Обсессивно компульсивный синдром у подростков

Обсессивно компульсивный синдром у подростков thumbnail

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей – психическое расстройство невротического уровня, характеризующееся непроизвольными повторяющимися мыслями и действиями. Проявлениями невроза являются ритуалы – частое мытье рук, завязывание шнурков, расчесывание волос; отдельные действия – постукивания, раскачивание ногой; тики – подергивание мышц лица, шеи, рук. Присутствует «застревание» на мысли или идее, вызывающее тревогу. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает когнитивно-поведенческую психотерапию, применение медикаментов.

Общие сведения

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) также называют неврозом навязчивых состояний. Название болезни происходит из латинского языка, означает «охватывание», «одержимость идеей», «принуждение». Подростковый возраст – пиковый период появления первых признаков невроза, заболеваемость колеблется от 0,5 до 2%. С 3 до 12 лет распространенность болезни составляет 1%, в раннем возрасте оно встречается редко. Данные статистики искажаются тенденцией пациентов скрывать навязчивости. Зачастую симптомы определяются родителями и врачами спустя несколько лет после дебюта болезни. До полового созревания заболеваемость среди детей обоих полов одинакова, в последующем отмечается преобладание пациентов мужского пола.

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей

Причины ОКР у детей

Точные причины невроза неизвестны. Выделены группы этиологических факторов развития болезни. Биологические причины объясняют возникновение симптоматики особенностями функционирования организма:

  • Особенности ЦНС. Невроз развивается при инертности вегетативной нервной системы, заболеваниях, поражающих головной мозг.
  • Изменения метаболизма нейромедиаторов. Расстройства обмена серотонина, дофамина, норадреналина, ГАМК сопровождаются нарушением передачи синаптических импульсов. Снижается активность коммуникации между отделами ЦНС.
  • Генетические мутации. Развитие невроза происходит при изменениях гена-переносчика серотонина.
  • Инфекционный фактор. Появление либо усиление симптомов невроза провоцируется поражением структур головного мозга антителами, взаимодействующими с возбудителями стрептококковой инфекции.

Психологические причины рассматриваются как результат нарушенных межличностных отношений, внутренних конфликтов, особенностей эмоциональных реакций. Существуют различные психологические теории возникновения заболевания:

  1. Психоаналитическая теория. Развитие ОКР – результат конфликта сексуально-агрессивных влечений и родительской запрещающей инстанции Сверх-Я.
  2. Теория И. П. Павлова. Невроз свойственен людям мыслительного типа высшей нервной деятельности. Инертность процессов торможения-возбуждения способствует возникновению навязчивостей.
  3. Связь с конституционно-типологическими характеристиками. Заостренные ананкастные (застревающие) черты характера провоцируют развитие невротического расстройства.
  4. Обусловленность психотравмирующими событиями. Причиной невроза может стать потеря родителя, неблагополучная семейная обстановка (скандалы, насилие).

В числе социальных причин исследователи указывают негативное воздействие микро-, макросоциума. Невроз провоцируется строгим стилем воспитания, завышенными требованиями, принудительной приверженностью религии, строгим режимом учебно-воспитательного учреждения.

Патогенез

Основой ОКР является предрасположенность к развитию тревоги. Предикаты заболевания – повышенная тревожность, агрессивность детей, тревожно-мнительная, ананкастная акцентуация характера подростков. Пусковым механизмом служит семейная дисфункция, строгие правила, завышенные, невыполнимые требования к ребенку. Воспитанием культивируется моральная ответственность, главными ценностями признаются следование долгу, игнорирование телесных и эмоциональных потребностей. В результате подавленного конфликта между потребностями и внутренними установками возникают навязчивые мысли, нарастает тревога. Эмоциональная напряженность снижается выполнением навязчивых действий, которые приносят кратковременное облегчение.

