Основные понятия нейропсихологии симптом синдром фактор

Основные понятия нейропсихологии симптом синдром фактор thumbnail

Симптом – это внешнее, наблюдаемое, видимое проявление расстройства какой-либо психической функции.

Выделяют первичные и вторичные симптомы:

Первичные – нарушения ПФ, непосредственно связанные с поражением опред. фактора.

Вторичные – нарушения ПФ, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов.

Пример: больной не понимает содержания обращенной к нему речи. Возможные причины: проблемы с деафферентацией звуков (сенсорная афазия); проблемы со слухоречевой памятью; непонимание определенных грамматических конструкций.

Т.е. симптом по своей природе, по психологическим механизмам, многозначен. Один и тот же симптом может возникнуть при поражениях разных зон мозга.

Нейропси квалификация симптома: выявление нарушенного нейропси фактора.

При этом необходимо найти повреждение других психических функций, где основу расстройства составляет тот же самый нейропсихологический фактор.

Т.о., для заключения о локальном диагнозе необходимо сформировать синдром.

Синдром – это закономерное сочетание симптомов, в основе которого лежит один и тот же нейропсихологический фактор (или несколько идентичных).

В отличие от синдрома, в симптомокомплексе нет общего фактора.

Фактор – это работа определенного локуса, обеспечивающая протекание звена психической функции. Это структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся опред. принципом физиологической деятельности, нарушение кот. ведет к появлению нейропси синдрома. Это определенный вид аналитико-синтетической деятельности дифференцированных структур мозга, который одновременно является составляющим звеном ВПФ.

С одной стороны фактор – это понятие психофизиологическое, а с другой – клинико-психологическое. Также это условное понятие, «виртуальное».

Пример: синдром ТПО. Фактор – пространственный и квазипространственный анализ и синтез (СМ. ВОПРОС 4); Фактор слухоречевой памяти (височная доля).

Виды факторов: 1. Модально-специфические (анализ и синтез зрит, такт, и слух инф-ции);

2. Модально-неспецифические: 1) Ассоциативные (работа ассоц.зон коры): пространственные, регуляторные (передние отделы), сукцессивность (развернутая во вр. организация пси деят)-симультанность (по принципы гештальта) – как стратегии обработки инф-ции, межполушарное взаимодействие; 2) Связанные с 1 блоком мозга: инертность-подвижность; энергетический баланс (тонуса).

Синдромный анализ – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных симптомов.

Этапы:

1) Качественная квалификация симптома, выявление нейропси фактора.

2) Первичные и вторичные симптомы; количественный анализ;

3) Анализ сохранных звеньев.

Лурия: Квалификация симптомов – лишь первый этап анализа мозговой организации ВПФ. Необходимо перейти к описанию целого симптомокомплекса – к синдромному анализу.

Функциональная система в целом может нарушаться при поражении большого числа зон, причем при различных по локализации поражениях она нарушается по-разному, то есть, каждая зона мозга ответственная за свой фактор. Нужно выяснить, какие факторы включает психическая деятельность и какие участки мозга составляют ее нервную основу (динамика и структура).

Принцип двойной диссоциации функций: корковый очаг поражения нарушает одни психические процессы, но другие остаются сохранными.

Таким образом, чтобы приблизиться к структурному анализу психологических процессов, нужен тщательный нейропсихологический анализ синдрома и двойной диссоциации, которая возникает при локальных поражениях мозга.

Источник

Нейропсихологический фактор— принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры.

Он является связующим понятием между психическими функциями и работающим мозгом. С одной стороны, фактор является результатом активности определенных функциональных органов мозга, а с другой — играет объединительную роль для психических процессов в их системной функции реализации какого-либо специфического звена.

Инструментом выделения нейропсихологических факторов является синдромный анализ, который включает в себя:

1) качественную квалификацию нарушений психических функций с объяснением причин возникших изменений;

2) анализ и сопоставление первичных и вторичных расстройств, т. е. установление причинно-следственных связей между непосредственным источником патологии и возникающими расстройствами;

3) изучение состава сохраненных высших психических функций.

Основные нейропсихологические факторы:

1) модально-неспецифический (энергетический) фактор;

2) кинетический фактор;

3) модально-специфический фактор;

4) кинестетический фактор (частный случай модально-специфического фактора);

5) фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности;

6) фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний;

7) фактор сукцессивности (последовательности) организации высших психических функций;

8) фактор симультанности (одновременности) организации высших психических функций;

9) фактор межполушарного взаимодействия;

10) общемозговой фактор;

11) фактор работы глубоких подкорковых структур.

Нейропсихологический симптом – нарушение психических функций в результате локальных поражений головного мозга.

Синдром – это закономерное сочетание симптомов, основой которого является нейропсихологический фактор, т. е. определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических симптомов.

