Острый анемический синдром у новорожденных

Острый анемический синдром у новорожденных thumbnail

Профессор Г.Н.Чумакова, доцент Т.Л.Ширяева, доцент А.А.Усынина
Кафедра неонатологии и перинатологии Северного государственного медицинского
университета

Неонатальная анемия может возникнуть внутриутробно, в родах и после рождения.
Диагноз анемии выставляется при уровне Нв ниже 150 г/л при рождении и в первые
сутки, при Нв ниже 145 г/л на первой неделе жизни и при Нв ниже 120 г/л в
возрасте от 2-х недель и до 28 дней.

Причины анемии:

1. Гемолиз (Приобретенные состояния – изоиммунный конфликт по эритроцитарным
антигенам; действие медикаментов; при вирусных и бактериальных инфекциях.
Врожденные – наследственные эритроцитарные мембранопатии, энзимопатии,
гемоглобинопатии).
2. Кровопотеря (острая и хроническая).
3. Подавление кроветворения (врожденные – редко, приобретенные –
медикаментозные, при интоксикациях).

Клинические проявления анемии: не специфичны и зависят от причины.

При гемолитической анемии — бледность кожи скрывается желтухой, можно отметить
лишь бледность слизистых. При иммунных анемиях отмечается гепатоспленомегалия.
Волемические расстройства (одышка, тахикардия) умеренно выражены даже при
тяжелой гемолитической анемии. Вялость и гиподинамия могут быть обусловлены не
столько анемией, сколько билирубиновой интоксикацией.

При постгеморрагической анемии — отмечается клиника острой и хронической
кровопотери.
При острой кровопотере – бледность, вялость, тахикардия, диспноэ, снижена
периферическая пульсация сосудов, снижено АД.
При хронической кровопотере – задержка внутриутробного развития (ЗВУР),
приглушенность сердечных тонов, может быть систолический шум,
гепатоспленомегалия, АД чаще нормальное.

При гипопластических анемиях – бледность, вялость, снижение врожденных
рефлексов, тахикардия и тахипноэ развиваются пропорционально тяжести анемии. При
врожденных гипопластических анемиях регистрируются малые аномалии и пороки
развития.

Лабораторная диагностика:

Гемолитическая анемия гиперрегенераторная, нормохромная, часто
микросфероцитарная (АВО – конфликт, наследственный микросфероцитоз, инфекции,
медикаменты).
Анемия при острой кровопотере нормохромная, норморегенераторная, макроцитарная.
Анемия при хронической кровопотере гипохромная, норморегенераторная,
микроцитарная, регистрируется анизо и пойкилоцитоз.
Гипопластическая анемия гипо- или арегенераторная, чаще макроцитарная,
гиперхромная.

Лечение анемии зависит от ее причины.

Дефицит эритроцитов восполняется эритроцитарной массой. Показания к переливанию
эритроцитарной масы определяются не столько значениями гемоглобина, сколько
клиническим состоянием ребенка. По данным V. Villet et all (1999), даже
недоношенные дети в неонатальном периоде могут хорошо переносить анемию с
уровнем Нв до 65 г/л, поэтому показания к переливанию эритроцитарной массы
должны быть индивидуальны и определяться показаниями Нв, клиникой заболевания,
сопутствующими заболеваниями и осложнениями, возможностью интенсивного
наблюдения за ребенком и мониторирования его витальных функций.

Критический уровень Нв, при котором показано переливание эритроцитарной
массы новорожденным по жизненным показаниям (Шабалов Н.П. 1996, Miller DR, 1984)

  Возраст, клиника

Уровень Нв (г/л)

1 сутки жизни

< 130

2 – 6 сутки

— тяжелые дыхательные нарушения

< 130

— тяжелые нарушения гемодинамики

< 110

— без нарушения дыхания и сердечно-сосуд. системы

< 100

7 – 28 сутки жизни

— с нарушениями дыхания и сердечно-сосуд. системы

< 100

— без нарушения дыхания и сердечно-сосуд. системы

< 80

Старше 1 месяца

< 60

Объем переливаемой эритроцитарной массы определяется клиническим состоянием
ребенка. При гиповолемических состояниях (анемии вследствие кровопотери)
целесообразно компенсировать анемию однократным введением эритроцитарной массы с
расчетом объема по формуле:
 

                           Нвж — Нвр

Vэр. массы = _______________   Х  ОЦК

                          Нв эр. массы

Нвж (г/л) – гемоглобин желаемый (нижняя граница нормы).
Нвр (г/л) – гемоглобин ребенка.
Нв эр. Массы (г/л) – гемоглобин эритроцитарной массы, равный приблизительно 200
г/л.
ОЦК = 90 мл/кг.

Если рассчитанный объем не более 1/3 ОЦК, то он вводится медленно капельно или
через инфузионный насос со скоростью 20 мл/час.

Статья опубликована на сайтеhttps://www.medafarm.ru

Источник

Неонатальная анемия может возникнуть внутриутробно, в родах и после рождения. Диагноз анемии выставляется при уровне Нв ниже 150 г/л при рождении и в первые сутки, при Нв ниже 145 г/л на первой неделе жизни и при Нв ниже 120 г/л в возрасте от 2-х недель и до 28 дней.

Причины анемии:
1. Гемолиз (Приобретенные состояния – изоиммунный конфликт по эритроцитарным антигенам; действие медикаментов; при вирусных и бактериальных инфекциях. Врожденные – наследственные эритроцитарные мембранопатии, энзимопатии, гемоглобинопатии).
2. Кровопотеря (острая и хроническая).
3. Подавление кроветворения (врожденные – редко, приобретенные – медикаментозные, при интоксикациях).

Клинические проявления анемии: не специфичны и зависят от причины.
При гемолитической анемии — бледность кожи скрывается желтухой, можно отметить лишь бледность слизистых. При иммунных анемиях отмечается гепатоспленомегалия. Волемические расстройства (одышка, тахикардия) умеренно выражены даже при тяжелой гемолитической анемии. Вялость и гиподинамия могут быть обусловлены не столько анемией, сколько билирубиновой интоксикацией.

При постгеморрагической анемии — отмечается клиника острой и хронической кровопотери.
При острой кровопотере – бледность, вялость, тахикардия, диспноэ, снижена периферическая пульсация сосудов, снижено АД.
При хронической кровопотере – задержка внутриутробного развития (ЗВУР), приглушенность сердечных тонов, может быть систолический шум, гепатоспленомегалия, АД чаще нормальное.

Читайте также:  Дифференциальный диагноз при синдроме боли в грудной клетке

При гипопластических анемиях – бледность, вялость, снижение врожденных рефлексов, тахикардия и тахипноэ развиваются пропорционально тяжести анемии. При врожденных гипопластических анемиях регистрируются малые аномалии и пороки развития.

Лабораторная диагностика:
Гемолитическая анемия гиперрегенераторная, нормохромная, часто микросфероцитарная (АВО – конфликт, наследственный микросфероцитоз, инфекции, медикаменты).
Анемия при острой кровопотере нормохромная, норморегенераторная, макроцитарная.
Анемия при хронической кровопотере гипохромная, норморегенераторная, микроцитарная, регистрируется анизо и пойкилоцитоз.
Гипопластическая анемия гипо- или арегенераторная, чаще макроцитарная, гиперхромная.

Лечение анемии зависит от ее причины.
Дефицит эритроцитов восполняется эритроцитарной массой. Показания к переливанию эритроцитарной масы определяются не столько значениями гемоглобина, сколько клиническим состоянием ребенка. По данным V. Villet et all (1999), даже недоношенные дети в неонатальном периоде могут хорошо переносить анемию с уровнем Нв до 65 г/л, поэтому показания к переливанию эритроцитарной массы должны быть индивидуальны и определяться показаниями Нв, клиникой заболевания, сопутствующими заболеваниями и осложнениями, возможностью интенсивного наблюдения за ребенком и мониторирования его витальных функций.

Критический уровень Нв, при котором показано переливание эритроцитарной массы новорожденным по жизненным показаниям (Шабалов Н.П. 1996, Miller DR, 1984)
 

Уровень Нв (г/л)

1 сутки жизни

< 130

2 – 6 сутки

— тяжелые дыхательные нарушения

< 130

— тяжелые нарушения гемодинамики

< 110

— без нарушения дыхания и сердечно-сосуд. системы

< 100

7 – 28 сутки жизни

— с нарушениями дыхания и сердечно-сосуд. системы

< 100

— без нарушения дыхания и сердечно-сосуд. системы

< 80

Старше 1 месяца

< 60

Объем переливаемой эритроцитарной массы определяется клиническим состоянием ребенка. При гиповолемических состояниях (анемии вследствие кровопотери) целесообразно компенсировать анемию однократным введением эритроцитарной массы с расчетом объема по формуле:
 

                           Нвж — Нвр

Vэр. массы = _______________   Х  ОЦК

                          Нв эр. массы

Нвж (г/л) – гемоглобин желаемый (нижняя граница нормы).
Нвр (г/л) – гемоглобин ребенка.
Нв эр. Массы (г/л) – гемоглобин эритроцитарной массы, равный приблизительно 200 г/л.
ОЦК = 90 мл/кг.

Если рассчитанный объем не более 1/3 ОЦК, то он вводится медленно капельно или через инфузионный насос со скоростью 20 мл/час.

Источник

Àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì ó íîâîðîæäåííîãî

Âåðñèÿ äëÿ ïå÷àòè

Àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì

Ïðîôåññîð Ã.Í.×óìàêîâà, äîöåíò Ò.Ë.Øèðÿåâà, äîöåíò À.À.Óñûíèíà
Êàôåäðà íåîíàòîëîãèè è ïåðèíàòîëîãèè Ñåâåðíîãî ãîñóäàðñòâåííîãî ìåäèöèíñêîãî óíèâåðñèòåòà

Íåîíàòàëüíàÿ àíåìèÿ ìîæåò âîçíèêíóòü âíóòðèóòðîáíî, â ðîäàõ è ïîñëå ðîæäåíèÿ. Äèàãíîç àíåìèè âûñòàâëÿåòñÿ ïðè óðîâíå Íâ íèæå 150 ã/ë ïðè ðîæäåíèè è â ïåðâûå ñóòêè, ïðè Íâ íèæå 145 ã/ë íà ïåðâîé íåäåëå æèçíè è ïðè Íâ íèæå 120 ã/ë â âîçðàñòå îò 2-õ íåäåëü è äî 28 äíåé.

