Обучение ребенка с синдромом аспергера

Обучение ребенка с синдромом аспергера thumbnail

Многие дети с синдромом Аспергера испытывают трудности, когда им нужно начать разговор или поддержать беседу. Хотя такие дети очень умны и отличаются высоким уровнем развития познавательных способностей, их навыки социального общения часто ограничены. Чтобы научить детей с синдромом Аспергера навыкам, необходимым для того, чтобы начинать разговор, важно обратиться за помощью к логопеду-дефектологу, научить ребенка правильным навыкам ведения беседы и использовать специальные приемы эффективного общения.

Воспользуйтесь помощью логопеда

  1. 1

    Обдумайте возможность начать занятия с логопедом или логопедом-дефектологом, который поможет ребенку развить навыки общения. Логопед поможет вашему ребенку преодолеть трудности, с которыми сталкиваются дети с синдромом Аспергера, особенно в отношении понимания темы беседы и умения начинать разговор с другими.

    • Логопед-дефектолог обладает знаниями и опытом, необходимыми для того, чтобы помочь ребенку понять, как именно нужно начинать беседу и каким образом поддерживать разговор.
    • Они могут помочь ребенку овладеть необходимыми социальными навыками и умением начинать беседу.
  2. 2

    Вы должны понять, что логопед-дефектолог сможет дать ребенку практические инструкции по развитию речи. Практические навыки общения — это умение адаптировать речь сообразно ситуации и соблюдать негласные правила общения. Поскольку дети с синдромом Аспергера не знают и не понимают, на какой основе стоит строить беседу, им сложно самостоятельно освоить тонкости и ньюансы навыков общения.

    • Детям с синдромом Аспергера трудно, а иногда невозможно, устанавливать адекватное расстояние между людьми во время беседы, поддерживать зрительный контакт, контролировать свою мимику, изменять интонацию и манеру речи сообразно личности собеседника.
    • Логопед-дефектолог может помочь вашему ребенку, дав практические инструкции, которые позволят улучшить его способность произносить звуки и изменять тон и речь согласно ситуации и аудитории.
  3. 3

    Запишите своего ребенка на курс когнитивно-поведенческой психотерапии, чтобы он мог поэтапно освоить навыки общения. В рамках этой психотерапии ребенок сможет овладеть социальными навыками постепенно, шаг за шагом. Когнитивно-поведенческая терапия применяет последовательный подход, где дети с синдромом Аспергера вовлечены в сложные структурированные упражнения, в ходе которых дети усваивают социальные и адаптивные навыки.

    • Дети понимают и усваивают эти навыки постепенно, шаг за шагом, в ходе сложно структурированных упражнений.
    • Когнитивно-поведенческая психотерапия может помочь детям с синдромом Аспергера, которые испытывают трудности из-за страхов, тревожности или депрессии. Эти факторы разрушают уверенность в себе, что, в свою очередь, не позволяет ребенку проявить себя.
    • Это не позволяет ребенку совершать ошибки и проявлять себя в присутствии большой аудитории, потому что он боится показаться смешным в глазах окружающих.
    • Когнитивно-поведенческая психотерапия может совершить настоящее чудо и избавить вашего ребенка от тревожности и депрессии. По мере работы над устранением этих негативных факторов ребенок сможет найти в себе смелость, чтобы инициировать общение, независимо от того, способен ли он сделать это идеально.
  4. 4

    Дайте ребенку возможность пройти тренинг социальных навыков, чтобы улучшить его навыки невербального общения. Обучение, тренировки и повторение пройденного, организованные опытным психотерапевтом, могут улучшить умение ребенка взаимодействовать с окружающими. Специалист может использовать такие методики, как моделирование жизненных ситуаций, ролевые игры и другие визуальные методы, чтобы научить ребенка и помочь ему стать более открытым и увереннее общаться с людьми в разных жизненных ситуациях.

    • Такие занятия могут включать в себя упражнения, которые помогут ребенку лучше понимать интонации речи, зрительный контакт, сарказм, юмор, жесты и невербальные сигналы.
    • Эти занятия помогут ребенку стать гораздо уверенней.

Как научить ребенка правильным навыкам общения

  1. 1

    Покажите ребенку важность невербального общения. Дети с синдромом Аспергера общаются, преимущественно, посредством речи. Однако общение и беседа — это не только простое озвучивание слов и предложений.

    • Чтобы успешно поддерживать разговор, человек должен также понимать невербальные сигналы, такие как язык тела, интонации, мимику собеседника и выражение его глаз.
    • Расскажите ребенку, что хорошая беседа включает в себя умение поддерживать разговор, выбирать правильную тему и развивать разговор в русле, которое устраивает всех собеседников. Кроме того, важно уметь понимать реакцию собеседника и изменять разговор сообразно этому.
  2. 2

    Объясните ребенку, насколько важно смотреть в глаза собеседнику как в начале, так и по ходу беседу. Для детей с синдромом Аспергера очень сложно посмотреть в глаза собеседнику, тем более постоянно поддерживать зрительный контакт по ходу беседы. Однако для того, чтобы начать разговор, очень важно встретиться взглядом с человеком и далее смотреть в глаза своему собеседнику.

    • Покажите ребенку, как правильно инициировать и поддерживать зрительный контакт, и дайте ему возможность потренироваться перед зеркалом.
    • Ваш ребенок может начать с того, что будет учиться выдерживать свой собственный взгляд в течение продолжительного времени.
    • Вы можете поддержать ребенка и посмотреть, как долго он способен поддерживать зрительный контакт.
    • После того, как ребенок научится смотреть в глаза самому себе, можно переходить к следующему этапу — пытаться установить и поддерживать зрительный контакт с вами.
    • Кроме того, вам нужно научить ребенка , что не стоит слишком пристально смотреть на других людей. Ребенок должен понимать разницу между нормальным обменом взглядами при общении и непрерывным, пристальном разглядыванием собеседника.
  3. 3

    Научите ребенка определять, на каком расстоянии стоит находиться от собеседника. Во время разговоры необходимо сохранять правильную дистанцию, чтобы другой человек мог чувствовать себя комфортно. Дети с синдромом Аспергера обычно испытывают определенные трудности в этом вопросе, потому что при разговоре они чаще всего подходят слишком близко к собеседнику. Такое поведение может заставить другого человека чувствовать себя неловко, что не способствует доброжелательной беседе.

    • При разговоре со знакомым человеком лучше всего находиться на расстоянии вытянутой руки.
  4. 4

    Покажите ребенку, в чем заключается преимущество смены темы беседы. Дети с синдромом Аспергера часто не могут понять, что разговор подобен плавному течению реки, и не умеют переходить от одной темы разговора к другой. Вместо этого они снова и снова навязчиво говорят об одном и том же предмете разговора. Объясните ребенку, что необходимо время от времени менять тему беседы, чтобы разговор был интересен и другому человеку.

    • Пользуйтесь картинками, фотографиями, обучающими карточками, компьютерными и видео приложениями, чтобы показать ребенку, как должна выглядеть хорошая беседа и каковы ее составляющие элементы.
  5. 5

    Помогите ребенку научиться понимать смысл невербальных сигналов. Дети с синдромом Аспергера часто сталкиваются с невозможностью понять важность эмоциональных и невербальных сигналов, таких как язык тела, мимика и взгляд. По этой причине они не в состоянии увидеть и понять значение сигналов, которые подают им собеседники во время разговора.

    • Чтобы помочь ребенку понять невербальные сигналы, вы можете воспользоваться специальными компьютерными программами, которые объясняют какое именно послание или эмоцию выражает тот или иной невербальный сигнал.

Как использовать приемы эффективного общения

  1. 1

    Познакомьте ребенка с приемами, которые позволяют начать разговор. Эти специальные приемы позволяют человеку легко завязать разговор и поддерживать беседу. Дети с синдромом Аспергера могут научиться использовать эти приемы. С их помощью ребенок будет вооружен всеми необходимыми инструментами, позволяющими легко начать разговор.

    • Такие приемы эффективного начала беседы позволяют детально объяснить, что нужно делать и говорить, что — не нужно ни в коем случае, и как именно все это необходимо делать.
    • Как надо обратиться к человеку, чтобы начать беседу, что именно нужно сказать, чтобы добиться расположения собеседника, какие темы для разговора уместны для собеседников разного возраста (о чем стоит говорить со сверстниками и о чем стоит говорить с взрослыми), как начать и как продолжить разговор, чего нужно избегать (перебивать собеседника, говорить только самому), как понимать невербальные сигналы, как участвовать в беседе и как ее вовлечь в беседу других — все это можно узнать, изучив специальные приемы эффективного общения.
    • Эти приемы можно использовать как практические инструменты и материалы. Один из таких инструментов — это карта ведения беседы.[1]
  2. 2

    Пользуйтесь примерами таких приемов ведения беседы, чтобы придать ребенку уверенности. Для того чтобы ребенок научился эффективно применять такие приемы, жизненно необходима предварительная подготовка. Дети с синдромом Аспергера часто считают разговор чрезвычайно утомительным делом, поэтому постарайтесь попрактиковаться в некоторых приемах ведения беседы, чтобы уменьшить стресс ребенка. Когда вашему ребенку предстоит начать разговор со сверстником или взрослым нужно:

    • Определить, с кем именно ему придется говорить.
    • Определить причину, по которой ему нужен разговор с этим ребенком (чтобы поиграть, чтобы обсудить какой-то вопрос и тому подобное).
    • Определите, что интересно другому ребенку (полноценное общение и беседа возможны только в том случае, если ребенок с синдромом Аспергера сможет понять, чем именно интересуется его собеседник. Основываясь на этом, он может начать разговор и поддерживать его, не рискуя наскучить другому человеку.).
  3. 3

    Убедите своего ребенка заранее подготовить темы для обсуждения и информацию, которая относится к этим темам. Обсуждение должно быть интересным для обоих собеседников. Очень часто дети с синдромом Аспергера не понимают, что их любимый предмет разговора не всегда будет интересен для окружающих.

    • Убедите их придумать такие темы, которые привлекают интерес большинства людей.
    • Постарайтесь донести до ребенка, что если он хочет оставаться на одной волне с другими участниками беседы, ему нужно расширить сферу своих интересов. Только тогда он сможет начинать и поддерживать полноценный и плодотворный разговор.
    • Убедите ребенка, что ему нужно больше интересоваться обычными вещами и явлениями, тогда другим людям будет интересно разговаривать с ним.
    • Вы можете объяснить ребенку, что если он хочет успешно общаться со сверстниками, ему надо уметь обсуждать такие темы, как спорт, кино, музыка, игры и современная мода.
    • Если ребенок пытается завязать разговор со взрослыми, то подойдут такие темы, как литература, искусство или путешествия.
  4. 4

    Напомните ребенку, что нужно избегать разговоров, темой которых являются только его специальные интересы. Дети с синдромом Аспергера часто обнаруживают интерес к темам, которые совершенно неинтересны другим людям. Их интерес к узким темам и необычным вещам может заставлять их часами разглагольствовать об этих специфических темах, что не способствуют хорошему началу разговора.

    • Покажите ребенку, насколько лучше начинать разговор, который не ограничен узкой темой.
    • Он даже может попытаться начать беседу или завоевать доверие собеседника, спросив: «Какую музыку вы любите слушать?», «Кто ваш любимый певец?», «Кто ваш любимый актер?», «Вы куда-нибудь ездили недавно?»
  5. 5

    Вы можете воспользоваться «разговорными часами», чтобы помочь ребенку следовать правилам ведения беседы. Это специальный инструмент, который помогает детям с синдромом Аспергера следовать правилам ведения разговора, позволяя им вести плодотворные и активные беседы. На этих часах разговор закодирован в виде изображений, которые показывают, чья очередь говорить, интонацию и громкость голоса, кто и когда перебивает речь собеседника и многие другие факторы, влияющие на течение разговора.

    • Этот инструмент дает возможность визуально оценить обратную реакцию и дает ребенку дополнительный пакет правил ведения разговора.
    • Разговор закодирован разными цветами, чтобы обозначить, чья очередь говорить.
    • Интенсивность цвета возрастает, когда человек начинает говорить громче, и перекрывается другим цветом, чтобы обозначить, что один собеседник перебивает другого.
    • Эти «разговорные часы», как зеркало, отображают разговор, и позволяют наглядно увидеть все его нюансы в понятной и доступной ребенку форме.
  6. 6

    Покажите ребенку, насколько приятно начинать и заканчивать разговор правильным образом. Приведите в пример себя, или любую другую персону, которая пользуется уважением ребенка (например, героев мультфильмов), чтобы показать положительные примеры ведения беседы. Затем ребенок может попробовать воспроизвести его поведение, манеры, выражения и жесты.

    • Старайтесь как можно чаще показывать ребенку положительные примеры.
    • Например, если ребенок любит кого-то из своих родных, то можно привести его умение вести разговор в качестве примера.
    • Покажите ребенку, как этот человек начинает разговор, как строит фразы и насколько хорошо он умеет поддерживать правильную дистанцию и зрительный контакт.
  7. 7

    Дайте ребенку возможность найти и изучить информацию в Интернете. Дети с синдромом Аспергера обычно очень способны к обучению и обожают работать с компьютером. Скажите ему, что он может изучить мир и людей, живущих в нем, с помощью Интернета.

    • Дайте ребенку возможность изучить и понять как можно больше о людях и общении.
    • Когда дети с синдромом Аспергера вооружены обширными знаниями по вопросу, то чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы рискнуть и начать разговор самостоятельно.
  8. 8

    Помогите ребенку лучше социализироваться, убедив его подружиться с кем-нибудь. Дайте ребенку самому найти способы развития дружбы и позвольте приглашать друзей домой. Вы должны быть готовы вовремя помочь ребенку и научить его начинать разговор, правильно жестикулировать и смотреть на собеседника и подсказать, что нужно, а что — не нужно говорит.

    • Вы можете приглашать в гости других детей и организовывать совместные игры.
    • Сходным образом, вы можете попробовать найти такого одноклассника вашего сына, с которым они смогут вместе проводить время, так что ваш сын или дочь смогут учиться навыкам общения, наблюдая, как это делает его друг.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 6022 раза.

Была ли эта статья полезной?

Источник

Материалы об учёбе в школе аутичных детей и связанных с этим проблемах.

Темпл Грандин: «Советы по обучению детей и взрослых с аутизмом»

Хорошие учителя помогли мне добиться успеха. Я смогла преодолеть аутизм, потому что у меня были хорошие учителя. В возрасте 2,5 лет меня отдали в структурированный детский сад с опытными учителями. С раннего возраста меня учили хорошим манерам и поведению за обеденным столом. Дети с аутизмом должны иметь структурированный день, и учителей, которые знают, как быть твердым, но деликатным.

Ида Орин: «Проблемы, с которыми довелось столкнуться в средней и старшей школе»

Первая проблема, которая сопровождала меня всю школьную жизнь — трудности с построением дружеских отношений. Попытавшись общаться с одноклассниками в начальных классах, я потерпела неудачу. Дети говорили обо мне друг другу: «Не общайся с ней», порой пытались злобно подшучивать, натирали лицо снегом и заставляли произносить матерные слова. К средней школе я почти перестала пытаться разговаривать с одноклассниками. Приходила на занятия, садилась за свою парту и сидела так до окончания уроков. Завидовала киноактёрам: у них есть сценарий, они знают, что говорить в любой ситуации фильма, даже в самой неприятной — а у меня «сценария» нет, и как общаться с другими детьми, было непонятно.

Джим Синклер: «Опасения по поводу инклюзии со стороны сообщества инвалидов»

Я не знаю ни одного активиста-правозащитника из сообщества инвалидов, который бы считал, что инклюзия не должна быть доступна как один из возможных вариантов. Защитники прав инвалидов полагают, что инвалидам должна быть предоставлена возможность пойти куда угодно и делать что угодно в обычном обществе. Среди инвалидов даже самые ярые критики инклюзии будут, возможно, возражать против того, чтобы школам и другим общественным учреждениям было позволено исключать или сегрегировать людей, которые желают инклюзии. Инклюзия ДОЛЖНА быть доступна как один из вариантов выбора. Однако среди сообщества инвалидов есть некоторые опасения по поводу того, что инклюзия — не всегда наилучший вариант для любого человека с любой формой инвалидности и что принудительная инклюзия является такой же проблемой, как и принудительная сегрегация.

Дети с синдромом Аспергера: характеристика, стили обучения и стратегии помощи

Все, кто вступает в контакт с ребенком, у которого диагностирован синдром Аспергера (как школьный персонал, так и сверстники), должны получить информацию об особенностях и учебных потребностях таких детей. Необходимо учитывать следующие характеристики и особенности обучения, связанные с синдромом Аспергера, и особенно их влияние на обучение и планирование подходящей образовательной программы для ребенка. Дети с синдромом Аспергера имеют трудности с обработкой входящей информации. Их умственные способности к усвоению, сохранению и использованию информации заметно отличаются от нейротипично развивающихся детей. Это формирует несколько необычный взгляд на мир. Поэтому обучающие стратегии для детей с синдромом Аспергера должны отличаться от стратегий, используемых для нейротипично развивающихся детей.

Руководство учителя по синдрому Аспергера

Organization for Autism Research

Образование является важнейшим вопросом для каждого родителя, а в случае ребёнка с расстройством аутического спектра (РАС) оно приобретает ещё большую значимость. Данное руководство предназначено дать учителям и другим специалистам введение в синдром Аспергера, некоторые из его характерных черт и предоставить информацию об отдельных учительских стратегиях, которые могут применяться в классе. Эта книга поможет вам узнать о специфических проблемах, с которыми сталкиваются дети с синдромом Аспергера в школе, и о том, как подходящим образом организовать их обучение.

Должен ли я называть себя аутичным?

В статье обсуждается «от первого лица», стоит ли рассказывать о своём диагнозе окружающим. Особое внимание уделено школьному возрасту и проблеме интеграции аутичного ребёнка с остальным классом. Материал может быть полезен подросткам, их родителям, а также учителям.

Синдром Аспергера: руководство для учителей, составленное родителями

Это руководство было подготовлено участниками форума по синдрому Аспергера OASIS, его составила и отредактировала Элли Такер. Цель этого руководства – предоставить семьям краткое описание СА и видов поведения, связанных с ним, чтобы они смогли объяснить их учителям ребёнка. Поскольку все дети разные, вы можете оставить только те пункты, которые подходят именно вашему ребёнку и/или вносить изменения и дополнения в случае необходимости. Вырезайте и копируйте, сделайте эту инструкцию максимально индивидуальной. Родители детей с СА, которые составили этот список, надеялись, что он поможет учителям лучше понять некоторые особенности наших детей.

Как понять ученика с синдромом Аспергера: руководство для учителей

Дети, у которых диагностирован синдром Аспергера, сталкиваются с особыми трудностями в системе школьного образования. Цель данной статьи – предоставить учителям краткие описания семи основных характеристик синдрома Аспергера, а также предложить стратегии и подходы к этим симптомам в условиях класса. Автор предлагает поведенческие и академические меры, основываясь на личном опыте обучения детей с синдромом Аспергера.

Страницы

Источник

Читайте также:  Синдром впв кто делал операцию