Обучение детей с синдром ушера

Министерство образования 
и науки

Российской Федерации

Федеральное Государственное 
бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального 
образования

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Отделение заочного образования

Факультет коррекционной 
педагогики

Контрольная работа

По дисциплине Комплексные 
сенсорные и интеллектуальные нарушения

ТЕМА: «Особенности детей с
синдромом Ушера».

Выполнила: студентка группы
541-5

Специальность «СДПП»

Семак О.В.

Проверила: преподаватель

Сошникова Н.Г.

Челябинск, 2013

Содержание

Введение                                                                                                                  
3

  1. Классификации синдрома Ушера.                                                               5
  2. Психолого-педагогическая характеристика слепоглухих детей

а) Особенности развития познавательной
сферы детей с нарушениями зрения и слуха.                                                                                                                    
9

б) Особенности личности и эмоционально-волевой
сферы

слепоглухих детей.                                                                                               
10

в) Особенности деятельности
слепоглухих детей.                                            
11

г) Основные причины недостатков
социально-личностного развития

слепоглухих детей.                                                                                               
14

  1. Особенности обучения и воспитания детей

с синдромом Ушера                                                                                              
17

Заключение                                                                                                           
24

Список литературы                                                                                               
26

Приложение                                                                                                           
28

Введение

Все возрастающее внимание
к проблеме обучения детей со сложными
дефектами стало одной из тенденций 
развития современной специальной 
педагогики. Ею пройден большой исторический
путь развития, чтобы, наконец, по-настоящему
обратиться к исследованиям в 
этой области. Вместе с тем все 
предыдущие исследовательские работы
в плане построения и развития
реабилитационной помощи детям касались
в основном отдельных видов сложного
дефекта, т. е. частных его случаев.

Наибольший вклад был 
сделан в разработку психолого-педагогической
системы воспитания слепоглухих 
детей. Обращение к столь трудной 
с педагогической точки зрения категории 
детей и успехи в этом направлении 
не прошли бесследно для всей проблемы
сложных дефектов в целом. Ведь изучение
данной проблемы в ее целом виде
в ходе систематического исследования
предполагает нахождение общих решений,
выяснение принципиальных отличий 
процесса развития ребенка со сложным 
дефектом от развития детей с отдельными
формами первичных нарушений.

В число первоочередных задач,
возникающих перед специалистами,
входит задача возможно более ранней
диагностики сложного дефекта. Слишком 
поздняя диагностика — типичное
явление в практике работы с такими
детьми. Случаи своевременной, достаточно
ранней и вполне подготовленной существующими 
методами исследования диагностики 
являются скорее исключениями из этого 
правила, чем общей практикой. Вследствие
этого дети со сложными нарушениями 
развития обычно слишком поздно попадают
в сферу специального обучения. Нередко 
такая возможность возникает 
для них лишь к началу школьного 
возраста, а то и позднее.

Многие и многие родители,
столкнувшись с тяжелыми нарушениями 
развития своего ребенка в первые
годы его жизни, ищут помощи лишь исключительно 
у медиков, совсем не обращаясь к 
специалистам-педагогам. Многие дети со
сложными нарушениями действительно 
проходят необходимый курс лечения в больницах,
где они подвергаются длительной культурной
и материнской депривации, что неблагополучно
сказывается на их эмоциональном и умственном
развитии.

В ранней диагностике усиливается 
значение нейрофизиологических методов 
объективного исследования. Современная 
наука и техника позволяют 
достаточно рано, на первом году жизни 
ребенка, диагностировать наличие 
сенсорных нарушений при их средней 
и большей степени выраженности.
Так, отсутствие речи у двух-трехлетнего 
слабовидящего ребенка может 
побудить к выдвижению гипотезы о 
задержке психического развития ребенка 
как первопричине отсутствия у него
речи. Однако обнаружение тугоухости
у этого ребенка при одноразовом 
электрофизиологическом исследовании
позволяет назвать другую, более
вероятную причину, приводящую к задержке
формирования речи у ребенка, и соответственно
указать совсем другие средства компенсации.

Важное значение имеет 
медико-генетическое исследование, поскольку 
подавляющее большинство сложных 
нарушений связано с действием 
генетического фактора. Принципиально 
важно, что выявление синдромальных
форм позволяет во многих случаях иметь
прогноз возможного развития или инволюции
имеющихся физических и психических функций.

Так, своевременное установление
одной из форм синдрома Ушера у глухого
ребенка позволяет заблаговременно поставить
задачу постепенно подготовить ребенка
к будущей потере зрения: обучить его осязательному
чтению рельефно-точечных текстов по системе
Брайля, полезным приемам перцептивной
деятельности в новых для подростка условиях
восприятия, подготовить психологически
к новому состоянию зрения и т.д.

  1. Классификации синдрома Ушера.

Синдром Ушера. Сочетание глухоты
с пигментным ретинитом было описано F.
Graefe в 1858 г. В 1914 г. S. Usher провел наиболее
значительное документально подтвержденное
исследование этого синдрома и подчеркнул
его генетическую природу. Синдром Ушера
характеризуется врожденной (от умеренной
до резко выраженной степени) нейросенсорной
потерей слуха с вестибулярной гипофункцией
и медленно прогрессирующим пигментным
ретинитом. У некоторых больных могут
наблюдаться умственная отсталость и
поздние психозы.

Распространенность синдрома
Ушера среди детей с глубокой глухотой
достигает от 3 до 10% (M. Vernon, 1959; G. Fraser, 1964;
и др.). Рассчитано, что один из 100 людей
является носителем гена синдрома Ушера
(Б.В. Конигсмарк, Р.Д. Горлин, 1980). У гетерозигот
могут быть выявлены: отсутствие реакции
на вращение и повышение порога темповой
адаптации или негрубое снижение остроты
зрения.

Диагноз пигментного ретинита,
установленный офтальмологом при 
офтальмоскопии, должен быть подтвержден 
электроретинографией, электроокулографией,
исследованием поля зрения и определением
способности к темповой адаптации (Л. Кацнельсон
и др., 1981).

К сожалению, до сих пор 
не существует методов эффективного
лечения синдрома Ушера. Дети в большинстве
своем начинают обучение в школах для
глухих, реже — для слабослышащих. Снижение
остроты зрения у них диагностируется
поздно. Испытывая затруднения в учебе,
они, как правило, попадают в группу стойко
неуспевающих. Между тем своевременное
выявление у них пигментного ретинита,
прогрессирующего до практической слепоты
снижения зрения, и в соответствии с этим
создание адекватных педагогических условий
предотвращают возможность стрессового
состояния, возникающего в связи с потерей
зрения у глухого человека, и способствуют
более полной социальной реабилитации
таких людей.

Существует несколько 
классификаций синдрома Ушера, которые
свидетельствуют о клиническом и генетическом
полиморфизме синдрома (R. Hauschild, E. Hauschild,
1980; и др.). Так, S. Davenport, G Omenn (1977) выделили
четыре генетические формы синдрома Ушера,
установив тем самым его генетическую
гетерогенность.

При первой — у пробанда отмечается
врожденная глухота, а пигментный ретинит 
с прогрессирующим снижением 
остроты зрения выявляется в 10-12 лет.
Вестибулярные нарушения при 
этом типе синдрома отсутствуют. Около
90% случаев врожденной глухоты с 
пигментным ретинитом относится 
к первой форме синдрома Ушера.

Вторая форма характеризуется 
глубокой врожденной глухотой, а пигментный
ретинит с прогрессирующим снижением 
зрения и сужением полей зрения выявляется
в конце подросткового возраста
или несколько позже (15-17 лет), вестибулярные 
реакции нормальны или не резко
снижены. К этой форме синдрома относится
около 10% наблюдений.

Читайте также:  Синдром дистонии по гипертоническому типу

Третья форма отличается
прогрессирующей (до глухоты) потерей 
слуха и пигментным ретинитом 
со снижением остроты зрения, выявляющимися 
в подростковом возрасте. Эта форма 
синдрома Ушера встречается редко.