Ïðè÷èíû àíåìèè:

1. Ãåìîëèç (Ïðèîáðåòåííûå ñîñòîÿíèÿ – èçîèììóííûé êîíôëèêò ïî ýðèòðîöèòàðíûì àíòèãåíàì; äåéñòâèå ìåäèêàìåíòîâ; ïðè âèðóñíûõ è áàêòåðèàëüíûõ èíôåêöèÿõ. Âðîæäåííûå – íàñëåäñòâåííûå ýðèòðîöèòàðíûå ìåìáðàíîïàòèè, ýíçèìîïàòèè, ãåìîãëîáèíîïàòèè).
2. Êðîâîïîòåðÿ (îñòðàÿ è õðîíè÷åñêàÿ).
3. Ïîäàâëåíèå êðîâåòâîðåíèÿ (âðîæäåííûå – ðåäêî, ïðèîáðåòåííûå – ìåäèêàìåíòîçíûå, ïðè èíòîêñèêàöèÿõ).

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ àíåìèè: íå ñïåöèôè÷íû è çàâèñÿò îò ïðè÷èíû.

Ïðè ãåìîëèòè÷åñêîé àíåìèè — áëåäíîñòü êîæè ñêðûâàåòñÿ æåëòóõîé, ìîæíî îòìåòèòü ëèøü áëåäíîñòü ñëèçèñòûõ. Ïðè èììóííûõ àíåìèÿõ îòìå÷àåòñÿ ãåïàòîñïëåíîìåãàëèÿ. Âîëåìè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà (îäûøêà, òàõèêàðäèÿ) óìåðåííî âûðàæåíû äàæå ïðè òÿæåëîé ãåìîëèòè÷åñêîé àíåìèè. Âÿëîñòü è ãèïîäèíàìèÿ ìîãóò áûòü îáóñëîâëåíû íå ñòîëüêî àíåìèåé, ñêîëüêî áèëèðóáèíîâîé èíòîêñèêàöèåé.

Ïðè ïîñòãåìîððàãè÷åñêîé àíåìèè — îòìå÷àåòñÿ êëèíèêà îñòðîé è õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðè.
Ïðè îñòðîé êðîâîïîòåðå – áëåäíîñòü, âÿëîñòü, òàõèêàðäèÿ, äèñïíîý, ñíèæåíà ïåðèôåðè÷åñêàÿ ïóëüñàöèÿ ñîñóäîâ, ñíèæåíî ÀÄ.
Ïðè õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðå – çàäåðæêà âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ (ÇÂÓÐ), ïðèãëóøåííîñòü ñåðäå÷íûõ òîíîâ, ìîæåò áûòü ñèñòîëè÷åñêèé øóì, ãåïàòîñïëåíîìåãàëèÿ, ÀÄ ÷àùå íîðìàëüíîå.

Ïðè ãèïîïëàñòè÷åñêèõ àíåìèÿõ – áëåäíîñòü, âÿëîñòü, ñíèæåíèå âðîæäåííûõ ðåôëåêñîâ, òàõèêàðäèÿ è òàõèïíîý ðàçâèâàþòñÿ ïðîïîðöèîíàëüíî òÿæåñòè àíåìèè. Ïðè âðîæäåííûõ ãèïîïëàñòè÷åñêèõ àíåìèÿõ ðåãèñòðèðóþòñÿ ìàëûå àíîìàëèè è ïîðîêè ðàçâèòèÿ.

Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà:

Ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ ãèïåððåãåíåðàòîðíàÿ, íîðìîõðîìíàÿ, ÷àñòî ìèêðîñôåðîöèòàðíàÿ (ÀÂÎ – êîíôëèêò, íàñëåäñòâåííûé ìèêðîñôåðîöèòîç, èíôåêöèè, ìåäèêàìåíòû).
Àíåìèÿ ïðè îñòðîé êðîâîïîòåðå íîðìîõðîìíàÿ, íîðìîðåãåíåðàòîðíàÿ, ìàêðîöèòàðíàÿ.
Àíåìèÿ ïðè õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðå ãèïîõðîìíàÿ, íîðìîðåãåíåðàòîðíàÿ, ìèêðîöèòàðíàÿ, ðåãèñòðèðóåòñÿ àíèçî è ïîéêèëîöèòîç.
Ãèïîïëàñòè÷åñêàÿ àíåìèÿ ãèïî- èëè àðåãåíåðàòîðíàÿ, ÷àùå ìàêðîöèòàðíàÿ, ãèïåðõðîìíàÿ.

Ëå÷åíèå àíåìèè çàâèñèò îò åå ïðè÷èíû.

