Пантогам при синдроме дефицита внимания

Пантогам при синдроме дефицита внимания thumbnail

Он много двигается, задает много вопросов и вообще — молодец. Но часто ребенок-непоседа становится солнышком в прямом смысле. Своим нестабильным гиперактивным характером он заставляет думать, что все должно крутиться вокруг него: жизнь мам и пап — так уж точно!
Но это только том случае, когда семья осознает, какой особенный ребенок у них растет. Но бывает и по-другому: родители погружаются в свои проблемы, забывая об ответственности за чадо, и тогда только и слышны крики…
Как помочь и себе, и ребенку? Нужно обратиться к врачу, и если он подтвердит «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ), то есть повод побеспокоиться и изучить вопрос лучше.

Итак, у вашего сына или дочки СДВГ. Первым гиперактивность у ребенка описал немецкий врач Генрих Хоффман. Он дал мальчику имя – Непоседа Фил. В конце девяностых про Непоседу снимут фильм.

На занятиях клуба для родителей «Алиса» организаторы спрашивают новичков, что из перечисленного свойственно их детям:

  • малыш лазит по мебели;
  • всегда готов гулять, но чаще бегает, чем ходит; много суетится;
  • извивается и корчит рожи;
  • совершает лишние движения и не замечает этого;
  • шумит по поводу и без;
  • неутомимо чем-то занят, никогда не отдыхает.

Положительный ответ хотя бы на несколько вопросов говорит о симптомах СДВГ.

За что?!!Или как появляется СДВГ

Причиной развития у ребенка СДВГ могут быть:

  • осложнения во время беременности матери;
  • осложнения во время родов;
    болезнь ребенка: отравление, энцефалит, менингит, повреждения сердца;
  • алкоголизм и психические заболевания родителей;
  • в 20–30% случаев все дело в генетике – психические отклонения передаются по наследству.

Мальчики бывают гиперактивны в 6 раз чаще девочек. Сильнее всего СДВГ бьет по малышам 6–12 лет, после чего ребенок попадает в общество. Часто плохо учится и безобразно себя ведет. Родители-невежды ругают – проблема усугубляется. Как за рубежом, так и у нас отмечают: среди трудных подростков почти поголовно все имеют синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Психолог и автор книги «Как перестать сражаться со своим ребенком» Сьюзен Стиффелман живет с синдромом и отлично понимает проблемы детей и взрослых с СДВГ. По ее словам, главное это вопрос отношения к самому синдрому: нужно осознавать, что ребенок несет тяжелый крест и не выбирал «быть занозой». Ему нужна реальная помощь:

  • комплексное лечение – не сходить в аптеку за валерьянкой, а посетить специалиста;
  • строго следовать рекомендациям специалиста;
  • играть с ребенком в шумные и подвижные развивающие игры;
  • спокойствие, терпение, уверенность и настрой на хорошее – одно это способно свернуть горы, ведь настроение передается!

Но главное, сами родители должны четко понимать, с чем они имеют дело. В конечном счете, именно вы должны стать для своего ребенка всем, переложить ответственность не получится – у вас особенный ребенок.

Пантогам при синдроме дефицита внимания

Кризисы у детей с СДВГ

Первый кризис
Случается в 6-7 лет. Причем, признаки СДВГ наблюдаются длительный период (не менее 6 месяцев) и в двух сферах жизни ребенка (и в школе, и дома).

Второй кризис
Происходит в подростковом возрасте — в 11–16 лет.

Большое влияние на ход болезни имеет «погода в доме». Чем внимательнее к ребенку родители, тем лучше он себя чувствует, лучше способен справляться с гиперактивностью.
Негатив тут не работает. Наказания и крики заставят ребенка искать понимания где-то еще, и в худшем случае это будет дурная компания, а вместе с тем и дурные привычки.

Как лечить, как быть?

В США детей с СДВГ лечат таблетками. В России их часто даже не найти на прилавках – запрещены к применению.

