Основные синдромы детей дошкольного возраста
Детские расстройства, охватывающие период от рождения до 16-летнего возраста, не всегда распознаются в момент своего возникновения. Это можно обьяснить тем, что дети не столь глубоко проникают в свое собственное психическое функционирование, как это свойственно взрослым, и если ищут помощи, то полагаются на опекунов (в основном, на родителей), видя в них защитников, когда нуждаются в помощи.
Если, например, ребенок не говорит к определенному возрасту, то воспитатель с возрастающей тревогой относится к подобному свидетельству анормального развития, и встревоженное состояние опекуна может негативно сказаться на ребенке. Поэтому воздействие между ребенком и воспитателем способно усугублять (или смягчить) проблемы обоих. Поведение детей может нарушиться важными событиями в их жизни — утратой семьи, переездом или такими неизбежными трудностями, как поступление в школу. Процесс взросления представляет собой взаимодействие между генетическими факторами и условиями окружающей среды, и некоторое нарушение в раннем детском возрасте может усугубляться приостановкой или задержкой нормального развития. Однако развитие человека является гибким и адаптивным процессом, предназначенным для выживания в неблагоприятных условиях, в генетической программе которого предусмотрен механизм возвращения на путь нормального развития.
Парадигмы анормальной психологии, можно рассматривать применительно к заболеваниям как взрослых, так и детей, но есть основания считать их более важными для детских заболеваний.
Биологические изменения, происходящие в детстве, намного стремительнее и глубже тех, что имеют место во взрослой жизни. Детям приходится адаптироваться к меняющемуся образу тела, гормональному всплеску и развитию нервной системы, что постоянно видоизменяет их отношения с миром.
Пик поведенческого научения приходится на детство, и в этом периоде непроизвольно формируются многие неадекватные виды поведения, а также страхи. Родителям, которые высказывают внимание к вспышкам детского гнева и потакают требованиям ребенка, приходится смириться с бранью и тогда, когда такие вспышки входит в стиль жизни ребенка по мере его взросления (и роста).
Детский период у людей намного продолжительнее, чем у животных, которые рождаются независимыми и подготовленными к выживанию. Наличие в детстве надежной физической и эмоциональной привязанности жизненно важно для выживания человеческого младенца в естественных условиях. По Боулби, разрыв этой связи в раннем периоде ( в возрасте от 6 месяцев до 6 лет) или материнская депривация приводят к большим психическим нарушениям и криминальному поведению в дальнейшем.
Теория семейных систем. Семья рассматривается при этом подходе как динамическая и функциональная саморегулирующая единица, в которой существуют свои права и особенности. Изменения внутрисемейных отношений затрагивают всех ее членов, и семейная единица может находиться в состоянии дисбаланса до тех пор, пока нормальные силы взаимодействия не возвратят ей равновесие. В соответствии с этим подходом, ребенок, живущий в дисфункциональной семье, страдает из-за негибкости ее динамических характеристик, неполноправных отношений и неспособности семьи адаптироваться к изменяющимся требованиям, выполнение которых позволяет оставаться ее членом. Другие семейные подходы опираются на теорию семейных коммуникаций, которая рассматривает стиль коммуникации между членами, и теорию семейных структур, которая анализирует дисфункциональные семейные структуры — например, внутрисемейный «сговор» против других членов семьи.
Расстройства, начинающиеся в детском возрасте.
Умственная отсталость. Диагноз «умственная отсталость» может быть поставлен в случаях, когда интелектуальное функционирование находится значительно ниже среднего уровня для данной возрастной группы и есть нарушение адаптативного функционирования. Исходным критерием для умственной отсталости является IQ ниже 70 и с дальнейшим подразделением на легкую, умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость.
Расстройства научения. При их наличии успеваемость оказывается значительно ниже уровня, предусмотренного для данного возраста. В подклассах расстройств научения уточнены сферы неуспеваемости: нарушения чтения и письма, счета и т.д.
Расстройства двигательных навыков. Диагноз ставится в случаях, когда определенные двигательные навыки оказываются значительно ниже интелектуального функционирования и возрастных требований. Главным здесь оказывается нарушение развития координации.
Расстройства развития речи и языка. К специфическим языковым расстройствам экспрессивного типа, смешанного рецептивно-экспрессивного типа и фонологические расстройства, а также заикание. Отдельные формы «детского лепета» широко распространены и могут поддерживаться поведением воспитателей, которые подлаживаются под девиантную речь. Как правило, расстройства развития языка и речи более устойчивы, чем отклонения по типу «детского лепета».
Общие расстройства развития. Симптомы расстройств этой группы проявляются в большинстве аспектов жизни индивида, распространяясь на взрослую жизнь. Наиболее поврежденными оказываются сферы социального и коммуникативного функционирования, включающие в себя стереотипное поведение и ограниченный круг интересов.
Расстройства, связанные с дефицитом внимания и разрушительным поведением. Каждое из этих нарушений включает в какой-либо вид поведения, которое разрушительно для окружающих и пагубно для адаптативных и учебных способностей человека. Эти нарушения могут с большей вероятностью указывать на будущие личностные расстройства и криминальную деятельность, которые, однако, не являются неизбежными. Эти нарушения, как и криминальные действия, чаще встречаются у мужчин, чем у женщин, хотя подобная точка зрения подвергается критике.
Дефицит внимания с гиперактивностью.
Расстройства поведения детей и подхостков.Главным признаком расстройств выступает явное пренебрежение правами и чувствами окружающих, включая правила и законы вообще. Существует четыре главные группы симптомов: 1) агрессивное поведение, способное нанести вред другим людям или животным, стремлением затевать драки или издеваться над другими, зачастую применяя оружие, а также совершать кражи с применением насилия (разбой), изнасилование; 2) нанесение ущерба чужой собственности или воровство, иногда в форме поджога, а чаще — вандализма; 3) склонность к обману, проявляющаяся в лживости, мошенничестве, мелком воровстве и пренебрежением долгом; 4) нарушение норм поведения, включая прогулы, постоянное невозвращение домой ко времени, установленному родителями, нарушение школьных правил и побеги с дома — при этом все перечисленное совершается без видимой причины (например, дурного обращения в прошлом). При постановке диагноза следует учитывать условия, в которых живет или недавно проживал ребенок.
Оппозиционное расстройство неповиновения. Большинство детей время от времени демонстрируют неповеновение, однако, чтобы удовлетворять критериям данного нарушенного поведения, которыми выступают неповеновение, враждебность и вызывающие действия, последние должны быть стойкими и значительно превосходить уровень, который можно ожидать от ребенка соответствующего возраста.
Расстройство пищевого поведения. Многие дети проходят через периоды конфликта со взрослыми в связи с привычками в еде, к которым могут относиться переедание, отказ от еды или поедание несъедобных предметов. В сферу клинического нарушения попадают стойкие нарушения пищевого поведения, сопряженные с ущербом для здоровья.
Тики представляют собой внезапные стереотипные движения или вокализации, которые могут сводиться к простому миганию или похрюкиванию, или быть сложными, включая мимику или внезапно вырывающиеся слова. Подобные эпизоды могут случаться по многоь раз в день, но проявляться неритмично.
Расстройство выделения существует в двух формах, каждая из которых требует повторения эпизодов на протяжении периода свыше трех месяцев. Ребенку должно исполнится как минимум 4 года, чтобы можно было поставить диагноз.
Тревожные расстройства, вызванные разлукой, диагностируется только в случаях чрезмерной тревоги при разлучении ребенка с домашней обстановкой или с человеком, являющимся обьектом привязанности. Перед разлукой ребенок может демонстрировать ряд таких тревожно обусловленных симптомов, как энурез, ночные кошмары и соматические (т.е. «телесные») жалобы, включая головные боли, головокружение, тошноту и боли в животе. Ночное время оказывается для ребенка настоящим испытанием, и он пускается на разнообразные уловки, чтобы его не оставляли спать одного — не считая вставания ночью, чтобы присоедениться к родителям в их постели. Это нарушение связанное сострахом утратить лицо, являющееся обьектом привязанности.
Селективный мутизм (ранее — элективный мутизм) представляет собой намеренное и упорное нежелание говорить об особых (селективных) ситуациях, для которых молчание не типично. Это расстройство чаще встречается у девочек и наблюдается меньше 1 % детей, приводимых в клиник.
Реактивное расстройство привязанностей предполагает привязанность к другим людям в форме, не соответствующей возрасту. Это редкое расстройство, которое тесно связано с патологической опекой (обычно отсутствием заботы о ребенке или жестком обращением).
Стереотипные двигательные расстройства отличаются повторяющимся, нефункциональным поведением (самостимулирующее поведение), которое мешает нормальному поведению. Оно может проявляться в форме самоповреждающегося поведения — кусания себя или биться головой. Связано с умственной отсталостью и может поражать 25% лиц из числа глубоких умственных инвалидов.
