Особенности работы с детьми с синдромом

Особенности работы с детьми с синдромом thumbnail

Особенности развития и специфика работы с детьми с синдромом Дауна.

Подготовила : учитель-дефектолог Малышева Е.А.

Среди детей с интеллектуальной недостаточностью большую группу составляют дети с синдромом Дауна.

Это заболевание обусловлено хромосомной патологией, когда вместо обычных сорока шести хромосом у человека наблюдается одна лишняя — сорок седьмая. Новорожденные с этим диагнозом появляются на свет с врожденным пороком сердца. У детей с синдромом Дауна своеобразный тип лица: узкие глаза с приподнятыми наружными углами, маленький пуговкой нос, румянец на щеках. Рот полуоткрыт, язык толстый со складками, зубы эрозированные, редко вставленные, череп меньше обычного, лоб скошен, пальцы рук очень короткие.

Тяжелая умственная отсталость сочетается с грубым недоразвитием речи, двигательными нарушениями, недостатками развития эмоционально-волевой сферы.

Речь у этих детей развивается очень поздно, часто период лепета затягивается до 6-7-летнего возраста. В случае относительно благополучного развития речи дети способны называть или повторять за взрослым отдельные слова и короткие фразы. При этом их произношение косноязычно, смазано, нередки случаи заикания.

Дети с синдромом Дауна страдают грубым недоразвитием двигательной сферы. Движения их неуклюжи и замедленны, они плохо себя обслуживают: не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т. п.

Эмоции детей относительно сохранны. Большинству из них доступны страх, радость, грусть. Но, как правило, эмоциональные реакции оказываются неглубокими, а потому детей без труда можно «переключить» с одного состояния на другое. У некоторых из них наблюдаются такие особенности характера , как недоброжелательность, эгоцентризм, до чрезмерной степени доходящая аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны. Для их поведения более характерно полное послушание, безотказная готовность делать то, что от них требуется. Они довольно долго могут заниматься доступными для них заданиями, не отвлекаясь на постороннюю деятельность.

Начинать занятия с ребенком как можно раньше и проводить их не эпизодически, а регулярно. Опыт работы показывает , что таких детей можно научить самообслуживанию, элементарной ориентировке в окружающем, несложным видам хозяйственно-бытового труда.(алгоритм действий «мыть руки», застегивать пуговицы, шнуровать ботинки-тренажеры).

Особое место в работе с этими детьми должно быть отведено развитию речи. Следует как можно больше разговаривать с ними, поощряя любую попытку обращения ребенка к взрослому. При этом речь взрослого должна быть простой и понятной, эмоционально выразительной. Нужно постоянно расширять впечатления детей об окружающей жизни и на этой основе развивать речь.

Следует чаще бывать с ребенком на прогулках, знакомить его с занятиями взрослых, играми детей, объяснять назначение различных предметов. В доступной для ребенка форме необходимо рассказывать об изменениях в природе, связывая их с временами года. В ходе беседы он должен учиться отвечать на вопросы кто это, что это, что делает. Особенно важно работать над пониманием одних и тех же слов, употребляя их в различных ситуациях. Хорошим приемом для развития мышления и речи являются занятия с картинками. Эта работа проводится после знакомства с реальными предметами, когда имеются определенные представления об окружающем. Для занятий необходимо иметь наборы картинок с изображением посуды, одежды, мебели, овощей, животных. Ребенка следует научить называть изображенный предмет и по возможности соотносить его с реальным объектом. Дети должны уметь классифицировать картинки и пользоваться обобщающими словами (игра одень куклу, в огороде).

Для не говорящего ребенка развитием речи будет считаться, если он СМОЖЕТ по вопросам показывать предметы, действия с ними, следить за объяснением взрослого (большой мальчик читает, а маленький мальчик играет). Занимаясь с ребенком, необходимо знать, что само по себе накопление новых слов не всегда ведет к улучшению его активной речи. Даже владея нужным словом или несложной фразой т.е. умея повторить, он часто не пользуется ими.

Одно из характерных проявлений аномального развития детей с синдромом Дауна — их неумение играть. Наша задача – научить ребенка играть. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций, развивается его эмоционально-волевая сфера. Большое внимание должно быть уделено развивающим и подвижным играм (что изменилось, кому что нужно).

Практика работы с детьми с синдромом Дауна, показывает, что им доступно выполнение элементарных видов домашнего труда. В младшем возрасте их следует научить подметать пол, вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду. В старшем возрасте они способны овладеть мытьем полов, стиркой и глажением мелкого белья и т.д.

Особо следует остановиться на обучении детей грамоте и счету. Не все они в состоянии научиться читать, писать и считать. В некоторых случаях ребенок усваивает элементы грамоты и счета, но эти знания носят формальный характер (овладевают чтением – смысла не понимают, могут посчитать палочки и кружочки – отвлеченный счет не доступен).

При обучении детей с синдромом Дауна следует использовать такую характерную для них черту , как склонность к подражанию. Повторяя за взрослым те или иные действия, ребенок через некоторое время становится в состоянии справиться с заданием самостоятельно, но под обязательным контролем .

Источник

Консультация для педагогов

ГБОУ детский сад № 994 г. Москва

Подготовил учитель –логопед

Султанова Наталия Витальевна

2013 год

Особенности работы  с детьми, имеющими  синдромом  гиперактивности с дефицитом внимания.

Все чаще   встречаются дети с диагнозом СДВГ (синдром  гиперактивности с дефицитом внимания). И хотя двигательная активность свойственна всем детям, но в некоторых случаях она достигает патологической степени выраженности, мешает адаптироваться к школьному обучению.

Причины возникновения синдрома гиперактивности и дефицита внимания окончательно не выяснены, несмотря на большое количество исследований. На современном этапе считаются доминирующими в развитии синдрома 3 группы факторов:

1) Генетический фактор; 2) Повреждение ЦНС во время беременности и родов; 3) Негативное действие внутрисемейных отношений.

По результатам  исследования Н.Н. Заваденко 87% случаев возникновения СДВГ связано с ранним повреждением ЦНС ребенка.

Причинами раннего повреждения ЦНС плода могут быть: отравления свинцом, наркотиками, внутриутробное кислородное голодание. Многие дети с симптомами СДВГ появились на свет недоношенными или при осложненных родах. При обычном неврологическом обследовании минимальные повреждения мозга могут и не выявляться, но на электроэнцефалограмме детей с СДВГ часто обнаруживаются очаги патологической активности в коре или подкорковых структурах головного мозга.

Первые симптомы выявляются чаще всего в 3-4 года в детском саду, 5-6 лет ситуация обостряется. С 5 до 7 лет критический период для созревания мозговых структур, 6-7 лет – становление письменной речи, произвольного внимания. Пик синдрома приходится  на период  с 7 до 12 лет, именно в это время зреют мозговые структуры ответственный за  мыслительную деятельность, внимание, память.

 Процесс дозревания лобных структур в онтогенезе может продолжаться до 12-15 лет. По мере созревания головного мозга проявления СДВГ сглаживаются.

  В некоторых случаях  дети с СДВГ  не могут контролировать свое поведение и адаптироваться в коллективе, проявляют агрессию к сверстникам (могут ударить, толкнуть, укусить и т.д.). При индивидуальной работе, учитывающей  психологические особенности  данной категории учеников, показатели усвоения   ими общеобразовательной программы   достаточно хорошие, что говорит о высоком уровне интеллекта. Для организации работы с детьми, имеющими СДВГ, следует соблюдать  определенные условия, а именно: 1) составить свод правил вместе с ребенком; 2) проговорить эти правила вслух вместе с ребенком; 3) выслушать пожелания ребенка перед началом занятия (что он сам себе хочет пожелать); 4) выработать систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение; 5) о времени смены деятельности ребенку сообщать должен не взрослый, а звук заранее заведенного таймера (будильника).

Педагогу нужно помнить, что  у  гиперактивных  детей умственная деятельность цикличная – они могут продуктивно работать 5-10 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы сохранить концентрацию внимания. Если голова и тело ребенка с  СДВГ неподвижны, у него снижается уровень активности мозга. Поэтому целесообразно проводить 2-3 физминутки в течение урока, в которые обязательно включать упражнения на дыхание, глазодвигательные и на растяжку мышц.

Дыхательные упражнения. Ритм дыхания и движения- это единственные ритмы организма, которыми человек может управлять произвольно. Умение контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

1) Дыхание только через левую ноздрю, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария и стимулирует мыслительную деятельность.

2) Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вздохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом — левая кисть вниз, правая вверх.

3) Вдохнуть — руки через стороны вверх, задержать дыхание. Выдохнуть со звуком «а», медленно опуская руки, задержать дыхание. Вдохнуть – руки через стороны до уровня плеч, задержать дыхание. Выдохнуть со звуком «о», обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.

4) Вдох медленный через нос, выдох через рот (губы трубочкой).

Глазодвигательные упражнения. Такие упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, что актуально для детей с СДВГ.

1) Однонаправленные движения. Глаза и язык вправо — вдох, пауза, в исходное положение- выдох, пауза, глаза и язык влево – вдох, пауза, в исходное положение – выдох пауза и т.д.

2) Разнонаправленные движения. Голова фиксирована. Упражнение выполняется с подключением  дыхания, движений глаз и языка. Глаза направо, язык налево, вдох – пауза  исходное положение-выдох – пауза. Глаза налево, язык направо, вдох – пауза — сходное положение-выдох – пауза.

Итак, зная  особенности гиперактивных детей, понимая, что их поведение обусловлено органическими причинами, работая в тесном контакте с врачами и коррекционными педагогами  (психологом, логопедом), воспитатель   может добиться значительных успехов в развитии и обучении данной категории воспитанников.

Источник

Шаихова Валерия Викторовна
Особенности детей с синдромом Дауна

а) Общая характеристика детей с синдромом Дауна;

б) Комплексное развитие детей с синдромом Дауна;

в) Обучение детей с синдромом Дауна

Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта,является также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Внимание у таких детейвсегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий.

С памятью также проблемы. Они не в состоянии запомнить название реальных или изображенных на картинках предметов, либо тексты коротких стихотворений.

Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарное обобщение. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. Ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, в которые они и вкладывают определенный смысл.

Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенноплохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с трудом учиться шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода.

Поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, не управляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих.

Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима. Прежде чем указать на допущенные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышается работоспособность, ответственность за его поведение.

Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, одобрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный тон, негромкий голос взрослого, иногда даже шепот.

Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна. Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие — наоборот, возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей ниже, чем у здоровых, они отличаются умениями подражать окружающим.

Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об их истинном уровне познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задание, не связанные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью или посудой, он легко выполнит задание.

Дети — дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания сильны даже по незначительному поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических занятий. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.

Дети — дауны, как правило делают то, что им говорят. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность общения с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т. е. социальная адаптация.

Комплексное развитие детей с синдромом Дауна.

По статистике один младенец из 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость Нельзя сказать, что эти дети просто замедленны в развитии. Они, несомненно, испытывают специфические трудности в обучении, поэтому с самого раннего возраста им необходим комплекс специальных коррекционно — педагогических мероприятий. Насколько приспособленным к жизни станет такой ребенок, зависит от ряда факторов. Степень воздействия этих факторов на каждого отдельного ребенка с синдромом Дауна может быть разной, но все они влияют на процесс его развития и обучения.

Вот некоторые из факторов, влияющих на приспособленность к жизни детей с синдромом Дауна:

• Интеллектуальные затруднения

Интеллектуальные затруднения присуще практически всем индивидуумам с синдромом Дауна. Хотя современные исследования показывают, что большинство детей с подобным синдромом имеют среднюю или легкую степень умственной отсталости и вполне способны к обучению.

• Личность

Известно, что наследственные черты и влияние окружения определяют достаточно широкий спектр личностных особенностей людей с синдромом Дауна.

• Семейная динамика

Поддержка близких и их ожидание крайне важны и значимы, они в достаточной мере влияют на достижения ребенка. Братья и сестры, отношения с родителями, семейная экономика — все это играет определенную роль и воздействует на развитие и обучение ребенка с синдромом Дауна.

• Методы обучения

Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учитывать, что они лучше всего обучаются, если задействованы все сенсорные каналы. Нет методик, которые гарантированно подходили бы абсолютно для всех, поскольку каждый ребенок уникален и обладает собственным индивидуальным стилем обучения.

• Влияние медицинских проблем

Этот фактор, требующий долгосрочного наблюдения. Многие дети с синдромом Дауна с первых лет жизни имеют серьезные проблемы со здоровьем, а у кого-то такого рода проблемы могут возникнуть лишь впоследствии. Некоторые из этих проблем можно достаточно успешно и быстро скорректировать, в то время как другие порой требуют долгого и тщательного лечения или даже хирургического вмешательства.

При организации коррекционно — педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и, следовательно, на раскрытии потенциальных возможностей ребенка.

При организации групповых и индивидуальных занятий с такими детьми всегда предусматривается участие родителей.

Обучение детей с синдромом Дауна.

Занятия следует проводить в игровой форме. Вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать любую инициативу. Многие дети с нарушением интеллекта плохо понимают обращенную к ним речь, поучения, и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Показывая ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяя необходимые действия мы вырабатываем в результате у него несложные умения и навыки.

Из-за поражения центральной нервной системы детям трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения, поэтому главное в воспитании таких детей — формирование привычек.

Еще один важнейший принцип обучения — доступность. Это позволит ребенку выполнить любую работу или задание и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как эмоции у таких детей более сохранны. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Следует включать в занятия больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры, сказкотерапию.

Разговаривать с детьми надо спокойным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу, поощрение, всегда положительно оценивать попытки ребенка самостоятельно справиться с заданием.

Источник