Неврастенический синдром у детей симптомы

Астенический невроз или неврастения является на сегодняшний день одной из самых  распространенных форм неврозов и составляет около 34 % в общей структуре заболеваемости неврозами у детей и взрослых.

Это патологическое состояние возникает в результате истощения нервной системы и появления ее стойкого дисбаланса.

Заболевание в большинстве случаев возникает в результате длительных физических и/или психоэмоциональных нагрузок.

В медицине термин «астения» обозначал «слабость нервов».

Он был предложен Джоном Брауном и описан Георгом Бирдом еще в 18 веке.

Патология характеризуется:

  • повышенной нервной возбудимостью;
  • высокой истощенностью нервной системы в виде повышенной утомляемости и снижения работоспособности;
  • стойкими головными болями;
  • нарушениями сна;
  • приступами одышки и сердцебиения;
  • беспокойством и тревогой.

Неврастения у детей является пограничным заболеванием, характеризующимся временными нарушениями нервных функций.

Чаще всего эта патология в детском возрасте возникает у школьников и подростков в связи с длительным перенапряжением (физическим или психоэмоциональным), при частых конфликтах в семье или организованном коллективе и/или после стрессовых ситуаций.

Причины астенического невроза

Главными факторами, провоцирующими развитие этого патологического состояния, являются:

  • истощение нервной системы, вызванное высокими нагрузками в школе, загруженностью ребенка (занятия в нескольких кружках, изучение нескольких иностранных языков, занятия с несколькими репетиторами, усиленное занятие спортом);
  • воздействие острого или хронического психоэмоционального фактора (испуг, некорректное отношение близких или педагогов, непонимание в коллективе, постоянный страх наказания, развод родителей, смерть близкого, изменение места жительства или школы, у детей раненого возраста – начало посещения детского сада);
  • стресс и эмоциональные потрясения (в том числе и положительные).

Большое значение в формировании неврастении у ребенка имеют:

  • наследственность;
  • незрелость нервной системы малыша, особое значение имеет преобладание процессов возбуждения над торможением;
  • неуравновешенное эмоциональное состояние матери в период беременности;
  • воздействие на плод различных патогенных факторов (интоксикации, инфекционные заболевания, прием различных лекарств);
  • развитие хронической внутриутробной гипоксии у плода, особенно во втором и третьем триместре беременности;
  • ослабление иммунитета в определенные возрастные периоды или после перенесенных инфекционных, воспалительных или соматических заболеваний;
  • сбой процессов формирования характера с преобладанием определенных черт;
  • дефицит витаминов и микроэлементов;
  • гормональные перестройки организма или дисфункции;
  • нарушение цикличности сна, режима сна и бодрствования;
  • длительный просмотр телевизора, компьютерные игры;
  • вредные привычки.

Виды

Во взрослой неврологии выделяют три основные клинические формы астенического невроза, которые без своевременного и адекватного медикаментозного лечения и полноценного отдыха переходят одна в другую.

Поэтому часто заболевание протекает в виде последовательных стадий (фаз):

  • гипертоническая форма неврастении;
  • раздражительная слабость;
  • гипостеническая форма.

При этом стадии заболевания имеют определенные признаки в виде неврологической симптоматики и вегетативных расстройств.

Симптомы астенического невроза у детей разного возраста

Но в детском возрасте проявления астенического невроза зависят от возраста ребенка.

У детей раннего возраста неврастения проявляется:

  • характерные особенности поведения: гиперактивность или наоборот адинамия, вялость, плаксивость, излишняя впечатлительность;
  • страхи, развитие фобий, нервных тиков и навязчивых движений;
  • различные виды нарушений сна;
  • изменения отношений к пище – отказ от еды, которое вызывает разные и иногда даже незначительные раздражители (кишечная колика, прорезывание зубов).

Астенический невроз у дошкольников характеризуется:

  • выраженная вялость, снижение активности или наоборот раздражительность со склонностью к истериоидным припадкам с бурным проявлением эмоций;
  • эмоциональная нестабильность и быстрая смена настроения;
  • нарушения стула (чаще склонность к запорам);
  • логоневрозы – чаще быстрая речь с нечетким произношением звуков;
  • ночной энурез, неконтролируемые мочеиспускания;
  • нарушения сна.

У детей школьного возраста и подростков симптомы этой патологии практически идентичны проявлениям заболевания у взрослых и отличаются разнообразием с переходом одной стадии в другую.

К характерным признакам гипертонической формы неврастении, которая является первой стадией астенического невроза, относятся:

  • высокая возбудимость и повышенная раздражительность;
  • быстрая утомляемость;
  • слезливость;
  • рассеянность, снижение работоспособности, снижение успеваемости в школе;
  • различные виды нарушения сна (частые ночные пробуждения, тревожные сновидения и трудности засыпания);
  • давящая головная боль, в виде «обруча» или «тяжелой шапки» («каска неврастеника»).

Следующей стадией развития неврастении является – раздражительная слабость.

Она возникает:

  • при отсутствии лечения в первой стадии;
  • при усилении воздействия провоцирующего патологического фактора;
  • как первая стадия заболевания у пациентов с сильной нервной системой и у холериков.

Основным признаком этой стадии болезни считается — выраженная раздражительность, которая быстро трансформируется в нервное истощение.

Пациенты склонны испытывать противоречивые эмоции, быстро сменяющие друг друга: на смену возбуждению и крику приходит ощущение бессилия, обиды, переходящие в плач, реже истероидный припадок.

Быстрая утомляемость приводит к невозможности сконцентрироваться на работе, нарастанию общей слабости и головных болей.

Перерыв в работе не позволяет отдохнуть, усилия справиться с начатым делом приводят к усугублению слабости и нервному истощению.

Гипостеническая форма неврастении развивается:

  • при отсутствии терапии второй стадии болезни;
  • при значительном усилении воздействия причинного фактора;
  • может развиваться как первая стадия болезни у астеников или у пациентов со слабой нервной системой.

Эта стадия астенического невроза характеризуется появлением:

  • синдрома хронической усталости;
  • постоянной сонливости;
  • слезливости;
  • постоянной тревоги и тоски.

Иногда возникает периодическая неврастения – при этой форме болезни признаки астенического невроза, чаще его гипостенической фазы неоднократно повторяются, периоды болезни  учащаются и удлиняются, симптомы становятся более тяжелыми и устойчивыми к медикаментозному лечению.

Читайте также:  Синдром и болезнь рейно дифференциальная диагностика

Кроме этого у ребенка могут возникать психосоматические расстройства, которые самопроизвольно излечиваются после терапии астенического невроза.

Они проявляются как:

  • стойкие  боли в суставах и позвоночнике;
  • снижение зрения и слуха;
  • выпадение волос и повышенная ломкость ногтей;
  • появление или усиление признаков хронических кожных заболеваний (экземы, псориаза, аллергических дерматитов);
  • обострение герпеса и других вялотекущих или скрытых инфекционных процессов.

Диагностика

Диагностика данной патологии проводится врачом — неврологом на основании:

  • сбора жалоб и анамнеза заболевания;
  • уточнения причины заболевания;
  • данных осмотра;
  • определения неврологического статуса;
  • лабораторных и инструментальных методов;
  •  консультации смежных специалистов.

Дополнительными инструментальными методами диагностики являются:

  • УЗИ;
  • МРТ — или КТ головного мозга;
  • ЭЭГ, реоценцефалография;
  • рентгенография;
  • ЭКГ.

Подтверждение диагноза неврастении —  постепенное прогрессирование симптомов и стадий болезни, отсутствие изменений в неврологическом статусе и органической неврологической, соматической и психиатрической патологии у пациента.

Лечение астенического невроза

Тактика лечения заключается в определении причинного фактора, его устранении и восстановлении нормального функционирования нервной системы пациента:

  • полноценный отдых и сон;
  • витаминизированное питание;
  • смена обстановки;
  • физиотерапевтические процедуры (электросон, массаж, аромотерапия);
  • санаторно-курортное лечение или климатотерапия.

Дополнительно назначаются:

  • общеукрепляющие препараты;
  • витамины и минеральные комплексы + препараты кальция с железом и магнием;
  • кофеин;
  • препараты с пустырником и валерианой;
  • растительные адаптогены;
  • нейропротекторы;
  • Омега-3;
  • вегетостабилизирующие препараты (тенотен и грандаксин).

Кроме медикаментозного лечения назначается консультация психолога, аутогенные тренировки.

При развитии гипостенической формы лечение пациентов осуществляется в стационаре с применением транквилизаторов и антидепрессантов в индивидуальной дозировке.

Часто полноценный отдых, смена обстановки, нормализация ритма учебы или работы, сна и бодрствования, снижение психоэмоциональных и физических нагрузок позволяет полностью избавиться от проявлений болезни.

врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник

Ребёнок часто плачет, капризничает или становится агрессивным и раздражительным? У него появилась бессонница и проблемы с засыпанием? Быстро теряет интерес к играм, злится из-за различных запахов или звуков, не успевает “добежать” до туалета? Все эти признаки могут указывать на детский невроз. Что такое детский невроз? Каковы признаки и симптомы невроза у детей? Как проявляется невроз у ребёнка? Каковы его причины и лечение? Об этом – в статье психолога Анны Суровой специально для CogniFit («КогниФит»)

Что такое детский невроз?

Что такое невроз?

Невроз – это заболевание, в основе которого лежат временные, обратимые нарушения нервной системы, возникающие под влиянием острых или длительных психотравмирующих моментов.

Неврозы отражают многие проблемы человеческих отношений – понимание друг друга, коммуникация, поиск своего “я”, оптимальные пути самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Невроз – это неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний, который влечёт за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. Предрасполагающими факторами для развития неврозов является предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей; психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы.

С точки зрения психологической трактовки, в той или иной степени неврозы присущи всем людям. У каждого из нас есть определённое количество эмоций, которые мы не всегда можем правильно пережить. Взрослые в силу своего опыта находят способы, как справиться с эмоциями, а детям надо помочь. Узнайте, что такое самоконтроль и как управлять гневом. 

Особенности детского невроза

Неврозы у детей и подростков – самый распространённый вид нервно-психической патологии. Детские неврозы первоначально представляют собой эмоциональные расстройства, которые возникают при нарушении семейных отношений. То есть невроз у ребёнка – это знак, что в семье что-то не так, причины детских неврозов следует искать в семье. Прежде всего, эти нарушения связаны с матерью, которая является наиболее близким человеком для ребёнка в первые годы его жизни. В последующие годы в формировании неврозов не меньшая роль отводится отцу, в том случае, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей.

Протекание заболевания и его выраженность зависят от пола и возраста ребенка, особенностей воспитания, типа конституции (астеник, гиперстеник, нормостеник), а также от особенности темперамента (холерик, меланхолик и т.д.)

С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!

Нейропсихологический тест CogniFit поможет выявить риск присутствия СДВГ у детей

Причины неврозов у детей

На развитие невроза оказывает влияние всё то, что может осложнить процесс формирования личности ребёнка, а также всё, что способствует нарастанию нервно-психологического напряжения у родителей. Поэтому среди основных причин, которые влияют на формирование невроза, можно выделить:

— социально-психологические причины,

— социально-культурные причины,

— социально-экономические причины.

К социально-психологическим причинам можно отнести эмоциональную изоляцию одного из детей, если их несколько, или наоборот, гиперопёка и гиперответственность перед единственным ребёнком в семье; недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты между членами семьи; доминирование одного из взрослых в семейной жизни; изменение традиционных семейных ролей; отсутствие совместной деятельности; изоляция от внешних контактов.

Читайте также:  Нефротического синдрома что это такое

Социально-культурные факторы – это проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа нашей современной жизни; недостаточными условиями для полноценного отдыха детей, недостатком времени; безопасности.

Социально-экономические причины – это прежде всего неудовлетворительные жилищно-бытовые условия семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу, экономические проблемы в семье и т.д.

Отрицательно на развитие ребёнка влияет мать, которая стремится освободиться от семейных обязанностей и как можно больше посвятить времени карьере.

Также достаточно большое значение в возникновении неврозов имеют соматические заболевания, длительное переутомление, вызывающее ослабление нервной системы и этим способствующее её повышенной чувствительности к психогенным воздействиям. Неврозы могут возникать у всех людей, но чаще они развиваются у лиц с ослабленной нервной системой. К неврозам относят неврастению, истерию, невроз навязчивых состояний. Что такое навязчивые мысли и как с ними справиться, вы можете подробнее прочитать здесь. 

Каковы причины неврозов у детей?

Виды неврозов у детей

Как проявляется невроз у детей? Существует достаточно много видов детских неврозов, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

Тревожный невроз или невроз страха

Данный невроз может себя проявлять в виде приступов страха, возникающего при засыпании, при нахождении ребёнка в одиночестве, иногда может сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными. Так, среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты (никтофобия), персонажей страшных мультфильмов или фильмов, видеоигр. У младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Иногда эти дети из-за страхов прогуливают уроки.

Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

Невроз навязчивых состояний у детей

Часто родители не замечают первые признаки неврозов, сводя эти проявления или к вредной привычке, или принимая за повторяющуюся случайность. Хотя по сути любая вредная привычка – это навязчивые состояния, например, непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша. В этот момент ребёнок может моргать, морщить нос, вздрагивать, притопывать ногой, шмыгать носом и т.д.

Один из видов навязчивых состояний – это нервный тик, т.е непроизвольные подёргивания, возникающие как оправданная моторная реакция на заболевания, а затем – как навязчивые состояния. Например, при болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз. При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыганье носом или покашливание.

Такие навязчивые состояния обычно проявляются в период после 5 лет. Тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием. Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает. 

Депрессивные неврозы

К ним больше склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. При данном неврозе ребёнок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Может снижаться физическая активность, возникать бессонница, ухудшается аппетит, речь становиться тихая и скудная, постоянно проявляется грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжёлым последствиям. 

Вы подозреваете у себя или близкого вам человека депрессию? Узнайте с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на депрессию, присутствуют ли тревожные симптомы, которые могут указывать на депрессию. Получите подробный отчёт с рекомендациями менее, чем за 30-40 минут.

Нейропсихологический тест CogniFit на депрессию

Истерические неврозы

Истерические неврозы характерны для дошкольников, при расхождении желаемого с действительным. Яркий пример истерического невроза можно наблюдать в магазине, когда после отказа от покупки какой-либо игрушки ребёнок начинает кричать и падать. Причинами возникновения данного невроза, по мнению психологов, является непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения. Другой особенностью невроза данного вида является то, что он может возникнуть у детей, лишённых внимания родителей, и тогда тихий и спокойный ребенок становится неуправляемым.

Неврастения или астенический невроз

По-другому неврастению еще называют астенический невроз. Он возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок. Современные занятые дети имеют большую нагрузку в школах и в дополнительных кружках, а если это сочетается с общей ослабленностью организма из-за частых болезней или физической нетренированности, они легко могут заработать неврастению. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.

Ипохондрия

Данный вид невроза характерен для подростков с мнительным характером, проявляется в озабоченности своим состоянием и здоровьем. У таких детей проявляются немотивированные страхи формирования разных заболеваний, они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь. Узнайте, как справиться с мнительностью. 

Читайте также:  Книги синдром петрушки скачать бесплатно

Заикание или невротический логоневроз

Заикание, также известное как невротический логоневроз, возникает на фоне психологической травмы. Причинами могут быть скандалы в семье, разлука с близкими, испуг. Также причиной может быть переизбыток информации, необходимой, по мнению родителей, для более раннего интеллектуального развития ребенка и его речи. Подробнее о нарушениях речи. 

Невротические расстройства сна

Данные виды расстройства могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличия кошмаров и ночных страхов, разговоров во сне и хождения по ночам. Эти расстройства связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Дети утром могут не помнить, что ходили или говорили по ночам.   

Нервная анорексия

Нарушение пищевого поведения в детском возрасте явление частое. Оно наблюдается не только у дошкольников, но и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приёмов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом.

Невротический энурез

Невротический энурез – это непроизвольное недержание мочи. Может быть следствием развода родителей, их конфликта, начала учёбы в школе, эмоционального отвержения ребёнка. Энурез может быть бессознательным проявлением протеста ребенка на отношения между членами семьи.

Невротический энкопрез

Невротический энкопрез – это расстройство, связанное с непроизвольным и бесконтрольным испражнением, которое характеризуется отсутствием патологии со стороны кишечника. Встречается намного реже, чем энурез. Оно проявляется в том, что ребенок с уже сформированными навыками самообслуживания непроизвольно в дневное время испражняется в белье. Ребёнок в этот момент не испытывает желание пойти в туалет, а после не сразу замечает, что произошло. Среди причин возникновения данного расстройства выделяют затяжные конфликты внутри семьи, крайне жёсткие требования к ребёнку, хроническая эмоциональная депривация, отсутствие тепла и ласки.

Что делать, если у ребёнка – невроз?

Как помочь ребёнку при неврозе?

Как родители могут помочь ребёнку справиться с неврозом? Если родитель видит, что у ребёнка есть тот или иной невроз, то можно попробовать предложить два пути решения.

Первый путь для решения вопросов с неврозами – это попробовать “вытащить” из ребёнка эмоции, которые он спрятал за своим состоянием. При этом способе родители должны быть готовы, что это будет страх, тревога, агрессия по отношению к родителям. И если родители готовы увидеть их, то они должны подумать от чего именно ребёнок защищается данными эмоциями. Родители должны давать ребенку выражать свои эмоции, проговаривать их.

Второй путь – это замещающие задания с систематически повторяющимися действиями. Так, активное систематическое творчество, коллекционирование, активное систематическое выполнение своими руками различных поделок очень полезно для борьбы с неврозами.

Т.е. когда мы подменяем любое систематическое проявление другим систематическим проявлением, в котором ребёнок реализуется, мы наносим смертельный удар детскому неврозу. Также сюда можно отнести распорядок дня, ритуалы и обязанности по дому, которые ребёнок делает ежедневно. Так как любой невроз – это перевозбуждение организма, нам нужно научить ребенка контролировать себя. Хобби – истинное увлечение человека, которое и создаёт для него атмосферу спокойствия, удовлетворения и наслаждения. Поэтому очень полезно, что бы у ребенка появилось хобби.

Полезные советы

Очень часто системные неврозы проходят сами. Наша психика пластична, она сама находит способ избавиться от невроза. Например, невротический энурез практически у всех проходит к подростковому возрасту, и для этого есть несколько причин, одна из которых заключается в особенностях, характерных для данного вида невроза – это всплески эмоций. Подросток может “позволить” себе вести себя так, как не позволено вести себя младшему школьнику, т.е. речь идёт о хамстве и агрессии в адрес родителей.

Важно отметить, что за невроз нельзя наказывать или ругать ребенка. Невроз не должен быть удобен, т.е. для того, чтобы отказаться от чего-либо, это должно быть неудобно ребенку. Если ребёнок описался ночью, ругать его не стоит, но стоит попросить помочь устранить проблему. Пусть сам переоденется, поможет поменять бельё или отнесёт его в стиральную машину. Если не давать самостоятельности в решении этих проблем, а наоборот, потакать, например, одевать памперс на ночь, невротические проявления для ребёнка станут удобными. А если описывающегося ребенка положить на сухую родительскую кровать – то ребёнок получит возможность спать в ней. Также если подкреплять ситуацию, в которой ребёнок просыпается ночью и плачет, забиранием его в родительскую постель, то этот невроз не закончится. Поэтому на этот случай, если ребёнок проснулся, он должен иметь ритуал. И маме следует постепенно удаляться из этой ситуации – тогда невроз будет нивелироваться. Малыш должен справляться с этой проблемой сам, постепенно. 

Когда стоит бить тревогу и обращаться за помощью к специалисту? Если у ребёнка присутствует один из неврозов, который действительно мешает, и семья не может справиться с его проявлением самостоятельно, то стоит обратиться к психологу или психотерапевту.

Спасибо, что прочитали эту статью! Как обычно, мы будем признательны за вопросы и комментарии.

Источник