Узнайте у врача, какое лекарство можно принимать. У нас традиционно развито лечение без препаратов: физкультура, психолог, педагог. Это дает плоды, но у ребенка, как правило, итак серьезный учебный план. Ребенку тяжело справляться с нагрузкой, возлагаемыми на него надеждами и желаниями родителей воспитать «идеал». Врачи это признают, потому рекомендуют успокаивающие лекарства, стимулирующие внимание и реакцию.

Пантогам при синдроме дефицита внимания

Научите ребенка двигаться. У живчиков нарушен обмен веществ и потому в организме накапливается адреналин, гормон стресса. Дети с СДВГ находятся в постоянном стрессе. Потому ребенку нужно давать выпускать пар, чтобы освобождать кровь от адреналина: необходимы занятия бегом и плаванием, катанием на лыжах или велосипеде, прогулки пешком.

Научите расслабляться. Бывает так, что гиперактивный ребенок срывается. Чтобы справиться с такой ситуацией, нужно найти точку фиксации. У рекордсмена по плаванию Майкла Фелпса был СДВГ. В детстве они с мамой договорились, что когда у него начинается срыв, мама показывает ему букву «С» – это всегда возвращало его в текущий момент.

Можно экспериментировать с медитацией, особенно если сами ей занимаетесь. Она заставляет организм уменьшить пульс, сократить выброс адреналина, помогает расслабиться, снять тревожность. Начать можно с визуальной релаксации для ребенка: создайте для его комнаты минималистичный, не раздражающий и не отвлекающий интерьер.

Пантогам при синдроме дефицита внимания

Соблюдайте вместе с ребенком режим дня: непоседам просто необходим размеренный темп жизни. Не делайте из этого трагедию, не настаивайте, подавайте пример. Не гневайтесь на ребенка, а всегда воспринимайте его всерьез, покажите ему свою любовь и заботу, станьте другом – и он за вами потянется.

Непоседу всегда нужно хвалить, когда он сделал что-то хорошее. Избегайте запретов: отвлекайте или переключайте его внимание вместо этого. Излучайте спокойствие, вплоть до того, чтобы говорить с ним шепотом. Хороший способ успокоить малыша это тактильный контакт. Когда объясняете ему что-либо, мягко трогайте его руку, поправьте рубашку – так можно захватить его внимание.

Это бывает сложно: мамы непосед-мучителей часто сами ходят к психотерапевту, чтобы справиться с нагрузкой. Но это уже тема другой статьи. Надеемся, у вас теперь есть более глубокое представление о вашем непоседе и наши советы были вам полезны!

Пантогам при синдроме дефицита внимания

Источник

помог ли пантогам вашим гиперактивным детишкам? мой сын год и девять пьем две недели что то не вижу результатов (

У каждого ситуация своя конечно, моему сыну не помогало ни одно средство прописаное неврологом в поликлинике. А после более полного обследования оказалось , что эти препараты были не к чему. СДВГ как раз подтвердили обследования. И после консультаций в Бехтерева нам предложили препарат совершенно другой. Светлана, мне просто интересно, вашему малышу пантогам прописывают в связи с гиперактивностью?

Светлана, пантогам пить бессмысленно как отдельный препарат, без сопутствующих ему — нужен хотя бы курс и чёткое распределение лекарств. К тому же, должен быть в норме кровоток в шейном отделе позвоночника, чтобы назначенные лекарства проходили туда, куда нужно, а не были тратой денег и нервов. Сделайте допплерографию сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника, чтобы определить кровоток, если ещё не делали, конечно…

Екатерина, да! диагноз гипервозбудимость ЦНС прописали пить пантогам 3 раза по 2 мл

только мне кажется на нас он вообще не действует

Пантогам не успокаивающее средство, а ноотроп для стимуляции мозговой деятельности!

Мы принимаем Пантогам. Результаты: ушли фобии (боязнь ветра, воды..). Но мы еще травки успокоительные пьем. Он хорошо с неврозами справляется.

Вечером ребенок стал за 15 минут отрубаться, раньше до часу доходило, никак не могла уснуть

У нас был обратный эффект(( В итоге отменили

Нам пантогам не помог, а вот кортаксин помогает и по сей день, но нам его прописали с лекарствами: глиатилин и магнийВ6, в комплексе результат 100%

Принимаем Пантогам, но вот к сожалению не могу сказать что вижу какой-то успех((( прописали на все лето вместе с рыбьим жиром и витаминами В. Хочу ещё раз сходить к врачу, что б другие лекарства подобрали. Может кто из Питера порекомендует невропатолога? Заранее спасибо

Катя, в Питере сходите сначала сделайте допплерографию сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника! Если там есть нарушения по кровотоку-то вам не нужен невропатолог, а нужно исправить это нарушение. Тел. остеопата с «золотыми руками» подскажу!

Пили пантогам в комплексе с тенотеном 2 месяца, в то же время делали БОС терапию 10 сеансов, после него сразу элькар 1 месяц и нейромультивит. За 2 недели никогда результат не видела. Но вот с середины курса примерно, более сосредоточен и менее возбудимый. Правда на фоне пантогама более расторможенный, более «летящий», но это вначале приема, к концу стабилизируется более менее.

Светлана, никогда нормальный психотерапевт не предложит на курс (месяц приема, месяц перерыв) ОДИН препарат — ДВА как минимум (второй для снятия побочек первого). Каждый новый курс — смена препаратов. Ну и медикаментозная терапия ТОЛЬКО как поддерживающая — параллельно с групповой коррекцией (логопедической, психотерапевтической) либо в переходные периоды (5-7 лет, 13-15 лет). Нельзя сажать ребенка на пожизненный допинг.

Елена, специалисты говорят, что нелеченная ОРТОПЕДИЯ (как правило родовые травмы + вакцинация БЦЖ) — приводит к неврологии (СДВГ, ДЦП, логопедия, нарушения внимания и т.д.), а нелеченная НЕВРОЛОГИЯ ( трудности в учебе в начальной и средней школе) — приводит к ПСИХИАТРИИ (нарушения поведения в старшей школе). По поводу остеопатов и мануальных терапевтов надо быть ОЧЕНЬ осторожными

Ирина, почитайте эту тему плотнее и сходите на курсы, если Вы специалист. И пусть все дети наши будут здоровы!!!

Ирина, но всё верно написали!????

Пантогам +сонапакс= у нас результата нет. (

санопакс с вит с = ребёнок стал спокойней

Источник

Показания препарата Пантогам®

Таблетки (а)

1 -когнитивные нарушения при органических поражениях головного мозга (в т.ч. последствия нейроинфекций и ЧМТ) и невротических расстройствах;

2-шизофрения с церебральной органической недостаточностью;

3-цереброваскулярная недостаточность, вызванная атеросклеротическими изменениями сосудов головного мозга;

4-экстрапирамидные нарушения (миоклонус-эпилепсия, хорея Гентингтона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Паркинсона и др.);

5-лечение и профилактика экстрапирамидного синдрома (гиперкинетический и акинетический), вызванного приемом нейролептиков;

6-эпилепсия с замедленностью психических процессов в комплексной терапии с противосудорожными средствами;

7-психоэмоциональные перегрузки;

8-снижение умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания и запоминания;

9-нейрогенные расстройства мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи, энурез).

10-у детей с перинатальной энцефалопатией;

11-умственная отсталость различной степени выраженности у детей;

12-задержка развития (психического, речевого, моторного или их сочетание) у детей;

13-различные формы детского церебрального паралича;

14-гиперкинетические расстройства (синдром гиперактивности с дефицитом внимания) у детей;

15-неврозоподобные состояния (при заикании, преимущественно в клонической форме, тиках) у детей.

Сироп (б)

1у детей с перинатальной энцефалопатией с первых дней жизни;

2различные формы детского церебрального паралича;

3умственная отсталость различной степени выраженности, в т.ч. с поведенческими нарушениями;

4нарушения психологического статуса у детей в виде общей задержки психического развития, специфических расстройств речи, двигательных функций и их сочетание, формирования школьных навыков (чтения, письма, счета и др.);

5гиперкинетические расстройства, в т.ч. синдром гиперактивности с дефицитом внимания;

6неврозоподобные состояния (при заикании, преимущественно в клонической форме, тиках, неорганическом энкопрезе и энурезе);

7снижение мнестико-интеллектуальной продуктивности вследствие артериосклеротических изменений сосудов головного мозга, при начальных формах сенильной деменции, органических поражениях головного мозга травматического, токсического, нейроинфекционного генеза;

8 шизофрения с церебральной органической недостаточностью (в комплексе с психотропными препаратами);

9экстрапирамидные нарушения при органических заболеваниях мозга (миоклонус-эпилепсия, хорея Гентингтона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Паркинсона и др.);

10лечение и профилактика экстрапирамидного синдрома, вызванного приемом нейролептиков;

11эпилепсия с замедленностью психических процессов и снижением когнитивной продуктивности совместно с антиконвульсантами;

12психоэмоциональные перегрузки;

13снижение умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания и запоминания;

14 нейрогенные расстройства мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи).

А ТЕПЕРЬ ВОПРОС:

При каком из вышеперчисленных диагнозов вашему ребенку прописала Пантонгам?

Даже если, показания, к примеру задержка развития, КАК У 3-хмесячного малыша можно определить задержку? Ну лучше ли пройти несколько курсов массажа или Глицин отличное успокоительное…

Многие врачи выписывают деткам ЭТО, но не все по реальной причине. А многие мамочки не обращая внимания на показания к пременению, травят своих деток. И пусть в меня кидают тапки! 

Я не призываю НЕ ДАВАТЬ, я просто интересуюсь.

P.s.

Когда и зачем назначают Пантогам детям?

Если вашему ребенку назначили Пантогам, то, скорее всего, вы знаете, почему. Причин может быть масса. Все они, как правило, безрадостные, некоторые и вовсе очень серьезные, но сами по себе не исчезают и требуют специфического лечения. Показаниями к лечению Пантогамом являются:

  • различные формы детского церебрального паралича;
  • детям с перинатальной энцефалопатией с первых дней жизни;
  • умственная отсталость различной степени тяжести, в том числе с поведенческими нарушениями;
  • нарушения психологического статуса у детей в виде  общей задержки психического развития, специфических расстройств речи, двигательных функций и их сочетания, формирования школьных навыков (чтения, письма, счета и других);
  • гиперкинетические расстройства (в том числе синдром гиперактивности с дефицитом внимания);
  • неврозоподобные состояния (при  заикании, тиках преимущественно клонической формы, неорганическом энкопрезе и  энурезе);
  • снижение мнестико-интеллектуальной продуктивности вследствие артериосклеротических изменений сосудов головного мозга, при начальных формах сенильной деменции, органических поражениях головного мозга травматического, токсического, нейроинфекционного генеза;
  • шизофрения с церебральной органической недостаточностью (в составе комплексной терапии в комбинации с психотропными средствами);
  • экстрапирамидные нарушения при органических заболеваниях мозга (в том числе миоклоническая эпилепсия, хорея Гентингтона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Паркинсона), а также для лечения и профилактики экстрапирамидного синдрома, вызванного приемом нейролептиков;
  • эпилепсия с замедлением психических процессов и снижением когнитивной продуктивности (в комбинации с противосудорожными средствами);
  • психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания и запоминания;
  • нейрогенные расстройства мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи).

В общем, если ребенок перенес травму головы, гипоксию в родах, страдает от эпилепсии, отстает в развитии, имеет определенные нарушения, гиперактивен или имеет слишком «нервный характер» – все это является показанием к лечению Пантогамом. Он активизирует умственную деятельность, улучшает память, повышает физическую выносливость, уравновешивает эмоционально-психическое состояние. Пантогам повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, повышает устойчивость нервных клеток к воздействию неблагоприятных факторов, а также облегчает восстановление ткани мозга после повреждений различного происхождения.

Пантогам направлен на нормализацию обмена веществ в головном мозге ребенка. При этом налаживаетсясон  (не зависимо от того, был ребенок излишне возбужден или наоборот), исчезают  судороги, улучшается усвоение кислорода мозгом.

  Стоит ли давать ребенку Пантогам?

Многие родители нарекают на то, что сегодня педиатры прописывают Пантогам всем подряд. Это не то лекарство, которое может назначаться просто так для перестраховки. Хотя с нейролептическими средствами его нередко назначают для профилактики. Тем не менее, должны быть четкие показания для его применения, особенно, что касается детей. Если вы не доверяете врачу, найдите другого. Современные профессиональные педиатры называют назначение Пантогама одним из самых нерациональных в детской практике. И отмечают, что только реальные, объективно выявленные и четко обозначенные последствия перинатальных поражений нервной системы могут требовать применения лекарств.

Но если ребенок серьезно болен и его нужно лечить, то Пантогам – лучший для этого выбор. Среди всех существующих ноотропов – он самый безопасный. 

Источник

Одной из актуальных проблем детской неврологии на сегодняшний день являются тикозные гиперкинезы. Внимание специалистов к этой группе заболеваний обусловлено не только увеличением частоты встречаемости этого вида патологии, но и возрастанием доли медикаментозно резистентных форм.

В большинстве случаев тики сопровождаются коморбидными проявлениями в виде поведенческих и эмоционально-волевых расстройств, обсессивно-компульсивного синдрома, вторичного энуреза, когнитивных нарушений [1–3].

В 50% случаев тикам у детей сопутствует синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) [1, 3–5]. Это связано с общими механизмами в патогенезе тикозных гиперкинезов и СДВГ [4–9], подтвержденными наличием характерных невротических паттернов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) по данным спектрально-когерентного анализа [10–13]. Электроэнцефалографическая картина тикозных расстройств и СДВГ характеризуется многообразными вариантами отклонений от нормы, но общим для них является изменение основного ритма (от умеренной дезорганизации до выраженной дизритмии), что обуславливает использование идентичных методов лечения данных нозологий.

Лечение тиков, а также сопутствующих им коморбидных состояний представляет собой длительный процесс. В терапии тикозных расстройств применяется большой спектр различных методов лечения: режимные мероприятия, психотерапия, физиотерапия, немедикаментозные методы, разнообразная медикаментозная терапия. Предлагается применение метода биологической обратной связи, аудиовизуальная стимуляция, транскраниальная электростимуляция, транскраниальная микрополяризация. За последние годы разработана эффективная медикаментозная терапия тикозных гиперкинезов, но и она имеет определенные недостатки. Использование нейролептиков, антиконвульсанотов и транквилизаторов не решило проблемы лечения тиков. При их назначении очень часто наступают ранние осложнения в виде синдрома паркинсонизма, дистонических и дискинетических нарушений, психомоторного возбуждения, а также усиление симптомов дефицита внимания при наличии сопутствующего СДВГ. У больных с преходящими тиками лучше ограничиться препаратами гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). При лечении тиков и синдрома дефицита внимания используется Пантогам [3], высокая терапевтическая эффективность локальных и распространенных тиков, а также синдрома дефицита внимания была отмечена при применении препарата Тенотен детский, также реализующего свое регулирующее влияние на центральную нервную систему через ГАМК [4, 7, 14].

Фармакотерапия СДВГ отличается большим разнообразием. Отечественными специалистами при лечении СДВГ широко используют препараты ноотропного ряда, применение которых при СДВГ патогенетически обосновано, поскольку ноотропные препараты оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей этой группы когнитивные функции (внимания, памяти, организации, программирования и контроля психической деятельности, речи, праксиса). Однако часто стимулирующее действие ноотропов может давать побочный эффект в виде усиления гиперактивности, что требует назначения в комплексе с ноотропами седативных препаратов. В связи с разнообразием коморбидных состояний, сопровождающих тики, а также наличием сопутствующего СДВГ в лечении следует предпочитать препараты, оказывающие поливалентное действие с минимальными побочными эффектами, при этом соблюдая правило монотерапии [9]. Таким требованиям соответствует Тенотен детский, который оказывает сбалансированное анксиолитическое и ноотропное действие, а также отличается отсутствием побочных эффектов. Препарат содержит релиз-активные антитела к мозгоспецифическому белку S-100, который оказывает регулирующее влияние на базовые функции нервных клеток (проведение нервного импульса, деление и рост нейронов и их энергетический обмен).

