Обучение детей с синдромом детского аутизма

Обучение детей с синдромом детского аутизма thumbnail

Контрольная работа на тему:

Особенности обучения ребенка с синдромом аутизма.

Выполнила:

Агальцова Н. Н.

го Коломна

2019 г.

Содержание

1.Введение ………………………………………………………………………3

2.Теоретическое обоснование…………………………………………………4

3.Обучение аутичного ребенка ………………………………………………..5

3. 1.Определение понятия аутизм …………………………………………….5

3.2.Причины и симптомы аутизма…………………………………………….6

3.3.Особенности обучения ребенка с синдромом аутизма……………………6

6.Заключение………………………………………………………………………9

7. Список используемой литературы…………………………………………10

Введение

Актуальность темы на сегодняшний день обусловлено тем, что с каждым годом детей с расстройствами аутического спектра, у которых страдает развитие эмоционально-личностной сферы, становится все больше, и они нуждаются в коррекционной помощи. Следовательно, возникает необходимость коррекции и развития эмоций и личности у детей с аутизмом.

Важнейшей задачей модернизации системы образования является обеспечение доступности качественного образования, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ), имеют равные со всеми права на образование. 

Трудно не согласиться с тем, что каждый ребенок с ОВЗ должен иметь право воспитываться и развиваться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое интегрированное (инклюзивное) образование должно быть качественным, должно отвечать особым образовательным потребностям данного воспитанника с ОВЗ.

Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ, выбор формы получения детьми образования, образовательного учреждения, защита законных прав и интересов детей.

Серьезной проблемой воспитания и обучения аута является нестабильность его эмоционального состояния, непредсказуемость, неадекватные невротические реакции. Его психоэмоциональное состояние зависит от перепадов атмосферного давления, посторонних раздражителей, от эмоционального состояния и настроения взрослых. 

Целью данной работы является: изучение особенностей воспитания и обучения аутичного ребенка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 

  1. Рассмотреть определение понятия аутизм.

  2. Выявить причины и симптомы аутизма.

3. Рассмотреть особенности воспитания и обучения ребенка с синдромом аутизм.

Теоретическое обоснование

На современном этапе, за рубежом исследование расстройства аутистического спектра активно ведут такие авторы, как М. Раттер (M. Rutter); Л. Винг (L. Wing); К. Лорд (C. Lord et al.); Д.Л. Роббинс (D.L. Robbins et al.). Ими изучаются причины возникновения аутизма и специфика проявления его характеристик; ведется усовершенствование диагностического инструментария, а также методов обучения и терапии людей с нарушениями аутистического спектра.

Особый акцент, как в зарубежных, так и в российских исследованиях ставится на выявление природы расстройства аутистического спектра. В исследованиях О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг и В.В. Лебединского аутизм рассматривается как результат нарушений в эмоциональной сфере детей и подростков. Экспериментальные данные, полученные в исследованиях В.М. Башиной и Courchesne & Pierce, позволяют говорить о генетических и нейробиологических корнях аутизма и его связи с нарушениями функций головного мозга. В отечественной научно-исследовательской литературе наиболее значимым среди многообразных факторов, указывающих на наличие расстройства аутистического спектра, признается следующая специфическая триада симптомов:

1 — непосредственно аутизм, то есть уход в себя;

2 — стереотипность поведения;

3 — особая характерная задержка и нарушение развития речи.

Эти симптомы, как правило, проявляются уже в первые два-три года жизни ребенка. Исследования В.Е. Кагана, К.С. Лебединской и О.С. Никольской, И.И. Мамайчук, Т. Питерса, В.В. Лебединского позволяют дать следующее определение: аутизм — это постоянное нарушение развития человека, которое проявляется в течение первых трех лет жизни; оно является следствием неврологического расстройства и характеризуется отрывом от реальности, отгороженностью от мира, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостью в контактах со средой в целом.

Определение понятия аутизм

Понятие «аутизм» как центральный симптом при тяжелых нарушениях взаимодействия с реальностью у взрослых больных шизофренией было впервые введено E. Bleuler в 1920г. и рассматривалось как «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений».

Часто подчеркивается, что вокруг этого «чистого» клинического синдрома группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникации и социальной адаптации.

