Общая характеристика синдрома раннего детского аутизма
Характеристика раннего детского аутизма (РДА)
Ранний детский аутизм (РДА) или расстройство аутистического спектра (РАС) – тяжёлое расстройство в период младенчества и начала хождения, отмеченное крайним одиночеством, патологической потребностью в однообразии и мутизмом или некоммуникативной речью. [8.,2.]
Эпидемиологические исследования, проведённые в разных странах, показали, что частота проявления детского аутизма 3-4 случая на 10000 детей, причём он встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. [2.,7.]
В настоящее время большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм (РДА), (РАС) является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врождёнными обменными нарушениями, органического поражения ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции рано начавшегося шизофренического процесса. Аутизм может проявляться вследствие самых разных заболеваний.
Характерные черты РДА (РАС) определяются следующим образом:
— нарушение способности к установлению эмоционального контакта;
— стереотипность в поведении. Она проявляется, как стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; наличие в поведении ребёнка однообразных действий – моторных (раскачивание, прыжков, постукиваний и т. д.); речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким – либо предметом, однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов;
— совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалия, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речи в целях коммуникации.
Самый тяжёлый период поведенческих проблем, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности могут постепенно сглаживаться, ребёнок может больше тянуться к людям, но на первый план выступает задержка психического развития, дезориентированность, непонимание ситуации, неловкость, социальная наивность. С возрастом неприспособленность в быту, несоциализированность становятся всё более явными.
Сравнительная характеристика аспектов раннего нормального развития и раннего развития при аутизме № 1
Возраст в месяцах | Нормальное развитие | Раннее развитие при аутизме |
2 | Издавание гласных звуков, руление. | |
6 | «Диалоги» в виде издавание гласных звуков или поворачивание в сторону родителей. Появление согласных. | Плач тяжело интерпретировать. |
8 | Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса. Повторяющиеся слоговые произнесения: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Появляются указательные жесты. | Ограниченные или необычные гуления (визги или крики). Не имитируют звуки, жесты, выражения. |
12 | Появление первых слов. Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и просьб. | Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации. |
18 | Словарный запас 3-50 слов. Начинает составлять словосочетания из 2-х слов. Старается привлечь внимание людей. Возможны частые эхолалия и имитация. | |
24 | Задаёт простые вопросы. Называет себя по имени. Может кратко повторить высказывания. | Слова появляются, затем исчезают. Жесты не развиваются. |
36 | Словарный запас около 100 слов. Задаёт много вопросов, для продолжения разговора. Эхолалическое повторение не часто в этом возрасте. | Комбинация слов встречается редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое. У половины или более речь не осмысленная. |
48 | Использует комплексные структуры предложения. Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию. | Эхолалия остаётся. Произносит просьбы. Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов. |
60 | Использует больший комплекс структур. Способен оценивать предложения как грамматические и делать исправления. | Не может поддерживать разговор. Присутствует эхолалия. Редко задаёт вопросы, если появляются. Нарушен тон и ритм речи. |
Социальные взаимодействия №2
2 | Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении. | |
6 | Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки. Повторяет действия, имитируя взрослого. | Менее активен и требователен, чем нормальный ребёнок. Слабый зрительный контакт нет ответных социальных проявлений. |
8 | Отличает родителей от незнакомых людей. Игры «Дай и возьми» с обменом предметами со взрослыми. Игры в прятки («ку-ку»). Показывает объекты взрослым. Машет на прощанье Плачет или ползет за мамой, когда она уходит. | Ребёнка трудно успокоить. Чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие. Любят внимание, но мало выражают интереса к другим. |
12 | Ребёнок чаще инициирует игры. Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками. | Контактность обычно уменьшается как только ребёнок начинает ходить, ползать. Нет дистресса при разлуке с матерью. |
18 | Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берёт игрушки | |
24 | Появляются эпизоды, похожие на игру. Среди большой моторной активности появляется похожая на игровую деятельность. | Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве. |
36 | Обучаются взаимодействию со сверстниками. Часто ссорятся со сверстниками. Хочет сделать что-то хорошее родителям. | Не может допустить к себе других детей. Чрезмерно возбудим. Не понимает значения наказания. |
48 | Распределяет роли со сверстниками в игре. Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически. | Не способен понять правила игры. |
Развитие воображения №3
6 | Недифференцированные действия с одним объектом. | |
8 | Действия дифференцированы в соответствии с характеристиками объекта. | Повторяющие движения доминируют в деятельности во время бодрствования. |
12 | Социально приемлемые действия с объектами. | |
18 | Частые символические действия (воображают разговор по телефону т.д.). Игра связана с каждодневным распорядком дня ребёнка. | Активная роль в деятельности, похожей на игру. |
24 | Часто использует правила игры применительно к куклам, к животным, взрослым. Выполняет действия, похожие на неограниченную собственную деятельность (воображает, что гладит бельё). | Небольшая любознательность, исследование окружающей среды. |
36 | Замена одного объекта другим. Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность, (кукла поднимает свою собственную кружку). | Не владеет символической игрой. Продолжительные повторяющиеся моторные движения покачивания, кружения и т.д. |
48 | Социодраматическая игра – творческая игра с двумя или более детьми. Использование пантомимы для представления предмета. | Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены на куклы, ребёнок выступает в качестве ведущего лица. Символическая игра есть, ограниченная до простейшей, повторяющейся схемы. |
60 | Речь очень важна при представлении темы, распределение ролей и разыгрывании драмы. | Нет способностей к пантомиме. Нет социодраматической игры. |
Источник
31 января 201975371 тыс.
Содержание:
Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как смертельный приговор. Что это за загадочная болезнь, каковы причины развития и можно ли распознать ее на ранней стадии? Рассмотрим в данном материале.
Что такое аутизм?
Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.
Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.
Каковы причины развития заболевания?
В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:
- ДЦП;
- перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;
- перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;
- ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме);
- наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.
Как воспринимает окружающий мир ребенок аутист?
При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.
Симптомы и признаки аутизма
Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:
- при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);
- не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;
- не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;
- проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;
- не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно выразить, что он хочет;
- часто устраивает истерики;
- пассивен или, наоборот, гиперактивен;
- не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.
Проявления детского аутизма: первые сигналы родителям
Для раннего аутизма характерно 4 основных клинических признака:
- нарушение социального взаимодействия;
- нарушение коммуникации;
- стереотипное поведение;
- ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).
Нарушение социального взаимодействия
Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.
Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.
Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.
Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.
Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.
Нарушение коммуникации
У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), все зависит от тяжести течения заболевания – при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами – кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она не связная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице, например, Маша спать, играть и т.д.
Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.
Стереотипное поведение
К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:
- концентрация внимания на одном занятии – это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.
- Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.
- Повторение определенных движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.
- Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.
Ранние симптомы аутизма у детей до года
Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.
Интеллект у ребенка с аутизмом
В зависимости от особенностей течения данного заболевания некоторые признаки аутизма могут проявляться и в интеллектуальном развитии ребенка. В большинстве случаев, у таких малышей заметна легкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают материал, не могут концентрировать внимание на уроках – все это вызвано наличием аномалий и дефектов головного мозга.
В том случае, когда аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или эпилепсией, то у ребенка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук – рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.
Существует такое понятие, как савантизм – это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.
Виды аутических расстройств
Самыми часто встречающимися видами аутических расстройств являются синдром Аспергера и синдром Ретта.
Синдром Аспергера
Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:
- достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;
- нормальные навыки речи, внятность речи;
- наличие проблем с громкостью речи и интонацией;
- проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;
- нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;
- эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.
Аутичный больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью. Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы необходимые условия развития и воспитания.
Синдром Ретта
Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме. Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1 случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга являются:
- глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;
- полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;
- замедление роста головы после года;
- утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;
- частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;
- ухудшение координации движений;
- отсутствие речи.
Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.
Методы диагностики аутизма
Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.
Основными методами диагностики аутизма у детей являются:
- проведение тестов со специальными опросниками;
- УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
- ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
- осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.
Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.
Что видит взрослый? | Не является признаком | С высокой долей вероятности означает |
Ребенок забывчив, невнимательный, несобранный, растерянный | Лень, игнорирование рекомендаций родителей, проявление непослушания | Непонимание, что от него хотят взрослые, реакция на стрессовую ситуацию, попытка уйти в себя |
Не любит перемены, расстраивается при смене обстановки, предпочитает выполнять привычные монотонные действия, отказывается познавать что-то новое | Нежелание развиваться, проявление упертого характера, нежелание выполнять просьбы родителя | Неуверенность в своих силах, стрессовая реакция на перемены |
Не хочет выполнять просьбы, проявляет агрессию или игнорирует обращение | Проявление эгоизма, желание всегда быть во главе и доминировать над взрослыми | Ему сложно понять предоставленную информацию |
Легко отвлекается, избегает контакта глаза в глаза, раздражается от любых прикосновений или повышения голоса | Непослушание, гиперактивность, невнимательность | У него повышенная чувствительность к звукам, новым требованиям, смене обстановки |
Можно ли вылечить аутизм?
Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи.
Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:
- вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;
- вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;
- вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.
Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:
- формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;
- постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;
- учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии;
- вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;
- учат играть в ролевые игры;
- учат устанавливать эмоциональный контакт.
Поведенческое лечение аутизма у детей
Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период наблюдается за поведением аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и реакции больного на тот или иной раздражитель. После этого в индивидуальном порядке подбираются определенные стимулы, помогающие корректировать поведением ребенка. Для одних малышей таким стимулом является игрушка, для других – лакомство, для третьих – любимое развлечение. Такими поощрениями специалист подкрепляет желаемые реакции у ребенка, то есть, если он выполнил то, что от него требуется, то малыш получает свое поощрение. Таким образом, развивается контакт, закрепляются полученные навыки умений и действий, устраняются признаки поведенческих расстройств.
Логопедическое лечение
Независимо от степеней и видов аутизма у большинства детей все же отмечаются нарушениями речевого развития, что не дает пациентам нормально выражать свои желания и общаться с окружающими людьми. Регулярные индивидуальные занятия с логопедом позволяют добиться правильного построения предложений и внятности речи.
Приобретение навыков самообслуживания и нахождения в социуме
У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий.
Медикаментозная терапия
К использованию медикаментов специалисты прибегают лишь в случаи появления деструктивных расстройств в поведении, которые мешают малышу нормально чувствовать себя в обществе и полноценно развиваться.
Седативные препараты, психотропные средства и нейролептики целесообразно использовать только в случае крайней необходимости, родители ребенка-аутиста должны понимать, что плач и капризы гораздо лучше, чем глубокий уход в себя и полная апатия к происходящему вокруг.
Не следует без назначения врача давать ребенку Глицин, таблетки Валерианы или снотворные препараты – такими действиями родители могут сильно навредить малышу.
Аутизм или другое заболевание?
Клинические проявления аутизма у детей схожи с симптомами некоторых заболеваний, поэтому важно не заниматься самолечением, а сразу обращаться за медицинской помощью. К таким заболеваниям (с похожими клиническими проявлениями) относятся:
- задержка психоречевого развития – несмотря на схожесть симптоматики хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу и проведении регулярных занятий с ребенком;
- синдром гиперактивности и дефицита внимания – дети неусидчивы, плохо концентрируются, не усваивают новый материал, им трудно учиться;
- тугоухость – нарушение слуха врожденного или приобретенного характера. За счет того, что ребенок плохо слышит, у него отмечается задержка речевого развития и трудности общения с окружающими, как правило, слуховой аппарат помогает решить проблему;
- шизофрения – психическое заболевание, которое проявляется клинически разговорами с самим собой, агрессией, замкнутостью, галлюцинациями, нарушением координации движений. В отличие от аутизма шизофрения успешно купируется лекарственными препаратами и хорошо поддается лечению.
Прогноз
Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.
Источник