Обучение в школе детей с синдромом дауна

Обучение в школе детей с синдромом дауна thumbnail

Родители должны знать, что вне зависимости от особенностей ребёнка ему положена школа. Какая она будет — инклюзивная или специальная — это выбор семьи. 21 марта, в Международный день человека с синдромом Дауна, президент фонда «Обнажённые сердца» Анастасия Залогина рассказывает, почему инклюзивное образование полезно для каждого ребёнка.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Инклюзия предполагает, что потребности особенных детей в школе понимают все: и учителя, и гардеробщицы, и работники столовой, и охранники, и родители типично развивающихся детей. Конечно, преподавателям нужна помощь, чтобы они могли менять учебные материалы и задания, справляться с нежелательным поведением ребёнка, использовать альтернативную или дополнительную коммуникацию. Всё это могут и должны делать специалисты службы сопровождения.

Если у родителей на руках есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии, что ребёнку необходим тьютор, то руководство школы обязано его предоставить. Тьютор — это такой коммуникационный мостик между учителем и учеником. Он помогает ребёнку, когда тот не услышал или не понял задание, адаптирует упражнение под него.

Обучение в школе детей с синдромом дауна

Однако реальность такова, что специалистов, как и достаточного финансирования на дополнительного сотрудника, просто не хватает. В этом случае родители, если у них есть такая возможность, сами нанимают тьютора, который сидит вместе с их ребёнком на уроках.

Что совместное обучение даёт типично развивающимся детям

Когда речь заходит о плюсах совместного обучения, обычно в первую очередь говорят о том, что это очень полезно для детей с особенностями развития. Иногда родители возмущаются, что это смещает вектор внимания со всех остальных в классе. На самом деле исследования показывают, что для типично развивающихся детей в инклюзии тоже много плюсов:

  • снижение страха перед различиями развития, повышение осведомлённости (меньше страха перед людьми, которые выглядят или ведут себя по-разному);
  • рост толерантности к людям с особенностями развития, более эффективное общение со всеми сверстниками, в том числе типично развивающимися;
  • улучшение самооценки;
  • развитие личных моральных и этических принципов (меньше предрассудков, более высокая отзывчивость к потребностям других);
  • развитие дружеских отношений внутри класса.

Почему это хорошо для детей с синдромом Дауна

В первую очередь это даёт им много новых возможностей. Многим из них нужна помощь в развитии социальных навыков и самоконтроля. Трудности во взаимодействии, неумение понимать и контролировать собственные эмоции — все эти проблемы можно разрешить только в социальной среде.

Типично развивающиеся сверстники становятся прекрасными ролевыми моделями, а дети с синдромом Дауна учатся отстаивать свою точку зрения, завязывать дружбу, помогать другим и принимать помощь через подражание. Этим навыкам нелегко научиться у взрослых. «Детская субкультура» — важная часть того, к чему ребята приобщаются в школе.

Исследования показывают, что ученики с особенностями развития лучше учатся читать и считать в инклюзивных классах. У них выше показатели посещаемости, меньше поведенческих проблем. Они чаще заканчивают среднюю школу, чем те, кто учится в специализированных классах, и продолжают своё образование в вузах.

Для детей с синдромом Дауна школа становится моделью реального мира. Ведь независимо от того, имеет ли ребенок трудности в обучении или когнитивном развитии, он будет сталкиваться с разными людьми на протяжении своей жизни. Некоторые люди будут из схожих культур и социальных групп. Другие — нет. Школьная обстановка — идеальная среда, чтобы понять и приспособиться к этим различиям.

Какие проблемы могут возникнуть и как с ними справиться

Когда дети с синдромом Дауна подвергаются насмешкам со стороны сверстников, многим родителям кажется, что первое и вроде бы логичное решение — перейти на домашнее обучение. Но это никак не поможет ребёнку освоить социальные правила и научиться находить друзей. Причина подобных насмешек чаще всего кроется в дефиците знаний о синдроме Дауна.

Обучение в школе детей с синдромом дауна

Исследования показывают, что поведение взрослых (учителей, воспитателей, родителей) во многом определяет отношения между детьми, которые будут складываться в образовательных учреждениях.

Если взрослые позволяют себе негативные или унижающие комментарии о детях, которые отличаются от других, это становится неписаной нормой

Один из способов профилактики буллинга — выбор наставников для детей с особенностями. Он помогает ребёнку с особыми потребностями выполнять задания на уроке, вовлекает его в активности во время перемен и после школы. Наставничество — добровольный выбор, но обычно дети с удовольствием откликаются на это. Конечно же, ребёнку-наставнику нужна помощь и много одобрения со стороны взрослых в том, чтобы правильно выполнять свою задачу.

Если ребёнок не может справиться с тревожностью и испытывает проблемы в общении, стоит подумать о групповой когнитивно-поведенческой работе. В этом случае он становится частью группы ребят не обязательно с синдромом Дауна, но тех, у кого тоже есть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

Детство, несмотря на его важность, занимает небольшую часть нашей жизни. Но учёба в школе готовит учеников к общению с миром. Исследования говорят, что инклюзивное образование ведёт к инклюзии в обществе в целом и на работе. И если ребёнок с синдромом Дауна ходил в специализированное учреждение, ему будет во много раз сложнее адаптироваться в дальнейшем.

Список организаций, оказывающих услуги семьям с детьми с синдромом Дауна — реабилитационные центры, дошкольные и школьные учреждения, спортивные и творческие студии и другие — можно посмотреть здесь.

Фото: Shutterstock

Источник

Уже 20 лет в Гамбурге дети с синдромом Дауна могут посещать обычную общеобразовательную школу. Однако для таких детей эта возможность часто оказывается катастрофой. Занятия не соответствуют их способу воспринимать, действовать, вспоминать и думать. Дети реагируют на неудачу по-разному: мальчики, как правило, демонстрируют нарушения поведения, девочки впадают в депрессию. Порой в качестве защитной реакции их психика вырабатывает симптомы аутизма. Таков мой опыт.

Обучение в общеобразовательной школе без проведения необходимых мероприятий, только в соответствии с принятым сейчас принципом инклюзии заставляет вспомнить о русалочке, из любви к принцу отказавшейся от своих важнейших особенностей, чтобы на неустойчивых ногах войти в мир людей. Рассчитанная на обычных детей, общеобразовательная школа не готова принять особого ребенка.

Все мои попытки убедить родителей бороться за обучение детей в специальной школе для детей с нарушениями речевого развития или особой школе для детей с проблемами обучения за исключением двух случаев потерпели неудачу. Родители хотят для своих детей с синдромом Дауна так много «нормальности», как только возможно. Но «нормальность» для таких детей равнозначна смерти. В общеобразовательной школе как раз действует принцип нормального распределения: в каждом классе есть несколько способных и несколько неспособных детей, а большинство детей не должны выделяться. Но дети с синдромом Дауна совсем другие. Ребенок с синдромом Дауна в общеобразовательной школе так же потерян, как орел в утиной стае. Орел должен летать. В утином классе у него будут обрублены крылья. И утята никогда не получат воз- можности восхищаться его парением под облаками.

История Мии

Мие было около 4 лет, когда она появилась у меня в институте. Шла пасхальная неделя, и я приготовила для нее вырезанные из картона яйца. Некоторые она раскрашивала, на другие приклеивала картинки, на третьих рисовала узоры. Целый час она не говорила со мной. Я нарисовала на зеленой бумаге гнездышко и там же написала: «Счастливой Пасхи для мамы и папы!» Когда пасхальная картинка была готова, Миа проговорила: «Мама и папа».

Когда она пришла ко мне в следующий раз, то сказала: «Ай!» («ай» по-немецки яйца»). Я снова подготовила для нее бумажные яйца. Миа рисовала, раскрашивала и клеила. Я хлопала в ладоши и пела: «Да! Как хорошо то, что Миа сделала сама». Она посмотрела на свой рисунок и произнесла нечто похожее на мои слова.

Обучение в школе детей с синдромом дауна

Для третьей встречи я подготовила смыслообразующие гласные. Через единство действия, его символизации и его голосового и письменного обозначения мы выстраивали стабильную функциональную мозговую систему. Буква, обозначающая гласный звук, была нами освоена в ходе игровой ситуации с любимой куклой Мии, а также «привязана» к значимому для девочки эпизоду жизни. Всё это мы фиксировали в фотографиях и использовали в дальнейшем для запоминания и закрепления. Таким образом, запоминание буквы не было механическим и не строилось на постоянном повторении, а имело надежные смысловые, эмоциональные, кинетические, кинестетические и другие (возможно, сенсорные) связи в психике ребенка.

Уже через шесть недель Миа выучила и произносила все буквы. Она носила свою «книжку звуков и букв» повсюду и показывала бабушке, врачу, логопеду, что она уже знает.

Потом девочка начала при помощи «коробочки для чтения» складывать слова. Я четко диктовала звуки и к каждому звуку делала соответствующий жест рукой. Через три недели Миа стала отказываться от моей помощи, потому что все слова могла выложить сама. Я заметила, что Миа начала со мной коммуницировать: «Я хочу учиться с моей коробочкой». Потом она стала на магнитной доске пластиковыми буквами выкладывать короткие предложения и читать их с помощью соответствующих жестов: «Я покупаю». «Я покупаю хлеб». «Я покупаю мороженое». «Я покупаю мед». «Я покупаю мармелад».

Между тем Миа стала говорить! И родители, и я были поражены огромным скачком в развитии, произошедшим за такое короткое время. Я объясняю это тем, что Миа еще во время сензитивной фазы развития речи с помощью жестов и обучения письму могла развивать и речь. Она начала учиться писать и читать тексты. После каждого часа занятий мы хлопали в ладоши и пели нашу чудную песню: «Да! Как хорошо то, что сама сделала Миа! Браво, Миа!»

После года еженедельных занятий, длившихся один час, Миа с удовольствием училась читать и писать, рисовала, раскрашивала, вырезала и работала с пластилином. Однажды в начале занятия я ее спросила: «Миа, с чего бы ты хотела сегодня начать?» Она ответила: «Я больше не Миа, я Анника. Ты должна меня звать Анника».

Обучение в школе детей с синдромом дауна

Теперь я звала ее Анникой. Возможно, ей не просто нравилось другое имя. Наверное, она чувствовала, что изменилась, что она больше не та Миа, которая пришла ко мне год назад. Как Миа она привыкла к языковому туману, все ее впечатления были нечеткими, размытыми и неясными. Анника означало: «Теперь я понимаю, о чем говорят другие. А другие понимают, что говорю я. Я знаю много, много слов. И целый мир приходит ко мне».

Счастливые родители занимались с ней каждый день. Сияющая Анника показывала мне перед каждым уроком, что она с мамой и папой в течение недели прочитала, написала, нарисовала и сфотографировала. Анника больше не была умственно отсталой. Ее хронологический возраст — пять лет — соответствовал психологическому возрасту дошкольника. И девочка уже знала, что у нее синдром Дауна. Постепенно Анника начала учиться считать. Они с папой покупали булочки, фотографировали их и наклеивали фото в книгу по арифметике, сравнивая, где булочек больше, а где столько же. Так девочка выучила значение символов «больше», «меньше» и «равно». Заниматься математикой значит сравнивать, вычислять, а не просто считать, как она позже, к сожалению, будет делать в школе. Вычисления обозначают для маленького ребенка действия в поле восприятия. Потом эти действия будут символизированы и в итоге преобразованы в действия во внутреннем плане.

В шесть лет Анника была прекрасно подготовлена к школе. Я пробовала объяснить родителям, что самое подходящее для нее — учеба в специальной школе для детей с нарушениями речи или школе для детей с проблемами обучения. Там маленькие классы, все дети имеют проблемы, учителя — коррекционные педагоги.

Родители выбрали обычную школу. Прошло три месяца ежедневного ее посещения Анникой. Она держалась на плаву благодаря тому, что погружалась в мечты, как только входила в класс. Она единственная, кто не получал домашних заданий. Когда в конце моего занятия я хотела спеть с ней песню «Да, как хорошо ты все сделала», она перебила меня: «Да, как хорошо ТЫ все сделала, доктор Манске». Я настаиваю: «Анника, это ТЫ все сделала хорошо». Она смотрит вниз, на стол. Потом говорит: «Меня больше не зовут Анника. Мое имя — Дурочка». На несколько минут повисает тишина. Что я могу сказать?

Однажды бабушка Мии-Анники привела ее ко мне на занятия и сказала, как они счастливы, что Анника ходит в эту замечательную школу. Бабушка счастлива, что со стороны все выглядит нормально. Она не видит, что Анника уже больше не Анника, что ей тяжело.

Я говорю Аннике: «У тебя же есть твои чудесные книги. Когда твоя учительница увидит, что ты можешь считать, писать и читать, она очень обрадуется». Анника молчит.

Я рассказываю родителям, что девочка говорит: «Мое имя — Дурочка». Родители не могут понять почему. Они убеждены, что обычная общеобразовательная школа — это самое лучшее для нее.

Я знаю, что за более чем 20 лет существования интеграционного, а теперь инклюзивного обучения не было ни одного ребенка с синдромом Дауна, который закончил бы общеобразовательную школу в Гамбурге с аттестатом. Хотя мы знаем, что способности таких детей очень сильно варьируются и зависят в числе прочего от культурного окружения, у них до сих пор не было шансов раскрыть свой потенциал. И так и будет продолжаться.

Коллеги, учителя начальных классов и педагоги специальных школ, рассказывают, что в университете их не учили, как проводить занятия с такими детьми. Даже институт повышения квалификации учителей не в состоянии предложить такое обучение, которое могло бы помочь учителям проводить для детей с синдромом Дауна адекватные занятия и готовить подходящие учебные материалы. Умственная отсталость детей — это зеркало нашей неспособности адекватно коммуницировать с ними. Мы всегда должны быть готовы признать нашу собственную беспомощность, отложить в сторону неподходящие знания, словно затупившийся инструмент, и включить интуицию. Вместо этого существует предубеждение: «Эти дети умственно отсталые». И за него твердо держатся все ответственные персоны: политики, врачи, психологи и педагоги, а также многие родители. Это предубеждение ведет их к чувству безнадежности, но, с другой стороны, освобождает от чувства вины перед детьми.

Один отец сказал мне: «Эти мастерские для инвалидов построены не для детей. Наоборот, наши дети программируются для таких мастерских».

Из двух зол выбираем…

Мы знаем, что трисомия­21 не означает, что человеку судьбой предначертано быть умственно отсталым. Многим детям с трисомией удалось освободиться от этой стигмы. Они заканчивают школу с аттестатом, позволяющим им получить профессию, иногда даже учиться в институте и работать по выбранной специальности. В Гамбурге же у особенных детей есть две возможности. Первая — они идут в школу для умственно отсталых, где их стигма умственной неполноценности будет только укрепляться. Когда дети из такой школы приходят ко мне в центр, они часто не умеют читать и писать. Они также не владеют четырьмя арифметическими действиями. Без адекватного духовного и умственного развития дети страдают интеллектуально и психически. Это ведет к развитию патологических защитных механизмов. Их учителя объясняют мне: «Для таких детей самым важным является умение придерживаться социальных правил. Мы готовим их для жизни в мастерской для инвалидов. Выполняя каждый день свою работу, они вполне могут быть счастливы». На мой аргумент о том, что адекватные занятия способствуют их развитию, дают шанс получить знания и профессию, они отвечают: «Мы слышим о формировании психических систем впервые. Мы не обучены подготовке таких детей к получению настоящих знаний. Рабочий день, рутина пожирают нас, мы должны как-то функционировать. Многие коллеги постоянно болеют».

Обучение в школе детей с синдромом дауна

Второй вариант: дети с синдромом Дауна идут в интеграционный класс. Возможно, ребенок в какой-то мере будет социально интегрирован, но педагогическая интеграция при

этом не предусматривается, в классе с 25 учениками невозможно подтягивать ребенка с синдромом Дауна до общего уровня. Так что совместное обучение является не естественным процессом, а социальной обязанностью. В этой школе с самого первого дня таких детей записывают в «умственно отсталые». Если в классе только один ребенок с синдромом Дауна, он становится изгоем. Чтобы выдержать боль одиночества, у него формируются, как я наблюдаю, защитные механизмы, никак не связанные с трисомией­21. Это лишь реакция на неадекватное для психического и духовного развития ребенка социальное окружение.

В общем же это означает, что родители должны выбирать между инклюзивной умственной неполноценностью и инклюзивной умственной изоляцией. Одним из случаев, когда мне удалось убедить родителей не идти по этому пути, был случай с отцом Клары, девочки с синдромом Дауна. После того как он узнал, что ни одна гамбургская школа, написавшая интеграцию на своих знаменах, за 20 лет интеграции не довела ни одного ребенка до аттестата об окончании школы, он добился, чтобы его дочь посещала специальную речевую школу. Там она с успехом учится уже несколько лет. Вполне возможно, что она получит аттестат.

Дети, потерпевшие неудачу в общеобразовательной школе, в специальной речевой школе получают шанс завершить учебу и в дальнейшем освоить профессию. Упразднение таких школ, на мой взгляд, является педагогической катастрофой, по крайней мере пока не появится учебный план для настоящего инклюзивного обучения.

Сайт Института развития функциональных систем мозга: www.christelmanske-institut.de

Источник

Чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе — эти дети не только могут, но и любят учиться, максимум результата можно получить только при максимуме внимания. Если результат недостаточный, значит приложено недостаточно усилия. Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям. Общество должно способствовать формированию личности несмотря на особенности развития, как интеллектуального, так и физического.

Высшее учебное заведение

Особенности

Перед обучением следует определить, что умеет ребенок. Как правило умения и развитие оцениваются по таким признакам:

  1. Как ребенок общается и насколько у него развиты социальные навыки (взаимопонимание, взаимопомощь, поведение в коллективе).
  2. Как он себя обслуживает — ест, одевается и раздевается, умывается.
  3. Развитие крупной моторики — как ребенок ходит, бегает, ползает, прыгает, наклоняется, переворачивается со спины на живот.
  4. Развитие мелкой моторики — это способность управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. К мелкой моторике относится, например захват предмета большим и указательным пальцами «пинцетный захват», а также рисование, застегивание пуговиц.
  5. Развитие речи — во внимание берется не только словарный запас, но и способность выразить свою мысль, четкость произношения, плавность разговора, эмоциональные интонации.
  6. Понимание языка — внимательность к сказанному, способность выполнить указание, скорость реакции на просьбу, реакция на громкие, тихие, простые и сложные фразы как по количеству слов, так и по сложности конструкции предложения (например, понимание сложного и простого предложения, использование синонимов, антонимов, выражений в переносном смысле). Понимание эмоциональности обращения — шутки, строгий разговор.

Пазлы

Дети с синдромом — вполне обычные, но, конечно, есть особенности, из-за которых им труднее осваивать учебный материал:

  • синдром Дауна приводит к тому, что тонкая и крупная моторика может даваться трудно, эти физические данные нужно развивать с помощью упражнений;
  • поскольку основная часть информации воспринимается с помощью слуха и зрения, проблемы с этими органами чувств, которые наблюдаются у детей, также являются фактором, замедляющим обучение, в случае проблем нужно проходить соответствующее лечение и на время лечебных процедур нужно учитывать эти особенности в учебной программе;
  • речь может быть снабжена недостаточным словарным запасом, произношение недостаточно четкое, могут быть проблемы с логическим выражением своих мыслей, но это решается просто интенсификацией обучения, при котором речевые участки мозга быстрее развиваются, эта проблема требует пристального внимания, но она имеет психологическую направленность, а не физиологическую (речевые мышцы укрепляются в процессе работы);
  • ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита, возможна умственная отсталость, которая, впрочем, наверстывается с помощью целенаправленной работы;
  • не смотря на то, что дети усидчивы, им трудно продолжительное время концентрироваться на чем-то одном;
  • новые навыки и понятия нужно многократно повторять, особенно, если они не интересны, поэтому желательно обучение делать в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно выучить; или же просто заинтересовать ребенка, ведь обучение можно проводить в унылой, а можно и в интересной форме, как и с обычными детьми, результат очень сильно зависит от творчества и приложенных усилий учителя, не нужно манипулировать умственной отсталостью, с ребенком нужно работать творчески;
  • нужно работать над образным и логическим мышлением, так как обобщения, обоснование утверждений, умение находить доказательства тому или иному факту у детей как правило затруднены;
  • обращать внимание на такие, казалось бы детали, как расстановка предметов или действий в определенной последовательности, согласно с правилами или закономерностями;
  • не смотря на то, что дети хорошо ориентируются в зрительных пособиях, невербальные задания (на которых нужно показывать без речевого сопровождения), связанные со счетом, классификацией вещей, довольно трудны в раннем возрасте для всех детей, но особенно — для детей, у которых синдром Дауна;
  • в связи с большими усилиями, которые дети должны предпринимать даже для казалось бы простых заданий, они быстро утомляются, их внимание рассеиваются.

Мелкая моторика

С помощью мелкой моторики ребенок может застегивать пуговицы, рисовать, делать действия, которые помогают обслуживать себя в быту. Поэтому ее развивать очень важно.

Дети с синдромом Дауна часто имеют сниженный тонус мышц, поэтому движения кистью компенсируются движением плечом и предплечьем, мышцы и в которых более сильные. Но запястье постепенно укрепляется, ребенок учится пользоваться ладонью. Постепенно разрабатываются пальцы, их можно тренироваться с помощью приема — кисть ставится на стол, ребром ладони вниз. Работа ведется большим, указательным и средним пальцами. Укрепление запястья проводится с помощью круговых движений и движений вверх-вниз и в стороны.

Рисование

Нужно учиться делать захват с помощью ладони, щепоткой, одновременно большим и указательным пальцами (пинцетный), а также делать похожие упражнения, например дотрагиваться поочередно пальцами руки к большому пальцу этой же руки. Возможны проблемы — ладонный захват может получаться без участия большого пальца, захват может быть недостаточной силы, пинцетный захвах может осуществляться большим и средним, а не указательным пальцами. В этих случаях нужно проводить коррекцию, стараясь в процессе обучения заинтересовать ребенка следующим образом:

  • играть пальчиковые игры;
  • лепить из пластилина, глины, муки, пластика;
  • рисовать карандашом, красками, мелом, можно делать картины, рисуя пальцем по песку или макая его в краску, важно менять способы рисования, так как каждый из них лучше развивает кисть определенным образом;
  • в перерывах между занятиями можно делать массаж пальчиков, который будет увеличивать подвижность рук, улучшать кровообращение, поддерживать тонус мышц.

Если будет развита мелкая моторика рук, ребенок сможет лучше развиваться, умственная отсталость будет постепенно исчезать.

Игры и занятия

При синдроме Дауна особенности физического развития следует учитывать в обучении и играх. Следующие игры и занятия помогут улучшить мелкую моторику рук:

  1. Игра ладушки — для самых маленьких. Играя с ребенком, мама (или папа) общаются с ребенком, что помогает не только физическому, но и раннему психологическому развитию.
  2. Разрывание газет и более твердой бумаги, картона, когда руки окрепнуть. Это упражнение можно давать с половины года, но нужно следить, чтобы малыш не ел бумагу. Также нужно учить ребенка отличать, которые предметы можно рвать, а которые нет. Например книги рвать нельзя, их нужно перелистывать.
  3. Листание книжных страниц. Это упражнение лучше осваивать с одного года. Желательно, чтобы были большие красочные картинки. Ребенка можно начинать обучать — кроме картинок можно давать издания с большими буквами, позже — энциклопедии, в которых картинки иллюстрируют обучающую информацию, с помощью визуального восприятия не только красивой, но и полезной информации ликвидируется умственная отсталость. Листая страницы, ребенок учится захватывать мелкие и тонкие предметы.
  4. Использование в обучение бус, пуговиц — сортировка по цветам, размерам, нанизывание на нитку, в старшем возрасте возможно более сложное творчество, например рукоделие в виде изготовления украшений, вышивки бисером.
  5. Кубики, геометрические фигуры, башни из колец, фигурки, которые можно друг в друга вкладывать.
  6. Пересыпание крупы из емкости в емкость, сортировка двух или трех видов круп, которые нужно предварительно смешать. Не нужно переусердствовать с количеством крупы, занятие не должно быть утомительным. 
  7. Можно рисовать на песке, насыпанном на поднос. Простые фигуры можно усложнять до сложных рисунков. Кроме того, можно делать картины рельефными, использовать разноцветный песок. Из мокрого песка можно делать различные фигуры и наносить на них рисунки с помощью пальца или палочки.
  8. Для развитий мелкой моторики можно завинчивать крышки на банках, бутылках. С девочками можно играть в кухню, где в банках будут хранится настоящие или игрушечные продукты. С мальчиками (и девочками также) можно играть в конструктор с крупными деталями, где нужно закручивать винтики и гайки. 
  9. Важно научить ребенка самому застегивать, расстегивать одежду и обувь. Он должен самостоятельно справляться с молнией, пуговицами, шнуровкой. Также нужно одевать и раздевать игрушечные куклы, желательно иметь одну куклу с несколькими комплектами одежды, которые можно раскроить, пошить и украсить с помощью ребенка.
  10. Лепка с помощью статических усилий хорошо развивает мышцы пальцев. И не обязательно лепить фигурки из пластилина, можно налепить вареников, а малыш будет в силу своих возможностей помогать, разминая тесто, а потом раскатывая, даже лепя сами вареники. Такое занятие нравится не только девочкам, но и мальчикам, ведь результат съедобный и усилия восполняются не только похвалой, но и вполне материальной трапезой.
  11. Рисование может проходить в разных плоскостях — на ровном столе, наклонном мольберте или вертикальной стене. Можно дать ребенку кисточку и раскрасить забор, или сделать другую полезную работу, объемы которых значительны. Ведь если результат должен быть серьезным, то и работа будет продолжаться дольше, а в случае с синдромом Дауна количество приложенных усилий прямо пропорционально прогрессу физического и психологического развития. Продолжительная работа будет также способствовать возможности непринужденного общения с малышом, а полезный труд будет развивать ответственность. Не нужно боятся дать ребенку взрослую работу — главное, чтобы занятие было безопасным и проходило под присмотром взрослых.
  12. Мозаики и пазлы важны в развитии, но важно, чтобы они были настолько доступными, чтобы ребенок мог их сложить без помощи взрослого. Ведь наличие сложных рисунков может привести к тому, что ребенок будет безучастно наблюдать, как мама или папа складывают рисунок, родителям может просто надоесть полдня возиться с монотонной и бесполезной работой. Если занятие сложное, ее можно растянуть на несколько дней, красиво сложенную картину из пазлов в результате можно одеть в рамку и ребенок сможет смотреть на результат своих усилий.
  13. Вырезать ножницами фигуры, снежинки, из которых можно делать аппликации. Также можно вырезать выкройки, из которых можно шить одежду для кукол или даже для самого ребенка.

Методики

Синдром Дауна Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:

  1. Методика Марии Монтессори, которая предлагала обучаться с помощью игр. По этой методике ребенку нужно давать свободу выбора между разными видами деятельности, причем каждый из этих видов должны иметь равную ценность для обучения. Главная идея — создание среды, в которой ребенок самостоятельно захочет заниматься тем, что от него требуют взрослые. Продолжительность занятия, учебный материал корректируют исходя из желаний малыша. Коллективные игры должны готовить ребенка к самостоятельности, то есть должны иметь практическую направленность. Умственная отсталость — не может быть причиной изоляции, а является поводом к настойчивому обучению, которое идет через понимание особенностей ребенка.
  2. Метод Глена Домана. Характеристика метода —  занятия должны проходить как можно раньше, то есть с момента рождения. Активное обучение математики, языку и чтения — с одного года, когда ребенок психологически готов к занятиям более высокого уровня сложности. 
  3. Метод Сесиль Лупан. Основная мысль — заинтересовать ребенка, занятия должны приносить радость. Нужно помогать ребенку осваивать новые виды деятельности, которые сам он стремится изучить. Поддерживать любознательность с помощью новой интересной информации. Ребенок должен сам научиться расширять горизонты своей деятельности, это поможет свести на нет умственную отсталость.
  4. Методика Никитиных — свобода творчества, легкая одежда, удобная обстановка в учебной комнате или в квартире. Улучшение здоровья должно способствовать улучшению учебных результатов, поэтому нужна спортивная подготовка, закаливание организма. Игрушки должны иметь учебную подоплеку — например, изображение кубиков и цифр должно быть даже если ребенок еще не приступал к их изучению. Родители должны принимать участие в играх, быть друзьями и опорой вне учебного процесса. 
  5. Методика Зайцева — использование материалов, изготовленных автором методики — кубиков, таблиц, музыкальных записей, под которые можно подпевать слова из таблицы. Основа методики и самая ее популярная часть — обучение раннему чтению, обучение должно повлиять на дальнейшую грамотность письма. С помощью интелектуальных занятий и обучения навыков чтения ликвидируется умственная отсталость.

Дельфинотерапия

Методики обучения детей с синдромом Дауна и реабилитации детей с ограниченными возможностями между собой схожи — это особые упражнения, общение с животными, которое может сочетаться с навыками ухода за ними. Эти методы нетрадиционны, но довольно эффективны, поскольку их главная задача — сделать незаметными значительные усилия ребенка, направленные на его развитие, через заинтересованность. Это иппотерапия — езда, общение и уход за лошадями; канистерапия — проживание в доме с ребенком хорошо воспитанной, дружелюбной и игривой собачки; дельфинотерапия — плавание с дельфинами. Важны коллективные занятия, чтобы более сильные дети психологически тянули за собой отсталых в обучении.

Источник