Классификация

В дошкольном возрасте обсессивно-компульсивное расстройство не имеет четкой классификации, определяется преобладание фобий, движений или действий. Невроз навязчивостей школьников имеет следующие формы:

  • Фобический невроз. Центральное место занимают фобии – оформленные страхи. Характерен для возраста 5-7 лет.
  • Компульсивный невроз. Проявляется навязчивыми действиями. Пик заболеваемости – 6-8 лет.
  • Обсессивный невроз. Преобладают навязчивые повторяющиеся мысли – концепции, идеи. Данная форма характерна для подростков.

Существует классификация ОКР у детей по особенностям течения. Выделяют однократное появление симптоматики, которое в последующем сохраняется недели, месяцы или годы; рецидивирующую форму с периодами полного выздоровления; непрерывное течение с периодическим усилением симптомов.

Симптомы ОКР у детей

Основу невроза составляют обсессии, компульсии. Обсессии – повторяющиеся навязчивые мысли, побуждения, мысленные образы. Ощущаются как неприятные, доставляющие беспокойство, тревогу. Ребенок не может изменить их, старается игнорировать, подавить, заместить концентрацией внимания на действиях. Распространенными являются обсессии о загрязнении, бедствиях, несчастных случаях, симметрии, религиозных идеях. Беспокоящие мысли способствуют нарастанию тревоги, для ее устранения пациент выполняет определенные действия – компульсии. Они могут быть внешними (пересчитывание предметов, закрывание-открывание двери), внутренними (счет, повторение молитвы). Иногда компульсии возникают из-за спонтанного неопределенного чувства тревоги, дискомфорта (без обсессии).

Среди наиболее распространенных вариантов обсессий-компульсий выделяют излишнюю тревогу о расположении вещей. Она компенсируется раскладыванием учебных принадлежностей, книг, одежды по определенной системе. Ребенок привержен принципу симметрии, увеличения размера, нарастания интенсивности цвета. Часто тревога связана с возможными несчастными случаями. Для ее уменьшения больные обсессивно-компульсивным расстройством несколько раз подряд выполняют ритуалы, призванные обеспечить безопасность (перепроверка выключенной плиты, утюга, закрытого окна), действия, «работающие» как приметы («три раза посмотрю в зеркало – все будет хорошо»). Боязнь получить плохую оценку заставляет ребенка много раз перепроверять выполненное задание. Беспокойство о заражении, загрязнении проявляется частым мытьем рук, полосканием рта, использованием дезинфицирующих салфеток.

Тревожные мысли не озвучиваются пациентом, являются пугающими, признаются неправильными. Молчание сохраняется, присутствует боязнь быть осужденным, признанным больным. Комплексные устойчивые идеи трансформируются в фобии. Повторяющиеся действия дети тоже стараются скрыть от взрослых, причиной обращения к врачу нередко становится вторичная симптоматика ОКР – тревожность, подавленность, замкнутость, снижение школьной успеваемости.

Осложнения

При отсутствии терапии обсессивно-компульсивное расстройство осложняется тревожно-депрессивными проявлениями. Ребенок угрюм, подавлен, не интересуется учебой, общением со сверстниками, много времени проводит дома один. Нарастание фобий, усиление компульсий приводит к изоляции, социальной дезадаптации. В тяжелых случаях пациент не может выйти на улицу (боязнь загрязнений, общения, открытого пространства), заниматься ежедневными делами, появляются мысли о самоубийстве, причинении себе вреда. Такие состояния требуют длительной реабилитации, активной работы психотерапевта, регулярного применения лекарственных средств.

Диагностика

ОКР у детей диагностируется врачом-психиатром. Основной метод исследования – клиническая беседа с родителем и ребенком. Врач уточняет начало проявления навязчивостей, характер, частоту. Использует опрос и наблюдение для оценки эмоционального состояния. По необходимости клиническим психологом проводится тестирование, целью которого является выявление напряженности, тревоги, депрессии, ананкастных, тревожно-мнительных черт личности. Специалист использует проективные методики – рисуночные тесты, методы интерпретации образного материала. Личностная сфера подростков исследуется с помощью патохарактерологического диагностического опросника (ПДО).