Четвертая форма по клиническим 
проявлениям сходна со второй, но передается
в семьях по рецессивному Х-сцепленному 
типу. Клинические проявления синдрома
отмечаются только у мужчин. Женщины
— носительницы мутантного гена в Х-хромосоме,
как правило, внешне здоровы.

Третья и четвертая 
формы синдрома Ушера составляют менее
1% всех случаев.

При классическом синдроме
Ушера у всех больных имеются врожденные
нейросенсорные нарушения слуха. У 90% из
них степень потери слуха достигает 90
– 100 дб, у остальных – отмечается двусторонняя 
симметричная тугоухость II или III степени.
Для всех больных характерны вестибулярные
расстройства, выявляющиеся при проведении
пробы на вращение. У многих при клиническом
обследовании можно выявить нарушения
равновесия или атактическую походку.

Изменение сетчатки начинаются
постепенно. Первым симптомом болезни 
является нарушение темновой адаптации,
которое проявляется в виде ночной слепоты.
В дальнейшем пигментный ретинит медленно
прогрессирует. Снижение остроты зрения
становиться очевидным примерно к 10-летнему
возрасту. К 40 –50 годам развивается полная
слепота.

До настоящего времени 
не известны методы эффективного лечения 
синдрома Ушера. Поэтому, особенно большое
значение приобретает профилактика этого
тяжелого наследственного заболевания
путем своевременного предупреждения
семьи о риске повторного рождения больного
ребенка. Это заболевание наследуется
по аутосомно – рецесивному типу, то есть,
считающие себя здоровыми родители больных
детей являются скрытыми носителями гена
болезни. Это может быть установлено или,
хотя бы, заподозрено при помощи вестибулярных
проб, электроретинографии и аудиометрии

Ранняя диагностика синдрома
Ушера чрезвычайно важна для правильного
планирования коррекционно-педагогических
мероприятий по обучению и воспитанию
детей с данным заболеванием. Большую
роль в этом играет проведение динамических
углубленных офтальмологических обследований
всех учащихся школ для детей с нарушением
слуха, выявление  среди них лиц с нарушением
зрения, с пигментным ретинитом. Педагогам
и родителям следует обращать внимание
на детей с нарушением слуха, у которых
ухудшается зрение.

Как правило, дети, имеющие 
синдром Ушера, начинают обучение в
школах для глухих и слабослышащих. Снижение
зрения у них диагностируется поздно.
Из-за стойкой неуспеваемости они попадают
в группу отстающих учеников. Между тем
своевременное обучение по брайлеровской
системе, развитие навыков осязания могли
бы стать основой формирования словесной
речи в письменной форме, что смягчило
бы стрессовую ситуацию, связанную у глухого
человека с потерей зрения.

Слухопротезирование лиц с
синдромом Ушера проводится в зависимости
от тяжести и характера поражения у них
слуховой функции.

Таким образом, для определения
правильного подхода к педагогической
коррекции необходимо рано и точно диагностировать
все имеющиеся у детей дефекты, определить
характер и прогноз нарушенных функций,
степень поражения зрения, слуха и состояния
интеллекта.

  1. Психолого-педагогическая характеристика

слепоглухих детей

а) Особенности развития
познавательной сферы детей с нарушениями
зрения и слуха.

Психическое развитие детей 
со сложным сенсорным нарушением
опирается на сохранные интеллектуальные
и сенсорные (обоняние, вибрационная
и кинестетическая чувствительность)
возможности и их совершенствование.
Наблюдения за развитием маленьких 
детей с врожденной слепоглухотой
и сохранными возможностями познавательного
развития показывают большие возможности
осязания и обоняния. Если не препятствовать
развитию сохранной активности такого
ребенка и способствовать его своевременному
хватанию, сидению, прямохождению и самостоятельности
в бытовых действиях, можно добиться совершенно
свободной ориентировки в помещении и
развития полноценных предметных действий.
Такой ребенок способен уже в раннем детстве
совершенно свободно передвигаться по
знакомому помещению, узнавать близких
ему людей по запаху, характерным движениям
и по ощупыванию ног и обуви, доставать
понравившиеся ему предметы и игрушки
и действовать с ним в соответствии с их
назначением.

