Особенности поведения детей с синдромом дефицита внимания

1.Характеристика детей с синдромом дефицита внимания.

2.Причины гиперактивности.

3.Рекомендации родителям по работе с такими детьми.

4.Рекомендации учителям по обучению беспокойных детей.

Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются па фоне сверстников своим поведением.

Они характеризуются чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью длительного сосредоточения внимания па чём-либо, отсутствием тормозящего контроля.

Синдромы дефицита внимания считают одной из наиболее распространённых форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения бывают чаще, чем у девочек.

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребёнка уже в дошкольном возрасте. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с синдромом дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко, напротив,     сменяется    сниженной    активностью,     инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.

Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей.

  ПРИЗНАКИ  ГИПЕРАКТИВНОСТИ  ДЕТЕЙ

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле,
    ребёнок корчится, извивается.
  2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
  3. Лёгкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
  4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и
    в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и

т.д.).

  1. Неумение сосредоточиться: па вопросы часто отвечает не
    задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. Сложности (не связанные с негативным поведением или
    недостаточностью понимания) при выполнении предложенных
    заданий.
  3. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или
    во время игр.
  4. Частые переходы от одного незавершённого действия к другому.
  5. Неумение играть тихо, спокойно.
    10. Болтливость.
  1. Мешает другим, пристаёт к окружающим (например,
    вмешивается в игры других детей).
  2. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает
    обращенную к нему речь.
  3. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.
  4. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о
    последствиях.

Наличие у ребёнка по крайней мере 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для диагноза синдром дефицита внимания. Все проявления данного синдрома можно на три группы:

-признаки гиперактивности (симптомы 1, 2, 9, 10);

-невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8, 12, 13);

-импульсивности (4, 5, 11, 14).

Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.

Низкая успеваемость — типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьёзным препятствием для полноценного включения ребёнка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, по и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником конфликтов и быстро становятся отверженными.

Эти дети недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

—органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);

—перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорождённого);

—генетический фактор;

—особенности центральной нервной системы;

-пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к снижению внимания;

—социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно :

—врач (медикаментозная терапия);

—психолог    (коррекционно-развивающие    программы    «Психогигиена детей и подростков» 1985)

—учитель;

—родители.

В воспитании ребёнка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жёсткостью и наказаниями.

Взрослые должны знать, что существующие нарушения поведения у ребёнка поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших и огромного терпения

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  • Работу с гиперактивным ребёнком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой
    организации деятельности.
  • По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.

—Во время урока ограничить отвлекающие факторы. Такого ребёнка лучше всего посадить в центре класса напротив доски.

—Предоставить ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.

—Учебные занятия строить по чётко распланированному, стереотипному распорядку.

—Научить такого ученика пользоваться специальным дневником или календарём.

— Задания, предлагаемые па уроке, писать на доске.

—На определённый отрезок времени давать только одно задание.

—Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

—Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной
    модели». Хвалите его, когда он это заслужил, подчеркивайте
    успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных
    силах.
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок
    времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную
    стимуляцию.
  6. Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие
    концентрации внимания (рисование, чтение и др.)
  7. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Длительное
    пребывание в крупных магазинах, на рынках, в развлекательных
    центрах оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее
    воздействие.
  9. Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром.
    Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к
    снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивпости.

11 Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию в занятиях спортом, прогулках.

12. Учитывайте недостатки поведения ребёнка. Разумный контроль со стороны взрослых.

Источник

На сегодняшний день в педиатрии, детской психологии и неврологии специалисты все чаще пользуются термином «гиперактивность». По статистике признаки этой патологии в той или иной мере присутствуют от 17 до 20% маленьких пациентов, которые приходят на первичный прием к педиатру. При этом отмечается, что всего несколько лет назад данная патология диагностировалась в единичных случаях.

В этой статье мы попробуем разобраться в симптомах, причинах и критериях диагностики синдрома гиперактивности и дефицита внимания в разные возрастные периоды.

Что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания

Родители обращаются с жалобами повышение физической активности и неусидчивость малыша –  это «бег без определенной цели», сочетающийся с рассеянностью внимания у ребенка. При появлении у ребенка комплекса этих симптомов невролог или психолог диагностирует у малыша – синдром гиперактивности и дефицита внимания или  «СДВГ».

