Обучение детей с синдромом дауна грамоте

Обучение детей с синдромом дауна грамоте thumbnail

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ МЕТОДОМ ПОСЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Булгаирова Р.Р., учитель-логопед

МБОУ СОШ №1 с.Мраково МР Кугарчинский район

В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, как специалисты, так и родители столкнулись с такой проблемой, как отсутствие методик, специальной литературы, положительного опыта работы с такими детьми. Обучение чтению и письму детей с синдромом Дауна является одной из актуальных проблем в современной педагогической и специальной литературе. Общепринятый во всех образовательных учреждениях аналитико-синтетический метод обучения чтению бывает не всегда эффективен, особенно, когда речь идёт о детях с выраженной речевой патологией, или о детях с отклонениями в умственном развитии. Звуковой метод для таких детей совершенно недоступен, так как он опирается на полностью сформированную устную речь [1]. Следовательно, что детей с тяжёлыми нарушениями речи, с отклонениями в развитии, чтению необходимо обучать с помощью другого метода. Так как в моей логопедической практике впервые появился ребёнок с синдромом Дауна, я озадачилась поиском подходящего метода обучения чтению. Если исключить звуковой подход, то в моём распоряжении имели место два метода — метод целых слов (метод глобального чтения) и метод послогового чтения.

По методу глобального чтения не учат ни названиям букв, ни звукобуквенному соотношению. Ребёнка учат узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги [2]. Я взяла элементы метода глобального чтения, так как этот метод рассчитан для развития и обучения детей с рождения или с 3-4 лет. В моём случае он был использован для активизации мозговых функций (для развития внимания, мышления, памяти), для закрепления словарного запаса, коррекции лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения. После того, как ребёнок научился сопоставлять примерно 25-30 слов с картинками (мама, баба, каша, суп, чай, кукла, машина, бусы, сани, дом, мак, суп, кошка, луна и т.д.), мы перешли к чтению слов послоговым методом.

Сущность метода послогового чтения заключается в том, что ребенка не знакомим с буквами и правилами чтения, а просто показываем и называем слог. Очень важно в рамках этой методики соблюдать определённый порядок введения этих слогов и параллельное чтение слов с изученными слогами. Изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что наиболее систематизированным считается метод послогового чтения по Т.С.Резниченко . Он был разработан в процессе работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, и лег в основу «Занимательного букваря» Т.С. Резниченко[5]. Данное пособие было рекомендовано Министерством образования РФ для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Послоговой метод обучения используется и является действенным при дошкольном обучении чтению, при ТНР таких, как дизартрия, алалия, заикание, а также при тугоухости и сниженном интеллекте.

При обучении чтению и письму послоговым методом по Т.С.Резниченко, вся работа делится на несколько этапов. На начальных этапах мы знакомим ребёнка с графическим обозначением гласных букв А, У, О, И, Я, Ю, Е, Ё. Учимся находить эти буквы в напечатанных словах, фразах. После знакомства с гласными буквами переходим к знакомству и чтению слогов, образованных из согласных и уже знакомых гласных букв. В соответствии с гласными буквами составляется 10 слоговых таблиц. Каждой слоговой таблице соответствует определённый цвет. Например для слогов с буквой А — белый цвет, для слогов с гласной У — жёлтый цвет и т.д Сначала знакомимся и читаем прямые слоги, образованные из согласных букв и буквы А: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА, КА, ЛА, МА, НА, ПА, РА, СА, ТА, ФА, ХА, ЦА, ЧА, ША, ЩА. После того, как ребёнок запомнил слоги с гласной А, переходим к слогам, которые образованы с другой гласной буквой, например с буквой О: БО, ВО, ГО, ДО и т.д.. Основной задачей при работе со слоговыми таблицами является научить произносить слог, а не каждую букву в отдельности. На одном занятии можно знакомить с 4-5 слогами, из которых одновременно складываем и читаем слова. Для быстрого запоминания слогов рядом со слогом можно наклеить картинку, название которой начинается на соответствующий слог Например, на слог -МА можно наклеить рисунок машины, на слог -ГА рисунок газеты. Когда начинаем читать, используем слова из 2 слогов, типа: МАМА, ВАТА, ЯМА, ПАША, затем трёхсложные слова и короткие фразы: ПАНАМА, МАКАКА. МАМА РАДА. ВА-ЗА У-ПА-ЛА. У Е-ЖА Е-ЖА-ТА. Незнакомые слова или сложные слова для ребёнка, можно заменить картинками, мелкими игрушками. Постепенно изучая новые слоги, количество фраз читаемых ребёнком увеличивается, и отпадает необходимость показывать рисунок или предмет. После того, как ребёнок научился читать прямые слоги и слова, образованные из 2-3 слогов, переходим к чтению слов с закрытыми слогами и со стечением согласных. Над каждой новой изучаемой согласной буквой ставим точку. Каждая обозначенная точкой буква произносится отрывисто. Вначале изучаем глухие согласные, только затем переходим к звонким согласным. Согласная буква располагается сначала в конце слова, потом в середине, и в начале. Например: ЛАК, ТЫКВА, КРАБ. Предлагаемые слова : МАК, БАК, КУ-СОК, КА-БА-ЧОК, КЛУ-БОК, РЮК-ЗАК, КРУ-ЖЕ-ВА. Далее от самостоятельного чтения отдельных слов карточках можно переходить к книжкам, лучше сюжетным, с множеством цветных иллюстраций и с большим шрифтом. Через некоторое время ребенок сможет самостоятельно прочитать более сложные тексты. Также необходимо поощрять стремление детей писать. Пусть они пишут отдельные буквы, слова, а также списывают их с текста.