Нейропсихологический синдром – слияние нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.

Синдромным анализом называется анализ нейропсихологических симптомов, главной целью которого считается нахождение общего фактора, который полностью объясняет появление разных нейропсихологических симптомов. Синдромный анализ включает в себя следующие этапы: сначала определяются признаки патологии различных психических функций, а затем происходит квалификация симптомов.

Читайте также:  Синдром мартина белл продолжительность жизни

Сенсорные зрительные расстройства.

При нейропсихологическом подходе к нарушению ВПФ, предложенном А. Р. Лурия, следует учитывать все симптомы, возникающие при поражении самых разных уровней анализаторных систем. Е. Д. Хомская выделяет два типа расстройств, возможных при изучении работы различных анализаторных систем: а) относительно-элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (светоощущения, цветоощущения, тон-шкала и пр.) и б) более сложные гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (восприятие формы, предмета, звуков речи и пр.). Первый тип расстройств возникает при повреждении анализаторных систем и первичных зон коры больших полушарий, второй — при поражении вторичных зон коры. Гностические расстройства, возникающие в этом случае, носят название «агнозия». В зависимости от локализации поражения могут быть зрительные, слуховые, тактильные агнозии.

Зрительные агнозии.

Зрительные агнозииподразделяются на:

тотальную агнозию (неузнавание предметов или их изображений);

симультанную агнозию (узнавание предметов и их изображений, но неузнавание изображения ситуации, в которой участвуют эти предметы);

агнозию цвета (цвета различает, но не узнает цвета предметов) и шрифтов (пишет, но не может прочитать);

пространственную агнозию (нарушение ориентировки в пространственных признаках изображения);

лицевую агнозию;

географическую агнозию (неузнавание маршрута или местности).

Результаты клинических наблюдений показали, что при поражении вторичных зон затылочной коры нарушается интегральность восприятия целых зрительных комплексов, что приводит к возникновению феномена неузнавания реальных предметов и их изображений. Такое нарушение зрительного восприятия при поражении вторичных отделов затылочной коры представляет собой распад высшей организации зрительных процессов и называется «зрительная агнозия».

Предметная агнозия — возникает при поражении нижней части вторичных зон затылочной коры. При этом нарушении больной может описать все признаки предмета, но не понимает смысл изображения в целом, не узнает предмет. В такой грубой форме предметная агнозия наблюдается лишь при одновременном поражении нижних отделов вторичных зон височной области левого и правого полушарий. В этом случае больной ведет себя как слепой, хотя и видит предметы. Он постоянно ощупывает их и ориентируется на слух. При одностороннем поражении данная агнозия проявляется при распознавании в затрудненных условиях (контурное, перечеркнутое, наложенное изображение).

Лицевая агнозия (прозопагнозия) возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры правого полушария. Больные не могут различать человеческие лица или их фотографии. При грубой форме лицевой агнозии не узнают мужские и женские лица, детские и взрослые, лица своих родных и близких.

Буквенная агнозия возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры левого полушария, на границе затылочной и височной коры (у правшей). Больные правильно копируют буквы, но не могут их узнать и назвать, в результате распадается навык чтения (первичная алексия).

Оптико-пространственная агнозия характерна для поражения верхних отделов вторичных зон затылочной коры и сопровождается нарушением ориентировки в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов (нарушается лево-правая ориентировка, самостоятельность рисунка, поскольку рисует все отдельно, иногда возникают трудности чтения букв с признаками «лево — право», например, «К» — «Я»). В грубых случаях нарушается ориентировка и в верхне-нижних координатах.

Симультанная агнозия характеризуется сужением объема зрительного восприятия, больной не может одновременно воспринимать два предмета, воспринимает только отдельные фрагменты изображения. Поэтому он не в состоянии поставить карандашом точку в центр круга, так как видит или круг, или карандаш.

Цветовая агнозия проявляется в том, что больные различают цвета, но не говорят, в какой цвет окрашены предметы. Они не могут назвать предметы определенного цвета, у них отсутствует обобщенное представление о цвете, и они затрудняются его классифицировать. Это связано с трудностями категоризации цветов, с образованием определенных цветовых групп.

Тактильные агнозии.

Тактильная агнозия выступает в виде:

астереогнозии (предметы не воспринимаются на ощупь, не распознается материал, из которого они состоят, — агнозия текстуры, или агнозия пальцевая, когда не идентифицируются пальцы рук);

соматогнозии (не узнается схема своего тела).

— Вторичные зоны теменной коры обеспечивают синтез кожно-кинестетических ощущений. При их поражении возникают более сложные по своей симптоматике тактильные агнозии (нарушение узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности). Вторичные зоны теменной области коры больших полушарий занимают большую площадь, и, в зависимости от локализации очага поражения, выделяют два синдрома: нижнетеменной и верхнетеменной.

