Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней

Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней thumbnail

1. Симптомы и синдромы в терапии и хирургии

© В.В. Леонкин, С.Э. Османов, 2013

Справочник симптомов и синдромов позволит специалисту получить информацию о толковании терминов, с которыми он встречается при чтении специальной литературы или в практической работе. Симптомы и синдромы систематизированы в алфавитном порядке, дана их краткая характеристика.

2. Уроки дифференциального диагноза

© Эрик Р. Бек, 2008

Цель учебного пособия — на конкретных примерах обучить студента дифференциальной диагностике, которая представляет собой важнейший раздел дисциплины «Внутренние болезни». Симптомы и признаки заболеваний — это то, с чем сталкивается любой врач, начиная с первых дней обучения в качестве студента, на протяжении всей своей профессиональной жизни.

Каждая из 33 глав посвящена описанию конкретного симптома или признака — это фундаментальный подход к дифференциальной диагностике, которая базируется на данных клинического обследования и дополнительных тестах. По мере необходимости обсуждаются общие принципы терапии и физиологии.

В конце каждой главы приводится конкретная клиническая ситуация, позволяющая проверять полученные студентами знания. Затем следует подробный разбор, как правильно подходить к решению этой ситуации.

3. Дифференциальная диагностика основных клинических синдромов на догоспитальном этапе

© В.А. Доровских, 2007

4. История болезни и основные клинические синдромы в клинике внутренних болезней

© И.В. Демко, Л.Н. Тисленко, 2004

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы
студентов

5. Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней

© Ф.Ф. Тетенев, 2010

Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с федеральной типовой программой преподавания пропедевтики внутренних болезней. Изложены основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: семиотика и диагностика.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», клинических ординаторов и врачей-интернов.

6. Основные синдромы в гастроэнтерологии

© К.М. Иванов, 2008

Практическое руководство для медсестер.

7. Госпитальная хирургия

© А.Г. Абдуллаев, 2013

8. Основные синдромы заболеваний внутренних органов

©

9. Перечень основных синдромов

©

Методическое пособие для преподавателей и студентов

10. Семиотика и синдромология в гастроэнтерологии

© А.Я. Чепурных, Е.В. Пояркова, Н.В. Коновалова, Р.А. Шамсутдинова, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям по разделу гастроэнтерология, содержит перечень контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

11. Семиотика и синдромология в гематологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, Р.А. Шамсутдинова, 2012

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям
по разделу гематология и артрология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с
Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для
студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

12. Семиотика и синдромология в кардиологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу кардиология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

13. Семиотика и синдромология в нефрологии

© Н.К. Вознесенский, А.Я.Чепурных, 2010

Учебное пособие рекомендовано для самостоятельной подготовки к
практическим занятиям по разделу нефрология, содержит перечень
контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к
каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным
стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских
вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

14. Семиотика и синдромология в пульмонологии

© Н.К. Вознесенский, Е.А. Мухачева, Е.А.Савиных, 2010

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу пульмонология, содержит перечень контрольных
вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

15. Синдромы пропедевтики

©

16. Синдромная диагностика в клинике внутренних болезней

© А.Ю Ионов, О.А. Шевченко, 2014

Методическое пособие предназначено для студентов, интернов, клинических ординаторов, врачей терапевтов. Призвано систематизировать знания и оптимизировать диагностику заболеваний.

17. Внутренние болезни: гастроэтерология

© Л.В. Николаева, В.Т. Хендогина, И.В. Путинцева, 2010

Учебное пособие для аудиторной работы составлено в соответствии с
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
образования по специальности 060101 — Лечебное дело типовой программы
учебного плана по гастроэтерологии. Учебное пособие освещает значение,
цели и план изучаемых тем, содержит вопросы по исходному и итоговому
контролю знаний (тесты, ситуационные задачи).

Источник

1. Пропедевтика внутренних болезней

© М.М. Петрова, 2006

Учебное пособие для студентов очной и заочной формы обучения факультета высшего сестринского образования.

Рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности — Сестринское дело

2. Пропедевтика внутренних болезней. Пульмонология

© В.Т. Ивашкин, 2011

В учебном пособии в систематизированной и полной форме описаны методики объективного обследования пациентов с патологией системы органов дыхания, представлены основные симптомы и синдромы. Теоретический материал дополнен цветными иллюстрациями, рентгенологическими и компьютерными фотоснимками. Для лучшего закрепления информации и итоговой проверки знаний даны тестовые задания и ответы к ним.

3. Пропедевтика внутренних болезней. Кардиология

© В.Т. Ивашкин, 2011

Учебное пособие. Теоретический материал дополнен цветными иллюстрациями, рентгенологическими и компьютерными фотоснимками. Для лучшего закрепления информации и итоговой проверки знаний даны тестовые задания и ответы к ним.

4. Внутренние болезни

© Н.И. Федюкович, 2011

В настоящее время главной задачей медицинских училищ является качественная подготовка учащихся, сочетающая получение ими глубоких теоретических знаний с усвоением практических навыков. Данный учебник не только знакомит с основными заболеваниями внутренних органов, ной создает основу для практической деятельности будущих медиков. С этой целью теоретический материал дополняется контрольно-ситуационными задачами, предлагающими обосновать определенный метод ухода за больными, и логическими схемами для оказания доврачебной помощи в условиях поликлиники и стационара.

Учебник предназначен для учащихся медицинских училищ и лицеев.

5. Атлас клинической медицины. Внешние признаки болезней

© А.Ф. Томилов, 2011

6. Здоровый человек и его окружение

© С.Р. Волков, М.М. Волкова, 2005

В учебнике освещены современные представления о здоровье, потребностях человека, способах их удовлетворения и роли сестринского персонала в поддержании здоровья. Представлены основные показатели, отражающие демографическую ситуацию в России и мире, анатомо-физиологические, психологические особенности здоровых людей разного возраста, их потребности и возможные проблемы, способные оказать влияние на здоровье в различные возрастные периоды, а также основные направления сестринской деятельности по сохранению здоровья здорового человека.

Материалы, изложенные в учебнике, соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта последнего поколения.

Для студентов медицинских колледжей и медицинских училищ, обучающихся по специальностям «Лечебное дело»; «Акушерское дело»; «Сестринское дело».

7. Основы диагностики и лечения заболеваний внутренних органов

© А.В. Никитин, Л.В. Васильева, 2013

В учебном пособии излагаются аспекты диагностики заболеваний внутренних органов-расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация, основные лабораторные и инструментальные методы, их особенности при заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, желчеотделения, кроветворения и эндокринной системы. Описаны основные клинические синдромы, характерные для патологических состояний различных органов и систем. Вторая часть пособия посвящена частной патологии, где освещены вопросы этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и лечения основных заболеваний внутренних органов.

8. Полный справочник анализов и исследований в медицине

© М.Б. Ингерлейб, 2014

Эта книга является уникально удобным инструментом работы врача – и не менее удобным справочником пациента. Под одной обложкой собраны методики клинического анализа с их стандартами и значениями и методики медицинских исследований с технологией подготовки к прохождению исследования и другими нюансами.

Развернутые предметные указатели облегчают пользование книгой, позволяют врачу быстро распланировать адекватный план обследования больного, а пациенту понять, что именно написано во врачебном заключении и не переживать попусту, что врач не нашел времени все подробно объяснить

9. Расспрос больных в клинике внутренних болезней

© Ф.Ф. Тетенев, Т.Н. Бодрова, 2010

Пособие посвящено наиболее сложному и менее всего изученному в дидактическом отношении разделу общей и частной диагностики – исследованию субъективных проявлений заболеваний внутренних органов.

Представлены жалобы больных, описаны механизмы их возникновения с учетом данных современной науки и их семиотика. Жалобы сгруппированы по основным системам организма, что предусматривает полное систематическое обследование больного в клинике. Рассмотрены пути расспроса больного по этапам формирования диагностической гипотезы при полном и амбулаторном вариантах обследования, а также некоторые проблемы общения с больными.

Для врачей различных специальностей и студентов, изучающих внутренние болезни.

10. Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней

© Благовещенск – Владивосток , 2010

Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с федеральной типовой программой преподавания пропедевтики внутренних болезней. Изложены основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: семиотика и диагностика.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», клинических ординаторов и врачей-интернов.

11. Терминологический словарь (тезаурус) по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней»

© А.С.Мелентьева, Г.Ю.Голубева, 2011

Рабочая программа учебной практики

12. Схема клинического обследования больного при изучении пропедевтики внутренних болезней

©

13. Клиническая терминология по курсу пропедевтики внутренних болезней

© М.С. Присяжнюк, 1991

Методические рекомендации

14. Методы исследования объективного статуса

©

15. Нормы лабораторно-инструментальных показателей

©

16. Основные лабораторные показатели (нормы)

©

17. Семиотика и синдромология в гастроэнтерологии

© А.Я. Чепурных, Е.В. Пояркова, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу гастроэнтерология, содержит перечень контрольных
вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

18. Семиотика и синдромология в гематологии. Семиотика и синдромология при заболеваниях суставов

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, 2012

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям
по разделу гематология и артрология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с
Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для
студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

19. Семиотика и синдромология в кардиологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу кардиология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

20. Семиотика и синдромология в нефрологии

© Н.К. Вознесенский, А.Я. Чепурных, 2010

Учебное пособие рекомендовано для самостоятельной подготовки к
практическим занятиям по разделу нефрология, содержит перечень
контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к
каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным
стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских
вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

21. Семиотика и синдромология в пульмонологии

© Н.К. Вознесенский, Е.А. Мухачева, 2010

Учебное пособие рекомендовано для самостоятельной подготовки к
практическим занятиям по разделу нефрология, содержит перечень
контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к
каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным
стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских
вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

22. Схема истории болезни

©

23. Схема истории болезни (терапия)

©

24. Схема истории болезни (хирургия)

©

25. Общие основы диагностики и лечения заболеваний

©

26. Общие сведения из пропедевтики хирургических болезней

©

27. Обследование хирургического больного

© А.И. Кечеруков, 2009

29. Врачебные методы диагностики

© В.Г. Кукес, 2006

30. Диагностика без анализов и врачевание без лекарств

© Н.А. Магазаник, 2014

Эта книга показывает, что уже во время первой встречи с больным, когда врач пользуется только расспросом, осмотром, пальпацией, перкуссией и аускультацией, можно диагностировать болезнь в подавляющем большинстве случаев. Вдобавок, умелое проведение этой встречи вызывает у больного доверие и симпатию к врачу. Каждый больной нуждается не только в лекарстве или в операции, но и в моральной поддержке. Автор дает подробные советы, как поступать, чтобы не только выяснить диагноз, но и успокоить тревогу больного, заразить его своим оптимизмом и вдохнуть надежду на благоприятный исход лечения. В результате лечение начинается еще до того, как больной получит рецепт и направления на анализы.

Автор намеренно избрал стиль дружеской беседы старого доктора с молодыми врачами, чтобы заинтересовать читателя и облегчить усвоение материала.

31. Дополнительные методы обследования больного в терапевтической практике (в двух частях)

© Л.С. Поликарпов, Е.В. Балашова, Е.О. Карпухина, 2011

Эта книга показывает, что уже во время первой встречи с больным, когда врач пользуется только расспросом, осмотром, пальпацией, перкуссией и аускультацией, можно диагностировать болезнь в подавляющем большинстве случаев. Вдобавок, умелое проведение этой встречи вызывает у больного доверие и симпатию к врачу. Каждый больной нуждается не только в лекарстве или в операции, но и в моральной поддержке. Автор дает подробные советы, как поступать, чтобы не только выяснить диагноз, но и успокоить тревогу больного, заразить его своим оптимизмом и вдохнуть надежду на благоприятный исход лечения. В результате лечение начинается еще до того, как больной получит рецепт и направления на анализы.

Автор намеренно избрал стиль дружеской беседы старого доктора с молодыми врачами, чтобы заинтересовать читателя и облегчить усвоение материала.

32. Ключевые моменты диагностики внутренних болезней

© Ж.Д. Кобалава, 2011

Предназначено для студентов III курса медицинского
факультета специальности «Лечебное дело».
Подготовлено на кафедре пропедевтики внутренних болезней
РУДН.

33. Методы непосредственного исследования больного

© В.А. Добрых, 2010

Утверждено центральным методическим советом Дальневосточного
государственного медицинского университета в качестве учебного
пособия для студентов, обучающихся
на лечебном и педиатрическом факультетах.

34. Непосредственное исследование живота и органов брюшной полости

© А.Ф. Томилов, 2006

В пособии подробно изложены и проиллюстрированы как широко известные, так и редко
практикуемые врачами методы непосредственного исследования живота и органов
брюшной полости. Детально описаны все способы пальпации и перкуссии, показана роль
осмотра и аускультации, а также представлены другие методы непосредственного исследования.
Знакомство с многообразием способов позволит исследователю выбрать наиболее
приемлемые в конкретных ситуациях и адаптировать их к своим индивидуальным способностям.
Имеются тесты для контроля знаний по данной теме.

35. Эталон академической истории болезни по хирургии

© А.А. Сысолятин, 2011

В пособии подробно изложены и проиллюстрированы как широко известные, так и редко
практикуемые врачами методы непосредственного исследования живота и органов
брюшной полости. Детально описаны все способы пальпации и перкуссии, показана роль
осмотра и аускультации, а также представлены другие методы непосредственного исследования.
Знакомство с многообразием способов позволит исследователю выбрать наиболее
приемлемые в конкретных ситуациях и адаптировать их к своим индивидуальным способностям.
Имеются тесты для контроля знаний по данной теме.

Источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ ГОУ ВПО АМУРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОУ ВПО ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней

(учебное пособие для студентов,

обучающихся по специальности «Лечебное дело»)

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России в качестве учебного пособия

для студентов медицинских ВУЗов

Благовещенск – Владивосток

2010

УДК 616-07

Р е ц е н з е н т ы: Ф.Ф. Тетенев – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней ГОУ ВПО Сибирского государственного медицинского университета; В.А. Добрых – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтической терапии ГОУ ВПО Дальневосточного государственного медицинского университета.

М51 Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: Учебное пособие /Под редакцией проф. И.Г. Меньшиковой. – Благовещенск, 2010. – 56 с.

Учебное пособие утверждено на заседании Центрального координационного методического совета ГОУ ВПО Амурская государственная медицинская академия.

Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с федеральной типовой программой преподавания пропедевтики внутренних болезней. Изложены основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: семиотика и диагностика.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», клинических ординаторов и врачей-интернов.

Авторы: зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней ГОУ ВПО АГМА, д.м.н., профессор И.Г. Меньшикова; заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней ГОУ ВПО ВГМУ, член-корреспондент РАМН, д.м.н., профессор Б.И. Гельцер; сотрудники кафедры пропедевтики внутренних болезней ГОУ ВПО АГМА: доцент Н.В. Лоскутова, к.м.н. И.В. Скляр.

© 2010, ГОУ ВПО Амурская государственная медицинская академия, ГОУ ВПО Владивостокский государственный медицинский университет

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………3

Болезни органов кровообращения……………………………………………………….4

Синдром митральной недостаточности………………………………………………….4

Синдром митрального стеноза……………………………………………………………5

Синдром аортальной недостаточности…………………………………………………..6

Синдром аортального стеноза…………………………………………………………….8

Синдром трикуспидальной недостаточности……………………………………………9

Синдром артериальной гипертензии…………………………………………………….10

Синдром острой коронарной недостаточности………………………………………….11

Синдром сердечной недостаточности……………………………………………………12

Синдром хронической сердечной недостаточности…………………………………….13

Болезни органов дыхания………………….………………………………………………15

Синдром уплотнения легочной ткани……………………………………………………15

Синдром бронхиальной обструкции…………………………………………………….16

Синдром повышенной воздушности легочной ткани

(эмфизема легких)…………………………………………………………………………………….17

Синдром ателектаза………………………………………………………………………18

Синдром скопления жидкости в плевральной полости………………………………..19

Синдром скопления воздуха в плевральной полости

(пневмоторакс)……………………………………………………………………………20

Синдром полости в легком………………………………………………………………21

Синдром дыхательной недостаточности …………………………….…………………23

Синдром гипертензии малого круга кровообращения…………………………………25

Синдром хронического легочного сердца………………………………………………26

Болезни органов пищеварения (желудка и кишечника)……………………………….27

Синдром желудочной диспепсии………………………………………………………..27

Синдром нарушения эвакуации из желудка…………………………………………….27

Синдром кишечной диспепсии…………………………………………………………..28

Синдром желудочно – кишечного кровотечения……………………………………….28

Болезни печени……………………………………………………………………………29

Синдром паренхиматозной желтухи………………….………………………………….29

Синдром механической желтухи……………………..…………………………………..29

Синдром гемолитической желтухи………………..….…………………………………..30

Синдром портальной гипертензии………………….…….………………………………30

Гепатолиенальный синдром……………………..………………………………………..31

Синдром печеночной недостаточности…………………………………………………..31

Болезни органов мочевыделения…………………………………………………………33

Нефритический синдром…………………………………………………………………33

Нефротический синдром…………………………………………………………………33

Отечный синдром…………………………………………………………………………34

Синдром почечной эклампсии……………………………………………………………35

Синдром хронической почечной недостаточности, уремии……………………………35

Болезни эндокринной системы…………………………………………………………..37

Синдром диабетической комы……………………………………………………………37

Синдром гипогликемической комы………………………………………………………37

Синдром повышения функции щитовидной железы (тиреотоксикоз)…………………38

Синдром понижения функции щитовидной железы (гипотиреоз)……………………..39

Болезни органов кроветворения………………………………………………………….40

Синдром анемии…………………………………………………………………………..40

Миелопластический синдром……………………………………..………………………42

Тестовый контроль знаний……………………………………………………………45-53

Эталоны ответов……………………………………………………………………….54-55

Литература…………………………………………………………………………………56

ВВЕДЕНИЕ

Учение о методах распознавания болезней носит название диагностики. Диагностика,

как наука, изучает анатомо-физиологические особенности человека и связи его с окружающей средой. Распознавание болезней основывается на исследовании больного и изучении проявлений или симптомов заболеваний. Симптомы подразделяются на субъективные, которые являются отражением в сознании больного объективных изменений в организме, и объективные — признаки заболеваний, выявляемые при обследовании боль-

ного врачом.

Построение диагноза основано на так называемом синдромном принципе диагностики, который требует от врача умения выделить в многообразной клинической картине заболевания основные синдромы, из которых и складывается диагноз данной нозологической формы. Синдром — это совокупность симптомов, объединѐнных единым механизмом происхождения. При таком подходе любой отдельно взятый симптом оценивается не изолированно, а как проявление общего синдрома. Синдромный уровень диагностики повышает качество обследования больного и точность постановки диагноза.

Данное методическое пособие предназначено для студентов III курса, ознакомит их с основными клиническими синдромами, которые изучаются на кафедре пропедевтики внутренних болезней, и будет способствовать формированию у студентов основ клиничес-

кого мышления.

БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ

СИНДРОМ МИТРАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

Митральная недостаточность (insufficientia valvulae mitralis) –

недостаточность митрального клапана вследствие неполного смыкания его створок во время систолы левого желудочка.

Этиология: различают органическую и относительную митральную недостаточность. Органическая митральная недостаточность встречается при ревматизме, атеросклерозе, инфекционном эндокардите; относительная развивается за счѐт расширения левого желудочка при миокардитах,

кардиопатиях, дистрофии миокарда, кардиосклерозе, остром инфаркте миокарда.

Патогенез: регургитация крови в систолу из левого желудочка в левое предсердие вследствие неполного смыкания створок митрального клапана,

повышение давления в лѐгочной артерии (рефлекс Китаева), гипертрофия и дилатация левого предсердия и левого желудочка, на поздних стадиях — гипертрофия и дилатация правого желудочка.

Жалобы: одышка, кашель, кровохарканье, боли в сердце, сердцебиение,

при застое в большом круге кровообращения – отеки на ногах, чувство тяжести в правом подреберье.

Осмотр, пальпация: верхушечный толчок смещѐн влево, сильный,

высокий, разлитой.

Перкуссия: смещение верхней границы относительной тупости сердца вверх, левой — влево, на поздних стадиях: правой — вправо.

Аускультация: ослабление I тона на верхушке сердца (отсутствие периода замкнутых клапанов); грубый систолический шум на верхушке сердца,

проводящийся в подмышечную область; акцент II тона во втором межреберье слева (повышение давления в малом круге кровообращения).

ЭКГ: признаки гипертрофии левого желудочка и левого предсердия.

ФКГ: снижение амплитуды I тона на верхушке сердца; сливающийся с I

тоном, убывающий систолический шум на верхушке сердца; увеличение амплитуды II тона во втором межреберье слева.

4

ЭхоКГ: фиброз створок митрального клапана, отсутствие смыкания их в систолу, гипертрофия и дилатация левого желудочка, дилатация левого предсердия; в зависимости от степени лѐгочной гипертензии — увеличение размеров правых камер сердца; эходопплеркардиография – регургитация крови из левого желудочка в левое предсердие во время систолы.

Рентгенография: митральная конфигурация сердца (сглаженность

«сердечной талии»), расширение левого желудочка, расширение дуги лѐгочной артерии.

СИНДРОМ МИТРАЛЬНОГО СТЕНОЗА

Митральный стеноз (stenosis ostii atrioventricularis sinistra) – сужение левого атриовентрикулярного отверстия.

Этиология: ревматизм.

Патогенез: затруднение тока крови в диастолу из левого предсердия в левый желудочек через суженное митральное отверстие, гипертрофия и дилатация левого предсердия, лѐгочная гипертензия (рефлекс Китаева), гипертрофия и дилатация правого желудочка, правого предсердия, венозный застой в системе большого круга кровообращения.

Жалобы: боли и перебои в области сердца, сердцебиение, одышка,

приступы удушья по ночам (сердечная астма), кашель с пенистой мокротой,

кровохарканье, отѐки на ногах, чувство тяжести в правом подреберье, осиплость голоса.

Осмотр: «митральный нанизм» (отставание в физическом развитии),

вынужденное положение (ортопноэ), «facies mitralis» (румянец с цианотическим оттенком), акроцианоз, отѐки на ногах, набухание шейных вен, эпигастральная пульсация.

Пальпация: верхушечный толчок ослаблен, на верхушке — диастолическое дрожание («кошачье мурлыканье»); толчок правого желудочка; эпигастральная пульсация,