Äåôèöèò ýðèòðîöèòîâ âîñïîëíÿåòñÿ ýðèòðîöèòàðíîé ìàññîé. Ïîêàçàíèÿ ê ïåðåëèâàíèþ ýðèòðîöèòàðíîé ìàñû îïðåäåëÿþòñÿ íå ñòîëüêî çíà÷åíèÿìè ãåìîãëîáèíà, ñêîëüêî êëèíè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì ðåáåíêà. Ïî äàííûì V. Villet et all (1999), äàæå íåäîíîøåííûå äåòè â íåîíàòàëüíîì ïåðèîäå ìîãóò õîðîøî ïåðåíîñèòü àíåìèþ ñ óðîâíåì Íâ äî 65 ã/ë, ïîýòîìó ïîêàçàíèÿ ê ïåðåëèâàíèþ ýðèòðîöèòàðíîé ìàññû äîëæíû áûòü èíäèâèäóàëüíû è îïðåäåëÿòüñÿ ïîêàçàíèÿìè Íâ, êëèíèêîé çàáîëåâàíèÿ, ñîïóòñòâóþùèìè çàáîëåâàíèÿìè è îñëîæíåíèÿìè, âîçìîæíîñòüþ èíòåíñèâíîãî íàáëþäåíèÿ çà ðåáåíêîì è ìîíèòîðèðîâàíèÿ åãî âèòàëüíûõ ôóíêöèé.

Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания у педагогов доу

Êðèòè÷åñêèé óðîâåíü Íâ, ïðè êîòîðîì ïîêàçàíî ïåðåëèâàíèå ýðèòðîöèòàðíîé ìàññû íîâîðîæäåííûì ïî æèçíåííûì ïîêàçàíèÿì (Øàáàëîâ Í.Ï. 1996, Miller DR, 1984)
 

Àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì

Óðîâåíü Íâ (ã/ë)

1 ñóòêè æèçíè

< 130

2 – 6 ñóòêè

— òÿæåëûå äûõàòåëüíûå íàðóøåíèÿ

< 130

— òÿæåëûå íàðóøåíèÿ ãåìîäèíàìèêè

< 110

— áåç íàðóøåíèÿ äûõàíèÿ è ñåðäå÷íî-ñîñóä. ñèñòåìû

< 100

7 – 28 ñóòêè æèçíè

— ñ íàðóøåíèÿìè äûõàíèÿ è ñåðäå÷íî-ñîñóä. ñèñòåìû

< 100

— áåç íàðóøåíèÿ äûõàíèÿ è ñåðäå÷íî-ñîñóä. ñèñòåìû

< 80

Ñòàðøå 1 ìåñÿöà

< 60

Îáúåì ïåðåëèâàåìîé ýðèòðîöèòàðíîé ìàññû îïðåäåëÿåòñÿ êëèíè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì ðåáåíêà. Ïðè ãèïîâîëåìè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ (àíåìèè âñëåäñòâèå êðîâîïîòåðè) öåëåñîîáðàçíî êîìïåíñèðîâàòü àíåìèþ îäíîêðàòíûì ââåäåíèåì ýðèòðîöèòàðíîé ìàññû ñ ðàñ÷åòîì îáúåìà ïî ôîðìóëå:
 

                           Íâæ — Íâð

Výð. ìàññû = _______________   Õ  ÎÖÊ

                          Íâ ýð. ìàññû

Íâæ (ã/ë) – ãåìîãëîáèí æåëàåìûé (íèæíÿÿ ãðàíèöà íîðìû).
Íâð (ã/ë) – ãåìîãëîáèí ðåáåíêà.
Íâ ýð. Ìàññû (ã/ë) – ãåìîãëîáèí ýðèòðîöèòàðíîé ìàññû, ðàâíûé ïðèáëèçèòåëüíî 200 ã/ë.
ÎÖÊ = 90 ìë/êã.

Åñëè ðàññ÷èòàííûé îáúåì íå áîëåå 1/3 ÎÖÊ, òî îí ââîäèòñÿ ìåäëåííî êàïåëüíî èëè ÷åðåç èíôóçèîííûé íàñîñ ñî ñêîðîñòüþ 20 ìë/÷àñ.

Ñòàòüÿ îïóáëèêîâàíà íà ñàéòå https://www.medafarm.ru

Ñòàòüÿ ðàññêàçûâàåò î ðîäàõ ðîæäåíèÿ, ïåðâîé íåäåëå, ðîæäåíèè ïåðâûå, ïåðâûå ñóòêè, äèàãíîç àíåìèè, âîçðàñòå îò íåäåëü, ñîñòîÿíèÿ êîíôëèêò, äèàãíîç âûñòàâëÿåòñÿ.

