Отношение к ребенку с синдромом аспергера

Отношение к ребенку с синдромом аспергера thumbnail

Синдром Аспергера представляет собой разновидность психического или, говоря точнее, личностного нарушения. Относится к расстройствам аутистического спектра, однако, в отличие от прочих видов аутизма, не сопровождается столь глубокими и всесторонними нарушениями социальной составляющей жизни, интеллектуальной дисфункцией. Потому нередко патология оказывается не выявленной, и пациент не подозревает, что с ним что-то не так.

Синдром Аспергера обнаруживается менее чем у 1% населения, что делает его редким расстройством. Диагностика сложна, потому как есть масса других расстройств со схожей симптоматикой и клиническим течением по тому же типу: от шизофрении, начавшейся в ранние годы, до невротических расстройств. Нельзя исключать и личностные особенности пациентов. Нелюдимостью, замкнутостью проявляются как особенности характера: шизоидная акцентуация личности по Леонгарду или глубокая интроверсия.

Отношение к ребенку с синдромом аспергера

Оценку должен давать компетентный специалист – психиатр, только после тщательного обследования. Для постановки диагноза «синдром Аспергера» требуется не один месяц и участие прочих врачей: невролога, эндокринолога, педиатра.

У детей синдром Аспергера выявляется всего в 30% случаев, большая часть случаев обнаруживается в возрасте за 20. У взрослых диагностика также часто остается не проведенной, потому как мало кто обращается к врачам с жалобами на личностные нарушения. У девочек заболевание обнаруживается реже почти втрое, мальчики — основной контингент пациентов.

Симптоматика отдаленно напоминает таковую при аутизме, но только структурой. И у тех и у других больных обнаруживаются проблемы с установлением отношений с людьми, но в различной мере и т. д. Постановка диагноза позволяет провести коррекцию поведения, но на многое рассчитывать не приходится. Всего 5% людей способны полностью побороть собственные проблемы, в остальных случаях остается отклонение разной интенсивности.

Причины развития синдрома Аспергера

Точно сказать, что является причиной синдрома, врачи пока не могут. Выдвигается группа теорий на этот счет, но ни одна не нашла практического подтверждения.

  • Влияние на плод токсических веществ

Согласно этой теории, основной причиной развития психического отклонения является воздействие на организм ядов, паров и солей тяжелых металлов, еще во время внутриутробного развития. В подтверждение этой теории специалисты приводят примеры, когда у матерей курящих, злоупотребляющих спиртным, рождается ребенок с психическим отклонением. Влияние ядовитых соединений, в частности никотина, кадмия, этанола и прочих действительно способно спровоцировать синдром Аспергера, но имеется куда больше обратных случаев, когда у родителей пьющих, курящих и даже потребляющих наркотики рождались вполне здоровые дети. По всей видимости, имеет место и какой-либо иной фактор, склоняющий чашу весов в негативную сторону.

  • Аутоиммунная реакция организма матери во время гестации

Результат иммунологической несовместимости, например, по резус-фактору и прочим моментам. В выраженном виде встречается относительно редко. Действительно, если имеет место агрессивный ответ защитных сил организма матери на плод, начнется разрушение его организма. Пострадают органы, головной мозг. Это скажется на физическом и психическом развитии. Такие дети почти поголовно рождаются с пороками и анатомическими дефектами. Не в последнюю очередь страдает сердце. Однако, нельзя сказать, что такая проблема провоцирует исключительно синдром Аспергера, встречаются и иные психические расстройства, слабоумие. Бывает, что интеллектуально-волевая, социальная сферы не страдают вообще. Потому опять же прямую связь доказать не удается.

  • Гормональный дисбаланс у ребенка

Встречается мнение, что синдром Аспергера развивается на фоне недостаточной выработки специфических гормонов щитовидной железы, гипофиза, половых гормонов, веществ коры надпочечников. Здесь тоже доказать что-либо невозможно. Во-первых, сразу возникает вопрос: почему отклонение в таком случае не манифестирует у подростков, когда гормональный фон изменяется катастрофически, у беременных женщин, у пациентов в климактерический период? Это врожденное заболевание. Потому сугубо патогенетическим фактором гормональные проблемы быть не могут. Однако, по всей видимости, вполне способны сказаться на течении заболевания в поздние годы.

