Обсессивно компульсивные расстройства при синдроме туретта

Что такое синдром Туретта?

Синдром Туретта — нейропсихиатрическое заболевание, проявляющееся в детском возрасте и характеризующееся двигательными и вокальными тиками, наблюдающееся на протяжении минимум 1 года. Тики, например, моргание, подергивание головой, или непроизвольно издаваемые звуки (покашливание, похрюкивание), или более сложные движения, требующие включения в работу нескольких групп мышц, или комбинацию движений и звуков. Тик может быть как, слабым или возникать столь редко, что будет незаметным для окружающих и самого пациента. Но особо тяжелых случаях тик может причинять пациенту сильную боль или даже приводить к физическим травмам.

Причины развития синдрома Туррета (тиков)

Точные причины патологии неизвестны, однако есть данные исследований о том, что в подавляющем большинстве случаев в развитии синдрома Туретта прослеживается роль генетического фактора. Описаны семейные случаи заболевания у братьев, сестер (в т. ч. близнецов), отцов; у родителей и близких родственников больных детей нередко имеются гиперкинезы.

Симптомы синдрома Туретта

Средний возраст детей на момент диагностики тикозного расстройства – 7 лет. Выраженность тиков максимальна в подростковом и юношеском возрасте, затем их интенсивность и частота уменьшаются. Тикозные проявления нарастают на фоне возбуждения и стресса и убывают в покое и при действиях, требующих сосредоточенности. Многие пациенты описывают свое состояние непосредственно перед проявлением тика как ощущение непреодолимого желания или позыва, именуемое в литературе продромальным ощущением, или позывом. Несмотря на то, что тик считается непроизвольным актом, он на непродолжительное время может подавляться усилием воли.

Синдром Туретта у детей

У детей с синдромом Туретта максимальная выраженность проявлений тика приходится на период формирования личности. Родители и учителя могут оказывать поддержку при совместном участии в занятиях, которые в долгосрочной перспективе окажутся полезны и результативны (учеба, налаживание взаимоотношений с членами семьи, развитие навыков самоконтроля поведения и эмоций, занятия спортом и здоровые формы досуга). При наличии поддержки в развитии дети с синдромом Туретта лучше переносят имеющееся у них заболевание.

Целесообразно информировать детей о наличии у них синдромом Туретта, так как это может объяснить имеющиеся у них нарушения, однако существует определенный риск, что синдромом Туретта займет центральное место в сознании ребенка, вытеснив какие-то положительные составляющие его личности. После выявления синдромом Туретта родителям сложно ограничивать ребенка в чем-либо, у них может возникать синдром гиперопеки. Конфликты между родителями и детьми по поводу рамок дозволенного могут приводить к возникновению у последних более серьезных и дезадаптивных нарушений поведения, например выраженного сопротивления, детских истерик, агрессии. В тоже время, нельзя преднамеренно способствовать развитию поведенческих расстройств у детей, если родители будут слишком неоправданно либеральны и игнорировать проблемы в поведении детей, вместо того чтобы стараться преодолевать их совместно.

Синдром Туретта в подростковом возрасте

По мере взросления ребенка проявления синдромом Туретта обычно становятся менее выраженными, но при этом необходимо совершенствовать навыки самоконтроля и работы по осознанию ребенка как личности. Именно в период, когда тики идут на убыль, эти трудности иногда усиливаются. Подростки с синдромом Туретта лучше воспринимают родителей, которые призывают к повышению ответственности и поощряют самостоятельность своих детей. В этот период манифестация сопутствующих состояний у подростков также отличается. Так, новые тревожные расстройства (например, страх разлуки) в подростковом возрасте возникает реже, чем в раннем детстве, а аффективные расстройства (например, депрессия или биполярное расстройство), напротив, чаще. В этот период повышается риск злоупотребления психоактивными веществами, а также частота случаев асоциального поведения.

Синдром Туретта в юношеском возрасте

В юношеском возрасте выраженность тика обычно уменьшается, но повышается риск развития психопатологических состояний, характерных для взрослых и риск дальнейшего прогрессирования психических расстройств, возникших еще в детстве. В юнощеском возрасте у пациентов могут возникнуть трудности связанные с жизнью вдали от семьи, затруднения в интимных отношениях, в приобретении профессионального опыта, получения удовлетворения от работы по специальности.

Синдром Туретта у взрослых

Период риска развития большинства психических расстройств для пациентов старше 40 лет миновал и отмечается меньшая вероятность новых нарушений, за исключением большой депрессии. Но имеют место ранее возникшие психические расстройства, жизненные трудности, а также возможная дискриминация со стороны окружающих. Поздняя диагностика заболевания, если не были своевременно и правильно поставлены диагнозы заболевания, приводит к сложностям с осознанием и принятием позже установленного диагноза. Психологически трудно принять необходимость «еще одного» лечения, особенно в случае ошибочности или неэффективности предшествовавшей терапии.