Источник

Àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì ó íîâîðîæäåííîãî

Âåðñèÿ äëÿ ïå÷àòè

Àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì

Ïðîôåññîð Ã.Í.×óìàêîâà, äîöåíò Ò.Ë.Øèðÿåâà, äîöåíò À.À.Óñûíèíà
Êàôåäðà íåîíàòîëîãèè è ïåðèíàòîëîãèè Ñåâåðíîãî ãîñóäàðñòâåííîãî ìåäèöèíñêîãî óíèâåðñèòåòà

Íåîíàòàëüíàÿ àíåìèÿ ìîæåò âîçíèêíóòü âíóòðèóòðîáíî, â ðîäàõ è ïîñëå ðîæäåíèÿ. Äèàãíîç àíåìèè âûñòàâëÿåòñÿ ïðè óðîâíå Íâ íèæå 150 ã/ë ïðè ðîæäåíèè è â ïåðâûå ñóòêè, ïðè Íâ íèæå 145 ã/ë íà ïåðâîé íåäåëå æèçíè è ïðè Íâ íèæå 120 ã/ë â âîçðàñòå îò 2-õ íåäåëü è äî 28 äíåé.

Ïðè÷èíû àíåìèè:

1. Ãåìîëèç (Ïðèîáðåòåííûå ñîñòîÿíèÿ – èçîèììóííûé êîíôëèêò ïî ýðèòðîöèòàðíûì àíòèãåíàì; äåéñòâèå ìåäèêàìåíòîâ; ïðè âèðóñíûõ è áàêòåðèàëüíûõ èíôåêöèÿõ. Âðîæäåííûå – íàñëåäñòâåííûå ýðèòðîöèòàðíûå ìåìáðàíîïàòèè, ýíçèìîïàòèè, ãåìîãëîáèíîïàòèè).
2. Êðîâîïîòåðÿ (îñòðàÿ è õðîíè÷åñêàÿ).
3. Ïîäàâëåíèå êðîâåòâîðåíèÿ (âðîæäåííûå – ðåäêî, ïðèîáðåòåííûå – ìåäèêàìåíòîçíûå, ïðè èíòîêñèêàöèÿõ).

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ àíåìèè: íå ñïåöèôè÷íû è çàâèñÿò îò ïðè÷èíû.

Ïðè ãåìîëèòè÷åñêîé àíåìèè — áëåäíîñòü êîæè ñêðûâàåòñÿ æåëòóõîé, ìîæíî îòìåòèòü ëèøü áëåäíîñòü ñëèçèñòûõ. Ïðè èììóííûõ àíåìèÿõ îòìå÷àåòñÿ ãåïàòîñïëåíîìåãàëèÿ. Âîëåìè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà (îäûøêà, òàõèêàðäèÿ) óìåðåííî âûðàæåíû äàæå ïðè òÿæåëîé ãåìîëèòè÷åñêîé àíåìèè. Âÿëîñòü è ãèïîäèíàìèÿ ìîãóò áûòü îáóñëîâëåíû íå ñòîëüêî àíåìèåé, ñêîëüêî áèëèðóáèíîâîé èíòîêñèêàöèåé.

Ïðè ïîñòãåìîððàãè÷åñêîé àíåìèè — îòìå÷àåòñÿ êëèíèêà îñòðîé è õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðè.
Ïðè îñòðîé êðîâîïîòåðå – áëåäíîñòü, âÿëîñòü, òàõèêàðäèÿ, äèñïíîý, ñíèæåíà ïåðèôåðè÷åñêàÿ ïóëüñàöèÿ ñîñóäîâ, ñíèæåíî ÀÄ.
Ïðè õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðå – çàäåðæêà âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ (ÇÂÓÐ), ïðèãëóøåííîñòü ñåðäå÷íûõ òîíîâ, ìîæåò áûòü ñèñòîëè÷åñêèé øóì, ãåïàòîñïëåíîìåãàëèÿ, ÀÄ ÷àùå íîðìàëüíîå.

Ïðè ãèïîïëàñòè÷åñêèõ àíåìèÿõ – áëåäíîñòü, âÿëîñòü, ñíèæåíèå âðîæäåííûõ ðåôëåêñîâ, òàõèêàðäèÿ è òàõèïíîý ðàçâèâàþòñÿ ïðîïîðöèîíàëüíî òÿæåñòè àíåìèè. Ïðè âðîæäåííûõ ãèïîïëàñòè÷åñêèõ àíåìèÿõ ðåãèñòðèðóþòñÿ ìàëûå àíîìàëèè è ïîðîêè ðàçâèòèÿ.

Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà:

Ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ ãèïåððåãåíåðàòîðíàÿ, íîðìîõðîìíàÿ, ÷àñòî ìèêðîñôåðîöèòàðíàÿ (ÀÂÎ – êîíôëèêò, íàñëåäñòâåííûé ìèêðîñôåðîöèòîç, èíôåêöèè, ìåäèêàìåíòû).
Àíåìèÿ ïðè îñòðîé êðîâîïîòåðå íîðìîõðîìíàÿ, íîðìîðåãåíåðàòîðíàÿ, ìàêðîöèòàðíàÿ.
Àíåìèÿ ïðè õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðå ãèïîõðîìíàÿ, íîðìîðåãåíåðàòîðíàÿ, ìèêðîöèòàðíàÿ, ðåãèñòðèðóåòñÿ àíèçî è ïîéêèëîöèòîç.
Ãèïîïëàñòè÷åñêàÿ àíåìèÿ ãèïî- èëè àðåãåíåðàòîðíàÿ, ÷àùå ìàêðîöèòàðíàÿ, ãèïåðõðîìíàÿ.

