Неврастенический синдром у детей симптомы
Астенический невроз или неврастения является на сегодняшний день одной из самых распространенных форм неврозов и составляет около 34 % в общей структуре заболеваемости неврозами у детей и взрослых.
Это патологическое состояние возникает в результате истощения нервной системы и появления ее стойкого дисбаланса.
Заболевание в большинстве случаев возникает в результате длительных физических и/или психоэмоциональных нагрузок.
В медицине термин «астения» обозначал «слабость нервов».
Он был предложен Джоном Брауном и описан Георгом Бирдом еще в 18 веке.
Патология характеризуется:
- повышенной нервной возбудимостью;
- высокой истощенностью нервной системы в виде повышенной утомляемости и снижения работоспособности;
- стойкими головными болями;
- нарушениями сна;
- приступами одышки и сердцебиения;
- беспокойством и тревогой.
Неврастения у детей является пограничным заболеванием, характеризующимся временными нарушениями нервных функций.
Чаще всего эта патология в детском возрасте возникает у школьников и подростков в связи с длительным перенапряжением (физическим или психоэмоциональным), при частых конфликтах в семье или организованном коллективе и/или после стрессовых ситуаций.
Причины астенического невроза
Главными факторами, провоцирующими развитие этого патологического состояния, являются:
- истощение нервной системы, вызванное высокими нагрузками в школе, загруженностью ребенка (занятия в нескольких кружках, изучение нескольких иностранных языков, занятия с несколькими репетиторами, усиленное занятие спортом);
- воздействие острого или хронического психоэмоционального фактора (испуг, некорректное отношение близких или педагогов, непонимание в коллективе, постоянный страх наказания, развод родителей, смерть близкого, изменение места жительства или школы, у детей раненого возраста – начало посещения детского сада);
- стресс и эмоциональные потрясения (в том числе и положительные).
Большое значение в формировании неврастении у ребенка имеют:
- наследственность;
- незрелость нервной системы малыша, особое значение имеет преобладание процессов возбуждения над торможением;
- неуравновешенное эмоциональное состояние матери в период беременности;
- воздействие на плод различных патогенных факторов (интоксикации, инфекционные заболевания, прием различных лекарств);
- развитие хронической внутриутробной гипоксии у плода, особенно во втором и третьем триместре беременности;
- ослабление иммунитета в определенные возрастные периоды или после перенесенных инфекционных, воспалительных или соматических заболеваний;
- сбой процессов формирования характера с преобладанием определенных черт;
- дефицит витаминов и микроэлементов;
- гормональные перестройки организма или дисфункции;
- нарушение цикличности сна, режима сна и бодрствования;
- длительный просмотр телевизора, компьютерные игры;
- вредные привычки.
Виды
Во взрослой неврологии выделяют три основные клинические формы астенического невроза, которые без своевременного и адекватного медикаментозного лечения и полноценного отдыха переходят одна в другую.
Поэтому часто заболевание протекает в виде последовательных стадий (фаз):
- гипертоническая форма неврастении;
- раздражительная слабость;
- гипостеническая форма.
При этом стадии заболевания имеют определенные признаки в виде неврологической симптоматики и вегетативных расстройств.
Симптомы астенического невроза у детей разного возраста
Но в детском возрасте проявления астенического невроза зависят от возраста ребенка.
У детей раннего возраста неврастения проявляется:
- характерные особенности поведения: гиперактивность или наоборот адинамия, вялость, плаксивость, излишняя впечатлительность;
- страхи, развитие фобий, нервных тиков и навязчивых движений;
- различные виды нарушений сна;
- изменения отношений к пище – отказ от еды, которое вызывает разные и иногда даже незначительные раздражители (кишечная колика, прорезывание зубов).
Астенический невроз у дошкольников характеризуется:
- выраженная вялость, снижение активности или наоборот раздражительность со склонностью к истериоидным припадкам с бурным проявлением эмоций;
- эмоциональная нестабильность и быстрая смена настроения;
- нарушения стула (чаще склонность к запорам);
- логоневрозы – чаще быстрая речь с нечетким произношением звуков;
- ночной энурез, неконтролируемые мочеиспускания;
- нарушения сна.
У детей школьного возраста и подростков симптомы этой патологии практически идентичны проявлениям заболевания у взрослых и отличаются разнообразием с переходом одной стадии в другую.
К характерным признакам гипертонической формы неврастении, которая является первой стадией астенического невроза, относятся:
- высокая возбудимость и повышенная раздражительность;
- быстрая утомляемость;
- слезливость;
- рассеянность, снижение работоспособности, снижение успеваемости в школе;
- различные виды нарушения сна (частые ночные пробуждения, тревожные сновидения и трудности засыпания);
- давящая головная боль, в виде «обруча» или «тяжелой шапки» («каска неврастеника»).
Следующей стадией развития неврастении является – раздражительная слабость.
Она возникает:
- при отсутствии лечения в первой стадии;
- при усилении воздействия провоцирующего патологического фактора;
- как первая стадия заболевания у пациентов с сильной нервной системой и у холериков.
Основным признаком этой стадии болезни считается — выраженная раздражительность, которая быстро трансформируется в нервное истощение.
Пациенты склонны испытывать противоречивые эмоции, быстро сменяющие друг друга: на смену возбуждению и крику приходит ощущение бессилия, обиды, переходящие в плач, реже истероидный припадок.
Быстрая утомляемость приводит к невозможности сконцентрироваться на работе, нарастанию общей слабости и головных болей.
Перерыв в работе не позволяет отдохнуть, усилия справиться с начатым делом приводят к усугублению слабости и нервному истощению.
Гипостеническая форма неврастении развивается:
- при отсутствии терапии второй стадии болезни;
- при значительном усилении воздействия причинного фактора;
- может развиваться как первая стадия болезни у астеников или у пациентов со слабой нервной системой.
Эта стадия астенического невроза характеризуется появлением:
- синдрома хронической усталости;
- постоянной сонливости;
- слезливости;
- постоянной тревоги и тоски.
Иногда возникает периодическая неврастения – при этой форме болезни признаки астенического невроза, чаще его гипостенической фазы неоднократно повторяются, периоды болезни учащаются и удлиняются, симптомы становятся более тяжелыми и устойчивыми к медикаментозному лечению.
Кроме этого у ребенка могут возникать психосоматические расстройства, которые самопроизвольно излечиваются после терапии астенического невроза.
Они проявляются как:
- стойкие боли в суставах и позвоночнике;
- снижение зрения и слуха;
- выпадение волос и повышенная ломкость ногтей;
- появление или усиление признаков хронических кожных заболеваний (экземы, псориаза, аллергических дерматитов);
- обострение герпеса и других вялотекущих или скрытых инфекционных процессов.
Диагностика
Диагностика данной патологии проводится врачом — неврологом на основании:
- сбора жалоб и анамнеза заболевания;
- уточнения причины заболевания;
- данных осмотра;
- определения неврологического статуса;
- лабораторных и инструментальных методов;
- консультации смежных специалистов.
Дополнительными инструментальными методами диагностики являются:
- УЗИ;
- МРТ — или КТ головного мозга;
- ЭЭГ, реоценцефалография;
- рентгенография;
- ЭКГ.
Подтверждение диагноза неврастении — постепенное прогрессирование симптомов и стадий болезни, отсутствие изменений в неврологическом статусе и органической неврологической, соматической и психиатрической патологии у пациента.
Лечение астенического невроза
Тактика лечения заключается в определении причинного фактора, его устранении и восстановлении нормального функционирования нервной системы пациента:
- полноценный отдых и сон;
- витаминизированное питание;
- смена обстановки;
- физиотерапевтические процедуры (электросон, массаж, аромотерапия);
- санаторно-курортное лечение или климатотерапия.
Дополнительно назначаются:
- общеукрепляющие препараты;
- витамины и минеральные комплексы + препараты кальция с железом и магнием;
- кофеин;
- препараты с пустырником и валерианой;
- растительные адаптогены;
- нейропротекторы;
- Омега-3;
- вегетостабилизирующие препараты (тенотен и грандаксин).
Кроме медикаментозного лечения назначается консультация психолога, аутогенные тренировки.
При развитии гипостенической формы лечение пациентов осуществляется в стационаре с применением транквилизаторов и антидепрессантов в индивидуальной дозировке.
Часто полноценный отдых, смена обстановки, нормализация ритма учебы или работы, сна и бодрствования, снижение психоэмоциональных и физических нагрузок позволяет полностью избавиться от проявлений болезни.
врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник
Ребёнок часто плачет, капризничает или становится агрессивным и раздражительным? У него появилась бессонница и проблемы с засыпанием? Быстро теряет интерес к играм, злится из-за различных запахов или звуков, не успевает “добежать” до туалета? Все эти признаки могут указывать на детский невроз. Что такое детский невроз? Каковы признаки и симптомы невроза у детей? Как проявляется невроз у ребёнка? Каковы его причины и лечение? Об этом – в статье психолога Анны Суровой специально для CogniFit («КогниФит»).
Что такое детский невроз?
Что такое невроз?
Невроз – это заболевание, в основе которого лежат временные, обратимые нарушения нервной системы, возникающие под влиянием острых или длительных психотравмирующих моментов.
Неврозы отражают многие проблемы человеческих отношений – понимание друг друга, коммуникация, поиск своего “я”, оптимальные пути самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Невроз – это неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний, который влечёт за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. Предрасполагающими факторами для развития неврозов является предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей; психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы.
С точки зрения психологической трактовки, в той или иной степени неврозы присущи всем людям. У каждого из нас есть определённое количество эмоций, которые мы не всегда можем правильно пережить. Взрослые в силу своего опыта находят способы, как справиться с эмоциями, а детям надо помочь. Узнайте, что такое самоконтроль и как управлять гневом.
Особенности детского невроза
Неврозы у детей и подростков – самый распространённый вид нервно-психической патологии. Детские неврозы первоначально представляют собой эмоциональные расстройства, которые возникают при нарушении семейных отношений. То есть невроз у ребёнка – это знак, что в семье что-то не так, причины детских неврозов следует искать в семье. Прежде всего, эти нарушения связаны с матерью, которая является наиболее близким человеком для ребёнка в первые годы его жизни. В последующие годы в формировании неврозов не меньшая роль отводится отцу, в том случае, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей.
Протекание заболевания и его выраженность зависят от пола и возраста ребенка, особенностей воспитания, типа конституции (астеник, гиперстеник, нормостеник), а также от особенности темперамента (холерик, меланхолик и т.д.)
С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!
Нейропсихологический тест CogniFit поможет выявить риск присутствия СДВГ у детей
Причины неврозов у детей
На развитие невроза оказывает влияние всё то, что может осложнить процесс формирования личности ребёнка, а также всё, что способствует нарастанию нервно-психологического напряжения у родителей. Поэтому среди основных причин, которые влияют на формирование невроза, можно выделить:
— социально-психологические причины,
— социально-культурные причины,
— социально-экономические причины.
К социально-психологическим причинам можно отнести эмоциональную изоляцию одного из детей, если их несколько, или наоборот, гиперопёка и гиперответственность перед единственным ребёнком в семье; недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты между членами семьи; доминирование одного из взрослых в семейной жизни; изменение традиционных семейных ролей; отсутствие совместной деятельности; изоляция от внешних контактов.
Социально-культурные факторы – это проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа нашей современной жизни; недостаточными условиями для полноценного отдыха детей, недостатком времени; безопасности.
Социально-экономические причины – это прежде всего неудовлетворительные жилищно-бытовые условия семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу, экономические проблемы в семье и т.д.
Отрицательно на развитие ребёнка влияет мать, которая стремится освободиться от семейных обязанностей и как можно больше посвятить времени карьере.
Также достаточно большое значение в возникновении неврозов имеют соматические заболевания, длительное переутомление, вызывающее ослабление нервной системы и этим способствующее её повышенной чувствительности к психогенным воздействиям. Неврозы могут возникать у всех людей, но чаще они развиваются у лиц с ослабленной нервной системой. К неврозам относят неврастению, истерию, невроз навязчивых состояний. Что такое навязчивые мысли и как с ними справиться, вы можете подробнее прочитать здесь.
Каковы причины неврозов у детей?
Виды неврозов у детей
Как проявляется невроз у детей? Существует достаточно много видов детских неврозов, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.
Тревожный невроз или невроз страха
Данный невроз может себя проявлять в виде приступов страха, возникающего при засыпании, при нахождении ребёнка в одиночестве, иногда может сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными. Так, среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты (никтофобия), персонажей страшных мультфильмов или фильмов, видеоигр. У младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Иногда эти дети из-за страхов прогуливают уроки.
Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.
Невроз навязчивых состояний у детей
Часто родители не замечают первые признаки неврозов, сводя эти проявления или к вредной привычке, или принимая за повторяющуюся случайность. Хотя по сути любая вредная привычка – это навязчивые состояния, например, непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша. В этот момент ребёнок может моргать, морщить нос, вздрагивать, притопывать ногой, шмыгать носом и т.д.
Один из видов навязчивых состояний – это нервный тик, т.е непроизвольные подёргивания, возникающие как оправданная моторная реакция на заболевания, а затем – как навязчивые состояния. Например, при болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз. При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыганье носом или покашливание.
Такие навязчивые состояния обычно проявляются в период после 5 лет. Тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием. Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает.
Депрессивные неврозы
К ним больше склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. При данном неврозе ребёнок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Может снижаться физическая активность, возникать бессонница, ухудшается аппетит, речь становиться тихая и скудная, постоянно проявляется грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжёлым последствиям.
Вы подозреваете у себя или близкого вам человека депрессию? Узнайте с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на депрессию, присутствуют ли тревожные симптомы, которые могут указывать на депрессию. Получите подробный отчёт с рекомендациями менее, чем за 30-40 минут.
Нейропсихологический тест CogniFit на депрессию
Истерические неврозы
Истерические неврозы характерны для дошкольников, при расхождении желаемого с действительным. Яркий пример истерического невроза можно наблюдать в магазине, когда после отказа от покупки какой-либо игрушки ребёнок начинает кричать и падать. Причинами возникновения данного невроза, по мнению психологов, является непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения. Другой особенностью невроза данного вида является то, что он может возникнуть у детей, лишённых внимания родителей, и тогда тихий и спокойный ребенок становится неуправляемым.
Неврастения или астенический невроз
По-другому неврастению еще называют астенический невроз. Он возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок. Современные занятые дети имеют большую нагрузку в школах и в дополнительных кружках, а если это сочетается с общей ослабленностью организма из-за частых болезней или физической нетренированности, они легко могут заработать неврастению. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.
Ипохондрия
Данный вид невроза характерен для подростков с мнительным характером, проявляется в озабоченности своим состоянием и здоровьем. У таких детей проявляются немотивированные страхи формирования разных заболеваний, они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь. Узнайте, как справиться с мнительностью.
Заикание или невротический логоневроз
Заикание, также известное как невротический логоневроз, возникает на фоне психологической травмы. Причинами могут быть скандалы в семье, разлука с близкими, испуг. Также причиной может быть переизбыток информации, необходимой, по мнению родителей, для более раннего интеллектуального развития ребенка и его речи. Подробнее о нарушениях речи.
Невротические расстройства сна
Данные виды расстройства могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличия кошмаров и ночных страхов, разговоров во сне и хождения по ночам. Эти расстройства связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Дети утром могут не помнить, что ходили или говорили по ночам.
Нервная анорексия
Нарушение пищевого поведения в детском возрасте явление частое. Оно наблюдается не только у дошкольников, но и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приёмов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом.
Невротический энурез
Невротический энурез – это непроизвольное недержание мочи. Может быть следствием развода родителей, их конфликта, начала учёбы в школе, эмоционального отвержения ребёнка. Энурез может быть бессознательным проявлением протеста ребенка на отношения между членами семьи.
Невротический энкопрез
Невротический энкопрез – это расстройство, связанное с непроизвольным и бесконтрольным испражнением, которое характеризуется отсутствием патологии со стороны кишечника. Встречается намного реже, чем энурез. Оно проявляется в том, что ребенок с уже сформированными навыками самообслуживания непроизвольно в дневное время испражняется в белье. Ребёнок в этот момент не испытывает желание пойти в туалет, а после не сразу замечает, что произошло. Среди причин возникновения данного расстройства выделяют затяжные конфликты внутри семьи, крайне жёсткие требования к ребёнку, хроническая эмоциональная депривация, отсутствие тепла и ласки.
Что делать, если у ребёнка – невроз?
Как помочь ребёнку при неврозе?
Как родители могут помочь ребёнку справиться с неврозом? Если родитель видит, что у ребёнка есть тот или иной невроз, то можно попробовать предложить два пути решения.
Первый путь для решения вопросов с неврозами – это попробовать “вытащить” из ребёнка эмоции, которые он спрятал за своим состоянием. При этом способе родители должны быть готовы, что это будет страх, тревога, агрессия по отношению к родителям. И если родители готовы увидеть их, то они должны подумать от чего именно ребёнок защищается данными эмоциями. Родители должны давать ребенку выражать свои эмоции, проговаривать их.
Второй путь – это замещающие задания с систематически повторяющимися действиями. Так, активное систематическое творчество, коллекционирование, активное систематическое выполнение своими руками различных поделок очень полезно для борьбы с неврозами.
Т.е. когда мы подменяем любое систематическое проявление другим систематическим проявлением, в котором ребёнок реализуется, мы наносим смертельный удар детскому неврозу. Также сюда можно отнести распорядок дня, ритуалы и обязанности по дому, которые ребёнок делает ежедневно. Так как любой невроз – это перевозбуждение организма, нам нужно научить ребенка контролировать себя. Хобби – истинное увлечение человека, которое и создаёт для него атмосферу спокойствия, удовлетворения и наслаждения. Поэтому очень полезно, что бы у ребенка появилось хобби.
Полезные советы
Очень часто системные неврозы проходят сами. Наша психика пластична, она сама находит способ избавиться от невроза. Например, невротический энурез практически у всех проходит к подростковому возрасту, и для этого есть несколько причин, одна из которых заключается в особенностях, характерных для данного вида невроза – это всплески эмоций. Подросток может “позволить” себе вести себя так, как не позволено вести себя младшему школьнику, т.е. речь идёт о хамстве и агрессии в адрес родителей.
Важно отметить, что за невроз нельзя наказывать или ругать ребенка. Невроз не должен быть удобен, т.е. для того, чтобы отказаться от чего-либо, это должно быть неудобно ребенку. Если ребёнок описался ночью, ругать его не стоит, но стоит попросить помочь устранить проблему. Пусть сам переоденется, поможет поменять бельё или отнесёт его в стиральную машину. Если не давать самостоятельности в решении этих проблем, а наоборот, потакать, например, одевать памперс на ночь, невротические проявления для ребёнка станут удобными. А если описывающегося ребенка положить на сухую родительскую кровать – то ребёнок получит возможность спать в ней. Также если подкреплять ситуацию, в которой ребёнок просыпается ночью и плачет, забиранием его в родительскую постель, то этот невроз не закончится. Поэтому на этот случай, если ребёнок проснулся, он должен иметь ритуал. И маме следует постепенно удаляться из этой ситуации – тогда невроз будет нивелироваться. Малыш должен справляться с этой проблемой сам, постепенно.
Когда стоит бить тревогу и обращаться за помощью к специалисту? Если у ребёнка присутствует один из неврозов, который действительно мешает, и семья не может справиться с его проявлением самостоятельно, то стоит обратиться к психологу или психотерапевту.
Спасибо, что прочитали эту статью! Как обычно, мы будем признательны за вопросы и комментарии.
Источник