Параноидный синдром бред псевдогаллюцинации психические автоматизмы
№ 16
Расстройства памяти, основные симптомы,
их диагностическое значение.
Память
—
это процесс накопления информации,
сохранения и своевременного
воспроизведения накопленного опыта.
Механизмы
памяти
к настоящему времени изучены
недостаточно, но накоплено много
фактов, свидетельствующих о существовании
кратковременной
памяти, основанной
на быстро образующихся временных
связях; и долговременной
памяти, представляющей
собой прочные связи
Расстройства
памяти условно можно разделить
на количественные (дисмнезии) и
качественные (парамнезии) нарушения,
которые в особом сочетании составляют
корсаковский амнестический синдром.
К
дисмнезиям
относятся гипермнезия, гипомнезия и
различные варианты амнезий.
Гипермнезия—
непроизвольная, несколько беспорядочная
актуализация прошлого опыта. Наплыв
воспоминаний о случайных,
малосущественных событиях не улучшает
продуктивности мышления, а лишь
отвлекает больного, мешает ему
усваивать новую информацию.
Гипомнезия—
общее ослабление памяти. При этом, как
правило, страдают все ее составляющие.
Больной с трудом запоминает новые
имена, даты, забывает детали происходивших
событий, не может без специального
напоминания воспроизвести сведения,
хранящиеся глубоко в памяти. Наиболее
частая причина гипомнезии — широкий
круг органических (особенно сосудистых)
заболеваний мозга, в первую очередь
атеросклероз. Однако гипомнезия бывает
обусловлена и преходящими
функциональными расстройствами
психики, например состоянием
утомления (астенический синдром).
Под
термином амнезияобъединяют
ряд расстройств, характеризующихся
потерей (выпадением) участков памяти.
При органических поражениях мозга
это чаше всего утрата некоторых
временных промежутков.
Ретроградная
амнезия—
утрата воспоминаний о событиях,
произошедших до возникновения
заболевания (чаще всего острой
мозговой катастрофы с выключением
сознания). В большинстве случаев
из памяти выпадает короткий промежуток
времени, непосредственно предшествовавший
травме или потере сознания.
Истерическая
амнезия
в
отличие от органических заболеваний
полностью обратима. Утраченные при
истерии воспоминания можно легко
восстановить в состоянии гипноза или
лекарственного растормаживания.
Конградная
амнезия — это
амнезия периода выключения со знания.
Объясняется не столько расстройством
функции памяти как таковой, сколько
невозможностью воспринять какую-либо
информацию, например, во время комы
или сопора.
Антероградная
амнезия—
выпадение из памяти событий, происходивших
после завершения острейших проявлений
заболевания (после восстановления
сознания). При этом больной производит
впечатление человека, вполне доступного
контакту, отвечает на поставленные
вопросы, однако позже даже фрагментарно
не может воспроизвести картину
происходившего накануне. Причиной
антероградной амнезии бывает
расстройство сознания (сумеречное
помрачение сознания, особое состояние
сознания). При корсаковском синдроме
антероградная амнезия выступает как
следствие стойкой утраты способности
фиксировать события в памяти
(фиксационной амнезии).
Фиксационная
амнезия
— резкое
снижение или полная утрата способности
длительно сохранять вновь полученные
сведения в памяти. Страдающие
фиксационной амнезией не могут
запомнить ничего из только что
услышанного, увиденного и прочитанного,
однако хорошо помнят события,
произошедшие до начала заболевания,
не утрачивают профессиональных
навыков. Фиксационная амнезия может
представлять собой чрезвычайно грубый
вариант гипомнезии на конечных стадиях
течения хронических сосудистых
поражений мозга (атеросклеротическое
слабоумие). Она также является
важнейшей составной частью кор-саковского
синдрома. В этом случае она возникает
остро в результате внезапных мозговых
катастроф (интоксикаций, травм,
асфиксии, инсульта и пр.).
