Особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности

Особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности thumbnail

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Серёгина Ирина Николаевна

медицинский психолог, МБУЗ « Детская поликлиника № 2» ,соискатель,

г. Петропавловск-Камчатский

Emailirinavip88@bk.ru

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребёнка контролировать и регулировать своё поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность [7 с. 14].

Исследования И. П. Брязгунова, Е. В. Касатиковой (2003) для детей с синдромом  выделяют многообразие клинических особенностей. Например, на первом месте стоят нарушения внимания – частота проявлений составляет от 96 до 100%, затем повышенная двигательная активность – от 80 до 84%, импульсивность – 63 – 84%. В 80 – 90% случаев ребёнку трудно усидеть на месте, он не заканчивает начатое дело, прерывает и вмешивается в разговор взрослых. В 73% случаев для него характерна частая смена деятельности, проблемы с учёбой отмечаются в 80% случаев; имеются затруднения в плане социального развития – в 64% случаев, болтливость – в 47% случаев; признаки агрессии – в 32% случаев; отмечаются нарушения сна – в 21 случаев [2; 3].

П. Уэндер и Р. Шейдер (1998) выделяют у детей с СДВГ, помимо невнимательности, гиперактивности и импульсивности, несколько категорий таких особенностей, как нарушение координации, эмоциональные нарушения, отношения с окружающими, парциальные задержки развития, поведенческие расстройства, другие особенности [9]. Рассмотрим их:

1.  Нарушения координации.Выделяют примерно в половине случаев.   Помимо двигательной расторможенности для детей с синдромом свойственны нарушения моторного контроля, проявляющиеся в виде «мягкой» неврологической симптоматики: дискоординации движений по типу статико-локомоторной и динамической атаксии, тиков и навязчивых движений [8].

Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дошкольники и младшие школьники нередко испытывают сложности при застёгивании пуговиц и завязывании шнурков, а также при занятии конструированием, лепкой и рисованием, пользовании ножницами, раскрашивании, в письме. При обучении письму могут проявляться дисграфии (неправильное написание элементов букв, «зеркальное» письмо, недописанные буквы) [11].

Г. Каплан и Б. Сэдок (1998) различают 3 типа нарушения развития координации движений среди детей, которые относятся к категории «неуклюжих»:

·     нарушение последовательности движений;

·     нарушение выполнения движений (нарушение равновесия, координации движений, мимики);

·     нарушение развития всех двигательных умений.

Нарушения координации крупной моторики выявлены примерно в половине случаев СДВГ. Слабая моторная координация проявляется в беспорядочных хаотических движениях. Несмотря на то, что сама по себе грубая моторика у детей с СДВГ развита хорошо, они испытывают значительные трудности в выполнении движений, требующих высокой степени автоматизма. Это, например, повороты рук вовнутрь и наружу или быстрые попеременные движения [5].

2.  Эмоциональные нарушения.При СДВГ наблюдаются часто. И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова (2003) считают, что чрезвычайно важным для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность, обусловленная дефицитом сдерживающего контроля и саморегуляции поведения. Для детей с синдромом характерна частая смена настроения. Они легко переходят от слёз к смеху, быстро забывают свои неудачи. Непоследовательность и непредсказуемость в поведении делают гиперактивных детей нежелательными членами детского коллектива [2].

Эмоциональное развитие ребёнка, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам. Они бедны в эмоциональном плане: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям. При дефиците материнского тепла, физического и эмоционального контакта, у детей страдающих СДВГ, возникают тревожность, неуверенность, возбудимость, негативные реакции, которые, в свою очередь, отражаются на умении ребёнка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным [1].

По мнению О. И. Романчук (2010) нарушение эмоциональной саморегуляции, является одной из нейропсихологических характеристик детей с СДВГ. Ребенок в один момент из спокойного состояния может перейти в состояние крайне озлобленное или, наоборот – в безмерно приподнятое. Обусловливает  гиперэмоциональность детей с СДВГ, в частности, слабое регулирование влияние лобной коры на отделы головного мозга, которые связаны с эмоциональной сферой. Эта эмоциональность во многих аспектах жизни может иметь положительное значение – дети с СДВГ могут быть «эмоциональными донорами», заражающими других своими положительными эмоциями, энтузиазмом, жизнелюбием. Но когда ребёнок застревает на отрицательных эмоциях, то его жизнь и жизнь окружающих осложняется. Гиперэмоциональность становится наиболее проблемной при таких отрицательных чувствах, как злость, раздраженность, неудовлетворённость и т. п. Слабость регуляции эмоций, неразвитость способности иначе посмотреть на ситуацию, настроить себя на успокоение и более адекватную эмоциональную, когнитивную и поведенческую реакцию может осложнять выход из состояния отрицательного аффекта [7].

Многие дети с СДВГ испытывают трудности с контролем над своими агрессивными эмоциями и их деструктивными последствиями, как в социальных отношениях, так и в других сферах жизни. Сильная неуправляемость, неуправляемая злость имеет свойство «помрачать» сознание, заставляет необъективно воспринимать ситуацию как чрезмерно враждебную – и соответственно импульсивно действовать. В состоянии такой сильной злости дети с СДВГ могут прибегать к физической агрессии, направленной на других, на вещи и на самих себя. Наличие такого поведения  является одним из отрицательных прогностических факторов относительно будущего ребёнка с СДВГ. Причём склонность к вспышкам гнева и агрессивного поведения во многих случаях не говорит об озлобленности ребенка как состоянии его души [3; 7; 10].

Читайте также:  Почему все дети с синдромом дауна похожи друг на друга

По оценкам Американской психиатрической ассоциации один из десяти детей в возрасте от 6 до 12 лет постоянно испытывает чувство печали — это признак депрессии. У многих из них есть и СДВГ. У ребёнка с СДВГ может развиваться депрессивное состояние на фоне низкой самооценки, помноженной на неприятие в кругу сверстников. Ребёнок может проявлять мало интереса к жизни, спать меньше или наоборот больше, чем раньше [2].

По данным R. S. Jensen (2002) дети с СДВГ испытывают состояние депрессии из-за конфликтных ситуаций дома и в школе, из-за постоянного неуспеха в учебе или в других видах деятельности. А также,  по данным автора 25% детей с СДВГ имеют повышенный или высокий уровень тревожности. Если обнаруживается, что ребёнок тревожен, то его состояние может быть обусловлено неуверенностью и сомнениями в своих силах и неумением эффективно строить отношения с другими людьми, особенно со сверстниками. Дети с СДВГ гораздо хуже адаптируются в новой обстановке и более подвержены воздействию негативных стресс-факторов. Это тоже увеличивает тревожный фон настроения ребёнка [14].

3.  Отношения с окружающими. Как правило, нарушены отношения и со сверстниками и со взрослыми. В психическом развитии дети с СДВГ отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей. На детей, страдающих СДВГ, обычные наказания и поощрения не действуют. Именно «невоспитуемость» в сочетании с импульсивностью – основной повод обращения к медицинскому психологу, психиатру. В отношении сверстников такие дети агрессивны и требовательны, эгоистичны. Не всегда умеют сочувствовать и сопереживать. Не любят уступать в чем-либо и никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими, другие дети чаще всего отвергают их дружбу [6; 3; 15].

Большая часть родителей и педагогов, выделяя самые сложные для них характеристики поведения гиперактивного ребёнка, обращают внимание на трудности общения и взаимодействия, нарушение контактов. И предполагают, что эти трудности непреодолимы, их невозможно избежать, а нарушение взаимодействия связано  с особенностями ребёнка.

4.  Парциальные задержки развития. Многие дети, страдающие СДВГ, плохо учатся в школе, не смотря на нормальный IQ. Кроме того, у детей с СДВГ  часто встречаются задержки развития школьных навыков (письма, счета, чтения). Их основной признак – несоответствие между реальной успеваемостью и той, которую можно ожидать исходя из IQ. Несмотря на длительную историю исследований когнитивных процессов при СДВГ, данные об особенностях интеллектуального развития у гиперактивных детей противоречивы.

5.  Другие особенности. У детей с СДВГ чаще бывает ночное недержание мочи (энурез), тики они хуже засыпают, а утром часто бывают сонливы (нарушение сна), бруксизм (скрежетание зубами во сне), энкопрез (недержание кала) и т. п. [3].  

6.  Поведенческие расстройства. При СДВГ наблюдаются часто, но не всегда.

