись в больнице,
он будет беспомощен, не сможет найти
свою койку и туалет.

Возникновение
корсаковского синдрома

в результате остро­го поражения
мозга в большинстве случаев позволяет
надеять­ся на некоторую положительную
динамику. Хотя полное вос­становление
памяти в большинстве случаев невозможно,
в те­чение первых месяцев после
лечения больной может фиксиро­вать
отдельные многократно повторяющиеся
факты, имена врачей и пациентов,
ориентироваться в отделении.

18
Понятие интеллекта, его основные
составляющие. Способы выявления
расстройств интеллекта, типичные
задания, используемые в клинической
практике. Диагностическое значение
различных нарушений интеллекта.

Интеллект

совокупный умственный потенциал
человека, комплекс его способностей
и путей их реализации для наиболее
полной адаптации к жизни.

Ясперс
при анализе интеллекта

предлагал различать предпосылки
интеллекта, багаж знаний, интеллект
в собственном смысле.

К
предпосылкам
интеллекта
следует
отнести психические процессы,
позволяющие осуществлять получение,
накопление информации и анализ
приобретенного опыта. Это такие
пси­хические функции, как память,
речь, способность восприни­мать
окружающее, возможность длительное
время удерживать внимание и сохранять
работоспособность ума. Нарушение
пе­речисленных функций закономерно
ведет к невозможности полноценно
использовать разум, хотя не свидетельствует
о низком интеллекте как таковом.
Необходимо избегать попы­ток оценить
интеллект человека во время острого
психоза (деп­рессия, делирий, острый
бредовый приступ), поскольку бес­помощное
состояние может отражать временное
бездействие предпосылок интеллекта.

Багаж
знаний
является,
с одной стороны, базой для обшир­ной
деятельности рассудка; с другой
стороны, отражает богат­ство
интеллектуального опыта, демонстрирует
способность че­ловека к быстрому
накоплению информации. Многие методи­ки
исследования интеллекта включают
задания на оценку ба­гажа знаний,
однако понятно, что он не выражает
непосред­ственно индивидуальных
особенностей мышления человека, хотя
во многом отражает условия его
воспитания и реальные возможности
при получении образования.

Интеллект
в собственном смысле

это развивающаяся па­раллельно с
формированием ЦНС способность находить
суще­ственные для максимальной
адаптации связи между предмета­ми
и явлениями, умение понимать и предвидеть
действитель­ность. Генетические
исследования показывают существенную
роль наследственности в формировании
умственных способно­стей, однако
понятно, что потенциал, заложенный
генетичес­ки, реализуется в зависимости
от условий, способствующих
последовательному развитию психики.

Читайте также:  Синдромы при атеросклерозе нижних конечностей

В
процессе становления человека

постоянно обогащаются способности
его мышления. Так, ребенок еще до
формирова­ния полноценной речи,
наблюдая и копируя действия взрос­лых,
научается действовать в своих интересах:
доставать спря­танные игрушки, есть
ложкой без помощи взрослых, одеваться
— это наглядно-действенное
мышление.

Развитие
речи и на­копление чувственного
опыта позволяют делать выводы о ве­щах,
не наблюдаемых в данный момент
непосредственно, а лишь представляемых
человеком. Такое основанное на
пред­ставлениях мышление называется
конкретно-образным.

Посту­пая
в школу
,
ребенок постепенно знакомится с миром
абст­рактных понятий и символов,
которые иногда невозможно представить,
— математическими действиями,
физическими законами, философскими
категориями. Умение оперировать этими
понятиями определяется как абстрактное
(понятийное) мышление.

Таким
образом
,
интеллект взрослого человека
пред­полагает сосуществование и
взаимодействие практических на­выков,
конкретно-ситуационных представлений
и способнос­ти к абстрагированию.
Недоразвитие каждой из этих способ­ностей
ухудшает адаптацию человека. Однако
именно способность к абстрактному
мышлению как свидетельство завершенности
естественного развития нервной системы
— наиболее важный показатель уровня
ин­теллекта.

Уровень
интеллекта

можно охарактеризовать количественно
с помощью индекса IQ,
однако в клиничес­кой практике
формальный подход не всегда позволяет
правиль­но оценить особенности
конкретного человека.

Сопоставляя
уровень образования
,
степень нарушения предпосылок
интел­лекта, динамику способностей
в течение жизни и их измене­ние за
годы болезни, врач может составить
более детальное заключение о состоянии
интеллекта, чем при простом тести­ровании.

При
беседе с больным

следует обратить внимание на самые
различные его способности. Не нужно
ожидать, что снижение интеллекта будет
заметно из первых же высказыва­ний
пациента. Необходимо учитывать, что
при слабоумии больные могут обладать
достаточным словарным запасом и
сохранять многие практические навыки.
Даже в процессе дли­тельной беседы
можно не заметить расстройств
абстрактного мышления, если темы
разговора в основном конкретно-ситуа­ционные.
Поэтому для оценки такого мышления
необходимо специально поставить перед
больным ряд логических задач, с которыми
он не сталкивался ранее.

Невозможно
оценить абстрактное мышление по
вопросам
,
которые больной многократно решал в
прошлом, и хорошо за­учил ответ. Даже
имеющие очень глубокое нарушение
интел­лекта больные могут назвать
месяца года по порядку, расска­зать
таблицу умножения. Однако стоит
несколько изменить условия задания
— и расстройства логики станут
очевидны. Так, неумение перечислить
месяцы года и дни недели в об­ратном
порядке, оценить простейшие отношения
родственников («Кем приходится мне
сын моего родного отца?»), выпол­нить
задания на сравнение предметов («Чем
отличается трол­лейбус от трамвая?»,
«Что тяжелее — килограмм пуха или
килограмм гвоздей?»), объяснить смысл
картинок и образных выражений (пословиц
и поговорок) позволяют выявить
преоб­ладание конкретно-ситуационного
мышления и снижение спо­собности к
абстрагированию.

При
некоторых заболеваниях

с признаками слабоумия па­раллельно
с разрушением интеллекта наблюдается
заметное по­ражение праксиса, поэтому
одновременно с интеллектом все­гда
следует оценивать двигательные навыки
— артикуляцию, умение пользоваться
предметами, способность к письму и
кон­струированию простейших фигур
на бумаге.

Расстройства
интеллекта

могут быть представлены синдро­мами
недоразвития интеллекта (олигофренией)
или снижения (утраты) интеллекта
(деменцией).

Источник