Прогрессирующая
амнезия—
последовательное выпадение из памяти
все более глубоких слоев в результате
прогрессирующего органического
заболевания. Описана очередность,
с которой разрушаются запасы памяти
при прогрессирующих процессах. По
закону Рибо сначала снижается
способность к запоминанию (гипомнезия),
затем забываются недавние события,
позже нарушается воспроизведение
давно произошедших событий. Это ведет
к утрате организованных (научных,
абстрактных) знаний. В последнюю
очередь утрачиваются эмоциональные
впечатления и практические
автоматизированные навыки. По мере
разрушения поверхностных слоев памяти
у больных нередко наблюдается оживление
детских и юношеских воспоминаний.
Прогрессирующая амнезия — проявление
широкого круга хронических органических
прогрессирующих заболеваний:
безынсулыного течения атеросклероза
сосудов головного мозга, болезни
Альцгеймера, болезни Пика, сенильной
деменции.
Парамнезии—
это искажение или извращение содержания
воспоминаний. Примерами парамнезий
являются псевдореминисценции,
конфабуляции, криптомнезии, эхомнезии.
Псевдореминисценцияминазывают
замещение утраченных промежутков
памяти событиями, происходившими в
действительности, но в другое время.
Псевдореминисценции отражают еще
одну закономерность разрушения памяти:
в ней дольше сохраняется содержание
пережитого («память содержания»), чем
временные взаимоотношения событий
(«память времени»). Конфабуляции
— это
замещение провалов памяти вымышленными,
никогда не происходившими событиями.
Появление конфабуляции может
свидетельствовать о нарушении критики
и осмысления ситуации, поскольку
больные не только не помнят происходившего
в действительности, но и не понимают,
что описанные ими события и не могли
происходить. Криптомнезии
— это
искажение памяти, выражающееся в том,
что в качестве воспоминаний больные
присваивают сведения, полученные
от других лиц, из книг, события,
произошедшие во сне. Реже наблюдается
отчуждение собственных воспоминаний,
когда больной считает, что он лично
не участвовал в событиях, хранящихся
в его памяти. Таким образом,
криптомнезии — это утрата не самой
информации, а невозможность точно
установить ее источник. Криптомнезии
могут быть проявлением как органических
психозов, так и бредовых синдромов
(парафренного и параноидного).
Эхомнезия(редуплицирующая
парамнезия Пика) выражается в
ощущении, будто нечто подобное
настоящему уже происходило в
прошлом. Это чувство не сопровождается
пароксизмально возникающим страхом
и феноменом «озарения», как deja
vu.
Нет и полной идентичности настоящего
и прошлого, а только ощущение
сходства. Иногда возникает уверенность,
что событие происходит уже не во
второй, а в третий (четвертый) раз.
Данный симптом бывает проявлением
различных органических заболеваний
мозга с преимущественным поражением
теменно-височной области.
№
17
Корсаковский синдром (основные
проявления, диагностическое значение,
прогноз).
Синдром
был впервые описан
в 1887 г. С.С.Корсаковым как проявление
специфического алкогольного психоза.
Однако в последующем обнаружилось,
что сходная клиническая картина
наблюдается при самых различных
органических заболеваниях мозга.
Важнейшим
из симптомов
корсаковского синдрома является
фиксационная
амнезия.
Фиксационная
амнезия
— резкое
снижение или полная утрата способности
длительно сохранять вновь полученные
сведения в памяти. Страдающие
фиксационной амнезией не могут
запомнить ничего из только что
услышанного, увиденного и прочитанного,
однако хорошо помнят события,
произошедшие до начала заболевания,
не утрачивают профессиональных
навыков.
Грубое
расстройство фиксации
мешает больному запомнить не только
содержание предшествующей беседы
с врачом, но и сам факт встречи. Находясь
долгое время в отделении больницы,
пациент не может запомнить своего
лечащего врача, соседей по палате,
расположение помещений в отделении.
Записи не помогают больному восстановить
утраченные воспоминания, поскольку
он не знает, записывал ли где-нибудь
ответ на интересующий его вопрос.
Таким образом, больной не помнит ничего
с момента возникновения заболевания,
т.е. у него наблюдается антероградная
амнезия.