Источник

С обогащением словаря 
ребёнка усложняется и грамматический
строй первых текстов. Тексты, составленные
с помощью учителя, называются учебными,
а составленные самим ребёнком —
спонтанными. Постоянное взаимопроникновение 
этих двух видов текстов, которые 
Соколянский называл параллельными,
создаёт условия для полноценного усвоения
словесной речи слепоглухим ребёнком.

Современное содержание обучения
слепоглухих детей предлагается
в программах по социально-бытовой 
ориентировке и формированию читательской
деятельности.

Формирование речи на основе
коммуникативного подхода в школе 
слепоглухих на первоначальном этапе 
сталкивается с рядом трудностей,
связанных с особенностями слепоглухого
ребенка, а именно: очень слабая потребность 
в коммуникации и малая способность,
как к продуктивной, так и к 
сложной репродуктивной деятельности,
что требует такого построения учебной 
работы на первоначальном этапе формирования
словесной речи, «которое определяется
узким кругом речевой коммуникации
— взрослого (учителя) с учеником — и 
характеризуется потребностью в 
общении, моделируемой в этой замкнутой 
социальной ячейке» (В.Н. Чулков, 1989, с.79).

Тем не менее, в формировании
речи достигаются значительные успехи,
что связано с использованием
ряда оригинальных методов, например,
системы «параллельных текстов»
(И.А.Соколянский). Составление текстов 
идет параллельно двумя рядами: первый
ряд текстов — учебный (ведущий) — составляется
учителем по особой грамматической схеме.

Второй ряд составляется
ребенком абсолютно самостоятельно
(спонтанно) по грамматической схеме 
первого (учебного) ряда, но с иным содержанием.

Содержание этих текстов 
черпается из событий повседневной
жизни слепоглухого и хорошо ему 
известно.

Целостное представление 
об описанных в тексте событиях возникает 
у ребенка только благодаря тому,
что контекст этих событий является
его личным достоянием (Е.Л. Гончарова,1993).

Для восприятия же контекстной
речи, которая «открывает для ребенка
возможность посредством чтения расширять
свой личный опыт за счет присвоения зафиксированного
в речи опыта действий и наблюдений других
людей», требуется формирование у слепоглухих
детей таких компонентов читательской
деятельности, которые позволят этот «чужой»
опыт сделать своим личным.

Внешней по форме деятельностью,
в которой максимально отражены
коммуникативный характер чтения и 
его познавательная направленность,
является сотрудничество читателя и 
автора текста в воспроизведении 
в наглядном плане полной картины 
описанных в тексте событий.

Программа планомерного формирования
читательской деятельности состоит 
в том, чтобы сделать привычным 
способ освоения содержания текста посредством 
сотрудничества автора и читателя в 
воссоздании полной картины описанных 
в тексте событий сначала в 
наглядном плане, а потом в 
уме по ходу чтения.

Читайте также:  Синдром меллори вейса этиология и патогенез

Это достигается в обучении
путем создания необходимых условий 
для непосредственного сотрудничества
автора текста и читателя, а затем 
целенаправленного усложнения условий 
общения между читателем и 
автором текста (Е.Л. Гончарова, 1993),
когда непосредственное сотрудничество
автора текста и читателя постепенно
превращается в опосредованный текстом 
«внутренний диалог» — «сотворчество 
понимающих» (М.М.Бахтин).

Программа формирования читательской
деятельности слепоглухих учащихся
предусматривает не только обучение
чтению, формированию у учащихся приемов 
и установок, необходимых для 
понимания прочитанного текста, понимания 
письменной речи вообще, но и большую 
работу по формированию экспрессивной 
стороны речи.

Порождение речевого высказывания
и последующий анализ его с 
разных позиций (автор, читатель, герой)
находятся в тесной взаимосвязи,
развивают и совершенствуют речевые 
навыки детей через развитие умений
описывать ситуацию, задавать вопросы 
к контексту, устранять неполноту 
текста, дополняя его, давать оценку поступкам 
героев и т.д. В процессе организованной
работы по чтению, анализа разнообразного
по содержанию и речевому оформлению материала
создаются широкие возможности для работы
по развитию разговорной и связной (устной
и письменной) речи слепоглухих учащихся.

Слепоглухие дети, прошедшие 
специальный курс обучения чтению,
таким образом, ко второму классу
уже готовы к тому, чтобы при 
чтении замечать неполноту текста,
их внимание направлено на извлечение
из текста содержания, выходящего за рамки 
их собственного опыта, что является
важнейшим для начальной школы 
достижением, как в развитии речи,
так и в читательском развитии
детей, приближая уровень развития
их речи к уровню нормальных детей-
дошкольников.

План ближайших занятий 
по развитию таких детей предусматривает 
усовершенствование у них навыков 
самообслуживания, дальнейшее привитие
навыков культурного поведения,
трудовое воспитание, развитие игровой 
деятельности, занятия лепкой, работу
с бумагой, физическое воспитание.

Средства общения будут 
прививаться и во время действий
по самообслуживанию, и в игре, и 
при обучении ручному труду, и 
на прогулках. Кроме того, предусматриваются 
самостоятельные занятия, на которых 
дети будут выполнять дактильные
поручения учителя, выражать дактильными
словами произведенное действие, называть
предметы.

Хорошо, когда и родители,
и их слепоглухие дети могут встречаться 
со взрослыми слепоглухими людьми.
Ведь выросший человек, обретший опыт
приспособления к своему недугу и 
преодолевший (да, скажем прямо, и преодолевающий
его постоянно), может многому 
научить как ребенка, так и 
его родителей. Более того, успешный
опыт адаптации к жизни становится
моделью, возможным примером для 
всей семьи. Каждого родителя жжет вопрос:
что будет, когда он (или она) вырастет?
Как сможет он устроиться в этой
сложной жизни? Позитивный опыт взрослого 
слепоглухого человека — настоящая
школа и для родителей, и для детей (особенно
подростков) с синдромом Ушера.

Особое значение приобретают 
встречи родителей. Хорошо, если есть
возможности устраивать встречи 
для всех членов семьи и отдельно
для пап и мам. Понятно, что 
мужчины и женщины по-разному 
переживают те или иные чувства, по-разному 
разрешают возникающие трудности.
Хорошо, если у пап будет свой
«тесный мужской круг» для 
обсуждения такого рода проблем. Ведь
большая часть информации и поддержки 
в настоящее время распространяется
в основном на мам; папы остаются как 
бы в стороне. Но ведь и они чувствуют,
переживают. Носить в себе такой 
груз крайне тяжело. Нужны специально
подобранные группы именно для пап 
и дедушек. Думается, такие обсуждения
помогут не только конкретным участникам
бесед, но и всей семье в целом.

Естественно, что у родителей 
возникает вопрос: когда и что 
следует говорить ребенку о синдроме
Ушера? Специалисты во всем мире признают,
что, как и при обсуждении любых сложных
вопросов с ребенком, нельзя однозначно
определить точные правила, когда и что
именно следует рассказывать ему об этом
состоянии. Прежде всего необходимо учитывать
возраст ребенка и уровень его развития.
От этого будут зависеть объем и качество
передаваемой ему информации. Ребенок
любого возраста может усвоить только
определенный и довольно ограниченный
объем знания. Лучше всего за один раз
передавать какой-то один блок информации.
Например, не стоит сообщать ребенку, что
в результате проявлений синдрома Ушера
он ослепнет. Во-первых, не каждый ребенок
может это полностью осознать, во-вторых,
никто пока не в состоянии дать однозначный
ответ, когда именно и в какой степени
такое может случиться.

Хорошо, когда взрослый дает
конкретный ответ на конкретно заданный
вопрос, не вдаваясь в подробности.
Можно постараться объяснить 
ребенку, почему ему не хочется совершать 
вечерние прогулки всей семьей в парке 
недалеко от дома. Скорее всего, ребенок 
боится того, что в сумерках он ничего
не видит, и боится потеряться. Здесь возникает
хороший повод обсудить с ребенком, что
и как он видит, каким способом он может
приноровиться к такому состоянию зрения,
чтобы не попадать в неловкие ситуации.
Может быть, стоит объяснить, что из-за
проблемы зрения ребенку следует быть
особенно осторожным при переходе улиц,
так как его зрение не позволяет достаточно
хорошо видеть сбоку, снизу и сверху. Такого
рода объяснения совсем не требуют использования
сложных (и абсолютно непонятных маленькому
ребенку) терминов, типа: сужение полей
зрения или нарушения периферического
зрения. К пониманию таких терминов ребенок
подойдет с возрастом, по мере освоения
доступной ему информации.

Нужно также помнить, что 
не стоит проводить длительных и 
специально организованных бесед по
поводу нарушений зрения и связанных 
с этим трудностей: это вызовет 
лишнее напряжение у ребенка. Лучше,
когда информация выдается родителями
маленькими порциями, но довольно часто 
и обязательно в связи с 
конкретной ситуацией бытия ребенка
(прогулка, общение, уроки в школе 
и т. п.). Более того, достоверная 
информация о проводимых исследованиях 
в области пигментного ретинита
и общих проблем синдрома Ушера
в настоящее время довольно быстро меняется,
изменяются и методы медицинской реабилитации
людей, страдающих данным синдромом. Так
что информация, которая считается адекватной
сегодня, может радикальным образом измениться
завтра — не стоит торопиться, лучше постараться
следить за развитием науки в этой области.

Родителям ребенка также 
следует знать, что их сын или 
дочь также может тяжело переживать
изменения своего зрения и слуха,
трудности общения с окружающими,
отличие себя от остальных. Важны 
такт и внимание взрослых к этим
чувствам. Благотворное влияние на
обретение стабильности в своих 
чувствах окажут задушевные беседы родителей 
с ребенком. Родителям следует 
тактично дать понять своему ребенку,
в чем состоят изменения его 
зрения, как они влияют на его 
поведение; можно вместе подумать над
тем, как лучше приспособиться к меняющемуся
состоянию человека с синдромом Ушера.

Но и ребенку, в свою
очередь, было бы хорошо знать о тех 
чувствах, которые переполняют души
родителей. Прежде всего, открытое обсуждение
проблем будет способствовать укреплению
уровня доверия между членами 
семьи. Да и у ребенка с синдромом 
Ушера вряд ли станет развиваться «синдром
пупа земли», если он будет достоверно
знать, что его трудности также эмоционально
остро переживаются и родителями.

Читайте также:  Призрак в доспехах синдром одиночки 1 сезон torrent

Наверное, необходимо специально
обсуждать с ребенком недопустимость
связывания всех жизненных проблем 
с нарушениями зрения и слуха.
Ослабленное зрение и слух не повод 
для отказа от достижения разумных
жизненных целей.

Таким образом, необходимо,
чтобы дети с синдромом Ушера разного
возраста могли общаться между собой.
Это поможет самим детям не чувствовать
себя наедине со своей проблемой, знать,
что есть еще и другие с подобными трудностями.
В кругу сверстников легче обсуждать личные
проблемы. Родители же в таких встречах
могут принимать активное участие, организуя
общение, либо наблюдать (по возможности)
за ходом встречи и получать дополнительную
информацию о развитии собственного ребенка,
а также сравнивать различные способы
воспитания детей с этим синдромом.

Вывод

Таким образом своевременное
установление одной из форм синдрома Ушера
у глухого ребенка позволяет заблаговременно
поставить задачу постепенно подготовить
ребенка к будущей потере зрения: обучить
его осязательному чтению рельефно-точечных
текстов по системе Брайля, полезным приемам
перцептивной деятельности в новых для
подростка условиях восприятия, подготовить
психологически к новому состоянию зрения
и т.д.

До настоящего времени 
не известны методы эффективного лечения 
синдрома Ушера. Поэтому, особенно большое
значение приобретает профилактика этого
тяжелого наследственного заболевания
путем своевременного предупреждения
семьи о риске повторного рождения больного
ребенка. Это заболевание наследуется
по аутосомно – рецесивному типу, то есть,
считающие себя здоровыми родители больных
детей являются скрытыми носителями гена
болезни. Это может быть установлено или,
хотя бы, заподозрено при помощи вестибулярных
про электроретинографии и аудиометрии

Ранняя диагностика синдрома
Ушера чрезвычайно важна для правильного
планирования коррекционно–педагогических
мероприятий по обучению и воспитанию
детей с данным заболеванием. Большую
роль в этом играет проведение динамических
углубленных офтальмологических обследований
всех учащихся школ для детей с нарушением
слуха, выявление среди них лиц с нарушением
зрения, с пигментным ретинитом. Педагогам
и родителям следует обращать внимание
на детей с нарушением слуха, у которых
ухудшается зрение.

Для определения правильного 
подхода к педагогической коррекции 
необходимо рано и точно диагностировать 
все имеющиеся у детей дефекты,
определить характер и прогноз нарушенных
функций, степень поражения зрения,
слуха и состояния интеллекта.

Как правило, дети, имеющие 
синдром Ушера, начинают обучение в
школах для глухих и слабослышащих. Снижение
зрения у них диагностируется поздно.
Из-за стойкой неуспеваемости они попадают
в группу отстающих учеников. Между тем
своевременное обучение по брайлеровской
системе, развитие навыков осязания могли
бы стать основой формирования словесной
речи в письменной форме, что смягчило
бы стрессовую ситуацию, связанную у глухого
человека с потерей зрения.

Слухопротезирование лиц с
синдромом Ушера проводится в зависимости
от тяжести и характера поражения у них
слуховой функции.

Список литературы

  1. Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – М. : Просвещение, 2008. – 111 с.
  2. Басилова Т.А. Организация обучения слепоглухих детей за рубежом (70 – 80-е годы). – Дефектология, 1988, № 5.
  3. Бертынь Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей  со сложным дефектом // Дефектология. – 1993. — № 4.
  4. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности проявлений сложных дефектов //Дефектология. – 1989. — № 3, с. 3-10.
  5. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высших  учеб. заведений. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. (Коррекционная педагогика).
  6. Григорьева, Л. П. — Психофизиологические исследования развития детей со сложными нарушениями. Дефектология: научно-методический журнал №4 2004 Школа-пресс, 2004 г.
  7. Константинова И.С. Организация бытовой среды, способствующей реализации потенциальных возможностей детей с множественными нарушениями развития 2010
  8. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.
  9. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
  10. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии / Под ред. В.И. Селиверстова, Б.П. Пузанова .- М. : Владос, 2005.- 368 с
  11. Саломатина, И.В. Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению [Текст] / И.В. Саломатина // Дефектология. — 2000. — № 1. — C. 75-81.
  12. Саломатина И.В. Синдром Ушера и наши дети: Родителям детей с нарушением слуха, педагогам и социальным работника. Саломатина И.В. 2001 г. Издатель: М: Академия исследований культуры
  13. Александрова Н.А., Копыл О.А. Опыт клинико-психологического сопровождения семей, имеющих детей со сложными дефектами Басилова Т.А. Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложными сенсорным дефектом //Дефектология.1994,№4.
  14. Методические рекомендации к программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития».- М., 2003.
  15. Основы специальной психологии / Под ред. А.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002.
  16. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития», — М., 2003.
  17. Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом //Дефектология 1992, № 2-3
  18. Рязанова А.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития А.В. Рязанова издательство ТЕРЕВИНФ 2011 — 80 с.

Источник