  • Недостаточная выработка дофамина

Скачки уровня дофамина провоцируют не только синдром Аспергера. Нарушению концентрации этого вещества приписывают и шизофрению, и органические психозы, и много чего еще. Каким образом дофамин сказывается на вероятности развития расстройства сказать невозможно. Проблема также в том, что далеко не у всех пациентов концентрация дофамина изменяется хоть как-то.

  • Отягощенная наследственность, проблемы с концентрацией прочих нейромедиаторов: серотонина и др.

Представляет наибольший интерес среди прочих названных факторов. Согласно все тем же исследованиям, если в роду был хотя бы один человек с названным диагнозом, вероятность повторения негативного сценария у потомства выше почти на 60%. Потому вероятно синдром Аспергера имеет и генетическую составляющую, закодирован на фундаментальном уровне. По крайней мере, предрасположенность к таковому.

Передается ли синдром Аспергера по наследству?

Точный ответ дать пока невозможно. Как минимум, передается склонность к развитию такового.

Причины развития врачи называют разные. Однако ни одна не подтверждена серьезными исследованиями. Если рассматривать отчеты специалистов-исследователей, все так или иначе оказываются в тупике. Потому как исключительной причины найти не получается.

Отношение к ребенку с синдромом аспергераВзгляд сквозь призму синдрома Аспергера

Согласно современному видению, синдром Аспергера — это полиэтиологическое заболевание, в его становлении участвует множество факторов. Потому каждый названный выше момент играет определенную роль. В большинстве же случаев не удается обнаружить ни одного предполагаемого патогенетического фактора. Это говорит о недостаточной изученности патологии. Ведущая теория на сегодня — генетическая предрасположенность. Далее, при наличии таковой, требуется триггерный фактор, спусковой механизм. Им могут стать перечисленные выше факторы.

Симптомы

Как люди с синдромом Аспергера воспринимают мир? Сами пациенты говорят о нем как о статичном, неуютном и агрессивном месте, они не понимают устремлений других, склонны к философскому взгляду на жизнь, имеют куда меньшую потребность в общении и социальном взаимодействии. Редко создают семьи по тем же причинам, плохо ладят с детьми, хотя и не всегда. Типичный пациент — это чудаковатый с точки зрения общества человек, которого в лучшем случае терпят из приличия. Такое стереотипное грубое восприятие пациентов с проблемой — результат отклонений в поведении. Оно не вписывается в рамки представлений других.

Симптоматика отклонения неспецифична. Потому сразу с ходу обнаружить заболевание, тем более по одним лишь симптомам невозможно. Клиника, однако, учитывается во время диагностики и играет одну из ключевых ролей на первых этапах обследования больных. Симптомы не столь выраженные как у аутизма, но создают множество проблем, не позволяют нормально адаптироваться в обществе и найти свое место. Среди конкретных проявлений:

  • Проблемы в невербальном общении

В нормальных условиях общение между людьми происходит на нескольких уровнях. Речь — всего лишь один из аспектов. Позы, движения, жесты, их понимание страдающим синдромом Аспергера недоступно, хотя коррекция все же возможна, если человека целенаправленно учить понимать других. Но на это может понадобиться много времени и сил, потому как пациенты склонны к глубокой интроверсии. Отчего их нередко считают высокомерными, заносчивыми, эгоистичными, что на самом деле далеко от истины.

  • Отсутствие эмпатии

Лица с синдромом Аспергера не чувствуют эмоций других. Хотя и не всегда это так. Глубокие эмоциональные переживания остаются незамеченными. Базовые реакции вполне могут быть восприняты адекватно, зависит от степени выраженности заболевания.

  • Нелюдимость, склонность к изоляции

Страдающий склонен меньше общаться с другими изначально. Когда же на это накладываются неизбежные для диагноза проблемы с общением, выстраиванием контактов с окружающими, отсутствие понимания и откровенное отверждение обществом, положение изгоя, «белой вороны», такая ситуация не добавляет успеха и не мотивирует «выходить из раковины». Потому люди еще больше закрываются. Преодолеть социальную изоляцию можно только со специалистом. Сами лица с названным диагнозом справиться с проблемой не могут, какими бы волевыми качествами они не обладали. Да и сама коррекция требует постепенности, схема резкого стрессового погружения не сработает и даст противоположный эффект.

  • Необычный способ речи

Монотонность или избыточная экспрессивность. Зависит от темперамента пациента и особенностей его эмоционального настроя. В большинстве своем больные — тихие и спокойные, что проявляется в том числе в манере говорить.

  • Интеллектуальные нарушения (не всегда)

Как правило, поверхностные. Их можно назвать не столько нарушениями, сколько особенностями, присущими страдающим этим расстройством. Обычно дети и взрослые с синдромом Аспергера имеют нормальный или даже выше среднего интеллект. Встречаются гениальные люди. Четкая связь между уровнем интеллекта и заболеванием — не более чем заблуждение. Неправильное мнение складывается из-за нетипичного применения собственного ума, невозможности быстрого переключения с объекта на объект, склонности к зацикливанию. Выраженных проблем с интеллектом нет. Пациенты не умнее и не глупее прочих.

  • Отсутствие зрительного контакта в момент общения

Составляющая нарушения общения. Пациенты не смотрят в глаза вообще, потому как испытывают сильный дискомфорт, что также воспринимается другими как склонность ко лжи. Другие же смотрят рассеянным безучастным взглядом.

  • Необычность интересов, склонность к зацикливанию на определенной теме

Коллекционирование, изучение определенных, часто узконаправленных фактов (марки машин, виды птиц и прочие). И здесь опять же стоит вернуться к теме интеллекта. При прочих равных условиях фанатичная увлеченность определенным занятием может привести к успеху в будущем. В этом несомненное преимущество пациентов с синдромом Аспергера перед другими.

  • Консервативность, «тяжесть на подъем»

Страдающие склонны питаться одним и тем же, жить в одном месте, меньше перемещаться по миру, без необходимости не выходят из дома. Консервативная тенденция прослеживается во всем: от питания и круга общения, если таковой есть, до выбора одежды, места жительства. Все новое вызывает тяжелый стресс и может спровоцировать «откат» в изначальное состояние даже после лечения, если больной не готов к переменам.

Отношение к ребенку с синдромом аспергера

  • Чрезмерная чувствительность, впечатлительность

Типичные признаки синдрома Аспергера. Типична малая устойчивость к стрессам и конфликтам, что делает невозможными определенные виды профессиональной активности.

Симптомы неспецифичны, потому поставить диагноз только по ним одним невозможно. Как можно судить по списку, симптоматика примерно та же, что и у аутизма, но глубина нарушений совсем иная, несмотря на формальное сочетание тех же моментов. Это позволяет провести отграничение разных состояний. Наибольшей интенсивности проявления достигают ближе к школьному возрасту, к моменту взросления, клиника формируется полностью и представлена в завершенном виде.

Все проявления отклонения, особенности личности фиксируются, составляют перечень (таблица восприятия), который затем оценивается специалистом. Используется он и после проведенного лечения, на каждом этапе. Чтобы оценить качество проводимой терапии и эффективность мероприятий.

Отличие синдрома Аспегера от аутизма

Формально синдром Аспергера — и есть аутизм, его разновидность. Если говорить конкретнее, расстройство отличается от типичного аутизма (синдромов Каннера, Ретта и прочих) несколькими моментами:

  1. Отсутствие идентичной глубины симптоматики. Как было сказано выше, клиническая картина примерно идентична в том и ином случаях. Но интенсивность признаков различна, что используется врачами в рамках диагностики. Так, например, сохранена речь. Пациент не просто может говорить, он излагает свои мысли грамотно, имеет богатый словарный запас, показывает глубокое понимание лексических конструкций.
  2. Большая гибкость. Страдающие хотя и консервативны, плохо воспринимают все новое, вполне способны к принятию изменений, в крайних случаях. Если это необходимо. Адаптационный период будет тяжелым, но стресс куда меньше чем для страдающих аутизмом.
  3. Высокая функциональность, сохранность интеллекта и основных поведенческих особенностей. Чего практически не бывает у аутистов за крайне редкими исключениями.
  4. Возможность коррекции состояния, большая простота лечения. Аутизм в большинстве своем вообще не поддается какому-либо воздействию извне. Синдром Аспергера относится к более мягким личностным расстройствам. При целенаправленном влиянии вполне возможна коррекция большей части особенностей характера, проблем с социальными контактами, пониманием эмоций других, прочих моментов. Хотя, конечно, на это требуется разное количество времени. Зависит от особенностей личности пациента и течения самого заболевания.