Антероградная
амнезия—
выпадение из памяти событий, происходивших
после завершения острейших проявлений
заболевания (после восстановления
сознания). При этом больной производит
впечатление человека, вполне доступного
контакту, отвечает на поставленные
вопросы, однако позже даже фрагментарно
не может воспроизвести картину
происходившего накануне.
Поскольку
корсаковский синдром
нередко возникает вследствие острой
мозговой катастрофы, наряду с
антероградной наблюдается и ретроградная
амнезия (ретроантероградная
амнезия).
Ретроградная
амнезия—
утрата воспоминаний о событиях,
произошедших до возникновения
заболевания (чаще всего острой
мозговой катастрофы с выключением
сознания). В большинстве случаев
из памяти выпадает короткий промежуток
времени, непосредственно предшествовавший
травме или потере сознания.
Больной
замещает
образовавшиеся в памяти пробелы
парамнезиями
(псевдореминисценции,
конфабуляции, криптомнезии).
Парамнезии
—
это искажение или извращение содержания
воспоминаний.
Псевдореминисценциями
называют
замещение утраченных промежутков
памяти событиями, происходившими в
действительности, но в другое время.
Конфабуляции
— это
замещение провалов памяти вымышленными,
никогда не происходившими событиями.
Криптомнезии
— это
искажение памяти, выражающееся в том,
что в качестве воспоминаний больные
присваивают сведения, полученные
от других лиц, из книг, события,
произошедшие во сне.
Резкое
расстройство памяти приводит к
нарушению ориентировки (амнестическая
дезориентировка).
В
отличие от синдромов помрачения
сознания
у больного с корсаковским синдромом
не затруднен процесс получения
информации об окружающем мире,
относительная сохранность интеллекта
и прошлого опыта позволяют ему составить
правильное общее представление о
ситуации. Больной не чувствует себя
дезориентированным в привычной
обстановке (у себя дома, в знакомом
дворе). Однако, оказавшись в больнице,
он будет беспомощен, не сможет найти
свою койку и туалет.
Возникновение
корсаковского синдрома
в результате острого поражения
мозга в большинстве случаев позволяет
надеяться на некоторую положительную
динамику. Хотя полное восстановление
памяти в большинстве случаев невозможно,
в течение первых месяцев после
лечения больной может фиксировать
отдельные многократно повторяющиеся
факты, имена врачей и пациентов,
ориентироваться в отделении.
№ 18
Понятие интеллекта, его основные
составляющие. Способы выявления
расстройств интеллекта, типичные
задания, используемые в клинической
практике. Диагностическое значение
различных нарушений интеллекта.
Интеллект
—
совокупный умственный потенциал
человека, комплекс его способностей
и путей их реализации для наиболее
полной адаптации к жизни.
Ясперс
при анализе интеллекта
предлагал различать предпосылки
интеллекта, багаж знаний, интеллект
в собственном смысле.
К
предпосылкам
интеллектаследует
отнести психические процессы,
позволяющие осуществлять получение,
накопление информации и анализ
приобретенного опыта. Это такие
психические функции, как память,
речь, способность воспринимать
окружающее, возможность длительное
время удерживать внимание и сохранять
работоспособность ума. Нарушение
перечисленных функций закономерно
ведет к невозможности полноценно
использовать разум, хотя не свидетельствует
о низком интеллекте как таковом.
Необходимо избегать попыток оценить
интеллект человека во время острого
психоза (депрессия, делирий, острый
бредовый приступ), поскольку беспомощное
состояние может отражать временное
бездействие предпосылок интеллекта.
Багаж
знанийявляется,
с одной стороны, базой для обширной
деятельности рассудка; с другой
стороны, отражает богатство
интеллектуального опыта, демонстрирует
способность человека к быстрому
накоплению информации. Многие методики
исследования интеллекта включают
задания на оценку багажа знаний,
однако понятно, что он не выражает
непосредственно индивидуальных
особенностей мышления человека, хотя
во многом отражает условия его
воспитания и реальные возможности
при получении образования.