Читайте также:  Характеристика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Нижнетеменной синдром возникает при поражении нижних постцентральных областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и лица. Он включает в себя следующие симптомы.

Астериогноз (тактильная предметная агнозия) — больной не узнает предметы на ощупь при сохранной сенсорной основе восприятия. При грубых нарушениях может сопровождаться агнозией текстуры объекта.

Тактильная агнозия текстуры объекта — больной не узнает качество материала (шероховатость, гладкость, мягкость и т. п.).

Пальцевая агнозия (синдром Герштмана) — нарушается возможность узнать и назвать пальцы рук на противоположной руке (с закрытыми глазами).

Тактильная алексия (при поражении левого полушария) — с трудом узнают цифры или буквы, написанные на кисти руки. Эта способность тактильного опознания букв появляется после обучения грамоте.

Верхнетеменной синдром возникает при поражении вторичных зон теменной коры, примыкающих к первичным зонам, куда поступает информация от всего тела. Для него характерна соматоагнозия (нарушение схемы тела), которая проявляется в расстройстве узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу, особенно при поражении правого полушария (больной игнорирует левые конечности, «теряет» их, увеличивает, уменьшает, удваивает).



Источник

2. Основные нейропсихологические понятия.
Предметом нейропсихологии является изучение особенностей нарушения психических процессов, состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга.
«Нейропсихологический симптом» – нарушение психической функции (как элементарной, так и высшей), возникающее вследствие локального поражения головного мозга.
«Первичные нейропсихологические симптомы» – нарушения психических функций, непосредственно связанные с локальным органическим повреждением головного мозга под воздействием биологического фактора.
«Вторичные нейропсихологические симптомы» – нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов.
«Нейропсихологический синдром» – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или нарушением) определенного фактора (или нескольких факторов).
«Нейропсихологический фактор» – физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры (участка мозга), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.
«Синдромный анализ» – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов (синоним — «факторный анализ»).
«Нейропсихологическая диагностика» — исследование больных с локальными поражениями головного мозга с помощью нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (т. е. с целью постановки топического диагноза).
«Функциональная система» – физиологическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П. К. Анохина, используемое для объяснения физиологической основы высших психических функций; совокупность афферентных и эфферентных механизмов (звеньев), объединенных в единую систему для достижения конечного полезного результата. Различные по содержанию высшие психические функции (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно различными функциональ­ными системами.
«Мозговые механизмы высших психических функций» (или «мозговая организация психической деятельности») — совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую систему и необходимых для осуществления психической деятельности; морфофизиологическая основа психических функций, синоним «локализации высших психических функций».
«Полифункциональность мозговых структур» – положение, согласно которому мозговые структуры (особенно ассоциативные зоны коры больших полушарий) под влиянием новых афферентных воздействий могут перестраивать свои функции; на этом положении основаны принципы внутрисистемной и межсистемной перестройки высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.
«Норма функции» – понятие, на котором основано нейропсихологическое изучение нарушений высших психических функций. Показатели реализации функции (в психологических единицах продуктивности, объема, скорости и т. д.), которые характеризуют среднюю норму в данной популяции (т. е. показатели, характерные для подавляющего большинства здоровых людей).
«Межполушарная асимметрия мозга» – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает левое и пра­вое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.
«Функциональная специфичность больших полушарий» – специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому или правому полушарию головного мозга, определяемая интегральными полушарными факторами.
«Межполушарное взаимодействие» – особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую целостно функционирующую систему, формирующийся в онтогенезе.

Источник

Нейропсихология
сформировалась в 30-40 годы 20 вв.

Читайте также:  Умственная отсталость симптомы и синдромы

Теоретические
основы заложены:

  • Лурия
    (книги: «Маленькая книжка о большой
    памяти», «Потерянный и возвращенный
    мир», «Основы нейропсихологии», «Высшие
    корковые функции и их нарушение при
    локальных поражениях мозга»).
    Три блока – структурная модель.

  • Выготский
    (книги: «Проблема
    развития и распада высших психических
    функций» «Мышление
    и речь»). Предложил понятие ВПФ.

Характеристики
ВПФ (мышление, память, речь, восприятие):

  • Опосредованность

  • Системность

  • Произвольность

  • Социальность

Основная
проблема
(когда речь идет о мозговой организации)
— локализация ВПФ. Мозг связан с психикой.
Мозг — субстрат психической деятельности.

Существовало
2
крайних точки зрения
— в 20-30 годы:

  1. Узкий
    локализационизм
    (П.
    Брока, К. Вернике, В. Бродбент)

Локализуется
целостная психическая функция и в
отдельных участках мозга. Считали, что
восстановление ВПФ невозможно, предлагали
создавать больным упрощенную социальную
среду, приспосабливать к дефектам

  1. Антилокализационизм
    (Г.
    Гельмгольц, Ч. Шеррингтон, Дж. Экклз).