Отличия синдрома Аспергера от аутизма фундаментальные. Несмотря на отнесение их к одной группе расстройств, общего мало.

Диагностика

Диагностика синдрома Аспергера представляет трудности. Обследованием пациентов занимаются специалисты по психиатрии, также требуется участие невролога, реже эндокринолога. Важно для начала отграничить сугубо психическое отклонение от симптома органического поражения головного мозга. Проводятся базовые мероприятия: МРТ для визуализации церебральных структур, электроэнцефалография, чтобы оценить электрическую активность головного мозга. Возможен рентген черепа, КТ головного мозга.

В отсутствии структурных изменений имеет смысл проводить диагностику собственно психических расстройств. На это понадобится не один месяц. С ходу диагноз не выставит никто, нужно наблюдение. В детские годы симптомы, хотя и есть, их нередко списывают на особенности характера, процессы взросления. Определить синдром Аспергера на этом этапе невозможно, можно только заподозрить. Потому большая часть случаев остается не выявленной.

Все становится явно в школьные годы, в подростковый период и тем более во взрослом возрасте. Однако мало кто после окончания детства обращается к психиатру с жалобами на проблемы с коммуникацией. Потому, скорее всего, пациентов много больше, чем предполагается и описывается в статистических данных.

Для обнаружения болезни проводится полное психопатологическое исследование:

  1. Устный опрос. По характеру речи, особенностям жестикуляции, невербальным моментам можно определить особенности уже на первичном приеме.
  2. Сбор анамнеза. Чем болел, когда. Важно также расспросить о типичных интересах, задать несложные вопросы, не предполагающие одного конкретного ответа. Это позволит оценить характер интеллектуальной активности, особенности интересов, их глубину, способности к аналитическому, абстрактному мышлению.
  3. Тест на определение синдрома Аспергера. Стандартный опросник. Не является информативным в достаточной мере, используется в рамках вспомогательных мероприятий.

Важно наблюдать за пациентом в естественных и привычных условиях. Это позволит сделать выводы о поведенческих реакциях. Потому госпитализация в стационар не рекомендуется. Важно динамическое наблюдение, исследование в разные моменты времени. Задача рутинная. Чтобы определить синдром Аспергера потребуется много времени.

Дифференциальная диагностика проводится с шизотипическим расстройством (при нем наблюдаются проблемы с мышлением), шизоидной акцентуацией (грань очень тонкая), социофобией.

Лечение патологического процесса

Лечение синдрома Аспергера предполагает психотерапию и мероприятия по повышению мобильности, адаптивности, социального развития. Препараты используются в крайних случаях. При избыточной тревожности, склонности к необычным страхам и фобиям, повышенной агрессивности на фоне стресса, депрессивных тенденциях прописываются транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты в минимальных дозировках. Это симптоматическая мера, временная.

Отношение к ребенку с синдромом аспергера

Основу составляет постоянная групповая психотерапия на протяжении минимум полугода. Группы небольшие, сначала вообще рекомендуется начинать с индивидуальных занятий, чтобы настроиться на нужный лад. В ходе психотерапии моделируются ситуации. Это позволяет снизить интенсивность эмоциональной реакции на определенный случай, научиться социальному взаимодействию.

Затем пациенту рекомендуется постепенно выходить «в большой мир». Нет смысла форсировать события, потому как эффект будет прямо противоположным. Так в течение года или более пациент станет увереннее.

Даже после самого качественного лечения часть симптомов останется. Синдром Аспергера — составная часть личности человека, от нее никуда не деться.

Как проявляется расстройство после лечения — вопрос особенностей личности, качества проведенной терапии, желания изменений у самого страдающего, мотивации и прочих моментов вплоть до возраста. Дети более восприимчивы к влиянию психотерапии.

На что можно рассчитывать людям с синдромом Аспергера – прогностические данные

Полное излечение достигается всего в 5% случаев. В остальных ситуациях сохраняется дефект разной степени тяжести. Неизлечимых в принципе случаев не бывает. Потому прогноз для социализации благоприятный. Инвалидность в результате лечения не встречается.

Многие больные, при формальной возможности поддерживать социальные контакты, не имеют заинтересованности в этом, потому находятся в состоянии добровольной изоляции всю жизнь. Часто это не последствие болезни, а ее отпечаток, особенность личности. Патологией такое поведение уже не считается, тем более после проведенного лечения. Потому как больной осознает свои устремления и делает выбор на основе собственного желания, а не принуждения болезнью.

Читайте также: Афазия — виды, особенности заболевания, коррекция

Источник

Это руководство было подготовлено участниками форума по синдрому Аспергера OASIS, его составила и отредактировала Элли Такер. Цель этого руководства – предоставить семьям краткое описание СА и видов поведения, связанных с ним, чтобы они смогли объяснить их учителям ребёнка. Поскольку все дети разные, вы можете оставить только те пункты, которые подходят именно вашему ребёнку и/или вносить изменения и дополнения в случае необходимости. Вырезайте и копируйте, сделайте эту инструкцию максимально индивидуальной.

school

Родители детей с СА, которые составили этот список, надеялись, что он поможет учителям лучше понять некоторые особенности наших детей.
_________________________________________________

Здравствуйте, мы родители _________. У нашего ребёнка диагностирован синдром Аспергера. Это нейробиологическое расстройство, которое относится к аутистическому спектру. Детям с СА может быть трудно использовать и понимать невербальное поведение и формировать подходящие для их возраста отношения со сверстниками. Частично это объясняется тем, что их общению часто не хватает спонтанности.  Хотя у них часто есть сильные интересы и развитые навыки в определенных предметах, они также испытывают серьезные трудности с организованностью. Иногда может показаться, что детям с СА трудно понять чувства других людей, у них могут быть сенсорные трудности, и очень часто они привержены определенному порядку и рутине.

Вам стоит знать, что у нашего ребёнка много талантов и сильных сторон. Тем не менее, ниже приведены те проблемы, с которыми вы можете столкнуться, когда будете учить ___________. Многие виды поведения, которые вы заметите, он НЕ контролирует – это поведение не результат злой воли или преднамеренного непослушания. Временами ребёнок просто искренне не знает, как адекватно отреагировать на ту или иную ситуацию. Вне всяких сомнений, вы сможете придумать и другие полезные стратегии работы с нашим ребёнком, и мы будем очень благодарны, если вы расскажете нам о них.

Пожалуйста, звоните нам в любое время, если у вас возникнут вопросы о нашем ребёнке с синдромом Аспергера. Наши контакты: ______________________

Общие особенности поведения
 
— Этот синдром напоминает что-то вроде «швейцарского сыра». Одни способности ребёнка развиваются в соответствии с возрастом, в то время как остальные могут задержаться или полностью отсутствовать. Более того, у таких детей могут быть навыки, намного опережающие нормально развивающихся детей (например, ребёнок понимает сложнейшие математические принципы, но не в состоянии запомнить, что нужно записать домашнее задание).

— Важно помнить, что если реёнок может чему-то научиться в одной ситуации, то это не обязательно означает, что он сможет вспомнить и перенести свое знание на новую ситуацию.

— Наш ребёнок очень хорошо реагирует на положительную обратную связь и терпеливый стиль обучения.

—  Если вы будете говорить с ним как со взрослым, используя спокойный голос, то положительный эффект не замедлит себя ждать.

— Время от времени у нашего ребёнка начинается «истерика», которую ничто не может остановить. Пожалуйста, в случае такого поведения позвольте нашему ребёнку уйти «в тихое и безопасное место», где он сможет «остыть». Пожалуйста, обратите внимание на то, что случилось непосредственно перед истерикой (например, не было ли неожиданных изменений  в привычном распорядке дня). Лучше всего говорить с ребёнком только «после» того, как он успокоится.

— Если учеба ребёнка в классе начала проходить без каких-либо проблем, это значит, что мы всё делаем ПРАВИЛЬНО. Это не значит, что наш ребёнок «вылечился», что у него «изначально не было никаких проблем» или что «пришло время отказаться от дополнительной поддержки». Повышайте требования к ребёнку осторожно и постепенно.