Целью настоящего исследования была оценка клинической эффективности применения Тенотена детского в лечении детей с тикозными гиперкинезами (транзиторными тиками, хроническими моторными или вокальными тиками) с сопутствующим синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.

Материалы и методы исследования

На базе консультативно-диагностического центра MБУЗ ДГКБ № 9 им. Г. Н. Сперанского (Москва) у 120 детей в возрасте от 3 до 15 лет (31 девочка и 89 мальчиков), страдающих тикозными гиперкинезами и сопутствующим СДВГ, проведено сравнительное исследование результатов терапии в следующих группах:

Группа А — 60 детей с тиками и коморбидным СДВГ, получающие препарат Тенотен детский (схема лечения — по 1 таблетке 3 раза в день), разделенная на две подгруппы по форме течения: А1 — 30 детей с транзиторными и А2 — 30 детей с хроническими моторными и вокальными тиками.

Группа В — 60 детей с тиками и коморбидным СДВГ, получающие Пантогам (схема лечения — по 1 таблетке 3 раза в день), разделенная на две подгруппы по форме течения: В1 — 30 детей с транзиторными и В2 — 30 детей с хроническими тиками.

Продолжительность терапии во всех описанных группах составила 12 недель.

Диагностика клинических проявлений СДВГ и тикозных гиперкинезов проводилась в соответствии с критериями МКБ-10 и DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders — Руководство по диагностике и статистике психических расстройств, США).

Эффективность терапии оценивалась клинически по количественному подсчету тиков за 20 минут до и после лечения с вычислением коэффициента эффективности лечения (КЭ) по методике В. П. Зыкова [4]. Низким считали КЭ в диапазоне 0–33%, умеренным — 34–67%, высоким — 68–100%.

Оценка степени тяжести сопутствующего СДВГ производилась с помощью шкалы SNAP-IV, которая представляет собой опросник для родителей, состоящий из 43 вопросов, позволяющих оценить степень невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Оценка уровня тревожности производилась с помощью шкалы тревожности по методике Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко (в баллах).

Наряду с динамикой клинических проявлений изучали состояние биоэлектрической активности головного мозга методом компьютерной электроэнцефалографии (ЭЭГ) с анализом спектров мощности и когерентности по методикам, разработанным нами ранее [1, 2, 5–7]. ЭЭГ регистрировали до и после курса терапии с использованием компьютерного комплекса «Нейрокартограф» фирмы «МБН» (Москва).

Результаты и их обсуждение

Подгруппы детей с транзиторными тиками

В подгруппе А1 у детей с транзиторным тиками и коморбидным СДВГ после 2-месячного курса терапии Тенотеном детским КЭ составил 75% и был расценен как высокий, причем у 8 детей отмечалась полная редукция тикозной симптоматики (табл. 1).

Коэффициент эффективности лечения больных с хроническими тиками и СДВГ

В контрольной подгруппе В1 у пациентов, получавших Пантогам, был также высокий КЭ (73%), и у 9 детей тики полностью нивелировались. Однако в группе детей, получавших Пантогам, в одном случае имела место аллергическая сыпь, у двоих детей нарушился сон.

В подгруппе, получавшей Тенотен детский, отмечалось более выраженное улучшение показателя невнимательности. Динамика остальных показателей СДВГ на фоне лечения в группах А1 и В1 существенно не различалась.