Ëå÷åíèå àíåìèè çàâèñèò îò åå ïðè÷èíû.

Äåôèöèò ýðèòðîöèòîâ âîñïîëíÿåòñÿ ýðèòðîöèòàðíîé ìàññîé. Ïîêàçàíèÿ ê ïåðåëèâàíèþ ýðèòðîöèòàðíîé ìàñû îïðåäåëÿþòñÿ íå ñòîëüêî çíà÷åíèÿìè ãåìîãëîáèíà, ñêîëüêî êëèíè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì ðåáåíêà. Ïî äàííûì V. Villet et all (1999), äàæå íåäîíîøåííûå äåòè â íåîíàòàëüíîì ïåðèîäå ìîãóò õîðîøî ïåðåíîñèòü àíåìèþ ñ óðîâíåì Íâ äî 65 ã/ë, ïîýòîìó ïîêàçàíèÿ ê ïåðåëèâàíèþ ýðèòðîöèòàðíîé ìàññû äîëæíû áûòü èíäèâèäóàëüíû è îïðåäåëÿòüñÿ ïîêàçàíèÿìè Íâ, êëèíèêîé çàáîëåâàíèÿ, ñîïóòñòâóþùèìè çàáîëåâàíèÿìè è îñëîæíåíèÿìè, âîçìîæíîñòüþ èíòåíñèâíîãî íàáëþäåíèÿ çà ðåáåíêîì è ìîíèòîðèðîâàíèÿ åãî âèòàëüíûõ ôóíêöèé.

Êðèòè÷åñêèé óðîâåíü Íâ, ïðè êîòîðîì ïîêàçàíî ïåðåëèâàíèå ýðèòðîöèòàðíîé ìàññû íîâîðîæäåííûì ïî æèçíåííûì ïîêàçàíèÿì (Øàáàëîâ Í.Ï. 1996, Miller DR, 1984)
 

Àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì

Óðîâåíü Íâ (ã/ë)

1 ñóòêè æèçíè

< 130

2 – 6 ñóòêè

— òÿæåëûå äûõàòåëüíûå íàðóøåíèÿ

< 130

— òÿæåëûå íàðóøåíèÿ ãåìîäèíàìèêè

< 110

— áåç íàðóøåíèÿ äûõàíèÿ è ñåðäå÷íî-ñîñóä. ñèñòåìû

< 100

7 – 28 ñóòêè æèçíè

— ñ íàðóøåíèÿìè äûõàíèÿ è ñåðäå÷íî-ñîñóä. ñèñòåìû

< 100

— áåç íàðóøåíèÿ äûõàíèÿ è ñåðäå÷íî-ñîñóä. ñèñòåìû

< 80

Ñòàðøå 1 ìåñÿöà

< 60

Читайте также:  Синкопальный синдром у детей это

Îáúåì ïåðåëèâàåìîé ýðèòðîöèòàðíîé ìàññû îïðåäåëÿåòñÿ êëèíè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì ðåáåíêà. Ïðè ãèïîâîëåìè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ (àíåìèè âñëåäñòâèå êðîâîïîòåðè) öåëåñîîáðàçíî êîìïåíñèðîâàòü àíåìèþ îäíîêðàòíûì ââåäåíèåì ýðèòðîöèòàðíîé ìàññû ñ ðàñ÷åòîì îáúåìà ïî ôîðìóëå:
 

                           Íâæ — Íâð

Výð. ìàññû = _______________   Õ  ÎÖÊ

                          Íâ ýð. ìàññû

Íâæ (ã/ë) – ãåìîãëîáèí æåëàåìûé (íèæíÿÿ ãðàíèöà íîðìû).
Íâð (ã/ë) – ãåìîãëîáèí ðåáåíêà.
Íâ ýð. Ìàññû (ã/ë) – ãåìîãëîáèí ýðèòðîöèòàðíîé ìàññû, ðàâíûé ïðèáëèçèòåëüíî 200 ã/ë.
ÎÖÊ = 90 ìë/êã.

Åñëè ðàññ÷èòàííûé îáúåì íå áîëåå 1/3 ÎÖÊ, òî îí ââîäèòñÿ ìåäëåííî êàïåëüíî èëè ÷åðåç èíôóçèîííûé íàñîñ ñî ñêîðîñòüþ 20 ìë/÷àñ.

Ñòàòüÿ îïóáëèêîâàíà íà ñàéòå https://www.medafarm.ru

Ñòàòüÿ ðàññêàçûâàåò î ðîäàõ ðîæäåíèÿ, ïåðâîé íåäåëå, ðîæäåíèè ïåðâûå, ïåðâûå ñóòêè, äèàãíîç àíåìèè, âîçðàñòå îò íåäåëü, ñîñòîÿíèÿ êîíôëèêò, äèàãíîç âûñòàâëÿåòñÿ.