Тикозные состояния

Помимо синдрома Туретта существует более широкая диагностическая группа тикозных состояний:

  • хроническое моторное или вокальное тикозное расстройство (моторный или вокальный тик на протяжении 1 года и более);
  • транзиторное тикозное расстройство (моторный или вокальный тик, беспокоящий человека более 4 недель, но менее 1 года).

Обе формы патологии считаются проявлением единого патофизиологического процесса. Оба расстройства имеют много общих черт с синдромом Туретта, включая риск развития сопутствующих психических расстройств, поэтому любой тик у ребенка независимо от его выраженности является показанием к психиатрическому обследованию.

Возможные психические расстройства, связанные с синдромом Туретта (тиками)

У пациентов с синдромом Туретта описан практически весь спектр психических расстройств, включая нарушения внимания, настроения, активности, импульсивность. Особого внимания заслуживают два состояния – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Оба состояния характеризуются высокой частотой встречаемости при синдроме Туретта и наличием генетической взаимосвязи с данным заболеванием. Таким образом, рутинное обследование пациентов с синдромом Туретта должно включать скрининг данных расстройств. Мнения о существовании генетической взаимосвязи между синдромом Туретта и другими психопатологическими расстройствами противоречивы, однако с учетом распространенности депрессии и тревожных расстройств в общей популяции существует вероятность выявления этих расстройств неврологами и у пациентов с синдромом Туретта. Наконец, у пациентов с синдромом Туретта обычно возникают проблемы приспособления к своим особенностям (нарушения адаптации), что может создавать трудности дома, в школе и на работе.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Причинами дефицита внимания и концентрации у пациентов с синдромом Туретта могут быть как сами тики, так и нарушение способности к обучению, волнение перед обследованием, обсессии, тревога и депрессия. Гиперактивность у пациентов с синдромом Туретта может быть отражением двигательного возбуждения и ажитации, нередко наблюдающихся у детей с нарушением способности к обучению, с тревожным или аффективным расстройством. Такие пациенты не могут сидеть спокойно или ведут себя импульсивно в непривычной обстановке. Неврологи должны ставить диагноз СДВГ с особой осторожностью, только после окончательного исключения других психиатрических заболеваний.
Несмотря на то, что синдромом Туретта сопровождается нарушением способности к обучению, исследования позволяют предположить, что эти трудности в обучении у пациентов с синдромом Туретта все же связаны с СДВГ.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

Для обсессивно-компульсивного расстройства характерны повторные, стереотипные, навязчивые и нежелательные мысли и формы поведения.
Выделено 4 подтипа обсессивно-компульсивного расстройства:

  • контаминационный подтип;
  • обсессивный подтип;
  • подтип симметрии и порядка;
  • подтип накопительства.

Не все из них поддаются терапии ингибиторами обратного захвата серотонина и психотерапии. Установление подтипа обсессивно-компульсивного расстройства у пациента с синдромом Туретта позволяет конкретизировать ожидания относительно планируемого лечения и минимизировать риск избыточного использования лекарственных препаратов при резистентных к терапии симптомах.

Контаминационный подтип характеризуется навязчивыми идеями по поводу загрязнений и паразитарных заболеваний, а также неконтролируемым поведением, направленным на очищение и уход за собственным телом. По сравнению с другими подтипами контаминационный подтип обычно сопровождается у пациентов большим дистрессом, не сопровождается высокой частотой сопутствующих психиатрических состояний, включая синдромом Туретта, и умеренно поддается лечению ингибиторами обратного захвата серотонина и методами когнитивно-поведенческой терапии.
Для обсессивного подтипа обсессивно-компульсивного расстройства характерно наличие навязчивых мыслей религиозного, сексуального и агрессивного характера.
Подтип симметрии и порядка характеризуется стремлением пациента упорядочить, расставить или перегруппировать окружающие предметы. Эти два подтипа часто сочетаются с другими с другими тревожными и аффективными расстройствами.
Подтип накопительства характеризуется собиранием предметов и неспособностью расстаться с ними, даже при их явной бесполезности. Накопительство неоднократно выделялось специалистами в отдельный подтип обсессивно-компульсивного расстройства, имеющий связь с обсессивно-компульсивной личностью (например, с перфекционизмом и ригидностью). Этот подтип хуже отвечает на лечение ингибиторами обратного захвата серотонина.
Обсессивно-компульсивные симптомы у пациентов с синдромом Туретта имеют тенденцию к преобладанию сенсорно-моторных компонентов, тогда как аналогичные симптомы при изолированном обсессивно-компульсивном расстройстве – когнитивной и аффективной составляющей.

