Неотложной помощь при болевом синдроме

Неотложной помощь при болевом синдроме thumbnail

дорсалгияСамой частой причиной болей в спине (дорсалгии) являются дистрофические изменения в позвоночнике. К дистрофическим поражениям относят остеохондроз позвоночника (поражение межпозвонкового диска и прилежащих к нему позвонков), спондилез (костеобразование под передней продольной связкой), спондилоартроз (артроз дугоотросчатых суставов).

В основе клинических проявлений вертебрального болевого синдрома лежит раздражение сину- вертебрального нерва. Механизм его различен: компрессионный, дисфиксационный, воспалительный и т.д.

Однако причиной болей в спине могут явиться и другие факторы. Боль в спине возникает при врожденных аномалиях развития, сколиозе, инфекционных поражениях позвонков (туберкулез, бруцеллез и т.д.), метаболических поражениях костей скелета (остеопороз, остеомаляция), новообразованиях позвоночника и спинного мозга (в том числе метастатическом поражении), травмах, стато-динамических перегрузках, заболеваниях внутренних органов и др.

На этапе оказания догоспитальной помощи необходимо определить является ли боль вертеброгенной или нет. Ведь отраженные боли могут возникать вследствие патологии сердечно-сосудистой системы (кардиомиопатии, инфаркт миокарда, тромбоз почечной артерии, аневризма брюшной аорты и др.), патологии легких и плевры (пневмония, абсцесс, плеврит), заболеваний желудочно-кишечного тракта (эзофагиты, дивертикулы пищевода, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), заболеваний органов малого таза (внематочная беременность, онкопатология и т.д.).

В практической деятельности чаще всего встречаются боли в спине, не связанные с вовлечением периферических нервов, к ним относят мышечно-скелетные боли, обусловленные мышечно-скелетной дисфункцией, микроповреждениями, также они могут носить неспецифический возрастной характер.

Дифференциальная диагностика

Для проведения дифференциальной диагностики используют расспрос больного и данные объективного осмотра. Обращают внимание на характер болевого синдрома (в частности, острые, стреляющие, пронзающие боли могут указывать на компрессионный характер болевого синдрома, возникновение болей в покое на дисциркуляторный или воспалительный характер болевого синдрома).

При дифференциальной диагностики важно обращать внимание на локализацию болевого синдрома, иррадиацию, временные характеристики, динамику боли, сопутствующие (чувствительные, вегетативные и т.д.) проявления, наличие соматических заболеваний (сахарный диабет, онкопатология, заболевания сердечно-сосудистой системы и легких и т.д.).

При грыже межпозвонкового диска болевой синдром в ноге выражен более чем в спине, выявляются симптомы выпадения и симптом Ласега, нарастание болевого синдрома наблюдается при сидении, наклоне вперед, кашле.

При мышечной боли пальпируется локальное напряжение в пораженных мышцах, боль усиливается при активном и пассивном напряжении мышц, нарастает при мышечной работе. Поясничный стеноз характерен для больных преклонного возраста, характеризуется появлением боли после ходьбы на определенную дистанцию, пациент жалуется на слабость и онемение ног, нет симптомов выпадения.

При комплексном регионарном болевом синдроме наблюдаются жгучие, ломящие, ноющие боли в сочетании с чувствительными нарушениями (гипестезиями, гиперпатией и т.д.) и вегетативно-трофическими нарушениями.

Определяется локальная миофиксация в соответствующем позвоночно-двигательном сегменте. В формировании миофиксации в шейно-грудном отделе принимают участие лестничные, грудино-ключично-сосцевидные, трапециевидные мышцы, поднимающие лопатку, малые грудные и другие. В формировании грудо-поясничной миофиксации принимают участие многораздельные мышцы, подвздошно-реберные, квадратные поясничные, подвздошно-поясничные и другие.

Для оценки степени выраженности миофиксации используют тест сгибания-разгибания в пораженном отделе позвоночника. Выделяют три степени миофиксации: ограничение движений в пораженном отделе позвоночника до 25% – слабо выраженная миофиксация, выраженная от 25 до 50%, резко выраженная – свыше 50%.