Источник

Àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì ó íîâîðîæäåííîãî

Âåðñèÿ äëÿ ïå÷àòè

Àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì

Ïðîôåññîð Ã.Í.×óìàêîâà, äîöåíò Ò.Ë.Øèðÿåâà, äîöåíò À.À.Óñûíèíà
Êàôåäðà íåîíàòîëîãèè è ïåðèíàòîëîãèè Ñåâåðíîãî ãîñóäàðñòâåííîãî ìåäèöèíñêîãî óíèâåðñèòåòà

Íåîíàòàëüíàÿ àíåìèÿ ìîæåò âîçíèêíóòü âíóòðèóòðîáíî, â ðîäàõ è ïîñëå ðîæäåíèÿ. Äèàãíîç àíåìèè âûñòàâëÿåòñÿ ïðè óðîâíå Íâ íèæå 150 ã/ë ïðè ðîæäåíèè è â ïåðâûå ñóòêè, ïðè Íâ íèæå 145 ã/ë íà ïåðâîé íåäåëå æèçíè è ïðè Íâ íèæå 120 ã/ë â âîçðàñòå îò 2-õ íåäåëü è äî 28 äíåé.

Ïðè÷èíû àíåìèè:

1. Ãåìîëèç (Ïðèîáðåòåííûå ñîñòîÿíèÿ – èçîèììóííûé êîíôëèêò ïî ýðèòðîöèòàðíûì àíòèãåíàì; äåéñòâèå ìåäèêàìåíòîâ; ïðè âèðóñíûõ è áàêòåðèàëüíûõ èíôåêöèÿõ. Âðîæäåííûå – íàñëåäñòâåííûå ýðèòðîöèòàðíûå ìåìáðàíîïàòèè, ýíçèìîïàòèè, ãåìîãëîáèíîïàòèè).
2. Êðîâîïîòåðÿ (îñòðàÿ è õðîíè÷åñêàÿ).
3. Ïîäàâëåíèå êðîâåòâîðåíèÿ (âðîæäåííûå – ðåäêî, ïðèîáðåòåííûå – ìåäèêàìåíòîçíûå, ïðè èíòîêñèêàöèÿõ).

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ àíåìèè: íå ñïåöèôè÷íû è çàâèñÿò îò ïðè÷èíû.

Ïðè ãåìîëèòè÷åñêîé àíåìèè — áëåäíîñòü êîæè ñêðûâàåòñÿ æåëòóõîé, ìîæíî îòìåòèòü ëèøü áëåäíîñòü ñëèçèñòûõ. Ïðè èììóííûõ àíåìèÿõ îòìå÷àåòñÿ ãåïàòîñïëåíîìåãàëèÿ. Âîëåìè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà (îäûøêà, òàõèêàðäèÿ) óìåðåííî âûðàæåíû äàæå ïðè òÿæåëîé ãåìîëèòè÷åñêîé àíåìèè. Âÿëîñòü è ãèïîäèíàìèÿ ìîãóò áûòü îáóñëîâëåíû íå ñòîëüêî àíåìèåé, ñêîëüêî áèëèðóáèíîâîé èíòîêñèêàöèåé.

Ïðè ïîñòãåìîððàãè÷åñêîé àíåìèè — îòìå÷àåòñÿ êëèíèêà îñòðîé è õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðè.
Ïðè îñòðîé êðîâîïîòåðå – áëåäíîñòü, âÿëîñòü, òàõèêàðäèÿ, äèñïíîý, ñíèæåíà ïåðèôåðè÷åñêàÿ ïóëüñàöèÿ ñîñóäîâ, ñíèæåíî ÀÄ.
Ïðè õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðå – çàäåðæêà âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ (ÇÂÓÐ), ïðèãëóøåííîñòü ñåðäå÷íûõ òîíîâ, ìîæåò áûòü ñèñòîëè÷åñêèé øóì, ãåïàòîñïëåíîìåãàëèÿ, ÀÄ ÷àùå íîðìàëüíîå.

Ïðè ãèïîïëàñòè÷åñêèõ àíåìèÿõ – áëåäíîñòü, âÿëîñòü, ñíèæåíèå âðîæäåííûõ ðåôëåêñîâ, òàõèêàðäèÿ è òàõèïíîý ðàçâèâàþòñÿ ïðîïîðöèîíàëüíî òÿæåñòè àíåìèè. Ïðè âðîæäåííûõ ãèïîïëàñòè÷åñêèõ àíåìèÿõ ðåãèñòðèðóþòñÿ ìàëûå àíîìàëèè è ïîðîêè ðàçâèòèÿ.

Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà:

Ãåìîëèòè÷åñêàÿ àíåìèÿ ãèïåððåãåíåðàòîðíàÿ, íîðìîõðîìíàÿ, ÷àñòî ìèêðîñôåðîöèòàðíàÿ (ÀÂÎ – êîíôëèêò, íàñëåäñòâåííûé ìèêðîñôåðîöèòîç, èíôåêöèè, ìåäèêàìåíòû).
Àíåìèÿ ïðè îñòðîé êðîâîïîòåðå íîðìîõðîìíàÿ, íîðìîðåãåíåðàòîðíàÿ, ìàêðîöèòàðíàÿ.
Àíåìèÿ ïðè õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðå ãèïîõðîìíàÿ, íîðìîðåãåíåðàòîðíàÿ, ìèêðîöèòàðíàÿ, ðåãèñòðèðóåòñÿ àíèçî è ïîéêèëîöèòîç.
Ãèïîïëàñòè÷åñêàÿ àíåìèÿ ãèïî- èëè àðåãåíåðàòîðíàÿ, ÷àùå ìàêðîöèòàðíàÿ, ãèïåðõðîìíàÿ.