По мнению Р.А. Баркли (1990, 2006) первичным дефектом в СДВГ является трудность поведения по правилам. Нарушения «поведения по правилам» трактуется этим автором достаточно широко, и включают дефицит таких функций, как распределение и поддержание внимания, рабочая память, планирование, подавление неадекватных реакций, подвижность установок. Поведенческие особенности, присущие данному синдрому, автор считает вторичным дефектом [12; 13].

Таим образом, СДВГ является полиморфным расстройством, которое имеет много проявлений.  Особенности психического развития детей с СДВГ требуют специальных подходов в воспитании и обучении ребёнка. Также необходима семейная психологическая коррекция и по показаниям медикаментозное лечение ребёнка. На фоне протекающих физических и психических изменений в организме ребёнка происходят значительные изменения и в социальном плане. Неправильный подход к сопровождению детей с СДВГ приводит к развитию более тяжелой степени болезни и  социальной дезадаптации.

Список литературы:

1.            Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Попова И.В. Гиперактивный ребенок. – СПб.: НПК «Омега», 2010. 160 с.

2.            Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2003. 96 с.

3.            Брязгунов И. П.  Психосоматика у детей. – М.: Психотерапия, 2009. 480 с.

4.            Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь / Под ред. М.М. Безруких. – М.: НПО «МОДЭК», 2009. 248 с.

5.            Каплан Г.,  Сэдок Б. Клиническая психиатрия.  — М.: Гэотар-Медицина, 1998. 506 с.

6.            Кучма В. Р., Платонова А. Г.  Дефицит  внимания  с  гиперактивностью  удетей  России: Распространенность, факторы риска и профилактика. М.: РАРОГЬ, 1997

7.            Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Пер. с укр. – М.: Генезис, 2010. 336 с.

8.            Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986. 256 с.

Читайте также:  Синдром длительного сдавления мягких тканей

9.            Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью // Психиатрия / Под ред. Р. Шейдера. М., 1998. — С. 222-236.

10.       Фесенко Е. В., Фесенко Ю. А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. – СПб.: Наука и Техника, 2010. 384 с.

11.        Чутко Л.С. Гиперактивный ребенок /Л.С. Чутко // Педиатрия для родителей. – СПб: Терра Медика, 2006. — № 1. – С. 72-76

12.        Barkley R. A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: a handbook for diagnostic and treatment. New York: Guilfred Press, 1990

13.        Barkley R. A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. A clinical workbook. N.Y.: The  Guilfred Press, 2006

14.        Jensen P., Cooper J. Attention deficit hyperactivity disorder: state of science-best practices. Kingston (NJ): Civic Research Institute, 2002

15.       Taylor E., Doepfner M., Sergeant J., Asherson P., Banashevski T., Buitelaar J., Coghiil D., Danckaerts M., Rothenberger A., Sonuga-Barke E., Steinhausen H., Zudda A. European clinical guidelines for hyperkinetic disorder – fist upgrade // European Child and Adolescent  Psychiatry. V. 13. Sup. 1. 2004. P. 7-31

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Особенности психического развития детей с СДВГ

Описание слайда:

Особенности психического развития детей с СДВГ

2 слайд

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенч

Описание слайда:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития , начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами, как трудности концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

3 слайд

Классификация Выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/ гиперак

Описание слайда:

Классификация Выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/ гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов: — синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность; — синдром дефицита внимания без гиперактивности; — синдром гиперактивности без дефицита внимания, так называемый синдром резидуального типа.

4 слайд

Портрет ребёнка с СДВГ (П. Бейкер и М. Алворд) Нарушения, позволяющие предпол

Описание слайда:

Портрет ребёнка с СДВГ (П. Бейкер и М. Алворд) Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребёнка СДВГ делятся на 3 группы: Дефицит внимания; Двигательная расторможенность; Импульсивность;

5 слайд

Гиперактивность Чрезмерная двигательная расторможенность, является проявление

Описание слайда:

Гиперактивность Чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

6 слайд

Двигательная расторможенность Постоянно ёрзает; Проявляет признаки беспокойст

Описание слайда:

Двигательная расторможенность Постоянно ёрзает; Проявляет признаки беспокойства; Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве; Очень говорлив;

7 слайд

Дефицит активного внимания Неспособность удерживать внимание на чем-либо в те

Описание слайда:

Дефицит активного внимания Неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

8 слайд

Дефицит активного внимания Непоследователен, ему трудно удерживать внимание;

Описание слайда:

Дефицит активного внимания Непоследователен, ему трудно удерживать внимание; Не слушает, когда к нему обращаются; С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его; Испытывает трудности в организации; Часто теряет вещи; Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий; Часто бывает забывчив;

9 слайд

Импульсивность Неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Та

Описание слайда:

Импульсивность Неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

10 слайд

Импульсивность Начинает отвечать, не дослушав вопроса; Не способен дождаться

Описание слайда:

Импульсивность Начинает отвечать, не дослушав вопроса; Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает; Плохо сосредотачивает внимание; Не может дождаться вознаграждения; Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами; При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты.

11 слайд

Цикличность Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей яв

Описание слайда:

Цикличность Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.

12 слайд

Причины гиперактивности генетические (наследственная предрасположенность); би

Описание слайда:

Причины гиперактивности генетические (наследственная предрасположенность); биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы); опасности первых лет жизни; социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания); неправильное питание; дефицит питательных элементов; окружающая среда.

13 слайд

Нарушения познавательной сферы СДВГ рассматривается как последствие различных

Описание слайда:

Нарушения познавательной сферы СДВГ рассматривается как последствие различных по возникновению и патогенезу локальных повреждений, недоразвития или дисфункции различных отделов коры головного мозга, выражающиеся в дисгармоничном развитии познавательных функций, к которым относятся произвольные функции внимания, мышления, письма, чтения и памяти. Многие дети с диагнозом СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения , письма и счёта. Включение в обучение игровых ситуаций –способ стимуляции ребёнка к более успешному освоению знаний.

14 слайд

Внимание Память Слабо развито именно произвольное внимание, нарушены такие св

Описание слайда:

Внимание Память Слабо развито именно произвольное внимание, нарушены такие свойства внимания как: Память страдает не меньше, так как напрямую зависит от внимания. Словесно-логическая, так как внимание рассеянно, то связать воедино мысли и слова, для такого ребёнка проблематично. Произвольная. Долговременная. Устойчивость Слабо выраженная концентрация Не развито распределение Страдает переключаемость Низкий уровень объёма Высоко развита отвлекаемость

Читайте также:  Синдром апельсиновой корки что это

15 слайд

Мышление В первую очередь страдает словесно-логическое мышление -логические о

Описание слайда:

Мышление В первую очередь страдает словесно-логическое мышление -логические операции с понятиями, из-за расторможенности и плохой переключаемости Преобладание непроизвольного мышления ( без участия воли) над произвольным.

16 слайд

Речь Речь у таких детей быстрая, несвязная, порой лишена смысла. Страдает и у

Описание слайда:

Речь Речь у таких детей быстрая, несвязная, порой лишена смысла. Страдает и устная и письменная, кинестетическая несвязанная и суетлива «руки мельницы». Ребёнок не может сконцентрироваться при чтении и письме, всё время отвлекается на посторонние действия.

17 слайд

Эмоционально-волевая сфера Ребёнок является источником постоянного беспокойст

Описание слайда:

Эмоционально-волевая сфера Ребёнок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто ведёт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребёнок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. (Более 80% криминального контингента составляют люди с СДВГ). Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом возрасте (наркотики, раннее курение и т.п), возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивность.

18 слайд

Методы и приёмы лечения Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье

Описание слайда:

Методы и приёмы лечения Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними. Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняется психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.

19 слайд

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми: Обязательно оценивать

Описание слайда:

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми: Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы. Посадить ребенка во время уроков, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место для гиперактивного ребенка — в центре класса, напротив доски, он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Создавать ситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Надо научить его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет отличным экспертом по отдельным областям знаний.

20 слайд

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми: Задания, предлагаемые

Описание слайда:

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми: Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске ни в коем случае не сопровождая ироничным объяснением, что делается это специально для «нашего особого мальчика» (девочки). Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания. Запомнить, гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.  

21 слайд

НЕ ОПУСКАЙТЕ РУК! Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успеш

Описание слайда:

НЕ ОПУСКАЙТЕ РУК! Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. ПОМНИТЕ, что «…Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка

22 слайд

Особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности

Выберите книгу со скидкой:

Особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности

Курс повышения квалификации

Особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1001973

Вам будут интересны эти курсы:

Источник