Следующий этап обучения заключается в формировании звукобуквенного анализа слов, так как звукобуквенный анализ необходим для осмысленного письма ребенка с синдромом Дауна. Для формирования звукобуквенного анализа и синтеза я применяю различные дидактические игры и упражнения. Все эти игры направлены на формирование фонематического восприятия, слуха, на закрепление умения определять наличие заданного звука в слове, его позицию, соотносить звук с буквой, определять последовательность звуков в словах.

Нужно отметить, что по послоговому методу обучения не предусмотрена работа по формированию звукобуквенного, звукослогового анализа, поэтому она является дополнительным способом обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и не заменяет классическую методику обучения.

Сколько времени требуется на освоение того или иного этапа обучения? На этот вопрос трудно ответить. Во многом это зависит от степени тяжести речевого нарушения, от умения заинтересовать ребёнка, от участия родителей в процесс обучения.

Обучая чтению и письму послоговым методом ребёнка с синдромом Дауна, я сделала вывод:

1) дети с синдромом Дауна могут научиться читать, писать и понимать прочитанное;

2) у детей развивается речь, т.е. обогащается словарный запас, формируется слуховое и зрительное восприятие, фонематический слух, повышается активность внимания и улучшаются все виды памяти.

Метод послогового чтения можно назвать универсальным методом, так как он подходит как для обычных детей, так и для детей с ОВЗ, можно заниматься с детьми в возрасте от 3 до 6 лет, как индивидуально, так и в подгрупповой форме.

Список литературы:

1. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. -Москва, 2002.- 52 с.

Читайте также:  У кого дети с синдромом дауна что делаете

2. Маниченко А.А. Как научить ребёнка читать. Центр Раннего Развития «Умница», 2003. -71 с.

3. Мовчанский К. Учимся читать по слогам. ООО «Издательство ЭКСМО», 2015. -32 с.

4. Новикова Е. В. Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению: в 2-х книгах: книга вторая. От слова к предложению. — М.:Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.

5. Резниченко Т.С. Занимательный букварь -М.: Издательство ГНОМ, 2015.

-144с.

6. Федин С.Н. Как научить ребёнка читать . -М: АЙРИС-пресс, 2015. — 176 с.

hello_html_5853ee04.jpghello_html_m4f7d5a2a.png

Булгаирова Расима Равиловна — 05.03.1970 г.р.

Место работы — учитель-логопед МБОУ СОШ №1 с.Мраково, МАДОУ детский сад «Родничок» МР Кугарчинский район

Образование: высшее, высшая квалификационная категория, БГПИ 1992 г. учитель немецкого и англ языков; СФПК БИПКРО 1993 г. учитель-дефектолог (олигофренопедагог и логопед)

КПК — ИРО РБ, 2016 г.