Требуется проведение дифференциальной диагностики обсессивно-компульсивного расстройства со схожими по проявлениям заболеваниями, состояниями. К ним относятся:

  • Обычные детские ритуалы. За навязчивости принимают ритуалы отхождения ко сну, выполнение правил игры или договоренности между детьми, коллекционирование, подражание кумирам. Нормальные ритуалы меняются по мере взросления, способствуют развитию, адаптации, социализации.
  • Первичная депрессия. ОКР и депрессия могут развиваться параллельно. Первичным является заболевание, симптомы которого появились раньше. При одновременном дебюте первичным считается депрессивное расстройство.
  • Эмоциональные расстройства. Обсессивно-компульсивное расстройство часто протекает с фобиями, паническими атаками. По выраженности симптомов диагностируется основное и сопутствующие заболевания.
  • Расстройства аутистического спектра (РАС) проявляются ритуалами, повторяющимися действиями. Также выявляются нарушения социального взаимодействия, общения, интеллекта.
  • Шизофрения. Среди симптомов патологии выделяются повторяющиеся ритуалы, действия, доминирующие идеи. Они являются навязанными (а не навязчивыми). Выражаются бредом, голосовыми галлюцинациями, приказывающими выполнять что-либо.
  • Нервная анорексия. Присутствуют мысли, идеи о питании, действия направлены на избегание пищи, грязи. При ОКР сохраняется реалистичный образ тела. Возможно одновременная постановка двух диагнозов.
  • Синдром Туретта. Заболевание проявляется тиками, но основа их происхождения иная, чем при развитии ОКР.
Читайте также:  Синдром маугли у современных детей

Лечение ОКР у детей

Лечение обсессивно-компульсивного расстройства включает прием медикаментов, психотерапию. Обычно сначала осуществляется коррекция лекарственными препаратами, после снятия острых симптомов назначаются сеансы психотерапии. Каждый из лечебных подходов является комплексным:

  • Медикаментозная терапия. В лечении обсессивно-компульсивного расстройства используются антидепрессанты, ингибирующие обратный захват серотонина (СИОЗС). Выбор препарата, определение дозы выполняется врачом индивидуально с учетом возраста, общего соматического состояния, выраженности проявлений невроза. Иногда фармакотерапия дополняется антипсихотическими средствами.
  • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Основным инструментом психотерапевта является когнитивно-поведенческая терапия. С помощью специалиста ребенок работает над осознанием ошибочных, нелогичных мыслей, учится определять их, заменять конструктивными. Вторая часть работы предусматривает формирование поведенческих паттернов, постепенную замену ими компульсий.
  • Индивидуальные методы психотерапии. С учетом конкретного клинического случая подбираются дополнительные методики. Травматическая ситуация прорабатывается техниками гештальт-терапии, эмоциональные нарушения – проективными методиками, ситуации утраты близкого человека – логотерапией, психосоматические симптомы – телесно-ориентированной терапией.
  • Семейная психотерапия. Встречи членов семьи и психотерапевта проводятся с целью коррекции отношений, освоения способов взаимодействия, уменьшающих напряженность, тревожность пациента. Подчеркивается необходимость доброжелательного отношения, снижения требований, смещения фокуса с понятий морали на эмоциональные контакты.

Важным условием успешного лечения обсессивно-компульсивного расстройства является сотрудничество, системность приема лекарств, выполнения заданий психотерапевта. Распространенной техникой является ведение дневника, самоотчета. Она позволяет детям заметить возникновение навязчивостей, определить их причину, является инструментом контроля эффективности психотерапевтической работы.

Прогноз и профилактика

Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется устойчивостью. Без помощи специалистов у детей формируется социальная дезадаптация. Медикаментозная и психотерапевтическая помощь сдерживают прогресс заболевания, в некоторых случаях приводят к полному выздоровлению. Улучшение самочувствия не является поводом для самостоятельного отказа от лечения, поскольку существует высокий риск рецидива. В профилактике ОКР основную роль играет гармоничность семейных отношений. Родителям необходимо создать условия, предупреждающие развитие тревоги: избегать ссор, скандалов, использовать как инструмент воспитания сотрудничество и договоренности, поддерживать ребенка, отказаться от критики, завышенных требований.

