Папка передвижка синдром дефицита внимания у детей

Памятка для родителей и педагогов

 о детях с синдромом дефицита внимания

и гиперактивностью!!!

      Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны.  Чтобы понять страдает ли ваш ребенок синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, одного ваше наблюдения за ним мало, конечно же необходимо специальное обследование невропатолога, только после заключения врача, будет известно есть у вашего ребенка данное заболевание или нет. Но имеются признаки, по которым, можно догадаться о наличии заболевания. Вот некоторые из них:

  1. Ребенок очень невнимательный.

  При наблюдении мы замечаем, что ребенок с трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр. Отмечается небрежность, ошибки. Родители часто  думают, что ребенок не слышит обращенную к нему речь. Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца. Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания. Очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения, поэтому старается их избегать. Часто теряет свои вещи. Легко отвлекается на посторонние стимулы. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

2.Гиперактивный.

    Дети совершают частые беспокойные движения, крутятся, вертятся, что-то теребят в руках. Встают со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. Проявляют бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т. Д. Обычно не могут тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге. Часто находятся в постоянном движении. Часто бывают болтливыми.

3.Импульсивный.

Задавая вопрос, такие дети часто  отвечают на него, не задумываясь и не дослушав  его до конца. Обычно с трудом дожидаются своей очереди в разных ситуациях. Часто на уроке не могут дождаться, пока их спросят учитель и выкрикивают с места. Часто мешают другим, вмешиваются в игры или беседы.

Если вы наблюдаете у ребенка пять  и более признаков невнимательности из перечисленных выше и пять  и более признаков гиперактивности и импульсивности и к тому же они устойчивы во времени, то есть сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев, а так же проявляются и в школе, и дома, то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ. А значит, для успешного обучения и развития он требует со стороны родителей и педагогов особого внимания!

Именно поэтому мне бы хотелось дать некоторые рекомендации учителям и родителям для достижения успешной учебы.

Рекомендации учителям:

  • Во-первых, Вам необходимо ознакомиться с информацией о проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обратить внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе. Как ведет себя на уроках, на переменах.
  • С ребенком страдающим данным синдромом  работу, конечно же, придется  строить только  индивидуально, самое оптимальное  место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду, такой ребенок должен быть всегда в поле зрения педагога.
  • Очень важно не забывать включать в урок физкультминутки. Это поможет ребенку немного снять напряжение и выплеснуть энергию.
  • Хорошо направлять энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. Д. И ребенку хорошо и Вам.
  • Такие дети не могут долго сидеть на одном месте, именно поэтому на уроках они теребят какой-нибудь предмет в руках, постукивают ручкой или ногой, ерзают и т.д. относитесь к движениям ребенка более спокойно, не заставляйте  его сидеть тихо, не шевелясь, у него все равно это не получится. С помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Напротив, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.
  • Старайтесь избегать завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
  • Детям с СДВГ очень сложно выполнять большие задания,   поэтому их  необходимо разбивать  на последовательные части, контролируя каждое из них; не давайте сложных, многоуровневых инструкций, ребенок с гиперактивностью может удержать в памяти и внимании только одно-два действия.
  • Учителям нужно создавать  ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний; научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных.
  • Если ребенок постоянно отвлекся на уроке, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки, при многократном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.
  • Если Вы заметили, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не нужно призывать его насильно включиться в деятельность, просто позвольте ему немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально.

При помощи таких правил, избавиться от синдрома не возможно, но можно построить продуктивное обучение.

Рекомендации для родителей имеющих ребенка с СДВГ

Какие же рекомендации может дать  психолог родителям гиперактивного ребенка, что бы помочь в воспитании такого ребенка?