В результате современные клинические классификации включают детский аутизм в группу первазивных (всепроникающих) расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы: внимания, памяти, речи, мышления; сенсорики и моторики и т. д.

Впервые о раннем детском аутизме заговорили в 1943 году. Именно тогда американский детский психиатр Лео Каннер ввел термин «ранний детский аутизм» и дал его клиническое описание. Это заболевание и по сегодняшний день называют синдромом Каннера (Баенская Е. Р, 1995).

По мнению О.С.Никольской «Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Неконтактность, однако, может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда она оказывается просто характерологической чертой ребенка, но бывает вызвана и недостаточностью его зрения или слуха, глубоким интеллектуальным недоразвитием и речевыми трудностями, невротическими расстройствами или тяжелым госпитализмом (хроническим недостатком общения, порожденным социальной изоляцией ребенка в младенческом возрасте). В большинстве этих очень разных случаев нарушения коммуникации оказываются прямым и понятным следствием основной недостаточности: малой потребности в общении, трудностей восприятия информации и понимания ситуации, болезненного невротического опыта, хронического недостатка общения в раннем детстве, невозможности пользоваться речью».

К.С. Лебединская под термином аутизм понимает «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешнее воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой».

К.С. Лебединской и О.С. Никольской дается характеристика проявлений феномена раннего детского аутизма и представлено углубленное описание психологических профилей для детей и подростков в рамках возрастных периодов развития. Они выделяют четыре основных формы проявления аутизма:

1 группа детского аутизма – отрешенность от внешней среды;

Читайте также:  Какие синдромы бывают при болезни почек

2 группа – негативное отвержение окружающего;

3 группа – захваченность аутическими интересами;

4 группа раннего детского аутизма – сверхтормозимость.

Таким образом, большинство современных исследователей указывают на первичный когнитивный дефицит у больных аутизмом. Несомненно, создание теории аутизма представляет большие трудности. Это связано прежде всего с тем, что данное состояние включает в себя спектр симптомов, отражающих и дефицит, и особые способности этих больных. Полноценная концепция с необходимостью должна непротиворечиво объяснять и то, и другое, а также указать первичную причину, лежащую в основе своеобразия развития. Кроме того, поскольку практически все исследователи аутизма признают, что в основе болезни лежит нарушение центральной нервной системы, логично предположить, что у этих больных может быть обнаружен некоторый специфический нейропсихологический синдром, который, в свою очередь, должен быть сопоставим с психологической моделью.

Причины и симптомы аутизма.

Точные причины возникновения РДА до настоящего времени неизвестны. На этот счёт существуют различные мнения. По одному из них аутизм вызывается повреждениями головного мозга, как врожденного, так и приобретенного характера, что способствует нарушению процессов созревания отдельных структур и функций мозга (Исаев Д. Н, 2006).

Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны. Единственное, что можно утверждать, что скорее всего наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет — во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, скорее, являются не причиной, а условиями развития аутизма. (Баенская Е. Р, 1995).

Особенности обучения ребенка с синдромом аутизма

В массовые детские учреждения чаще всего попадают дети, имеющие неярко выраженный аутизм, и, первое что следует знать педагогу — это то, что формирование учебного поведения ребенка зависит от установления с ним эмоционального контакта.

Общее для всех аутичных детей — это недостаточное понимание речи (в силу отрешенности таких детей). 

Следовательно, основной задачей педагога является развитие понимания. Эта задача решается посредством: 
— подстраивания под его интересы (он воспринимает только то, что ему интересно). 
— чтобы поймать внимание ребенка, нужно проводить специально-смысловой комментарий, который сопровождает всю его деятельность, опирается на опыт ребенка, вносит смысл во внешне бессмысленную деятельность (качается ребенок- педагог комментирует это движение как «ветер дует») 
— пояснить ребенку причинно — следственные связи (что будет, когда ты придешь куда-то, что-то сделать) 
— давать представления о сути предметов, чтобы преодолеть страхи. 
— Этими коррекционными мерами и способами должны владеть специалисты, педагоги и обязательно родители.