Многие родители и родственники ребенка не полностью осознают, что это не дефекты характера или воспитания, а именно болезнь, связанная с дисфункцией ЦНС и вызванная нарушением функционирования ретикулярной формации головного мозга.

Причинами развития у детей данной патологии в большинстве случаев является нарушение внутриутробного развития плода в результате хронической фетоплацентарной недостаточности  и невозможности плаценты выполнять все ее функции в полном объеме.

Эту патологию, как и другие психоневрологические заболевания, нужно корректировать как можно раньше – именно от этого зависит дальнейшее психомоторное и речевое развитие и адаптация ребенка в социальной среде.

Кроме этого беспокойство вызывает и тот факт, что дети с СДВГ входят в группу риска. В связи с проблемами адаптации в коллективе, а в более зрелом возрасте и в обществе – такие дети зрелом возрасте в 80% имеют проблемы с законом, особенно те пациенты, которые не получали лечения и коррекцию психолога.

Дети с этим заболеванием не находят понимания дома из-за постоянных неприятностей в школе как с поведением, так и с успеваемостью. Они не получают необходимой им родительской поддержки и любви и часто находят поддержку и понимание в уличных компаниях.

С таким ребенком сложно – это неопровержимый факт, но дети в этом также не виноваты и это необходимо осознать.

Нельзя относиться к малышу с гиперактивностью как к непослушному ребенку – только внимание, забота и понимание поможет преодолеть эти проблемы и вместе преодолеть все сложности этого патологического состояния.

Поэтому чтобы как можно раньше заметить появление первых признаков дисфункции нервной системы ребенка – нужно их знать и своевременно обратиться к специалисту.

Доказанным фактом является утверждение, что при раннем уточнении диагноза и проведении медикаментозной и психологической коррекции признаки СДВГ значительно уменьшаются и в определенный момент психика крохи справляется с этими изменениями и не мешает ребенку в его дальнейшей полной адаптации и жизни.

Симптомы синдрома гиперактивности

Чаще всего эта патология выявляется у мальчиков –  в 5 раз больше, чем у девочек.

В раннем возрасте, как родители, так и специалисты редко определяют признаки СДВГ, чаще всего первые проявления патологии проявляются после двух лет.

К ним относятся:

  • значительное повышение активности и неусидчивость ребенка – малыш практически никогда не сидит или играет спокойно;
  • при этом движения крохи не имеют определенной цели (бег ради бега) — ребенок постоянно что-то передвигает, двигает ногами или теребит руками;
  • малыш очень разговорчив, даже с мало знакомыми людьми, отвечает, недослушав вопрос до конца;
  • отмечаются нарушения сна – чаще ребенок спит мало и поверхностно с частыми пробуждениями с самого рождения и сложное засыпание;
  • повышенная плаксивость, капризность и эмоциональная нестабильность с резкими переходами настроения (от смеха к плачу);
  • отмечается рассеянное слуховое и зрительное внимание и это сопровождается двигательной активностью – малыш не может сконцентрировать внимание на определенных предметах, посмотреть мультфильм или прослушать сказку.
  • у ребенка отмечается повышенная импульсивность, нервозность, суетливость;
  • такие дети отличаются повышенной обидчивостью и конфликтностью, но быстро забывают обиды.

В дошкольном или раннем школьном возрасте признаками СДВГ добавляются другие проблемы:

  • сниженная память и проблемы с усвоением материала в детском саду и начальной школе;
  • повышенная конфликтность и агрессивность ребенка;
  • выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту;
  • невосприимчивость к запретам и замечаниям;
  • ребенок плохо контролирует свои действия, не признает установленных правил;
  • отмечается отсутствие организованности, ребенок часто теряет и забывает личные вещи;
  • дети не любят заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.

Кроме этого дети с синдромом гиперактивности предъявляют жалобы на частые головные боли напряжения.

Также существуют и половые отличительные особенности СДВГ у мальчиков и девочек.

Проявления этой патологии у девочек характеризуются яркими признаками дефицита внимания практически без изменения физической активности – дети часто живут в мире фантазий, придуманном мире. В данном случае родители также должны обращать на это внимание, а не одергивать и ругать ребенка.

Кроме этого важно знать, что появление только гиперактивности без дефицита внимания возникает при нарушении деятельности центральной нервной системы либо в связи с индивидуальными особенностями неровной системы малыша.