Стаж работы — 25 лет

Источник

Даты проведения курса: 16.06 – 30.06
Курс повышения квалификации на 72 часа 

Форма обучения очная, очная с применением ДОТ


Набор на курс открыт.

В рамках предлагаемого курса специалисты поделятся своими знаниями и практическим опытом в реализации комплексного подхода к развитию и обучению детей с синдромом Дауна и сочетанными нарушениями (ТМНР) и организации специальных образовательных условий на уровне дошкольного и начального школьного образования.

Слушатели получат сведения о типичных нарушениях развития у детей с синдромом Дауна и ТМНР. Научатся  рассматривать особенности их развития с точки зрения компетентностного подхода, смогут  грамотно подходить к их обучению и  коррекции поведения.

Также на курсу будут рассмотрены методики, которые могут быть эффективно применены в процессе индивидуальной работы для развития речи, развития познавательной деятельности, коррекции сенсомоторных нарушений у детей с синдромом Дауна и ТМНР.

Категория слушателей

Педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, учителя начальных классов, в том числе, работающие по программе 9.1, 9.2.

Этот курс подойдет вам, если:

  • в вашем учреждении есть дети с синдромом Дауна и дети с ТМНР
  • вы планируете создание специальных образовательных условий для детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР
  • вы хотели бы повысить качество образовательных услуг для детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР
  • вы хотели бы развивать инклюзивное образование и включать детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР в группы обычных сверстников.

Разработчик курса – Медведева Татьяна Павловна. Первое образование — высшее медицинское, второе — психологическое. Закончила магистратуру МГППУ по специальности «Педагог-психолог инклюзивного образования». Более 20 лет работает с детьми с синдромом Дауна и детьми с ТМНР.

Автор книги «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна»  и методического пособия по работе с родителями «Команда консультирует семью»,
многочисленных статей для родителей и специалистов.

Ведущие курса – специалисты, имеющие большой практический опыт работы с детьми с синдромом Дауна и детьми с ТМНР, авторы статей, посвященных развитию, обучению и поведению детей с синдромом Дауна и ТМНР.

Учебно-тематический план

Результаты обучения

  • вы научитесь использовать методику и материал для развития навыков счета «Нумикон», позволяющие  детям с синдромом Дауна и ТМНР получить представление о количестве, числе, составе числа, элементарных арифметических операциях на наглядном материале;
  • вы научитесь использовать методику  обучения грамоте по методу Манске, которая, благодаря мультисенсорному подходу, позволяет детям с синдромом Дауна и ТМНР в игровой форме легко и с удовольствие освоить буквы, и может быть использована как для групповых, так и для индивидуальных занятий;
  • вы научитесь приемам и методам включения ребенка с синдромом Дауна и ТМНР в инклюзивную группу: проведению занятий направленных на взаимодействие между детьми, развитию социально-бытовых навыков.
  • вы узнаете об особенностях работы с родителями детей с синдромом Дауна и ТМНР, организации командного взаимодействия между специалистами, методе командного консультирования для выстраивания партнерских отношений с семьей и единой стратегии работы с ребенком.

Стоимость курса 15 000 рублей. Данный курс может быть реализован на базе вашего образовательного учреждения. При обучении больших групп слушателей предусмотрены скидки.

Реестровый номер оферты курса на портале поставщиков  1131062-20. 
Шифр курса на портале ДПО  03287-19/20-В.


Требования к слушателям курса

  • наличие высшего образования
  • получение высшего образования в настоящее время.

Документы, необходимые для зачисления на курс

  • скан диплома с приложением об имеющемся высшем образовании, либо справка от образовательного учреждения (для студентов)
  • скан паспорта
  • свидетельство о браке (в случае изменения фамилии)
  • заявление слушателя

Если вы заинтересовались курсом – заполните заявку, мы обязательно свяжемся с вами и ответим на все ваши вопросы. Также с нами можно связаться по телефону +7(495)923-03-65 или почте info@iaba.ru

Преподаватели курса

Медведева Татьяна Павловна
педагог-психолог инклюзивного образования,
автор книг и статей по проблемам поведения и обучения детей с ОВЗ

Источник

Светлана Кукушкина
Использование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна

В своей работе с детьми с синдромом Дауна использую пособие по развитию речи «Начинаем говорить», разработанное специалистами Даунсайд Ап с учетом особенностей развития детей с синдромом Дауна. Оно предназначено не только для профессиональных педагогов, но и для родителей, которые хотели бы помочь своему малышу начать разговаривать.

Программа «Начинаем говорить» опирается на сильные стороны детей с синдромом Дауна – зрительное восприятие и зрительную память. В ее основе лежит метод глобального чтения. Комплект «Начинаем говорить» включает предметные и сюжетные картинки, таблички со словами, лото, а также специальные карты, которые помогут ребенку проговаривать слова по слогам и составлять фразы. В наборе даны рекомендациями, которые помогут организовывать интересные и эффективные занятия с ребенком. Систематические занятия с использованием этой методики дают положительную динамику в развитии речи.

Использование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна

Публикации по теме:

Использование метода-сказкотерапии, для адаптации и развития дошкольников
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые. Поэтому важно содействовать.

Использование сенсорных игр для развития речи детей
Использование сенсорных игр для развития речи детей Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать.

Конспект занятия «Развитие общей моторики и координации у детей с нарушениями аутистического спектра и синдромом Дауна»
Муниципальное бюджетно дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 компенсирующего вида» 660077 г. Красноярск, ул. Взлетная 22.

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи у детей дошкольного возраста с ОНР
На современном этапе ФГОС ДО требует от педагогов качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего педагогического.

Использование метода проекта в развитии связной речи детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №131 «Снегурочка» г. Мурманск 2017 «Использование метода проекта в развитии.

Использование сенсорных игр для развития речи детей
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием. Процесс восприятия, который является.

Консультация для воспитателей «Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников»Консультация для воспитателей «Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников»
1. Дидактический синквейн как метод обучения Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьезных изменениях.

Игры и упражнения по формированию КГН для индивидуальной работы с ребенком с синдромом Дауна
В моей группе есть ребенок с Синдромом Дауна. Для индивидуальной работы с ним были подобраны игры и упражнения по КГН. Надеюсь, кому-то.

Читайте также:  Что такое геморрагический синдром у детей

Статья «Использование загадки как метода развития связной речи детей старшей группы»
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Требования современной действительности предполагают наличие у детей.

Использование метода сказкотерапии для адаптации и развития дошкольников
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые. Поэтому важно развивать.

Источник

Важным показателем продуктивности мышления детей с синдромом Дауна является постепенное улучшение процессов осмысленного запоминания, что также выявляется после 9 лет.

Нарушения внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста (7–8 лет) проявлялись в слабости произвольного внимания, его неустойчивости, повышенной отвлекаемости. К 10 годам и несколько позже произвольное внимание детей с синдромом Дауна становится более устойчивым. Они способны сосредоточиться на выполнении более сложных видов заданий, а главное — сохранять внимание в течение определенного промежутка времени, что оказывает заметное влияние на результаты совершаемого действия.

Устойчивость внимания детей 10–12 лет связана с мотивационным отношением к содержанию самого задания, на практике при выполнении интересных и доступных заданий дети с синдромом Дауна сохраняют работоспособность в ходе выполнения всего задания.

Нарушения организации и целенаправленности деятельности наиболее заметны у детей дошкольного и младшего школьного возраста (7–8 лет); они проявляются в недостаточно мотивированном отношении к заданию, в отсутствии или выраженных нарушениях ориентировки в заданиях.

Дети с синдромом Дауна длительно (вплоть до 10–11 лет) остаются на стадии хаотических, нецеленаправленных проб; для них наиболее характерным является перебор вариантов, нежели метод «проб и ошибок». Неравномерность и своеобразие психических проявлений у каждого из детей позволяет говорить об отсутствии гомогенных интеллектуальных характеристик при синдроме Дауна.

Неравномерность функциональных взаимосвязей между психическими процессами проявляется в том, что наиболее простые задачи, связанные с актуализацией имеющегося опыта, дети решают успешно, без каких-либо внешних ориентировочно-исследовательских действий, при усложнении задачи они «соскальзывают» на непродуктивные способы действий. Дети дошкольного и младшего школьного возраста (7-9 лет) при усложнении содержания задач не предпринимают попыток к самостоятельному поиску решений и после нескольких неудачных проб отказываются от выполнения задания, а к 11–12 годам дети пытаются самостоятельно исправить ошибки, найти верный способ решения, осуществляя, таким образом, контроль за результатами собственной деятельности.

Для дошкольников и детей 7–8 лет требуется содержательная помощь с демонстрацией образца при выполнении задания и его последующая репродукция совместно с взрослым. Примерно с 9 лет эффективным видом помощи является введение наглядных, действенных опор, разъяснение предстоящих действий в виде «пошаговой» инструкции, но в отдельных случаях названные виды помощи не всегда приводят детей к результативности из-за непонимания принципа переноса действия с конкретного задания на аналогичное. В таких случаях требуется направленное обучение.

В таблице 1 представлены подходы к коррекции психических функций детей с синдромом Дауна.

Таблица 1

Подходы к коррекции психических функций

Корректируемые
психические функции

Психокоррекционные игры и
упражнения

1

2

3

Восприятие

Слуховое восприятие:

– целенаправленность звуков речи;

«Кто разбудил мишку?»

–восприятие и различение звуков различных музыкальных инструментов;

«Что выбрал Петрушка?»

–дифференциация (выделение) сигнального звука из группы других звуков.

«Встречайте гостей», «Бегите ко мне»

Восприятие цвета:

– сравнение предметов по цвету;

«Разноцветные ленточки»

– различение цветовых тонов через сравнение с образцом;

«Ищи свой дом»

– установление связи между цветовыми тонами и их названиями;

«Разноцветные колечки»

Продолжение таблицы 1

1

2

3

– целенаправленное восприятие цветовых тонов и управление своим поведением.

«Цветовое поле», «Прыг-скок»

Восприятие формы:

– осязательное восприятие формы предметов;

«Что нам привёз Мишка?»

– осязательное различение сходных по форме предметов;

«Есть у тебя или нет?»

– зрительно-осязательное восприятие основных геометрических фигур;

«Закрой окошко»

– зрительное восприятие без осязательной и двигательной опоры;

«Где твой дом?»

– использование зрительного образа в операции сравнения;

«Принеси и покажи»

– восприятие формы плоскостных фигур.

«Геометрическое лото»

Восприятие величины:

– зрительно-осязательное восприятие величины;

«Матрёшки»

– сравнение предметов по величине(протяжённости) с помощью прикладывания к образцу;

«Разберём и соберём»

– сравнение предметов по величине только на основе зрительного контроля;

«Приходите на лужок»

– выделение предметов заданной величины по образному представлению;

«Раз-два-три-ищи!»

– дифференцированное восприятие качеств величины: высоты, длины, ширины

«Пирамидки», «Поручения»

Внимание

Развитие произвольного внимания:

«Раз, два, три-– говори»

Удерживание в сознании условий задания и ориентация на их выполнение;

«Слушай хлопки»

Продолжение таблицы 1

1

2

3

Сопутствующие задачи: познавательная активность и волевое усилие;

«Отзовись, не зевай»

– развитие произвольного внимания. связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;

«Поехали»

– устойчивость, концентрация внимания, наблюдательность;

«Пальчики»,

– распределение, переключение внимания;

«Проказы»,

– управление вниманием: произвольность, активизация восприятия, памяти, мышления, познавательной активности и коммуникативности

«Будь внимателен»

Память

Развитие моторно-слуховой памяти;

«Повтори за мной»

– развитие зрительно-моторной и пространственной памяти;

«Запомни движения», «Запомни своё место»

– развитие зрительно-моторной и кинестетической памяти;

«Нарисуй с закрытыми глазами»

– развитие зрительной памяти;

«Запомни свою позу»

– развитие кратковременной памяти:

«Фигура», «Переполох»

– целенаправленное запоминание и припоминание;

«Кто здесь прячется»

– развитие смыслового запоминания через причинно-следственные связи;

«Что достать тебе, дружок?»