  Этих детей следует учить читать к 6 — 7 годам. Можно вначале ориентироваться на хорошую непроизвольную память ребенка, на то, что он, играя с магнитной азбукой или с кубиками, на сторонах которых написаны буквы, может быстро механически запомнить весь алфавит.  Взрослому достаточно время от времени называть буквы, не требуя от ребенка постоянного повторения, не проверяя его, так как всё, что требует произвольного сосредоточения, тормозит ребенка, может вызвать у него негативизм.

Обучая аутичного ребенка счету, следует также помнить, что он может научиться считать механически, не соотнося цифры с количеством, не понимая реального смысла счета. Он может развлекать себя, считая до тысячи, до миллиона или решая примеры на сложение и вычитание с двух– и трехзначными числами, но будучи при этом не в состоянии осмыслить и перевести в форму примера простейшую задачу. Поэтому обучение аутичного ребенка счету всегда должно начинаться с работы по сравнению количеств, соотнесению цифры и числа предметов. В этом помогает использование на уроках наглядного, предметного материала, игрушек.

Многие элементы обучения аутичного ребенка возникают еще в игре, до формирования у него учебного поведения. Можно пересчитывать вагоны игрушечного поезда и делать таблички с названиями станций; определелять, сколько пирожков слепить из пластилина, чтобы «угостить всех зверей»; подписать рисунки, лепить из пластилина буквы или выкладывать их из конструктора, из сушек и т. п. Так, поначалу исподволь, мы провоцируем интерес ребенка к освоению навыков чтения, счета, письма, и это помогает избежать в дальнейшем проявлений негативизма по отношению к обучению.

Дети с аутизмом могут посещать массовую школу, но они немедленно становятся предметом насмешек сверстников, и это может спровоцировать их на самоагрессию.  Таким образом, нужна специальная подготовка и учителей и учеников. 

Выход, на сегодняшний день, видится в введении интегрированного обучения, где ребенок мог бы обучаться совместно с другими детьми, не имеющими трудностей в контакте. Вопреки распространенному мнению, аутичный ребенок к школьному возрасту достаточно упорядочен, абсолютно не опасен для сверстников (скорее наоборот) и, при адекватной подготовленной педагогической работе,имеет высокую учебную мотивацию. 

Обучение ребенка, у которого диагностируют аутизм, должно проходить в позитивной атмосфере. Ребенка с аутизмом нужно хвалить даже за маленькие успехи и делать акцент на сильных сторонах ученика. Монотонные и скучные моменты в обучении нужно разнообразить. Дети, у которых диагностируют аутизм, не воспринимают знания, которые им не интересны, даже если они понадобятся в будущем.

Расширить словарный запас ребенка с аутизмом можно с помощью карточек, которые будут прикреплены к конкретным объектам. Детям с тяжелой формой аутизма дают слова из пластиковых букв в руки, чтобы их можно было пощупать. Такие слова должны быть однозначными, например, береза, автобус, лето. Слова, значения которых меняются соответственно контексту, сложнее истолковать таким образом. Например, сложными будут слова: узкий, маленький, длинный и прочие.

Чтобы легче было обучить детей с аутизмом правилам поведения, специалисты советуют составить словарь. Такой словарь будет напоминать каталог слов, в котором будет записано слово и действия, которые к нему относятся. Например: Быть невежливым – кричать, ругаться, забирать еду у других, разговаривать с набитым ртом.

Ребенка с аутизмом легко будет научить бытовым навыкам, если их схематизировать. Например, разбить процесс чистки зубов на несколько действий. Так можно обучить малышей больных аутизмом трудовым навыкам. Серьезной проблемой часто становится закрепление знаний. В школе ребенок может отлично справляться с поставленным заданием, а дома забыть про все, чему научился.

Читайте также:  Исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Детям, у которых диагностируют аутизм, необходим распорядок дня. Такое расписание должно состоять из изображений. Это могут быть зарисовки предметов или фотографии. Иногда бывает, что ребёнок отказывается выполнять какое-то действие, потому что предмет, с которым оно связано, вызывает у аутиста неприятные воспоминания. В таком случае нельзя идти наперекор ребенку, а наоборот нужно его понять.

Даже ученику средней школы легче будет воспринимать материал если он будет представлен в виде  схемы или плана. Визуальная поддержка — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь. В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки, трехмерные предметы, написанные слова или письменные списки. Исследования показали очень высокую эффективность визуальной поддержки при аутизме вне зависимости от возраста.

Главное правило при обучении таких детей  — это не забывать про понимание и похвалу. Тогда ребята, у которых диагностируют аутизм, будут обучаться новым навыкам и действиям быстро и с удовольствием.

Заключение

Воспитание и бучение детей с синдромом аутизм имеют ряд особенностей, в силу того, что от ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы невозможно ожидать быстрого результата, у него нет оперативного реагирования. Они длительное время поглощают информацию. Иногда результат работы может проявиться через несколько месяцев, а может через год-два. Эта особенность восприятия ребенка с ранним детским аутизмом не должна настораживать или пугать педагогов. 

Люди, работающие с такими детьми, должны обладать «особыми» качествами. Конечно, это колоссальное терпение, способность сопереживать и понимать, психологическая гибкость, выдумка – черты, которые способствуют успеху в трудной, но очень важной работе, благодаря которой такой ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем его мире.

При обучении аутичного ребенка чему-либо, мы должны сразу, без промежуточных этапов дать ему образец, готовый к использованию: идти к чтению через отработку глобального узнавания простых слов, к письму через освоение сразу написания целых букв и слов; обучать арифметике, сразу начиная с простейших счетных операций.

Так же рекомендуется использовать элементы игры, различные схемы, картинки, пазлы.

Обучение должно проходить с акцентом на позитивную мотивацию.

Список литературы

1. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. – 2005. — №2. – С.46-56.

2. Владимирова Н. Не от мира сего? // Семья и школа. – 2003. — №9. – С.10-11.

3. Додзина О.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. – 2004. — №6. – С.44-52.

4. Иванова Н.Н. Как узнать аутизм? // Дефектология. – 2002. — №2. – С.27-32.

5. Пласкунова Э.В. Возможности адаптивного физического воспитания в формировании двигательных функций у детей с синдромом раннего детского аутизма // Школа здоровья. – 2004. — №1. – С.57-62.

6. Уильямс Д. «Никто Нигде». – М, 2013г

7. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. – 2004. — №4. – С.69-74.

8. Феррари П. Детский аутизм; пер. с фр. О. Власовой. — М.: РОО “Образование и здоровье”, 2006.-127с. ISBN 5-9900666-1-9.

9. Янушко Е.А.Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. — М.: Теревинф, 2004

10. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути Помощи. –М.: Теревинф, 2005.-288с. ISBN 5-901599-16-0

Источник

Расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются у 1–2% населения. В России, по данным Министерства здравоохранения, РАС есть у 31 685 детей. Это число примерно в десять раз ниже прогнозируемого. По словам детского психиатра Елисея Осина, постановка диагноза осложняется низкой осведомленностью специалистов и их недоступностью. Увы, недостаточный уровень знаний имеют не только врачи, но и педагоги. Семьи, в которых есть ребенок с аутизмом, часто сталкиваются с тем, что в системе образования их никто не ждет. Многие дети с РАС лишены возможности учиться даже в коррекционных школах и находятся на  — в изоляции от сверстников. При этом, согласно российскому законодательству, каждый ребенок с «ограниченными возможностями здоровья», в том числе и ребенок с РАС, имеет право на обучение в любом образовательном учреждении, которое выберут его родители. Вместе с экспертами фонда «Выход» объясняем, почему детям с РАС важно учиться в обычной школе и как этого добиться.

2

Но как дети с аутизмом будут учиться в обычных школах? Им же нужны специальные условия, разве нет?

Да, детям с РАС нужны специальные образовательные условия, но набор этих условий варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Например, одним детям нужно совсем немного поддержки. У них может не быть официального диагноза, но при этом все равно возникают трудности в обучении. Если бы учителя были лучше осведомлены, они могли бы эффективнее их обучать. Другим же детям с аутизмом необходима более серьезная поддержка, особенно если, помимо РАС, у них, например, есть нарушения интеллектуального развития, обсессивно-компульсивное расстройство или синдром дефицита внимания и гиперактивности. Им нужны специальные педагоги, владеющие эффективными методиками, адаптированные программы, оборудование для сенсорной разгрузки и многое другое.