Причины возникновения

На сегодняшний день доказанным фактом считается, что это заболевание возникает в связи с нарушением газообмена между матерью и плодом и затруднением поступления кислорода и питательных веществ в организм ребенка.

Также нарушается и выделительная функция плаценты, что способствует накоплению продуктов обмена и токсическому действию на развивающийся мозг плода.

А если учесть, что это воздействие происходит на протяжении всего срока беременности и формирующийся мозг ребенка недополучает кислород, питательные вещества и подвержен негативному влиянию токсических продуктов обмена.

Также причинами возникновения у детей этого патологического состояния могут быть травматические факторы, возникающие в момент родов – кесарево сечение, родовые травмы и перинатальное поражение центральной нервной системы у новорожденного ребенка.

Чаще всего нарушение фетоплацентарного кровообращения вызывает хроническую внутриутробную гипоксию и поражение определенных структур головного мозга малыша.

Кроме этого причинами развития СДВГ связано с развитием:

  • внутриутробных инфекций;
  • тяжелых соматических заболеваний матери: сердечная недостаточность, почечная патология, сахарный диабет;
  • сложной экологической обстановкой;
  • интоксикациями – ранние и поздние токсикозы, профессиональные вредности, инфекционные заболевания, прием различных лекарственных средств, злоупотребление алкоголем, курение, прием наркотиков.

Диагностика

Уточнение диагноза синдрома гиперактивности и дефицита внимания проводиться в три этапа врачом – неврологом:

1 этап – это сбор информации

Он включает:

  • наследственность;
  • информация о течении беременности и родов.

Анализ жалоб родителей и словесный портрет ребенка.

Личное наблюдение специалиста за поведением малыша.

2 этап – проведение специальных обследований психологического характера

Для этого проводятся специальные тесты – только для детей старше 5 лет.

3 этап – проведение исследований на специальном оборудовании (при необходимости)

Этот этап позволит исключить органическую патологию, провоцирующую развитие признаков, похожих на синдром гиперактивности.

К ним относятся:

  • электроэнцефалограмма;
  • магнитно-резонансная томография;
  • проведение других как лабораторных, так и инструментальных исследований, которые назначаются лечащим врачом;
  • обследования узких специалистов (эндокринолог, нефролог, гастроэнтеролог, психолог).

В ряде случаев под проявлениями синдрома гиперактивности может маскироваться другая более сложная нервно-психическая патология, иногда в сочетании серьезным соматическим заболеванием и ребенку необходимо полное и комплексное обследование.

Нужно помнить, что это заболевание достаточно сложное  и успех в лечении зависит от ранней диагностики.

Советы родителям

Важно уяснить изначально, что это сложная неврологическая патология, которая должна лечиться, как и все другие заболевания.

Это патология нервной системы и все симптомы, описанные выше – это проявления ее нестабильности связей и нервной регуляции, а все признаки спровоцированы повышенной возбудимостью нейронов головного мозга, которую усугубляют незрелость нервной и других систем организма.

Поэтому никакие угрозы и наказания не смогут исправить положение вещей, действовать нужно иначе и в полном объеме выполнять рекомендации специалистов.

При несвоевременной диагностике у ребенка развиваются задержка психомоторного и речевого развития.

Ребенок с этой патологией нуждается в длительном комплексном лечении, с  вовлечением в процесс лечения психолога и невролога. Поэтому необходимо выполнять все рекомендации лечащего врача – прием лекарственных препаратов и народных успокаивающих средств.

При уточнении синдрома гиперактивности у малыша из жизни ребенка полностью исключают напряженность и стрессовые факторы – при стрессовых ситуациях симптомы нервного напряжения и нестабильности психики усугубляются.

Кроме этого нужно:

  • всегда четко и конкретно формулировать задачи с наименьшим количеством слов – это облегчит их понимание ребенком;
  • обязательно необходима организация определенного режима дня – это значительно упорядочит психические процессы у малыша;
  • старайтесь создать максимально комфортные условия для жизни ребенка – без напряжения и стрессов, резких перепадов климатических и часовых поясов;
  • постарайтесь упорядочить, а не ограничивать физическую активность ребенка – запишите его в спортивную секцию, на плавание.

Такие дети в большинстве случаев нуждаются  в медикаментозной терапии,  но в сложных случаях применяют также транскраниальную микрополяризацию,  которая представляет собой  воздействие слабого постоянного тока на участки головного мозга.

врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник