Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии thumbnail

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

Общие сведения

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.

В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Классификация ОНР

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:

  • неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
  • осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
  • грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития — «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.

Характеристика ОНР

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Логопедическое обследование при ОНР

На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи — способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.

Прогноз и профилактика ОНР

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.

Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

Источник

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

Девочки,расскажите у кого из детей стоял такой диагноз разговорились? Или нет? И что помогло? Понимаю,что всем помогает разное,но все же. У меня ребенку 3,4 при рождении была гипоксия и инфекция ( неизвестная)… Состоим на учете у невролога,занимаемся логопедом,дома ЛФК…И как то медленно очень все идет. Есть лепет,слова мама,папа — стандартный набор,звукоподражания животных или говорит слова первыми слогами. Очень медленная,робкая,неуклюжая. … Скоро идти пмпк. И как то и психиатр в поликлинике и логопед говорит ,что у нас онр1 моторная аллалия. И честно говоря оч.расстроена и измотана с рождения по врачам и процедурам и уже как то надежды даже нет,что все будет хорошо и мой ребенок будет ГОВОРИТЬ!.(((

нам 4,5 моторная аллалия, тоже измотана врачами и процедурами,но потихоньку, толчками появляются новые слоги и учимся их составлять в слова, слова и фразы чаще заучиваем, спустя время начинает пользоваться ими самостоятельно, набирайтесь терпения без него никак

у знакомых дочь с алалией заговорила в 6,5

Нам 3,5 тоже недавно поставили моторную аллалию. Ставим второй курс кортексина (первый нам как об стенку горох), вот только начали заниматься с логопедом. Из слов только сейчас начала твердо меня ассоциировать со словом «мама» и подражать животным, до этого ничего этого не было. Тут есть целая тема мамочек с детками такого диагноза (сейчас на работе искать не могу). Автор у вас ребенок обязательно заговорит. 🙂 А так да понимаю…. тоже иногда хочется биться головой об стенку…

у нас ОНР1 в анамнезе, моторная алалия. Заговорил в 2.5 , был пропуск фазы лепета , не повторял вообще за взрослыми. К трем годам вывели диагнозы. На сегодняшний день ровно 5 лет , осталось ОНР 3ст. Стоят все звуки, речь хорошая. Можно сказать, что разговаривает лучше некоторых сверстников, даже дизартрию нам сняли. НО! Мы из реа центра не вылезали. ИРТ, Массажи, логомассажи, электролечение, уколы, таблетки, в общем все что можно .

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

Аноним автор темы:

Есть лепет,слова мама,папа —

Ваш ребенок уже говорит.
Значит, дело только за вами — учите, занимайтесь.

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

Iriska mama,

Аноним,

Спасибо за поддержку,ее так не хватает(. А мамочки и подруги у кого дети говорят они этого не понимают и поговорить то не с кем(.
Да,вроде как есть слова,но логопед и невролог говорят этого мало,это плохо,посмотришь на детей нашего возраста уже все стихи рассказывают и с друг дружкой знакомяться,а мой как странный ходит ничего не может сказать,только как обезьянка за ними все повторяет.
И честно ,уже эти занятия с логопедом на звуки,а,о,у,и только расстраивают . Одни звуки,а толком слов нет (

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

Puzo_bok,
Подскажите про реацентр? Стоит ли туда ходить? Мы где только не было,но до туда еще не добрались

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

Аноним автор темы:

Спасибо за поддержку

Поддерживать вас пока рано, за три года устать не от чего.
Логопеда меняйте, если не устраивает, сама дома занимайтесь, требуйте от ребенка.
Врачи пытаются ускорить вас, значит, вы можете ускориться.

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

Онр и у нас было. Но без моторной алаллии. Хотя кто его знает, логопед у этому диагнозу склоняется. Невролог сейчас выставил дизартрию и онр2. Но почти 3 уже. Лечим,занимаемся. Заговорил относительно понятно после 3х, ближе к 3.6.
Идите в тему речевиков. Там много советов и рекомендаций. Да и девочки всегдп помогкт

Аноним,
Правда, найдите другого логопеда, который умеет работать с такими детьми и помимо контекстная надо физиологической, конечно, подключать

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

Аноним автор темы:

будет ГОВОРИТЬ!.(((

будет говорит, только не сразу, а постепенно, шаг за шагом, возможно к школе не уложитесь и придется в коррекционную идти. Осторожно с препаратами и изпроцедурами, которолируйте ЭЭГ, возможна эпиактивность на фоне их. Сейчас очень много речевиков, никто не говорит почему, откуда столько. Я полагаю, что из-за сотовой связи, мы ходим беременные, носим телефоны в карманах и сумках, как они влияют на плод никто не изучал, да и если будет правда, нам ее никто не скажет. Да, и мы сами не откажемся от телефонов.

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

Версия 2:

найдите другого логопеда

Легко сказать. А вы вот попробуйте, найдите такого, не каждый возьмется за сложного, им проще с легкими случаями работать , да и результат очевиден, а тут еще не понятно когда и претензии родителей не за горами…Понимаете?

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

Девочки, а киньте пожта ссылку на общение речевиков. Нам пока 1,8…но что то молчим (((. Надо уже действовать и с чего начинать?

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

Да,хорошего логопеда найти трудно. Вот наш логопед вроде и занимаемся и звуками и крупной моторикой (прыгают и т.д) ,но мне тоже есть моменты не нравится,что она ребенка не хвалит,не говорит,молодец,умничка))) может это и глупо,но ребенка такие слова стимулируют,а она как мне кажется не много психует,что ребенок заторможен,сразу может не понять или сделать не правильно,но ведь и скидка на возраст должна быть,итак стоить 40 мин и все делает,что скажешь,бывает задумается,смотрит по сторонам,летает где то ,а это логопеду не нравится(. Вот и думаю,хороший ли она логопед? Сможет ли помочь нам?

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

Аноним автор темы:

Сможет ли помочь нам?

Как давно вы у нее?
Имхо, ребенка надо на речь выводить, раз он уже говорящий, тренировать: бабаба, дадада, скажу на, скажи дай, скажи не, чтобы он использовал это в ежедневной речи
А прыгать в другом месте можно.
И за другие деньги.

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

Аноним,
2 мес мы у нее. До этого были у другого там тоже был другой поход,они пытались фазовую речь вытащить: папа идет, мама на и т.д. или коТ ,а ребенок все конечно,не могли вытащить чтоб слова полностью говорила. Не было развитие мелкой и крупной моторики.

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

У вас из крайности в крайность, то фразу, то звуки.
Сама можете слова учить?
Сама можете на моторику работать?
Прыгать и что там у вас еще на крупную — сама?
Ребенку уже 3.5, вы как во сне.

Автор, на юмаме есть тема для мамочек речевых деток, сама в своё время перечитала её.
Мы тоже с дочкой прошли и крым и рЫм уже. ..Ей 4,5, моторная алалия, дизартрия, ОНР 1-2.
Делаем логомассажи, занятия с логопедом-дефектологом каждый день, логоритмика 1 раз в неделю; ритмика 2 раза в неделю, рисование 2 раза в неделю, мягкая школа 1 раз в неделю.
Курсами-БАК, ТКМП,Ультратон на язык,массажи, парафин, иглорефлексотерапия, ноотропы.витамины группы б, омега 3-6 жирные кислоты В июне собираемся в реацентр, тоже попробовать
Связной речи нет.Может сказать-Мама дать (дай) пить, Опять зима, Кошка люся, и всё в таком духе.С кашей во рту, нечетко.
Но мы радёханьки каждому слогу, каждому маленькому слову.

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

Мы занимались в Ресурсе (сейчас многие по их методике занимаются), там пытались вытянуть из ребенка слова простые, например : пума, мука, идем. Методика кстати, читать раньше, чем говорить

аноним,

Мы тоже были в ресурсе на консультации, очередь год! Нереальная!!!
Логопед наша тоже занимается по этой методике.

Онр 1 уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии

EkkerAnna,
Мы тоже стараемся ,что можем проходить . Но всё движется так медленно. И скоро на пмпк переживаю ,что напишут что ребенок отсталый не разговорит ся и т.д и т.п. ну это я уж так, просто нервы не к черту(

EkkerAnna,
Скажите пожалуйста, где вы БАК проходите?
И как совмещаете ТКМП и БАК?
Какой промежуток между процедурами?

Аноним ,

Нет, не переживайте.
Тем более ПМПК всего лишь имеет рекомендательный характер,я критично бы не стала так относиться.
У нашей Леры с интеллектом всё норм, знает всё согласно возраста.Пока ходим в обычный сад, там с ней занимаются по инд.программе, для детей с тяжелыми нарушениями речи

Аноним автор темы:

И скоро на пмпк переживаю ,что напишут что ребенок отсталый не разговорит ся и т.д и т.п. ну это я уж так, просто нервы не к черту(

И чего вы боитесь? Напишут рекомендацию для логопедического сада, они дают именно рекомендацию, вы уже решаете пускать ее в дело или нет. Я в вашей ситуации переживала не то, что мне на ПМПК напишут, а как ребенку помочь. У моей было ОНР1 и МА, и в Ресурс мы только в 5 лет попали, но попали нам там помогли. Сейчас ей 10, есть еще проблемы в речи, но это такие мелочи. Сходите в тему — [url=https://www.u-mama.ru/forum/kids/child-health/524647/index.html]тык[/url] , там много подобных детей и советов от мам. С ребенком просто работать, учить говорить, проговаривать постоянно все слова, заниматься не только на занятиях с логопедом, но и дома. И результат будет. Но говорить вам, как маме, придется очень много, я в то время реально чувствовала мозоль на языке, потому что ребенку проговаривала все с утра и до ночи. Но оно того стоило.

Раньше мне было плевать на все мнения. Но возраст взял свое. Теперь мне плевать еще и на обладателей этих мнений.

Аноним ,

У нас тоже всё ооооочень медленно.В 3,5 вообще были только мама и папа!!!

Аноним ,
Автор, ну по мне дак лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Ведь знав диагноз, реабилитировать проще.
У сына не было моторной алалии.
В 3,5 года поставили ОНР-1 и дизартрия.
Сейчас сыну 5 лет, диагноз ОНР-3, почти все звуки стоят.
Мы все это время много работает, логопед, медикаменты, физио, массаж. Не успеешь от одного курса отойти, как другой подходит.
Каждый день у нас или логопед или спорт секция ( помимо садика). Сейчас ещё нейрокорекции 2 раза в неделю по утрам.
Бывало тоже накрывало, что нет никаких улучшений или почему так медленно, но потом раз и резкий скачок, который придаёт таких сил, что летать хочется.
Если бы все речевые проблемы решались от волшебной таблеточки, то не было бы не речевых садиков не речевых школ и логопед не была бы одной из самых востребованных профессий.
Занимайтесь и не торопите время, все у вас наладится, это очень долгий и не простой к сожалению путь

Источник