3

Специальные педагоги — это какие?

Педагоги, которые владеют методами работы с детьми с разными нарушениями развития. Это тьюторы, логопеды, психологи, учителя. Раньше некоторые из этих специалистов назывались «дефектологами», но сегодня эта формулировка считается устаревшей и стигматизирующей. Вместо нее используют термин «специальный педагог».

4

Хорошо, а разве не лучше детям с аутизмом учиться дома или в специальной коррекционной школе?

Нет, это не так. По словам Анны Портновой, д. м. н., главного внештатного детского специалиста психиатра Департамента здравоохранения города Москвы, надомное обучение приносит вред детям с РАС. «На постоянной основе оно не нужно вообще никаким детям, а детям с РАС особенно. Основные дефициты при аутизме связаны с нарушением коммуникации. В режиме надомного обучения развивать навыки социального взаимодействия практически невозможно», — считает Анна Портнова. Что касается коррекционных школ, то да, они есть во многих странах, но их роль все чаще сводится к тому, чтобы интенсивно помогать ребенку — с использованием научно доказанных методов — и возвращать его в общеобразовательную школу, в среду сверстников, развивающихся типично. 

Читайте также:  Скачать книги по синдрому гиперактивности романчук

В любом случае, где лучше учиться ребенку с аутизмом, согласно законодательству РФ, определяют его родители или законные представители. Если они посчитают нужным учить своего ребенка в коррекционной школе, они имеют право это сделать. Но также у них есть право обучать своего ребенка в общеобразовательной школе. Сегодня инклюзивное обучение — это мировой тренд. И в России запрос среди родителей тоже растет. Все-таки после школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся, тем выше шансы, что между ними возникнет понимание и они научатся общаться друг с другом.

5

Любую школу можно адаптировать для детей с аутизмом?

Да, специальные образовательные условия можно создать в любой школе. Учителя должны знать, какие потребности могут возникать у детей с аутизмом и как с ними работать. Для этого педагоги могут пройти курсы по работе с детьми с РАС — это даст им возможность обучать детей с незначительными трудностями, например учеников, у которых есть проблемы с удержанием внимания или стереотипии, не мешающие учебному процессу. А чтобы школа могла принять любых детей с РАС, в том числе с проблемным поведением или тех, которые не говорят, наиболее эффективной моделью считается «Ресурсный класс». Эта модель рекомендована Министерством просвещения, но департаменты образования не спешат внедрять ее инициативно. По словам Екатерины Заломовой, пресс-офицера Ассоциации «Аутизм-Регионы», практически везде, кроме Воронежской области, ресурсные классы создаются усилиями родителей детей с аутизмом. «Основные трудности, с которыми сталкиваются родители, — это нежелание исполнительных органов власти в регионах тратить деньги и прикладывать усилия, — говорит Екатерина Заломова. — Нет специалистов, нет денег на обучение и оборудование, нет помещений, родители одноклассников против — вот распространенные возражения чиновников на запросы родителей».

6

А как проходит обучение в ресурсном классе? Приведите пример!

Начнем с того, что ребенку с РАС выделяют и зачисляют в обычный общеобразовательный класс. На первых порах ученик, как правило, обучается в индивидуальном формате, работает один на один с тьютором на территории ресурсного класса. Потом его начинают подключать к занятиям в малой группе, которые проводит учитель ресурсного класса. Затем вместе с тьютором ученик начинает посещать уроки общеобразовательного класса.

Вот что собой представляет ресурсный класс:

  • зона индивидуальных занятий. Она оборудована партами со специальными перегородками, чтобы ученика как можно меньше отвлекали посторонние факторы;
  • зона групповых занятий. Она имитирует условия общеобразовательного класса: здесь — под руководством учителя — ученики тренируют навыки работы в группе, учатся отвечать у доски, поднимать руку, различать групповые и индивидуальные инструкции;
  • зона сенсорной разгрузки. Здесь каждый ребенок с аутизмом может восполнить свои индивидуальные сенсорные дефициты: например, кто-то спрячется в палатку, кто-то будет прыгать на батуте или качаться в гамаке.

Со временем одни ученики смогут ходить на занятия в общеобразовательном классе самостоятельно, без сопровождения. Другие же будут часть времени проводить в общем классе, а часть — в ресурсном, на индивидуальных и групповых занятиях. Объем инклюзивных и индивидуальных занятий, а также уровень поддержки тьютора зависит от возможностей каждого ученика. Кто-то может долго заниматься в большом коллективе, кому-то нужно некоторое время находиться в небольшой группе или наедине с тьютором. Ресурсный класс позволяет сделать учебную нагрузку для ученика с аутизмом индивидуальной.

7

Где взять тьютора? Его школа предоставляет, или родители должны искать сами?

Школа. Основание для того, чтобы создать ставку и нанять тьютора, — заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) или заключение школьного консилиума о том, что ребенок нуждается в индивидуальном сопровождении. Заработную плату ему должна платить школа. По словам Сергея Витрянюка, лидера дивизиона «Инклюзия» Ассоциации «Аутизм-Регионы», на этапе пилотного проекта «Ресурсный класс» фонд «Выход» платил зарплату тьюторам нескольких московских школ. «Сегодня эта практика уже часть истории, школы начали принимать тьюторов в штат, — отмечает Витрянюк. — Однако до сих пор практически во всех регионах родители вынуждены искать деньги на то, чтобы им доплачивать. Это связано с тем, что на школьную зарплату тьютор в Новосибирской, Костромской и других областях просто не выживет. Доплаты тьюторам из карманов родителей — это нарушение права ребенка на получение доступного образования, потому что дети, чьи близкие не имеют возможности платить, оказываются без поддержки».

8

А как влияют на своих одноклассников дети с РАС?

Даже если дети станут повторять какие-то действия своих одноклассников с РАС, такое поведение будет носить эпизодический характер. Все-таки у них уже сформированы свои реакции на разные ситуации. Другой вопрос, что поначалу школьники могут не понимать, почему однокласснику с РАС разрешают действовать по-другому и почему он получает особое внимание учителей. Именно поэтому необходимо готовить не только детей с аутизмом к обучению в общеобразовательной школе, но и их сверстников. Важно не допустить и предотвратить эпизоды буллинга. «Здесь решающее значение имеют принципы школы, — говорит Юля Азарова, главный редактор медиаресурсов фонда „Выход“. — Если школа настроена на толерантное и принимающее отношение ко всем ученикам, в ней и дети с РАС могут учиться без особых проблем. Сегодня вопросами профилактики школьной травли занимаются многие российские НКО, и их работа помогает в том числе и детям с аутизмом».

9

И какая тут может быть подготовка?

Когда речь идет о маленьких детях, никакой особенной подготовки не требуется. Ученики начальной школы легко принимают одноклассников с особенностями развития, если взрослые — учителя и родители — не делают проблемы из того, что в классе учатся разные дети. Иногда родители детей с РАС делают презентации и показывают их на родительских собраниях в классах. «Когда родители откровенны друг с другом, а учителя готовы работать со всеми детьми — все это очень помогает инклюзии, — говорит Юля Азарова, главный редактор медиаресурсов фонда „Выход“. — Если ученик с РАС приходит в старший класс, адаптировать его к классу, а класс к нему значительно сложнее. Но всегда ведущей остается роль взрослых: если педагоги и родители готовы решать эту задачу, она, как правило, решается успешно».

Если инклюзивное образование в школе организовано грамотно, оно окажет позитивное влияние на всех. Инклюзия помогает типично развивающимся ученикам улучшать социальные навыки, учит уважению к тем, кто не похож на них, снижает уровень школьных конфликтов.

11

Как появились эти карточки?

К нам обратился фонд «Выход», который занимается системной помощью людям с расстройствами аутистического спектра. Со своим партнером, Ассоциацией «Аутизм-Регионы», фонд поддерживает проект «Ресурсный класс.Регионы» — благодаря ему почти 400 детей с РАС могут учиться в обычных школах, получать поддержку тьюторов и профессиональной команды педагогов, а также общаться со сверстниками. Если вы хотите помочь детям с аутизмом, подпишитесь на autism.help и посмотрите этот ролик — его подготовила Mastercard.

Источник