Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов thumbnail

Библиографическое описание:

Бладыко, А. В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей / А. В. Бладыко. — Текст : непосредственный, электронный // Психология: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 34-39. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2704/ (дата обращения: 24.04.2020).

В
связи с изменением социально-экономических условий и усложнением
информационных процессов в нашей стране все большую актуальность
приобретают исследования, связанные с негативными последствиями
эмоционального выгорания. Особенно актуальными они являются для
преподавателей и учителей. Умение выработать конструктивное отношение
к состояниям эмоционального стресса и сведение к минимуму негативного
влияния последствий должно составлять одно из профессионально важных
качеств преподавателя.

Педагогу приходится противостоять
влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. То
есть ему необходимо выполнить все требования, предъявляемые
профессией, при этом оптимально реализовать себя в ней и получить
удовлетворение от своего труда.

Деятельность преподавателя непрерывно связана с
общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления
и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении
профессиональной деятельности, ухудшении психического, физического,
эмоционального самочувствия [4].

Синдром эмоционального выгорания представляет собой
процесс постепенной утраты экспансивной, когнитивной и физической
энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного
истощения, физического утомления, личностной отстраненности и
снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как
результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте [6]. Этот
синдром включает в себя три основные составляющие:

Эмоциональное истощение ослабляет физические ресурсы
личности, понижает сопротивляемость организма стрессовым агентам,
ограничивает вариативность поиска других источников развития, тем
самым, выступая препятствием в возникновении потребности
саморазвития, самоактуализации.

Редукция личных достижений (осознание своей
некомпетентности, не успешности в профессиональной деятельности)
ослабляет общую мотивацию, прекращает творческое развитие человека
как личности средствами профессии.

Деперсонализация, являя собой личностную отстраненность,
проникая в установки, принципы и систему ценностей личности, искажает
интегративный компонент личностной зрелости, меняя позитивное
отношение к миру на противоположное [1; 2].

Синдром выгорания, характеризующийся эмоциональной
сухостью преподавателя, расширением сферы экономии эмоций, личностной
отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся,
оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального
общения специалиста. Данная профессиональная деформация мешает
полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой
профессиональной помощи, становлению профессионального коллектива.
Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно
четко прослеживается факт потери интереса к студенту как к личности,
неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны
профессионального общения [5].

Исаев И.Ф. отмечает, что низкий уровень
профессиональной культуры преподавателя может препятствовать
формированию мотивационно — ценностного отношения к педагогической
профессии, к целям и средствам педагогической деятельности.

Гнездилова
О.Н. в качестве факторов, которые могут приводить к профессиональному
выгоранию отмечает интровертированность характера, замкнутость и
застенчивость, не согласующаяся с требованиями профессии [3].

Многие исследования отмечают наличие у
преподавателей состояний, дестабилизирующих профессиональную
деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия,
разочарование, хроническая усталость) [2].

Проблеме
формирования устойчивости
к эмоциональному выгоранию у преподавателей со стороны психологии
уделено
достаточное внимание, однако что касается педагогической стороны этой
проблемы то, здесь мы столкнулись с нехваткой специализированной
литературы. В психолого-педагогической литературе опубликованы
работы, посвященные разработке модели эмоционального выгорания (К.
Маслач, С. Джексон и др.), выделению структурных компонентов
выгорания (Э. Пайнс, Т. Кокс) и основных
проявлений профессионального «выгорания» (О.Н.
Гнездилова, Т.В. Форманюк).

Вместе с тем, проблема изучения особенностей
эмоционального выгорания у преподавателей и учителей в
образовательном процессе остается
недостаточно исследованной.

В
связи с необходимостью повышения эффективности профессионального
труда при сохранении здоровья и жизнедеятельности работника, нам
представляется важным изучение особенностей эмоционального выгорания
у преподавателей и учителей.

Проблема исследования: каковы
особенности эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных
учреждений и преподавателей вузов. Решение данной
проблемы является целью нашего исследования. Таким образом,
целью данной
выпускной
квалификационной
работы
является изучение особенностей
эмоционального выгорания у учителей и преподавателей.

Объект
исследования: эмоциональное выгорание.

Предмет
исследования: эмоциональное
выгорание у учителей и преподавателй.

Гипотеза
исследования: процесс
формирования устойчивости
к эмоциональному выгоранию у преподавателей и учителей будет
эффективным, если:

  • определены сущностные, структурные и содержательные
    характеристики эмоционального выгорания у преподавателей и учителей
    в образовательных учреждениях;

  • выявлены особенности эмоционального выгорания у
    учителей и преподавателей;

  • рассмотрено влияние специфики профессиональной
    деятельности учителей и преподавателей на эмоциональное выгорание;

  • разработаны методические рекомендации по формированию
    устойчивости
    к эмоциональному выгоранию у преподавателей и учителей.

В качестве конкретных диагностических
методик исследования выступили такие как:

  1. Методика диагностики парциальной
    направленности педагога.

  2. Методика определения уровня эмоционального «выгорания»
    К.Маслач, С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой.

Использованные в работе методики —
стандартизированные тесты, дающие возможность проведения
количественного и качественного анализов полученных результатов.

Исследование проводилось на базе Белгородского
государственного национального исследовательского университета (НИУ
«БелГУ»), факультетов психологии и теологии, а так же
средней образовательной бюджетной школы № 31 г. Белгорода. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложений.

В
рамках работы мы провели исследование,
в котором принимало участие 40 педагогов из разных образовательных
учреждений.

Исследование
выявило, что у большинства учителей эмоциональное выгорание имеет
высокие показатели по шкале «Эмоциональное
истощение» и «Редукция личностных отношений»,
что объясняется следующими особенностями у учителей:

  1. негативное
    оценивание себя (учитель зачастую оценивает себя негативно в отличии
    от преподавателя, у учителя присутствуют мысли о незаслуженном
    положении в обществе, недостаточной оценки со стороны окружающих);

  2. нервно-психические
    нагрузки (которые как мы можем предположить, являются, острым
    реагированием на претензии со стороны родителей учащихся и
    руководства).

Однако
у преподавателей эмоциональное выгорание имеет высокие показатели
лишь по шкале «Эмоциональное истощение», что указывает на
следующие особенности:

  1. усталости
    от всего (подавленность, незащищенность, отсутствие желания, страх
    ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх
    показаться недостаточно сильным,компетентным, недостаточно
    совершенным к высоким требованиям со стороны руководства).

  2. сам преподавательский труд
    (ежедневная повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой
    аппарат; проведение семинарских и практических занятий требует
    постоянной «активной работы сознания»; оценка
    положительных моментов в ответах и корректировка недочетов;
    подведение итогов, и раздача кратких рецензий).

Таким
образом, мы выяснили, что характер профессиональной деятельности
учителей и преподавателей показывает особенности, которые влияют на
проблему эмоционального выгорания. Для снижения эмоционального
выгорания необходимо, чтобы педагоги осознали всю сущность проблемы,
а для этого важно устраивать семинары, просветительские мероприятия,
с помощью которых они поймут, что все проходит, главное захотеть. При
сильно проявляющихся симптомах необходима коррекция и
консультирование по запросам.

Хотелось бы отметить, что
проанализировав литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу,
что у учителей все показатели выгорания выше в течение всего учебного
года и возрастают наиболее интенсивно к концу года, у преподавателей
выгорание начинает развиваться к середине учебного года. У учителей
выгорание проявляется более интенсивно, системно и комплексно,
затрагивая эмоциональный уровень, сферу отношений к себе, к
окружающим и к профессии, а у преподавателей в сфере эмоций, довольно
ярко и при меньшем проявлении выгорания проявляются негативные
изменения в сфере отношений к себе, своим достижениям, окружающим
людям и работе.

Так же мы выяснили, что особенности в развитии выгорания
у учителей и преподавателей обусловлены особенностями специфики
профессиональной деятельности, а также особенностями возраста
контингента учителей и преподавателей. У учителей работа является
более стрессогенной, монотонной, напряжённой, а у преподавателей
перегрузки носят временный характер. У учителей преобладают
направленность на общение и одобрение в профессиональной
деятельности, мотивация педагогического призвания, духовные и
просоциальные ценности, у преподавателей – направленность на
преподаваемый предмет, сопутствующие мотивы, связанные со статусом,
самоутверждением, и индивидуалистические ценности престижа,
сохранения индивидуальности.

Однако
различия у учителей и преподавателей проявляются в большей
выраженности внутренней конфликтности у учителей и закрытости у
преподавателей. В эмоциональном выгорании у учителей превалирует
шкалы по «Эмоциональному истощению» и «Редукции
личностных отношений». В эмоциональном выгорании у
преподавателей доминирует шкала «эмоционального истощения».

Было
выяснено, что преимуществами
у учителя и преподавателя являются: удовольствие от взаимодействия с
подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих
знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к
совершенствованию в своем предмете, к самообучению.
Ограничениями
профессии выступают: отсроченный во времени результат труда,
значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого
количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися);
ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы;
повышенная нагрузка на голосовые связки (горло) и ноги.

На основании вышеизложенного следует,
что цель: изучение особенностей эмоционального выгорания у учителей и
преподавателей, достигнута.
Литература:

  1. Бодров
    В.А. Психология профессиональной деятельности. – М.: PerSe. –
    2001.- 511 с.

  2. Вопросы
    истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо
    А.А., Сосин И.Я. – Б.: Издательство БГПУ, 1999.

  3. Гнездилова О.Н
    Психологические аспекты инновационной деятельности педагога //
    Психологическая наука и образование.- 2006.- №4.

  4. Китаев-Смык
    Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.- 368 с.

  5. Пилиповский В.Я.
    Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического
    общества. – Педагогика №5, 1997.

  6. Селье, Г. Стресс без
    дистресса / Г. Селье. – М. : Прогресс, 2002. – 123-130
    с.

Источник

Марина Гриц
Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Гриц М. А., Котова Е. В., Чеботарева Д. А.

Насыщенное социальное, экономическое и культурное развитие современного общества значительно повышает требования, предъявляемые к образовательным организациям, целью которых является гармоничное развитие личности ребенка. Чтобы реализовать данную цель, стоит помнить о личности педагога, от продуктивности которого зависит успешность и развитие общества.

Одним из факторов педагогической деятельности является высокая эмоциональная напряженность. Частое возобновление профессиональных стрессов обуславливает к ослаблению нервной системы, эмоциональных срывов, нервно-психических заболеваний. По этой причине педагогу часто приходится иметь дело с потребностью управления эмоциональными состояниями, которые вызывают проблему поиска наиболее эффективных способов эмоциональной регуляции и саморегуляции учителя в напряженных ситуациях профессиональной деятельности [5].

Научный и практический интерес к синдрому эмоционального выгорания обусловлен тем, что – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью деловой учебного заведения. В литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – сгорание, выгорание, затухание, горение. Впервые этот термин предложил Х. Фрейденбергер 1974г. Исследовали синдром эмоционального выгорания Н. Е. Водопьянова, А. Б. Серебрякова, Е. С. Старченкова [1].

Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как ухудшаются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится инертным, менее работоспособным, усугубляется его здоровье. Истощение ведет к сокращению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, — к обостренному переживанию одиночества [1].

Малообщительные, стеснительные, эмоционально-неустойчивые, импульсивные, невыдержанные, реактивные педагоги, склонны к развитию симптома эмоционального выгорания. А общительные, легко идущие на контакт, жизнерадостные, независимые, предпочитающие собственные решения, умеющие контролировать себя и свое поведение, не подвержены этому симптому.

Напряженная и стрессогенная рабочая обстановка содействует нервно-психическому переутомлению, эмоциональной усталости и повышенной раздражительности, другим психологическим и профессиональным деформациям. При достижении определенного уровня психоэмоциональной дестабилизации педагоги не осознают, что начинаю защищать свою психику. Ученые считают, что такая защита называется синдром эмоционального выгорания[4].

Эмоциональное выгорание сказывается и на работе и на функционирование личности. К. Маслач считает, что главная задача снижение эмоционального выгорания – это организация оздоровления, где особое внимание уделяется человеческой ценности. Выделяет пять ключевых областей, которые оказывают влияние на противостояние выгоранию: управляемая рабочая нагрузка, оптимальный контроль работника, справедливое вознаграждение, чувство общности, разделенные ценности. Если соблюдать все условия вероятность развития синдрома эмоционального выгорания уменьшается.

Обладание профессионального здоровья включает в себя: здравомыслящий подход к выбору профессии на этапе самоопределения, полноценное профессиональную обучение, целостную адаптацию к профессиональной деятельности и ее условиям, развитость профессионально важных качеств и профессиональной идентичности, обладание достаточным уровнем соматического и психического здоровья. Соблюдение всех этих условий должно иметь своим следствием надежность профессиональной деятельности (в том числе и моральную, удовлетворенность специалиста выполняемой работой, позитивную самооценку результатов собственной деятельности, отсутствие эмоционального выгорания, профессиональных деформаций, профессиональное долголетие.

Доказано,что существенное влияние оказывают и социальные факторы: непризнание истинных заслуг педагога, ограничение его права на свободу выбора, понижение социального статуса профессии, его статуса, ограничение активности профессионала по овладению новыми знаниями, препятствия к внедрению новых технологий и прогрессивных методов и др. Есть данные о том, что выгоранию подвергаются индивиды с изначально высокой профессиональной мотивацией, которые впоследствии испытывает разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальным.

В исследовании Л. Ф. Малыгиной за 2013 год, участвовало 146 педагогов городских и сельских школ в возрасте от 25 до 54 лет. Все опрошенные утверждают, что очень переживают за свою работу; 75% признались, что довольны своей профессией меньше, чем в начале карьеры; 33% жалуются, что им не повезло с работой. У 50% педагогов выявилась та или иная стадия депрессии или тревоги. У 42% наблюдается личностная отстраненность. В фазе резистентности находятся 38% опрошенных, в фазе напряжения – 17%, истощения – 33%, никаких признаков выгорания и стресса не обнаружилось только у 12%. Полученные данные позволяют говорить о необходимости профилактики, которая может предотвратить, ослабить или исключить возникновение синдрома эмоционального выгорания [3].

Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома, уточнение его симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональном развитии педагогов, с целью восстановления психоэмоцинального состояния работников образовательных организациях.

Библиографический список

1. Водопьянова Н. Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром профессионального выгорания в управленческой деятельности // Вестник №13. 2016. С. 83-91.

2. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия СПб.: Питер. 2017. с. 307.

3. Малыгина Л. Ф. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №1. 2013. С. 356-359.

4. Никифорова Г. С. Психология профессионального здоровья.СПб: Речь. 2011. с. 481.

5. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. №7. 2013. С. 3-9.

Источник