Ëå÷åíèå àíåìèè çàâèñèò îò åå ïðè÷èíû.

Äåôèöèò ýðèòðîöèòîâ âîñïîëíÿåòñÿ ýðèòðîöèòàðíîé ìàññîé. Ïîêàçàíèÿ ê ïåðåëèâàíèþ ýðèòðîöèòàðíîé ìàñû îïðåäåëÿþòñÿ íå ñòîëüêî çíà÷åíèÿìè ãåìîãëîáèíà, ñêîëüêî êëèíè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì ðåáåíêà. Ïî äàííûì V. Villet et all (1999), äàæå íåäîíîøåííûå äåòè â íåîíàòàëüíîì ïåðèîäå ìîãóò õîðîøî ïåðåíîñèòü àíåìèþ ñ óðîâíåì Íâ äî 65 ã/ë, ïîýòîìó ïîêàçàíèÿ ê ïåðåëèâàíèþ ýðèòðîöèòàðíîé ìàññû äîëæíû áûòü èíäèâèäóàëüíû è îïðåäåëÿòüñÿ ïîêàçàíèÿìè Íâ, êëèíèêîé çàáîëåâàíèÿ, ñîïóòñòâóþùèìè çàáîëåâàíèÿìè è îñëîæíåíèÿìè, âîçìîæíîñòüþ èíòåíñèâíîãî íàáëþäåíèÿ çà ðåáåíêîì è ìîíèòîðèðîâàíèÿ åãî âèòàëüíûõ ôóíêöèé.

Êðèòè÷åñêèé óðîâåíü Íâ, ïðè êîòîðîì ïîêàçàíî ïåðåëèâàíèå ýðèòðîöèòàðíîé ìàññû íîâîðîæäåííûì ïî æèçíåííûì ïîêàçàíèÿì (Øàáàëîâ Í.Ï. 1996, Miller DR, 1984)
 

Àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì

Óðîâåíü Íâ (ã/ë)

1 ñóòêè æèçíè

< 130

2 – 6 ñóòêè

— òÿæåëûå äûõàòåëüíûå íàðóøåíèÿ

< 130

— òÿæåëûå íàðóøåíèÿ ãåìîäèíàìèêè

< 110

— áåç íàðóøåíèÿ äûõàíèÿ è ñåðäå÷íî-ñîñóä. ñèñòåìû

< 100

7 – 28 ñóòêè æèçíè

— ñ íàðóøåíèÿìè äûõàíèÿ è ñåðäå÷íî-ñîñóä. ñèñòåìû

< 100

— áåç íàðóøåíèÿ äûõàíèÿ è ñåðäå÷íî-ñîñóä. ñèñòåìû

< 80

Ñòàðøå 1 ìåñÿöà

< 60

Îáúåì ïåðåëèâàåìîé ýðèòðîöèòàðíîé ìàññû îïðåäåëÿåòñÿ êëèíè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì ðåáåíêà. Ïðè ãèïîâîëåìè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ (àíåìèè âñëåäñòâèå êðîâîïîòåðè) öåëåñîîáðàçíî êîìïåíñèðîâàòü àíåìèþ îäíîêðàòíûì ââåäåíèåì ýðèòðîöèòàðíîé ìàññû ñ ðàñ÷åòîì îáúåìà ïî ôîðìóëå:
 

                           Íâæ — Íâð

Výð. ìàññû = _______________   Õ  ÎÖÊ

                          Íâ ýð. ìàññû

Íâæ (ã/ë) – ãåìîãëîáèí æåëàåìûé (íèæíÿÿ ãðàíèöà íîðìû).
Íâð (ã/ë) – ãåìîãëîáèí ðåáåíêà.
Íâ ýð. Ìàññû (ã/ë) – ãåìîãëîáèí ýðèòðîöèòàðíîé ìàññû, ðàâíûé ïðèáëèçèòåëüíî 200 ã/ë.
ÎÖÊ = 90 ìë/êã.

Åñëè ðàññ÷èòàííûé îáúåì íå áîëåå 1/3 ÎÖÊ, òî îí ââîäèòñÿ ìåäëåííî êàïåëüíî èëè ÷åðåç èíôóçèîííûé íàñîñ ñî ñêîðîñòüþ 20 ìë/÷àñ.

Ñòàòüÿ îïóáëèêîâàíà íà ñàéòå https://www.medafarm.ru

Ñòàòüÿ ðàññêàçûâàåò î ðîäàõ ðîæäåíèÿ, ïåðâîé íåäåëå, ðîæäåíèè ïåðâûå, ïåðâûå ñóòêè, äèàãíîç àíåìèè, âîçðàñòå îò íåäåëü, ñîñòîÿíèÿ êîíôëèêò, äèàãíîç âûñòàâëÿåòñÿ.

Источник