– развитие словесной памяти: осмысленное и целенаправленное запоминание слов

«Мамины помощники»

Мышление и речь

– развитие артикуляции, интонации и коммуникативной функции речи;

«Чудесный сундучок»

– упражнение в правильном произнесении, расширение и уточнение активного словаря, развитие коммуникативной функции речи;

«Мешочек, впусти»

Продолжение таблицы 1

1

2

3

– развитие мышления, связной речи и выразительных движений;

«Где мы побывали, что мы повидали»

– развитие мышления и связной речи: выделение назначения предмета и обозначение его посредством слова;

«Что на картинке?»

– мыслительные операции: сравнение систематизация, обобщение;

«Отгадай-ка»

– операции анализа, синтеза, классификации;

«Парные картинки»

– понимание связей и отношений между персонажами сюжетной картинки;

«Определи игрушку», «Лишняя игрушка»

– понимание связей, отношений и последовательности событий в сюжетных картинках;

«Игрушки-артисты»

– мыслительные ассоциативные связи;

«Сочини рассказ»

– понимание скрытого смысла;

«Определения», «Пословицы»

– сложная аналитико-синтетическая деятельность: составление предложений, передача информации в сжатом виде, выражение мысли другими словами, придумывание заглавий, разделение информации на смысловые единицы.

Игры-упражнения

Психомоторика

– развитие мелкой моторики;

«Лабиринт», «Графический диктант», «Срисовывание букв», а также рисование, письмо, черчение

– развитие крупной моторики (упражнения)- дополнительно формируются преодоление гиперактивности, произвольность движений, самоконтроль

«Хоровод», «Флажок», «Стой», «Замри», «Запрещённое движение». Другие подвижные игры.

Окончание таблицы 1

1

2

3

Эмоции и воля

Снятие эмоциональной реактивности; ситуативной агрессии;

«Поссорились два петушка»«Дракон кусает свой хвост»

– снятие напряжённости, невротических страхов;

«Иголка и нитка»

– снятие эмоциональной напряжённости, аутичности;

«Этюды на выражение эмоций»

– саморегуляция эмоциональных состояний: успокоение, раскованность, сосредоточение, концентрация;

«Змей-Горыныч», «Нарисуй свой страх», «Темнота»

– снятие страхов и тревоги перед угрозой агрессии;

«Кляксы»

– снятие страха перед школой;

«Раздувайся, пузырь», «Карусель», «Зимний хоровод», «Подарки»

– снятие агрессии и страха с помощью воображения;

«Смелые мышки»

– снятие тревожности в межличностном взаимодействии через опыт совместной деятельности;

«Пустое место», «Лиса и гуси»

– формирование умений сдерживать себя;

«Флажок»

– управление своим поведением в групповой деятельности, формирование выдержки и способности управлять собой в соревновательной ситуации;

«Замри», «Запрещённое движение»

– развитие самоконтроля, самодисциплины, преодоление гиперактивности

«Стой», «Запретный номер»

Читайте также:  Видеоролики о детях с синдромом дауна

Синдром Дауна не является болезнью. Слово «синдром» означает определенный набор признаков, или особенностей. Причиной, которая вызывает синдром Дауна, является лишняя хромосома. Каждая клетка человеческого тела обычно содержит 46 хромосом. Хромосомы несут в себе признаки, которые наследует человек от родителей, и расположены они парами – половина от матери, половина от отца. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома, то есть имеет место так называемая трисомия, поэтому в клетках организма оказывается по 47 хромосом. Дополнительная хромосома появляется в результате случайности при образовании яйцеклетки или сперматозоида, либо во время первого деления клетки, которое следует за оплодотворением (то есть когда яйцеклетка и сперматозоид сливаются). До сих пор не сложилось однозначного мнения о том, что служит причиной такой генетической аномалии.

