О синдроме профессионального выгорания учителей

Термин «синдром профессионального выгорания» (англ. burnout) впервые использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг. Доктор ввел данное понятие для обозначения душевного состояния людей, которые испытывают разочарование, опустошенность, сопровождающиеся нарастающим безразличием к своей работе. «Выгорание» — это, прежде всего, реакция организма человека на непрерывный стресс на работе.

Американские ученые К. Маслак  и  С. Джексон выделили три главные составляющие выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение – равнодушие ко всему рабочему процессу. Человек чувствует себя опустошенным, приглушенность собственных эмоций создает ощущение вакуумного пространства. Профессиональные обязанности выполняются чисто формально.

Деперсонализация – частичное или полное отстранение от общения с коллегами и другими людьми на работе. Данное явление возникает как защитная реакция на эмоциональную перегруженность и сопровождается внутренним раздражением. Периодически могут возникать резкие вспышки гнева.

Редукция профессиональных достижений возникает в условиях завышенных требований к сотруднику и характеризуется чувством собственной некомпетентности. Нередко человек ощущает глубокую вину при незначительных недочетах. То есть снижается адекватное самовосприятие.

Профессия помогающего

Эмоциональное (профессиональное) выгорание связано с работой в «помогающей» сфере. Учителя, врачи, психологи, священники – те люди, которые находятся в зоне риска. 

Остановимся на профессии учителя. В современном мире сохранение психического здоровья педагога – насущная проблема. Дело в том, что требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают. Сейчас педагог это не только хороший специалист, который понимает своих учеников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью. Учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и  думать о рейтинге школы.

Помимо всего прочего, успешный учитель (а неуспешные обществу не нужны) должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека, который не стоит на месте, а постоянно повышает свой профессиональный уровень и поднимается по карьерной лестнице. И вот на поддержание данного образа нужны какие-никакие внутренние ресурсы.

Причины профессионального выгорания учителей

Причин моральной усталости учителей может быть великое множество. В первую очередь хочется отметить индивидуальные факторы.

Молодые учителя

Как ни странно, наибольшую склонность к «выгоранию» можно отметить среди молодых педагогов. Объясняется это следующими причинами:

  • недоверие родителей и коллег;
  • несоответствие реальной действительности и ожиданий;
  • отсутствие необходимого опыта общения с учениками;
  • «блуждающие приоритеты».

Молодые учителя часто готовы работать на износ, не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты с одного на другое, анализируя ошибки, они слишком поздно понимают, почему дети их не слушают, пишут плохо контрольные работы, а опытные учителя не перестают критиковать.

Молодые специалисты приходят в школу с желанием качественно улучшить уровень своих будущих учеников. Работают 24 часа в сутки, стараются общаться с детьми на равных, быть искренними. Но впоследствии, не получая должной отдачи со стороны учеников, теряют изначальный запал. И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к еще большим разочарованиям.

Семейное положение

Существуют исследования, которые проводят связь между семейным положением и профессиональным выгоранием. Люди, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию. И если задуматься, то, действительно, семья – это то тепло, та разрядка, которые так необходимы учителю, чтобы переключаться.

Личность учителя

В.В. Бойко выделяет следующие факторы личностного характер, которые влияют на стрессоустойчивость: сниженное чувство собственного достоинства и склонность к интроверсии. Профессор В.В. Бойко считает, что по большей части из низкой самооценки вытекает «трудоголизм». То есть на желание сравняться с «лучшими» человек может тратить все свои энергоресурсы. Кроме того, по мнению профессора, наиболее подвержены выгоранию учителя-интроверты из-за эмоциональной холодности, закрытости и сосредоточенности на своем собственном внутреннем мире.

Внешние причины

К внешним причинам можно отнести следующее:

  • временной дефицит, напряженный ритм работы;
  • некомфортные условия работы: отсутствие своего кабинета или должного технического оснащения; 
  • неэффективный стиль руководства: отсутствие четких задач, необоснованная критика;
  • плохая обратная связь;
  • разобщенность коллектива;
  • однообразие выполняемых действий.

Стадии эмоционального выгорания учителей

Как правило, психологи выделяют три  стадии эмоционального выгорания учителей:

Первая стадия  

Изначально у учителя могут прослеживаться периодические сбои в выполнении определенных задач: на уроке преподаватель может перескакивать с темы на тему, задавать вопросы ученикам в хаотичном порядке. Вследствие чего возникает повышенный самоконтроль, боязнь ошибиться на фоне общего эмоционального напряжения.

Вторая стадия

Вторая стадия характеризуется состоянием апатии: работа становится неинтересна, снижается потребность в общении. Появляется ощущение хронической усталости. Кроме того, раздраженность и постоянное напряжение начинают сказываться на физическом здоровье.

Третья стадия

На последней стадии происходит потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Человек в таком состоянии может проявлять отчуждение даже к близким людям.

Псевдометоды

Не желая кардинально и системно подходить к вопросу реабилитации, многие учителя выбирают своего рода «глушилки» пограничных состояний. Например, метод абстрагирования, при котором педагог устанавливает дистанцию между собой и учеником. Другие же находят отдушину во временных стимуляторах (сигареты, алкоголь и т.п.). И, конечно же, это не решает проблему, а приводит к еще более серьезным последствиям как в отношении психического, так и физического здоровья.

Профилактика и лечение

Личное пространство

Начнем с простого, и казалось бы, незначительного. На самом деле немаловажную роль играет организация рабочего пространства. Если у педагога нет личного кабинета, то это обстоятельство нужно с течением времени обязательно решить с руководством.

Класс учителя – это его второй дом, поэтому следует уделить  внимание  его благоустройству. Кабинет должен быть хорошо технически оснащен и соответствовать определенным нормам (удобная мебель, освещение).

Организация времени

Педагогу непременно нужны  перерывы в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, дыхательная гимнастика, прослушивание любимой музыки,  погружение в воспоминания о приятных моментах.

Очень важно, как учитель проводит свои выходные дни. Обязательным условием профилактики выгорания является организация досуга. Следует подумать о том, что действительно приносит вам удовольствие, а что только отвлекает. 

Хорошей альтернативой интеллектуальной нагрузке может послужить физическая: занятия спортом или танцами (например, парными, где человек может ощутить связь с другим, не используя вербальные методы общения).

Помимо всего прочего, как ни странно, снять одну нагрузку может помочь другая нагрузка. Например, изучение нового языка или занятия музыкой, или же – интересные образовательные курсы.

Альтернативное мышление

Одним из факторов профессионального выгорания является неумение педагогов подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Существуют различные тренинги по развитию альтернативного мышления, направленного на разрешение конфликтных ситуаций и переоценку ценностей. Решающим в этих занятиях должен стать отказ от привычного поведения и стереотипов мышления.

Психотерапия

Многие могут скептически относиться к сеансам психотерапии, ссылаясь на то, что «психология – псевдонаука», но для некоторых врач-психотерапевт может оказаться настоящим спасением.

В целом, каждый учитель находит свой метод выхода из сложной ситуации, кто-то просто уходит из школы, а кто-то находит силы остаться  и вновь обретает себя.

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.

Источник

Синдромом профессионального выгорания педагогов

В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание:

большое количество социальных контактов за рабочий день,

предельно высокая ответственность, 

 недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме» и др.

 Выгорание у преподавателей  выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к реципиентам, потеря интереса к работе и к жизни.

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.

Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие:

эмоциональную истощенность,

 деперсонализацию и

редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация — тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Факторы, вызывающие выгорание группируются в два больших блока: индивидуальные  и организационные факторы.

Индивидуальные факторы:

1. 

Исследователи выгорания показывают, что работники социальной сферы начинают испытывать данный симптом через 2-4 года после начала работы.

Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

2.

Обнаружена тесная связь между синдромом профессионального выгорания и «локусом контроля».

А.(внутренний локус)

Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего локуса контроля.

Б.(внешний локус)

Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего локуса контроля.

В связи с развитием синдрома профессионального выгорания наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А.

3.

Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. В их представлении настоящий специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Организационные факторы:

Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток ответственности. В то же время, самостоятельность и независимость учителя в своей деятельности, возможность принимать важные решения является важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание.

Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки.

Практически все исследователи показывают, что повышенные нагрузки, сверхурочная работа стимулирует развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом.

Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у учителя:

— на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д

— на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений и др.

— третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы. 

1.Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.

В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна  возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).

2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности учителей, из-за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье. Пребывание на природе, походы в театр также требуют времени и материальных возможностей, а последние у большинства крайне ограничены. Кроме того, необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого человека [2].

3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.

Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям.

Второе направление должно нивелировать влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др.

Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

.

Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит учителям более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.

Источник

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №24»

города Смоленска

Ботулева Елена Владимировна

Синдром профессионального выгорания учителя.

«Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека, он открывает двери знаний и показывает ученикам множество путей становления целостной личности»

Профессия учитель всегда имела особый статус среди профессий — особая миссия: обучение и воспитание будущих поколений. В современном обществе на школу в целом родители перекладывают большую часть своих обязанностей по воспитанию детей под лозунгом – «мы работаем, нам некогда». Поэтому на учителей с каждым годом возрастает психологическая нагрузка, которая постоянно угнетает и ускоряет процесс так называемого «синдрома профессионального выгорания». Понятие «синдрома эмоционального выгорания» закрепилось как определенные изменения в поведении и состоянии человека, развивающиеся на фоне постоянного стресса и ведущие к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека.

Исследования Н.А. Аминовой, Федоренко Л.Г. (2003) доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все учителя. Даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации оказался ниже, чем у пациентов с неврозами, что в поведении проявляется в несдержанности, грубости, неуверенности, тревожности. Так, низкий уровень оплаты труда вынуждает многих учителей брать на себя лишнюю учебную нагрузку в школе, и дополнительную работу, связанную с репетиторством. Ко всему этому учителя часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия обучающиеся недостаточно хорошо владеют необходимым материалом. Неудовлетворенность работой может быть вызвана низкой оплатой труда, но, по мнению Д. Гринберга (2002): «высокая оплата и хорошие условия труда еще не являются гарантом удовлетворенности работой, поскольку существуют еще и мотивационные факторы. К ним относятся степень сложности заданий, объем работы, которая будет положительно оценена по окончании, и др.». Перегрузки на работе сказываются на семье учителя, а ведь большинство — женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Таким образом, следствием профессионального выгорания могут стать проблемы в семье, в первую очередь — с детьми.

Профессиональное выгорание педагога, его эмоциональное опустошение в первую очередь сказывается на деятельности в школе. Атмосфера равнодушия и напряжения, привнесенная учителем на урок, негативно влияет на обучающихся, на их мотивацию к обучению и отношение к самому учителю.

Можно выделить три стадии синдрома профессионального выгорания у учителя:

— на первой стадии наблюдаются сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (внесена ли запись в документацию, задавался ли на уроке планируемый вопрос, что обучающийся ответил на поставленный вопрос). Это сопровождается повышенным контролем и постоянной проверкой выполнения рабочих действий  на фоне нервно-психической напряженности;

— на второй — наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении: «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, повышенная раздражительность;

— третья стадия – собственно личностное выгорание: полная потеря интереса к работе, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей, ощущение постоянного отсутствия сил.

Анализируя работы ученых Х.Фрейденберга, А.Пайнса, Б.Пельмана, Е.Хартмана и др. можно выделить следующие симптомы профессионального выгорания: психофизические, социально-психологические и поведенческие. 

К ПСИХОФИЗИЧЕСКИМ ОТНОСЯТСЯ:

— чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

— ощущение эмоционального истощения;

— полная или частичная бессонница;

— постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

— одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке.

К СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ:

— безразличие, скука, пассивность и депрессия (чувство подавленности);

— повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

— частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или, «уход в себя»);

— чувство повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

— постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится».

К ПОВЕДЕНЧЕСКИМ:

— учитель заметно меняет свой рабочий режим дня;

— вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

— невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.

Появление этих симптомов (отдельных или комплекса) может сигнализировать коллегам и администрации, что у учителя начинается «сидром профессионального выгорания».

Особо опасно выгорание в начале своего профессионального развития, так как «выгорающий» учитель, как правило, не осознает это, и изменения легче заметить со стороны. Важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления, которые группируются в два блока — организационные факторы и индивидуальные характеристики самих профессионалов.

Индивидуальные характеристики. Исследователи выгорания (C.Maslach) показывают, что работники социальной сферы начинают испытывать данный симптом через 2-4 года после начала работы. Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Личностная выносливость – способность осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на изменения. Практически все авторы считают, что личностная выносливость тесно связана со всеми тремя стадиями выгорания. Учителя, владеющие активной тактикой сопротивления стрессу, имеют низкий уровень выгорания. Обнаружена тесная связь между «синдромом профессионального выгорания» и «локусом контроля». Если человек принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего локуса контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего локуса контроля. Практически в большинстве работ этой тематики отмечается положительная корреляционная связь между внешним локусом контроля и составляющими выгорания.

К.Кондо относит к «сгорающим» также «трудоголиков» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей). Те, кто предъявляет непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. В их представлении настоящий специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Организационные факторы. Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток ответственности. В то же время, самостоятельность и независимость учителя в своей деятельности, возможность принимать важные решения является важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание.Синдром профессионального выгорания связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки. Практически все исследователи показывают, что повышенные нагрузки, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.

Но в настоящее время, на мой взгляд, можно выделить еще один фактор, способствующий «выгоранию» учителя — это единый государственный экзамен. Сейчас на каждом шагу можно услышать, что для обучающихся серьезным стрессом являются сначала ОГЭ в 9 классе, а потом ЕГЭ в 11, от которого еще и решается вопрос о том, в какое учебное заведение сможет поступать обучающиеся. Но никто не говорит о том, что для учителей это тоже стресс.

Учителям, чьи предметы вошли в перечень сдачи ОГЭ и ЕГЭ, было необходимо внести коррективы в рабочие программы, календарно-тематические планирования, разработать новые проверочные и контрольные работы, которые максимально могли бы подготовить учеников к вопросам, с которыми они могут столкнуться на экзаменах. С каждым годом организаторы экзаменов усложняют задания, изменяют их количество и структуру, а так же ужесточают условия проведения (видеонаблюдение, распечатывание КИМов прямо в аудитории, постоянный контроль при передвижении обучающихся на пункте), что усиливает психологическое давление на обучающихся, поэтому возрастают требования к учителю со стороны обучающихся, их родителей и соответственнно со стороны администрации школы.

Обучающиеся и родители требуют от учителя «натаскивания на экзамен» в прямом смысле этого слова. Родители говорят о том, что учителя на уроках должны разбирать задания КИМов, теоретический материал, по которому встречаются вопросы на экзаменах. А администрация в свете общих тенденций вынуждена требовать постоянной положительной динамики успешно сдавших обучающихся (так как на определенном этапе времени считалось, что результаты обучающихся на ОГЭ и ЕГЭ – это показатель эффективной работы учителя). Оборотной стороной экзаменов является отношение обучающихся к предметам, по которым не сдаются экзамены. Многие в 9 и 11 классах проявляют безразличие к таким предметам: не готовятся, не выполняю задания, не отрабатывают пропущенные и написанные на неудовлетворительные оценки работы, шумят на уроке, не отвечают на вопросы, прогуливают и т.д. У учителя появляется состояние неудовлетворенности проведенным уроком или факультативным занятием, пропадает желание применять нетрадиционные формы урока, проводить уроки в виде игр, квестов, экскурсий и т.д. Постепенно развивается негативное отношение к обучающимся, не желание приходить на урок, заниматься школьными делами.

Учителя также являются и организаторами на пунктах проведения ОГЭ и ЕГЭ, что является дополнительным стрессом. В их обязанности входит: подготовка аудиторий пункта проведения экзамена, проведение самого экзамена (контроль обучающихся, распечатка КИМов, работа под видеонаблюдением, если говорить о ЕГЭ, сбор работ в конце экзамена), а так же проверка второй части экзамена (если она представлена заданиями с развернутым ответом). Все это держит учителя в постоянном эмоциональном напряжении. Происходит истощение физических сил, так как иногда учителя участвуют в экзаменах через день, или находясь в отпуске, и параллельно не забывая свои школьные дела (оформление журналов, документации классного руководителя, отчеты о результатах сдачи экзаменов обучающихся по предмету, заполнение электронного журнала, отчет о работе методического объединения и т.д.).

Для каждого учителя, которые хотят работать в школе, необходимо выработать личную методику предотвращения «профессионального выгорания», так как любой учитель на любом этапе своей деятельности не застрахован от данного синдрома. Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходится 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время рекреации (восстановления физических сил организма); время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).

           Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот,  приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье. 

Литература.

  1. Ларенцова Л.И., Максимовский Ю.М., Соколова Ю.Д. Синдром «эмоционального выгорания» (burnout) у врачей стоматологов // Новая стоматология, 2002, № 2, С.97-99.

  2. Сушенцова Л.В./Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика [Текст] / Л. В. Сушенцова // Инновационная сельская школа: от идеи к результату : сб. ст. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО «Мар. гос. ун-т», Администрация муницип. образования «Медведев. муницип. р-н» Респ. Марий Эл. — Йошкар-Ола : ГОУВПО «Мар. гос. ун-т» , 2006. — С. 190-198 .)

  3. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998, № 8 , С. 84-89.

  4. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2006.

  6. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.

  7. Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6, С.57-64. 

  8. Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.

Источник