Другие расстройства, возникающие в детском возрасте. Существует ряд расстройств, которые могут дебютировать в детстве, но обычно рацениваются как взрослые.
Как правило, аутизм диагностируется в 2-3 летнем возрасте, хотя часто бывает, что ребенок казался «странным» с самого рождения. Диагностика проводится в трех главных сферах. Говоря кратко, ребенок демонстрирует несостоятельность в социальном взаимодействии, коммуникации и гибком мышлении.
Аутизм связывается с перенатальными осложнениями (трудные роды), которые часто приводят к неврологическим повреждениям, а заболевания нервной системы наподобие энцефалита могут повлечь за собой симптомы, напоминающие аутические. К более частому развитию аутизма приводят некоторые заболевания пренатального периода — например, краснуха.
Аутизм является одновременно интрегующим и трагическим расстройством, и почти все его аспекты можно пречислить к категории особых проблем. Для многих заболеваний справедливо, что, изучая их, можно познать некоторые черты, присущие нормальной популяции. Возможно, в нашем непропорциональном высоком интересе к аутизму отражается переоценка меняющихся жизненных условий в нашем все более обезличненном, машинном и бесчувственном мире.
Аутизм является общим и неизлечимым нарушением развития, хотя с проблемным поведением можно справиться путем его модификации. Аутичные индивиды демонстрируют глубокую неспособность к социальным интеракциям, коммуникации и гибкому мышлению. Последнюю недостаточность связывали с неспособностью оценить иные формы мышления других людей или с недостаточной теорией ума. Аутичные индивиды высказывают также навязчивое поведение, манерность и безэмоциональность, однако некоторые из них обладают особыми способностями механистичекого типа. Речь развивается только в 50 % случаев и после оказавается аномальной.
Источник
Болезни раннего детского
возраста и дошкольного периода
Характерной чертой раннего детского возраста является интенсивное развитие функций мозга, речи, движений, совершенствование деятельности важнейших жизнеобеспечивающих систем и органов (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, почек). Темпы роста в целом очень высоки, хотя по сравнению с первым годом жизни намного ниже. Среди заболеваний того периода первое место занимают острые респираторно-вирусные инфекции, острые кишечные, болезни органов дыхания (бронхиты, бронхопневмонии и др.). Часто встречается гиперплазия аденоидов, миндалин с воспалительными процессами, особенно у детей с лимфатическим диатезом, иммунодефицитными состояниями. Наблюдаются манифестные клинические формы аллергического, экссудативно-катарального, мочекислого диатезов. В раннем детском возрасте часто встречаются расстройства нервной системы (неврозы, невропатии, энурез), отравления (бытовые, лекарственные и др.), ожоги и другие травматические повреждения.
Частота всех заболеваний значительно увеличивается в начале посещения детского коллектива в дошкольных учреждениях, поэтому задачей семейного врача перед поступлением ребенка в детские учреждения является санация всех выявленных очагов, лечение отклонений в состоянии здоровья, повышение его иммунологического статуса, а также психоэмоциональная подготовка к новому режиму и условиям детского дошкольного учреждения. У детей дошкольного возраста наиболее распространенными заболеваниями являются ОРВИ, многократно повторяющиеся в течение года, и так называемые детские инфекции, против которых дети не были иммунизированы ранее (корь, паротит, ветряная оспа, краснуха и др.). Значительный удельный вес составляют хронические тонзиллиты, дискинезии желудочно-кишечного тракта, глистные инвазии, а также неврозы, тики, различные нарушения осанки, зрения. Также нередки отравления, нередко встречаются аллергические заболевания, среди которых большой удельный вес имеют спираторный аллергический риносинусит, ларингит, ларингобронхит, бронхиальная
астма, полипозы, аллергические дерматиты; возможны генерализованные аллергические синдромы (реакция на введение сывороток и вакцин, нафилактический шок и другие).
В развитии аллергических реакций большую роль играют дефекты барьерной функции кожи и слизистых оболочек, угнетение неспецифических факторов защиты, блокада бета-2-адренорецепторов бронхов, снижение гистаминопексии крови, особенности обмена простогландинов и кининов, состояние эндокринной системы, формирование условнорефлекторных связей в ходе патологических процессов. Особенно рано аллергические заболевания развиваются у детей с наследственной предрасположенностью, аллергическим диатезом, родившихся у матерей с арушениями
маточно-плацентарной системы как барьера для аллергенов и материнских глобулинов. Сенсибилизация плода происходит также под воздействием
аллергенов пищи, лекарственных средств, при нерациональном питании во время
беременности. Установлена определенная последовательность развития
сенсибилизации и возрастные особенности развития аллергических болезней у детей. Так, для детей первого года жизни ведущим фактором аллергии являются пищевые аллергены с развитием клинических проявлений пищевой аллергии.
С возрастом сенсибилизация к пищевой аллергии уменьшается, появляется повышенная чувствительность к ингаляционным, бытовым, пыльцевым аллергенам, а к 3—5 годам развиваются полипозы, бронхиальная астма. Постепенно нарастает медикаментозная и инфекционная аллергия. В диагностическом плане большую роль играют аллергический анамнез, лабораторное исследование крови и слизи, рентгенологические признаки эмфиземы легких при бронхиальной астме, снижение ЖЕЛ, ФЖЕЛ, увеличение коэффициента Тиффно при спирографии.
Для выявления аллергена используются клинические, кожные, провокационные пробы, а также методы аллергодиагностики: радиоиммуносорбентный тест (РИСТ), радиоаллергосорбентный тест (РАСТ) и др. В иммунограмме выявляется снижение Т-лимфоцитов за счет Т-супрессоров, повышение IgE, дефицит IgA.
Клиника и лечение зависят от локализации патологического процесса. При большинстве нозологических форм показаны гипосенсибилизирующие средства — димедрол, cупрастин, тавегил, фенказол, кларетин, гистолон и др., аскорбиновая кислота и витамин Р, в тяжелых случаях (астматические состояния и анафилактический шок, тяжелые формы аллергозов) — бронхоспазмолитики и муколитики; при аллергодерматозах —местное лечение мазями и болтушками. Диетотерапия и нетрадиционные методы (фитотерапия, БАД, гомеопатия) применяются как в лечебных, так и в профилактических целях.
В противорецидивном лечении, кроме гипоаллергенной диеты и уменьшения контакта с домашней пылью и пыльцой растений, домашними животными, необходимо проводить специфическую гипосенсибилизацию за счет курсов гистоглобулина, интала, задимена; вводить иммунокорректоры (декарис, тималин, вилозен и др.), стимуляторы коркового вещества, надпочечников (глицирам, этимизол), в редких случаях — введение глюкокортикостероидов (бекотил, бекломет, преднизолон). Высокоэффективно санаторно-курортное лечение (местные санатории, соляные шахты, высокогорье, морская вода и др.), рефлексотерапия и физиотерапия, комплексы дыхательной гимнастики (методы Бутейко, Стрельниковой и др.).
ОРВИ
В структуре заболеваний у детей этого возраста ведущее место занимают острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ) и осложнения ОРВИ. Удельный вес детей, часто болеющих в возрасте 3—5 лет, составляет 25—30 %, особенно увеличивается их численность с начала посещения детских учреждений. ОРВИ у детей раннего и дошкольного возраста могут быть обусловлены вирусами гриппа, аденопарагриппозными, респираторно-синцитиальными, другими группами вирусов, вызывающих сезонные подъемы заболевания. Клиника ОРВИ
характеризуется развитием катарального и интоксикационного синдромов. Чем меньше ребенок, тем больше на его состоянии отражается заложенность носовых ходов (нарушение механики дыхания, акта еды), тем чаще развиваются бронхиты и
бронхиолиты. У детей раннего возраста чаще развиваются и острые пневмонии.
Острая
пневмония
Острая пневмония в большинстве случаев является вторичным вирусно-бактериальным процессом, формирующимся на фоне вирусного бронхита. По характеру и распространенности воспалительного процесса выделяют острую очаговую пневмонию, сегментарную, крупозную и интерстициальную. Первые две формы острой пневмонии относят к бронхопневмониям. Этиология бронхопневмоний чаще смешанная (стрепто-, стафило-, пневмококковая и грамотрицательная флора) на фоне аденовирусной и других ОРВИ. При крупозной
пневмонии ведущее место среди возбудителей занимает пневмококк, а при
интерстициальной — микоплазма.
Специфические признаки острой пневмонии, развивающейся на фоне ОРВИ: повышение температуры до 38—39 °С, удерживающееся свыше трех дней, усиление кашля, появление одышки, симптомов интоксикации (апатия, вялость, нарушение сна, аппетита, бледность, цианоз), стойких локальных изменений в легких в виде укорочения или притупления тона над участком инфильтрации и мелкопузырчатых крепитирующих хрипов.
Диагностика острой пневмонии основана на
обнаружении очагов инфильтрации при рентгенографии, в клиническом анализе крови
— обнаружении лейкоцитоза (не менее 15 Г/л), увеличении СОЭ (не менее 20 мм/ч).
Лечение острой пневмонии зависит от возраста и тяжести клинических проявлений. Показаниями для госпитализации детей служат следующие факторы: дети первых
лет жизни, тяжелые формы заболевания, когда необходима интенсивная терапия, отсутствие эффекта от проводимой терапии на дому или затяжное течение пневмонии и угроза развития хронического процесса, неблагоприятные жилищно-бытовые условия.
При лечении острой пневмонии в домашних условиях необходимо организовать стационар на дому с активным наблюдением врача и медицинской сестры до стойкого улучшения и разрешения инфильтративного процесса.
До окончания лихорадочного процесса ребенку назначается постельный режим. Организуют оптимальные условия выхаживания: рациональное питание, достаточное количество жидкости (включая соки, компоты, муссы), проветривание помещения, тщательный уход за кожей, слизистыми оболочками, рациональная одежда и т. д.
При нормализации температуры в течение 2—3-х дней разрешают прогулки в теплое время года, начиная с 10—20 мин. Антибиотикотерапию подбирают в зависимости от возраста, клинического диагноза, тяжести состояния и индивидуальной переносимости. В большинстве случаев лечение острой очаговой неосложненной пневмонии можно начинать с бензилпенициллина или полусинтетических препаратов — ампициллина, оксациллина (ампиокс). При их неэффективности показана комбинaция гентамицина с цефалоспоринами или другие антибиотики широкого спектра действия (амоксациллин, ципролет, рулид). Пути введения антибиотиков зависят от тяжести пневмонии и возраста ребенка.
Симптоматическая терапия применяется как и при ОРВИ: отхаркивающие, противокашлевые, антипиретики, по показаниям — десенсибилизирующая терапия, комплекс витаминов. Частоболеющим детям и при затяжном процессе назначают стимулирующие препараты и иммуномодуляторы.
В комплекс лечения детей, больных пневмониями, включают физиотерапию, массаж, лечебную гимнастику. После основного лечения с целью реабилитации переболевшим детям хорошо назначать фитотерапию, пищевые добавки, дыхательные упражнения по системе Бутейко, Стрельниковой. Хороший эффект дает пребывание под лампой Чижевского.
Особый подход семейного врача требуется и к часто болеющим детям этого периода жизни. Часто болеющие дети относятся ко II группе здоровья, группе риска, поэтому выявление причин заболевания и их устранение — основные условия сохранения их здоровья. Причинами заболеваний являются недостатки санитарно-гигиенического режима, закаливания, нерациональное питание ребенка в семье и в детском дошкольном учреждении, наличие у родителей и других членов семьи хронических заболеваний носа, глотки, бронхов и легких, нерациональное оздоровление детей в летнее время, а зачастую и полное его отсутствие; незаконченное лечение прогрессирующих заболеваний, плохая реабилитация их; отсутствие у родителей элементарных знаний и основ здорового образа жизни.
Врач любого профиля, наблюдающий семью, может легко установить любую из перечисленных причин, определяющих склонность ребенка к повторным респираторным инфекциям. Одной из причин, вызывающих рецидивирующие или хронические инфекции бронхолегочной системы, уха, горла, носа с гипеплазией миндалин, рецидивирующие гнойные инфекции кожи, подкожной клетчатки, экземы, генерализацию инфекций (паразитарных и др.), является вторичное иммунодефицитное состояние, так как созревание иммунной системы у детей дошкольного возраста еще не закончено.
Система оздоровления часто болеющих детей должна включать в себя методы традиционной и нетрадиционной медицины, в том числе ЛФК, физиотерапию, массаж, закаливание с применением водных и воздушных ванн. Для профилактического лечения и санации носа, глотки с гиперплазией аденоидов и миндалин показаны гомеопатические средства (эдас, ИОВ, милокан и др.). Для повышения иммунологического статуса и сопротивляемости к инфекциям необходимо принимать витамины и биологически активные вещества, иммуномодуляторы и
иммунокорректоры.
Боремся за чистоту языка:
выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Источник