Появление ребенка с синдромом Дауна не зависит от образа жизни, национальности, уровня образования или социального положения родителей. Ничьей «вины» в появлении на свет такого ребенка нет. Наличие дополнительной хромосомы обусловливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее, чем его ровесники, развиваться и проходить общие для всех детей этапы развития. Раньше считалось, что все люди с синдромом Дауна имеют тяжелую степень умственной отсталости и не поддаются обучению. Современные исследования показывают, что практически все люди с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой группы их интеллектуальный уровень сильно различается – от незначительного отставания до средней и тяжелой степени отставания. Все-таки большинство детей с синдромом Дауна могут научиться ходить, говорить, читать, писать и, вообще, делать большую часть того, что умеют делать другие дети, нужно лишь обеспечить им адекватную среду жизни и соответствующие программы обучения. У разных людей с синдромом Дауна разные умственные способности, разное поведение и физическое развитие.

Каждый человек обладает уникальной личностью, индивидуальностью, способностями и талантами. Дети с синдромом Дауна во многом похожи на своих родителей, и, как и у любого другого человека, у каждого из них свой характер и темперамент. Люди с синдромом Дауна могут гораздо лучше развить свои способности, если они живут дома, в атмосфере любви, если в детстве они занимаются по программам ранней помощи, если они получают специальное образование, надлежащее медицинское обслуживание и ощущают позитивное отношение к себе общества. Нарушения в развитии у детей с синдромом Дауна начинают проявляться уже с первых месяцев жизни. В поведении вялость и малая активность, задержка формирования всех двигательных функций, что чаще всего влечет за собой и задержку развития всех психических процессов.

Дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни, поэтому зрительное восприятие является основой осознания окружающего мира и, следовательно, способностью реагировать на него. Ошибки в воспроизведении зрительно воспринятых форм связаны у них с особенностями внимания, а не с точностью восприятия.

Дети с синдромом Дауна не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Так, например, разглядывая картинки с изображением нелепых ситуаций, им требуется постоянное побуждение. Иначе, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поиску остальных. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Однако, в результате многочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют наглядными материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух.

Для детей с синдромом Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, это мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто даже дети восьми-девяти лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п., значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать внешние сигналы более чем от одного раздражителя. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными.

В психологии проблемой развития и обучения детей с синдромом Дауна занимались зарубежные исследователи в 70–80-х годах – Б. Стрэтфорд, Фрейзер, Садовник, Далтон, Гибсон и др.. В отечественной психологии данную проблему изучали , , и др..

В настоящее время наблюдается рост популярности программ ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна. Исследования показали, что дети, с которыми занимались по таким программам, к моменту поступления в детский сад и в школу умели уже гораздо больше, чем те, кого они не коснулись.

Дети со средними и даже с тяжелыми нарушениями интеллекта учатся читать и писать, общаются с окружающими их «здоровыми» людьми, основные задачи обучения:

1) развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;

2) формирование правильных моделей поведения (воспитание привычек): развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их основам коммуникабельности — умею выражать просьбу, защитить себя или избежать опасности;

3) выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно — бытового труда (выработать навыки самообслуживания).

Коррекционное обучение может привести к значительным положительным сдвигам в психическом и общем развитии ребёнка с синдромом Дауна. Для успешной социализации ребенок с синдромом Дауна должен посещать детский сад и обычную государственную школу. Интеграция в обычную школу даст ему возможность учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем его мире.

Находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая школу и детский сад по месту жительства, эти дети имеют возможность развивать взаимоотношения с детьми, живущими по соседству.

Немаловажное значение для ребёнка с синдромом Дауна имеет и эмоциональная сторона жизни. Этим детям, как и всем остальным, необходимо, чтобы их любили, уделяли им внимание и принимали такими, какие они есть. Им нужно окружение, в котором они чувствовали бы себя защищенными, и которое способствовало бы повышению их самооценки и независимости.

По мере взросления ребёнка с синдромом Дауна усиливается его стремление приобрести уверенность в себе, развить самостоятельность. Самооценка человека прямо зависит от того, сможет ли он выполнить задание самостоятельно, сумеет ли довести начатое дело до конца. Для того чтобы, ребёнок сумел испытывать чувство удовлетворения, необходимы такие условия, в которых при решении задачи он не будет испытывать особых трудностей, и сможет успешно справиться. Менее благоприятные условия могут привести к разочарованию. Однако это не значит, что дети с синдромом Дауна никогда не должны сталкиваться с новыми непростыми обстоятельствами. Умение человека должным образом вести себя в обществе непосредственно влияет на то, как общество пр?