Другие клинически значимые психические расстройства при синдроме Туретта

Помимо обсессивно-компульсивного расстройства и синдром дефицита внимания с гиперактивностью у пациентов с синдромом Туретта могут отмечаться задержка развития (например, синдром Аспергера), тревожные, депрессивные расстройства и расстройства социального поведения (например, опозиционно-вызывающее расстройство, кондуктивное расстройство). Задержка развития проявляется в раннем возрасте, однако при легком течении может не нарушать повседневную жизнь до наступления подросткового периода. Другие тревожные расстройства, такие как страх разлуки и генерализованное тревожное расстройство, также появляются в детском возрасте, причем иногда внезапно, сопровождаясь выраженным дистрессом. Большая депрессия и биполярное расстройство чаще встречаются у подростков. Расстройства социального поведения могут возникать практически на любом этапе развития личности, однако закрепление асоциальных форм поведения обычно происходит в позднем подростковом возрасте.
Пациентам с синдромом Туретта, СДВГ, ОКР и в сочетании со страхом разлуки, депрессией, синдромом Аспергера или биполярным расстройством может потребоваться консультация психиатра, имеющего опыт диагностики и лечения подобных состояний.

Лечение тиков

Нередко после постановки диагноза и получения более подробной информации о заболевании пациенты отмечают уменьшение выраженности тика.
Цель фармакотерапии тиков – уменьшение их выраженности, а не купирование всех проявлений. Стандарт такой терапии – применение антипсихотических (нейролептических) препаратов в низких дозах.

Лечение психических расстройств, сопровождающих синдром Туретта

В основе лечения лежит точная диагностика симптомов, имеющих отношение, как к самому синдрому, так и к другим сопутствующим состояниям. Диагностическая оценка должна приводить к выработке алгоритма последовательного лечения наиболее тяжелых симптомов.
В большинстве случаев квалификация одного специалиста не позволяет провести лечение абсолютно всех сопутствующих состояний при синдроме Туретта, поэтому необходимо участие команды профессионалов. Идея привлечения таковых должна исходить от врача, начавшего лечение пациента с синдромом Туретта.

Лечение СДВГ

В плацебо-контролируемых исследованиях стимуляторов показана высокая эффективность этих препаратов в лечении СДВГ у детей с тикозными расстройствами при минимальном влиянии на тяжесть тика. На фоне терапии метилфенидатом наблюдалось усиление тиков, однако размах этого ухудшения в группах, получавших стимуляторы, клонидин и плацебо, был одинаков, что свидетельствует о том, что прогрессирование выраженности тиков у детей с синдромом Туретта и СДВГ не было обусловлено приемом стимуляторов, а служило проявлением закономерного волнообразного течения болезни. Исследования позволяют полагать, что стимуляторы безопасны для применения при СДВГ у детей с синдромом Туретта.
Что касается других рисков терапии стимуляторами у детей с выявленными нарушениями сердечной деятельности при лечении тиков и СДВГ, то соображения безопасности диктуют семьям пациентов и врачам проявлять осторожное отношение к применению стимуляторов в таких популяциях. Лечение пациентов может проводиться с использованием доступных альтернативных средств, таких как клонидин и гуанфацин.
У детей с СДВГ, особенно с одновременным наличием тревоги и поведенческих проблем, эффективна психосоциальная терапия, надлежащий присмотр, доброжелательная атмосфера, в которой дети ощущают поддержку.

Лечение ОКР

Ингибиторы обратного захвата серотонина – перепараты с доказанной эффективностью в отношении СКР у детей и взрослых. Показаны такие ингибиторы обратного захвата серотонина, как кломипрамин, флувоксамин, сертралин и флуоксетин, эти препараты одинаково эффективны в лечении детей и взрослых. Дети могут быть более восприимчивы к активирующим побочным эффектам ингибиторов обратного захвата серотонина, чем взрослые, и оказываться толерантными только к низким дозам препаратов (хотя зачастую все же успешно лечатся и хорошо переносят высокие «взрослые» дозы).
Терапию обычно начинают с малых доз, увеличивая их в зависимости от наблюдаемых положительных и побочных эффектов.

Немедикаментозное лечение и поведенческая терапия

Пациенты описывают целый ряд приемов для купирования тика, выработанные ими самостоятельно.
Способы эти включают:

  1. релаксацию;
  2. камуфлирование тика (когда пациент выдает тик за контролируемый акт);
  3. подавление или уменьшение выраженности тика под воздействием воли;
  4. методики самоотвлечения;
  5. физические упражнения.

Взяв лучшее из этих методик и, совместив это лучшее с принципами поведенческой терапии можно выработать тренировочную программу в борьбе с тиками.
Ключевым пунктом поведенческой терапии является выработка конкурентного ответа. Суть его в попытке разорвать порочный круг, который поддерживает или усиливает выраженность тика. Выработка конкурентного ответа, это по сути альтернативное поведение, инициируемое усилием воли пациента, позволяя позыву ощущения-предвестника купироваться до завершения тика. Например, конкурентным ответом на голосовые формы тика может быть диафрагменное дыхание – произвольно контролируемое сокращение диафрагмы для выдоха и расслабление для вдоха. В качестве других примеров можно назвать произвольное сокращение антагонистов мышц, участвующих в процессе тика (например, удерживание рта закрытым при тике «зевание»), или выполнение произвольного действия, маскирующего вокальный тик (например, принятие сидячего положения с последующим вставанием).
При регулярных тренировках выработка конкурентного ответа может совершаться незаметно и даже бессознательно.
Метод когнитивно-поведенческой психотерапии, включающий экспозиционную терапию с методиками подавления ответа, заключающимися в преднамеренном воздействии на пациента раздражителя, провоцирующего страх (например, грязи), и в предотвращении возникающей компульсивной реакции (например, мытья рук), что приводит к уменьшению выраженности обсессивно-компульсивных проявлений.
Психотерапию должны проводить специально подготовленные психологи. А неврологи обязаны предоставить своим пациентам информацию по основным принципам когнитивно-поведенческой терапии при синдроме Туретта, в частности, разъяснить с какими конкретными обсессиями и компульсиями она будет направлена, поскольку попытки адаптации пациентов к симптомам обсессивно-компульсивного расстройства обычно лишь усиливают их выраженность. При отсутствии эффекта от стандартной когнитивно-поведенческой психотерапии рекомендуется обратиться к психологам, непосредственно специализирующимся на лечении обсессивно-компульсивного расстройства, учитывающим все нюансы расстройства.

Лечение других психических расстройств

Лечение нарушений развития, тревожных расстройств, большой депрессии, биполярного расстройства, злоупотребления психоактивными веществами, зависимости и поведенческих расстройств должно осуществляться в соответствии с рекомендациями по лечению данных расстройств, хорошо обученными опытными специалистами.

Внимание! Перед применением лекарственных препаратов необходима консультация врача.

Источник

×åëîâåê ñêëîíåí ñëåäîâàòü îïðåäåëåííûì øàáëîíàì ïîâåäåíèÿ, ïîäâåðæåí ñòåðåîòèïàì è óáåæäåíèÿì, êîòîðûå, ïîðîé, íå èìåþò íè÷åãî îáùåãî ñ äåéñòâèòåëüíîñòüþ. Îí ñòðàäàåò èç-çà ýòîãî, ïðèíèìàåò íåâåðíûå ðåøåíèÿ, âñòóïàåò â êîíôëèêòû è íå ÷óâñòâóåò ñåáÿ ñ÷àñòëèâûì. Êàê ñ ýòèì ñïðàâèòüñÿ? Âîçìîæíî, ïîìîæåò êîãíèòèâíàÿ òåðàïèÿ.

Êîãíèòèâíàÿ òåðàïèÿ (êîãíèòèâíî-ïîâåäåí÷åñêàÿ òåðàïèÿ) – âèä ïñèõîòåðàïèè, êîòîðûé ôîêóñèðóåòñÿ íà èçó÷åíèè îòíîøåíèé ìåæäó ìûñëÿìè, ÷óâñòâàìè è ïîâåäåíèåì. Âî âðåìÿ ñåññèé òåðàïåâò àêòèâíî ðàáîòàåò íàä âûÿâëåíèåì «íåçäîðîâûõ» øàáëîíîâ ìûøëåíèÿ è ñôîðìèðîâàííûõ èìè ñàìîðàçðóøàþùèõ óáåæäåíèé è ìîäåëåé ïîâåäåíèÿ.

Îñîáåííîñòü êîãíèòèâíîé òåðàïèè â òîì, ÷òî òåðàïåâò íå ó÷èò ïàöèåíòà, êàê òîìó äóìàòü ïðàâèëüíî, à ïûòàåòñÿ âìåñòå ñ íèì ðàçîáðàòüñÿ, ïîìîãàåò èëè ìåøàåò åìó ïðèâû÷íûé òèï ìûøëåíèÿ.  ëþáîì ñëó÷àå, êëèåíòó íóæíî ïðèíèìàòü àêòèâíîå ó÷àñòèå â òåðàïèè, âûïîëíÿòü äîìàøíèå çàäàíèÿ è îòíîñèòüñÿ ê ýòîìó ïðîöåññó îòâåòñòâåííî.