Симптомы, позволяющие заподозрить невертеброгенный характер болевого синдрома — это злокачественная опухоль в анамнезе, усиление боли в покое или ночное время, лихорадка и снижение массы тела за последнее время, необычная иррадиация боли (опоясывающий характер, за грудиной, область живота и т.д.). связь боли с приемом пищи, мочеиспусканием, дефекацией и т.д.

Купирование болевого синдрома

Постулатами купирования вертеброгенного болевого синдрома остаются три основных требования: покой, тепло и время. При оказании первой неотложной помощи два первые из них являются основополагающими.

Следует назначать домашний постельный режим, исключать всякие передвижения в пространстве, в том числе и автомобильные поездки. Постель должна быть ровной, теплой, удобной, комфортной. Для создания анталгической позы можно использовать подушки, валики, свернутое одеяло и т.д.

Читайте также:  Синдром карпального канала цена операции

Ни в коем случае не следует совершать физические действия, преодолевая боль, которая является «сторожевым псом здоровья» и патогенирующем критерием ограничения объема движения.

Тепло используется в виде гигиенически удобной одежды, исключающей с одной стороны охлаждения, с другой — потливость. Полезны различные согревающие и фиксирующие пояса и повязки.

Простым и эффективным лечебным методом, в домашних условиях, является применение разогретой соли или речного песка, которые нагреваются до оптимальной температуры, насыпаются в тканевой мешочек и накладываются на больное место. Прогревание следует осуществлять не более 12-15 минут, чтобы избежать потливости и дальнейшего охлаждения.

Эти прогревания хорошо сочетать с различными медикаментозными мазями. Все эти мероприятия могут быть использованы в качестве простой и эффективной экстренной помощи больным с вертеброгенной дорсалгией.

Для снятия болевого синдрома в спине используются нестероидные противовоспалительные средства (мовалис, ксефокам, вольтарен и т.д.), а также габапентин. Для купирования мышечно-тонических синдромом применяются миорелаксанты (мидокалм, сирдалуд и т.д.).

При клинических проявлениях компрессии сосудисто-нервного пучка применяются дегидратационные средства (лазикс, фуросемид и т.д.). Применяются вазоактивные средства (эуфиллин, папаверин, трентал, курантил и т.д.) в случае преобладания дисциркуляторного механизма развития болевого синдрома.

Широко применяются лечебные блокады. Для проведения блокад используются местные анестетики (новокаин, лидокаин, тримекаин и т.д.). витамины группы В, глюкокортикоиды, антигистаминные препараты, сосудорасширяющие средства и др. Проведение лечебных блокад противопоказано при лихорадочных состояниях, геморрагическом синдроме, аллергических реакциях на вводимый препарат, инфекционном поражении тканей в месте блокады.

Для коррекции сопутствующих пограничных нервно-психических расстройств, часто сопровождающих болевой синдром, применяются транквилизаторы, антидепрессанты и т.п.

Для местного применения используют орошение хлорэтилом, компрессы с димексидом, новокаином, анальгином, а так же мази с противовоспалительным. отвлекающим и местнораздражающим действием («Эспол», «Эфкамон» и т.д.).

При острых болевых синдромах в спине пациенту рекомендуются ортопедические мероприятия: ношение иммобилизующих ортезов, не более 2 – х часов в сутки, так как при длительном их применении возникает слабость и атрофия собственной паравертебральной мускулатуры, применяется лечение положением.

Одним из эффективных разгрузочных положений является «90 и 90 градусов»: больной укладывается на спину, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах под углом 90 градусов, голени лежат на подставке, высотой равной длине бедра.

Для снятия болевого синдрома так же используется ручная тракция пораженного отдела позвоночника и постизометрическая релаксация.

Лечение пациентов, страдающих хроническим алкоголизмом, при возникновении болей в спине, всегда сложно из-за частого поражения печени, в виде алкогольного гепатита, цирроза печени, что ограничивает возможности применения многих лекарственных препаратов с обезболивающим действием.

Из немедикаментозных средств применяются физиотерапевтические методы лечения (СМТ, ДДТ, электрофорез, инфитатерапия и др.), лечебная гимнастика, мануальная терапия (мягкотканые техники), массаж, иглорефлексотерапия.

При проведении лечебной физкультуры используют упражнения на растяжение спастичных мышц. Применяются активные и пассивные упражнения. Так же для уменьшения мышечного тонуса используются упражнения в бассейне. Применяется массаж, лечение положением.