  • По возможности старайтесь  сдерживать свои бурные эмоции, особенно если вы очень  огорчены или недовольны каким либо поступком своего ребенка или поведением в целом. Необходимо поддерживать своего ребенка эмоционально, во всех попытках  хорошего поведения, каким бы незначительным оно ни было. Побуждайте в себе интерес к тому, чтобы лучше узнать и понять своего  ребенка.
  • Пытайтесь избегать  жестких оценок в адрес ребенка, не упрекайте, не угрожайте, такие высказывания могут  создать негативную обстановку и довести до конфликта. Как можно реже нужно говорить такие слова, как “нет”, “нельзя”, “прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором. Займите его какой-нибудь игрой, поиграйте вместе.
  • В разговоре, контролируйте свой голос, он не должен быть сильно громкий. Если ребенок сильно разгневан, ни в коем случае не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Дайте время немного успокоиться своему ребенку и прийти в себя.
  • Если есть  такая возможность, выделите  ребенку отдельную комнату, что бы у него была собственная территория, на которой он мог бы расслабиться, поиграть позаниматься. В дизайне желательно избегать ярких цветов, лучше использовать постельные тона. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало, поэтому в комнате не должно быть ничего отвлекающего его внимание.
  • Придумайте для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
  • Составьте вместе для вашего ребенка распорядок дня и старайтесь контролировать его выполнение.

Уважаемые родители и учителя помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания и избежать ее невозможно,  но можно помочь ребенку держаться под контролем, с помощью этих простых рекомендаций. Желаю успехов в учебе и воспитании!!!

Подготовила:

Педагог-психолог:

Воскобойникова И.А.

Источник

Янчевская Мария Валентиновна
Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (часть 1)

Часть 2

Воспитание ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – дело хлопотное и очень ответственное. Самым сложной частью, на наш взгляд, является родительское самопожертвование – готовность отказаться от собственного спокойствия ради спокойствия ребенка. Способны на это не все. Некоторым проще шлепнуть и прикрикнуть. Легче, конечно, становится. Но не надолго.

Если вы всё таки решили встать на тропу войны за счастье своего дитя, то вот вам наша поддержка!

Родителям СДВиГушат достаточно рассмотреть несколько вполне логичных общих правил, которые способны категорично облегчить жизнь как старшему,так и младшему поколению в вашей семье:

1. Пока ваш ребенок чем-то занят, НЕ ТРОГАЙТЕ ЕГО!

Дефицит внимание на то и дефицит, чтобы ловить за хвост те моменты, когда ребенок что-то сконцентрировано делает, еще и самостоятельно! Конечно, если только он не ест все подряд таблетки из аптечки или отпиливает коту лапу.

Просто наблюдайте за ним.

Всё, что он делает априори верно, во всяком случае, пока он в это верит. Вы можете показать ему «правильный» пример,но не затрагивая его чувств: собрал кубики не так, как вы считаете нужным (ведь у него на этот счет могут быть другие представления, всё равно молодчина!– Теперь можно папе? Папа вот соберет иначе! А ты так сможешь?

2. Никаких посторонних раздражителей!

Повторимся, но дефицит внимания на то и дефицит, что растрачивать его на глупости мы права не имеем. Никаких телевизоров и радио на фоне. Если вы занимаетесь с ребенком – занимайтесь. Если вы смотрите телевизор — смотрите. Нельзя слушать радио, сидеть в инете, при том требуя от ребенка с СДВГ, что бы он «выдавал продукт» (играл, читал, писал, рисовал на заданную тему).

Любой посторонний звук, движение – зеленый свет для шаткой нервной системы ребенка, чтобы сорваться с места и бросить начатое дело.

Замечали, как дети реагируют на рекламу? Быстрая смена картинки и звука – на подобии того, что творится у него в голове. Даже вникать не надо. Если повзрослевший ребятенок с подобным синдромом и сможет «под телик» сделать уроки,то: во первых, это еще не значит, что сделает их хорошо; во вторых, не значит, что нервная система «проглотит» это без последствий (как механизм инерционной машинки: пока держишь – стоит, отпустишь – рванет)

3. По-настоящему ребенка развивает только то, что ему интересно в данный момент. Закон из педагогики Монтессори.

В случае детей с СДВГ, он оправдан на все 100%.

Если вы заставите такого ребенка сесть на стул и слушать то, что вы ему читаете (рассказываете и т. д., в лучшем случае, отвечая на ваши вопросы по тексту, он сможет вспомнить название. Попросите его нарисовать, когда он хочет кувыркаться, он, конечно, нарисует… но ровно так, как будет быстрее отделаться, чтобы продолжить своё дело.

Выход? Пока дело не дошло до школы, он есть.

