Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью thumbnail

Слайд 1

Особенности психического развития детей с СДВГ Долинина Анна Васильевна, педагог-психолог ГБОУ Школы №2120 города Москвы Д1

Слайд 2

неврологическо -поведенческое расстройство развития (дисфункция ЦНС, преимущественно ретикулярной формации ГМ), начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами , как трудности концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти , гиперактивность и плохо управляемая импульсивность , а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) –

Слайд 3

Впервые упоминание о гиперактивных детях появилось в специальной литературе 150 лет назад в трудах немецкого врача Йогана Хоффмана . В 1902 г. стала изучаться связь между поведением ребёнка и функциями его мозга после эпидемии энцефалита. В 1938 г. доктор Левин пришёл к выводу, что причиной тяжёлых форм двигательного беспокойства является органическое поражение мозга . В англо-американской литературе в 1970 е годы уже чётко звучит определение «минимальная мозговая дисфункция». Учёными физиологами и психиатрами предлагается рассматривать ММД со стороны органических и функциональных нарушений и употреблять термины «легкая детская энцефалопатия», «легкое повреждение мозга» В 1968 году появился ещё один термин: « гипердинамический синдром детского возраста». Термин был принят в МКБ и скоро ему на смену пришли другие: «синдром нарушения внимания», «нарушение активности и внимания» и, наконец, «синдром дефицита внимания с гиперактивностью » Из истории вопроса

Слайд 4

Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицит а в нимания / г иперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов : — синдром , сочетающий дефицит внимания и гиперактивность ; — синдром дефицита внимания без гиперактивности ; — синдром гиперактивности без дефицита внимания , так называемый синдром резидуального типа . Классификация

Слайд 5

Невнимательность — это неспособность удерживать и концентрировать внимание в течение определенного отрезка времени, так как произвольное внимание организуется лобными долями и требует определенной личностной зрелости. Гиперактивность ребенок не способен удерживать внимание на деталях не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь не умеет доводить выполняемую работу до конца не в состоянии усвоить и придерживаться правил, предлагаемых инструкцией стараются избегать заданий, требующих длительного умственного напряжения часто отвлекаются на посторонние стимулы постоянно все забывают Критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Слайд 6

Импульсивность — н еспособность оттормозить свои непосредственные побуждения . Такие дети часто действуют , не подумав , не умеют подчиняться правилам , ждать . У них часто меняется настроение . Начинает отвечать, не дослушав вопроса; Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает; Плохо сосредотачивает внимание; Не может дождаться вознаграждения; Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами; При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты.

Слайд 7

Импульсивность Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность . При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут , а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла . В этот момент ребенок « выпадает » и не слышит учителя , может совершить какие-либо действия и не помнить об этом . Чтобы оставаться в сознании , таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой , двигаться , крутиться . Если голова и тело будут неподвижны , то у такого ребенка снижается уровень активности мозга .

Слайд 8

Психологические особенности детей с СДВГ Цикличность познавательной деятельности Расстройства памяти Нарушения внимания Повышенная переключаемость Гипервозбудимость Импульсивность Нарушения речи Нарушения социальной адаптации

Слайд 9

СДВГ рассматривается как последствие различных по возникновению и патогенезу локальных повреждений, недоразвития или дисфункции различных отделов коры головного мозга, выражающиеся в дисгармоничном развитии познавательных функций, к которым относятся произвольные функции внимания, мышления, письма, чтения и памяти. Многие дети с диагнозом СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения , письма и счёта. Включение в обучение игровых ситуаций –способ стимуляции ребёнка к более успешному освоению знаний. Нарушения в познавательной сфере

Читайте также:  Геморрагический синдром при остром лейкозе в основном обусловлен

Слайд 10

Внимание Память Слабо развито именно произвольное внимание, нарушены такие свойства внимания как: Устойчивость Слабо выраженная концентрация Не развито распределение Страдает переключаемость Низкий уровень объёма Высоко развита отвлекаемость Память страдает не меньше, так как напрямую зависит от внимания. Словесно-логическая, так как внимание рассеянно, то связать воедино мысли и слова, для такого ребёнка проблематично. Произвольная. Долговременная.

Слайд 11

Ребёнок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто ведёт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребёнок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. (Более 80% криминального контингента составляют люди с СДВГ). Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом возрасте (наркотики, раннее курение и т.п ), возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивность. Эмоционально-волевая сфера

Слайд 12

1. Медикаментозная терапия 2. Психолого-педагогическая коррекция. Эти два метода используются параллельно. Очень часто невозможно добиться положительной и устойчивой динамики в преодолении СДВГ с помощью только психолого-педагогических методов. ПРОГНОЗ заболевания относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Однако в 30% случаев проявление синдрома дефицита внимания может наблюдаться и у взрослых. Методы и приемы, помогающие преодолеть СДВГ

Слайд 13

Организация жизни в семье Основные ошибки Основные правила Недостаток эмоционально-го внимания. Недостаток твёрдости и контроля в воспитании. Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. Нельзя считать своего ребёнка ущербным. Рамки и ограничения должны существовать обязательно, но должны быть разумными. Необходимо соотносить требования к ребёнку с его способность ю их выполнить.

Слайд 14

Социализация ребёнка 1 этап 2 этап Я слушаю. Я слышу. Я выполняю. Социализация гиперактивного ребенка. Ребёнок не должен перевозбуждаться и переутомляться. Неразумно ограничивать двигательную активность – это создаст эмоциональное напряжение.

Слайд 15

Правила для нормальной социализации. Не стоит водить ребёнка в многолюдные шумные места. Обращайте внимание на то, с кем играет ваш ребёнок и как на него влияют друзья. Организуя рабочий день ребёнка, предусматривайте время для отдыха и расслабления. Оберегая от эмоционального переутомления, необходимо добиваться утомления физического.

Слайд 16

Правила социализации детей с СДВГ Всегда будьте снисходительны к вашему ребёнку, учитывайте его особенности, в спорных случаях любую ситуацию трактуйте в пользу ребёнка, дайте ему понять, что вы на его стороне. Научите ребёнка управлять собой и своими эмоциями. Приучайте малыша к пассивным играм. Научите малыша расслабляться. Не забывайте говорить малышу, как сильно вы его любите.

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Особенности психического развития детей с СДВГ

Описание слайда:

Особенности психического развития детей с СДВГ

2 слайд

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенч

Описание слайда:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития , начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами, как трудности концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

3 слайд

Классификация Выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/ гиперак

Описание слайда:

Классификация Выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/ гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов: — синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность; — синдром дефицита внимания без гиперактивности; — синдром гиперактивности без дефицита внимания, так называемый синдром резидуального типа.

4 слайд

Портрет ребёнка с СДВГ (П. Бейкер и М. Алворд) Нарушения, позволяющие предпол

Описание слайда:

Портрет ребёнка с СДВГ (П. Бейкер и М. Алворд) Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребёнка СДВГ делятся на 3 группы: Дефицит внимания; Двигательная расторможенность; Импульсивность;

5 слайд

Гиперактивность Чрезмерная двигательная расторможенность, является проявление

Описание слайда:

Гиперактивность Чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

Читайте также:  У ребенка возможный синдром ранней реполяризации что это

6 слайд

Двигательная расторможенность Постоянно ёрзает; Проявляет признаки беспокойст

Описание слайда:

Двигательная расторможенность Постоянно ёрзает; Проявляет признаки беспокойства; Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве; Очень говорлив;

7 слайд

Дефицит активного внимания Неспособность удерживать внимание на чем-либо в те

Описание слайда:

Дефицит активного внимания Неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

8 слайд

Дефицит активного внимания Непоследователен, ему трудно удерживать внимание;

Описание слайда:

Дефицит активного внимания Непоследователен, ему трудно удерживать внимание; Не слушает, когда к нему обращаются; С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его; Испытывает трудности в организации; Часто теряет вещи; Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий; Часто бывает забывчив;

9 слайд

Импульсивность Неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Та

Описание слайда:

Импульсивность Неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

10 слайд

Импульсивность Начинает отвечать, не дослушав вопроса; Не способен дождаться

Описание слайда:

Импульсивность Начинает отвечать, не дослушав вопроса; Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает; Плохо сосредотачивает внимание; Не может дождаться вознаграждения; Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами; При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты.

11 слайд

Цикличность Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей яв

Описание слайда:

Цикличность Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.

12 слайд

Причины гиперактивности генетические (наследственная предрасположенность); би

Описание слайда:

Причины гиперактивности генетические (наследственная предрасположенность); биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы); опасности первых лет жизни; социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания); неправильное питание; дефицит питательных элементов; окружающая среда.

13 слайд

Нарушения познавательной сферы СДВГ рассматривается как последствие различных

Описание слайда:

Нарушения познавательной сферы СДВГ рассматривается как последствие различных по возникновению и патогенезу локальных повреждений, недоразвития или дисфункции различных отделов коры головного мозга, выражающиеся в дисгармоничном развитии познавательных функций, к которым относятся произвольные функции внимания, мышления, письма, чтения и памяти. Многие дети с диагнозом СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения , письма и счёта. Включение в обучение игровых ситуаций –способ стимуляции ребёнка к более успешному освоению знаний.

14 слайд

Внимание Память Слабо развито именно произвольное внимание, нарушены такие св

Описание слайда:

Внимание Память Слабо развито именно произвольное внимание, нарушены такие свойства внимания как: Память страдает не меньше, так как напрямую зависит от внимания. Словесно-логическая, так как внимание рассеянно, то связать воедино мысли и слова, для такого ребёнка проблематично. Произвольная. Долговременная. Устойчивость Слабо выраженная концентрация Не развито распределение Страдает переключаемость Низкий уровень объёма Высоко развита отвлекаемость

15 слайд

Мышление В первую очередь страдает словесно-логическое мышление -логические о

Описание слайда:

Мышление В первую очередь страдает словесно-логическое мышление -логические операции с понятиями, из-за расторможенности и плохой переключаемости Преобладание непроизвольного мышления ( без участия воли) над произвольным.

16 слайд

Речь Речь у таких детей быстрая, несвязная, порой лишена смысла. Страдает и у

Описание слайда:

Речь Речь у таких детей быстрая, несвязная, порой лишена смысла. Страдает и устная и письменная, кинестетическая несвязанная и суетлива «руки мельницы». Ребёнок не может сконцентрироваться при чтении и письме, всё время отвлекается на посторонние действия.

17 слайд

Эмоционально-волевая сфера Ребёнок является источником постоянного беспокойст

Описание слайда:

Эмоционально-волевая сфера Ребёнок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто ведёт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребёнок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. (Более 80% криминального контингента составляют люди с СДВГ). Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом возрасте (наркотики, раннее курение и т.п), возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивность.

Читайте также:  Презентация синдром преждевременного возбуждения желудочков

18 слайд

Методы и приёмы лечения Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье

Описание слайда:

Методы и приёмы лечения Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними. Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняется психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.

19 слайд

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми: Обязательно оценивать

Описание слайда:

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми: Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы. Посадить ребенка во время уроков, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место для гиперактивного ребенка — в центре класса, напротив доски, он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Создавать ситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Надо научить его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет отличным экспертом по отдельным областям знаний.

20 слайд

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми: Задания, предлагаемые

Описание слайда:

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми: Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске ни в коем случае не сопровождая ироничным объяснением, что делается это специально для «нашего особого мальчика» (девочки). Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания. Запомнить, гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.  

21 слайд

НЕ ОПУСКАЙТЕ РУК! Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успеш

Описание слайда:

НЕ ОПУСКАЙТЕ РУК! Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. ПОМНИТЕ, что «…Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка

22 слайд

Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Выберите книгу со скидкой:

Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Курс повышения квалификации

Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1001973

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник