Обучение детей с синдромом каннера
- Что такое синдром Каннера?
- Причины возникновения заболевания
- Характеристика синдрома Каннера
- Симптомы синдрома Каннера у детей
- Методы лечения болезни Каннера
Ранний детский аутизм (РДА) в его «тяжелой» низкофункциональной форме называют также синдромом Каннера, болезнью Каннера, аутизмом Каннера или каннеровским аутизмом – по фамилии австрийско-американского психиатра Лео Каннера, впервые описавшего это состояние в 1943 году.
В дальнейшем (1949 г.) подобное состояние меньшей интенсивности было описано и педиатром-психиатром Гансом Аспергером, в честь которого названа «облегченная» форма РАС – синдром Аспергера, сопровождающийся менее выраженным дефицитом эмоций и интеллекта, чем аутизм Каннера.
Что такое синдром Каннера?
Аутизм с синдромом Каннера характеризуется очень глубоким поражением личности и заметным отставанием в умственном развитии. Эта особенность является главным отличием синдрома Каннера от синдрома Аспергера, при котором в большинстве случаев наблюдается сохранность интеллекта или даже очень высокие интеллектуальные способности. Болезнь Каннера специалисты также называют процессуальным аутизмом, отличая его от непроцессуального (шизофренического) вида этого состояния.
Синдром Каннера зачастую сопровождается дополнительными физическими симптомами, которые наблюдаются и при менее глубоких формах аутизма – проблемы со сном, эпилепсия (порядка 30% случаев при каннеровском аутизме), расстройства ЖКТ и др. В перечень возможных сопутствующих осложнений входит и синдром кататонии.
По «усредненной» статистике, заболеваемость синдромом Каннера составляет 2–4 случая на каждые 10 тысяч детей. При этом у мальчиков данное состояние встречается втрое чаще, чем у девочек.
Причины возникновения заболевания
Конкретные причины, приводящие к возникновению синдрома Каннера на сегодняшний день не установлены, но по этому поводу существуют различные теории, основными из которых являются генная и тератогенная.
Генная теория предполагает возможность возникновения заболевания в связи с отклонениями на генетическом уровне. Тератогенная теория допускает, что синдром может возникнуть у плода из-за воздействия на организм беременной женщины различных неблагоприятных факторов, разрушительно влияющих на нервную систему будущего ребенка. К таким факторам теоретически относят:
- неправильный рацион питания женщины, включающий продукты с содержанием нитратов, искусственных консервантов и других вредных веществ;
- вредные привычки будущей матери;
- применение некоторых медикаментов;
- тяжелые психоэмоциональные стрессы;
- наличие некоторых инфекций, передающихся ребенку на внутриутробной стадии развития;
- радиационное воздействие.
Кроме того, существуют и альтернативные гипотезы, согласно которым каннеровский аутизм способен развиться из-за иммунных, гормональных либо метаболических расстройств.
Характеристика синдрома Каннера
Как уже упоминалось выше, синдром Каннера характеризуется максимальной выраженностью аутистических проявлений – это состояние также называется «ядерной формой» аутизма. По своей природе каннеровский синдром является совокупностью симптомов, на основании которой может быть поставлен диагноз «тяжелый (врожденный) аутизм» или «низкофункциональный (врожденный) аутизм».
Особенности
В широком смысле признаки болезни Каннера сводятся к сильному и стойкому искажению нормальных психоэмоциональных процессов, в первую очередь – социального и когнитивного уровней. Более детальная симптоматика каннеровского аутизма выражается в следующих особенностях:
- патологическая замкнутость и отстранение от практически любых социальных контактов, включая внутрисемейное общение;
- выраженные проблемы развития речи. Во многих случаях люди с синдромом Каннера абсолютно не используют речь, а также не реагируют на обращенные к ним реплики, из-за чего производят впечатление глухих даже при нормальном слухе;
- нарушение сенсорных (чувственных) реакций: неправильная интерпретация мозгом сигналов, поступающих от органов чувств, недостаточная или чрезмерная чувствительность к внешним звуковым и световым раздражителям, запахам, вкусам, прикосновениям;
- поведенческая ритуализация, стереотипии (само- или аутостимуляция, называемая также стиммингом), заключающиеся в бесконечно повторяющихся бесцельных движениях, фразах или действиях с предметами. Иногда стимминг может проявляться и в аутоагрессии: дергании себя за волосы, расцарапывании кожи, битье головой о стены и т. д.;
- агрессивное поведение, направленное на других людей – попытки ударить, укусить, часто без видимой причины;
умственная отсталость.
Еще одной отличительной особенностью болезни Каннера является неспособность пациентов к контролю собственных эмоций, особенно деструктивных – гнева, тревоги, страха, неприязни, обиды и т. д., что нередко провоцирует агрессивное поведение.Тяжелым аутистам также часто свойственно «убегание» – беспричинный бег в произвольном направлении. При наличии такого симптома, в жилье рекомендуется установить сигнализацию и дверные замки «с секретом», которые сложно открыть.
Интеллект
Тяжелый или низкофункциональный каннеровский аутизм в большинстве случаев сопряжен с очень низким уровнем умственного развития. Это подтверждается даже тестами, базирующимися на невербальных методиках.
Но при этом следует понимать, что видимый низкий уровень интеллекта может оказаться ложным впечатлением. Достаточно часто люди с синдромом Каннера способны успешно обучаться языку жестов, навыкам использования электронных устройств и других сложных предметов. Иногда тяжелые аутисты даже демонстрируют завидное красноречие, если находят по-настоящему интересную для них тему или подходящий способ самовыражения. Все это дает повод заключить, что если не все, то по крайней мере некоторые каннеровские аутисты обладают гораздо более высокими интеллектуальными способностями, чем кажется на первый взгляд.
Симптомы синдрома Каннера у детей
Проявления каннеровского аутизма могут наблюдаться уже на первом году жизни ребенка, но к специалистам малыш обычно попадает лишь в 2–3-летнем возрасте, когда специфические «странности» становятся особенно заметными.
Нередко встревоженные родители приводят ребенка к педиатру с жалобами на нарушения слуха или к логопеду с жалобами на отсутствие речи – а в результате оказывается, что основная проблема просто «маскировалась» под более понятными для родителей нарушениями.
Самые ранние (до 12 месяцев) симптомы болезни Каннера таковы:
- очень слабая реакция на людей или ее полное отсутствие. Грудной малыш не оживляется при виде матери и никак не реагирует на ее уход;
- патологический страх звуков бытовых приборов (пылесос, кофемолка и т. д.), не проходящий со временем;
- младенец не принимает «позу готовности», когда его берут на руки;
- находясь на руках, малыш чрезвычайно пассивен, безвольно обвисает.
По прошествии времени (3–6 лет) детский аутизм с синдромом Каннера дополняется новой симптоматикой:
- погружение в себя, самоизоляция, отсутствие интереса к сверстникам, неспособность устанавливать контакт с окружающими;
- отсутствие зрительного контакта, взгляд «мимо» других людей;
- неспособность отличать живое от неживого – каннеровские аутисты часто относятся к людям как к неодушевленным предметам, иногда обладающим свойствами, которые интересуют ребенка. На этом основывается распространенное заблуждение родителей, которые приписывают внимание малыша своим личностям, тогда как для него важны лишь определенные функции – например, подача еды;
- холодность, отчужденность с близкими людьми, отсутствие эмоционального реагирования. В некоторых случаях ребенок может быть сильно привязан к матери, однако не проявляя при этом ласковости или радости от нахождения рядом с ней;
- отсутствие речи, упорное молчание с игнорированием любого обращения (мутизм) или реплики «в никуда», эхолалия (бессмысленное повторение чужих фраз, которое Каннер называл «попугайной» или «граммофонной» речью);
- ребенок может придумывать собственные странные правила обычных детских игр, игнорируя их общепринятые сценарии;
- неспособность понять опасность огня, кипятка, высоты и т. д.;
- приступы агрессии, направленной как на близких, так и на незнакомых людей, пытающихся пообщаться;
- ритуалы, многократные повторы определенных последовательностей действий или движений.
Дети с каннеровским аутизмом часто отличаются красивой внешностью, но их лица при этом отрешенны, сонны, задумчивы (Каннер называл это «лицо принца»). Если рядом присутствуют другие люди, выражение лица ребенка с синдромом Каннера обычно отличается настороженностью и напряженностью, которые сменяются удовлетворенностью, когда люди уходят.
Методы лечения болезни Каннера
Ранний детский аутизм с синдромом Каннера невозможно вылечить полностью, однако можно существенно смягчить его проявления при помощи таких методов, как:
- поведенческая терапия (ABA);
- занятия с логопедом-дефектологом;
- физиотерапия, лечебная физкультура;
- трудотерапия;
- игровая терапия.
Достаточно часто детям с тяжелыми аутистическими расстройствами назначаются противотревожные препараты. В некоторых случаях ощутимые результаты может дать специальная диета для аутистов, подразумевающая отказ от продуктов, содержащих глютен, казеин, сою и различные вредные вещества (синтетические консерванты, красители, усилители вкуса и т. д.). Также стоит попробовать и ЛФК при аутизме.
Очень важно регулярно проводить общие медосмотры ребенка с каннеровским аутизмом, поскольку «незаметные» заболевания могут провоцировать новые поведенческие проблемы из-за физического дискомфорта, о котором малыш не в состоянии рассказать. В результате невмешательства может впоследствии возникнуть в том числе и эхолалия у взрослых, а также другие речевые осложнения.
Источник
В середине 2000 годов стали рождаться дети с аутизмом. Сам аутизмом до конца ещё не изучен. Довольно часто его путают с шизофренией. В сою очередь аутизм делиться на синдром Каннера и синдром Аспергера. Если детей с синдромом Аспергера можно обучать в коррекционных школах, то при синдроме Каннера дети считаются не обучаемыми. При данном виде диагноза имеются ещё и другие психофизические нарушения.
«Синдром РДА» впервые был описан Л. Каннером в 1943 году.
РДА (ранний детский аутизм) — это аномалия психического развития, которая в свою очередь состоит главным образом в субъективной изолированности ребёнка от внешнего мира.
Аутизм как экстремальное одиночество ребёнка, формирующее нарушение его социального развития вне зависимости от уровня интеллектуального развития. Уровень интеллекта при аутизме может наблюдаться от 33 до 148.
Стремление к постоянству, проявляется как стереотипное занятие (игра с бумагой, сосание пальцев и т.д), соответственное пристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем.
При синдроме Каннера характерна задержка речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребёнка. Здесь может присутствовать такие заболевания как ДЦП, нейросенсорная тугоухость (глухота), ретинопатия(слепота), сахарный диабет, сколиоз, плоскостопие и другие соматические заболевания.
Как правило дети с синдромом Каннера бывают не обучаемыми.
Раннее проявление аутизма начинается до 2,5 лет. Детский аутизм чаще бывает у мальчиков чем у девочек в пропорции 4:1, несмотря на тяжесть нарушений психического развития.
Рассмотрим некоторые из основных причин развития данного заболевания.
Причинами развития РДА, могут послужить:
- употребления алкоголя родителями;
- 2 эндогенные заболевания родителей;
- употребление наркотиков и ЛСД родителями;
- перенесение венерических и пар венерических болезней у родителей до зачатия ребёнка;
- перенесение различных вирусных и инфекционный болезней во время беременности.
Актуальность. В последнее время больше стало уделять внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Проблема РДА до конца не изучена, что затрудняет процессы обучении и социализации детей с данным видом заболевания. При этом очень часто аутизм путают с шизофренией, а некоторые специалисты считают, что аутизм это и есть шизофрения. Не правильно поставленный диагноз приводит к тому, что затрудняет лечение и коррекцию у ребёнка. Поэтому изучение эффективности различных методов психокоррекционной работы с указанным контингентом детей может способствовать социальной адаптации ребёнка с РДА.
Коррекционная работа с аутичным ребёнком должна проводиться комплексно, группой специалистов: неврологом, психиатром, психологом, дефектологом и педагогом.
Даже в самых тяжёлых случаях при создании адекватных условий обучения ребёнка, возможно. Ребёнок может освоить ранее недоступные для него способы коммуникации с другими людьми, а также стать более адаптированным в быту и овладеть отдельными учебными приёмами.
Работа с аутичными детьми требует большого терпения, как от родителей, так и от педагогов. На отработку одного навыка может уйти достаточно много времени. Причём нет никакой гарантии в том, что полученный навык на каком — то этапе развития ребёнка не будет утерян.
Взаимодействие с аутичным ребёнком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребёнка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одно из них может оказаться приоритетным.
На начальных этапах проведения коррекции должны преобладать индивидуальные формы работы, а в дальнейшем нужно включать ребёнка в состав небольших групп, примерно 2- 3 человека. Желательно чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение ребёнка дома. На всех этапах работы необходимо установление доверительных отношений между ребёнком и педагогом. Если на начальном этапе не сложились доверительных отношений, то рекомендуется перенести занятия на несколько дней, чтобы ребёнок привык к педагогу и реалибетационному центру.
Начинать работу с ребёнком РДА мы должны «изнутри» его насыщая его, как правило, эмоциональным сопереживанием, таким образом, связывая их с бытовыми стереотипами, в уютном и приятными сенсорными деталями. Таким образом поддерживать у них выполнению соответствующе организованным пространством и расписанием.
И уже внутри него мы будем стараться давать ребёнку возможность варианта программы, стимулируем его выбор «Я хороший, потому, что следую правилу», а это должно быть незыблемо для такого ребёнка.
Соответственно для него постепенно должна возрасти и конкретизироваться его собственная роль, которая включает и социальные формы (ученика, помощника) и собственную индивидуальную характерность. В свою очередь это даст ему большую свободу в отношениях с миром, большую гибкость во взаимодействии с обстоятельствами. Если ребёнку доставляет удовольствие то, что он делает с нашей помощью и происходит улучшение его самочувствия, а также развиваются его контакты с миром, а это лишь свидетельствует о правильности наши действий.
В игре с таким ребёнком мы сами можем задавать сюжет у нас нет необходимости особенно умело подстраиваться под его стереотипную фантазию. Как правило, такие дети очень пассивны. Активность ребёнка включиться в игру возрастает постепенно по мере простаивания его роли в игре, насыщая её деталями, поворотами сюжета, в ней он должен
При проведении коррекции используются следующее методики: арт-терапия, холдинг терапия, психогимнастика, музыкальная и танцевальная терапия, эмоциональная терапия за счёт праздников. Телесно-ориентированная терапии (массаж) им противопоказан, если делают, то только на пальцы рук. Работа в сенсорной комнате таким детям тоже противопоказана. Если только «сухой бассейн», но свет в комнате не рекомендуется гасить.
Арт- терапия — терапия самовыражением-в результате изменяется эмоциональный фон, снижаются страхи, агрессия. Происходит улучшение различных видов внимания, памяти, развивается моторика, а также обогащается внутренний мир ребёнка.
Психогимнастика — это специальная область психодрамы. Психогимнастика состоит из нескольких фаз: снятие напряжения с помощью ходьбы, бега, пантомимики. Групповые занятия, такие как «прыжки в мешках», бег с мячом. При проведение данного вида коррекции улучшается общий фон, снимается мышечное напряжение, происходит развитие общей моторики, начинает проявляться эмоциональное обогащение.
Холдинг терапия — обозначает держать, удерживать. Матери аутичного ребёнка очень сложно установить с ним телесное взаимодействие, так как ребёнок не смотреть в глаза, не принимает позу готовности при взятие его на руки, не улыбается в ответ на улыбку. Во время холдинг-терапии происходит разработка новых форм, эмоционального контакта, провоцирующих ребёнка на подражание, развивающих его способность к сопереживанию, и эмоциональному осмыслению всех событий жизни. Аффективные высказывания и короткие высказывания появляются через 3 -15 занятий. Продолжительность по времени от 5 минут на начальном этапе до 1.5 часов в день.
Музыкальная терапия — совместные занятия педагогов и детей, совместная игра на музыкальных инструментах (погремушки, ложки, трещотки). Музыка улучшает настроение, повышает уровень коммуникативных способностей ребёнка, а во время проведения оркестра дети учатся слушать и ждать друг друга.
Танцевальная терапия — танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают детей, облегчают переход от одного занятия к другому.
Цели занятий: сформировать положительную эмоциональную установку ребёнка по отношению к занятиям. Зафиксировать время и место занятий, что служит основой стереотипа учебного поведения, постоянно закреплять определённую последовательность действий и подготовки к занятию.
Занятия могут продолжать от 5 до 20 минут. В конце занятий обязательно нужно похвалить ребёнка. Во время занятий нужно постоянно комментировать, что мы делаем. С некоторыми детьми занятия проходят «рука в руку» из-за их неспособности удержать предмет.
У детей с 7 до 11 лет Психокоррекция даёт лучшие результаты из-за большого потенциала ранее не использовавшихся ресурсов головного мозга и психики ребёнка, тогда как с 12 до 15 лет у детей уже сложились определённые стереотипы поведения, а после 16 лет может вообще не помочь (в зависимости от диагноза).
Источник
Дети с аутистическим расстройством никак не проявляют любовь, привязанность, эмоции. Они погружены в себя и не любят впускать в свой внутренний мир посторонних. Главная проблема этих детей – новые люди или смена обстановки, что может вызвать сильный стресс.
Синдром Каннера (ранний детский аутизм) и особенности поведения детей с этим заболеванием различимы уже на первом году жизни, но не все родители вовремя замечают их и обращаются к специалистам слишком поздно, тем самым теряя драгоценное время.
Точные причины раннего детского аутизма (РДА) не установлены. Отмечена взаимосвязь с генетическими нарушениями и изменениями в работе некоторых участков головного мозга.
Расстройства аутичного спектра
Аутизм не медицинский термин. В профессиональных кругах принят термин – расстройство аутичного спектра. За данным термином прячется множество состояний и нарушений.
У каждого аутиста свое отклонение, требующее индивидуального подхода. Один малыш с аутизмом может быть умственно отсталым, а другого признают лишь странным. До недавнего времени считалось, что основной причиной развития синдрома раннего детского аутизма является сильное нервное потрясение в рамках семьи.
Зачастую ставился диагноз шизофрения, назначалось медикаментозное лечение, которое никакого отношения к истинному заболеванию не имело. В конце 80-х прошлого века пришло понимание, что такое аутизм и как корректировать данное состояние.
Аутические детки не совсем больные в классическом смысле. Они обладают иной моделью восприятия окружающего мира, по-другому принимают эмоции и выражают их.
Особенность такого восприятия возникает из-за дисфункции связей между участками головного мозга, отвечающих за эмоциональную сторону восприятия. Раннее выявление РДА дает возможность помочь специалистам наладить эти связи. Маленькие аутисты по сравнению с обычными детьми могут обладать талантом в узких областях, поскольку остальные области для них закрыты в связи с особенностями развития головного мозга. Они более внимательны и усидчивы.
Ядерный аутизм
Синдром Каннера или ранний детский аутизм (РДА), впервые был описан в 1943 году – атипичный вариант заболевания с ядерными расстройствами.
Особенностью синдрома является быстрое проявление симптоматики, которая заметна уже на первом году жизни. Позже заболевание принимает типичное течение, поэтому проблем при диагностике не возникает.
Ядерный аутизм Каннера отличается от шизофрении характерным признаком — болезнь начинается с игнорирования людей, при этом у дитя полностью отсутствует контакт с матерью. Постепенно симбиотическое отношение налаживается, устраняется тревожность и развивается коммуникативная связь с другими людьми.
Причины и патогенез
Ранний детский аутизм связан со сбоем в генетике и не относится к разряду аномалий развития вследствие душевной травмы или пробелов в воспитании.
Данная особенность развития и восприятия окружающего мира по статистике встречается у 1 из 88 детей, причем у мальчиков она выражена больше.
Причины развития и прогресса синдрома раннего детского аутизма кроются в работе головного мозга. В норме человеческий мозг постоянно обрабатывает информацию, поступающую от зрительного, слухового, осязательного анализаторов. Особенность аутистических нарушений состоит в том, что в этом случае отсутствует адекватное восприятие сигналов мозга.
При синдроме Каннера одни сигналы становятся интенсивными, другие вовсе не работающими.
При этом нет той нервно-импульсной зависимости, когда сигналы воспринимаются с определенной степенью активности. В результате нарушаются контакты человека с окружающей средой, он реагирует на нее иначе. Существует мнение, что генетическое отклонение обусловлено изменением окружающей среды, в частности воздействием токсинов. Их комбинация называется в качестве основной причины появления аутизма.
Косвенными факторами-провокаторами раннего аутизма становятся:
- родовые травмы;
- внутриутробные и перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит);
- дефицитарные состояния;
- сопутствующие заболевания ЦНС (эпилепсия).
Синдром Каннера неопытными врачами часто принимается за раннюю форму шизофрении, в тех случаях, когда ребенок отличается неестественным и необычным поведением, выраженным в замкнутости, зацикленности, монотонности.
Группа риска
Аутизм как врожденная аномалия связана с семейным фактором. Риск развития увеличивается:
- у родителей, имеющих 1 и более детей с расстройством;
- у идентичных близнецов;
- у младших братьев и сестер.
Потенциальными факторами риска являются пожилой возраст родителей, преждевременные роды и низкий вес новорожденного.
Общая картина поведения и диагностические критерии
К общим признакам расстройств аутичного спектра относятся:
- неспособность к нормальному общению;
- повторяющееся поведение с целью аутостимуляции;
- отсутствие воображения.
Признаки, которые могут заметить родители, проявляются:
- в монотонности некоторых движений;
- в отсутствии эмоционального ответа на эмоцию родителя (иногда эту особенность развития путают с нарушением слуха);
- в умении четко сфокусироваться на задаче;
- в нарушении коммуникативности и развитии речи, мутизме – упорном молчании;
- агрессии при попытке контактировать;
- в избегании зрительного контакта;
- в бурной реакции, раздражительности, эмоциональной напряженности при попадании в неизвестную обстановку;
- в отсутствии понимания угрозы и оценки обстановки, принятых социальных правил.
Эти симптомы стоит рассматривать в тесной взаимосвязи друг с другом. В целом адекватного стопроцентного метода для диагностики не существует. Поведение рассматривается в совокупности, то есть по одному признаку диагноз не устанавливается.
Нарушенная коммуникация
Нарушение коммуникации зависит от тяжести расстройства. В тяжелых случаях малыш совсем не общается с окружающими, не откликается на свое имя. В легких формах ребенок может проявлять коммуникативную способность, но не для установления эмоционального контакта, а для удовлетворения потребностей в пище, уходе, движении. Такие дети не реагируют на появление интересного объекта (животного, самолета и др.).
Умение просить – важный коммуникативный навык. Его дефицит подозрителен. Типичная реакция аутиста на новых людей – избегание, которое путается с крайней степенью стеснительности.
Навык установления зрительного контакта особенно важен для диагностики в раннем возрасте. В норме взгляд ребенка проецируется «глаза в глаза». Если взгляд идет мимо глаз, не смотря на попытки привлечь внимание, это поможет диагностировать аутическое расстройство.
Нормальные дети в 2,5 года должны обладать минимальным словарным запасом, а к 3-м годам уметь говорить предложениями. Аутичные дети произносят сложные фразы, услышанные от взрослых. Это называется отраженная речь, когда ребенок бессмысленно повторяет услышанное.
С возрастом речь маленьких аутистов становится быстрой, сбивчивой, с перебиванием других говорящих. Многие дети с синдромом Каннера вообще не пользуются речью.
Монотонное поведение
Повторяющееся, неестественное поведение часто встречается в рамках расстройств аутичного спектра и выглядит как многократное:
- кружение вокруг своей оси;
- движение по одному маршруту;
- раскачивание.
Необходимо отличать естественность от аномалии. Грань проходит там, где движения никак не связаны с ситуацией, возникают спонтанно.
Диагностировать патологию помогут игрушки. У аутистов наблюдается пристрастие выкладывать детали определенным строем, вне установленного порядка. Детей заинтересует не сама игрушка, а деталь, которую хочется крутить часами. Они замещают воображение и игру монотонными движениями, которые не ведут к должному развитию.
Перемена обстановки
Маленькие аутисты не любят и пугаются любых перемен. Путешествие с родителями становится бедствием с чередой истерик для последних.
Малыш характеризуется стойкими привычками. Родителям рекомендуют заранее готовить свое чадо к путешествию и смене обстановки с помощью наглядных примеров.
Болезнь нельзя диагностировать по анализу крови, мочи или гормонам. Диагностика с определенной вероятностью проводится с 1,5 лет, а диагноз ставится, исходя из поведенческих особенностей малыша.
Дифференциация аутических расстройств
Аутизм классифицируют с учетом механизмов и причин развития патологии. Синдром Каннера и Аспергера — два вида нарушения, которые встречаются чаще иных и имеют свои особенности. В чем их различия?
Синдром Каннера – собственно аутизм раннего периода. Он проявляется с первых месяцев и характеризуется отказом от контакта с матерью с первых дней жизни. Отличие состоит также в медленном развитии речи, эхолалии. Синдром сопровождается отставанием в интеллектуальном развитии. Навыки самообслуживания и двигательная активность низкие.
Синдром Аспергера – облегченная форма заболевания, проявляющаяся с 2-3 лет. Контакт с матерью не теряется, наоборот, выражена сильная эмоциональная связь. Речь четкая, грамотная, но спонтанная или нелогичная, а интеллект соответствует возрасту либо преобладает талант. Проблем с навыками самообслуживания не наблюдается.
Аутизм бывает первичным и вторичным. Повторный аутизм развивается на фоне других расстройств и заболеваний ЦНС, являясь осложнением.
Правильные действия родителей – залог успешного прогноза
Разобраться в проблеме детей родителям бывает сложно, поскольку аутические особенности воспринимаются как странности, которые со временем пройдут. Положительной динамики развития можно добиться, обнаружив характерные симптомы к 1 году. Чем раньше начата терапия, тем благоприятнее прогноз.
При выявленном диагнозе перед родителями встает множество проблем и вопросов по организации жизни семьи и поведения ее членов. В этой ситуации важно быть стрессоустойчивыми, рациональными, организованными.
В проявлениях РДА есть двигательные нарушения, которые демонстрируют негативизм, отказ, агрессию на себя или внешнюю среду.
Родители должны научиться минимизировать собственные эмоции, не сталкиваться с глазами ребенка, не усиливать реакции. Необходимо проявлять много терпения и любви, а главное — понять клинику аутизма и научиться у специалистов методикам управления, воспитания и выздоровления такого ребенка.
Оказание помощи
В лечении РДА не применяются аппаратные методики или медикаментозная терапия. Начало решения проблемы лежит в поиске грамотного специалиста или курсов по развитию.
Ошибка родителей — лечить свое сына или дочь медикаментозно, поскольку аутизм не является заболеванием, более того, при неправильной диагностике и психотропной терапии результаты могут оказаться плачевными. Поскольку одной причины аутизм не имеет, его лечение проводится в 2-х направлениях:
- устранение симптоматики;
- улучшение контакта с внешним миром.
Прежде чем задумываться о таблетках и стимуляторах, необходимо пройти тест на дефицит питательных веществ. Устранение дефицитарных состояний – это приведение организма в физиологическую норму, без которой организм не может полноценно развиваться.
При выявлении скрытых патологий, вызвавших сбой, также необходимо обратиться к профильным специалистам для их коррекции.
Домашняя терапия
Домашнее лечение предусматривает поддержание или восстановление способностей по самостоятельному уходу, осуществлению гигиенических мер.
Поддержание жизнеспособности ребенка занимает ключевое место. В силах родителей наладить правильное физиологическое питание.
Особенно чувствительны дети-аутисты к молочным белкам и продуктам, содержащим глютен. К
ним относятся:
- ржаные, пшеничные, ячменные, овсяные изделия, в том числе сладости, печенье, хлопья;
- молоко и молочные продукты, в том числе сливочное масло, мороженое, животные жиры.
Рацион составляют бобовые, рис, кукуруза, греча, орехи, грибы, растительные масла и продукты. Мучные сладости заменяются на сладкие фрукты, разрешаются какао продукты, шоколад.
Поступая в организм глютен и казеин вызывают повышенную возбудимость, усиливают симптоматику, приводят к зависимости, что аутистам со стойкими привычками противопоказано. На безглютеновой диете состояние деток улучшается уже через несколько дней.
Профессиональная помощь
В плане психотерапевтической помощи к работе привлекаются семейный врач, детский психиатр, центры коррекции, педагог на дому.
Методика коррекции разрабатывается совместно с родителями, исходя из особенностей маленького пациента и выраженности симптомов. В ходе терапии важно вести дневник наблюдений и отмечать реакции ребенка на новые события, физические показатели и раздражители.
Существуют рекомендации в отношении игровых методик для развития аутичных детей:
- игры должны быть простые и доступные с тенденцией к усложнению, но выполнимой задачей;
- занятия должны быть приближенными к признакам поведения, актуальны куклы с закрытыми глазами, упражнения телесно-ориентированного пространства;
- для игр используются простые, не яркие предметы – камешки, пластилин, шары, песок, бумага, вода, ткань.
Вовлечение в игру происходит поэтапно. Сначала на уровне предметов для игры, чтобы привлечь внимание к процессу, затем переходя к инструментам, при помощи которых осуществляется действие (совок, лопатка, емкость, ключ). На третьем уровне дети учатся сложным совокупным процессам – собирает конструкцию из кубиков, цветную пирамиду.
Дети-аутисты – особенные, но они способны посещать детский сад, а затем учиться в школе. Все зависит от своевременно поставленного диагноза и раннего развития ребенка. Чтобы добиться социальной адаптации нужно долго заниматься. Это должен быть совместный и ежедневный альянс специалистов и родителей.
Источник