Наберитесь терпения и вперед – соединяйте желаемое с действительным, полезное с приятным! Хочет кружиться, а надо изучать фигуры? – покружитесь вместе… по треугольнику, выложенному веревкой на полу! Хочет катать машинки, а надо считать? – Запускайте автомобиль и отсчитывайте шагами проделанный путь! И т. д. Сложно. Но можно.

Все ваши старания в раннем возрасте, как семя, брошенное в почву, принесут плоды позже –в школе: отличником он может и не станет, но вот находить нестандартный подход, что-то интересное в рутинном привыкнет. Потом в жизни пригодится!

4. Если вашему ребенку действительно тяжело справиться с чем-то и он готов принять от вас помощь — помогите ему, проявляя неподдельный интерес к тому, чем он занят. Дети чувствуют фальшь. Поэтому всегда будьте максимально честны и открыты эмоционально. Устали и сил нет реагировать достойно? – Тогда вместо того, чтобы выжимать из себя, просто отвлеките его беззаботной веселой игрой! (например, дайте толстый журнал и урну – пусть вырывает страницы и бросает в «кольцо» — вот вам и развивалка, пока мама пьет кофе)

ВАЖНО: Спешить на помощь нужно ТОЛЬКО в том случае, когда ребенок ЧЕСТНО попробовал справиться сам (а лучше два раза, и у него искренне не получилось.В обратном случае получится как в мультике: «А вы что, и есть за меня будете? – АГА!»

Отказывается даже пытаться? – значит это задание сейчас не для него (не интересно) – меняйте! Очень нужно именно сейчас? — Докажите!

Всё по честному. (И фраза: «Потому что я сказал…» здесь не аргумент).

Не менее ВАЖНО позволять вашему ребенку столкнуться с негативными последствиями его действий (или его бездействий). Только тогда он осознает всю ответственность за свои поступки. Не спешите жить за своего ребенка. Как там говорится, опыт – сын ошибок трудных? Упал?- Встанет! Больно?- Больше не полезет! Помните, что всё что не убивает – делает сильнее (ну или хотя бы опытнее!

С взрослением уменьшайте ваше участие в делах ребенка, постепенно передавая их под его контроль.

Разольет? Рассыплет? Сломает? – Да ничего страшного! Это всего лишь повод взяться за метлу и тряпку! К слову, приучать ребенка убирать за собой важно не столько с позиции чистоты вашего дома, сколько с точки зрения воспитания усидчивости: убрать за собой значить доделать дело до конца, чему для детей с СДВГ сложно, но необходимо учить.

Еще одна традиция — «чинить сломанное». Во-первых, научит ребенка бережнее обращаться с вещами, что очень важно в наш век потребительского отношения к жизни в целом. Во-вторых,позволит ему узнать больше об устройстве вещей: в процессе ремонта случайно пострадавшей игрушки ребенок познает её «изнутри», что лишит необходимости разбирать её при возникновении интереса в будущем. В-третьих, это еще один вид совместной деятельности с родителями!

5. Не разговаривайте с ребенком в приказном тоне. Лучше расскажите ему весело и незатейливо, почему надо сделать именно так. Ребенок еще не усвоил причинно-следственные связи между вещами и событиями. Он еще этого не пробовал! Не хотите, чтобы узнал на своей «шкурке», — поделитесь опытом в красочном рассказе! (Только не питайте иллюзий по поводу того, что ребенок вас понял и услышал)

Насчет унижений, обзывательств и оскорблений можно было бы отдельную статью выпускать. Сколько талантливых людей так и не раскрылись в этой жизни от одного неумело подобранного в детстве слова.Классика: «Словом можно убить, словом можно спасти…» Что бы ни делал ребенок – он остается человеком. Вашим продолжением. Назовете один раз лентяем – лентяем и вырастет. Он ведь верит вам!

Держать в себе эмоции опасно, но “выпускать” их тоже надо с умом. Ребенок должен видеть и понимать ваше ВАШЕ СОСТОЯНИЕ, а НЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ. Например, правильно кричать “Я расстроена”, а вот “Ты меня расстроил”.