Активно используются методы мануальной терапии (постизометриметрическая релаксация, кожно-мышечные и мышечно-фасциальные техники), направленные на восстановление адекватного мышечного тонуса, увеличение объема движений.

Буякова И. В., Резков Г. И., Волобуев П. М.

2012 г.

Источник

Ðàçðûâû ñâÿçîê, ñóõîæèëèé, ôàñöèé, ìûøö.

Ðàçðûâû ôàñöèé, ñâÿçîê, ìûøö è ñóõîæèëèé ÷àñòî ñîïðîâîæäàþòñÿ ïåðåëîìàìè êîñòåé è âûâèõàìè ñóñòàâîâ, íî ìîãóò áûòü è áåç íèõ. Ïîâðåæäåíèå òêàíåé ñ ÷àñòè÷íûì ñîõðàíåíèåì èõ öåëîñòíîñòè (â ðÿäå ñëó÷àåâ è ôóíêöèé) íàçûâàåòñÿ ðàñòÿæåíèåì. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ èìåííî òàêîå ïîâðåæäåíèå ñóñòàâíûõ ñâÿçîê.

Ïðîèñõîæäåíèå äàííîãî âèäà òðàâìû íàïðÿìóþ ñâÿçàíî ñ äåéñòâèåì äâóõ ðàçíîíàïðàâëåííûõ ñèë èëè îäíîé ñóùåñòâåííîé ñèëû, äåéñòâóþùåé â îäíîì íàïðàâëåíèè. Êàê ïðàâèëî, äàííûé âèä òðàâìû âñòðå÷àåòñÿ ïðè ïàäåíèè (áûòîâàÿ èëè ïðîèçâîäñòâåííàÿ òðàâìà), ïîäíÿòèè òÿæåñòè (áûòîâàÿ èëè ñïîðòèâíàÿ òðàâìà) èëè áûñòðîì áåãå (â îñíîâíîì – ñïîðòèâíàÿ òðàâìà). Ëå÷åíèå ïðàêòè÷åñêè òàêîå æå, êàê è ïðè óøèáå ìÿãêèõ òêàíåé.

Читайте также:  Ребенок с синдромом дауна 2 месяца

Åñëè äåéñòâóþùàÿ íà îðãàíèçì èçâíå ìåõàíè÷åñêàÿ ñèëà ïðåâûøàåò åñòåñòâåííóþ ñîïðîòèâëÿåìîñòü òêàíåé, òî ïðîèñõîäèò ðàçðûâ ñâÿçîê, ôàñöèé, ìûøö, ñóõîæèëèé, íåðâîâ è äð.

Ðàçðûâ ñâÿçîê.

Ðàçðûâ ñâÿçîê ïðîèñõîäèò ïðè òðàâìå ñóñòàâîâ, ñîïðîâîæäàåòñÿ íàðóøåíèåì èõ ôóíêöèé. Ïðèçíàêàìè ðàçðûâà ñóñòàâíûõ ñâÿçîê ÿâëÿþòñÿ âûðàæåííûé áîëåâîé ñèíäðîì, ñóùåñòâåííîå îãðàíè÷åíèå (äî íåâîçìîæíîñòè) äâèæåíèÿ â òðàâìèðîâàííîì ñóñòàâå, íàëè÷èå êðîâîèçëèÿíèÿ â ìÿãêèå òêàíè â ìåñòå ïîâðåæäåíèÿ.

Ïðè èñòå÷åíèè êðîâè â ñóñòàâíóþ ïîëîñòü êîëåííîãî ñóñòàâà íàäêîëåííèê ïðèïîäíèìàåòñÿ íàä ïîâåðõíîñòüþ íîãè, ïðè íåçíà÷èòåëüíîì ïàëüïàòîðíîì èññëåäîâàíèè îùóùàåòñÿ êîëåáàíèå æèäêîñòè ïîä íèì, à ïðè îòïóñêàíèè íàäêîëåííèêà ïðîñëóøèâàåòñÿ, êàê îí óäàðÿåòñÿ î ïîäëåæàùèå êîñòè èëè âíîâü ïîäíèìàåòñÿ.

Äàííûé ïðèçíàê ïîëó÷èë íàçâàíèå ñèìïòîìà «áàëëîòèðîâàíèÿ». Ïðèìåðíî òàêèå æå ñèìïòîìû ìîæíî îòìå÷àòü è ïðè íàïîëíåíèè êðîâüþ äðóãèõ ñóñòàâîâ. Îòìå÷àåòñÿ îòåê ïîâðåæäåííîé ÷àñòè òåëà.

Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ðàçðûâå ñâÿçîê.

 äàííîì ñëó÷àå îñíîâíîå ìåðîïðèÿòèå ïðè îêàçàíèè ïîìîùè ïîñòðàäàâøåìó – ñîçäàíèå ïîëíîãî ïîêîÿ â òðàâìèðîâàííîì ñóñòàâå. Åãî èììîáèëèçàöèþ ïðîâîäÿò ïîäðó÷íûìè ñðåäñòâàìè ñ ïðåäâàðèòåëüíûì íàëîæåíèåì äàâÿùåé ïîâÿçêè. Ìîæíî ïðèëîæèòü ê ìåñòó òðàâìû õîëîä.

Íåïîñðåäñòâåííî ïîñëå òðàâìû ñâÿçîê ñ ìàññèâíûì êðîâîèçëèÿíèåì ðåêîìåíäóåòñÿ íåîäíîêðàòíîå ïðîâåäåíèå ïóíêöèé ñóñòàâíîé ïîëîñòè äëÿ îòñàñûâàíèÿ êðîâè. Ïðè áîëüøîé êðîâîïîòåðå íåîáõîäèìî âíóòðèâåííîå ââåäåíèå êðîâè è ïëàçìîçàìåíèòåëåé. Äëÿ îáåçáîëèâàíèÿ èñïîëüçóþò àíàëüãåòèêè (ìåòàìèçîë íàòðèÿ, êåòîðîëàê, òðàìàäîë) â âèäå òàáëåòîê èëè èíúåêöèé.

Ðàçðûâû ñâÿçîê è êàïñóëû íàèáîëåå ÷àñòî ïðîèñõîäÿò â êîëåííîì ñóñòàâå è ñîïðîâîæäàþòñÿ òðàâìèðîâàíèåì èëè ïîëíûì îòðûâîì ìåíèñêîâ èëè êðåñòîîáðàçíûõ âíóòðèñóñòàâíûõ ñâÿçîê, ÷òî òðåáóåò íå òîëüêî àäåêâàòíîé íåîòëîæíîé äîâðà÷åáíîé ïîìîùè, íî è ñïåöèàëüíîãî ëå÷åíèÿ (çà÷àñòóþ õèðóðãè÷åñêîãî).

Ðàçðûâû ñóõîæèëèé.

Ïàäåíèå ñ áîëüøîé âûñîòû, ðåçêèé ïîäúåì òÿæåñòåé ìîãóò ñòàòü ïðåäðàñïîëàãàþùèìè ôàêòîðàìè ðàçðûâà ñóõîæèëèÿ èëè åãî îòðûâà îò ìåñòà ïðèêðåïëåíèÿ ê êîñòè.  ðåçóëüòàòå ñïàçìîâ ìûøö êîíöû ðàçîðâàííûõ ñóõîæèëèé ðàñõîäÿòñÿ.  ìåñòå ïîâðåæäåíèÿ âîçíèêàåò áîëü, íàðóøàåòñÿ ôóíêöèÿ êîíå÷íîñòè. Îíà èíîãäà èçìåíÿåòñÿ ïî ôîðìå ïî ñðàâíåíèþ ñ íåïîâðåæäåííîé.

Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ðàçðûâå ñóõîæèëèé.

Ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â èììîáèëèçàöèè êîíå÷íîñòè è ïðèëîæåíèè õîëîäà ê íåé, òàêæå ââîäÿò àíàëüãåòèêè (ìåòàìèçîë íàòðèÿ, êåòîðîëàê, òðàìàäîë).  äàëüíåéøåì ïðîâîäèòñÿ îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå.

Ðàçðûâû ôàñöèé.

Ôàñöèè, êîòîðûå ïîêðûâàþò ìûøöó, ðàçðûâàþòñÿ äîâîëüíî ðåäêî; òàêîãî ðîäà òðàâìû ïðîèñõîäÿò òîëüêî îò ïðÿìîãî óäàðà, íàïðàâëåííîãî ïåðïåíäèêóëÿðíî ôàñöèè (ñïîðòèâíàÿ èëè êðèìèíàëüíàÿ òðàâìà). Âñëåäñòâèå òðàâìû â ôàñöèè îáðàçóåòñÿ ùåëåâèäíûé äåôåêò, ÷åðåç êîòîðûé (ïðè íàïðÿæåíèè) âûïèðàåò ôðàãìåíò ìûøöû, ÷òî íåñëîæíî íàáëþäàòü ó ïîñòðàäàâøåãî.

Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ðàçðûâå ôàñöèé.

 ïëàíå ïåðâîé ïîìîùè ðåêîìåíäóþòñÿ òîëüêî òóãîå áèíòîâàíèå è èììîáèëèçàöèÿ òðàâìèðîâàííîé êîíå÷íîñòè, äâèæåíèÿ â ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè èëè èíîé ÷àñòè òåëà ñïîñîáíû óñóãóáèòü ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ. Ëå÷åíèå ðàçðûâà ôàñöèé îïåðàòèâíîå è ïðîõîäèò â óñëîâèÿõ õèðóðãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ ñòàöèîíàðà. Ïðè áîëè ìîæíî äàòü ïîñòðàäàâøåìó àíàëüãåòèêè.

Ðàçðûâû ìûøö.

Ïîëíûå èëè ÷àñòè÷íûå ðàçðûâû ìûøö – ÿâëåíèÿ â êëèíè÷åñêîé ïðàêòèêå äîâîëüíî ðåäêèå. Òàêèå òðàâìû â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðîèñõîäÿò ïðè ïîäíÿòèè î÷åíü áîëüøèõ òÿæåñòåé èëè æå ïðè ïàäåíèè ñî çíà÷èòåëüíîé âûñîòû. Âñå òàêè ÷àùå ðàçðûâàþòñÿ ìûøöû, èçíà÷àëüíî ïàòîëîãè÷åñêè èçìåíåííûå.

Åñëè ïðîèñõîäèò ðàçðûâ ìûøöû, òî åå êîíöû ñîêðàùàþòñÿ è ðàñõîäÿòñÿ. Ðàçðûâó ìûøöû ñîïóòñòâóþò áîëü, êðîâîèçëèÿíèå è ïàëüïàòîðíî îïðåäåëÿåìûé äåôåêò ïîñòðàäàâøåé ìûøöû. Íàðóøàåòñÿ ôóíêöèÿ òðàâìèðîâàííîé êîíå÷íîñòè.

Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ðàçðûâå ìûøö.

Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïîäîçðåíèè íà ðàçðûâ ìûøöû – ïîëíàÿ èììîáèëèçàöèÿ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, íàëîæåíèå õîëîäà íà îáëàñòü òðàâìû. Ïðè âûðàæåííîì áîëåâîì ñèíäðîìå ââîäÿò äîñòóïíûå îáåçáîëèâàþùèå ñðåäñòâà, êàê âíóòðü, òàê è ñ ïîìîùüþ èíúåêöèé – ìåòàìèçîëà íàòðèÿ, êåòîðîëàêà, òðàìàäîëà.

 äàëüíåéøåì ïðîâîäÿò ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû ïðè íåïîëíûõ ðàçðûâàõ ìûøö è îïåðàòèâíîå óøèâàíèå – ïðè ïîëíîì ðàçðûâå, ïðè çàñòàðåëûõ ðàçðûâàõ ïðèìåíÿþò ñøèâàíèå ñ èñïîëüçîâàíèåì ïëàñòè÷åñêîãî ìàòåðèàëà – ôðàãìåíòîâ äðóãèõ ìûøö – è æåñòêóþ èììîáèëèçàöèþ íà ïðîòÿæåíèè 3 íåäåëü.

Читайте также:  Воспитание ребенка с синдромом единственный

«Áûñòðàÿ ïîìîùü â ýêñòðåííûõ ñèòóàöèÿõ» Êàøèí Ñ.Ï.

Ëó÷øèå òåêñòîâûå ïîñòû Ïèêàáó äëÿ Ïèêàáó )

Источник

Цель: Научить студентов выявлять симптомы «острого жи­вота» и оказывать первую помощь таким больным. Познакомить студентов с основными заболеваниями в неотложной хирургичес­кой практике, которые сопровождаются развитием синдрома «ос­трый живот».

Контрольные вопросы

1. Что характерно для острых хирургических заболеваний ор­ганов брюшной полости? На какие группы они подразделяются? Что понимают под термином «острый живот» ?

2. Какие манипуляции запрещены у таких больных до осмот­ра врача?

3.

Острый аппендицит. Этиология. Особенности клиники. Первая помощь.

4. Острый холецистит. Этиология. Особенности клиники. Первая помощь.

5. Острый панкреатит. Этиология. Особенности клиники. Первая помощь.

6. Острый перитонит. Этиология. Особенности клиники. Пер­вая помощь.

7. Пробная язва желудка и 12-п. кишки. Этиология. Особен­ности клиники. Первая помощь.

8. Острая кишечная непроходимость. Этиология. Особенно­сти клиники. Первая помощь.

9. Ущемленная наружная грыжа живота. Этиология. Осо­бенности клиники. Первая помощь.

10. Острое ЖКТ-кровотечение. Этиология. Особенности кли­ники. Первая помощь.

11. Внематочная беременность. Этиология. Особенности кли­ники. Первая помощь.

12. Травматические повреждения органов брюшной полости. Этиология. Особенности клиники. Первая помощь.

Конспект лекции

Вспомним некоторые аспекты топографической анатомии. Зоны брюшной полости

1 — эпи-; 2 — мезо-; 3 — гипогастрий; 4 — правое подребе­рье; 6 — правая подвздошная область; 7 — левое подреберье; 9 — левая подвздошная область; 5 — правая боковая область; 8 — левая боковая область.

В этих зонах расположены:

1. Желудок, малый сальник, часть 12-п. кишки, поджелу­дочная железа, левая доля печени, аорта.

2. Петли тонкой кишки, большой сальник, поперечная обо­дочная кишка, аорта.

3. Мочевой пузырь, матка, петли тонкого кишечника.

4. Правая доля печени, желчный пузырь, часть 12-п. кишки, верхний полюс правой почки, печеночный изгиб ободочной кишки.

5. Восходящая ободочная кишка, правая почка с мочеточ­ником.

6. Слепая кишка с червеобразным отростком (apendix), пра­вый мочеточник, правые придатки матки.

7. Часть желудка, селезенка, хвост поджелудочной железы, вер­хний полюс левой почки, селезеночный изгиб ободочной кишки.

8. Левая почка с мочеточником, нисходящая часть ободоч­ной кишки, тонкий кишечник.

9. Сигмовидная кишка, левый мочеточник, левые придат­ки матки.

• Осмотр живота

При осмотре живота обращают внимание на его конфигура­цию. Живот может быть нормальной конфигурации с несколько выступающей надлобковой областью, он может быть увеличен за счет чрезмерного развития подкожного жирового слоя, вздут при наличии метиоризма, асцита. Затем обращают внимание на правильность конфигурации живота, симметричность. При уве­личении печени может появиться выбухание в верхней половине живота, при увеличении матки — в нижней половине.

Далее, попросив больного «подышать животом» (симптом Розанова), следят за подвижностью брюшной стенки. При нали­чии болевых ощущений больной не сможет произвести глубокий вдох (например, при приступе острого аппендицита, холецистита). Затем обращают внимание на наличие расхождения прямых мышц живота, попросив больного приподнять голову. Имеющиеся на животе следы от применения больным грелок, а также послеопе­рационные рубцы иногда помогают в расшифровке имеющихся у больных жалоб. Антиперистальтические движения, наблюдаемые в подложечной области либо по ходу кишечника, могут навести на мысль о наличии препятствия для продвижения пищевых масс.

При вздутии живота необходимо выяснить его причины: ожирение, скопление жидкости, метиоризм. Ограниченное взду­тие может быть связано с наличием опухоли, инкапсулировани­ем жидкости или метиоризмом при стенозе кишечника. После­днее предположение подтверждается видимой на глаз перисталь­тикой над местом сужения, где располагается и ограниченный участок вздутия живота.

При портальной гипертензии можно выявить симптом «го­лова медузы».

При наличии перитонита всегда положителен симптом Щеткина-Блюмберга (надавливаем, отпускаем боль усиливается).

Очень важны для диагностики неотложных хирургических состояний навыки пальпации живота, его перкуссии и аускуль­тации (с ними познакомитесь под руководством преподавателя на занятии).

Источник