— Иногда наш ребёнок может издавать звуки или кричать. Будьте к этому готовы, особенно в трудных и стрессовых ситуациях. Пожалуйста, объясните другим детям, что это просто его реакция на стресс или страх.

— Если вы заметили проявления злости или других сильных эмоций, не забывайте, что ребёнок не пытается специально плохо себя вести. Это его ответ на стресс – реакция «бежать или сражаться». Думайте об этом как о «коротком замыкании в результате перегрузки». (Обычно такие ситуации можно предотвратить, если вовремя заметить первые признаки).  

— Нашему ребёнку может понадобиться помощь при решении задач. Пожалуйста, постарайтесь найти время, чтобы помочь ему.

— Если вы делите детей на группы, пожалуйста, НАЗНАЧАЙТЕ членов группы, а не позволяйте другим детям «выбирать членов», потому что это повышает шансы, что наш ребёнок останется без группы, и его будут дразнить.

— Отмечайте сильные стороны нашего ребёнка часто и визуально. Это придаст ему смелости, чтобы продолжать стараться и бороться.

— Поддерживайте в классе атмосферу принятия различий и разнообразия.

Специальные интересы

— Наш ребёнок может повторять одно и то же снова и снова, но вы заметите, что эта привычка проявляется, как только повышается уровень стресса.

— Лучше не втягиваться в эти повторы, отвечая на один и тот же вопрос, не повышать голос и не говорить, что на вопрос уже ответили. Вместо этого переключите внимание ребёнка на что-то другое или предложите альтернативу, которая позволит ей сохранить достоинство.

— Разрешите ребёнку записать свой вопрос или мысль и ответьте письменно – это может снять стресс/разорвать круг вопросов.

Изменения в обстановке

— Нашему ребёнку очень трудно справиться с изменениями в привычной обстановке. Изображение нового места, куда все направляются, или письменное расписание могут ему очень помочь.

— Пожалуйста, предупреждайте о любых изменениях в расписании заранее, если только это возможно.

— Вы очень поможете ребёнку, если один или два раза заранее предупредите его о смене рода занятий или изменениях в расписании.

Сенсорика/Моторные навыки/Слуховое восприятие

— Нашему ребёнку трудно понять несколько инструкций подряд или много слов одновременно.

— Если вы разделите инструкции на несколько простых шагов, то это очень поможет.

— Если вы будете использовать картинки в качестве подсказок, то это тоже поможет.

— Если вы будете говорить медленнее, используя только короткие предложения, это может помочь.

— Он гораздо лучше понимает инструкции, если повторять их четким и простым языком, по-разному их формулируя.

— Наш ребёнок может быть очень неуклюжим, он также может очень сильно реагировать на определенные вкусы, поверхности, запахи и звуки.

Стимулы

— Он может испытывать чрезмерную стимуляцию из-за громких шумов, яркого освещения, сильных запахов или вкусов, потому что у него есть повышенная чувствительность к ним.

— В окружении множества других детей, со всем сопутствующим хаосом и шумом, пожалуйста, помогите ему найти тихое место, где он может обрести немного «покоя».

— Неструктурированные периоды (обед, перемена и группа продленного дня) могут представлять наибольшие проблемы для нашего ребёнка. Пожалуйста, обеспечьте его дополнительным руководством и помощью взрослых в эти трудные периоды.

— Позвольте ему «походить», поскольку сидение в течение длительного времени может быть для него очень трудным (простая пятиминутная прогулка с другом или помощником учителя может очень помочь).

Визуальные подсказки

— Некоторые дети с СА лучше всего учатся при наличии визуальной помощи – расписания в картинках, письменных инструкций или рисунков (другие дети лучше всего воспринимают вербальные инструкции).

— Сигналы руками могут очень помочь, особенно если они усиливают какие-то инструкции, например, «подожди своей очереди», «перестань говорить» или «говори медленнее или тише».

Прерывания

— Временами нашему ребёнку нужно несколько дополнительных секунд, чтобы ответить на вопрос. Для этого ему нужно перестать думать о том, о чем он сейчас думает, отложить куда-то эту тему размышлений, сформулировать ответ и только потом ответить. Пожалуйста, проявите терпение, дождитесь ответа и поощряйте других делать то же самое. В противном случае ему придется начинать весь процесс с начала.