Если иногда хочется эмоциональных междометий… чтобы заменить нецензурщину,как вариант: придумайте свою безобидную семейную «ругалку» (наподобие «редиски» из знаменитого фильма).Двойная польза: вы выругались и выпустили пар, ребенок услышал КРАЙНЮЮ степень вашего негодования и заодно еще раз убедился, что вы крепкая и дружная семья – окружающие-то семейную «ругалку» не знают!

Источник

Показаны публикации 11-20 из 517.
Все разделы
| Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей, дефицит внимания

Индивидуальная работа педагога-психолога с гиперактивным ребенком 5–7 лет (часть I)
Занятие № 1 1.Приветствие «Ладошки» Педагог протягивает руки вперед ладонями вверх и говорит: «Здравствуй, (имя ребенка!». Ребенок кладет свои ладони на ладони педагога и здоровается. 2.Упражнение на развитие самоконтроля «Повторяй за мной» Психолог просит повторять фразы,…

Консультация для педагогов и родителей «Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком
Двигательная активность, подвижность, любознательность являются характеристиками нормального развития ребенка. Но существует группа детей, у которых эти качества достигают патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными. В настоящее время…

Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей, дефицит внимания — Особенности обучения и воспитания ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Публикация «Особенности обучения и воспитания ребёнка с синдромом дефицита…»
Использование искусства в коррекционной работе. В лечебной практике очень часто применяется – арттерапия Музыкотерапия является эффективным средством развития личности ребенка, его поведения В процессе чтения или прослушивания литературного произведения дети невольно учатся…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Консультация «Советы родителям гиперактивного ребенка»
Советы родителям гиперактивного ребенка Основные причины гиперактивности Часто гиперактивность — это следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических…

Памятка для родителей «Гиперактивный ребенок — что делать и как быть?»
Играем с гиперактивными детьми [/b]Поиграйте со своим ребенком. Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне…

Конспект индивидуального занятия психолога с гиперактивным ребенком «Вместе веселее»
Конспект индивидуального занятия с гиперактивным ребенком «Вместе веселее» Форма занятия: онлайн по скайпу Возраст: старший дошкольный (5 – 7 лет) Время занятия: 30 — 40 мин Цель: развитие произвольности и самоконтроля, развитие внимания и воображения, развитие согласованности…

Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей, дефицит внимания — Двигательная активность гиперактивных детей

Статья «Двигательная активность гиперактивных…»
Ограничение активности ребенка является неверным решением, оно может повлечь за собой совсем нежелательные результаты. Но это не значит, что гиперактивного ребенка надо оставить наедине с его гиперактивностью. Наоборот, такой ребенок требует особого внимания и контроля. Роль…

Игры по психокоррекции недостатков личностного развития гиперактивных дошкольников
Игры по психокоррекции недостатков личностного развития гиперактивных дошкольников. В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети. Нарушение внимания: — с трудом удерживает внимание; -…

Рекомендации для родителей «Как организовать домашние занятия с гиперактивным ребенком-первоклассником»
Для того, чтобы заниматься с ребенком дома, необходимо для начала подготовиться самому: набраться терпения, показывать ребенку спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя». Эти слова можно заменить фразами «будет лучше, если ты не будешь этого делать», либо «этого делать…

Консультация «Советы родителям гиперактивного ребенка»
1. Хвалите ребёнка каждый раз, когда он это заслужил. Гиперактивные дети не воспринимают замечания взрослого, зато чувствительны похвале. 2. Старайтесь не говорить ребёнку таких слов, как нет или нельзя. 3. Не применяйте физическое наказание. Ребёнок не должен испытывать страх….

Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей, дефицит внимания — перейти на главную страницу рубрики.

Страницы:
2 3 4 5 … 52

Источник

Надежда Осипова
Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста»

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать внимание.

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговойдисфункции (ММД, то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности.

В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении, слабом его контроле.

Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение

Рекомендации родителям гиперактивных детей

1. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи.

2. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

3. Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и не выполняйте их за него.

4. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе.

5.Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой.

6. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

7. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

8. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

9. Вызывающее поведение вашего ребенка – его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени.

10. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

11. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

12. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

13. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.

14. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

15. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

16. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

17. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.

18. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.

19. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе.

___

Литература:

1. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. —М: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2002.

3. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005

Источник