Интеллект
в собственном смысле—
это развивающаяся параллельно с
формированием ЦНС способность находить
существенные для максимальной
адаптации связи между предметами
и явлениями, умение понимать и предвидеть
действительность. Генетические
исследования показывают существенную
роль наследственности в формировании
умственных способностей, однако
понятно, что потенциал, заложенный
генетически, реализуется в зависимости
от условий, способствующих
последовательному развитию психики.
В
процессе становления человека
постоянно обогащаются способности
его мышления. Так, ребенок еще до
формирования полноценной речи,
наблюдая и копируя действия взрослых,
научается действовать в своих интересах:
доставать спрятанные игрушки, есть
ложкой без помощи взрослых, одеваться
— это наглядно-действенное
мышление.
Развитие
речи и накопление чувственного
опыта позволяют делать выводы о вещах,
не наблюдаемых в данный момент
непосредственно, а лишь представляемых
человеком. Такое основанное на
представлениях мышление называется
конкретно-образным.
Поступая
в школу,
ребенок постепенно знакомится с миром
абстрактных понятий и символов,
которые иногда невозможно представить,
— математическими действиями,
физическими законами, философскими
категориями. Умение оперировать этими
понятиями определяется как абстрактное
(понятийное) мышление.
Таким
образом,
интеллект взрослого человека
предполагает сосуществование и
взаимодействие практических навыков,
конкретно-ситуационных представлений
и способности к абстрагированию.
Недоразвитие каждой из этих способностей
ухудшает адаптацию человека. Однако
именно способность к абстрактному
мышлению как свидетельство завершенности
естественного развития нервной системы
— наиболее важный показатель уровня
интеллекта.
Уровень
интеллекта
можно охарактеризовать количественно
с помощью индекса IQ,
однако в клинической практике
формальный подход не всегда позволяет
правильно оценить особенности
конкретного человека.
Сопоставляя
уровень образования,
степень нарушения предпосылок
интеллекта, динамику способностей
в течение жизни и их изменение за
годы болезни, врач может составить
более детальное заключение о состоянии
интеллекта, чем при простом тестировании.
При
беседе с больным
следует обратить внимание на самые
различные его способности. Не нужно
ожидать, что снижение интеллекта будет
заметно из первых же высказываний
пациента. Необходимо учитывать, что
при слабоумии больные могут обладать
достаточным словарным запасом и
сохранять многие практические навыки.
Даже в процессе длительной беседы
можно не заметить расстройств
абстрактного мышления, если темы
разговора в основном конкретно-ситуационные.
Поэтому для оценки такого мышления
необходимо специально поставить перед
больным ряд логических задач, с которыми
он не сталкивался ранее.
Невозможно
оценить абстрактное мышление по
вопросам,
которые больной многократно решал в
прошлом, и хорошо заучил ответ. Даже
имеющие очень глубокое нарушение
интеллекта больные могут назвать
месяца года по порядку, рассказать
таблицу умножения. Однако стоит
несколько изменить условия задания
— и расстройства логики станут
очевидны. Так, неумение перечислить
месяцы года и дни недели в обратном
порядке, оценить простейшие отношения
родственников («Кем приходится мне
сын моего родного отца?»), выполнить
задания на сравнение предметов («Чем
отличается троллейбус от трамвая?»,
«Что тяжелее — килограмм пуха или
килограмм гвоздей?»), объяснить смысл
картинок и образных выражений (пословиц
и поговорок) позволяют выявить
преобладание конкретно-ситуационного
мышления и снижение способности к
абстрагированию.
При
некоторых заболеваниях
с признаками слабоумия параллельно
с разрушением интеллекта наблюдается
заметное поражение праксиса, поэтому
одновременно с интеллектом всегда
следует оценивать двигательные навыки
— артикуляцию, умение пользоваться
предметами, способность к письму и
конструированию простейших фигур
на бумаге.
Расстройства
интеллекта
могут быть представлены синдромами
недоразвития интеллекта (олигофренией)
или снижения (утраты) интеллекта
(деменцией).
Источник