В
ограниченных участках мозга локализуются
лишь элементарные психические процессы
(зрение, слух, чувствительность), сложные
ВПФ – результат работы мозга в целом,
части которого эквипотенциальны (т.е.
равноценны). Если все психические функции
осуществляются работой мозга в целом,
то нарушение и восстановление психической
деятельности зависит от массы поражения,
которое ведет к общему снижению
психических процессов.

Анохин:
термин Функциональная система
(характеристики):

  1. Это
    союз отдельных участков мозга, которые
    могут быть территориально независимы,
    объединяются для выполнения общей
    задачи.

  2. Каждый
    участок мозга дает специфический
    вклад, а ФС функционирует целостно

ФС
могут меняться по мере формирования
психической деятельности, могут
перестраиваться при локальных поражениях.

  • Пример:

Процесс
чтения: 1)восприятие букв, 2)перешифровка
букв в звуки, 3)перешифровка звуков для
артикуляционного аппарата, 4)объединение
в серийный двигательный набор,
5)перешифровка звуков (слов) в смысл. Для
этого совместно работают: оптический,
акустический, оптико-пространственный
и двигательный анализаторы. Их подвижное
образование – ФС, которая обеспечивает
чтение.

Лурия
пересмотрел понятия

Функция
понимается как ФС.

  • Пример:

Ф-я
письма локализуется в заднелобных,
нижнетеменных, височных и затылочных
отделах коры Л.П, совместная работа –
акт письма, каждая зона – свой вклад.

Локализация
ВПФ (характеристики):

  1. ВПФ
    локализуются как системы. Локализуется
    не ВПФ в целом, а лишь ее составляющие.

  2. В
    основе локализации лежат ФС.

  3. Одна
    и та же функция не имеет постоянного
    места в мозге => динамична. Пример:
    у человека пулевое ранение в левый
    висок, речь нарушена. Логопед и
    нейропсихолог могут восстановить речь
    =>
    локализация изменилась.

Фактор
– собственная функция мозговой структуры,
определенный принцип ее работы. Нарушение
фактора приводит к дефекту всей ФС.

  • Пример:

Симптом
нарушения праксиса ничего не говорит
о локализации, так как праксис – сложная
ФС, которая опирается на сохранность
факторов. Нужно выделить фактор, стоящий
за симптомом.

Понятие
фактора позволило пересмотреть понятие
синдрома. Избирательное нарушение
группы психических процессов, в которую
входит один и тот же фактор, и сохранность
других ВПФ, в чью структуру этот фактор
не входит.

  • Пример:

Поражение
задней трети верхней височной извилины
коры левого полушария (22 поле, зона
Вернике) ведет к выпадению фактора
звукового анализа и синтеза,
в результате – синдром
сенсорной афазии,
в который входят ряд
симптомов нарушений нескольких ВПФ
– звукоразличение, устная эксп и
импрессивная речь, письмо, чтение. Однако
сохранны другие модальности восприятия
(зрительного, пространственного) счетные
операции, конструктивная деятельность,
так как в их структуру не входит этот
фактор.

Симптом
– нарушение психической функции,
возникающее вследствие локального
поражения головного мозга.

Синдром
– закономерное сочетание нейропсихологических
симптомов, обусловленное поражением
(выпадением) определенного фактора (или
нескольких факторов).

Фактор
– структурно-функциональная единица
работы мозга, характеризуется определенным
принципом физиологической деятельности,
нарушение которой ведет к появлению
нейропсихологического синдрома.

Классификация
факторов.

  1. По
    локализации:

  • корковые
    (конвекситальные)

  • подкорковые
    (глубинные)

  • полушарные

  • факторы
    межполушарного взаимодействия

  • общемозговые.

  1. По
    принципу модальной специфичности:

  • Модальноспецифический
    (
    при
    поражении 2 блока г.м)

  • Модальнонеспецифичный
    (
    при
    поражении 1 и 3 блока г.м)

  • Пример:

Синдром
поражения зоны TPO; нарушение пространственного
фактора;
симптомы:
не
могут ориентироваться в положении
стрелок на часах, не могут ориентироваться
в плане или карте, сложность решения
простейших арифметических примеров,
трудности понимания логико-грамматических
структур, понимание простых грамматических
структур сохранно.
Характер
ошибок в пробах зависит еще и от факторов
межполушарного взаимодействия.

Локализовать
функцию — понять строение этой функции,
разбить на звенья, понять какие
физиологические процессы обеспечивают
этот фактор, звено.

Соседние файлы в папке ГОС ОТВЕТЫ(1)

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник