Невроз навязчивых движений у детей код по мкб 10 у детей
Утратил силу — Архив
РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Архив — Клинические протоколы МЗ РК — 2007 (Приказ №764)
Категории МКБ:
Невротическое расстройство неуточненное (F48.9)
Общая информация
Краткое описание
Группа функциональных нервно-психических заболеваний с преобладанием эмоционально-аффективных, соматовегетативных расстройств в виде истощаемости, раздражительной слабости, утомляемости при отсутствии психотических симптомов. Неврозы проявляются в форме обратимых непсихотических нарушений нервной деятельности с доминированием эмоциональных и соматовегетативных расстройств, осознаваемых и переживаемых личностью.
Код протокола: P-P-008 «Неврозы у детей»
Профиль: педиатрический
Этап: ПМСП
Код (коды) по МКБ-10:
F44 Диссоциативные (конверсионные) расстройства
F48 Другие невротические расстройства
F50 Расстройства приема пищи
F95 Тики
F98 Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
Мобильное приложение «MedElement»
— Профессиональные медицинские справочники. Стандарты лечения
— Коммуникация с пациентами: вопросы, отзывы, запись на прием
Скачать приложение для ANDROID / для iOS
Мобильное приложение «MedElement»
— Профессиональные медицинские справочники
— Коммуникация с пациентами: вопросы, отзывы, запись на прием
Скачать приложение для ANDROID / для iOS
Классификация
Неврозы бывают общие и системные (моносимптомные).
1. Неврастения- F 48.
2. Невроз страха- F 40.2.
3. Истерический невроз-F 44.82.
4. Депрессивный невроз- F 41.2.
5. Невроз навязчивых состояний- F42:
— невроз навязчивых движений- F42.1;
— невроз навязчивых мыслей и страхов- F42.0;
— невроз навязчивых состояний смешанного типа- F42.2.
Системные (малосимптомные):
1. Невротическое заикание.
2. Тики.
3. Расстройства сна.
4. Расстройства аппетита.
5. Энурез.
6. Энкопрез.
7. Патологические привычные действия.
Факторы и группы риска
1. Биологические (осложнение течение беременности и родов, нервно-психическое и физическое перенапряжение, соматические болезни, травмы, неблагополучие в семье, психотравмирующие раздражители, индивидуальные особенности личности, характера, темперамента, отклонения в воспитании ребенка, церебральная органическая недостаточность).
2. Психологические.
3. Социальные.
4. Генетическая предрасположенность.
Диагностика
Диагностические критерии
1. Вялость, пассивность, раздражительность, истощение эмоций.
2. Двигательное беспокойство с суетливостью (астазия, абазия, истерическая слепота, припадки, сумеречное расстройство).
3. Отвлекаемость, истощаемость внимания, снижение настроения.
4. Усиление утомляемости к концу дня или недели.
5. Необоснованные страхи (темноты, одиночества, животных, закрытых помещений, школы, болезней).
6. Навязчивые действия, влечения, мысли, повторяющиеся гримасы и движения, тики.
7. Заикание.
8. Энурез.
9. Энкопрез.
10. Расстройство сна, аппетита.
11. «Дурные привычки».
Физикальное обследование патологии не выявляет.
Лабораторные исследования: нет.
Инструментальные исследования: на ЭЭГ — диффузные изменения, признаки дисфункции диэнцефальных структур мозга; РЭГ показывает негрубые сосудистые нарушения, может быть без особенностей.
Показания для консультации специалистов: невропатолог, в тяжелых случаях психиатр, психотерапевт, при необходимости – кардиолог, гастроэнтеролог.
Перечень основных диагностических мероприятий:
1. Общий анализ крови.
2. Общий анализ мочи.
3. Консультация невролога.
Перечень дополнительных диагностических мероприятий:
1. Эхоэнцефалография.
2. Компьютерная томография головного мозга.
3. Консультация психиатра.
4. Консультация психолога.
5. Консультация окулиста.
6. Консультация сурдолога.
7. Консультация уролога.
Дифференциальный диагноз
Диагноз | Клинические симптомы | Анамнез | Очаговые симптомы со стороны ЦНС | Эффект от лечения |
Неврастения | Раздражительность, повышенная утомляемость, бурные вспышки гнева с криком, плаксивость, тревожность, снижение работоспособности, истощение внимания, непереносимость шума, снижение памяти, расстройство сна, обостренная чувствительность к внешним раздражителям и в связи с этим головные боли, боли в сердце, ощущение боли в спине | Психическая травматизация, длительное перенапряжение нервной системы | Нет | Положи- тельный |
Астенический синдром соматогенного порядка | Повышенная физическая утомляемость, апатия, раздражительность, нарушение сна, головные боли и головокружения | Недавно перенесенные соматические или инфекционные заболевания | Нет | Положи- тельный |
Органическое заболевание гол. мозга (прогрессивный паралич, церебральный атеросклероз, энцефалиты, опухоль мозга) | Наряду с вышеуказанными м.б. снижение критики, объективные нарушение памяти, шум в голове, обмороки, колебания АД | Указание на другие признаки органического поражения ЦНС до этого | Чаще всего присутствуют | Эффекта нет |
Онлайн-консультация врача
Посоветоваться с опытным специалистом, не выходя из дома!
- Консультация по вопросам здоровья
- Интерпретация результатов анализов, исследований
- Второе мнение относительно диагноза, лечения
Выбрать врача
Лечение
Цели лечения:
1. Снижение клинических симптомов заболевания.
2. Длительная ремиссия.
Немедикаментозное лечение:
1. Регулярное питание, строгий режим сна, пребывание в течение 1-2 часов на свежем воздухе.
2. Выключение из среды, спровоцировавшей заболевание.
3. Индивидуальная или групповая психотерапия.
4. Освобождение от учебы на 1-2 недели.
5. Физиотерапия: теплые солено-хвойные ванны, ножные ванны перед сном, душ Шарко, веерный душ.
1. Нейролептики: галоперидол* 1,5 мг, 5 мг, 10 мл дозе 0,25 табл. мг/сут. внутрь, затем добавляют по 0,25 мг/сут. еженедельно или один раз в 2 нед., подросткам назначают сначала 0,5 мг/сут., затем добавляют по 0,5 мг еженедельно или 1 раз в 2 нед.; в большинстве случаев улучшение наступает при дозе до 5 мг/сут.; пимозид — начальная доза детям — 0,5-1 мг/сут. внутрь, подросткам — 1 мг/сут. внутрь; в большинстве случаев не требуется более 10 мг/сут.
2. Психостимуляторы: метилфенидат в дозе 0,1-0,5 мг/кг.
3. Адаптол 300 мг в таблетке, per os, независимо от приема пищи, курс от нескольких дней до 2-3 мес., до 1 табл. 3 раза в день в зависимости от возраста.
4. Энцефабол по 1 табл.3 раза в день.
5. Ноофен 250 мг в таблетке, per os, до еды. Курс 4-6 недель. Детям до 8 лет по 50-100 мг 3 раза в день, от 8 до 14 лет – по 250 мг 3 раза в день.
6. Микстура Павлова по 1 ст. л. 3 раза в день.
Профилактические мероприятия
Профилактические курсы медикаментозной витаминотерапии, режим сна и отдыха, седативные травы — при провокационных ситуациях без клинических проявлений. Избегать повторных стрессовых ситуаций, перенапряжения, переутомления.
Дальнейшее ведение, принципы диспансеризации
Диспансеризация в течение 12 месяцев, осмотр невропатолога каждые 3 месяца.
Перечень основных медикаментов:
1. *Галоперидол 1,5 мг, 5 мг, 10 мг табл.; 5 мг/мл амп.
2. Адаптол 300 мг табл.
3. Пимозид 0,5-1 мг табл.
4. Энцефабол 0,25 мг табл.
5. Ноофен 250 мг табл.
Перечень дополнительных медикаментов:
1. Метилфенидат 100 мг, 500 мг табл.
2. Микстура Павлова 200 мл во флаконе
3. Фитопрепарат с седативным действием (валериана, пассифлора, зверобой, боярышник, мелиса, хмель, бузина) 5,0 мл во флаконе
Индикаторы эффективности лечения:
— снижение симптомов невроза;
— длительная ремиссия;
— психологическая реабилитация;
— социальная реабилитация в семье и обществе.
* – препараты, входящие в список основных (жизненно важных) лекарственных средств
Госпитализация
Показания к госпитализации
Большинство неврозов можно лечить амбулаторно, с последующей реабилитацией в санаторно-курортных условиях. Показанием к экстренной госпитализации являются тяжелые клинические проявления истерии, плановая госпитализация — при неэффективности амбулаторного лечения.
Информация
Источники и литература
- Протоколы диагностики и лечения заболеваний МЗ РК (Приказ №764 от 28.12.2007)
- Список использованной литературы:
1. «Справочник по неврологии детского возраста». Под ред. Лебедева Б.В. М.,
1995 г.;
2. «Справочник врача общей практики». Дж. Мерта,1998 г.;
3. «Детская психоневрология». Под ред. Булаховой Л.А. Киев, 2001 г.;
4. «Лечение заболеваний нервной системы». Учебное пособие Российская
Медицинская
5. Академия Последипломного Образования. Москва, 2002 г.;
6. «Клиническая психиатрия». Руководство для врачей. Каплан Г., Седок Б. М.,
1998 г.;
7. Tonge B. Behavioral emotional and psychosomatic disordes in children and adolec.
Sydney 1991- 92;
8. Jarman R. Sleep problems. In Australian Paediatric Review 1992. 2(2): 1-2;
9. Robinson M. Practical Paediatrics (2nd edition) Melbourne:1990;
10.Шамансуров Ш.Шс соавт. «Детская неврология». Ташкент, 1995 г.;
11. «Клинические рекомендации для практических врачей». Глав. ред. академик
РАМН Денисов И.Н. с соавт., 2002 г.;
12. Доскин В.А,.Тонкова–Ямпольская Р.В. Новый метод реабилитации детей с
различными нарушениями поведения. Вопросы современной педиатрии. №2.
2003. https://pdateam.ru/
13. Зыков В.П. Клиническая систематизация тиков у детей. https://pdateam.ru/
14. Коффи Б., Шейдер Р. Тик.Пер. с англ. – М., Практика, 1998. https://pdateam.ru/
15. Dr. IRENA KAFFEMANIENE. THE EMOTIONAL DEVELOPMENT OF
VISUALLY
16. IMPAIRED CHILDREN. SIAULIAI UNIVERSITY. https://www.icevi-europe.org/
17.Merced L. A. The Treatment of Female Hysteria in Fin-de-Siecle Spain: The
Discipline of Medical Control. University of Illinois, Urbana-Champaign.
https://www.history.uiuc.edu/hist.
18. В кн. Основы клинической психологии. Ч . 1 . , р . 5. www.bookap.net
19. Patrick D McGorry. Evidence based reform of mental health care. September, 2005.
www.bmj.com
20.Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения неврозов.
21. info2005logoped.info
22. Д. де Масо, Л. Раппопорт. Расстройства поведения. Пер. с англ. – М., Практика,
1997.
23. https://pdateam.ru/
- Список использованной литературы:
Информация
Список разработчиков:
д.м.н., проф. Лепесова М.М., заведующая кафедрой детской неврологии АГИУВ
Прикреплённые файлы
Внимание!
Если вы не являетесь медицинским специалистом:
- Занимаясь самолечением, вы можете нанести непоправимый вред своему здоровью.
- Информация, размещенная на сайте MedElement и в мобильных приложениях «MedElement (МедЭлемент)», «Lekar Pro»,
«Dariger Pro», «Заболевания: справочник терапевта», не может и не должна заменять очную консультацию врача.
Обязательно
обращайтесь в медицинские учреждения при наличии каких-либо заболеваний или беспокоящих вас симптомов.
- Выбор лекарственных средств и их дозировки, должен быть оговорен со специалистом. Только врач может
назначить
нужное лекарство и его дозировку с учетом заболевания и состояния организма больного.
- Сайт MedElement и мобильные приложения «MedElement (МедЭлемент)», «Lekar Pro»,
«Dariger Pro», «Заболевания: справочник терапевта» являются исключительно информационно-справочными ресурсами.
Информация, размещенная на данном
сайте, не должна использоваться для самовольного изменения предписаний врача.
- Редакция MedElement не несет ответственности за какой-либо ущерб здоровью или материальный ущерб, возникший
в
результате использования данного сайта.
Источник
Моторные стереотипы (навязчивые движения) у ребенка – это непроизвольные не эффективные координированные движения, которые повторяются по фиксированной схеме. Вторичные, патологические стереотипы возникают при нарушениях развития нервной системы (аутизм, умственная отсталость, синдром Ретта) и сенсорных нарушениях. В таком случае, лечение синдрома навязчивых движений у детей основано на терапии основного расстройства. Но дергания встречаются у детей с нормальным психомоторным развитием (первичные, физиологические стереотипы).
При дифференциальной диагностике следует учитывать тики, эпилептические приступы, пароксизмальную дискинезию, структурные поражения головного мозга, синдром Сандифера. Хотя моторные стереотипы – это доброкачественные навязчивые движениями, они могут сохраняться во взрослой жизни.
Существует также связь навязчивых состояний с СДВГ, тиковым расстройством и другими психическими нарушениями (тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство).
Первичные стереотипы
Первичный невроз навязчивых состояний у детей (код по МКБ-10 – F42.1) обычно начинается в дошкольном возрасте (около 3 лет) и встречается у относительно большого процента детей с нормальным психомоторным развитием. Данные о распространенности варьируются от 22 до 72% в зависимости от типа исследования и оцениваемых движений. У мальчиков расстройство встречается немного чаще, чем у девочек (3:2).
Первичные стереотипы делятся на 3 группы в зависимости от импульса:
- простые стереотипы;
- раскачивание головы;
- сложные стереотипы.
Простая стереотипия
Наиболее распространенные простые стереотипы, которые обычно не вызывают беспокойства у родителей, не приводят к консультации психолога. Они относятся к группе вредных привычек и включают:
- сосание большого пальца;
- кусание ногтей;
- облизывание губ;
- постукивание пальцами или ногами;
- накручивание волос на палец;
- покачивание туловища;
- шмыгание носом;
- стук головой;
- скрипение зубами.
У детей до 3 лет эти признаки появляются в 90% случаев, в старшем возрасте (в т.ч. в подростковом) – в 20-50% случаев. Самый распространенный простой стереотип у младенцев – сосание пальца и покачивание корпуса, у детей дошкольного возраста и подростков – скручивание волос, кусание ногтей.
Высокий уровень распространенности простых стереотипов обнаруживается также у взрослых. Они имеют такие проявления, как покачивание туловищем (3-25%), скручивание волос, постукивание карандашом, нижними конечностями, царапанье головы.
Сложная (комплексная) стереотипия
Кивание головой и сложные моторные стереотипы уже создают впечатление наличия болезненного физического проявления, связанного с неврологическим (неврастения, невроз и др.) или психическим расстройством.
Чаще всего покачивание головок встречается у младенцев и грудничков. Ритмичное кивание происходит в переднезаднем направлении, из стороны в сторону или от плеча к плечу. Оно может быть связано с отклонением глаз, их перемещением вверх или вниз. Эти стереотипы начинаются раньше, чем сложные. В одном неврологическом исследовании с небольшим количеством детей была обнаружена связь с незначительными неврологическими нарушениями (гипотонией, замедленным развитием моторики и речи).
При дифференциальной диагностике необходимо различить патологические и физиологические движения, характерные для этого возраста.
Сложные стереотипы движения встречаются реже, чем простые (около 5% детей дошкольного возраста) и в различной степени затрагивают верхние конечности. Они могут протекать по-разному. Проявления включают:
- взмахи руками;
- тряска;
- кашель;
- сжимание кулаков;
- кружение запястьями;
- движения руками перед лицом;
- сгибание и разгибание локтей.
Могут добавляться также другие движения, такие как махи ногами, открывание рта, растяжение шеи, но движения верхних конечностей в клинических проявлениях доминируют.
В качестве сопровождающих признаков возможно появление звуковые явлений, таких как рычание, жужжание, ворчание, стоны.
В рамках исследования, включившего небольшое количество детей, было показано, что сложные двигательные стереотипы начались у 80% детей в возрасте до 2 лет, у 12% – в возрасте 24-35 месяцев и только у 8% – через 36 месяцев. Во время обсуждения результатов исследования, ни у одного из исследуемых детей во время теста не было выявлено признаков вторичного стереотипирования.
Кроме раннего возраста начала и характерной модели движения синдром навязчивых движений у ребенка обычно связан с эмоциональными стимулами (радость, возбуждение, стресс, беспокойство), концентрацией, периодами усталости или скуки. Движения начинаются внезапно, занимают секунды или минуты, появляются много раз в день и прекращаются сразу же после переключения внимания. У каждого ребенка есть свой характерный двигательный «репертуар», который со временем может меняться. Во время стереотипов ребенок иногда прерывает деятельность, но он полностью сознателен. В основном дети не осознают нарушения, только некоторые описывают приятные ощущения.
Комплексные навязчивые состояния характеризуются более сложными согласованными движениями (подпрыгивание на стуле, сгибание коленей). Некоторые особенности у них общие – они периодические, имеют определенный характер, ухудшаются при стрессе, беспокойстве, усталости. В отличие от тиков, характер стереотипов относительно не меняется (тики со временем развиваются и меняются). Их распределение различно, моторные стереотипы возникают на конечностях или по всему телу, а тики часто появляются в области лица, головы и плеч (подмигивание, гримасы, дерганье челюсти, движения головы, пожимание плечами).
Стереотипы часто бывают ритмичными (взмахи, покачивания) и обычно длятся дольше, чем тики. В отличие от тиков, они не подавляются волей, не связаны с побуждением двигаться, увеличением внутреннего напряжения при подавлении.
Сложные навязчивые состояния могут также имитировать некоторые обычные действия – повторяющиеся ритуалы (напр., мытье рук при обсессивно-компульсивном расстройстве) или маньеризм. Иногда вместе со стереотипией встречаются тики и компульсивное поведение.
Вторичная стереотипия
Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.
Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:
- патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
- умственная отсталость;
- сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
- врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
- нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
- лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
- психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.
Наиболее часто вторичный синдром навязчивых движений встречается у аутистов, у пациентов с синдромом Ретта, умственной отсталостью, генетическими синдромами и сенсорными нарушениями.
Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.
Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены. Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).
Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции. Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания. В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.
Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге. Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи. Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).
Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.
Дифференциальная диагностика
Для успешного лечения навязчивых движений у ребенка важна дифференциальная диагностика, в рамках которой важно исключить тики и эпилептические приступы. Эпилепсия (повторяющиеся движения век, рта, языка или рук) не имеют ритмического характера и специфических провокационных моментов. В зависимости от клинической картины дифференциация иногда бывает непростой. Правильной постановке диагноза способствует видеомониторинг ЭЭГ.
Подозрение на атонические эпилептические приступы у маленьких детей вызывают стереотипные движения головы, особенно в переднезаднем направлении; падение головы бывает более выраженным, чем движение назад.
У большинства пациентов подозрение на эпилептические приступы является причиной для неврологического обследования.
Прогноз
Прогноз расстройства неоднозначен. Согласно некоторым исследованиям, стереотипы начинаются в младенчестве, достигают кульминации около 3-го года и отступают после 4-х лет. В то же время другие исследования обнаружили, что навязчивые движения сохраняются в подростковом возрасте, особенно при их продолжительности (более 1 года).
Терапия
При навязчивых движениях у детей лечение преимущественно основано на различных поведенческих методах. Лечение с помощью фармакологических средств (таблеток) обычно не используется. Иногда применяется Клоназепам, Галоперидол или Клонидин, но их эффекты неубедительные.
В определенных случаях лечить навязчивые состояния помогает гипноз. Кроме устранения последствий, он может выявить и устранить причины нарушения.
Важно не пытаться избавляться от расстройства самостоятельно (народными способами, «перевоспитанием»). Это может привести к углублению проблемы.
Итоги
Синдром навязчивых движений – это моторное проявление, начинающееся в раннем детстве, и в некоторых случаях сохраняющееся в старшем возрасте. Хотя первичные расстройства встречаются у детей с нормальным развитием, наблюдается более частая связь с СДВГ, обсессивно-компульсивным и тревожным расстройством, тиками, особенно, в случае сложных стереотипов. Этиология нарушения не известна. Предполагается, что проявления могут быть обусловлены биологически. В частности, движения головы вызывают подозрение на неврологическое или психиатрическое заболевание (эпилепсия, аутизм, тиковое расстройство, пароксизмальная дискинезия). Часто типичная клиническая картина не требует дополнительных обследований.
Если движения не видны во время обследования, для диагностики будет полезна домашняя видеозапись.
Источник