— Если кто-то пытается помочь ему, заканчивая за него предложения или перебивая, то ему приходится возвращаться назад и приступать к формулированию мысли с самого начала.

Контакт глазами

— Временами может показаться, что наш ребёнок не слушает вас, хотя на самом деле это не так. Не думайте, что если она не смотрит на вас, то она вас не слушает.

— В отличие от большинства из нас, навязанный контакт глазами МЕШАЕТ ей сосредоточиться.

— На самом деле, ей будет проще слушать и понять, о чем вы говорите, если вы не будете заставлять смотреть вам в глаза.

Социальные навыки и дружба

— Именно в этом заключаются главные трудности детей с СА. Они могут мечтать о друзьях, но просто не знают, как подружиться с другими детьми.

— Если вы выделите одного или двух сочувствующих учеников, которые могут стать «приятелями» ребёнка, то вы сделаете его мир более дружелюбным местом.

— Может помочь, если вы поговорите с остальными учениками класса, но только позитивным образом и с разрешения семьи. Например, можно поговорить о том, что у многих или у большинства из нас есть те или иные трудности, а при синдроме Аспергера главная трудность состоит в неспособности «читать» социальную
ситуацию, точно так же как некоторые люди плохо видят без очков или плохо слышат без слухового аппарата.

— Ученики с синдромом Аспергера с большой вероятностью становятся «жертвами» травли со стороны других учеников. Этому способствуют два фактора:

1. Высока вероятность их сильной реакции, которой и добивается обидчик. Когда он видит такую реакцию, это закрепляет его поведение.

2. Дети с синдромом Аспергера так отчаянно хотят «вписаться» в коллектив и/или понравится другим детям, что они вряд ли будут «ябедничать» на обидчика, опасаясь отвержения со стороны класса.

Рутина

— Детям с СА очень важно придерживаться определенного распорядка и рутины, но в нашем мире очень трудно этого добиться.

— Пожалуйста, предупреждайте нашего ребёнка о любых предстоящих изменениях как можно скорее, особенно если это изменения в расписании или помещении.

— Заранее предупредите его о новом учителе или школьной экскурсии в учебное время.
Речь

— Может показаться, что его словарный запас и уровень владения речью очень высоки, но дети с СА не всегда знают значение того, что они говорят, даже если слова кажутся верными.

— Мой ребёнок обычно не понимает сарказм и некоторые формы юмора. Даже объяснения того, что значила та или иная фраза, не всегда проясняют ситуацию, потому что точка зрения ребёнка с СА является очень уникальной и, временами, непоколебимой.

Организационные навыки

— Нашему ребёнку не хватает способности запомнить много информации или вспомнить эту информацию в случае необходимости.

— Ему могут помочь расписания и планы (в картинках или в виде текста).

— Пожалуйста, пишите расписание или домашнее задание на доске, а ещё лучше, если есть возможность, сделайте для него их копию на ксероксе. Пожалуйста, проследите, что он положил задание в портфель, потому что ему не всегда удается собрать всё необходимое без посторонней помощи.

— В случае необходимости позвольте ей переписать записи у других детей или выдайте ей копию. Многие дети с СА страдают от дисграфии, и они не способны слушать то, что вы говорите, читать с доски и писать одновременно.

Заключительное слово

Временами поведение нашего ребёнка может утомлять или раздражать вас или других учеников в классе. Пожалуйста, помните, что это нормально и ожидаемо. Пусть трудные дни не позволяют вам забыть, что ВЫ – чудесный учитель, который справляется со сложной ситуацией, и ничто не может срабатывать каждый раз (и некоторые методы могут не работать в большинстве случаев). Вместе с этим у вас появится шанс познакомиться с новым и уникальным взглядом на мир, который порою будет забавлять и изумлять вас. Пожалуйста, обращайтесь к нам, если захотите поделиться наблюдениями. Мы к этому привыкли. Вы нас не шокируете, и мы не станем думать о вас хуже.

Общение – это ключ к плодотворной работе. Мы – одна команда, которая думает о лучшем для ребёнка.

Большое вам спасибо.
 
Представленный выше материал — перевод текста «Asperger’s Syndrome Guide For Teachers».

Источник