Уровень тревожности у детей с транзиторными тиками и СДВГ в подгруппах А1 и В1 имел следующую динамику: количество детей с низким уровнем тревожности, получавших Тенотен детский, увеличилось в 5 раз, а в подгруппе В1 лишь в 1,8 раза. Количество детей со средним уровнем тревожности в подгруппе пациентов с транзиторными тиками + СДВГ, получавших Тенотен детский, уменьшилось в 2,5 раза, а в подгруппе пациентов с транзиторными тиками + СДВГ, получавших Пантогам, уменьшилось в 1,3 раза. В процессе лечения подгруппы А1 Тенотеном детским количество детей с высоким уровнем тревожности снизилось в 3 раза, а в подгруппе В1 — не изменилось. Полученные данные свидетельствуют о более выраженном анксиолитическом эффекте Тенотена детского.

Подгруппы детей с хроническими тиками

В подгруппах А2 и В2 у больных с хроническими тиками и СДВГ КЭ в обеих группах был расценен как средний. В группе детей с тиками и СДВГ, которые получали Тенотен детский, КЭ был равен 64%, а в группе, получавшей Пантогам, КЭ составил 55% (табл. 1). В обеих группах более быстрым регрессом отличались моторные тики, однако полной редукции тиков не наблюдалось ни у одного пациента.

В подгруппе А2 после терапии Тенотеном детским отмечалось достоверное снижение показателей импульсивности и гиперактивности, а в подгруппе В2 были получены достоверные показатели снижения уровня невнимательности.

Нами было замечено, что более высокий уровень тревожности наблюдался в подгруппах А2 и В2, т. е. это дети с хроническими моторными и вокальными тиками и СДВГ. Динамика уровня тревожности также оказалась более позитивной в группе детей, получавших Тенотен детский (А2).

Также отмечено, что в подгруппе В2, получавшей Пантогам, у 1 ребенка имел место аллергический ринит, у 2 нарушение сна и у 1 ребенка отмечено усиление гиперактивности и тикозной симптоматики (к моторным тикам присоединились вокальные).

Таким образом, результаты исследования показали, что тикозные гиперкинезы, осложненные сопутствующим СДВГ, имеют свои особенности, проявляющиеся прямой зависимостью между тяжестью тикозной симптоматики, выраженностью симптомов СДВГ и уровнем тревожности. Дети с хроническими моторными и вокальными тиками имеют более тяжелое течение симптомов СДВГ и отличаются более высоким уровнем тревожности. При лечении Тенотеном детским отмечалась редукция тикозной симтоматики, уменьшение выраженности симптомов СДВГ и снижение уровня тревожности, особенно в группе детей с транзиторными тикозными гиперкинезами и сопутствующим СДВГ.

Оценка эффективности лечения по показателям электроэнцефалограммы

Анализ ЭЭГ детей с тикозными гиперкинезами и сопутствующим СДВГ показал, что биоэлектрическая активность головного мозга у них изменена с высокой степенью вариабельности. У 38% пациентов преобладали дизритмические проявления. У 8% больных отмечен средний и низкий уровень вольтажа. У 29% нарушения общемозговой ритмики были выражены меньше и выражались в виде дезогранизации основного ритма. В четверти случаев (25%) имело место изменение ритмики в виде пространственного расширения представительства альфа-ритма, включая височные отделы.

Кроме того, на ЭЭГ у 60% детей выявлялись признаки повышения активности глубинных образований в виде билатеральных вспышек тета-, альфа-подобных волн или вспышек низкочастотных бета-колебаний высокой амплитуды. У многих больных регистрировались одиночные или распространенные острые волны, которые по своему генезу не являлись эпилептическими и носили неспецифический характер. Достоверные эпилептиформные знаки с отчетливой полушарной или локальной проекционной зоной встречались в 5% случаев. Довольно часто наблюдалась односторонняя полиритмия по альфа-ритму, что на спектрограммах ЭЭГ проявлялось в виде поли- или двухмодального пика мощностных значений в альфа-диапазоне. При вариантах с распространенным альфа-ритмом выделяли специальные клинически значимые варианты его распределения, такие как невротические паттерны ЭЭГ. Такие варианты ЭЭГ у детей с тикозными гиперкинезами встретились у 42% пациентов.

Проведенный спектральный анализ обнаружил значимые изменение мощностных характеристик в 76% случаев. Двухмодальный пик альфа-ритма отмечен в 26% случаях. Повышение мощности основного ритма установлено у 49% пациентов, у 26% отмечено существенное снижение относительно нормы (табл. 2).

Состояние внутримозговой интеграции электрических процессов мозга количественно оценивалось по значениям средней когерентности. По межполушарным парам отмечено снижение относительно нормы уровня внутримозговых связей в парах Fp2-Fp1 и F4-F3 и повышение в парах С4-С3 и Р4-Р3 у половины пациентов (51%) как свидетельство ослабления уровня межлобных отношений и повышение межтеменных. Аномальное состояние внутриполушарных отношений было отмечено у 43% детей в виде снижения значений когерентности в парах Fp1-T3 и Fp2-T4 и повышения в парах Т3-О1 и Т4-О2 (табл. 3 и 4).

Динамика мощности доминирующего альфа-ритма до и после лечения Тенотеном детским детей с тикозными гиперкинезами и сопутствующим СДВГ

Было установлено, что при лечении тикозных гиперкинезов с коморбидным СДВГ Тенотеном детским на фоне ослабления клинических признаков болезни происходят изменения в биоэлектрической активности головного мозга. Надо подчеркнуть, что нормализация имела разнонаправленную тенденцию в зависимости от исходного состояния. Если до лечения по данным спектра мощности дезорганизация основного ритма или дизритмия проявлялась снижением мощностных значений, то на фоне лечения Тенотеном детским процесс нормализации ритмики сопровождался повышением мощности альфа-диапазона. И, наоборот, исходно избыточный уровень мощности волн альфа-диапазона под влиянием терапии имел направленность к снижению мощности колебаний в сторону нормализации (табл. 5).

Хочется отметить, что восстановление альфа-ритма на ЭЭГ демонстрирует эффективность лечения тиков даже у детей младшей возрастной группы при исходно нарушенном его формировании. При этом наблюдается типовая динамика нормализации корковой ритмики. Растет выраженность альфа-волн и соответственно падает активность волн дельта-диапазона. При этом на спектре мощности в динамике отмечается формирование пика основного ритма и ослабление активности медленных волн (рис. 1).

Расширенная зона представительства альфа-ритма — очень важный и информативный клинически значимый признак функционального состояния мозга и обычно свидетельствует о вероятной повышенной тревожности пациента (Л. Б. Иванов, 2013). Такие изменения на исходной ЭЭГ в исследуемой группе встретились в 40% наблюдениях. Для тикозных расстройств без сопутствующих тревожных проявлений расширение зоны альфа-активности нехарактерно. У 23% пациентов с расширенной зоной представительства альфа-ритма на контрольной электроэнцефалограмме по завершению лечения происходило ослабление пространственного распространения альфа-активности (рис. 2).

Таким образом, после лечения Тенотеном детским пациентов с тикозными гиперкинезами и сопутствующим СДВГ, наряду с клиническими улучшениями, отмечены тенденция к нормализации корковой ритмики на нативной ЭЭГ, нормализация частотно-амплитудных характеристик альфа-волн, позитивная динамика состояния внутримозговых связей.

Транзиторные тики

Выводы

В результате 12-недельного курсового применения Тенотена детского у детей с тикозными гиперкинезами и коморбидным СДВГ был получен высокий коэффициент эффективности:

  1. Достигнуто достоверное уменьшение частоты тикозных гиперкинезов, а у 26,7% детей с транзиторными тиками отмечалась полная редукция симптоматики.
  2. Отмечалось более выраженное улучшение показателя невнимательности по шкале SNAP-IV.
  3. Получено достоверное улучшение психоэмоционального состояния в виде снижения уровня тревожности: количество детей с высоким уровнем тревожности снизилось в 3 раза, а со средним уровнем тревожности уменьшилось в 2,5 раза.
  4. ЭЭГ-исследование с использованием спектрального и когерентного анализа показало, что в результате лечения Тенотеном детским отмечается тенденция к нормализации корковой ритмики на нативной ЭЭГ, нормализация частотно-амплитудных характеристик альфа-волн, позитивная динамика состояния внутримозговых связей, что положительно отражается на клини?