Источник

Проявления обсессивно-компульсивного расстройства у детей меняются с течением времени. Также наблюдаются сезонные изменения в проявлении симптомов, их характер меняется в определенные моменты роста и развития ребенка, которые можно назвать ключевыми вехами его взросления, гормональные изменения также влияют на особенности проявления симптомов ОКР. 

ОКР у детей и подростков: Симптомы и лечение

К несчастью, многие люди — в том числе психотерапевты и другие специалисты по вопросам психического здоровья, — ошибочно полагают, что обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) крайне редко поражает детей и подростков. В результате детям и подросткам, страдающим от ОКР, часто ставится неверный диагноз – у них диагностируется депрессия, СДВГ, поведенческие расстройства или другие состояния. 

Симптомы и лечение ОКР у детей и подростков

На самом деле симптомы ОКР довольно часто начинают проявляться в детстве – они наблюдаются приблизительно у 10 % всех детей. Результаты недавно проведенных исследований указывают на то, что приблизительно у половины взрослых людей, страдающих от ОКР, симптомы этого состояния начали проявляться в детстве. 

Симптомы ОКР у детей и подростков 

У ребенка могут проявиться самые разные симптомы ОКР – здесь все индивидуально в каждом конкретном случае. Ниже представлен список самых распространенных обсессий, которые наблюдаются у детей и подростков, страдающих от ОКР:

  • сильнейшая боязнь заразиться чем-то от контакта с другими людьми или с какими-то предметами повседневного обихода – например, с предметами одежды, обувью или учебниками;
  • постоянные сомнения в том, что дверь действительно заперта, окно закрыто, свет выключен, газовый вентиль закрыт, или какие-то другие кухонные приборы отключены от сети;
  • чрезмерная озабоченность внешним видом выполненного домашнего задания;
  • чрезмерная озабоченность симметричностью расположения каких-то предметов повседневного обихода – например, ребенок или подросток старается симметрично завязать шнурки, раскладывает учебники, одежду или еду в определенном порядке;
  • боязнь случайно причинить вред своему родителю, другу, брату или сестре;
  • суеверная боязнь того, что определенные действия (или бездействие) могут привести к негативным последствиям, как будто не имеющими непосредственной связи с этими действиями.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

У детей и подростков, страдающих от ОКР, чаще всего наблюдаются следующие компульсии:

  • компульсивная привычка очень часто мыться, принимать ванну или душ;
  • совершение определенных ритуалов, в ходе которых ребенок или подросток прикасается к своему телу или совершает какие-то движения, соблюдая определенный порядок или симметрию; 
  • специфические ритуалы, связанные с укладыванием в постель, которые вмешиваются в нормальные модели сна;
  • компульсивное повторение определенных слов или чтение молитв, с помощью которых ребенок или подросток пытается предотвратить что-то плохое;
  • компульсивный поиск одобрения и подтверждения от родителей или учителей – ребенок или подросток постоянно задает им вопросы, пытаясь убедиться в том, что он никому не причинил вреда;
  • избегание определенных ситуаций и обстоятельств, в которых может случиться «что-то плохое» (по мнению самого ребенка или подростка).

В дополнение к симптомам, описанным выше, в жизни ребенка или подростка, страдающего от ОКР, могут возникнуть вторичные проблемы, обусловленные негативным воздействием его обсессий и/или компульсий на его повседневную жизнь. Трудности в обучении, поведенческие проблемы, конфликты со сверстниками, нарушения сна и конфликты в семье – вот лишь некоторые примеры вторичных проблем, с которыми может столкнуться ребенок или подросток, страдающий от ОКР.

Читайте также:  Селье г очерки об адаптационном синдроме

К несчастью, все эти трудности часто становятся основным объектом концентрации в ходе терапевтической работы, а то расстройство, которое на самом деле является причиной их возникновения, остается без внимания и лечения. 

ОКР у детей и подростков: Симптомы и лечение

Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у детей

Ниже представлен список утверждений, описывающих симптомы ОКР, которые могут проявляться у ребенка. Внимательно прочтите эти утверждения и обозначьте каждое из них как «верное» или «неверное» в вашем случае.

  • После похода в уборную ребенок оставляет за собой беспорядок – он не смывает за собой, оставляет туалетную бумагу на полу или не вытирает за собой раковину.
  • Ребенок постоянно проявляет желание подчинить себе родных братьев и сестер, он пытается подавить их, или ему хочется одержать над ними победу.
  •  Ребенок старается не смотреть на родных братьев и сестер в те моменты, когда они пытаются привлечь внимание родителей.
  • Во время игры ребенок часто расставляет игрушки рядами или располагает кукол или машинки в определенном порядке.
  • Ребенку часто хочется сладостей, содержащих белый сахар, — таких, как печенье, конфеты и пирожные.
  • Ребенку часто хочется продуктов, богатых углеводами, в состав которых входит белая мука, — таких, как крекеры, макароны с сыром и пицца.
  • Ребенок совершает определенные ритуалы при ежедневном расставании с родителями.
  • Ребенок совершает определенные ритуалы, связанные с отходом ко сну.
  • Ребенок хорошо читает, но плохо понимает прочитанное.
  • При уменьшении количества часов сна ребенок проявляет большую склонность к совершению ритуалов.
  • Ребенку необходимо присутствие родителя (-ей) для того чтобы он смог погрузиться в сон.
  • Ребенку сложно определить, закончил он какое-то дело или еще нет.
  • Ребенок просыпается среди ночи, если родитель покидает спальню.
  • Ребенок часто продолжает концентрироваться на незначительных межличностных разногласиях и конфликтах даже тогда, когда все остальные уже давно забыли об этом.
  • Ребенок беспокоится по поводу одежды, в которой он «чувствует себя неправильно». 
  • Ребенок не любит выбрасывать мусор в мусорные контейнеры общего пользования.
  • Ребенок выдает какие-то высказывания, исполненные злобы и ненависти (например, «Надеюсь, ты сдохнешь!»), а в следующую минуту он становится милым и любящим.
  • Ребенок расстраивается, когда какой-то объект исчезает из его поля зрения, — например, это может быть самолет, вода в туалете, вода в ванне и т.д.
  • Ребенок настаивает на использовании определенных названий некоторых предметов – например, «хулахуп», а не «обруч».
  • Ребенок повторяет части молитвы до тех пор, пока он не почувствует себя «правильно».
  • Ребенок повторяет определенные движения – например, снова и снова прикасается к стулу или выключателю.
  • Ребенок несколько раз проходит через дверной проем до тех пор, пока он не пройдет через него «правильно».
  • Ребенок не хочет того, чтобы кто-то заходил в его комнату, прикасался к его одежде или к его игрушкам или перемещал их с места на место.
  • Ребенок постоянно спрашивает «Это нормально?».
  • Ребенок требует того, чтобы кто-то другой делал за него те вещи, которые он может с легкостью сделать сам.
  • Ребенок избегает определенных цифр (например, «6») и любит другие цифры (например, «4» или «7»).
  • Ребенок постоянно требует присутствия определенной вещи, которая позволяет ему почувствовать себя комфортно (к примеру, это может быть его одеяло), и если эта вещь отсутствует или лежит не на своем месте, он теряет самообладание.
  • Ребенок выясняет причину появления каждого пятна, которое он видит, или постоянно спрашивает, какое вещество оставило это пятно.
  • Ребенок избегает прикосновения к предметам, на которых есть пятна.
  • Ребенок избегает прикосновения к стульям и столам общего пользования, местам на трибунах или другим подобным предметам, потому что он боится того, что предыдущий пользователь мог загрязнить их.
  • Ребенок постоянно задает вопросы из серии «А что, если…?», которые вряд ли стали бы задавать другие дети – например, «А что, если пыль с этого вентилятора упадет мне на голову?».
  • Ребенок настаивает на том, чтобы другие люди всегда выполняли какие-то рутинные действия в четко установленной манере.
  • Ребенок ограничивает свой выбор продуктов до списка, состоящего менее чем из 10 пунктов.
  • Ребенок больше склонен к вовлеченности в проблемные модели дома, а не в школе или в гостях у друзей.
  • Ребенок склонен к подробному разъяснению каких-то незначительных ситуаций и их описанию во всех деталях, — ему необходимо убедиться в том, что Вы его поняли.
  • Ребенок настаивает на том, чтобы в ванне/душе его мыли более одного раза.
  • Ребенка нелегко заставить собираться в тех ситуациях, когда он должен подготовиться к выходу из дома.
  • Ребенок использует такие слова, как «убить», «ненавижу» или «умри», в неподходящем контексте в попытке «побороть» какие-то мысли.
  • Когда ребенок вовлекается в проблемные модели, он начинает использовать проклятия и ругательства, которые не характерны для его обычной повседневной манеры общения.
  • Ребенок постоянно сдирает какие-то повреждения или дефекты на коже – особенно при наличии укуса, шишки или пореза.
  • Если другой человек пренебрегает ребенком или обижает его, ребенок начинает мстить, и эта месть часто становится чрезмерной и неразумной.
  • Ребенок пишет проклятия, ругательства или их части на дорогих вещах.
  • Ребенок утверждает, что ему «больно», когда ему расчесывают волосы, и он всячески сопротивляется расчесыванию.
  • Если родитель говорит «нет», запрещая ребенку сделать что-то, ребенок начинает «мстить» родителю.
  • Ребенок настаивает на соблюдении определенной рутины и установленного способа совершения тех или иных действий, и при этом он не стремится поддерживать порядок в собственных вещах и собственной комнате.
  • Ребенок передвигается по комнате чересчур энергично, часто издавая повторяющиеся звуки.
  • Узнав о смерти, ребенок начинает искать постоянных заверений в том, что после смерти он попадет в рай.
  • Ребенок боится находиться рядом во время использования веществ, содержащих отбеливатель или аммиак.
  • Ребенок боится людей, пренебрегающих личной гигиеной.
  • Ребенок очень быстро выдает суждения по поводу запахов и описывает свои обонятельные ощущения, и он расстраивается в том случае, если аромат, витающий в воздухе, оказывается нежелательным.
  • Ребенок боится того, что невозможность проведения определенных ритуалов может повлечь за собой смерть другого человека.
  • Ребенок беспокоится и переживает, если его волосы выглядят жирными или грязными.
  • Ребенок боится того, что его родители могут погибнуть в ДТП.
  • Ребенок боится заразиться СПИДом или какой-то серьезной неизвестной болезнью от случайного контакта с другим человеком или его слюной.
  • Ребенок постоянно пишет сообщения другу или близкому человеку, слишком часто звонит ему или постоянно проверяет, чем он занимается и как у него дела.
  • Ребенок постоянно задает вопросы по поводу ураганов, штормов, цунами, вулканов и других историй из новостей.
  • Ребенок боится заболеть раком, — даже если медицинское обследование не выявило никаких предпосылок для подобного исхода.
Читайте также:  Синдром хронической усталости скачать бесплатно

