Памятка для родителей если ребенок с синдромом дауна
Памятка для родителей Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех! И они начинают общаться с самого раннего возраста – с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще не понимают, что таким образом общаются с нами, но наши реакции помогают им понять, для чего нужны эти выражения лица, улыбки, вокализации. — скопление жидкости в ухе; — частые инфекции среднего уха; — потеря слуха; — низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него; — сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; — повышенная или пониженная чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта. Некоторые из этих особенностей присущи большему числу детей с СД, некоторые – меньшему. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например), влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений (например, повысить тонус мышц). Ребенок с СД обычно осваивает все умения, необходимые для овладения речью, но обычно это случается позже, нежели в случае с обычными детьми. Понятно, что дети, у которых, кроме синдрома Дауна, отмечается потеря слуха, аутизм, сталкиваются с большим количеством проблем при освоении речи, чем дети, у которых единственный диагноз – сам синдром. Обычно дети с СД понимают намного больше, чем могут сказать!Чаще всего дети с СД без проблем дают членам семьи понять, чего они хотят, но сталкиваются с непониманием со стороны посторонних людей. Чем больше они общаются с разными людьми – братьями и сестрами, бабушками и дедушками, сверстниками на игровой площадке, в детском саду, в школе, с друзьями, — чем больше слушают сказок и рассказов, тем больше речевых моделей они усвоят. Речь – это вербальное (словесное) проявление языка. Для речи нужны те же системы, что используются человеком при дыхании, поглощении еды и глотании. Речь включает также осознанный контроль над мускульными движениями: программирование нужного движения мозгом, само движение, координацию этого движения. В центре в Мэриленде, штат Колумбия (США), специалисты начинают заниматься развитием речи с детьми с синдромом Дауна, начиная с возраста примерно 8 месяцев. Начало занятий зависит от: — когда ребенок способен сидеть с поддержкой, — фокусировать взгляд на предмете, — обращать внимание на специалиста. До этого дома необходимо работать над следующим: — над тренировкой обоюдного взгляда (глаза в глаза), — над взглядом на предмет, — над развитием аудиторных навыков (навыки слухового восприятия: музыкальные игрушки, погремушки, «шумовые коробочки»), — над пополнением пассивного словаря. Вообще раннее вмешательство должно концентрироваться на системах «ввода информации», а именно на развитии зрения, слуха, тактильных ощущений, сенсорной интеграции, налаживание кормления. Все эти направления имеют прямое отношение к развитию речи. Разумеется, чтобы понимать, что им говорят, дети должны: — это слышать, но, кроме слуха, у них должны быть достаточно развиты и другие навыки восприятия, чтобы осознать, что именно им говорят, — они должны уметь видеть предмет и фокусировать взгляд на предмете, чтобы понимать, о каком предмете идет речь, когда вы произносите название этой вещи, — для того, чтобы заговорить самим, дети должны ощущать прикосновения внутри и снаружи рта, чтобы понять, как именно артикулировать звуки. Осознание ценности общения Для того чтобы ребенок понял, что общение имеет ценность, чтобы у него была мотивация, старайтесь быстро реагировать на звуки, которые издает малыш, на его плач. Помогите ребенку, сделайте то, чего он от вас ждет (покормите, переоденьте), комментируя свои действия. Ключ к желанию общаться – понимание, что с помощью общения можно изменить мир вокруг себя, добиться воплощения какого-то желания. Исследования показывают, что, если на плач, смех и крики детей не поступает никакой реакции, дети начинают издавать меньше звуков и меньше плакать. Другими словами, они перестают пытаться наладить общение. Большинство детей с СД начинают использовать жесты для обозначения предметов к своему первому дню рождения, а первые слова – между двумя и тремя годами. Некоторые начинают говорить позже, к 4-5 годам. Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения: — Посмотрите на ребёнка. — Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». — Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. — Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. — Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций: Звук А. Положите указательный палец на подбородок, опустите нижнюю челюсть и скажите: «А». Звук И. Скажите «И», растянув пальцами уголки рта в стороны. Звук О. Произнесите краткий, чёткий звук «О». Сделайте значок «О» средним и большим пальцами, когда произносите этот звук. Звук У. Скажите длинное утрированное «У», свернув руку в трубочку и поднеся ко рту, и отводите её при произнесении звука. Не забывайте каждый раз хвалить ребёнка. Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому. Примеры упражнений для развития подвижности языка: • облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.); • мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка; • производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы; • громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами); • захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум; • закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону. Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т.д.). Дыхательная гимнастика 1. Задуть свечку. Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и на расстоянии ладони задуть горящую свечу. 2. Футбол. Из ваты скатываются шарики, из ручек или еще чего нибудь мастерятся ворота (на столе). Ребенок вытянув губы трубочкой (похоже на подготовку к поцелую) должен задуть ватные мячики в ворота с растояния см 20-30. 3. Веселый снегопад. Из ваты скатываются шарики. Укладываются на прямую ладошку ребенка и он, вытянув губы трубочкой, должен как можно дальше их сдуть. Можно встать напротив дивана и попробовать попасть шариками-снежинками на него. 4. Загони мяч в ворота. Дуя на шарик для пинг-понга, погонять его по столу или заставить покатиться вверх по пологой наклонной плоскости. 5. Пушинка. Взять небольшой кусочек ватки, размять его в виде перышка (блинчика — кому как больше нравится), положить на кончик носа, нижнюю губу немного выдвинуть вперед и направить воздух на ватку. При правильном выполнении данного упражнения ватка улетает с носа в вертикальном положении. Здесь важно следить, чтобы ребенок выдвигал вперед только нижнюю губу, а не всю челюсть, когда дует на ватку. 6. Кораблики. Из бумаги делаете два кораблика (как в детстве), берете посудину для воды (таз, например), погружаете туда кораблики и играете в игру «Чей кораблик быстрее доплывет до берега». Губы вытянуты в трубочку, и при выдохе воздушная струя направлена на кораблик. Некоторые идеи по поводу того, каким словам/понятиям и когда учитьВо время одевания: Во время укладывания в постель: Дорогие родители! Постарайтесь не слишком увлекаться тем, что вы ОБУЧАЕТЕ малыша, не превращайте для него увлекательный процесс познания мира в учебу, иначе вы можете уничтожить мотивацию к общению и дальнейшему развитию речи. /pamjatka_dlja_roditelej_detej_s_sindromom_dauna.doc | Статистика Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: |
Источник
Что такое синдром Дауна? Синдром Дауна стал известен врачам с 1866 года, когда английский врач Лангдон Даун обратил внимание на девочку с характерными чертами лица и отставанием в развитии. После этого и другие врачи начали выявлять очень похожих друг на друга детей. Но только в ХХ веке генетики определили, что у всех таких детей имеется изменение количества хромосом. Хромосомы — это носители наследственной информации, которые имеются во всех клетках человеческого организма, содержащих ядро. Их количество у человека — 46 штук, или 23 пары. Один комплект из 23 разных хромосом передаёт ребёнку при его зачатии мать, второй, состоящий также из 23 хромосом — отец. Хромосомы различаются по величине, строению и составу входящих в них генов (единиц наследственной информации). Генетики научились анализировать хромосомы. У человека с синдромом Дауна в 21-ой паре хромосом имеется третья дополнительная хромосома, в итоге их 47. Дети с синдромом Дауна рождаются у родителей, принадлежащих ко всем социальным слоям и этническим группам, с самым разным уровнем образования. Синдром Дауна нельзя предотвратить и его невозможно вылечить, но благодаря последним генетическим исследованиям теперь о функционировании хромосом, особенно о 21-ой, известно намного больше.
Чем же они отличаются? Малыши с лишней хромосомой часто рожаются более слабыми по сравнению с остальными, у них бывают определенные проблемы со здоровьем и больше других нуждаются в заботе и внимании. Такие дети отличаются от других внешне. Они могут развиваться немного медленнее своих сверстников, но чаще всего любовь и доброжелательность окружающих помогают им научиться жить как все, делать то же, что делают обычные люди. Мальчишки и девчонки с синдромом Дауна очень разные и интересные, отличаются открытостью, доброжелательностью. Они очень старательны в учебе, часто талантливы в музыке и изобразительных искусствах, любознательны, заботливы к близким людям. С ними не соскучишься – их не зря называют «солнечными детьми».
Правильно организованный уход за детьми с синдромом Дауна, ранняя поддержка и психологическая помощь позволяют вырастить вполне адекватного ребенка, а родителям дает возможность вести обычный образ жизни и наслаждаться общением со своим ребенком.
Рекомендации родителям детей с синдромом Дауна
1. Окружить ребенка любовью, проявлять ласку;
2. Сплочение родителей благотворно сказывается на ребенке, его развитии и здоровье;
3. Не ограждать ребенка от общения с окружающими;
4. В детском возрасте заниматься по специальным программам, желательно в обычном садике, общеобразовательной школе. Такая интеграция ребенка в обществе поможет ему в будущем;
5. Самое важное для таких детей – чувствовать положительное отношение к себе со стороны внешнего мира;
6. Быть счастливыми.
Мы рады помочь вам и вашему ребенку!
Используемая литература:
Синдром Дауна. Факты. Пособие для родителей (брошюра). Составитель Е. В. Поле — М.: Монолит, 2004, — 32 с.
ГКУ СО КК «ГР центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Памятка
(для родителей)
«ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»
Подготовила учитель-дефектолог Г.И. Литвинова
Гулькевичи 2018
Источник