Õîðîøàÿ íîâîñòü: ìíîãèå òåõíèêè, î êîòîðûõ âû ïðî÷òåòå äàëüøå â ñòàòüå, ìîæíî ïðèìåíÿòü â îäèíî÷êó. Îíè òðåáóþò èñêëþ÷èòåëüíî æåëàíèÿ è òåðïåíèÿ, à òàêæå äíåâíèêà è ðó÷êè. Âûäåëÿéòå ïî íåñêîëüêî äåñÿòêîâ ìèíóò â äåíü íà ïðîòÿæåíèè 1-3 ìåñÿöåâ è âû èçáàâèòåñü îò íåãàòèâíûõ ìûñëèòåëüíûõ øàáëîíîâ. Ýòî ïîçèòèâíî ñêàæåòñÿ íà îáùåì ñàìî÷óâñòâèè è êà÷åñòâå ïðèíÿòûõ ðåøåíèé.

Òåõíèêè êîãíèòèâíîé òåðàïèè

Âåäåíèå çàïèñåé î ðàçðóøèòåëüíûõ ìûñëÿõ

Ýòî óïðàæíåíèå îñîáåííî ïîëåçíî òåì ëþäÿì, êîòîðûå áîðþòñÿ ñ íåãàòèâíûìè ìûñëÿìè è õîòÿò âûÿâèòü èõ èñòî÷íèê. Ñäåëàâ ýòî, èì áóäåò ëåã÷å ñ íèìè ñïðàâèòüñÿ, ñìåñòèâ ñâîå âíèìàíèå â íóæíóþ ñòîðîíó.

Ðàáî÷èé ëèñò (ëèáî ôàéë Word èëè Excel) äîëæåí áûòü ðàçäåëåí íà ñåìü êîëîíîê:

 êðàéíåì ëåâîì óãëó îòâåäèòå ìåñòî äëÿ çàïèñè äàòû è âðåìåíè, êîãäà âîçíèêëà ðàçðóøèòåëüíàÿ íàâÿç÷èâàÿ ìûñëü.

Âî âòîðîé êîëîíêå óêàçûâàåòñÿ ñèòóàöèÿ. Âàì íóæíî îïèñàòü ñîáûòèå, ïðè êîòîðîì ïîÿâèëàñü íåãàòèâíàÿ ìûñëü.

Òðåòüÿ êîëîíêà ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ àâòîìàòè÷åñêîé ìûñëè. Çäåñü îíà ðåãèñòðèðóåòñÿ, à òàêæå âûñòàâëÿåòñÿ ðåéòèíã âåðû â íåå ïî øêàëå îò 0% äî 100%.

 ñëåäóþùåì ñòîëáöå óêàæèòå ýìîöèè, âûçâàííûå ýòîé ìûñëüþ, à òàêæå ðåéòèíã èíòåíñèâíîñòè ïî øêàëå îò 0% äî 100%.

Ïÿòûé ñòîëáåö ïîìåòüòå êàê «Êîãíèòèâíîå èñêàæåíèå».  íåì âû îïðåäåëÿåòå, êàêèå êîãíèòèâíûå èñêàæåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé ðàçðóøèòåëüíûõ ìûñëåé. Íàïðèìåð, ìûøëåíèå «âñå èëè íè÷åãî», ôèëüòðàöèÿ, ïðåæäåâðåìåííûå âûâîäû.

 øåñòîì ñòîëáöå âû äîëæíû çàïèñàòü àëüòåðíàòèâíûå ìûñëè êàê àëüòåðíàòèâó ðàçðóøèòåëüíîé. ×åì èõ áîëüøå áóäåò, òåì ëó÷øå.

Íàêîíåö, ïîñëåäíèé ñòîëáåö ïðåäíàçíà÷åí äëÿ òîãî, ÷òîáû âû ìîãëè çàïèñàòü ðåçóëüòàò ýòîãî óïðàæíåíèÿ. Âû ñìîãëè ïðîòèâîñòîÿòü ðàçðóøèòåëüíîé ìûñëè?

Çàïèñàëè óáåäèòåëüíûå àëüòåðíàòèâíûå ìûñëè? Óìåíüøèëàñü ëè âåðà â èçíà÷àëüíóþ ìûñëü è èíòåíñèâíîñòü âûçûâàåìûõ åþ ýìîöèé?

2. Ôàêò èëè ìíåíèå

Ýòî ðàçíîâèäíîñòü øåñòîãî ñòîëáöà èç ïðåäûäóùåãî óïðàæíåíèÿ. Âû óáåäèòåñü, ÷òî âàøè àâòîìàòè÷åñêèå èëè íàâÿç÷èâûå ìûñëè íåîáÿçàòåëüíî âåðíû.

Ñâåðõó ëèñòà çàïèøèòå öèòàòó:

Ìûñëè – ýòî íå ôàêòû

Êîíå÷íî, î÷åíü òðóäíî ïîâåðèòü â ýòî, êîãäà ìû êàæäûé äåíü ñòàëêèâàåìñÿ ñ ìûñëÿìè, êîòîðûå, êàê íàì êàæåòñÿ, íåâîçìîæíî èçìåíèòü.

Ðàáî÷èé ëèñò ñîäåðæèò 16 óòâåðæäåíèé è âû äîëæíû ðåøèòü, ôàêò ýòî èëè ìíåíèå. Íàïðèìåð:

ß – ïëîõîé ÷åëîâåê.

ß ïðîâàëèë ýêçàìåí.

ß ýãîèñòè÷åí.

ß íå îäîëæèë ñâîåìó äðóãó äåíåã, êîãäà îí ìåíÿ ïðîñèë.

Ýòî íå òðþê: äëÿ êàæäîãî èç ýòèõ óòâåðæäåíèé åñòü ïðàâèëüíûé îòâåò. Åñëè âàì èíòåðåñíî, òî âîò îíè: ìíåíèå, ôàêò, ìíåíèå, ôàêò.

Ýòî ïðîñòîå óïðàæíåíèå ïîìîæåò óâèäåòü, ÷òî, õîòü ó âàñ è ìíîãî ýìîöèîíàëüíî çàðÿæåííûõ ìûñëåé, îíè íå âñå îáúåêòèâíî èñòèííû.

3. Êîãíèòèâíàÿ ðåñòðóêòóðèçàöèÿ

Ýòî óïðàæíåíèå îñíîâàíî íà ìåòîäå Ñîêðàòà è ïîìîãàåò áðîñèòü âûçîâ èððàöèîíàëüíûì è íåëîãè÷íûì ìûñëÿì.

 âåðõíåé ÷àñòè ðàáî÷åãî ëèñòà îïèñûâàåòñÿ, êàê ìûñëè ïîÿâëÿþòñÿ â ãîëîâå, è êàê áûñòðî îíè ðàçâèâàþòñÿ äî êàòàñòðîôè÷åñêèõ. Óïðàæíåíèå ïîìîæåò óõâàòèòü íåêîòîðûå èç ñàìûõ íåïðèÿòíûõ è ïðîàíàëèçèðîâàòü èõ.

Ïåðâàÿ êîëîíêà, êîòîðóþ íóæíî çàïîëíèòü: «Ìûñëè, êîòîðûå ÿ äîëæåí ïîñòàâèòü ïîä ñîìíåíèÿ». Çäåñü âû èõ çàïèñûâàåòå, åñëè ïîäîçðåâàåòå èõ â íåðàöèîíàëüíîñòè.

Çàòåì âû çàïèñûâàåòå äîêàçàòåëüñòâà ïðîòèâ ýòîé ìûñëè. Êàêîâû äîêàçàòåëüñòâà òîãî, ÷òî ýòà ìûñëü òî÷íà? Êàêèå ôàêòû ñóùåñòâóþò, êîòîðûå ñòàâÿò åå ïîä ñîìíåíèå?

Ïîñëå òîãî, êàê âû îïðåäåëèëè äîêàçàòåëüñòâà, ìîæíî âûÿñíèòü, îñíîâûâàåòñÿ ëè ìûñëü íà ôàêòàõ èëè ÷óâñòâàõ.

Çàòåì âû îòâå÷àåòå íà âîïðîñ î òîì, äåéñòâèòåëüíî ëè ýòà ìûñëü ÿâëÿåòñÿ ÷åðíî-áåëîé îöåíêîé ñèòóàöèè, èëè æå ðåàëüíîñòü îñòàâëÿåò ìåñòî äëÿ îòòåíêîâ ñåðîãî. Ýòî ïðîâåðêà íà ÷åðíî-áåëîå ìûøëåíèå.

 ïîñëåäíåì ñòîëáöå íà ýòîé ñòðàíèöå âû ðàçìûøëÿåòå, ïðàâèëüíûå ëè äîêàçàòåëüñòâà è ôàêòû ïðèâåëè.

Íà ñëåäóþùåé ñòðàíèöå ïîðàçìûøëÿéòå î òîì, ìîãóò ëè äðóãèå ëþäè èìåòü ðàçíûå èíòåðïðåòàöèè îäíîé è òîé æå ñèòóàöèè è êàêèìè îíè ìîãóò áûòü.

Çàòåì ñïðîñèòå ñåáÿ, ðàññìàòðèâàåòå ëè âû âñå ñîîòâåòñòâóþùèå äîêàçàòåëüñòâà èëè ïðîñòî îïèðàåòåñü íà äîêàçàòåëüñòâà, ïîäòâåðæäàþùèå óáåæäåíèå, êîòîðîå óæå èìååòå. Ïîñòàðàéòåñü áûòü ìàêñèìàëüíî îáúåêòèâíûìè.

Çàòåì åùå áîëåå èíòåðåñíûé âîïðîñ: «Íå ïðåóâåëè÷èâàþ ëè ÿ ïðàâäó?». Äåëî â òîì, ÷òî íåêîòîðûå çàáëóæäåíèÿ èçíà÷àëüíî îñíîâàíû íà ôàêòàõ, íî çàòåì ìîçã ïðîäîëæàåò ðàçìûøëÿòü è ïðèõîäèò ê êàòàñòðîôè÷åñêèì ìûñëÿì. Âàæíî ïîíÿòü, íà êàêîì ýòàïå âñå âûõîäèò èç-ïîä êîíòðîëÿ.

Ñïðîñèòå ñåáÿ, ðàçìûøëÿåòå ëè âû îá ýòîé íåãàòèâíîé ìûñëè ïî ïðèâû÷êå èëè ïîòîìó, ÷òî îíà äåéñòâèòåëüíî îñíîâàíà íà ôàêòàõ.

Êàê òîëüêî âû îòâåòèëè íà ýòîò âîïðîñ, âîçíèêàåò ñëåäóþùèé: «Êàê ýòà ìûñëü ïðèøëà ê âàì? Îíà âàøà èëè äðóãîãî ÷åëîâåêà?».

Ýòè «Ñîêðàòè÷åñêèå âîïðîñû» ñïîñîáñòâóþò ãëóáîêîìó ïîãðóæåíèþ â ìûñëè, êîòîðûå ìîãóò âàñ óäèâèòü, è äàþò âîçìîæíîñòü àíàëèçèðîâàòü è îöåíèâàòü èõ.

4. Ïðîäîëüíàÿ ôîðìóëèðîâêà

Ýòî óïðàæíåíèå ïîìîæåò âàì èçáàâèòüñÿ îò ìûñëèòåëüíûõ øàáëîíîâ è íåàäåêâàòíîãî ïîâåäåíèÿ.

Ðàçäåëèòå ëèñò áóìàãè íà ïÿòü êîëîíîê.

Ïåðâàÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Ñîáûòèÿ/òðèããåðû». Â ýòîì ïîëå îïèøèòå ñîáûòèÿ èëè ñòèìóëû, êîòîðûå âûçûâàþò îïðåäåëåííîå ïîâåäåíèå.

Ñëåäóþùàÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Ðàííèé îïûò». Çäåñü âû ïåðå÷èñëÿåòå îïûò, êîòîðûé ó âàñ áûë íà ðàííåé ñòàäèè, âïëîòü äî äåòñòâà, ÷òî, âîçìîæíî, ñïîñîáñòâîâàëî âîçíèêíîâåíèþ íåàäåêâàòíîãî ïîâåäåíèÿ.

Òðåòüÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Îñíîâíûå óáåæäåíèÿ». Çäåñü âû çàïèñûâàåòå íåêîòîðûå èç îñíîâíûõ óáåæäåíèé, êîòîðûå èìååòå îòíîñèòåëüíî ýòîãî ïîâåäåíèÿ.

×åòâåðòàÿ êîëîíêà «Ñòàðûå ïðàâèëà æèçíè», â êîòîðîé âû ïåðå÷èñëÿåòå ïðàâèëà, êîòîðûõ ïðèäåðæèâàåòåñü, ñîçíàòåëüíî èëè ïîäñîçíàòåëüíî. Ýòè íåÿâíûå èëè ÿâíûå ïðàâèëà ìîãóò óâåêîâå÷èòü ïîâåäåíèå, äàæå åñëè îíî íå ÿâëÿåòñÿ ïîëåçíûì èëè àäàïòèâíûì. Ïðàâèëà – ýòî èíñòðóêöèè «Åñëè – òîãäà», íà îñíîâå êîòîðûõ ìîçã âûíîñèò ðåøåíèå, îñíîâàííîå íà ìíîæåñòâå îáñòîÿòåëüñòâ. Íàïðèìåð, ó âàñ ìîæåò áûòü ïðàâèëî «Åñëè ÿ íè÷åãî íå ñäåëàþ, ýòî áóäåò ïîëíûé ïðîâàë».

Ïÿòàÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Ïîñëåäñòâèÿ ñòàðûõ ïðàâèë». Çäåñü âû çàïèñûâàåòå, íàñêîëüêî ýôôåêòèâíû îíè äëÿ âàñ. Îíè ïîìîãàþò èëè âðåäÿò? Äîñòèãàþòñÿ ëè öåëè?

Ïåðåâåðíèòå ñòðàíèöó è ïîäóìàéòå î ñèòóàöèè, êîòîðàÿ ñîçäàåò íåãàòèâíóþ àâòîìàòè÷åñêóþ ìûñëü, è çàïóñêàåò îïðåäåëåííûå ýìîöèè è ïîâåäåíèå. Äàëåå ïåðå÷èñëèòå ôàêòîðû, êîòîðûå ñïîñîáíû ïîìî÷ü âàì ñïðàâèòüñÿ ñ ïðîáëåìíûì ïîâåäåíèåì èëè ìûñëüþ, è, âîçìîæíî, ïðåîäîëåòü çàìêíóòûé öèêë. Ñóòü â òîì, ÷òîáû ðàçðóøèòü øàáëîí ñâîåãî ïîâåäåíèÿ.

À òåïåðü ñîçäàéòå «Íîâûå æèçíåííûå ïðàâèëà». Ïðîàíàëèçèðóéòå íåñêîëüêî ñöåíàðèåâ è âûÿñíèòå, êîòîðûå ðàáîòàþò ëó÷øå âñåãî. Âîçìîæíî, â äåéñòâèòåëüíîñòè âñå áóäåò èíà÷å, ïîýòîìó íå îñòàíàâëèâàéòåñü è àäàïòèðóéòåñü.

5. Ôóíêöèîíàëüíûé àíàëèç

Ýòî îäíî èç ñàìûõ ïîïóëÿðíûõ óïðàæíåíèé â êîãíèòèâíîé òåðàïèè. Äàííûé ìåòîä ïîìîæåò âàì óçíàòü î ñåáå òî, ÷òî ïðèâîäèò ê êîíêðåòíîìó ïîâåäåíèþ è åãî ïîñëåäñòâèÿì.

 ñåðåäèíå ðàáî÷åãî ëèñòà íàõîäèòñÿ ïîëå ñ íàäïèñüþ «Ïîâåäåíèå».  ýòîì ïîëå âû çàïèñûâàåòå ëþáûå ôîðìû ïîâåäåíèÿ. Íà ëåâîé ñòîðîíå ëèñòà íàõîäèòñÿ ïîëå ñ íàäïèñüþ «Ïðîøëàÿ æèçíü», â êîòîðîì âû çàïèñûâàåòå ôàêòîðû, ïðåäøåñòâóþùèå îïðåäåëåííîìó ïîâåäåíèþ. Ýòî ôàêòîðû, êîòîðûå ïðèâåëè ê íåìó ïðÿìî èëè êîñâåííî.

Ñ ïðàâîé ñòîðîíû íàõîäèòñÿ ïîëå ñ íàäïèñüþ «Ïîñëåäñòâèÿ». Çäåñü âû çàïèñûâàåòå ïîñëåäñòâèÿ ïîâåäåíèÿ, òî, ÷òî ïðîèçîøëî â ðåçóëüòàòå ðàññìàòðèâàåìîãî ïîâåäåíèÿ. Îíè íåîáÿçàòåëüíî äîëæíû áûòü îäíîçíà÷íî íåãàòèâíûìè.

Âàæíî ïîíÿòü, êàêîå ïîâåäåíèå ÿâëÿåòñÿ àäàïòèâíûì (ïîçèòèâíûì), à êàêîå ðàçðóøèòåëüíûì.

6. Ôîðìóëèðîâêà àëüòåðíàòèâíîãî äåéñòâèÿ

Ýòî óïðàæíåíèå ïîìîæåò ðàññìîòðåòü ïðîáëåìû èëè òðóäíîñòè, ñ êîòîðûìè âû ñòàëêèâàåòåñü. Ïåðå÷èñëèòå âñå ñâîè óÿçâèìîñòè (ïî÷åìó èñïûòûâàåòå ýòè òðóäíîñòè ÷àùå äðóãèõ) è òðèããåðû (èñòî÷íèêè ïðîáëåì).

Ïîñëå òîãî, êàê âû îïðåäåëèëè ïðîáëåìû è ïîíÿëè, ïî÷åìó óÿçâèìû, ïåðåõîäèòå ê ïåðå÷íþ ñòðàòåãèé ïðåîäîëåíèÿ.

Ýòî íå ðåøåíèÿ ïðîáëåì, à ñïîñîáû, ïðè ïîìîùè êîòîðûõ ìîæíî ñïðàâèòüñÿ ñ èõ ïîñëåäñòâèÿìè è êîòîðûå ìîãóò èìåòü âðåìåííîå âîçäåéñòâèå.

Çàòåì ïåðå÷èñëèòå ïîñëåäñòâèÿ ýòèõ ñòðàòåãèé ïðåîäîëåíèÿ, íàïðèìåð, êàê îíè çàñòàâëÿþò âàñ ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ â êðàòêîñðî÷íîé è äîëãîñðî÷íîé ïåðñïåêòèâå, à òàêæå ïðåèìóùåñòâà è íåäîñòàòêè êàæäîé ñòðàòåãèè.

Íàêîíåö, ïåðåõîäèòå ê ïåðå÷èñëåíèþ àëüòåðíàòèâíûõ äåéñòâèé. Åñëè âàøè ñòðàòåãèè ïðåîäîëåíèÿ íå ÿâëÿþòñÿ ïîëíîñòüþ ýôôåêòèâíûìè, íàéäèòå äðóãèå.

Æåëàåì âàì óäà÷è.

Источник