Здесь представлен полный контрольный список, позволяющий специалистам выявить симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у детей. Распечатайте этот список, сделайте в нем отметки и возьмите его с собой, когда Вы пойдете на прием – он окажется очень полезным в ходе обсуждения состояния вашего ребенка, постановки диагноза и выбора способа лечения тех симптомов, которые проявляются у вашего ребенка. 

Контрольный список «Симптомы ОКР у детей» поможет вам диагностировать ОКР у вашего ребенка. Этот список станет прочным фундаментом, на котором Вы сможете построить взаимодействие с терапевтом. 

В ходе диагностики ОКР у ребенка квалифицированный терапевт или врач общей практики должен провести всестороннюю, комплексную оценку состояния ребенка. Подобная оценка часто включает вводный опрос родителей и самого ребенка, получение информации о семейной истории, опрос учителей, выяснение деталей и особенностей развития ребенка и выявление специфических проблем, присутствующих в его жизни.

Вся эта информация должна быть задокументирована во всех деталях, и в этом вам поможет контрольный список «Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у детей». Этот список станет отличной отправной точкой для анализа состояния ребенка и выявления тех особенностей его поведения, которые могут оказаться симптомами ОКР, характерными для детей.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Существует несколько различных видов ОКР, поэтому симптомы ОКР у детей варьируются и являются индивидуальными в каждом конкретном случае. У некоторых детей, страдающих от ОКР, проявляется только какая-то часть симптомов обсессивно-компульсивного расстройства, тогда как в некоторых других случаях у ребенка наблюдается большая часть этих проявлений. У одного ребенка может быть диагностировано слабое или умеренное ОКР, а у другого ребенка проявляются серьезные симптомы этого расстройства в сочетании с минимальным пониманием собственного состояния. Если у вашего ребенка проявляются другие модели поведения, которые кажутся вам связанными с ОКР, но они не указаны в данном списке, Вы можете описать их в конце списка симптомов ОКР. 

Проявления обсессивно-компульсивного расстройства у детей меняются с течением времени. Также наблюдаются сезонные изменения в проявлении симптомов, их характер меняется в определенные моменты роста и развития ребенка, которые можно назвать ключевыми вехами его взросления, гормональные изменения также влияют на особенности проявления симптомов ОКР. 

Содержание и интенсивность симптомов ОКР у детей меняется под влиянием: изменений в режиме дня и питании, увеличения или уменьшения количества физической нагрузки, различных заболеваний, качества и количества сна, а также степени изоляции дома и в школе. 

Итак, симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у детей варьируются, однако при внимательном изучении можно выявить определенную предсказуемость в проявлении этих симптомов. Из-за постоянных изменений и колебаний интенсивности проявления симптомов ОКР у детей необходимо постоянно вести записи с детальной фиксацией проявляющихся симптомов и описанием всех сопутствующих повседневных событий. Ведение подобного дневника поможет терапевту в разработке индивидуальной программы лечения ОКР, нацеленной на борьбу с симптомами ОКР, проявляющимися у данного конкретного ребенка. 

ОКР у детей и подростков: Симптомы и лечение

Генетика и развитие ОКР у детей и подростков 

Результаты одного из недавно проведенных исследований показали, что у детей и подростков, страдающих от ОКР, вероятность наличия близкого родственника, у которого тоже наблюдаются симптомы этого состояния, гораздо выше по сравнению с остальным населением. Также ученые не смогли доказать влияние генов на наличие ОКР. 

Нам необходимо помнить о том, что ОКР может быть «выученным» — человек может научиться всем этим моделям поведения и мышления. Дети и подростки, страдающие от ОКР, — точно так же, как и взрослые, — реализуют различные компульсии и/или модели поведения, нацеленные на избегание, в попытке снизить интенсивность тревожности, вызванной нежелательными обсессиями. Поначалу человеку может казаться, что эти модели поведения действительно помогают ему избавиться от тревожности и облегчают обсессии, но на самом деле в долгосрочной перспективе они только усиливают, закрепляют и усугубляют все эти неприятные эмоции и навязчивые мысли. 

В итоге у человека появляется еще больше различных обсессий, а его тревожность еще больше усиливается. Этот цикличный процесс закрепляет в сознании ребенка или подростка «выученную реакцию»: он автоматически начинает тревожиться при появлении определенных мыслей и при столкновении с определенными объектами или ситуациями.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Специфические мысли и модели поведения, характерные для ОКР, варьируются и проявляются индивидуально в каждом конкретном случае, однако этот цикличный процесс под названием «обсессивно-компульсивный цикл» наблюдается абсолютно во всех случаях. Дети и подростки, страдающие от ОКР, могут попасть в ловушку постоянно повторяющегося цикла обсессивных мыслей и компульсивных моделей поведения, который негативно влияет на их повседневную жизнь – как дома, так и в школе. 

Лечение ОКР у ребенка/подростка 

Основным и безопасным методом лечения ОКР у ребенка/подростка является эриксоновский гипноз и Техника перемотки. Специалисты проекта «В плену ОКР» помогут вам избавиться от этой разрушительной модели поведения. Вы можете выбрать личный прием по месту работы наших специалистов или дистанционную терапию: скайп и прослушивание аудиозаписей гипноза. опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник